Влияние родительских отношений на развитие и преодоление тревожности у детей старшего дошкольного во...

Влияние родительских отношений на развитие и преодоление тревожности у детей старшего дошкольного во...

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

 

 

 

 

 

 

ДИПЛОМНАЯ  РАБОТА

 

Тема: «Влияние родительских отношений на развитие и преодоление

тревожности у детей старшего дошкольного возраста».

 

 



                                                                                                

                  



                                                                                      Выполнила студентка 6 курса

                                                                          факультета дошкольной педагогики

                                                               и психологии Черненко Ю.В.

 

 

 

                                                                                   Научный руководитель

                                                                      старший    преподаватель      кафедры

                                                                       дошкольной педагогики и психологии, 

                                Серёдкина Н.Д.

 

                                                                                   

Сдана на рецензию

…………………….

Допущена к защите

…………………….

Защищена

…………………….





Иркутск   2002




                                            

СОДЕРЖАНИЕ



Введение.                                                                                                           – 3-5

Глава 1. Теоретические основы развития и преодоления тревожности

                у детей в системе родительских отношений.

    1.1.Понятие «родительские отношения», виды, критерии.                      – 6-11

    1.2. Влияние родительских отношений на проявление тревожности

           у детей старшего дошкольного возраста.                                           – 11-16

    1.3. Подходы к коррекции тревожности у детей в системе детско-

           родительских отношений.                                                                    – 16 -20

Глава 2. Изучение особенностей развития детско-родительских отношений

               в семье (на материалах констатирующего этапа исследования). – 21 -30

Глава 3. Коррекционная программа по созданию психолого-педагогических

               условий для преодоления тревожности у детей шестого года жизни

               в системе детско-родительских отношений.                                   – 31-39

Заключение.                                                                                                           – 40

Библиография.                                                                                                 – 41-42

Приложение.                                                                                                         

                                         ВВЕДЕНИЕ

    Психологическое здоровье детей зависит от социально-экономических, экологических, культурных, психологических и многих других факторов.

    По мнению авторов (Л.И. Божович, А.А. Бодалёв, В.С. Мухина, Т.А. Репина и других) ребёнок как самая чувствительная часть социума подвержен разнообразным отрицательным воздействиям.

    В последние годы, как свидетельствуют специальные экспериментальные исследования, наиболее распространёнными явлениями являются тревожность и страхи у детей (И.В. Дубровина, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Е.Б. Ковалёва и другие).

    Одним из условий, влияющих на проявление тревожности у детей, как указывают исследователи С.В. Ковалёв, А.И. Захаров, И. Коган и другие, является психологический микроклимат семьи.

    Для маленького ребёнка семья – это целый мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи её членом, ребёнок вступает в определённые отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого ребёнок растёт либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым, лицемерным, лживым.

    По мнению А.Я. Варга, В.В. Столина и других, родительские отношения – это система разнообразных чувств к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание характера и личности ребёнка, его поступков.

    Для развития позитивных детско-родительских отношений взрослые должны обладать определенным уровнем знаний по проблеме воспитания и взаимоотношения с ребенком (Е.О.Смирнова,  М.В.Быкова и другие).



   Поэтому актуальность проблемы детско-родительских отношений остается неизменно острой на протяжении всего развития психологической науки и практики. В связи с этим мы решили изучить эту тему и раскрыть ее в нашей работе.

   Цель исследования – апробировать систему работы по преодолению тревожности у детей.

   Объект исследования – детская тревожность и причины ее возникновения.

   Предмет исследования – процесс совершенствования детско-родительских отношений с целью преодоления тревожности у детей.

   Гипотеза: мы предполагаем, что для устранения тревожности у детей старшего дошкольного возраста необходимо усовершенствовать детско-родительские отношения, а это возможно при условии:

   а) создания обстановки эмоционального комфорта и психологического благополучия ребенка в семье;

   б) изучения особенностей стилей детско-родительских отношений;

   в) комплексного использования средств и методов психолого-педагогической коррекции в системе детско-родительских отношений.

   В соответствии с объектом и предметом исследования нами были поставлены следующие задачи:

     1.Выявить теоретические основы проблемы влияния родительских отношений на развитие и устранение тревожности у детей.

    2.Отобрать диагностические методики, направленные на выявление тревожности у детей в системе родительских отношений.

   3.Апробировать коррекционную программу по развитию положительных детско-родительских отношений, выявить ее развивающий эффект.

   Методологическая основа:

    Методологической основой являются теоретические концепции ведущих отечественных психологов: В.С.Мухиной, Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева о закономерностях развития детской психики, понимание дошкольного детства как особого периода в становлении личности. А также исследование ряда работ авторов, которые изучали семью и семейные отношения: Л.Д.Столяренко, С.И.Самыгин, А.В.Петровский, А.И.Захаров, И.М.Балинский, В.Н.Мясищев и другие.

   Методы исследования:

    1.Анализ справочной психолого-педагогической литературы.

    2.Эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный).

    3.Количественная и качественная обработка результатов.

   Практическая значимость работы состоит в разработке коррекционной программы по преодолению тревожности у детей в системе детско-родительских отношений.

    Организация работы:

    Экспериментальная работа проводилась в МДОУ № 43 г. Усолье-Сибирское.  

    В исследовании принимало участие 30 детей и 30 родителей.

  Структура и объем работы:

    Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложения. Основное содержание изложено на        страницах.















ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ И ПРЕОДОЛЕНИЯ

ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ В СИСТЕМЕ РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ.

 

1.1.         Понятие «родительские отношения», виды, критерии.


   Прежде чем понять сущность влияния родительских отношений на ребенка, рассмотрим её значение в его жизни.

    Семья как определённая социальная общность волновала умы философов, историков, социологов, педагогов, психологов во все  времена. Но на сегодняшний день в современной науке так и нет единого определения понятия «семья», хотя попытки сделать это предпринимались великими мыслителями много веков назад (Аристотель, Гегель, Кант, Платон и другие).

    В психологическом словаре для родителей находим следующее определение семьи:

    «Семья – основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. В браке и семье отношения обусловлены различием полов и половой потребностью, проявляются в форме нравственно-психологических отношений» (40).

    По мнению Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгина, «семья – это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого её члена» (39,  210).

    В социологии семья рассматривается как:

-первичная социальная группа, в которой начинается и протекает социальная жизнь человека;

-основной фактор в социализации;

-социальный институт, регулирующий различные стороны жизни на основе принципов и правил, принятых в обществе;

-социальная система, все члены которой имеют определённые статус и роли;

-общность, для которой характерна особая система межличностных отношений.

    По     мнению     исследователей,      занимающихся      проблемами      семьи

(И.М. Балинский, А.И. Захаров, И.А. Сихорский и другие), семья может выступать в качестве положительного или отрицательного фактора в воспитании ребёнка.

    Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей, не относится к ребёнку лучше, не любит его так и не заботится столько о нём. И вместе с тем, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

    По мнению Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгина, «семейное воспитание» – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи и силами родителей и родственников.

    Семейное воспитание – сложная система. Оно должно основываться на определённых принципах и иметь определённое содержание, которое направлено на развитие всех сторон личности ребёнка. Оно должно основываться на определённых принципах:

-гуманность и милосердие к растущему человеку;

-вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как её равноправных участников;

-открытость и доверительность отношений с детьми;

-оптимистичность взаимоотношений в семье;

-последовательность в своих требованиях (не требовать невозможного);

-оказание посильной помощи своему ребёнку, готовность отвечать на вопросы.

    Реализация этих принципов будет зависеть и от типа воспитания:

    Автократический – когда все решения, касающиеся детей, принимают исключительно родители.

    Авторитетный, но демократический – в этом случае решения принимаются родителями совместно с детьми.

    Либеральный – когда при принятии решения последнее слово остаётся за ребёнком.

    Хаотический – управление осуществляется непоследовательно: иногда авторитарно, иногда демократически, иногда либерально.

    Основой семейного микроклимата, по мнению исследователей А.С. Макаренко, А.В. Петровского, А.И. Захарова, А.Б. Добрович и других, являются межличностные отношения, которые и определяют его климат.

    Именно по отношению родителей к своему ребёнку, как считает Е.М Волкова, можно предположить, каким он станет в будущем.

    По мнению А.Я. Варга и В.В. Столина, «родительские отношения» – это система разнообразных чувств к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание характера и личности ребёнка, его поступков.

    Проблемой влияния родительского отношения к ребёнку занимались такие исследователи как А.В. Петровский, А.И. Захаров, И.М. Балинский, В.Н. Мясищев, Р.А. Зачепицкий и другие.

    С. Соловейчик считает, что отношения родителей к ребёнку отличаются высокой психологической напряжённостью и многообразны в своих проявлениях. Наиболее частыми, по его мнению, типами отношений являются: внимательное, боязливое, тщеславное, сердитое, раздражительное, приспособляющееся, общительное, сенсационное, настойчивое, постоянное, уверенное, обнадёживающее.

    П.Ф. Лесгафт выделил шесть позиций родителей по отношению к детям, оказывающих влияние на поведение ребёнка:

1.Родители не обращают внимания на детей, унижают, игнорируют их. В таких семьях дети часто вырастают лицемерными, лживыми, у них часто наблюдается невысокий интеллект или задержка умственного развития.

2.Родители постоянно восхищаются своими детьми, считают их образцом совершенства. Дети чаще всего вырастают эгоистичными, поверхностными, самоуверенными.

3.Гармоничные отношения, построенные на любви и уважении. Дети отличаются добросердечием и глубиной мышления, стремлением к знаниям.

4.Родители постоянно не довольны ребёнком, критикуют и порицают его. Ребёнок растёт раздражительным, эмоционально неустойчивым.

5.Родители чрезмерно балуют и оберегают ребёнка. Дети растут ленивыми, социально незрелыми.

6.Родители, на позицию которых оказывают влияние финансовые трудности. Их дети растут с пессимистическим отношением к окружающему миру. Если же не влияют, то дети спокойны, скромны.

    А.С. Макаренко обращает внимание на такие отношения в семье как сосуществование, конфронтация, содружество.

    В своих исследованиях С.В. Ковалёв выделяет следующие типы семейных отношений: антагонизм, конкуренция, соревнование, паритет, сотрудничество.

    Е.М. Волкова рассматривает лишь типы благополучных семей.

    А.В. Петровский выделяет диктат, опеку, паритет и сотрудничество.

    Изучив выделенные С.В. Ковалёвым, А.В. Петровским, Е.М. Волковой типы семейных отношений, мы определили следующие:

    Диктат – систематическое подавление инициативы другого.

    Опека – отношения, при которых родители обеспечивают своим трудом удовлетворение всех потребностей ребёнка.

    Невмешательство – предполагает сосуществование двух миров: «взрослых» и «детей».

    Сотрудничество – предполагает опосредованность межличностных отноше-ний общим целям и задачам совместной деятельности.

    Паритет – ровные «союзнические» отношения, основанные на взаимной выгоде всех членов союза.

    А.Б Добрович выделяет роли ребёнка в семье, определённые для него родителями: «кумир семьи», «мамино сокровище», «паинька», «болезненный ребёнок», «ужасный ребёнок», «Золушка» (7, 46).

    В своих исследованиях А.Я. Варга и В.В. Столин выделили следующие критерии родительских отношений:

1.«Принятие – отвержение».

    Принятие: родителю ребёнок нравится таким, какой он есть. Он уважает индивидуальность ребёнка, симпатизирует ему.

    Отвержение: родитель воспринимает своего ребёнка плохим, неприспособ-ленным, неудачливым, по большей части испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку, не уважает его.

2.«Кооперация» – родитель заинтересован в делах и планах ребёнка, старается во всем помочь ему. Высоко оценивает его интеллектуальные и творческие способности, испытывает чувство гордости за него.

3.«Симбиоз» – родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, он кажется ему маленьким и беззащитным. Родитель не предоставляет ребенку самостоятельности.

4.«Авторитарная гиперсоциализация» – родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается во всем навязать ему свою волю, за проявление своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальным поведением ребенка и требует социального успеха.

5.«Маленький неудачник» – в родительском отношении имеется стремление инфантилизировать ребёнка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Ребёнок представляется неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний. Взрослый старается оградить ребёнка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.

   Анализ литературы показывает, что, несмотря на разнообразие понятий, описывающих родительские отношения, практически во всех подходах можно заметить, что родительское отношение по своей природе противоречиво. Е.О.Смирнова и М.В.Быкова выделяют два противоположных момента в родительских отношениях: безусловный (содержит такие компоненты, как принятие, любовь, сопереживание и т.д.) и условный (объективная оценка, контроль, направленность на воспитание определённых качеств).

   Таким образом, у нас есть все основания сделать вывод о том, что взаимоотношения в семье могут носить разноплановый характер. На детско-родительских отношениях сказывается тип семьи, позиция, которую занимают взрослые, стили отношений и та роль, которую они отводят ребенку в семье.    Под влиянием типа родительских отношений формируется его личность.

   Исследования А.Н.Леонтьева, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконина и других показали, что психическое развитие ребенка определяется его эмоциональным контактом и особенностями сотрудничества с родителями.

   Следовательно, логично рассмотреть вопрос о влиянии родительских отношений на эмоциональное развитие ребенка.



1.2. Влияние родительских отношений на проявление тревожности

у детей  старшего дошкольного возраста.

 

   Прежде чем рассматривать вопросы, связанные с влиянием родительских отношений, обратим внимание на то, что представляет собой тревожность.

   В психологической науке имеется значительное количество исследований, посвященных анализу различных аспектов проблемы тревожности.

   Понятие «тревожность» многоаспектно. В словарях оно отмечается с 1771 г. Существует много версий, объясняющих происхождение этого термина. Большинство исследователей сходятся во мнении о том, что рассматривать это понятие надо дифференцированно – как ситуативное явление и как личностную характеристику.

    В психологическом словаре «тревожность» рассматривается как склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги: один из основных параметров индивидуальных различий.

    По мнению Р.С. Немова, тревожность определяется как свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты