Влияние условий перинатального периода на эмоционально-личностное совершенствование ребенка

Эмоции и пространство характеризуются очень тесной взаимосвязью. несчастье, душевная боль вызывают ощущение сжатия сердца, нехватки воздуха. такие отрицательные эмоции, как страх, ревность, злоба приводят к появлению чувства тяжести, плохого самочувствия и закрепощения.

Радость заставляет наше сердце петь. Например, когда мы влюблены и когда любовь взаимна, нам легко и хорошо. Кажется, что за спиной выросли крылья, нас переполняет энергия.

Очень полезно культивировать в себе подобное состояние счастья и внутренней свободы, передавая его ребенку, который зафиксирует в своих клетках это ощущение незабываемой радости.

Музыка, пение, поэзия, искусство позволяют достичь данного внутреннего состояния и воспитывают в ребенке чувство прекрасного. В этом процессе важную роль играет не только мать, но и будущий отец ребенка. Отношение к жене, беременности и ожидаемому ребенку – главный фактор, формирующий у него ощущение счастья и силы, которое передается ему через уверенную в себе и спокойную мать.

Многочисленные опросы матерей показали, что у мам, ждущих ребенка и любящих его еще до рождения, дети рождаются более здоровыми и психически устойчивыми. У женщин, находящихся в неблагополучной семейной ситуации или плохих социальных условиях, рожаются дети, которые чаще страдают различными серьёзными нарушениями в работе пищеварительного тракта и нервными расстройствами. Кроме этого такие дети хуже приспосабливаются к жизни в обществе[8].

Рождение здорового и умного малыша является заботой не только его матери. Существует множество факторов, влияющих на развитее плода, за которые женщина несет только косвенную ответственность. Доброжелательный семейный климат в семье зависит не только самой беременной, но и от её мужа, а также их родителей – будущих бабушек и дедушек.

Таким образом, положительные эмоции матери нужны ребенку еще до рождения и являются очень важным фактором, обеспечивающим формирование его положительного опыта. Именно в период внутриутробной жизни у него формируется то или иное отношение к внешнему миру, которое впоследствии найдет свое отражение в его дальнейшей жизни, в том числе на его эмоционально-личностном состоянии.


1.4 Запись информации на клеточном уровне


Как считают многие ученые-физики – элементарные частицы, составляющие атомы, молекулы и живые клетки подчиняются как законам физики, так и основным законам физиологии. Они способны хранить, воспроизводить и передавать какие-либо сведения другим частицам. Запись информации, запоминание и передача – свойства психики. Французский физик Жан Шарон утверждает, что каждая элементарная частица имеет своего «психического двойника».

Таким образом, информация, носителем которой он является, определяет вибрационные характеристики элементарной частицы.

Ученые из Великобритании и США доказывают верность этого вывода с помощью математических расчетов. Информация о психике, мыслях и чувствах матери, получаемая формирующимся существом, определяет вибрационные свойства его клеток. Таким образом, все, через что мы проходим, записано в хромосомах клеток.

Беременная женщина является сосредоточением различных энергий, структурирующих материю. Она носит в себе проект нового существа. Поэтому поступки, мысли и чувства беременной женщины являются причиной образования или притяжения определенных типов энергии. Если будущая мать старается исключить из своей жизни все негативные моменты, то она как бы привносит в свое тело и сознание положительны эмоции и предоставляет формирующемуся плоду наилучший физический материал и качественную информацию, существующую на физическом, эмоциональном и ментальном уровнях[1].

Рассмотрим физический уровень на примере питания. Если будущая мать испытывает в процессе еды радость, чувство благодарности к природе за, например, свежее яблоко, то она приносит тем самым огромную пользу ребенку как в эмоциональном, так и в физическом плане. Кроме того, она воспитывает в нем положительное отношение к пище – уже после рождения ребенок будет менее капризен в процессе кормления и будет есть не через силу и с помощью уговоров, а с удовольствием. Те же матери, которые относятся к процессу употребления пищи, как к надоедливой необходимости и делают это на ходу или на работе рискуют привить те же качества и будущему ребенку, что отрицательно скажется на его как физиологическом, так и на психическом развитии.

На ментальном уровне женщины, обладающие богатым воображением, могут успешно его использовать в формировании личности будущего ребенка. Если воображение матери направлено на такие категории как красота, доброта, мудрость и т.д., то его можно использовать в период беременности для создания самых комфортных условий для плода на ментальном уровне.

Например, будущая мать может часто использовать различные, спокойные цвета, украшать жилище в различной цветовой гамме. Она может рассматривать радугу и представлять, как цвета радуги вливаются в её малыша. Цвета радуги являются самыми оптимальными, так они созданы самой природой во время дождя и лучей солнца.

Также будущая мать может представить себе те качества, которые бы она хотела видеть в ребенке.

Современные исследования в области психологии и психиатрии доказали связь между развитием различных психических расстройств и психосоматических заболеваний и стрессом, пережитым во время рождения. В результате благополучных физиологических родов у ребенка формируются адекватные модели поведения, положительные установки по отношению к окружающему миру, чувство удовлетворения и полноценности. В этом случае сформировавшиеся перинатальные матрицы будут отражать психоэмоциональную и поведенческую норму. Вмешательства в ход родов и отклонения от их нормального течения привносят ряд негативных факторов. Причем характер негативных переживаний ребенка тесно связан с фазой родов и характером вмешательства в их ход. Если такие установки возникли, то впоследствии, в случае активизации соответствующей бессознательной информации, они послужат для возникновения тех или иных заболеваний и психических расстройств, которые могут проявиться в любом возрасте вплоть до старости[8].

В основе нарушений психоэмоциональной сферы и поведения человека, возникающих в результате родового стресса, лежит искажение их нейроэндокринной картины. Всякое отклонение от естественного развития родовой деятельности приводит к нарушению физиологического гормонального баланса и формированию аномального «гормоностата» в мозгу новорожденного. Возможными последствиями этого являются: искажение моделей поведения, неадекватная реакция на объекты и события окружающего мира, заболевания, имеющие психогенную природу.

 В ходе физиологических родов в организме женщины идет интенсивная продукция таких гормонов, как окситоцин, пролактин, эндорфины, катехоламины, кортизон и кортизол. Определенное соотношение этих гормонов обеспечивает адекватные модели поведения индивидуума. Вследствие некорректного ведения родов или развития патологии родовой деятельности этот баланс нарушается в сторону тех или иных гормонов, что приводит к избирательности поведения и появлению симптомов психосоматических заболеваний.

Например, в периоде раскрытия, пока шейка матки еще закрыта, ребенок находится в в ситуации подавленного действия. Продолжительное пребывание в такой ситуации без положительных изменений опасно, поскольку приводит к сдвигу гормонального баланса в сторону гормонов подавления поведения. Продуцирование и накопление в тканях большого количества кортизона является причиной множества отдаленных во времени последствий, таких как развитие психосоматических заболеваний – сексуальные расстройства, депрессивное состояние, мазохизм. Повышенное содержание окситоцина во время родов приводит к чрезмерному сексуальному возбуждению, что в дальнейшем может привести к нарушениям сексуального поведения и отсутствию выраженной материнской привязанности или любви к матери. Катехоламины - аномальные уровни гормонов стресса впоследствии могут привести к преобладанию агрессивных установок, садизму, членовредительству[8].

Таким образом, нарушение естественного гормонального баланса, возникающего в ходе физиологических родов, может привести впоследствии к нарушениям в психоэмоциональной сфере и психосоматическим заболеваниям.



2 ВЛИЯНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ ЗА РЕБЕНКА ВО ВРЕМЯ БЕРЕМЕННОСТИ


Группа ученых – Г.Н. Чумакова, Е.Г. Щукина, А.А. Макарова – повели исследование, целью которого было изучение влияния тревожного отношения к ребенку во время беременности на его физическое и психическое состояние после рождения[6].

В исследовании приняли участие 41 пара «мать-ребенок». Возраст женщин — от 19 до 32 лет (средний возраст — 23,5+3,1 года). Детей у них не было. Беременность была запланирована у половины женщин и желанной была у всех. На сроке беременности 30–35 недель они добровольно по единой программе проходили психологическое обследование в условиях женской консультации или палат патологии.

В исследовании применялась следующая методика - «Тест отношений беременной» И.В. Добрякова на выявление особенностей психологического отношения беременной к будущему ребенку.

Роды у всех женщин прошли на 38–40 неделях беременности. Дети были осмотрены после рождения на 4–5 сутки, затем в возрасте одного, трех и шести месяцев. После рождения оценивалось соматическое состояние и неврологический статус по профилю угнетения-раздражения.

Материнское поведение оценивалось на предмет адекватности взаимодействия с ребенком.

Беременные женщины были разделены на две группы в соответствии с выбранными ими утверждениями раздела «отношение к своему ребенку» в блоке «отношение женщины в формирующейся системе «мать — дитя» по тесту И.В. Добрякова. В первую группу вошли женщины, ответы которых соответствовали тревожному типу: «Я постоянно прислушиваюсь к движениям будущего ребенка, без веских на то оснований, беспокоюсь о состоянии его здоровья». Данный ответ выбрали 18 женщин, которые вошли в первую (основную) группу, которую мы определили как группу «тревожных» матерей. Вторую группу (сравнения) составили 23 женщины, ответы которых соответствовали оптимальному типу отношения к беременности.

Тревожный тип характеризуется высоким уровнем тревоги у беременных, что влияет на ее соматическое состояние. Тревога может быть вполне оправданной и понятной (наличие острых или хронических заболеваний, дисгармоничные отношения в семье, неудовлетворительные материально-бытовые условия и т.п.). В некоторых случаях беременная женщина либо переоценивает имеющиеся проблемы, либо не может объяснить, с чем связана тревога, которую она постоянно испытывает. Нередко тревога сопровождается ипохондричностью. Нередко неправильные действия медицинских работников способствуют повышению тревоги у женщин, что приводит к ятрогениям. Большинство из них нуждаются в помощи психотерапевта. Выражена воспитательная неуверенность матери. Нередко и вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания, обусловливающее противоречивый тип воспитания.

Оптимальный тип отмечается у женщин, ответственно, но без излишней тревоги относящихся к своей беременности. В этих случаях, как правило, супружеский холон зрелый, отношения в семье гармоничны, беременность желанна обоими супругами. Женщина, удостоверившись, что беременна, продолжает вести активный образ жизни, но своевременно встает на учет в женскую консультацию, выполняет рекомендации врачей, следит за своим здоровьем, с удовольствием и успешно занимается на курсах дородовой подготовки. Оптимальный тип способствует формированию гармонического типа семейного воспитания ребенка.

Дети матерей первой группы в раннем неонатальном периоде имеют тенденцию к угнетению центральной нервной системы. По профилю угнетения-раздражения в первой группе средняя оценка соответствует легкому угнетению центральной нервной системы.

Во второй группе у детей средняя оценка соответствует балансу угнетения и раздражения.

Таким образом, можно предположить, что в первой группе на состояние новорожденных детей свое влияние оказывали как патология беременности, так и тревога беременных женщин.

В основной группе дети характеризуются эмоциональной неустойчивостью. Если хотя бы один из родителей (особенно мать) имеет неустойчивое эмоциональное состояние, то такой ребенок подвергается риску возникновения проблем, связанных с нарушениями в эмоциональной сфере, формированием небезопасной привязанности, снижением уровня функционирования в познавательной сфере. К эмоциональной неустойчивости были отнесены следующие характеристики: частая смена настроения, частый плач, преобладание отрицательного эмоционального состояния. Причем, если в один месяц достоверных различий между группами не выявлено, то в три месяца в первой группе эмоционально неустойчивых детей было 27,5%, к шести месяцам увеличилось до 33,0%. В группе сравнения в три и шесть месяцев таких детей не было вообще.

Влияние тревоги во время беременности на проявления эмоциональной неустойчивости находит свое подтверждение во многих литературных источниках. Накоплены факты, свидетельствующие о том, что поведение матери во время беременности, ее эмоциональные стрессы служат причиной возникновения различных форм детской психопатологии (неврозы, тревожные состояния и др.), отставания в умственном развитии и других форм патологических состояний[7].

Выявлено, что в первой группе у детей прослеживаются нарушения ночного сна. Так, достоверно больше детей основной группы засыпают медленно и спят беспокойно (Приложение 1, 2).Причем с возрастом у них наблюдается ухудшение качества сна, во второй же группе – улучшение. Это видно из приведенных ниже сравнительных таблиц сна.

Как следует из данных литературы, в происхождении расстройств сна у детей раннего возраста играют роль несколько факторов. Особое место среди причин, приводящих к расстройствам сна в раннем возрасте, занимают острые и хронические психотравмы. К нарушениям засыпания и частым пробуждениям у детей приводят постоянные конфликты, происходящие в семье в вечерние часы, незадолго до момента отхода ребенка ко сну. В большинстве своем – это ссоры между родителями, в том числе и за право контроля над поведением детей. Для нарушения сна имеют значение психотравмируюшие обстоятельства, связанные с переживанием резкого испуга, боязнью одиночества, замкнутого пространства и т.д[9].

Психомоторное развитие – один из важных показателей состояния здоровья детей раннего возраста. Его уровень позволяет судить о качестве окружающей среды, характере педагогической работы и о других факторах.

Оценка психомоторного развития проводилась по шкале Л.Т. Журбы и Е.А. Мастюковой[10]. Нами выявлено, что средние оценки психомоторного развития у детей матерей основной группы ниже, чем у детей матерей группы сравнения. Таким образом, выявлена тенденция к отставанию в показателях психомоторного развития детей основной группы. Причем отставание прослеживается на протяжении всех наблюдаемых нами возрастных периодов (Приложение 3).

Следует отметить, что дети тревожных матерей только к шести месяцам достигают уровня балльного значения психомоторного развития, соответствующего первому месяцу в группе сравнения.

Важным показателем развития ребенка является становление в трехмесячном возрасте полноценного «комплекса оживления», который включает в себя улыбку, вокализации и двигательные реакции. «Комплекс оживления» одновременно выполняет две функции — сопровождает радость ребенка по поводу воспринятых впечатлений (общение с взрослыми, рассматривание игрушек, восприятие звуков) и служит средством общения с взрослыми, причем функция общения в развитии самого «комплекса оживления» выступает как главная[11]. Появление «комплекса оживления» отражает стремление ребенка к общению, полноценность взаимодействия ребенка и взрослого.

В проведенном исследовании выявлены достоверные различия в проявлении полноценного «комплекса оживления» у детей двух групп. Так, в первой группе он наблюдался лишь у 55,0% детей, тогда как во второй группе — в 90,3% случаев, то есть меньшее количество детей тревожных матерей проявляют полноценный «комплекс оживления».

В проведенном исследовании именно неполноценность материнской роли в основной группе явилась причиной отставания в психомоторном развитии и проявления неполноценного «комплекса оживления».

Во время общения с матерями замечено, что матери первой группы меньше разговаривают с ребенком, реже пытаются установить контакт невербальными методами общения.

В целом отмечено, что матери основной группы менее удовлетворены своим ребенком. Так, они достоверно реже рассказывают о том, какой хороший у них малыш, как в три, так и в шесть месяцев.

Таким образом, на основании проведенного исследования можно сделать несколько выводов:

1.      Женщины, испытывающие повышенную тревогу во время беременности за состояние будущего ребенка, тем не менее обнаруживают его низкую ценность, психологически не уверены в благополучном исходе беременности, не нацелены на будущее материнство.

2.      Тревожные переживания беременной женщины оказывают существенное влияние на развитие ребенка первых месяцев жизни. Дети матерей с высоким уровнем тревоги характеризуются в неонатальном периоде тенденцией к угнетению центральной нервной системы, эмоциональной неустойчивостью, нарушением качества сна, имеют более низкие баллы по психомоторному развитию, нарушение коммуникативных функций в виде неполноценного «комплекса оживления».

3.      Тревожные беременные в дальнейшем проявляют себя менее успешными в роли матери, чем женщины с оптимальным типом переживания беременности. Они плохо знают причины плача, недостаточно вовлечены во взаимодействие с ребенком, мало тактильно контактируют с ним, реже рассказывают о том, какой хороший ребенок, меньше с ним разговаривают, реже пытаются установить контакт невербальными методами общения.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ


После изучения влияния условий перинатального периода на эмоционально-личностное развитее ребенка автор пришел к выводу, что, не отрицая важности воспитания ребенка, особенно в первые годы жизни, также важно воспитание ребенка еще в утробе матери.

За девять месяцев внутриутробного развития ребенок получил огромное количество информации, которая будет содержаться в его сознании на протяжении всей жизни и не только содержаться, но и оказывать определяющее влияние на его характер, психику и поступки.

Как видно из материалов данной работы, которые были изучены автором, это подтверждается не только абстрактными предположениями, но и проверено много раз опытным путем.

Также хотелось бы отметить, что данная тема находится под пристальным вниманием ученых совсем непродолжительное время, так как долгое время считалось, что развитие ребенка как личности, формирование его психики начинается уже после рождения. Однако сегодня можно с уверенностью говорить о том, что это не так и результаты проводимых исследований подтверждают ошибочность этого мнения.

Таким образом, мать и отец будущего ребенка при желании и ответственном отношении к будущему малышу, могут заложить в него фундаментальные, базовые основы его личности, что во взрослой жизни будет очень важно для социализации ребенка, и помогут ему найти себя в жизни.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1.           Учебное пособие по психологии материнства. Для факультетов: психологических, медицинских и социальной работы. – Самара; Издательский Дом БАХРАХ-М, 2003 г.

2.           Журнал «Перинатальная психология и психология родительства». Соколова О.А. Возможность влияния эмоциональных событий в жизни матери во время беременности на формирование доминирующих состояний ребёнка.

3.           Батуев А.С. Возникновение психики в дородовый период. Психологический журнал. 2000 г. № 6.

4.           Андре Бертин. Воспитание в утробе матери. Удивительные сенсорные способности плода. Учебное пособие по психологии материнства. Для факультетов: психологических, медицинских и социальной работы. – Самара; Издательский Дом БАХРАХ-М, 2003 г.

5.           Мухамедрахимов Р.Ж. Формы взаимодействия матери и младенца. Журнал «Вопросы психологии». – 1994 г. - № 6. 

6.           Г.Н. Чумакова, Е.Г. Щукина, А.А. Макарова. Влияние тревожности за ребенка во время беременности. Журнал «Перинатальная психология и психология родительства», 2006 г., № 1.

7.           Драпкин Б.З. Психотерапия материнской любовью. - М.; ДеЛиПринт, 2004 г.

8.           Ребёнок от зачатия до года. Универсальное пособие. Ж.В. Цареградская. – М.; Астрель: АСТ. 2006 г.

9.           Пальчик А.Б. Эволюционная неврология. – СПб.; Питер, 2002 г.

10.       Журба Л.Т., Мастюкова Е.А, Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни. - М.; Медицина, 1999 г.

11.       Авдеева Н.Н., Мещерякова С.Ю., Ражникова В.Г. Психология вашего младенца. - М.; АСТ, 2006 г.

12.       Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. – М.; Астрель. 1993 г.

13.       Доман Г. Гармоничное развитие ребенка: Перевод с английского. – М.; 1995 г.

14.       Зеньковский В.В. Психология детства. – Екатеринбург; 1995 г.

15.       Сенсорное воспитание. Учебник. Под ред. Поддъякова Н.Н. – М.; 1981 г.

16.       Аргайл М. Психология счастья: перевод с английского. - М.; 1991 г.

17.       Поддъяков Н.Н. Особенности психического развития детей. – М.; 1996 г.



ПРИЛОЖЕНИЕ 1


Журба Л.Т., Мастюкова Е.А, Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни. - М.; Медицина, 1999 г.


Медленное засыпание (%)

Группа

1 месяц

3 месяца

6 месяцев

Первая

50,0

55,5

61,0

Вторая

37,2

32,9

28,6



ПРИЛОЖЕНИЕ 2


Журба Л.Т., Мастюкова Е.А, Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни. - М.; Медицина, 1999 г.


Беспокойный сон (%)

Группа

1 месяц

3 месяца

6 месяцев

Первая

57.8

63,3

68,8

Вторая

0

8,6

4,3



ПРИЛОЖЕНИЕ 3


Журба Л.Т., Мастюкова Е.А, Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни. - М.; Медицина, 1999 г.


Оценка уровня психомоторного развития детей в возрасте 1–6 месяцев (баллы)

Группа

1 месяц

3 месяца

6 месяцев

Первая

27,4±2,1

27,6 ±2,7

28,7±1,9

Вторая

28,8±1,4

28,9±1,1

29,3±1,1



Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты