Влияние агрессивных видов спорта на личность спортсмена


В различных видах спорта требуются различные уровни мобилизации. Более того, даже в одном и том же виде спорта различные действия и навыки требуют для своей реализации различных уровней активации [21,79].


Другая особенность возбуждения, которая была обнаружена в исследованиях, имеет важное значение для тренера: всякое возбуждение заразительно - оно передается другим. На уровень активации спортсмена действуют и социальные влияния. Легко возбудимые игроки могут вызвать у своих товарищей по команде перевозбуждение в раздевалке, а тренер, плохо владеющий собой, может стать причиной значительных изменений в уровне возбуждения у своих воспитанников. Перевозбужденные игроки заражают своим состоянием товарищей по команде до начала соревнований или во время них. Кроме того, спортсмен, ожидающий напряженных физических усилий, будет проявлять физиологические признаки активации, которые примерно будут соответствовать требованиям деятельности. В некоторых исследованиях, посвященных изучению этого вопроса, было установлено, что (по крайней мере в общих чертах) процессы активации у человека могут непроизвольно (неосознанно) различать высокие и средние антиципируемые нагрузки на мышечную и сердечно-сосудистую системы. Исследования гребцов, канатоходцев, футболистов и других людей, регулярно занимающихся физическими упражнениями, подтвердили предположение о том, что ожидание интенсивной деятельности вызывает изменения в частоте пульса, химическом составе крови, а также в дыхании и кровяном давлении. Таким образом, целый ряд общих данных, полученных в ходе исследований, позволяет сделать следующие практические выводы:

каждому виду задач соответствует оптимальный уровень возбуждения;

перевозбуждение может ухудшить выполнение недостаточно хорошо освоенных движений либо заданий, требующих точности;

в психологических, мышечных и физиологических показателях активации существуют выраженные индивидуальные различия [21,83-85] ;

Ожидание предстоящей интенсивной деятельности приводит к изменению уровня возбуждения.


1.11 Активация в спорте. Данные экспериментальных исследований ученых


Некоторые из только что рассмотренных общих принципов изучались и в спорте. Кроме того, в экспериментальных и клинических исследованиях изучались специфические проблемы активации спортсменов. Так, Ренольд измерял показатели крови у членов студенческой команды гребцов до тренировки. У гребцов были зарегистрированы значительные изменения количества эйзинофилов. Перед участием в гонках у гребцов, рулевых и у тренера отмечались выраженные сдвиги в состоянии организма, вызванные предстоящим стрессом. Хармон и Джонсон обнаружили заметные изменения кровяного давления и других показателей возбуждения у 42 футболистов перед матчами. Учащение пульса было зафиксировано у 5 хорошо подготовленных спортсменок-бегуний в исследовании Скубик и Хильгендорф, при этом 59% величины физиологической адаптации к предстоящим забегам было выявлено задолго до начала соревнований благодаря действию эмоциональных факторов. Козар обнаружил существенные изменения в частоте пульса у спортсменов перед началом состязаний в лазанье по канату, однако этот показатель оказался неинформативным в предсказании результатов выступления. Спортивные психологи в Восточной Европе также проявляли значительный интерес к этой стороне спортивной деятельности. Например, с 1920 г. ученые в Советском Союзе исследовали различные аспекты этой проблемы, включая уровень возбуждения спортсмена за несколько дней, недель и месяцев до начала соревнований, и физиологические показатели, сопровождающие активацию в предсоревновательный период, и способность спортсмена регулировать свой уровень возбуждения перед соревнованием либо самостоятельно, либо с помощью специалиста с тем, чтобы достичь оптимального уровня. В связи с последней проблемой спортивные психологи (так же как и тренеры) стремились к тому, чтобы спортсмен не достигал своего пика слишком рано или слишком поздно. Этих же психологов интересовало время сосредоточения спортсмена перед соревновательным подходом. Они провели глубокое изучение этого параметра, поскольку он отражает качество последующей деятельности. В течение целого ряда лет, ученые, интересующиеся проблемой активации в спорте, формально и неформально изучали различные медицинские, психотерапевтические, психологические, физиологические, а иногда и мистические методы регуляции возбуждения. Некоторые из этих методов будут рассмотрены ниже. Интересные исследования были посвящены изучению проблем активации, возникающих у спортсмена, который неожиданно сталкивается с изменениями требований к выполняемым физическим усилиям - их надо либо снизить, либо резко повысить. Допустим, спортсмена подготовили к выступлению в беге на определенный день и в установленный час. При этом у него тщательно регистрируются показатели активации. Однако, когда наступает день и час выступлений, спортсмену говорят, что дистанция кросса не такая трудная, как предполагалось, или время старта переносится с 16 часов на 17. В других случаях использовалась обратная тактика. Спортсмену до соревнований говорят, что ему надо бежать в 3/4 силы, а когда наступает время старта, требуют показать максимальный результат. И снова регистрируются соответствующие физиологические показатели. Как и следовало ожидать, спортсмены высокого класса лучше регулируют уровни активации при неожиданных изменениях требований к интенсивности или времени приложения усилий. Они могут успокоиться и затем вновь достигнуть нужного уровня возбуждения быстрее, чем спортсмены, имеющие меньший опыт. Неожиданные изменения во времени и интенсивности физических усилий - довольно частое явление в реальных условиях соревнований (например, откладывается на более поздний час выступление в каком-либо виде легкой атлетики или игра переносится на другой день). Поэтому такие исследования, хотя они и неприятны спортсменам, могут помочь лучше подготовиться к стрессовым ситуациям, характерным для спорта. Подобные ситуации в значительной мере влияют на уровень возбуждения спортсмена, а это, в свою очередь, связано с результатом выступления [22,531].

Длительная и кратковременная подготовка спортсмена и активация.

Ванек и другие исследователи предложили разделить предсоревновательный период на четыре фазы по уровню активации и предстартовой напряженности. Первая фаза включает в себя достаточно длительный период и начинается, когда спортсмен принимает решение о выступлении в конкретных соревнованиях. Эта фаза может длиться недели и даже месяцы, предшествующие соревнованию, и сопровождаться признаками нервозности, раздражительности, бессонницы и физиологическими изменениями, указывающими на повышенные уровни возбуждения, например колебаниями кровяного давления. Вторая фаза охватывает кратковременный период - от тренировки до соревнования. Здесь возможно применение различных тактических вариантов, которые могут благоприятно (или неблагоприятно) повлиять на мобилизацию спортсмена к выступлению. Третья фаза - стартовое состояние - наступает при включении спортсмена в атмосферу соревнований. В этот момент неопытные спортсмены обычно или перевозбуждаются, или впадают в состояние апатии, или иначе проявляют физиологические и психологические признаки стресса. И, наконец, возникают условия активации непосредственно в соревновательной деятельности. Обычно во время длительной гонки или игры, а также между отдельными попытками в легкой атлетике, гимнастике или фигурном катании наблюдаются изменения в уровне активации. По данным исследований, в этот период спортсмен должен либо сам управлять своим состоянием, либо получать помощь со стороны. В этом завершающем периоде активации время, которое имеется в распоряжении у спортсмена между попытками максимального приложения усилий, является наиболее важным для него. Иногда продолжительность этих периодов не зависит от спортсмена, тогда как в других случаях у него есть какой-то запас времени, например между попытками в прыжках в высоту или подходами к штанге. Болгарский спортивный психолог Филипп Генов тщательно изучил скорость выполнения штангистами отдельных движений во время соревнований, когда они находятся в состоянии "мобилизационной готовности". Он обнаружил, что перед удачными попытками на помосте спортсмены быстрее выполняли задания в лабораторных условиях, чем перед неуспешными. Таким образом, было установлено, что успешное выступление в этом сложном и взрывном виде спорта зависит от достижения спортсменом высоких уровней активации еще до подхода. Исследования Генова (охватывающие 10-летний период изучения борцов, гимнастов легкоатлетов, гребцов, футболистов, а также тяжелоатлетов и баскетболистов) касались и особенностей внимания спортсменов во время соревнований и в перерывах между попытками. Адекватная мобилизация (активация) связана с подготовкой спортсмена, его психическим состоянием, степенью трудности задачи, его общим состоянием здоровья, а также продолжительностью времени, затрачиваемого спортсменом на сосредоточение перед выполнением попытки. В 1965 г. он, например, зафиксировал время сосредоточения советского тяжелоатлета Л. Жаботинского на чемпионате мира в Тегеране. Оказалось, что перед тремя последними подходами (и самыми успешными) время сосредоточения было значительно больше (70 сек), чем перед двумя первыми упражнениями (рывок и жим) - соответственно 40 и 50 сек. Аналогичные исследования были проведены в Советском Союзе с фиксацией времени сосредоточения перед каждой попыткой Валерия Брумеля, бывшего чемпиона мира в прыжках в высоту. Генов и другие спортивные психологи в Болгарии и Советском Союзе исследовали также время между попытками как функцию разминки до или во время соревнований.


1.12 Методы регуляции уровня возбуждения у спортсменов


Клинические и экспериментальные психологи, психиатры и физиологи, интересующиеся проблемами психологии спорта, разработали и частично исследовали ряд методов регуляции уровня возбуждения у спортсменов до, во время хода соревнований и после выступления. Некоторые из этих методов представляют собой несистематизированное обобщение клинического опыта без какой-либо методологии или экспериментального обоснования. Другие методы достаточно точны и основаны на внешних периферических реакциях и помогают спортсмену достичь различной степени мышечного расслабления или напряженности. При этом изменяется и его внутреннее эмоциональное и физиологическое состояние. Часть методов делают акцент на изменении психического состояние - ход мыслей, настроение спортсмена. И, наконец, есть методы, сочетающие воздействие на периферические и центральные функции нервной системы спортсмена. Ниже приводится краткий обзор этих методов и приемов. Более подробно эти методы, а также результаты исследований рассматриваются в соответствующей литературе, которая приведена в библиографии.

Релаксационная* тренировка. В начале 30-х годов американский врач Э. Якобсон опубликовал книгу под названием "Прогрессивная релаксация (расслабление)", в которой были изложены точные методы снижения остаточных мышечных напряжений у людей, страдавших в той или иной мере от чрезмерного напряжения, отрицательно влиявшего на нормальное функционирование организма. Суть метода заключается в том, что человек принимает удобное положение, а затем ему дают почувствовать точную степень мышечного напряжения всего тела, различных его частей, и особенно мышц головы и шеи. Сначала пациенту, например, предлагают "максимально напрячь мышцы", затем после расслабления снова "напрячь мышцы вполсилы", затем "в четверть силы от максимального усилия" и так далее - до тех пор, пока человек не научится напрягать свои мышцы по желанию с любой интенсивностью. В ходе занятий человеку предлагают также напрячь с различной силой мышцы различных частей тела и даже отдельные мышцы какой-нибудь части тела.

* Релаксационный - от слова "relax" - расслабиться.

Основная гипотеза Якобсона основывалась на том, что между мышечной системой и эмоциональным состоянием человека существует прямая зависимость. Как только достигается сознательный контроль над периферическими скелетными мышцами, то одновременно человек имеет возможность контролировать свое внутреннее эмоциональное состояние. В течение многих лет многочисленные физиотерапевты, а также некоторые психологи и психиатры свято следовали методу Якобсона. Сторонники этого метода опубликовали несколько работ, в которых предлагались различные варианты этого метода, а также приводились клинические случаи, где релаксационная тренировка сыграла свою роль. Этими методами иногда пользуются сами спортсмены, в других случаях они применяют их под руководством специалистов, однако, насколько мне известно, до сих пор нет достаточно систематических исследований, которыми бы подтверждалась или отрицалась эффективность этих методов в спорте*. Утверждение о том, что регуляция напряжения периферической мышечной системы влияет на внутренние эмоциональные и физиологические состояния, не представляется достаточно убедительным. Так, Эдельман отметил, что метод Якобсона столь же эффективен, как и простая просьба расслабиться. Тем не менее считают, что эти методы все-таки приносят пользу, особенно тем спортсменам, у которых повышенные эмоциональные состояния сопровождаются чрезмерным мышечным напряжением, а также в таких видах спорта, где необходима тонкая координация движений, - иначе чрезмерное напряжение больших групп мышц будет препятствовать хорошему выступлению спортсмена [22,605-617].

* Исключение составляет клинический случай, описанный Найдиффером и Декнером, исследовавшими одного толкателя ядра. Они использовали релаксационную тренировку в сочетании с методикой Шульца, и результаты этого спортсмена улучшились.

Аутогенная тренировка Шульца. В то время как в США Якобсон излагал свои методы мышечной релаксации, немецкий психиатр Иоганн Шульц начал разрабатывать метод, ставший известным под названием "аутогенная тренировка". И хотя первое описание этого метода на английском языке появилось лишь в конце 50-х годов, он получил широкое распространение среди многих психиатров, психотерапевтов и спортивных психологов. Этот метод заключается в том, что человек должен сосредоточить внимание на функциях мышечной и автономной (вегетативной) системы и на психическом состоянии. Человеку предлагают расслабиться различными способами, а также представить мысленно потепление его отдельных частей тела (конечностей) или области живота. Ему также помогают научиться регулировать частоту своего пульса и дыхания и вызывать ощущение тяжести в различных частях тела путем мысленного представления соответствующих зрительных образов. Метод предусматривает и другие пути саморегуляции психических состояний чёрез мысленное представление человеком различных эмоциональных ситуаций, абстрактных предметов и т.п. Этот метод прошел широкую экспериментальную проверку с объективной регистрацией изменений психофизиологических процессов, происходящих в организме. Например, было обнаружено, что представление тепла в конечностях действительно вызывает их потепление, что частоту пульса можно научиться произвольно менять, так же как и вызывать существенные изменения в дыхательной системе. Экспериментально установлено, что значительные изменения могут происходить и в величине электрического потенциала головного мозга. Спортивные психологи, особенно психологи Восточной Европы, включили метод Шульца и различные его модификации в предсоревновательную подготовку спортсменов. В Чехословакии, например, использовали экран для демонстрации частоты пульса, за которым наблюдает сам спортсмен, пытаясь при этом сознательно регулировать деятельность своей сердечно-сосудистой системы. Эффективность применения методов Якобсона и Шульца зависит от профессионального уровня и специальной подготовленности врача или психолога, использующих эти методы в своей практической работе, а также от самого спортсмена, его зрелости и восприимчивости. Одно из основных отличий методики Шульца от гипноза заключается в том, что в первом случае спортсмена учат различным способам саморегуляции (через перцептивные, физиологические, психологические и мышечные системы), тогда как во время гипноза им управляет врач, проводящий сеанс. И действительно, многие спортсмены международного класса могут в дальнейшем самостоятельно применять метод Шульца или различные его модификации.



К сожалению, интерес к методу Шульца (и его близкой разновидности - методу психотонической тренировки) не сопровождался широкими научными исследованиям его валидности в литературе, доступной спортивным психологам стран английского языка*. Многие европейские психологи считают, что с помощью этого метода перевозбужденного спортсмена можно привести в состояние расслабления (релаксации), а затем соответствующим внушением, направленным либо на понижение, либо на повышение уровня активации, вновь привести в состояние возбуждения, превышающее то, которого бы он мог достичь при обычной активации без предварительного "успокоения" и "настройки" на игнорирование чрезмерных стимулов окружающей среды. По их представлениям, на приведенной схеме достаточно точно сопоставляются методы активации от "исходного уровня" с методами активации при использовании "активного успокоения"**.

* В середине 60-х годов в Париже проводилась конференция, в которой приняли участие 75 психологов. На ней обсуждалась практическая ценность, а также методические и теоретические вопросы психотонической тренировки.

** Возбуждение спортсмена при таком переменном методе воздействий обычно достигается словесным обращением к его ведущим мотивам (например: "постарайся еще сильнее ради своей страны", "разозлись на соперников").

Степень активности спортсмена при использовании метода Шульца (и других аналогичных методов) может быть самой различной. Например, в начале спортсмену необходимы непосредственное руководство и помощь со стороны психолога. Затем текст формул и внушений можно записать на магнитофон, и, наконец, спортсмен сам может прибегнуть к самовнушению. Некоторые спортсмены разработали свои практические способы и приемы регуляции состояний до, во время и после соревнований. Поэтому они с интересом относятся к информации о существующих подходах, но отрицательно реагируют на льстивые уговоры врача или психолога команды.

Другие методики. Одни из них прагматичны и операциональны, другие направлены главным образом на психическое и эмоциональное состояние участника, а не непосредственно на его мышечную, физиологическую или нервную системы. Немногие из этих методов прошли экспериментальную проверку. Большинство из них привлекло внимание автора в ходе бесед и дискуссий с лучшими тренерами и спортсменами высокого класса из различных стран. Снижение значимости соревнования. Некоторые тренеры успокаивают спортсмена перед соревнованием, показывая их истинную значимость. Как пример крайнего случая этого метода можно привести высказывание одного тренера, который перед игрой сказал своему защитнику, что "результат этой игры не будет волновать 8 миллионов китайцев". Школьный тренер может сказать чрезмерно возбужденному спортсмену, что в стране очень много школ (около 35 000) и команды каждой из них играют несколько игр в год. Поэтому выигрыш или проигрыш данной конкретной игры большой роли не играет. К спортсмену, недостаточно возбужденному перед соревнованием, может быть применен обратный подход - всячески подчеркивается значимость именно этих соревнований в настоящий момент и для проведения итогов проделанной работы. При этом могут применяться различные способы повышения его уровня мотивации, включая мотивы самосовершенствования и самоуважения. Социальная изоляция и выбор контактов. Социальные условия такие, как присутствие других людей, которые могут быть перевозбуждены или недостаточно возбуждены, существенно изменяют уровень возбуждения спортсмена. Поэтому часто бывает полезно задолго до соревнований (игры) специально создать желаемые социальные условия (подобрать, например, товарищей по комнате). Место спортсмена в раздевалке тоже можно заранее выбрать так, чтобы он общался с членом команды, уровень активации которого положительно влиял бы на него. Можно регулировать не только контакты с товарищами по команде (т.е. чрезмерно возбужденный спортсмен может вступать в контакт с более спокойным партнером), но и "подключить" в этот процесс тренера. Например, тренеры по фигурному катанию иногда могут наблюдать, как их спокойный коллега общается с фигуристами перед выполнением обязательных упражнений "школы", требующих высокой точности движений и незначительного возбуждения. Напротив, перед выполнением произвольной программы спортсменам полезен контакт с более эмоциональным, инициативным тренером. Если тренер работает с командой один, то ему следует оценить свои личностные особенности и больше общаться перед соревнованиями с теми спортсменами, на уровень активации которых он будет влиять положительно, и по возможности избегать тех спортсменов, на уровень возбуждения которых он может повлиять отрицательно. Таким образом, можно сделать следующие выводы:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты