Влияние цвета на жизнедеятельность человека

Всякое желание, стремление и хотение основывается на тяготении к редукции напряжения. Организм либо отталкивается от чего-то, либо привлекается к чему-либо. Полярность цветов соответствует полярности стремлений, которые лежат в основе толкования различных цветопар, имеющих определенный ранг в субтестах диагностической методики Люшера. Желание рассматривается как фактор действия, стремление определяется как попытка энергоинформационной системы организма-психики изменить свое состояние Тест более чем прямо указывает на то, чего хочется человеку, а чего – нет.

Возможности влияния практически неисчерпаемы. Можно предлагать отвергаемые в гомеопатических дозах, особенно если речь идет о неприятии основных цветов. Можно обильно «накачивать» через всю поверхность кожи и глаза предпочитаемые цвета. Можно сочетать различные цветовые воздействия с соответствующими им музыкальными, ароматическими и многими другими воздействиями. В конце концов, влияние может быть комплексным и проходить при постоянном мониторинге изменяющегося состояния организма и психики.

Цвет может гармонизировать человека, он способен мобилизовать его ресурсы, а может успокоить и расслабить. Цветом можно вылечить, цветом можно привести субъекта в угнетенное состояние. С другой стороны, психоаналитическая работа, приводящая к опознаванию истинных причин скрытой тревожности, приводит к спонтанному изменению характера цветопредпочтения и переструктурированию всего рангового ряда цветов.

Исследование предпочтений – замечательный диагностический метод, позволяющий грамотно и обоснованно выбирать действительно полезный, подлинно эффективный режим влияния на организм с целью коррекции психического состояния и самочувствия. Влияние это, вне зависимости от глубины нарушений, поступает непосредственно в мозг, проникает во все физиологические структуры, протекает прямо к органам через активные рецепторные зоны радужки глаза. Организм немедленно отзывается на целебный цветовой поток. Но для того, чтобы он был законен, приятен и полезен, его необходимо организовывать с данными цветотеста. Это и есть истинно психосоматический подход, позволяющий с помощью единой тестовой методики избрать единый фактор влияния, равно эффективный и в исправлении телесной жизнедеятельности, и в коррекции психических состояний.


Психологическое воздействие цветов.

Классификация цветов по их психологическому воздействию на человека.

1.     Стимулирующие (теплые) цвета, способствующие возбуждению и действующие как раздражители:

-         красный: волевой, жизнеутверждающий;

-         кармин: повелевающий, требующий;

-         киноварь: подавляющий;

-         оранжевый: теплый, уютный;

-         желтый: контактирующий, лучезарный.

2.     Дезинтегрирующие (холодные) цвета, приглушающие раздражение:

-         фиолетовый: углубленный, тяжелый;

-         синий: подчеркивает дистанцию;

-         светло-синий: уводит в пространство, направляющий;

-         сине-зеленый: подчеркивает движение, изменчивость.

3.     Пастельные цвета, приглушающие чистые цвета:

-         розовый: нежный, производящий впечатление некоторой таинственности;

-         лиловый: замкнутый, изолированный;

-         пастельно-зеленый: ласковый, мягкий;

-         серовато-голубой: сдержанный.

4.     Статичные цвета, способные уравновесить, успокоить, отвлечь от других возбуждающих цветов:

-         чисто зеленый: требовательный, освежающий;

-         оливковый: успокаивающий, смягчающий;

-         желто-зеленый: обновляющий, раскрепощающий;

-         пурпурный: изысканный, претенциозный.

5.     Цвета глухих тонов, которые не вызывают раздражение (серые); гасят его (белый); помогают сосредоточиться (черный).

К ним относят две группы смешанных цветов.

6.     Теплые темные тона (коричневые), стабилизирующие раздражение, действующие вяло, инертно:

-         охра: смягчает рост раздражения;

-         коричневый, землистый: стабилизирующий;

-         темно-коричневый: смягчающий возбудимость.

7.     Холодные темные цвета, изолирующие и подавляющие раздражение: темно-серые, черно-синие, темные – зелено-синие.


Полярные цветовые пары при первом рассмотрении обнаруживают следующие признаки:

-         желтый – ультрамариново-синий: сильная напряженность, благодаря которой создается эффект движения. Воздействие активное, но требующее выравнивания, уравновешивания;

-         оранжевый – синий (зелено-синий): ритмическая полярность между излучением и глубокой замкнутостью в себе, отчего создается сильное впечатление;

-         красный – зеленый (сине-зеленый): сильный контраст между энергией и спокойствием, отсюда впечатление жизнеутверждения, импульсивности;

-         пурпурный – цвет зеленых листьев: повышает ощущение жизнеутверждения;

-         фиолетовый – лимонно-желтый: создает впечатление тяжести и легкости.


Неполярные цветовые пары.

Для неполярных цветовых пар наиболее характерны следующие признаки:

А) группа 1:

-         желтый – красный: насыщенная лучезарность, радостная теплота;

-         золотой – красный: пышность, роскошь, теплота;

-         оранжевый – красный: резко кричащий.

Б) группы 1 и 4:

-         желтый – пурпурный: некоторый диссонанс, неблагозвучность, подвижность;

-         золотой – пурпурный: мощь, достоинство, праздничность;

-         красный – пурпурный: диссонанс, праздничность;

-         желтый – цвет зеленого липового листа: веселье, радость;

-         желтый – оливковый: некоторый диссонанс (успокаивающая подвижность);

-         желто-оранжевый – цвет зеленого липового листа: умеренное возбуждение (обволакивающая теплота);

-         оранжево-красный – зеленый: импульсивность.

В) группы 1 и 2:

-         оранжевый – фиолетовый: опьянение, оглушение;

-         красный – синий: динамика отталкивания, волнение;

-         красный – ультрамариновый: резкая сила;

-         оранжевый – ультрамариновый: претенциозность, резкость.

Г) группы 1-4:

-         синий – розовый: робость, застенчивость, разобщенность;

-         пастельно-зеленый – красный: неуверенность, мерцание;

-         пастельно-зеленый – синий: односторонность, пассивность, неясность;

-         пастельно-зеленый – розовый: слабость, нежность, радушие;

-         пастельно-зеленый – лиловый: диссонанс, сумерки;

-         желто-зеленый – красновато-серый: легкий диссонанс, связанность.

Д) сопоставление с цветами группы 6:

-         бежевый – красный: легкий диссонанс (внутренняя раздвоенность);

-         бежевый – цвет зеленого липового листа: ассоциации с природой, успокаивающая теплота;

-         коричневый – зеленый (оливковый): заземленность;

-         коричневый – ультрамариновый: укрепление, разрешение;

-         темно-коричневый – синий: бескомпромиссность;

-         темно-коричневый – охра: оцепенение, жесткость, заземленность.

Е) сопоставление с цветами группы 5:

зеленый – серый: родственность, пассивность;

-         синий – серый: нейтральность, холодность;

-         красный – черный: подавление жизненности, опасность;

-         оранжевый – черный: насилие;

-         желтый – черный: разрыв, подавление лучезарности, фиксация внимания;

-         синий – черный: подчеркивание удаленности синего, ночь;

-         желтый – белый: прояснение, просветление;

-         красный – белый: ослабление яркости красного;

-         синий – белый: чистота, холодность;

-         зеленый – белый: усиление зеленого цвета, чистота, ясность;

-         розовый – белый: слабость, бледность.


Иллюзии и ожидания.

В зависимости от обстоятельств тот или иной цвет психологически вызывает у нас определенные чувства. Желтый и светлый желто-зеленый цвета вызывают ощущение чего-то легкого и, наоборот, темные тона фиолетово-синего цвета – чего-то тяжелого. При взгляде на желтый цвет леденцов выделяется больше слюны, чем при взгляде на красные леденцы. Желтый цвет конфет настраивает на ожидание кислого, красный – на сладкое. Мебель синего цвета создает впечатление холодного. Подсознательно возникает ощущение, что на синем стуле сидеть не так «тепло», как на красно-коричневом. В помещении, окрашенном в оранжевый цвет, температура кажется выше, чем в помещении сине-зеленого цвета, хотя в том и другом случае температура фактически одна и та же.

В практике необходимо учитывать психологическую реакцию человека на цвет. Цвет, воспринимаемый человеком, чисто зрительно влияет и на другие его чувства. Так, например, резкие акустические раздражители могут быть приглушены соответствующими цветовыми раздражителями. Резкие, кричащие шумы будут восприниматься более спокойно в помещении, окрашенном в оливково-зеленый, серо-зеленый, болотно-зеленый или темно-коричневый цвета. Глухие громыхающие шумы в помещении могут быть выровнены желтоватой его окраской. На кондитерской фабрике, где атмосфера насыщена запахом сладкого, можно приглушить его окраской всего помещения в «горький» цвет, прежде всего в синий. Само собой разумеется, что в литейном или кузнечном цехах, где рабочий имеет дело с огнем или расплавленным металлом, не рекомендуется красить стены в огненно-красный цвет. По-видимому, здесь рационально использовать противоположные цвету расплавленного металла синие или зеленые тона с тем, чтобы помещение казалось более холодным.

Цвет поверхности, создающий радость труда.

Разные люди, работающие в одинаковых условиях, чувствуют себя в солнечный день радостнее, чем в пасмурный. И несмотря на это, на многих предприятиях потолки необдуманно окрашены в серовато-белый цвет, а стены – в так называемый цвет слоновой кости. Такое помещение выглядит серым. В нем чувствуешь себя как в безутешный туманный день. В производственных помещениях надо применять такие цвета, которые напоминают солнце и лес, например, сочетание желтой охры и светлой зелени, оранжевый и желто-зеленый цвета. Для окраски цеха (прежде всего для его стен), где господствует высокая температура, следует брать более холодные тона. Светлый лимонно-желтый цвет на потолке будет действовать как слабо теплый тон; более теплым будет оранжево-желтый цвет. Оранжевые цвета действуют возбуждающе и всегда приятны. Желтый цвет создает душевный подъем. Красный цвет подчеркивает материальность, вещественность и его хорошо применять для покрытия больших поверхностей. Красный цвет, применяемый без меры, вместо того, чтобы создавать настроение приподнятости, начинает слишком возбуждать и в итоге вызывает отрицательные эмоции. Проведенные эксперименты показали, что желтый цвет способствует мускульной деятельности, синий – тормозит возбуждение, зеленый цвет успокаивает нервную систему. В классе школы зеленая передняя стена при желтых боковых стенах создает благоприятные условия для работы, так как глаза не утомляются ярким цветом, и от соответствующей окраски боковых стен ощущается теплота. В больничной палате также должны господствовать веселые тона. Конечно, их следует подбирать соответственно специфике больницы. Правильный подбор цветов способствует устранению страха, который часто угнетает больного. Цветовые комбинации, приглушающие страх, - это комбинации теплых тонов стен со светло-зеленым или голубым цветом потолка. Относительно подбора красок для цветового оформления рабочего места желательно помнить следующее. У рабочего вызывает отрицательные эмоции рабочее место, окрашенное в серый мрачный цвет, и наоборот, окрашенное в веселые цвета, повышает его настроение. Сосредоточенность в работе, помимо всего прочего, достигается также и тем, что ничто не раздражает и не утомляет глаза работающего. Зеленый станок на фоне светло-зеленой или коричневатой стены заставляет напрягать глаза, увеличивает утомляемость, приводит к снижению производительности труда. Возбуждающее влияние определенных цветов или сочетания цветов не может быть основанием для рекомендации этих цветов в целях поднятия производительности труда. За первоначальным возбуждением неизменно последует депрессия, и в конечном итоге результат будет отрицательный. При оформлении производственных помещений надо исходить из того, что каждый рабочий процесс требует особого подбора цветов в соответствии со спецификой данного труда. Монотонность рабочего процесса в одном цехе и оживленность в другом можно уравновесить соответствующей окраской. Таким образом, подход к цветовому оформлению танцевального класса, административной комнаты, рабочих кабинетов должен быть различным.


Характеристика и воздействие красного цвета.

Красный цвет олицетворяет могущество, прорыв, волю к победе, он всегда добивается того, чего хочет (в зависимости от оттенка – способ достижения). Он всегда в движении, всегда источник энергии. Красный цвет любит быть первым, но не всегда может им быть – это зависит от разрушительных качеств. Девиз этого цвета – «пусть выживет сильнейший». Его положительные черты: лидерство, упорство, борьба за свои права, созидание, динамичность, настойчивость, первопроходство; отрицательные черты: физическое насилие, похоть, нетерпимость, жестокость, разрушение, упрямство. Красный цвет заставляет насторожиться при опасности, символизирует страсть, возбуждает страстность, то есть страстно любит, страстно ненавидит и страстно верит. Таким образом, ему свойственна максимальность в чувствах. Красный цвет всегда практичен и не любит ходить вокруг да около (никогда не уговаривает – приходит и берет); горит желанием куда-то попасть. Он склонен к импульсивным поступкам, без предварительного обдумывания – так называемый «слон в посудной лавке». Этот цвет заставляет быть активным во всем, воодушевляет и дает силы для продолжения начатого; олицетворяет победу, способность верно нанести удар. Красный цвет управляет сексуальными взаимоотношениями. Он толкает к половому сближению даже если нет истинного влечения. В положительном аспекте – страсть, в негативном – извращение. Красный ищет справедливости, но довольствуется только ее видимостью. Этот цвет всегда привлекает внимание, он демонстративен.

К красному цвету примешивают немного желтого, чтобы получить оранжево-красный. В тесте Люшера используется не чисто красный цвет потому, что с помощью оранжево-красного цвета намечаемое воздействие может быть усилено.

Канадский исследователь Х.Вольфарт показал своим студентам на несколько минут оранжево-красный цвет теста Люшера. До и после эксперимента он измерил пульс, давление крови и частоту дыхания. Произошло то, что и следовало ожидать. При рассматривании оранжево-красного цвета эти вегетативные функции повысились.

Тот, кто отклоняет красный цвет как несимпатичный, находится в состоянии перевозбуждения и легко раздражается.

У людей, часто у подростков, воспринимающих свои сексуальные потребности как мучительный позыв, который угрожает их моральным устоям и воздержанному образу жизни, страх перед позывом выражается в отрицании красного цвета. Также и военнопленные, которые годами были вынуждены жить за колючей проволокой в угрожающих жизни условиях, особенно часто отвергают в тесте красный цвет. Отвращение к красному может быть вызвано органической слабостью или физическим и психическим истощением.

Наличие подобных связей можно было предполагать, но цветовой тест дал нам возможность точно наблюдать за психическими процессами и клиническим протеканием болезни. Человек, приближающийся из-за стресса к инфаркту, оказывает предпочтение красному цвету.

В ресторане под воздействием красного цвета посетители торопливо едят и быстро уходят. Красный цвет на короткое время повышает, а затем снижает производительность труда. В медицине применяется при лечении гиперстензии (первого этапа неврастении), малокровия, бронхиальной астмы, пневмонии, простудных заболеваний, косоглазия, близорукости, меланхолии. Противопоказан при гипертонии, воспалительных процессах. Плохо воздействует на ярко-рыжих. Красные лучи болеутоляюще действуют на нервную систему. После трехчасового пребывания в красной комнате больной, страдающий молчаливым психозом, веселеет, начинает улыбаться, на следующий день требует завтрак, от которого он долго отказывался, и с жадностью съедает. Больные скарлатиной и оспой быстрее выздоравливают на красных простынях. Красный цвет способствует работе желез внутренней секреции, выработке адреналина, связан с органами размножения, влияет на температуру тела (повышает). Делает мышцы эластичными, а суставы подвижными.

Красное – это полное энергии проникновение и преобразование, когда оно варьируется с желтыми тонами. Кто по своей натуре полон жизненной силы и энергии, а следовательно наделен чувством собственного достоинства, которое соответствует красному цвету, тот чувствует себя могущественным. Тот же, кто слаб и встречает сильного, воспринимает последнего как угрозу. По этой причине в красный цвет окрашивают предметы, указывающие на угрожающую опасность: красный сигнал светофора, противопожарное оборудование.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты