Влияние стиля семейного воспитания в полных и неполных семьях на отношение к себе у ребенка

Ярко выраженная установка родителей на принятие своего ребенка является необходимой предпосылкой формирования высокой самооценки. Важная особенность таких родителей состоит в ясных, заранее установленных полномочиях по принятию решений, недвусмысленности проявления авторитета и ответственности. Один из родителей берет на себя принятие основных решений, с которыми соглашается вся семья. Менее принципиальные решения по различным бытовым вопросам принимаются коллективно. В таких семьях царит атмосфера взаимного доверия, каждый член семьи чувствует себя включенным в общий домашний круг. Высокая самооценка развивается у детей в семьях, отличающихся сплоченностью и солидарностью. Более позитивно здесь отношение матери к себе и к мужу. В глазах ребенка родителям всегда сопутствует успех. Он с готовностью следует задаваемым ими образцам поведения, настойчиво и успешно решает встающие перед ним повседневные задачи, так как чувствует уверенность в своих силах. Он меньше подвержен стрессу и тревожности, доброжелательно и реалистично воспринимает себя и окружающий мир. Ребенок с высокой самооценкой приучен постоянно испытывать свои возможности, узнавая и признавая свои сильные и слабые стороны. Дети с высокой самооценкой ставят перед собой высокие цели и чаще добиваются успеха, они независимы, самостоятельны, коммуникабельны, убеждены в успехе любого порученного им дела. Важной особенностью таких детей является то, что они меньше заняты своими внутренними проблемами. Отсутствие застенчивости позволяет им выражать свои мысли открыто и прямо (Берне) [12, c. 15-16].

Если родители внутренне принимают ребенка, а отношения в семье являются изначально здоровыми, то ценность ребенка для родителей выступает не как его заслуга, а как нечто само собой разумеющееся. Родителям достаточно того, что это — их ребенок. Они принимают его таким, какой он есть, вне зависимости от его умственных или физических данных.

Основными предпосылками формирования у ребенка высокой самооценки является дисциплинирующее начало в семейном воспитании, установка матери на принятие ребенка и уровень собственной самооценки матери (Берне) [12, c. 20-21].

Вместе с тем по одному только характеру родительского отношения нельзя однозначно предсказать, как это отразится на внутреннем мире ребенка. Экспериментальные исследования показывают, что достоверно объяснить причины формирования той или иной самооценки могут лишь данные о восприятии ребенком родительских установок, а не объективная оценка родительского отношения. Невозможно миновать мир субъективных переживаний ребенка, ведь любое эмоциональное отношение родителей и методы воздействия приобретают свой смысл только в психологических реакциях ребенка.

Согласно модели Л. Беньямин, связь между поведением родителей и поведением ребенка не однозначна. На одно и то же родительское поведение ребенок может реагировать двумя способами: "дополнительно" (инициативой на предоставление самостоятельности, бегством на преследование) и "защитно" (в ответ на отвержение ребенок может пытаться вести себя с родителями так, как будто они его любят и внимательны к нему). Тем самым он как бы просит родителей изменить отношение к нему [24, c. 7].

Влияние родительского отношения на развитие самооценки ребенка младшего школьного возраста. Развитие самооценки в младшем школьном возрасте во многом связано с включением ребенка в систематический процесс обучения, с многоплановым и усложняющимся по формам и содержанию общением со взрослыми и сверстниками. Здесь создаются благоприятные условия для развития когнитивного компонента самооценки, для интеллектуализации отношения ребенка к себе.

Формирование самооценки младшего школьника связано с изменением социальной ситуации развития ребенка, а именно: с новыми требованиями к нему со стороны окружающих, появлением, утверждением, расширением самостоятельности и возникновением нового видения себя.

В большинстве случаев самооценка младших школьников строится на оценке, которую они получают от учителей и родителей.

Признание, поддержка в семье непосредственно влияют на процесс адаптации в школьном коллективе и на отношения с учителями. Однако, если родители настойчиво пытаются выработать у ребенка приспособительное поведение (послушание, умение подстраиваться к другим, осуждение любых конфликтов), это может способствовать снижению самооценки. Чем в большей степени родители преуспевают в своем стремлении сделать ребенка послушным, правильным, зависимым от них и от формальных форм поведения ("сиди в классе тихо", "слушайся учительницы", "не бегай на перемене"), тем в меньшей степени ребенок осмелится на самостоятельность не только в поведении, но и в мышлении. В итоге у него разовьются такие черты, как зависимость от одобрения его действий и его самого другими людьми, противоречивость мотивов и чувств, неустойчивость настроения, несамостоятельность и повышенная требовательность к заботе о себе, неспособность посмотреть на себя со стороны.

В младшем школьном возрасте самооценка не всегда является адекватным отражением социальной оценки. Например, у детей с посредственными показателями в учебе появляется тенденция к переоцениванию себя. По данным В. Ф. Сафина (Сафина, 1975), при низких социальных оценках их влияние на самооценку значительно снижается или приобретает обратную направленность, у ряда испытуемых высокая самооценка личности появляется как ответ на низкую социальную оценку. Такое противодействие, возможно, связано с положительным представлением о себе, которое сложилось у ребенка-дошкольника и которое он хочет сохранить.

В самооценке младшего школьника сказывается неразвитость критического отношения к своей личности, отсутствие ясности в понимании своих характерологических особенностей и отсутствие дифференцированного подхода к себе и сверстникам в оценочных суждениях. Ребенку, как и взрослому, совершенно необходимо чувствовать себя самостоятельным, действовать от себя. Это создает прочную основу для самоуважения, потеря которого может привести к упрямству и агрессивности. Не понимая, почему других детей хвалят, а его нет, выделяя в качестве единственного критерия оценивания успеваемость, ребенок зачастую пытается защитить свое достоинство и отрицает правила поведения, нормы, мораль.

Итак, с семи до двенадцати лет дети строят свою систему ценностей, учатся вырабатывать собственное мнение и учитывать чужое, приобретают различные навыки и хотят признания своих достоинств. Они активно овладевают способами, формами и критериями самооценивания при безусловном принятии родителями ребенка таким, каков он есть, и поощрении его самостоятельности.


Вывод по главе 2


Неполная семья – группа ближайших родственников, состоящая из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми. Возникает в силу разных причин: рождения ребенка вне брака, смерти одного из родителей, расторжения брака либо раздельного проживания родителей; соответственно выделяются основные типы неполной семьи: внебрачная, осиротевшая, разведенная, распавшаяся. Различают также отцовскую и материнскую семьи; последние составляют абсолютное большинство среди неполных семей. Воспитание детей в неполной семье обладает рядом особенностей. Вследствие отсутствия одного из родителей, оставшемуся приходится брать на себя решение всех материальных и бытовых проблем семьи. При этом ему необходимо также восполнять возникший дефицит воспитательного влияния на детей. Совмещения всех этих задач весьма затруднительно. Поэтому большинство неполных семей испытывают материально-бытовые трудности и сталкиваются с педагогическими проблемами. В неполной семье мать формирует избыточную привязанность ребенка к себе, недостаточно четкую половую идентификацию, (мать может воспитывать феминные качества у мальчика и маскулинные у девочек), затрудненное общение детей с людьми противоположным полом, потому что обучение этому происходит именно на примере родителей, недостаточно четкая половая идентификация. Таким образом, неполная семья, хотя и сталкивается с рядом объективных трудностей, но, тем не менее, обладает достаточным потенциалом для полноценного воспитания детей. Родителю, в силу обстоятельств оказавшемуся главой неполной семьи, необходимо трезво осознавать психологические особенности создавшейся ситуации и не допускать, чтобы они приводили к негативным последствиям. Опыт множества благополучных неполных семей свидетельствует, что это возможно.


3. Экспериментальное исследование особенностей воспитания детей младшего школьного возраста в полной и неполной семье


3.1 Цель, задачи и гипотеза исследования


В первой и второй главах мы теоретически обосновали особенности воспитания ребенка младшего школьного возраста в неполной семье. Исходя из этого, нами было проведено исследование, в ходе которого необходимо осуществить диагностику, которая позволяет выявить влияние стиля воспитания в полных и неполных семьях на отношение к себе у ребенка.

Целью экспериментальной работы является: исследовать особенности воспитания детей младшего школьного возраста в полной и неполной семье

Объект: полные и неполные семьи в возрасте от 27 до 49 лет

Предмет: влияние стиля воспитания в полной и неполной семье на отношение ребенка к себе.

Гипотеза: существует взаимосвязь между стилем воспитания в полных и неполных семьях и уровнем самооценки у ребенка.

Задачи:

1.      Подобрать методы диагностики по выявлению особенностей воспитания младших школьников в полной и неполной семье

2.      Провести экспериментальное исследование по проблеме воспитания детей младшего школьного возраста в полных и неполных семьях, проанализировать результаты и сделать выводы.

3.      Дать практические рекомендации родителям по воспитанию детей в полных и неполных семьях

Экспериментальное исследование было проведено в Смоленском Областном Государственном Учреждении Вяземском Социально-Реабилитационном Центре для несовершеннолетних "Гармония", расположенного по адресу: Смоленская область, г. Вязьма, ул. 25 Октября, дом 1А.

В эксперименте учувствовали 32 ребенка в возрасте 8-9 лет. Из них: 17 девочек и 15 мальчиков. Исследование проводилось по методическому пособиям Немова Р.С. [55] и Шнейдера Л. Б. [69]


Характеристика испытуемых

№п\п

Пол ребенка

Возраст родителей

мать

отец

1

ж

27

-

2

ж

37

39

3

м

24

-

4

ж

35

40

5

м

29

30

6

м

38

-

7

ж

26

26

8

ж

32

42

9

ж

31

-

10

м

-

34

11

ж

29

-

12

ж

33

35

13

м

39

43

14

м

30

-

15

ж

26

28

16

м

41

44

17

ж

28

36

18

м

31

36

19

м

45

-

20

ж

39

37

21

м

27

30

22

ж

48

49

23

ж

25

27

24

м

29

28

25

ж

42

-

26

м

32

34

27

ж

-

38

28

ж

43

42

29

м

37

-

30

м

28

-

31

м

46

43

32

м

48

-

Полные семьи - 19

Полные семьи – 11 д., 8 м.

Средний возраст - 34

Средний возраст – 36,2

Неполные семьи – 13: одна мама – 11, один папа - 2

Неполные семьи - 5 д., 8 м.

Средний возраст – 34,5

Средний возраст - 36


3.2 Методы диагностики особенностей воспитания младших школьников в семье на констатирующем этапе эксперимента и их результаты


Для выявления особенностей воспитания ребенка младшего школьного возраста в полной и неполной семье нами были использованы следующие методики.

Методика 1. "Тест-опросник выявление родительского отношения к детям"

Опросник предназначен для определения типов воспитания родителями своих детей.

Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков (см. Приложение 1).

Инструкция. В предлагаемом опроснике находится ряд различных утверждений, мнений, даже откровений о некоторых типах воспитания детей. Все из этих утверждений носят порядковые номера. Эти же порядковые номера найдете вы и в "Бланке для ответов". Номера тех утверждений на опроснике, с которыми вы полностью согласны (совпадение вашего мнения и предлагаемого вам утверждения), обведите маленьким кружком. Остальные номера перечеркните.


График № 1 Отношение родителей к детям


Согласно графических данных, можно сделать вывод о том, что в группе преобладают повышенная моральная ответственность родителей в полных семьях (12,4%), противоречивое воспитание (12,4%), а также негативное отношение родителей к детям (гипоопека, "ежовые рукавицы" - 15,5%). Для неполных семей характерны такие стили воспитания как: кумир семьи (12,4%), гиперопека (6,2%), кронпринц (9,3%), а также безнадзорность (6,2%). Анализ результатов по классу в целом показал, что большинство родителей в неполных семьях негативно влияют на самооценку детей, в результате чего у детей возникает чувство тревоги, чувство неполноценности.

Методика 2. Тест "Забота родителей о ребенке"

Тест направлен на определение степени проявления заботы родителей по отношению к собственному ребенку (см. Приложение 2).

Инструкция. Вам необходимо проанализировать 15 утверждений. Некоторые из утверждений оставляют такое впечатление, что они к воспитанию не относятся. Однако вы должны высказать свое мнение по каждому суждению и выставить свой балл.


График № 2 Степень проявления заботы родителей по отношению к собственному ребенку


Таким образом, анализируя полученные данные, мы пришли к выводу, что в большинстве семей в группе преобладает чрезмерная опека над детьми со стороны родителей (49,6%), особенно в неполных семьях (31%). Эта зависимость от родителей не способствует формированию интересов и самооценки у ребенка, а также не развивает у ребенка умение самостоятельно принимать решение и нести свой груз ответственности за них. Но ещё среди неполных семей преобладает недостаток внимания ребенку (15,5%). В связи с этим нами были разработаны рекомендации по воспитанию детей в неполной семье.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты