Влияние периодической печати на формирование агрессивного поведения подростков

В настоящее время молодежное вещание характеризуется отсутствием единой культурной политики, неадекватностью оценок. Нет взаимопонимания между производителем и слушателем, смешиваются различные системы ценностей.

В каждой стране существуют свои национально–культурные образовательные традиции. Остановим наше внимание на таком отечественном историческом наследии, как авторитарность в образовании. Часто ли современному школьнику предлагается критически отнестись к газетному тексту, к учебнику, телепередаче или другому СМИ? Предлагается ли ребенку попытаться уловить и «вскрыть» смысл того или иного информационного сообщения, понять «кому это выгодно»? Этот аспект проблемы требует весьма существенного внимания со стороны школы с учетом того, что влиять на СМИ школа практически не может.

Проблема защиты человеческого сознания от манипулирования им СМИ все более и более обостряется. Аспект этой проблемы, обозначенный как «Школа и СМИ», мы предлагаем решить с помощью медиаобразования, интегрированного с гуманитарными и естественнонаучными школьными дисциплинами и призванного выполнять уникальную функцию подготовки школьников к жизни в информатизированном пространстве. У современного человека необходимо с детства вырабатывать навыки восприятия информации, умения конструировать вербальные копии визуальных образов, понимать семантические особенности информации и применять ее в практической деятельности.

Интеграция медиаобразования с базовым может быть достигнута органичным для каждой учебной дисциплины медиаобразовательным целеполаганием и достижением поставленных целей на фактическом материале той или иной дисциплины. Следует находить как можно больше точек соприкосновения учебного предмета и «внешних» информационных потоков. Важные для достижения медиаобразовательных целей действия - это включение внешкольной информации в систему формируемых в школе знаний и использование школьных знаний при восприятии в критическом осмыслении продуктов СМИ. В процессе медиаобразования формируются следующие умения: интерпретировать информацию, понимать ее суть, адресную направленность, цель, принимать личностную позицию по отношению к скрытому смыслу, находить требуемую информацию в различных источниках; систематизировать ее по заданным признакам; визуальную информацию переводить в вербальную знаковую систему и наоборот; трансформировать информацию, видоизменять ее объем, форму, знаковую систему, носитель и др исходя из цели коммуникативного взаимодействия и особенностей аудитории, для которой она предназначена; аргументировать собственные высказывания, находить ошибки в получаемой информации и вносить предложения по их исправлению; воспринимать альтернативные точки зрения и высказывать обоснованные аргументы за против каждой из них; устанавливать ассоциативные и практически целесообразные связи между информационными сообщениями; вычислять главное в информационном сообщении, отчленять его от «белого шума» и др.

Поиску новых подходов и направлений в молодежной и культурной программной политике телевидения могли бы способствовать психологи. Их привлечение к созданию телепрограмм помогло бы наладить контакт со зрительской аудиторией и вызвать у нее в итоге ответный интерес.

Подводя итоги нельзя не обратить внимание не актуальность и значимость проблемы, раскрытой в курсовой работе. Мы рассмотрели историю возникновения СМИ, методику их работы, подобрали и провели серию диагностических методик по изучению влияния СМИ на девиантное поведение подростков. Так же были разработаны рекомендации для педагогов и родителей по проблеме снижения негативного влияния средств массовой коммуникации.


Библиография


1.            Андреева Г. М. Социальная психология. –М., 1988.

2.            Батыгин Г. С. Стереотипы поведения; распознавание и интерпретация. –М., 1990.

3.            Беличева С. А. Основы превентивной психологии. –М., «Социальное здоровье России», 1993.

4.            Берн Э. Игры, в которые играют люди. Красноярск, Библиотека психологии и психотерапии, 1994.

5.            Богомолова Н. Н. Социальная психология печати, радио, телевидения. –М., 1990.

6.            Гилинский Я. И., Афанасьев В. Ф. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения. Спб., С. –Петербургский филиал института социологии РАН, 1993.

7.            Дереклеева Н. И. Родительские собрания в 1-11 кл. «Вербум-М», М., 2001

8.            Зазнобина Л. С. Школа и СМИ. //Педагогика, №5, 1999.

9.            Зазыкин В. Психология в рекламе. –М.: Дата Стром, 1990.

10.        Закон РФ «О средствах массовой информации» от 27. 12. 91 №2124 1 (в ред. Федеральных законов от 13.01.95 №6- ФЗ, от 06.06.95 №87- ФЗ, от 19.07.95 №114- ФЗ).

11.        Кле М. Психология подростка. –М., 1991.

12.        Кондратьев Д. Н. Молодежное вещание на телевидении: проблемы и тревоги. // Педагогика, №4, 1998.

13.        Круглов Б. С. Роль ценностных ориентаций в формировании личности школьника. – М., 1983.

14.        Лайне Матти. Криминология и социология отклоняющегося поведения. Хельсинки. 1984.

15.        Майерс Д. Социальная психология. – Спб.: Питер, 2003. – 752 с.

16.        Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику. М. 1994.

17.        Орлов Ю. М. Самопознание и самовоспитание характера. М., 1987.

18.        Петровский А. В. Проблема развития личности с позиций социальной психологии // Вопросы психологии. 1984. № 4.

19.        Пирожков В. Ф. Психология подростковой преступности. Криминальная психология. М., 1998.

20.        Райнпрехт Х. Воспитание без огорчений. М.: «Семья и школа», 2000. – 256 стр.

21.        Фельдштейн Д. И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте. // Вопросы психологии. 1988. № 6.

22.        Фридман Л. М. Психология детей и подростков. Справочник для учителей и воспитателей. – М.: Издательство Института Психиатрии, 2003. – 480 стр.

23.        Цилуйко М. В. Влияние СМИ на формирование противоправного поведения подростков.

24.        Черников В. СМИ: обучение человека и социума. // Народное образование, №1, 2002.

25.        Шерковин Ю. А. Психология проблемы массовых информационных процессов. –М., 1973.

26.        Шнайдер Г. Преступность и средства массовой информации. «Советское государство и право», 1990, №7. С. 119-123.

27.        Ядов В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. –М., 1987.


Приложение 1.


Рисунок 1. Рейтинг среди основных видов СМК.



Рисунок 2. Рейтинг среди телепередач.


Приложение 2


Тест «Телевидение – ваш друг или враг?»

(Ф.И.О.____________________________ возраст__________ пол- м / ж)

Ответьте Да или Нет

1.                  Вы изучаете программу телевидения в газетах

и выбираете передачи, которые вам интересны. ______/_____

2.                  Каждую неделю вы смотрите передачи, которые

считаются образовательными или просветительскими. ______/_____

3.                  В основном вы смотрите какую-либо определенную

передачу (например вестерны, детективы, эстрадные

шоу, сериалы). _____/_____

4.                  Вы часто забываете про уроки, когда хотите посмотреть

телевизор. ______/____

5.                  Вы совмещаете телевидение с другими видами умствен-

ной деятельности, такими как учеба, чтение или напи-

сание письма. ______/____

6. Вы предпочитаете ходить туда, где есть телевизор. ______/____

7.                  В вашей семье бывают частые ссоры из-за того, какую

передачу выбрать и сколько времени проводить у

телевизора. ______/____

8.                  Когда к вам в гости приходят друзья, вы выключаете

телевизор, если только они не выразили интереса к

какой-либо передаче. _____/_____

9.                  Телевизор во время еды – это замечательный способ

заставить детей вести себя тихо и хорошо. _____/______

10.             Вы стремитесь купить последнюю модель телевизора,

даже если это вам не по карману. _____/______

11.             Никого не должно касаться, как громко у вас включен

телевизор. _____/______

12.Телевидение заменило много других увлечений и спо-

собов отдыха, от которых люди получали удовольствие

в детстве. _____/______

13. Иногда вы сомневаетесь в некоторых фактах или

утверждениях, услышанных по телевидению. _____/______

14. Когда никто другой не смотрит телевизор, вы часто,

включив его, уже не выключаете. _____/______

_____________________________________________________________

Оцените каждый ответ в соответствии с этой таблицей. Если у вас нет ответа, поставьте себе 0.

1.Да-5 2.Да-10 3.Нет-5 4.Нет-10 5.Нет-5

6.Нет-5 7.Нет-10 8.Да-10 9.Нет-10 10.Нет-10

11.Нет-10 12.Нет-10 13.Да-5 14.Нет-10

_____________________________________________________________

Кол-во баллов ___________


Ключ к тесту «Телевидение – Ваш друг или враг?»


90 – 130: Телевидение – ваш друг. Вы пользуетесь им для образования и отдыха. По всей вероятности, вы также много читаете, у вас есть любимое дело, немало друзей, и вы любите свою семью.

20 – 85: Возможно, телевидение для вас ни враг, ни друг, просто привычка. Поразмыслив над теми «0-вопросами», которые еще требуют вашего ответ, вы, возможно, захотите посмотреть какие-нибудь образовательные передачи. Воспользуйтесь телевизором, чтобы принять мудрое решение.

0 – 15: У вас есть враг в лице этого одноглазого монстра. Более того он управляет вами!



№ вопроса

Юноши

Девушки

Количество ответов «да»

Количество ответов «нет»

Количество ответов «да»

Количество ответов «нет»

1

4

1

5

-

2

1

4

1

4

3

4

1

5

-

4

1

4

1

4

5

1

4

4

1

6

1

4

-

5

7

3

2

1

4

8

3

2

5

-

9

4

1

3

2

10

-

5

1

4

11

4

1

2

3

12

3

2

1

4

13

5

-

5

-

14

1

4

-

5

Итого:

35

35

34

36


Таблица 1. Соотношение положительных и отрицательных ответов юношей и девушек на вопросы теста «Телевидение – Ваш друг или враг?»


Приложение 3


Собрание на тему « Телевизор в жизни семьи ».

Задачи собрания.

1.                  Обратить внимание на достоинства и недостатки общения подростка с телевизором.

2.                  Определить наименования и количество передач для просмотра подростками.

Вопросы для обсуждения:

1.                  Статистика о роли телевидения в жизни подростка.

2.                  Влияние телепередач на формирование характера и познавательной сферы ребенка.

Вопросы для дискуссии.

1.                  Считаете ли вы, что телевизор должен быть в числе главных предметов обихода.

2.                  Какие телепередачи на ваш взгляд, формируют личность ребёнка?

3.                  Как, на ваш взгляд, необходимо организовать общение с телевизором. Назовите возможные варианты.

План организации собрания.

Вариант вступительного слова учителя.

Телевизор в жизни подростка - это хорошо или плохо?

Сколько и что должны смотреть дети. Нужно ли включать телевизор, если мы считаем, что передача не будет интересна.

Эти и другие вопросы сегодня требуют ответа, а теперь немного статистики:

- две трети наших детей в возрасте от 12 до 14 лет смотрят телевизор ежедневно;

- время ежедневного просмотра телепередач составляет в среднем более 2-х часов;

-                      50% смотрят телепередачи подряд, без всякого выбора и исключений;

-                      25% детей в возрасте до 12 лет смотрят одни и те же телепередачи от 5 до 40 раз подряд;

-                      38% ребят в возрасте от 12 до 14 лет при определении рейтинга использования свободного времени на первое место поставили телевизор, исключив при этом занятия спортом, прогулки на воздухе и общение с семьёй.

Но возможно вы подумаете, что эта статистика не относится к вам- подросткам? Напрасно. Я хочу показать вам результаты опроса в классе, проведённого приблизительно по следующим вопросам:

1.                  Сколько раз в неделю ты смотришь телевизор?

2.                  Ты смотришь телевизор один или с семьёй?

3.                  Ты любишь смотреть всё подряд или предпочитаешь какие-то отдельные передачи?

4. Если ты оказался на необитаемом острове, какие бы предметы ты заказал доброму волшебнику, чтобы твоя жизнь была интересной и нескучной?

Педагог проводит данные анализы ответов детей на предложенные вопросы.

Ознакомившись со статистикой и результатами ответов детей, ребята, как правило, задают вопросы - что же делать и нужно ли что-то делать? Возможно, стоит просто запретить просмотр телепередач или ограничиться определёнными программами. Что даёт нам телевизор? Есть ли в просмотре телепередач, особенно для подростков, нечто положительное?

Проводится обсуждение проблемы и обмен мнениями.

Мнение учащихся 12-летнего возраста о просмотре телепередач.

Просмотр телевизора даёт возможность:

-                      расслабиться, забыть ежедневные проблемы, уйти от страхов и переживаний;

-                      находить ответы на вопросы, на которые не отвечают взрослые из-за занятости;

-                      понять с помощью телевизора, что такое «хорошо» и что такое «плохо»;

-                      узнавать о различных явлениях в разных областях знаний;

-                      развить воображение, фантазию, эмоциональную сферу.

(Мнение родителей об ответах детей.)

Экскурсия по выставке учеников, подготовленной к собранию. К данному родительскому собранию учащиеся готовят выставку рисунков «Я смотрю телевизор», которые отражают их предпочтения.

Правила борьбы с телеманией:

1.                  Совместное определение и обсуждение телепередач для просмотра взрослыми и детьми на последнюю неделю.

2.                  Обсуждение любимых телепередач взрослых и детей после просмотра.

3.                  Выслушивание «за» и «против» детей по поводу взрослых телепередач и мнение взрослых по поводу детских.

4.                  Телевизор не должен быть значимой частью в жизни родителей, тогда это станет положительным примером для ребёнка.

5.                  Необходимо помнить о том, что подросток, который ежедневно смотрит сцены насилия, убийства, привыкнет к ним и даже испытывает от таких эпизодов удовольствие.

Необходимо исключить их из просмотра.

Домашнее задание.

1.                  Обратить внимание, сколько времени вы проводите у телевизора?

2.                  Возникают ли вопросы после просмотра передач, которые хотели бы обсудить со взрослыми?

3.                  Какие передачи предпочитаете?

4.                  В какой передаче хотел бы сам принять участие?

5.                  Как сделать, чтобы не слышать от родителей: «Опять уроки вечером делаешь?», «Чем ты занимался? Опять у телевизора сидел?» и т.д.

В родительский дневник:

Необходимо помнить о том, что влияние телевидения на детей резко отличается от влияния на психику взрослых. К примеру, первоклассники, по результатам исследования не могут чётко определить, где правда, а где ложь.

Они слепо доверяют всему тому, что представлено на экране. Ими легко управлять, манипулируя их эмоциями и чувствами. Лишь с 11 лет ребята начинают не столь доверительно относиться к тому, что видят на экране.


Приложение 4


Родительское собрание на тему «Детская агрессивность».

Цель собрания: определить роль семьи в проявлении детской агрессивности, выявление методов по преодолению проблемы детской агрессивности.

Задачи собрания: провести анализ проблемы агрессивности, проведение работы по проблеме преодоления детской агрессивности, дать методические рекомендации родителям по преодолению проблемы детской агрессивности.

Форма проведения: круглый стол.

“Человек обладает способностью любить,

и если он не может найти применение своей

способности любить, он не способен

ненавидеть,

проявлять агрессию и жестокость.

Этим средством он руководствуется

Как бегством от собственной душевной

боли…”

Эрих Фромм

Вопросы для обсуждения

1.Анализ проблемы агрессивности.

2.Роль семьи в проявлении детской агрессивонсти.

3.Поощрение, наказание в семье.

4.Законы преодоления детской агрессивности.

5.Экспресс-анкетирование родителей по проблеме собрания.

Вариант выступления классного руководителя

Уважаемые мамы и папы, дедушки и бабушки!

Тема нашей новой встречи серьёзна и трудна. Эта тема проявления нашими с вами детьми жестокости и агрессии. К сожалению, эти явления живут среди нас, взрослых, и среди наших детей. Что же это за явление и стоит ли нам о нём говорить? Вы правы, стоит. А раз так, давайте рассмотрим, что собой представляет агрессия и как мы, взрослые, можем помочь детям преодолеть её.

Агрессия в более или менее развитом обществе всегда находится под контролем, но контроль этот будет эффективен настолько, насколько развито в о обществе сопротивление агрессии.

Что такое агрессия? Агрессия – это поведение, которое причиняет вред предмету или предметам, человеку или группе людей. Агрессия может проявляться физически (ударили) и вербально (нарушение прав другого человека без физического вмешательства).

В психологии различают два вида агрессии: инструментальную и враждебную. Инструментальная агрессия проявляется человеком для достижения определённых целей. Она очень часто выражается у младших детей

(я хочу забрать игрушку, предмет и т.д.). У старших, то есть у наших с вами детей, больше проявляется враждебная агрессия, направленная на то, чтобы причинить человеку боль.

Очень часто агрессию, её проявление путают с настойчивостью, напористостью. Как вы считаете, это равнозначные качества. Что вас больше обрадует в вашем ребёнке: настойчивость или агрессивность. Безусловно, настойчивость. Это качество в сравнении с агрессивностью имеет социально приемлемые формы, так как не допускают оскорбления, издевательства и т.д.

Уровень агрессивности детей меняется в большей или меньшей степени в зависимости от ситуации, но иногда агрессивность принимает устойчивые формы. Причин для этого поведения много: положение ребёнка в коллективе, отношение к нему сверстников, взаимоотношения с учителем и т.д.

Стойкая агрессивность некоторых детей проявляется в том, что оно иначе, чем другие, понимают иногда поведение окружающих, интерпретируя его как враждебное. К агрессии больше склонны мальчики. Она входит в мужской стереотип, который культивируется в семье и средствах массовой информации.

Можно предварительно исследовать отношение детей к телепрограммам.

Вопросы записываются на доске. Ответы анализируются классным руководителем.

1.        Какие телепередачи ты выбираешь для просмотра;

2.        Что тебе в них нравится;

3.        Советуют ли тебе родители при выборе телепередач;

4.        Какие передачи привлекают твоих родителей;

5.        Какие передачи вы смотрите всей семьёй;



Номера вопросов

1

2

3

4

5

Мальчики






Девочки






Папы






Мамы







Очень часто причиной детской агрессии является семейная ситуация.

Агрессивное поведение членов семьи в обыденных жизненных ситуациях: крики, ругань, хамство, унижение друг друга, взаимные упрёки и оскорбления. Психологи считают, что ребёнок проявляет агрессивность в обыденной жизни в несколько раз чаще там, где агрессию взрослых он видел ежедневно, и где она стала нормой его жизни.

Непоследовательность родителей в обучении детей правилам и нормам поведения. Эта методика воспитания детей отвратительна тем, что у детей не формируется нравственный стержень поведения:

сегодня родителям удобно говорить одно, и они навязывают эту

линию поведения детям, завтра им удобно говорить другое, и это

другое вновь навязывается детям. Это приводит к растерянности,

озлоблению, агрессии против родителей и других людей.

В воспитании можно выделить два фактора, которые позитивно или негативно влияют на формирование детской агрессивности: расположение и неприятие.

Преодолению агрессивности ребёнка помогает расположение, использующее в своём арсенале умение слушать, теплоту общения, доброе слово, ласковый взгляд.

Неприятие, наоборот, стимулирует детскую агрессивность. Оно характеризуется безразличием, устранением от общения. Нетерпимостью и властностью, враждебностью к факту существования ребенка. Неприятие ребенка приводит к проявлению такого заболевания как детский госпитализм. Что это такое? Одиночество, отсутствие желания общаться с родными людьми, отсутствие в семье традиций, обычаев, законов.

Огромное значение в воспитании детей имеет поощрение: словом, взглядом, жестом, действием. Очень значимо для человека и наказание, если:

-       оно следует немедленно за проступком;

-       объяснено ребенку;

-       оно суровое, но не жесткое;

-       оно оценивает действия ребенка, а не его человеческие качества.

Наказывая ребенка, отец или мать проявляют терпение, спокойствие и выдержку.


Предварительное анкетирование учащихся по проблемам класса

(аналитическая справка)

Если тебя наказывают, то как…

Если тебя поощряют, то как…

Четыре «нельзя», которые бы ты хотел иметь в своей семье, когда тебя наказывают





Подходит к концу наша очередная встреча. Хочется, чтобы она оказалась для вас полезной, вызвала раздумья, желания построить взаимоотношения в своей семье по-новому.

И по традиции каждый из вас получает «золотые» правила воспитания, связанные с темой данного собрания:

1.                  Учитесь слушать и слышать своего ребенка.

2.                  Постарайтесь сделать так, чтобы только вы снимали его эмоциональное напряжение.

3.                  Не запрещайте детям выражать свои отрицательные эмоции.

4.                  Умейте принять и любить его таким, каков он есть.

5.                  Повиновение, послушание и исполнительность будут там, где они предъявляются разумно.

6.                  К агрессивным проявлениям в поведении ребенка приводит агрессивность семьи.



Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты