Влияние эмоциональной тревожности ребенка на его статусное положение в группе

Личность с повышенным уровнем тревожности, а именно с личностной тревожностью склонна воспринимать угрозу своей самооценке. Как правило, у нее формируется неадекватная заниженная самооценка (см. выше). Типичным проявлением заниженной самооценки является повышенная тревожность, выражающаяся в склонности испытывать беспокойство в самых разных жизненных ситуациях, в том числе в таких, объективные характеристики которых к этому не предрасполагают. Очевидно, что дети, имеющие такую самооценку, находятся в постоянном психическом перенапряжении, которое выражается в состоянии напряженного ожидания неприятностей, нарастающей, несдерживаемой раздражительности,  эмоциональной неустойчивости.[15,с.133].


Глава II Экспериментальное изучение проблемы влияния эмоциональной тревожности на статус ребенка в группе старшего дошкольного возраста

§ 1 Цель, гипотеза, задачи, предмет, объект исследования и методы исследования

Цель: изучить влияние эмоциональной тревожности на статусное положение  ребенка в группе старшего дошкольного возраста.

Гипотеза: мы предполагаем, что в результате эксперимента будет получен такой результат: дети с высоким уровнем тревожности имеют неблагоприятное положение в группе.

Задачи:

1)   Изучить эмоциональную сферу детей старшего дошкольного возраста;

2)   изучить межличностные отношения в группе детей старшего дошкольного возраста;

3)   изучить статусное положение детей в группе с различным уровнем тревожности;

Предмет исследования: зависимость статуса ребенка старшего дошкольного возраста  от разного  уровня тревожности.

Объект исследования: группа детей старшего дошкольного возраста.

Для исследования  эмоционального состояния каждого ребенка группы мы использовали рисуночный тест Бака “Дом–Дерево–Человек”, методику “Рисунок несуществующего животного”.

 Также мы проводили диагностику межличностных отношений детей по методике изучения детской группы (социометрия и аутосоциометрия).

§ 2 Характеристика эмоциональной сферы детей.

Рисуночный тест «Дом. Дерево. Человек»

Для изучения эмоционального состояния дошкольников мы использовали рисуночный тест Дж.Бака «Дом. Дерево. Человек». Американский психолог Дж.Бак первым создал и разработал детально систему интерпретации теста «Дом. Дерево. Человек». Он позволяет выявить степень выраженности незащищенности, тревожности, недоверия к себе, чувства неполноценности, враждебности, конфликтности, трудности в общении, депрессивности.

Слова дом, дерево, человек – знакомы каждому, но они не специфичны, и поэтому при выполнении задания испытуемый вынужден проецировать свое представление каждого объекта и свое отношение к тому, что данный объект символизирует для него. Считается, что рисунок дома, дерева, человека- это своеобразный автопортрет рисующего человека, так как в своем рисунке он представляет те черты объектов, которые в той или иной мере значимы для него.

Для выполнения теста ДДЧ исследуемому ребенку предлагается бумага, простой карандаш,   листок. Стандартный лист для рисования складывается пополам. На первой странице в горизонтальном положении наверху печатными буквами пишется «ДОМ», на второй и третьей в вертикальной позиции сверху каждого листа – соответственно «ДЕРЕВО» и «ЧЕЛОВЕК», на четвертой – имя и фамилия испытуемого, дата проведения исследования. Для рисования обычно используется простой карандаш 2М, так как при употреблении этого карандаша наиболее ярко видны изменения в силе нажима.

Инструкция для ребенка: «Нарисуй пожалуйста, как можно лучше дом, дерево и человека»На все уточняющие вопросы испытуемого следует отвечать, что он может рисовать так, как ему хочется. Во время теста проводится наблюдение за тем, как ребенок рисует.

Качественный анализ рисунков проводится с учетом их формальных и содержательных аспектов. Информативными формальными признаками рисунка считаются, например, расположение рисунка на листе бумаги, пропорции отдельных частей рисунка, его величина, стиль раскрашивания, сила нажима карандаша, стирание рисунка или его отдельных частей, выделение отдельных деталей. Содержательные аспекты включают в себя особенности, движение и настроение нарисованного объекта.

Для анализа рисунков используются три аспекта оценки – детали рисунков, их пропорции и перспектива. Считается, что детали рисунка представляют осознание и заинтересованность человека в каждодневной жизненной ситуации. Испытуемый может показать в своем рисунке, какие детали имеют для него личностную значимость, двумя способами: позитивным (если во время работы над рисунком ребенок подчеркивает или стирает некоторые детали рисунка, а также если он возвращается к ним) или негативным (если пропускает основные детали рисуемых объектов). Интерпретация таких значимых деталей или комплексов деталей может выявить некоторые конфликты, страхи, переживания рисующего. Но интерпретировать значение таких деталей следует с учетом целостности всех рисунков, а также в сотрудничестве с рисующим, так как символическое значение деталей часто бывает индивидуально. Например, отсутствие таких основных  деталей человека, как рот или глаза, может указывать на определенные трудности в человеческом общении или его отрицание.

Пропорции рисунка иногда отражают психологическую значимость, важность и ценность вещей, ситуации или отношений, которые непосредственно или символически представлены в рисунке дома, дерева и человека. Пропорция может рассматриваться как отношение целого рисунка к данному пространству бумаги или как отношение одной части целого рисунка к другой. Например, очень маленький рисунок человека может показать чувство неадекватности субъекта в его психологическом окружении.

Перспектива показывает более сложное отношение человека к его психологическому окружению. При оценке перспективы внимание обращается на положение рисунка на листе по отношению к зрителю (взгляд сверху или снизу), взаимное расположение отдельных частей рисунка, движение нарисованного объекта.

Для количественной оценки теста ДДЧ общепринятые качественные показатели сгруппированы в следующие симптомокомплексы: 1) незащищенность, 2) тревожность, 3) недоверие к себе, 4) чувство неполноценности, 5) враждебность, 6) конфликт (фрустрация), 7) трудности в общении, 8) депрессивность. Каждый симптомокомплекс состоит из ряда показателей, которые оцениваются баллами, Если показатель отсутствует, ставится нуль во всех случаях, присутствие некоторых признаков оценивается в зависимости от степени выраженности. При наличие большинства признаков ставится 1 или 2 балла в зависимости от значимости данного признака в интерпретации отдельного рисунка или всей целостности рисунков теста. Например, отсутствие основных деталей лица: глаз, носа или рта – 2 балла (симптомокомплекс «трудности в общении»), факт изображения человека в профиль в том же симптомокомплексе – 1 балл (см. табл. 1). Выраженность симптомокомплекса показывает сумма баллов всех показателей данного симптомокомплекса.

Таблица 1: Симптомокомплексы теста «дом – дерево – человек»

Симптомокомплекс

Симптом

Баллы

Незащищенность

1

Рисунок в самом центре листа

0;1;2;3


2

Рисунок в верхнем углу листа

0;1;2;3


3

Дом, дерево – с самого края

0;1;2


4

Рисунок внизу листа

0;1;2;3


5

Много второстепенных деталей

0;1;2;3


6

Дерево на горе

0;1


7

Очень подчеркнутые корни

0;1


8

Непропорционально длинные руки

0;1


9

Широко расставленные ноги

0;1


10

Другие возможные признаки


Тревожность

1

Облака

0;1;2;3


2

Выделение отдельных деталей

0;1


3

Ограничение пространства

0;1;2;3


4

Штриховка

0;1;2;3


5

Линия с сильным нажимом

0;1;2;3


6

Много стирания

0;1;2;3


7

Мертвое дерево, больной человек

0;2


8

Подчеркнутая линия основания

0;1;2;3


9

Толстая линия фундамента дома

0;2


10

Интенсивно затушеванные волосы

0;1


11

Другие возможные признаки


Недоверие к себе

1

Очень слабая линия рисунка

0;2


2

Дом с краю листа

0;1


3

Слабая линия ствола

0;1


4

Одномерное дерево

0;1


5

Очень маленькая дверь

0;1


6

Самооправдывающие оговорки во время рисования, прикрывание рисунка рукой

0;1


7

Другие возможные признаки


Чувство неполноценности

1

Рисунок очень маленький

0;1;2;3


2

Отсутствуют ноги, руки

0;2


3

Руки за спиной

0;1


4

Непропорционально короткие руки

0;1


5

Непропорционально узкие плечи

0;1


6

Непропорционально большая система веток

0;1


7

Непропорционально крупные двумерные листья

0;1


8

Дерево, умершее от гниения

0;1


9

Другие возможные признаки


Враждебность

1

Отсутствие окон

0;2


2

Дверь – замочная скважина

0;1


3

Очень большое дерево

0;1


4

Дерево с краю листа

0;1


5

Обратный профиль дерева, человека

0;1


6

Ветки двух измерений, как пальцы

0;1


7

Глаза – пустые глазницы

0;2


8

Длинные, острые пальцы

0;2


9

Оскал – видны зубы

0;1


10

Агрессивная позиция человека

0;2


11

Другие возможные признаки


Конфликтность

1

Ограничение пространства

0;1;2;3

(фрустрация)

2

Перспектива снизу (взгляд червя)

0;1;2;3


3

Перерисовывание объекта

0;2


4

Отказ рисовать какой-либо объект

0;2


5

Дерево, как два дерева

0;2


6

Явное несоответствие качества одного из рисунков

0;2


7

Противоречивость рисунка и высказываний

0;1


8

Подчеркнутая талия

0;1


9

Отсутствие трубы на крыше

0;1


10

Другие возможные признаки


Трудности

1

Отсутствие двери

0;2

Общения

2

Очень маленькая дверь

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты