Влияние детско-родительских отношений на возникновение личных проблем подростков

2.2 Потребность во взаимном общении


Принято считать, что потребность в общении с родителями в подростковом возрасте снижается, уступая место потребности в общении со сверстниками. Однако, здесь следует различать формальное и неформальное общение с родителями. Общение формальное, регламентированное, посвященное вопросам поведения и учебы вызывает у подростков острую неудовлетворенность, а потребность в неформальном общении с родителями очень высока, но удовлетворяется по некоторым данным только на треть, при этом общением с матерью удовлетворены треть подростков, а общением с отцом только одна десятая опрашиваемых [2]. Причиной такого психологического барьера И.С. Кон называет «неумение и нежелание выслушать, понять то, что происходит в сложном юношеском мире», неумение принять подростка как отдельную личность с ее автономной реальностью, уверенность в непогрешимости своего жизненного опыта.

Отношение к семье в ходе взросления меняется. В процессе социализации группа ровесников в значительной степени замещает родителей - тем самым ослабляются эмоциональные связи внутри семьи. Впрочем, надо отметить, что хотя родители, как центр ориентации и идентификации, отступают в этом возрасте на второй план, это относится лишь к определенным областям жизни. Для большинства подростков родители, и особенно мать, остаются главными, эмоционально близкими лицами. И в большинстве случаев именно к матери подростки склонны обращаться по всем возникающим у них проблемам. Но, если, поговорить с родителями о том, что волнует, подростку не удается, то отношения в семье неминуемо ухудшаются. Они становятся суше, принимают формальный, рутинный характер, замыкая подростка внутри себя или подменяя семейные ценности «ценностями» уличными - ребенок уходит из дома туда, где его готовы выслушать и понять.

подросток семья воспитание личный


Глава 3. Семейное воспитание и возникновение личных проблем подростка


Быть родителем – вероятно наиболее трудная задача, с которой сталкивается большинство взрослых, не имея какой либо предварительной подготовки или образования. Неудивительно, что совершаются ошибки, предъявляются необоснованные ожидания, включаются сильные чувства. Так или иначе, от родителей ожидается, что они хорошо справляются со своей ролью, просто потому, что сами воспитывались родителями.

Родительское отношение к ребенку всегда является двойственным и противоречивым. С одной стороны родители проявляют к своим детям безусловную любовь, а с другой – объективное оценочное отношение, направленное на воспитание ценных качеств и способов поведения. Э.Фромм выделил качественное отличие между материнской и отцовской любовью. По его мнению [9], материнская любовь безусловна, дана от рождения, но неподвластна контролю со стороны ребенка, ее невозможно завоевать, а отцовская любовь обусловлена тем, оправдывает ли ребенок его ожидания, она управляема и ее можно заслужить собственной активностью ребенка.


3.1 Факторы семейного воспитания, влияющие на возникновение личных проблем подростка


Негармоничное воспитание подростков приводит к возникновению у них целого спектра проблем. Э.Г. Эйдемюллер и В. Юстицкис [11, стр.498] выделили следующие факторы родительского воспитания, наиболее важные с точки зрения формирований нарушений поведения и отклонения личности детей и подростков:

·        Уровень протекции - то количество сил, внимания и времени, которое родители уделяют воспитанию ребенка. При геперпротекции родители посвящают ребенку слишком много времени, сил, внимания, его воспитание становится главным делом их жизни. При гипопротекции подросток находится на периферии внимания родителей, до него «не доходят руки», за воспитание берутся, лишь тогда, когда случается что-то серьезное.

·        Степень удовлетворения потребностей ребенка. При потворствовании родители стремятся к максимальному и некритическому удовлетворению потребностей ребенка, балуют его. Игнорирование характеризуется недостаточным стремлением к удовлетворению потребностей ребенка, причем чаще страдают духовные потребности, особенно потребность в эмоциональном контакте, общении с родителями.

·        Количество и качество требований к подростку в семье представлено разными шкалами: степень требований - обязанностей, степень требований – запретов, строгость санкций.

Устойчивые сочетания указанных параметров создают несколько характерных негармоничных стилей воспитания (табл.1) [6, стр. 237-238]:


Табл.1

Тип воспитания

Выраженность черт воспитательного процесса

Уровень протекции

Степень удовлетворения потребностей ребенка

Степень предъявления требований

Степень запретов

Строгость санкций

Потворствующая гиперпротекция

+

+

-

-

-

Доминирующая гиперпротекция

+

+-

+-

+

+-

Повышенная моральная ответственность

+

-

+

+-

+-

Эмоциональное отвержение

-

-

+-

+-

+-

Жестокое обращение

-

-

+-

+-

+

Гипопротекция

-

-

-

-

+-


Нарушения взаимоотношений подростка с родителями может стать фактором, провоцирующим нарушения социальной адаптации, отклонения в поведении, невротические и психосоматические расстройства, даже психогении. А.Е. Личко подробно характеризует наиболее неблагоприятные сочетания отклонений характера с нарушениями взаимоотношений подростка с родителями [3].

Потворствующая гиперпротекция – это такой тип негармоничного воспитания, когда родители стремятся освободить ребенка от любых трудностей, некритично потакают любым его желаниям, чрезмерно обожают и покровительствуют ему, восхищаются минимальными его достижениями и требуют от окружающих подобного же поведения. В этом случае у подростка возникает завышенный уровень притязаний, стремление к лидерству при недостаточном упорстве и опоре на свои реальные силы. Потворствующая гиперпротекция является наиболее травматичной при истероидной акцентуации подростка, т.к. содействует усилению демонстративных черт, оказывает неблагоприятное воздействие на лабильную и гипертимную акцентуацию.

Доминирующая гиперпротекция – ребенок также в центре обостренного внимания родителей, которые, отдавая ему много времени и сил, лишают его самостоятельности, ставя многочисленные ограничения и запреты. В этом случае для поведения подростка характерно либо реакция эмансипации, либо безынициативность и неумение постоять за себя. Доминирующая гиперпротекция оказывает наиболее неблагоприятное воздействие на гипертимных подростков: усиливает реакцию эмансипации, приводит к резкому противостоянию с родителями, может обусловить острые аффективные проявления. В то же время при психоастенической, сенситивной и астеноневротической акцентуациях гиперпротекция, напротив, усиливает астенические черты: тревожность, склонность к ипохондрическим переживаниям, ощущение собственной неполноценности.

Гипопротекция – к подростку проявляют мало внимания, у родителей нет интереса к его делам, он заброшен физически и неухожен, часто служит предметом насмешек сверстников. Как вариант – скрытая гипопротекция, когда ребенком интересуются формально. Родители эмоционально не включаются в жизнь ребенка. Гипопротекция особенно неблагоприятна при акцентуации по неустойчивому типу, поскольку при таком типе воспитания ничем не ограничивается присущая таким подросткам повышенная тяга к удовольствиям, праздности, времяпровождению в уличных компаниях и т.д. Подростки конформного типа в условиях гипопротекции могут испытывать повышенную тревожность, вследствие недостаточной регламентации своего поведения, отсутствия четких и определенных требований.

Эмоциональное отвержение – ребенком тяготятся, его потребностями пренебрегают. Подростка считают обузой, проявляют общее недовольство им. При скрытом эмоциональном отвержении родители стремятся завуалировать реальное отношение к ребенку повышенной заботой и вниманием к нему. Оно создает психическую травматизацию и ведет к формированию невротических расстройств при лабильной, сенситивной и астеноневротической акцентуациях, а также может способствовать формированию и усилению черт эпилептоидной акцентуации.

Повышенная моральная ответственность – от ребенка требуют честности, порядочности, чувства долга, не соответствующего его возрасту, возлагают на него ответственность за благополучие близких и подросток боится их разочаровать, поступает в соответствии с инструкциями родителей и лишается возможности индивидуального развития. Такие завышенные трудновыполнимые требования наиболее трудно переживаются подростками психоастенической акцентуации, т.к. способствуют развитию тревожно-мнительных черт [3].

Жестокое обращение с ребенком – склонность родителей к применению строгих наказаний даже при незначительных нарушениях поведения при игнорировании потребностей подростка. Может проявляться открыто, когда на ребенке срывают зло, применяя насилие, или быть скрытыми, когда между родителем и подростком стоит стена эмоциональной холодности и враждебности. В этом случае контакт между подростком и родителями нарушен и степень их влияния на ребенка минимальна и искажена.


3.2 Стили семейного воспитания и их воздействие на возникновение личных проблем подростков


Ребенок проходит в своем развитии определенные стадии, но и его родители тоже преодолевают этап за этапом со своими специфическими задачами, особенностями и трудностями. Дети в семье – обогащают жизнь двух людей, связавших себя узами брака. Подобно тому, как неповторима личность каждого человека, индивидуальны отношения между супругами, столь же сложны и отношения родителей к своему ребенку, неоднозначны стили семейного воспитания. «Под стилем семейного воспитания понимается совокупность родительских стереотипов, воздействующих на ребенка» [10, стр. 480]. Наблюдения за воспитанием детей в различных семьях позволили психологам составить описание различных типов воспитания.

Во многих работах, посвященных детско-родительским отношениям, опираются на предложенную Д. Баумринд более 30 лет назад типологию стилей семейного воспитания, содержательно описывавшую три основных стиля: авторитарный, авторитетный, но демократический и попустительский (цит. по [6, стр. 233]).

Но впоследствии были выделены и другие характерные стили семейного воспитания – хаотический и опекающий [6, стр.235].

·        Авторитарный стиль воспитания характеризуется тем, что все решения принимают родители, считающие, что ребенок во всем должен подчиняться их воле и авторитету. Они ограничивают свободу и самостоятельность ребенка, не считают должным объяснять и обосновывать свои требования, сопровождая их жестким контролем, суровыми запретами, выговорами и физическими наказаниями. Такие родители исключают душевную близость с детьми, они скупы на похвалы, поэтому между ними и детьми редко возникает чувство привязанности. Однако, жесткий контроль редко дает положительный результат. В подростковом возрасте авторитарность родителей порождает конфликты и враждебность. Наиболее активные и сильные подростки сопротивляются, бунтуют и становятся избыточно агрессивными. Он, как правило, сразу покидают родительский дом, как только предоставляется малейшая возможность. Робкие, неуверенные в себе подростки слушаются родителей во всем, не предпринимая попыток самостоятельных решений. При таком воспитании формируется лишь механизм внешнего контроля, основанный на страхе перед наказанием или чувстве вины. Как только угроза внешнего наказания исчезает, поведение подростка может стать асоциальным.

·        Демократический стиль воспитания характеризуется тем, что родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями. Подростки включены в обсуждение семейных проблем, участвуют в принятии решений, выслушивают и обсуждают мнение родителей, учатся обосновывать и отстаивать свою точку зрения. Взрослые, чутко относясь к запросам подростка, требуют от них в ответ осмысленного поведения, проявляют твердость, сталкиваясь с капризами и проявлениями немотивированных вспышек гнева, заботятся о справедливости и последовательном соблюдении дисциплины. Все это формирует в подростке ответственное социальное поведение. Такие дети более энергичны и уверены в себе, у них лучше развиты чувство собственного достоинства и самоконтроль, им легче удается наладить отношения со сверстниками, они ответственно относятся к своим обязанностям.

·        Попустительский тип воспитания характеризуется тем, что ребенок должным образом не направляется, практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей или не выполняет их указаний. Для таких родителей характерно неумение, неспособность или нежелание руководить детьми. Подростки, выросшие в таких семьях, конфликтуют с теми, кто не потакает им, не способны учитывать интересы других людей, устанавливать прочные эмоциональные связи, не готовы к ограничениям и ответственности. Они воспринимают недостаток

руководства со стороны родителей как проявление равнодушия и   эмоционального отторжения, а, следовательно, чувствуют страх и неуверенность. Нежелание и неспособность семьи контролировать поведение подростка может привести к вовлечению его в асоциальные группы, поскольку он оказывается лишен психологических механизмов, необходимых для ответственного, самостоятельного поведения в обществе.

·        Хаотический стиль воспитания характеризуется отсутствием единого подхода к воспитанию, когда нет выраженных, определенных, конкретных требований к ребенку или наблюдаются противоречия, разногласия в выборе воспитательных средств между родителями. При таком стиле воспитания оказывается фрустрированной одна из базовых потребностей личности – потребность в стабильности и упорядоченности окружающего мира, наличии четких ориентиров в поведении и оценках. Непредсказуемость родительских реакций лишает ребенка ощущения стабильности, провоцирует повышенную тревожность, неуверенность, импульсивность, а иногда даже агрессивность, неуправляемость и социальную дезадаптацию. У подростка при таком воспитании не формируется самоконтроль и чувство ответственности, отмечается незрелость суждений, заниженная самооценка.

·        Опекающий стиль воспитания характеризуется стремлением постоянно быть около ребенка, решать за него возникающие проблемы. В этом случае родители бдительно следят за поведением подростка, ограничивают его самостоятельность, тревожатся, что с ним может что-то произойти. Несмотря на внешнюю заботу, подобный стиль воспитания, приводит, с одной стороны, к чрезмерному преувеличению собственной значимости у подростка, с другой – к формированию у него тревожности, беспомощности, запаздыванию социальной зрелости.


3.3 Дисгармония семейных отношений и подросток


Дисгармония супружеских отношений отрицательно влияет на качество детско-родительских отношений и так же приводит к возникновению личных проблем подростка. Нарушение эмоциональных отношений семье оказывает негативное влияние на формирование личности подростка, приводя к нарушениям полоролевой идентификации, использованию неадекватных защитных механизмов, невротическим реакциям. Из подростка, выросшего в семье с нарушениями коммуникативных процессов между ее членами, может сформироваться личность, не обладающая средствами для точного самовосприятия и самовыражения, ложно интерпретирующая поступающие извне сигналы и сообщения - «…предположения, на которых основываются ее действия будут ложными, а ее попытки приспособиться к окружающей действительности – беспорядочными и неадекватными» [7, стр. 283].

Структура гармоничной семьи должна быть целостной и согласованной. Она должна обеспечивать потребности всех членов семьи и соответствовать их возможностям. В дисгармоничных семьях эта структура искажается и, прежде всего, отмечается нарушение позиции ребенка. Ребенок может выполнять следующие роли [11]:

·                   «Любимчик». Когда супружеские отношения по тем или иным причинам не удовлетворяют, появляется чрезмерная концентрация на ребенке. Появляется желание отдать ребенку (как правило, противоположного пола) «все чувства», «всю любовь», которые в норме в гармоничной семье удовлетворяются в психологических отношениях супругов. Нередко мать отказывается от повторного замужества, карьеры. При наступлении подросткового возраста у родителей возникает страх перед самостоятельностью детей, желание удержать их, что тормозит наступление у подростков социальной зрелости.

·                   «Бэби». Подросток является в семье только маленьким ребенком, от которого ничего не зависит. Родители стараются игнорировать поведение детей, сохранить у них такие детские качества, как непосредственность, наивность, игривость. Это сопровождается снижением требований к ребенку и стимулирует психологический инфантилизм. Такое отношение к детям может быть обусловлено боязнью родителей переходить на новую стадию жизненного цикла семейных отношений, неуверенностью в своих воспитательных возможностях. Для подростка это чревато трудностями во взаимоотношениях со сверстниками.

·                   «Хулиган». Родитель видит в подростке черты своего характера, которые он чувствует, но не хочет признавать в самом себе, например, агрессивность, лень, неряшливость, влечение к алкоголю, негативизм, несдержанность. Ведя борьбу с этими реальными или вымышленными качествами подростка, родитель (чаще всего отец) получает от этого эмоциональную выгоду. Такие родители много и часто говорят о непримиримой и постоянной борьбе с отрицательными чертами и слабостями своего ребенка, о наказаниях, в то же время в их высказываниях сквозит уверенность, что это не поможет, так как он «по натуре» такой. Парадоксально, но это приводит к программированию и закреплению вредных привычек и асоциального поведения подростка.

·                   «Вундеркинд». В основе этой, навязанной ребенку, роли лежит стремление родителей замещающим образом удовлетворить собственные нереализованные потребности (недостаточная самореализация, неудавшийся брак, несложившаяся карьера и т.д.) и желание через идентификацию с ребенком это компенсировать. В этом случае к подростку предъявляются чрезмерно завышенные требования, а отношение к нему ставится в сильную зависимость от его успехов. Это чревато для подростка нервными срывами, ощущением ненужности и избыточным перфекционизмом.

·                   «Козел отпущения». Подросток в этом случае служит громоотводом для разрядки эмоций своих родителей, испытывающих конфликтные переживания в семье или вне семьи. В основе этой роли также лежит механизм замещения, позволяющий адресовать негативные эмоции лицу, не способному дать отпор, которым в семье и является ребенок. Подросток в этом случае становится неуверенным в себе, испытывает тревогу и чувство вины, чувствует себя ненужным и нелюбимым. Как правило, находятся подростковые группы вне дома (часто асоциальные или секты), к которым он и присоединяется в поиске эмоциональной поддержки и возможности ощутить себя значимым лицом.

·                   «Судья». В этом случае подростка не по возрасту рано включают в сложности семейной жизни, заставляют регулировать и судить супружеские конфликты. Родители, выясняя отношения, вовлекают в конфликт ребенка, не принимая в расчет его переживания, используют его как орудие друг против друга или в роли посредника для примирения.

Приведенные описания хорошо иллюстрируют тот факт, что на детей влияют не только преднамеренные воздействия, но в равной и даже в большей степени все особенности поведения родителей. В дисгармоничных семьях, где родительские позиции неадекватны, утрачивают качество гибкости, становятся непрогностическими, формирование подростка всегда носит проблемный характер.


Заключение


Связь между родителями и детьми относится к наиболее сильным человеческим связям. Развитие подростка и помощь ему невозможно оторвать от реалий семейной жизни. Больше всего благополучию подростка способствуют доброжелательная атмосфера в семье и такая система семейных взаимоотношений, которая дает чувство защищенности и одновременно стимулирует и направляет его развитие. Родительская любовь – величайший и незаменимый источник развития подростка, эмоций, нравственных качеств, положительного мироощущения, уверенности в себе. Она – условие и неиссякаемый источник отзывчивости, заботы, чуткости, любви к людям. Общение в атмосфере любви, близости, доверия оказывает сильнейшее воздействие на формирование личности подростка. Оно дает простор для его эмоциональных переживаний, реализации потребностей и подлинной школой социальных чувств.

Семья для подростка – это место рождения и среда его обитания. Важность влияния семьи и семейных связей на становление его личности очевидны. Поэтому так важно качество отношений родителей и детей.

В дисгармоничных семьях, где действуют негативные факторы воспитания: неадекватное воздействие факторов материального порядка; бездуховность родителей; авторитаризм или, напротив, либерализм, безнаказанность и всепрощенчество; безнравственность, отсутствие нормального психологического климата, фанатизм во всех его проявлениях, безграмотность в психолого-педагогическом отношении (отсутствие целенаправленности в воспитании, беспринципность, противоречивость в применении методов воспитания, физические наказания и причинение детям нравственных страданий); протипоправное поведение взрослых, - там подросток вырастает незрелой, асоциальной личностью с целым комплексом личных проблем, которые мешают ему адаптироваться в социуме и стать полноценным его членом.

Доверие и страх, уверенность и робость, спокойствие и тревога, сердечность и теплота в общениив противоположность отчуждению и холодности – всему этому подросток учится, прежде всего, в семье, поэтому родителям следует понимать свою ответственность в формировании сбалансированной и разносторонней личности подростка. Для этого воспитание подростка, на мой взгляд, следует начинать… с воспитания самих себя, ведь задачей родителей является создание таких условий, при которых его физиологические, эмоциональные и интеллектуальные потребности будут удовлетворяться в достаточной мере и на необходимом качественном уровне. Результат такого воспитания – здоровье, счастье и благополучие самых дорогих нам людей – наших детей.


Библиография


1. Владиславский В.В. «Все начинается с детства», Мн, 1989

2. Кон И.С. «Психология ранней юности», кн. для учителя, М, 1989

3. Личко А.Е., «Подростковая психиатрия», Л, 1979

4. Малкина-Пых И.Г.«Семейная терапия» Справочник практического психолога, М, Эксмо, 2006

5. Райс Ф.«Психология подросткового и юношеского возраста, СПб, 2000

6. «Психология подростка», учебник под редакцией члена-корреспондента РАО А.А. Реана, СПб, «прайм-Еврознак», 2007

7. Сатир В.«Психотерапия семьи, СПб, Речь, 2001

8. Торохтий В.С. «Психология социальной работы с семьей», М, 1996

9. Фромм Э., «Душа человека», М, 1998

10.Шнейдер Л.Б. «Семейная психология» учебное пособие для ВУЗов, М, Академический проект, 2008

11.Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. «Психология и психотерапия семьи», СПб, Питер, 2000

 .ru


Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты