Влияние рекламы на мотивированное и мотивационное поведение детей и подростков

С этими двумя мотивами функционально связаны (значимо коррелируют) самооценка, уровень притязаний, тревожность, аффилиация, мотив власти, беспомощное поведение, локус контроля и атрибуция ответственности.

На мотивацию могут оказывать влияние следующие факторы: потребность в достижении успехов, ценность успеха, стандарты выполнения, субъективная вероятность достижения успехов, представление о собственных способностях, атрибуция успехов и неудач (т.е. приписывание их тем или иным причинам).

Формируется в дошкольном возрасте, и его развитие непосредственно зависит от того, как окружающие ребенка взрослые люди обращаются (поощряют, остаются равнодушны, наказывают, помогают) с ним в тех случаях, когда он добивается успехов или терпит неудачи.

В младшем дошкольном возрасте, в период от 3-х до 5 лет, у детей появляется возможность оценивать свои способности и соотносить их со степенью трудности поставленной задачи, а так же они начинают различать, что в их достижениях зависит от приложенных усилий.

В ходе экспериментальных исследований было установлено, что у детей 4-5 лет данный мотив является достаточно развитым, а приблизительно к 5-6 годам становится достаточно устойчивым и мало изменяющимся.

В старшем школьном возрасте (от 4-5 до 6-7 лет) появляется способность оценивать вероятность достижения успехов в той или иной ситуации. А в школьном возрасте учатся строить стратегию своего поведения в ситуации достижения успеха.

В подростковом возрасте уже формируется умение точно и сознательно рассчитывать свои действия, ориентированные на достижение успехов. Причем с этого момента в оценке своих достижений они уже более ориентируются на оценку этих достижений со стороны сверстников, а не взрослых.

И чем выше уровень интеллектуального развития ребенка, тем быстрее и легче проходит процесс становления структуры мотивации достижения.

Мотив и мотивация власти

Выраженное стремление получить и сохранить власть над людьми, держать их под своим контролем.

На мотивацию может оказывать влияние: потребность руководить, управлять людьми, контролировать их поведение, решать их судьбу.

Теории возникновения:

а)                Особенно выражен этот мотив у людей с выраженным комплексом неполноценности (по А. Адлеру).

б)                С точки зрения зоопсихологов и специалистов по поведению животных (этологов), этот мотив имеет аналог среди животных (стремление более сильных особей стать вожаком стада). Этот мотив является врожденным (как и агрессивность) и может играть положительную роль в борьбе за существование.

Структурные составляющие:

а)                Осознание выгод получения власти.

б)                Оценка своих возможностей получения власти.

в)                Оценка того, чего ему будет стоить приобретение и удержание власти.

г)                 Оценка шансов получить власть в конкурентной борьбе.

В младшем дошкольном возрасте стремление к получению власти, скорее всего, порождается желанием ребенка получить определенные преимущества в совместной игровой деятельности. И эта ситуация, по-видимому, сохраняется до поступления в школу. В младшем школьном возрасте круг общения ребенка существенно расширяется, и теперь детям приходится бороться за власть сразу в нескольких малых группах, в состав которых входят люди разных возрастов, как знакомые, так и незнакомые. Происходит развитие умения оценивать свои возможности получения власти, осознание преимуществ, которые она дает, обучение приемам борьбы за власть и ее сохранение. Все это активно продолжается в подростковом возрасте. Умение оценивать все структурные составляющие в полной мере формируется только к старшему школьному возрасту.

Мотив и мотивация аффилиации

Может конкурировать с другими потребностями, быть несовместимой с ними (например, с потребностью достижения успехов или с потребностью власти), тем самым порождая трудноразрешимый внутренний конфликт.

Мотив аффилиации, как и многие другие мотивы, может порождать две противоположные, конкурирующие друг с другом поведенческие тенденции: стремление к людям (когда человек стремится установить взаимоотношения с людьми и, даже если они его отвергают, не очень переживает по этому поводу и стремится установить отношения с другими людьми) и боязнь быть отвергнутым (когда человек из-за боязни быть отвергнутым не стремится к людям, а, напротив, избегает их).

Было, например, установлено, что люди с высоким уровнем развития аффилиации легче находят поддержку и понимание у людей с таким же высоким уровнем развития аффилиации, и наоборот.

На мотивацию аффилиации может оказывать влияние следующие факторы: значимость для человека того, с кем он хочет установить взаимоотношения; вероятность добиться в этом успеха; оценка своей личной привлекательности; оценка своих коммуникативных способностей и др.

Теории возникновения:

а)                Установлено, что дети, родившиеся первыми в семье, или единственные имеют более сильную склонность к аффилиации.

б)                Связывается с опытом общения ребенка с матерью или заменяющим ее лицом в младенческом и раннем возрасте.

Влияющие факторы:

а)                Степень развития привязанности как черты личности человека.

б)                Мера его одиночества (насколько он хочет от него избавиться).

в)                Оценка вероятности быть отвергнутым.

г)                 Оценка затрат и издержек, возможных при установлении взаимоотношений.

д)                Оценка личной привлекательности.

е)                 Оценка своих коммуникативных способностей.

ж)              Ценность установления взаимоотношений именно с данной группой людей.

В младенческом возрасте появляется первичная привязанность, на основе которой  в дошкольном возрасте существует активное стремление ребенка к людям, сближению  с ними. Когда начинается период групповых игр, это стремление оказывается мотивированным интересом к игре и желанием быть принятым в среде сверстников  и иметь в ней определенный статус. В старшем дошкольном и младшем школьном возрасте дети уже обычно умеют оценивать вероятность быть принятыми или отвергнутыми. В подростковом возрасте положение существенно меняется. Теперь дети могут более или менее адекватно оценивать свою привлекательность, коммуникативность. В старшем школьном возрасте отчетливо проявляется тенденция правильно оценивать и соотносить затраты и выгоды в установлении взаимоотношений, в соответствии с этим выбирать манеру поведения.

Мотивы и мотивация девиантного поведения

Скорее всего, исходным мотивом может являться любой другой мотив, который в данный момент может быть удовлетворен девиантным поведением.

Вероятные причины возникновения:

а)                Отсутствие у человека четких представлений о социальных нормах поведения (неправильное воспитание, неразвитость человека как личности).

б)                Наличие в сознании человека норм, которые не соответствуют общепринятым (результат неправильного воспитания).

в)                Окружающая среда, обстановка вынуждают вести себя девиантно (например, значимые для человека окружающие люди ведут себя девиантно).

г)                 Наличие у человека в данный момент таких психологических особенностей (например, акцентуированные черты характера, такие, как сенситивность, циклотимность, истероидность и др.), состояния (состояние аффекта или переживание фрустрации), которые способствуют такому поведению.

Первые три пункта могут быть связаны с отсутствием в обществе твердо установленных социальных норм (что нередко случается в переходные моменты в истории общества), отсутствием как в обществе в целом, так и в социальных группах, к которым принадлежит индивид, строгих наказаний за девиантное поведение.

На девиантное поведение существенное влияние (особенно у подростков) оказывают референтные группы – это такие социальные группы, на ценности и нормы которой ориентируется индивид.

Мотив и мотивация просоциального поведения

(альтруизма, эмпатии, оказания помощи)

Альтруизм – бескорыстное оказание помощи и поддержки.

Эмпатия – сопереживание и сочувствие.

Сюда относится поведение типа привязанности, которое делится на первичную (возникшую в младенческом возрасте к наиболее близким людям), вторичную (которая складывается в более поздний период к не столь близким окружающим людям), базисную (которая формируется из первичной и (или) вторичной и сохраняется на всю жизнь) и ситуационную (изменчивую во времени, сохраняющуюся в течение небольшого периода и проявляющуюся в определенных ситуациях и эпизодах жизни).

Сюда относится мотив (потребность) оказывать помощь людям, заботиться о них.

Воспитание и развитие в человеке этих форм поведения и мотивов является самым эффективным способом избавления человека от нежелательных форм антисоциального поведения.

Стремление и желание оказывать помощь управляется:

а)                Оценкой человеком того, насколько другой человек нуждается в помощи.

б)                Может ли с тем другим человеком произойти что-то не приятное в результате неоказания ему помощи.

в)                В состоянии ли кто-то иной оказать ему помощь.

г)                 Готов ли данный человек принять помощь со стороны того, кто эту помощь предлагает.

По наблюдениям за детьми до 3-хлетнего возраста, они еще не способны оценивать все вышеуказанные факторы. Значит, помогающее поведение может являться результатом подражания, либо того, что окружающие взрослые поддерживают такое поведение поощрением. В младшем дошкольном возрасте дети, скорее всего, уже могут путем наблюдения понять, нуждается ли данный человек в помощи и готов ли он принять помощь. Осознание двух других моментов мотивации приходит, видимо, в старшем дошкольном возрасте, ближе к его концу, и продолжает свое развитие в младшем школьном возрасте. В подростковом возрасте основной мотивацией оказания помощи может стать личное отношение к данному человеку, восприятие его как хорошего или плохого. Возможно, именно этот фактор и играет важную роль в выборе стиля поведения подростком, а не особая его жестокость и агрессивность как таковые, как часто пишут в научной литературе. В старшем школьном возрасте в расчет будут браться уже все факторы, и старшие школьники, как правило, готовы оказать помощь даже тем, кто им лично не симпатичен.

Мотивы и мотивация беспомощного поведения

Виды:

а)                Когнитивная – когда человек не решает проблему по каким-то чисто субъективным причинам (недооценивает имеющиеся знания, не уверен в себе, не правильно воспринимает сложившуюся обстановку и т.д.)

б)                Приобретенная – поведение, приобретенное в результате неблагоприятного прошлого опыта (когда предпринимаемые попытки не приводили к желаемому результату).

Причины возникновения:

а)                 Ситуационные – обстановка, в которой любой человек не нашел бы решение; невозможность разобраться в ситуации; непредсказуемость, изменчивость ситуации; понимание, что выход из ситуации зависит только от воли случая, а не от прилагаемых усилий.

б)                 Индивидуально-психологические – преобладание мотива избежания неудач над мотивом достижения успехов; низкая самооценка и уровень притязаний; повышенная тревожность; недостаточно сильное желание выйти из ситуации.

Мотив и мотивация тревожности

Этот мотив заинтересовал ученых вскоре после того, как распространившиеся в мире конкурентные отношения людей, основанные на свободной рыночной экономике, привели к общему повышению уровня тревожности среди масс людей.

Высокотревожные люди эмоционально намного более остро реагируют на сообщение о неудаче или на уменьшение времени на выполнение задания, чем низкотревожные люди. Особое внимание привлекла так называемая экзаменационная тревожность. Она обычно проявляется в повышенном беспокойстве человека в тех ситуациях, когда его способности подвергаются проверке. При этом, чем очевиднее связь выполняемого задания с проверкой способностей, чем сильнее конкуренция, тем хуже высокотревожные люди справляются с заданием. Экспериментальными исследованиями (в частности, Г. Саразон) было подтверждено, что в этой ситуации низкотревожные люди обычно по результатам своей деятельности превосходят высокотревожных. Однако при незначительной или умеренной связи выполняемого задания с самооценкой нередко обнаруживается прямо противоположная зависимость: сильнотревожные испытуемые наоборот превосходят слаботревожных. Вопреки сложившемуся мнению, что высокая тревожность неизменно отрицательно влияет на деятельность человека, эти эксперименты свидетельствуют, что фактор высокой тревожности наоборот выступает как фактор, способствующий продуктивной деятельности во многих социальных ситуациях, в которых человек не подвергается испытаниям и ему не приходится напрямую соревноваться с другими людьми.

Самые общие тенденции возрастного изменения мотивов и мотиваций:

1.                В те периоды жизни детей, когда ведущим видом деятельности становится общение, постепенно повышается значимость мотивов социального поведения. Согласно периодизации возрастного развития Д.И. Фельдштейна это периоды с рождения до 1 года, с 3-х до 6-7 лет, с 11-12 до 15-16 лет. В эти периоды следует ожидать усиление положительных мотивов социального поведения (мотивация аффилиации, достижения успехов, просоциального поведения). Кроме того, в эти же периоды, скорее всего, будут происходить наиболее значимые изменения в иерархии мотивов социального поведения.

2.                Когда ведущим видом деятельности для ребенка становится предметная деятельность, на первый план выходит развитие познавательных процессов и интеллектуальной сферы в целом, в эти периоды существенного изменения силы мотивов социального поведения ждать не следует. Зато в эти периоды ребенок учится лучше оценивать свои способности, точнее прогнозировать вероятность достижения успехов, выбирать наиболее рациональные способы поведения.

3.                В периоды известных детских возрастных кризисов (например, кризис трехлетнего возраста и подросткового) на первый план будут выходить в основном негативные мотивы социального поведения.


в) Выводы о степени развитости и соотношении мотивов и факторов мотивации у детей разных возрастных периодов

Дети раннего и младшего дошкольного возраста

До 3-х лет: особенно развит, вероятно, мотив аффилиации. На втором месте мотив оказания помощи. Затем мотив достижения успехов.

После 3-х лет: намечаются связи между тремя этими мотивами.

В этом возрасте дети еще не в состоянии различать, воспринимать и оценивать многие факторы, поэтому эта оценка будет напрямую зависеть от оценок этих факторов взрослыми, окружающими ребенка.

Начинающий развиваться мотив власти окажет влияние на развитие первых трех мотивов, т.к. детьми этого возраста положительные качества (доброта, альтруизм, компетентность в игре) ценятся выше всего.

В младшем дошкольном возрасте происходят изменения в иерархии мотиваций. Это связано с тем, что дети начинают лучше оценивать, например, факторы, связанные с мотивацией достижения успехов, чем касающиеся мотивации аффилиации. Многое будет зависеть от прошлого опыта ребенка (например, можно предположить, что дети, воспитываемые в домашних условиях, будут менее адекватно оценивать эти факторы, чем дети, посещающие дошкольные учреждения).

Дети старшего дошкольного и младшего школьного возраста

У детей младшего школьного возраста мотивации становятся значительно более развитыми (в связи с быстрым интеллектуальным развитием и резким расширением круга общения). Также мотивы становятся более независимыми друг от друга, что приводит к возникновению самых различных сочетаний. В этом возрасте начинает формироваться социально-мотивационный тип личности.

Подростки

В структуре мотивации, скорее всего, будут доминировать мотивы аффилиации.

На втором месте могут находиться мотивы, связанные с достижением успехов. Причем два этих мотива будут взаимодействовать (т.к. одной из наиболее значимых сфер достижения успехов для подростка является именно сфера межличностных отношений).

Мотив власти вряд ли будет находиться на одном из первых мест для большинства подростков, т.к. подростки обычно не любят тех сверстников, которые ими "командуют".

Кроме того, учитывая возрастную жесткость (подчеркиваем – не жестокость) взаимоотношений подростков, следует ожидать, что на первых местах не окажутся выраженные просоциальные мотивы типа альтруизма, особенно по отношению к сверстникам, которые по каким-либо причинам несимпатичны.

Стоит также отметить, что структура мотивационной сферы мальчиков и девочек в этом возрасте может отличаться. Так, например, можно предположить, что у мальчиков мотивы достижения успехов и власти могут занимать более высокое положение, чем у девочек. С другой стороны, у девочек на более высоком месте могут оказаться мотивы просоциального поведения и аффилиация, чем у мальчиков.

Старшеклассники

В этом возрасте завершается формирование познавательной, интеллектуальной сферы, то есть всех психических процессов. То же самое касается важнейших структур личности (способности, темперамент, характер, воля, эмоции, потребности и т.д.). В связи с этим, в этом возрасте могут наблюдаться уже достаточно большие и устойчивые индивидуальные различия в структуре мотивов поведения. Сложившаяся к этому времени иерархия мотивов может оставаться устойчивой уже практически на всю жизнь.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты