Влияние массовой культуры на подростка

Влияние массовой культуры на подростка













Реферат

на тему

«Влияние массовой культуры на подростка».


Оглавление


Введение

1.Подросток и его интересы

1.1            Особенности подросткового периода

1.2            Телевизор – «за» и «против»

1.3            Влияние музыки на подростка

1.4            Подросток и компьютер

2. Влияние массовой культуры на интересы подростка

Заключение

Список использованной литературы


Введение


Подростковый возраст – трудный период полового созревания и психологического взросления. В самосознании происходят значительные изменения: появляется чувство взрослости, ощущение себя взрослым человеком; оно становится центральным новообразованием младшего подросткового возраста. Возникает страстное желание если не быть, то хотя бы казаться и считаться взрослым. Отстаивая свои новые права, подросток ограждает многие сферы своей жизни от контроля родителей и часто идет на конфликты с ними. Также меняется внутренний мир ребенка, его увлечения и интересы. Именно при их помощи подросток пытается выразить свое чувство взрослости, стремление к эмансипации. На формирование интересов влияют многие факторы: внешняя и внутренняя среда, общение со сверстниками и взрослыми, а также различная массовая культура. В данной работе мы попытаемся дать наиболее общую характеристику нескольких составляющих массовой культуры, а также выявить, насколько сильно они влияют на интересы и склонности подростка.

Актуальность данной темы формируется из потребности в совершенствовании воздействия на формирование интересов подростка. В настоящее время массовая культура прочно вошла в нашу жизнь, и она, естественно, имеет огромное влияние на нее.

Цель работы: изучить влияние массовой культуры на формирование интересов подростка.

Задачи данной работы вытекают из общей цели:

Дать краткую характеристику подросткового периода;

Рассмотреть отдельные компоненты массовой культуры;

Изучить, проанализировать специальную литературу по данной теме;

Провести анкетирование с целью выявления предпочтений и интересов подростка;

Объектом исследования является содержание и форма современной массовой культуры. Предмет – влияние массовой культуры на интересы подростка.

Перед началом проведения исследования мы выдвинули гипотезу: положительно или отрицательно влияет массовая культура на интересы подростка.

Данная работа может использоваться на уроках возрастной психологии как дополнительный материал при изучении темы «Подростковый возраст».


1. Подросток и его интересы


1.1 Особенности подросткового периода


Отрочество, подростковый возраст – период жизни человека от детства до юности в традиционной классификации (от 11 – 12 до 14 – 15 лет). В этот самый короткий по астрономическому времени период подросток проходит великий путь в своем развитии: через внутренние конфликты с самим собой и с другими, через внешние срывы и восхождения он может обрести чувство личности. Однако раскрывающееся его сознанию общество жестоко инициирует его. (6,с. 345)

Подростковый возраст связан с перестройкой организма ребенка – половым созреванием. И хотя линии психического и физического развития не идут параллельно, границы этого периода достаточно неопределенны. Одни дети вступают в подростковый возраст раньше, другие – позже. Начинаясь с кризиса, весь период обычно протекает трудно и для ребенка, и для близких ему взрослых. Поэтому подростковый возраст иногда называют затянувшимся кризисом. (5,с. 280)

Половое созревание зависит от эндокринных изменений в организме. Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывает интенсивное физическое и физиологическое развитие. Увеличиваются рост и вес, а это сопровождается изменением пропорций тела. Интенсивный рост скелета, достигающий 4 -7 см в год, опережает развитие мускулатуры. Все это приводит к некоторой непропорциональности тела, подростковой угловатости. Дети часто ощущают себя в это время неуклюжими, неловкими. Появляются вторичные половые признаки – внешние признаки полового созревания – в разное время у разных детей. У мальчиков меняется голос, причем у некоторых резко снижается тембр голоса, временами срывающегося на высоких нотах, что может переживаться довольно болезненно. У других голос меняется медленно, и эти постепенные сдвиги ими почти не ощущаются.

В связи с быстрым развитием возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга. Поэтому для подростков характерны перепады сосудистого и мышечного тонуса. А такие перепады вызывают быструю смену физического состояния и, соответственно, настроения. Стремительно взрослеющий ребенок может часами гонять мяч или танцевать, почти не чувствуя физической нагрузки, а затем, в относительно спокойный период времени, буквально падать от усталости. Бодрость, азарт, радужные планы при этом сменяются на ощущение разбитости, печаль или полную пассивность. То есть, в подростковом возрасте эмоциональный фон становится неровным, нестабильным.

К этому следует добавить, что ребенок вынужден постоянно приспосабливаться к физическим и физиологическим изменениям, происходящим в его организме, переживать «гормональную бурю». У подростков половых гормонов вырабатывается больше, чем у взрослых людей. Они как будто все время находятся в состоянии стресса. Эмоциональную нестабильность усиливает сексуальное возбуждение, сопровождающее процесс полового созревания. Большинство мальчиков в большей мере осознают истоки этого возбуждения. У девочек больше индивидуальных различий: часть из них испытывает такие же сильные сексуальные ощущения, но большинство – более неопределенные, связанные с удовлетворением других потребностей (в привязанности, любви, поддержке, самоуважении).

По мнению западных психологов, подросток еще бисексуален. Тем не менее в этот период половая идентификация достигает нового, более высокого уровня. Отчетливо проявляется ориентация на образцы мужественности и женственности в поведении и проявлении личностных свойств. Но подросток может сочетать в себе как традиционно мужские, так и женские качества.

Благодаря бурному росту и перестройке организма в подростковом возрасте резко повышается интерес к своей внешности. Формируется новый образ физического «Я». Из-за его особой значимости ребенком остро переживаются все изъяны внешности, действительные и мнимые. Непропорциональность частей тела, неловкость движений, неправильность черт лица, кожа, теряющая детскую чистоту, излишний вес или худоба – все расстраивает, а иногда приводит к чувству неполноценности, замкнутости, даже неврозу.

Тяжелые эмоциональные реакции на свою внешность у подростков смягчаются при теплых, доверительных отношениях с близкими людьми, которые должны проявить и понимание, и тактичность.

На образ физического «Я» и самосознание в целом влияет темп полового созревания. Дети с поздним созреванием оказываются в наименее выгодном положении; акселерация создает более благоприятные возможности личностного развития. Даже девочки с ранним физическим развитием обычно более уверенны в себе и держатся спокойнее. Для мальчиков же сроки их созревания особенно важны. Физически более развитый мальчик вызывает отношение к себе как к более взрослому. Напротив, к мальчику с поздним созреванием чаще относятся как к ребенку и тем самым провоцируют его протест или раздражение. (5,с. 283)

В современном информационном обществе стремление подростка к статусу взрослого – мечта малодоступная. Поэтому в отрочестве подросток обретает не чувство взрослости, а чувство возрастной неполноценности. Он психологически попадает в зависимость от предметного мира как ценности человеческого бытия. (6,с. 345)

Подросток обладает сильными, иногда гипертрофированными потребностями в самостоятельности и в общении со сверстниками. Подростковая самостоятельность выражается в основном в стремлении к эмансипации от взрослых, освобождении от их опеки, контроля, а также в разнообразных увлечениях, интересах – неучебных занятиях. Эти потребности так ярко проявляются в поведении, что говорят о «подростковых реакциях».

Интересы – сильные, часто сменяющие друг друга, иногда «запойные» - характерны для подросткового возраста. Считается, что подростковый возраст без увлечений и интересов подобен детству без игр. Выбирая себе занятие по душе, подросток удовлетворяет и потребность в самостоятельности, и познавательную потребность, и некоторые другие.

Именно в этот период появляется потребность в серьезной самостоятельной деятельности, которая в принципе может удовлетворяться в рамках школьного обучения. По мнению Д.Б. Эльконина, младший подростковый возраст сензитивен к переходу учебной деятельности на более высокий уровень. Учение может приобрести новый личностный смысл стать деятельностью по самообразованию и самосовершенствованию. К сожалению, это случается не очень часто. Руководить интересами подростка в этом направлении могут взрослые – любимые учителя и родители, искренне увлеченные своим делом. Побудить его к дополнительным занятиям определенным учебным предметом им удается, только соблюдая осторожность: излишнее давление с их стороны приводит к противоположной реакции – нежеланию делать то, что навязывают, к апатии или бунту.

Как правило, интересы и увлечения имеют неучебный характер.

Самый примитивный вид увлечений – информативно-коммуникативные увлечения. В них проявляется жажда получения новой, не слишком содержательной информации, не требующей никакой критической переработки, и потребность в легком общении со сверстниками – во множестве контактов, позволяющих этой информацией обмениваться. Это многочасовые пустые разговоры в привычной дворовой компании или со случайными приятелями, созерцание происходящего вокруг (от витрин магазинов до уличных происшествий), длительное просиживание перед телевизором. (5,с. 294)


1.2 Телевизор – «за» и «против»


Значительную часть досуга подростков заполняют электронные средства массовой информации – телевидение, радио, видео, сеть Интернет. Посредством их сегодня формируется внутренний мир школьников, их художественные предпочтения, ценностные ориентации, культурные установки. При этом контакты со СМИ носят в подавляющем большинстве не познавательный, а развлекательный характер. С точки зрения реализации функций массовой культуры - развивающей, воспитывающей и развлекательной, - преобладает последняя.

За последнее десятилетие накапливаются данные, свидетельствующие о все более деструктивном влиянии многих средств массовой информации на психическое здоровье населения, в частности, детей. Это вызывает тревогу и озабоченность медицинской общественности и широких кругов общества.

На телеэкранах российского телевидения почти ежедневно освещаются в подробностях «кладбищенские» новости, траурные события, катастрофы, убийства, несчастные случаи, жертвы, их плачущие родственники. Зрелище смерти регулярно вводится почти в каждую квартиру, в каждую семью. В силу психологического механизма сопереживания, эмпатии, эмоционального резонанса подобное зрелище вызывает у многих телезрителей чувство сострадания, снижение настроения, тревогу за своих близких, которые могут оказаться в кризисных или чрезвычайных ситуациях. Отрицательные эмоции, возникающие при просмотре подобных телепередач, в результате их накопления и суммации могут приводить к подрыву психического здоровья, повышению уровня тревожности, нарушением сна, развитию предневротических и невротических расстройств. То же самое можно сказать о воздействии кино, которое призвано развлекать, а не нести информацию. Изображение дерущихся и убивающих друг друга людей может усилить в ребятах их агрессивные наклонности. Это влияние варьирует в диапазоне от «слабого» до «среднего». Поскольку средства телевещания показывают фильмы многим миллионам телезрителей, по всей стране в течение любой недели может произойти на несколько сот серьезных актов насилия большее, чем их было бы в том случае, если бы такие фильмы не демонстрировались.

Иногда зрители, особенно подростки, отождествляют себя с теле - и киногероями, что также влияет на силу их впечатлений от увиденного на экране. Отождествляя себя с одним из персонажей, они, по сути, воображают себя этим человеком. Как следствие, подростки очень эмоционально реагируют на все, что бы ни случилось с их персонажем.

Совместный просмотр видеофильмов ужасов и насилия является в настоящее время одним из наиболее типичных способов времяпровождения подростков. Что скрывается за притягательностью кровожадности и зверского насилия для детей, и какие мотивы объединяют их в группу, сидящую у телеэкрана? По сюжетам видеофильмов ужасов и насилия в банды и другие группировки обычно объединяются только мужчины. Женщины, будучи героическими персонажами, выступают лишь в роли борцов-одиночек, имея при этом за своей спиной поддержку мужчины - супергероя. Еще в 1956 году в книге «Юность и опасность» американский социолог Роберт Гендриксон писал: «Жестокость и садизм, небывалый рост преступлений с применением насилия, юный возраст преступников – все это говорит, что мы стоим перед сложнейшей проблемой нашего времени. Все эти кричащие факты преступности несовершеннолетних требуют, чтобы мы хоть сейчас направили все наши усилия на ее искоренение, иначе этот «девятый вал» захлестнет наших сыновей и дочерей». (9,с. 476)

Характерен и такой эпизод: в последние годы на телевизионных экранах стал весьма популярным сюжет «киднэппинга», то есть кражи детей с последующим требованием выкупа. Вскоре заработала линия «связи»: телевидение – правонарушения несовершеннолетних. Участились случаи, когда старшие подростки крали детей и требовали выкупа у родителей. Нередко такие случаи заканчивались трагически. Таким образом, телевидение помогает сформировать и закрепить в сознании подростка уверенность в том, что жестокость агрессивность и сила являются самыми действенными регуляторами в межличностных отношениях. А это в свою очередь не может не увеличивать числа тех молодых людей, которые не только не восхищаются насилием, но и даже обожествляют его. Однако некоторые исследователи Ф.С. Махов, Л. Берковиц и другие утверждают, что показ насилия на экранах телевизоров действуют благоприятно на психику ребенка, так как безвредным путем дает выход скопившейся у него агрессивности, ослабляя его агрессивные инстинкты, выполняя функции своеобразных «предохранительных клапанов».

Существует и третья группа, которая пытается «синтезировать» точки зрения двух первых. Так, признавая тот факт, что показ насилия в больших дозах, не являясь главным фактором в формировании преступных наклонностей, все же усиливает возможность того, что кто-то из зрителей будет вести себя более агрессивно в определенной ситуации. Представители этой теории считают, что «телемодели» могут быть восприняты подростком в качестве эталона поведения столь же эффективно, как и реальные модели, так как некоторые подростки с одинаковым успехом копируют как реальность гангстеров, так и их «киномодели». Однако, по их мнению, агрессивность, насилие могут иметь место у ребенка лишь тогда, когда, он находиться в состоянии фрустрации. «Мне нравилось, когда по телевидению кого-то убивали», - это слова 15 – летнего мальчугана. А произнес он их на судебном процессе. Его судили за то, что он задушил маленькую девочку.

Иногда жертвами становятся сами юные зрители. Так, однажды в Нью-Йорке из окна седьмого этажа выбросился ребенок. Это не было самоубийством. Впечатлительный мальчик решил повторить подвиги своего любимого героя – супермена. (2,с. 13)

Пожалуй, не найдется ни одного человека, который не осознавал бы, насколько в нашем обществе распространено насилие. Почти каждый день в сводках новостей сообщается о том, что кого-то застрелили, удушили, зарезали, о происходящих в мире войнах и убийствах. Тот факт, что на переломе между детством и юношестве молодые люди объединяются в группы и разрабатывают в них определенные ритуалы. Основой просмотра видеофильмов является общность, задаваемая определенным возрастным периодом, а также то, что привлекательно для каждого в острых ощущениях во время показа сцен ужасов и насилия. При этом не имеет значения различия в интересах и потребностях членов группы в других сферах жизни.

Обобщая, можно сказать, что увлечение ужасами и насилием в видеофильмах связано с выражением заторможенных страхов и агрессивности. Видео как средство массовой информации, вероятно, привлекает потому, что в любое время и с любой частотой можно воспроизвести те картины, которые ты там создать не в состоянии или которые хочется посмотреть, а в неисчерпаемом многообразии фильмов можно воссоздать любые нюансы внутренней напряженности. В зависимости от того, что играет центральную роль в фильме, индивидуальные предпочтения могут быть отданы тем или иным сценам или же фильмам в целом. За пределами этого глубоко личностного взаимодействия с собственным бессознательным феномен насилия и ужасов в видеофильмах становится ситуативным выражением пубертатных ритуализаций коллективного бессознательного в том, что отдельный подросток находит важным для самого себя. Так как взрослые относятся без понимания и даже с возмущением или осуждением к увлечению подростка такими фильмами, то в этом можно усмотреть существующую в нашем обществе форму столкновения взрослых и подростков, сравнимую с ритуалом инициации. Телевидение не только дает определенную информацию, но и показывает варианты действий, ребенок может их либо отвергать, основываясь на моральных убеждениях, а может и принимать как легитимные точки зрения морали. Предоставляется широкий выбор действий, нужно только научиться выбирать правильный.


1.3 Влияние музыки на подростка


Особое, приоритетное место в подростковом возрасте занимает восприятие музыки. Пение и музыка всегда играли важную роль в обучении и коммуникации. Дети изучают мир из образцов для подражания, того, что они видят и слышат. Музыка – часто важная часть внутреннего, отдельного мира подростка. Здесь следует сразу отдифференцировать современную музыку больших частот и классическую музыку.

Музыка больших частот пользуется массовым спросом подростков. Благодаря экспрессивности, призывающей своим ритмом к движению, эта музыка позволяет подростку включиться в задаваемый ритм и через телесные движения выразить свои смутные переживания. Музыка для них выступает в качестве регулятора поведения: «Являясь знаками аффективных состояний, музыкальные произведения организуют поведение (в первую очередь аффекты), то овладевая ими, то преодолевая его» (1,с. 199)

Многие исследователи показали, что музыка оказывает глубокое влияние на физиологические реакции – усиливает метаболизм (обмен веществ), усиливает или уменьшает мускульную энергию, изменяет дыхание, меняет кровяное давление, дает физическую основу для эмоций. Музыка, и в частности музыкальный ритм, производит в организме физиологические изменения, которые подобны реакциям, происходящим при сильном волнении и аффектах. Классической работой в этой сфере является исследование, проведенное в конце 19 века К. Бюхером, в котором он показывает перспективность ритмического строя работы, осуществляемой благодаря различным видам трудовых песен. Сегодня исследования воздействия музыки на физиологию и психику человека продолжаются. (6,с. 378)

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты