4. родитель - проблема (проблема родителя, это только его проблема, ребенок не учитывается);
- Метод анализ ситуации «Как помочь ребенку решить проблему?»
Психолог в ходе анализа должен подвести родителя к правильному подходу: пассивное слушание (прояснение проблему); активное слушание (декодирование чувств ребенка); обучение ребенка анализу проблемы и поиску ее решения.
- Метод конгруэнтной коммуникации в системе отношений взаимодействия «ребенок - взрослый» базируется на идеях и принципах гуманистической психологии (К. Роджерс, А. Маслоу, Р. Дрейкус). Метод строится на следующих принципах организации эффективного общения: Во-первых, любой акт коммуникации должен быть направлен на укрепление степени самопринятия ребенка, поддержание позитивного образа «Я». Во-вторых, коммуникация должна строится как безоценочная, т.е. необходимо избегать прямых оценок личности и характера ребенка, ставить диагноз, «навешивать ярлыки», делать негативные прогнозы на будущее ребенка. В-третьих, основной акцент в конгруэнтной коммуникации падает на отражение эмоциональных компонентов активности и деятельности ребенка. В-четвертых, взрослый в коммуникативном акте должен стать инициатором предложения кооперации и сотрудничества с ребенком в разрешении проблемных ситуаций.
Реализация намеченных принципов требует использования ряда коммуникативных техник: техники эмпатического («активного») слушания, техники использования «Я-высказываний» и техники разрешения конфликтных ситуаций. Техника активного слушания включает невербальные и вербальные компоненты. К невербальным относятся:
- установление перцептивного контакта с ребенком - позиция лицом к лицу; визуальный контакт на уровне глаз; заинтересованность во взгляде взрослого;
- теплая улыбка взрослого;
- ласковая, мягкая интонация, умеренная громкость голоса и средняя скорость речи;
- дистанция в пространстве между ребенком и взрослым в пределах 50-70 см.
К невербальным компонентам коммуникации можно отнести невмешательство в активность и деятельность ребенка, молчаливое, заинтересованное слушание.
Вербальные формы выражения эмпатии включают повторение высказываний ребенка и перефразирование, предполагающее более полное и углубленное описание чувств и переживаний ребенка взрослым, по сравнению с исходным высказыванием.
Техника «Я - сообщения (высказывания)» основана на уровне языка и на уровне чувств, «Я - сообщение» - сообщение, когда человек напрямую говорит о том, что он чувствует без личностных оценок факта случившегося. Во-первых - сообщение о своих чувствах, Во-вторых - описание факта случившегося.
Полная структура «Я - высказывания» включает четыре компонента: описание чувств и эмоций взрослого характера поведения ребенка или ситуации, вызывающей эти чувства, описание причин возникновения аффективной реакции, указание возможным результатов и следствий продолжения поведения ребенка.
- Метод обсуждения и разыгрывания ситуаций «Идеальный родитель и ребенок» глазами родителя и ребенка. Навыки декодирования чувств ребенка, эффективного вербального общения отрабатываются в специальных тренировочных упражнениях. Например: упражнение «уговаривание» - уговорить ребенка что-нибудь сделать методом перефразирования. Роль ребенка выполняет кто-либо из взрослых участников тренинга. Его задача: отказаться любыми путями от предложений родителя, используя слово «если»…
- Метод групповой дискуссии позволяет вызвать индивидуальные стереотипы воспитания, повышает психолого-педагогическую грамотность родителей, их общую сензитивность к ребенку, его проблемам.
Темы для обсуждения, используемые в групповой работе с родителями:
1. «Роль родительских ожиданий» (что хотят родители от детей, какими они видят их в будущем).
2. Что должны дать родители детям, и что дети должны дать родителям (обсуждение цели и сути воспитания, Сводится ли воспитание к обучению или это общение?)
3. Неадекватные аффекты в отношениях с детьми (эмоциональные счеты к ребенку, границы требований и контроля за поведением ребенка).
4. «Как мы наказываем детей» (способы наказания: эффективные и неэффективные)
5. Стереотипы взаимодействия с детьми (вербальное и невербальное общение с ребенком)
6. Наши конфликты с детьми (причины и источники конфликта, способы их разрешения, обоюдно выигрышная позиция в конфликте)
7. «Знать и понимать ребенка или что означает правильный подход к ребенку» (Возрастные особенности нервной системы и поведения детей в период 5-ти летнего и 6-ти летнего возраста; чему учить, что требовать и чего не стоит делать в этом возрасте, Связь типа нервной системы ребенка (холерик, флегматик, сангвиник, меланхолик) и типа реагирования с характером предъявляемых взрослым требований или устанавливаемых целей воспитания). Т.о. ряд групповых дискуссий и практических упражнений может помочь родителям обнаружить источник их неверных убеждений, понять, что некоторые взгляды должны со временем меняться.
Таблица 1 - Тематический план занятий коррекционной программы
№ занятия |
Цель |
Краткое содержание |
Упражнения |
Первый этап - ориентированный (занятия) |
|||
№1 |
Знакомство: - снижение эмоционального напряжения; - создание положительного эмоционального настроения; - инвентаризация проблем. |
Знакомство с группой; формирование взаимного доверия. Освоение правил функционирования группы. Знакомство с принципом безоценочного принятия. Инвентаризация проблем, которые возникают с детьми в процессе общения. Обсуждение проблем по вопросам. Упражнения. Обмен впечатлениями |
Игра «Знакомство - имя» Упражнение «Идеальный родитель и ребенок» |
№2 |
|
Представление об особенностях развития личности ребенка и причинах возникновения эффекта непослушания. Способствовать осознанию собственных стереотипов в воспитании ребенка. Обсуждение проблем по вопросам. Упражнение «Смена ролей». Обсуждение и обмен чувствами. |
Упражнение «Ассоциации» Упражнение «Я рад(а)» «Поводырь и слепец» Упражнение «Смена ролей» Упражнение «Дерево» Упражнение «Восковая палочка» |
Второй этап - объективирование трудностей |
|||
№3 |
- эмоциональное отреагирование родителями чувств и переживаний связанных с прошлым негативным опытом взаимодействия с детьми; - формирование продуктивного образа родителя и ребенка; - обучение умению принимать во внимание чувства другого человека в конфликтных ситуациях; - тренаж эффективных речевых сообщений родителей, адресованных ребенку; - диагностика внутриличностных и межличностных проблем |
Обучение родителей навыкам расслабления, успокоения и саморегуляцию через выполнение серии упражнений. Обучение умению слушать партнера по общению. Осознание «дистанции» в воспитании ребенка. Обобщение предыдущих упражнений. Заполнение таблицы «Сам и вместе с ребенком» |
Упражнение «Озеро покоя» Упражнение «Снятие напряжения в 12 типах» Упражнение «Мое самое спокойное место» Упражнение «Вселенная» Упражнение «Истинные и ложные утверждения» Упражнение «Ты - сообщения» Упражнение «Позиция сверху и снизу» Упражнение «Соперничество» |
№4 |
- диагностика уровня восприятия чувств ребенка в коммуникации. - обучение способам активного слушания. - обучение навыку декодирования чувств ребенка |
Разбор контрольных ситуаций взаимодействия с ребенком. Правила поведения диалога по способу активного слушания. Отработка навыка ведение «активного» диалога. Заполнение таблицы «Восприятие чувств ребенка». Обмен мнениями и чувствами о ходе занятия. После её заполнения проводится анализ уровня восприятия родителями чувств ребенка. Ответы на вопросы родителей |
Упражнение «Я прав» Упражнение «Передача хлопков по кругу» Упражнение «Восприятие чувств ребенка» |
№5 |
- определение эффективности речевых сообщений родителей, адресованных детям; - реконструкция коммуникаций между родителями и детьми; - отработка навыка декодиро-вания чувств ребенка. |
Психологическая разминка (напряжение - расслабление). Обсуждение. Знакомство с типами типичных способов коммуникации родителей с детьми. Разрывание коммуникативных установок по схеме. Работа с таблицей |
Игра «Восковая палочка» |
Третий этап - реконструктивно-формирующий |
|||
№6 |
- обучение способам выхода из конфликтных ситуаций; - дальнейшее осознание собственных чувств и установок по отношению к ребенку; - обучение вербальным и невербальным способам эффективного самовыражения; - расширение сферы осознания чувств и переживаний и конгруэнтности поведения |
Обучение способам «Я - сообщения». Тренажер конгруэнтных вербальных и невербальных сообщений Правило «Я - сообщения» и «Ты - сообщения». Тренинг эффективного вербального общения в коммуникации родитель - ребенок. Заполнение таблицы «Я - сообщения». Тренажер выражения конгруэнтных эмоций, чувств, поведения и «Я - сообщений». Анализ ошибок. Обмен чувствами. |
Упражнение «Нестандартное приветствие» Упражнение на развитие пантомимических способностей самовыражения. |
№7 |
|
Знакомство с техникой конструктивного разрешения конфликтных ситуаций. Работа с убеждениями родителей. Разыгрывание конфликтных ситуаций. Знакомство с пятишаговой моделью конструктивного разрешения конфликта на примере конкретной ситуации. Разыгрывание ситуации. Обмен чувствами. Вопросы родителей. |
Упражнение «Я хочу сегодня. |
№8 |
|
Диагностика общения родителей с детьми. Приветствие: «Я рад(а) что сегодня…». Дискуссия: методы и правила дисциплины, авторитетность и авторитарность родителей; какими по форме должны быть правила дисциплины. Обмен впечатлениями. |
Упражнение «Сильные стороны моего ребенка». Упражнение «Когда мне легко и сложно общаться с ребенком, то я…». |
Заключительный этап - обобщающе-закрепляющий. Обсуждение итогов занятий в кругу в форме беседы по вопросам. |
В начале и в конце цикла занятий проводятся совместные занятия родителей с детьми (или совместные консультации).
Итогом коррекционной работы должно быть проведение совместных развлечений, игр для детей и их родителей, что вызывает интерес и желание взрослых и в дальнейшем принимать участие в подобных мероприятиях.
3. Эмпирическое исследование проблемы влияния детско-родительских отношений на межличностные отношения старших дошкольников
3.1 Организация исследования
Изучение детско-родительских отношений в семье дает ключ к пониманию того, как воздействуя на эти отношения, можно влиять на межличностные отношения старших дошкольников к сверстникам.
Гипотеза: предполагается, что есть связь между детско-родительскими отношениями в семьях и межличностными отношениями старших дошкольников; проведение специальных занятий с родителями и детьми способно улучшить межличностные отношения старших дошкольников.
Семейное воспитание, в частности тип детско-родительских взаимоотношений считается одним из ведущих факторов развития качеств личности. В связи с актуальностью темы, и для проверки выдвигаемой гипотезы установлена цель: исследование влияния детско-родительских отношений в семье на межличностные отношения старших дошкольников.
Таким образом, задачи исследования включают в себя изучение межличностных отношений старших дошкольников; изучение взаимоотношений между родителями и детьми; выявление особенностей взаимосвязи между обозначенными параметрами.
Для достижения поставленной цели было проведено эмпирическое исследование, в основу которого положены достоверные факты. Такое исследование проводится с использованием определенных методов сбора и анализа фактов. Следует подчеркнуть, что эмпирическое исследование не предполагает создания искусственной, экспериментальной ситуации для выявления и сбора необходимых фактов. В исследовании подобного типа мы просто наблюдаем, фиксируем, описываем, анализируем и делаем выводы из того, что происходит без нашего вмешательства.
3.2 Изучение детско-родительских и межличностных отношений старших дошкольников (на материале констатирующего эксперимента)
Констатирующий эксперимент, цель которого в определении детей с проблемными межличностными отношениями, проводился 25.01.2010 года в МДОУ «Детский сад №22 «Березка» г. Зеленогорска Красноярского края.
В качестве испытуемых отобрана подготовительная группа детей в возрасте 6-7 лет и их родителей, всего 50 человек (25 детей и 25 родителей).
С помощью констатирующего этапа происходит тестирование детей и их родителей. Обследование проводилось на основе методов детских межличностных взаимоотношений и детско-родительских отношений, перечисленных в предыдущей главе. Мы предлагаем методики, позволяющие выявить особенности межличностных отношений дошкольников, особенности детско-родительских отношений. Эти методы можно условно разделить на объективные и субъективные [57. C.60]. К первым относятся те, которые позволяют зафиксировать внешнюю воспринимаемую картину взаимодействия детей в группе сверстников. При этом можно констатировать особенности поведения отдельных детей, их симпатии и антипатии и воссоздать картину взаимоотношений дошкольников. В отличие от этого, субъективные методы направлены на выявление внутренних характеристик отношения к другим детям, которые всегда связаны с особенностями его личности и самосознания.
Качественные и количественные критерии анализа результатов предоставляют возможность проверки результатов исследования: действительно ли своевременное выявление и коррекция проблемных межличностных отношений детей дошкольного возраста, способствует развитию социальной компетентности, облегчает им прохождение процесса адаптации.
Участие родителей необходимо для определения содержания будущих занятий, подборе методических приёмов и материалов в работе воспитателя, реализации индивидуального подхода к детям с целью коррекции имеющихся социально-эмоциональных проблем. Перед началом исследования с родителями была проведена беседа - это помогло нам ознакомиться с семьями дошкольников, непосредственно с детьми и их родителями. Цель беседы: установить контакт с семьей; получить основные данные о семье; выявить характер детско-родительских взаимоотношений. Результаты беседы позволили выяснить сведения о составе обследуемых семей, количество детей, их возраст, условиях проживания, а также поведенческих особенностях детей и степени заинтересованности родителей успехами ребенка.
Для изучения детских взаимоотношений, во время индивидуальной работы с каждым ребёнком, мы предлагали дошкольникам задания в следующей последовательности:
- Методика «Два домика». Ребёнку предлагается рассмотреть иллюстрации, выбрать наиболее понравившуюся для того, чтобы его заинтересовать, расположить к общению с взрослым;
- Затем «Тест-опросник детско-родительских отношений Столина»;
- И далее проективная методика «Рисунок семьи».
Анализ результатов по каждой методике исследования позволил нам сделать следующие выводы о представлениях детей дошкольного возраста о себе и межличностных отношениях со взрослыми и сверстниками.
Так, анализируя результаты первой методики видим, что 24% детей (6 человек) имеют статус «отверженных», 12% (3 человека) - статус «изолированных». Характеристика непопулярных детей раскрывается сверстниками через описание негативных форм поведения: «дерётся», «обзывается», «не слушается», «всё ломает», «не даёт игрушки» и пр. В группу «изолированных» дошкольников попадают часто болеющие дети, вновь прибывшие в дошкольное учреждение.
Основная масса группы состоит из «предпочитаемых» ребят, которые по наблюдениям воспитателей проявляют активность, могут играть как в одиночестве, так и с небольшой подгруппой сверстников. Популярных детей в коллективе дошкольников не более 15% (2-3 человека).
Из наблюдений воспитателей видно, что именно такие «звёзды» активно привлекают окружающих детей к своим действиям, с удовольствием откликаются на инициативу сверстников, дружелюбно ко всем относятся (рис. 4).
Рисунок 4 - Характеристика статусного положение ребенка в группе
Результаты обратили внимание на тот факт, что около 40% детей имеют неблагоприятный статус в среде сверстников, конфликтные ситуации дошкольники предпочитают разрешать путём агрессивных действий или жалоб взрослым. При этом самооценка завышенная в большинстве случаев (95% участников), что свидетельствовало о недостаточной критичности воспитанников к себе, к собственным поступкам (приложение 4).
Заниженная самооценка проявилась у 15% детей (4 человека) (рис. 5).
Рисунок 5 - Уровень самооценки у старших дошкольников
Результаты диагностики показали, что воспитанники с благоприятным социальным статусом (75%), конфликтные ситуации предпочитают разрешать самостоятельно или с помощью взрослого. У детей, которые отвергаются сверстниками, воспитатели наблюдают в поведении преобладание агрессивных действий, возбуждённого состояния, чрезмерных нарушений общепринятых правил. У некоторых детей наблюдаются застенчивость, неуверенность в себе, безынициативность. Эти факты могут свидетельствовать либо о разных подходах к семейному воспитанию дошкольников, либо об отсутствии продуктивных навыков общения.
Наблюдение за детьми позволило обнаружить богатый материал для анализа отношения сверстников друг к другу. Так, решая конфликтную ситуацию, дети предпочитали:
- Уход от ситуации или жалоба взрослому (убегу, буду играть без них, позову воспитательницу, всё расскажу маме).
- Агрессивное решение (тоже стукну, всё у него отберу и сломаю, буду кидаться камнями, заставлю чинить).
- Вербальное решение (пусть извинится; скажу, что так нельзя делать).
- Продуктивное решение (буду чинить куклу, я умею; поиграю с ними потом; покажу, как надо правильно играть).
Детям было легче уйти от конфликтной ситуации, жалуясь взрослому. Именно так поступает более половины испытуемых. Агрессивные решения преобладают у 30% участников, самостоятельные и конструктивные действия у - 15% детей.