Влияния демонстрации агрессии в СМИ на подростков

В нескольких экспериментальных исследованиях контролировался просмотр детьми телевизора: одной группе показывали мультфильмы с насилием в течение определенного времени каждый день; другой группе показывали мультфильмы без насилия в течение такого же времени. Количество случаев проявляемой детьми агрессии во время их дневных занятий тщательно регистрировалось. Дети, смотревшие мультфильмы с насилием, становились более агрессивны во взаимодействиях со сверстниками, тогда как у детей, смотревших мультфильмы без насилия, изменений в межиндивидуальной агрессии не было [3].

В приведенном исследовании участвовали экспериментальная и контрольная группы. Однако большинство исследований, где изучались детские телевизионные привычки, полагались на корреляционный метод; в них определялась связь между количеством воздействующего телевизионного насилия и тем, в какой степени дети используют агрессивное поведение для решения межиндивидуальных конфликтов. Эта корреляция была явно положительной даже у детей из Финляндии, где количество программ с насилием ограничено. Корреляция, однако, не означает причинной связи. Возможно, более агрессивные дети предпочитают смотреть телепрограммы с насилием, то есть наличие агрессивной природы заставляет человека смотреть на насилие, а не наоборот.

Чтобы оценить эту гипотезу, в одном исследовании изучали особенности смотрения телевизора за 10-летний период. Было изучено более 800 детей в возрасте 8-9 лет. Исследователи собрали информацию о предпочтениях смотрения каждого ребенка и его агрессивности (оценивавшейся детьми из той же школы). Было обнаружено, что мальчики, предпочитавшие программы со значительным количеством насилия, гораздо более агрессивны в межиндивидуальных отношениях, чем мальчики, предпочитавшие программы с малым количеством насилия. Пока что эти данные, в общем повторяют результаты предыдущих исследований. Но 10 годами позднее более половины первоначальных испытуемых были проинтервьюированы в отношении их телевизионных предпочтений; они прошли тест на правопреступные тенденции, и их агрессивность была оценена также их сверстниками. Рис. 2 показывает, что сильное воздействие телевизионного насилия в возрасте 9 лет имело положительную связь с агрессивностью мальчиков в возрасте 19 лет. Самое важное, что эта корреляция остается значимой, даже когда для контроля за степенью детской агрессивности используются статистические методы, что уменьшает возможность того, что исходный уровень агрессивности определяет и телевизионные предпочтения в детстве, и взрослую агрессивность.


рис. 2

Рис.2. Связь между просмотром в детстве телепрограмм с насилием и агрессивностью во взрослом возрасте. Предпочтение мальчиками 9 лет телепрограмм с насилием имеет положительную корреляцию с агрессивным поведением в возрасте 19 лет


3. Практическое исследование влияния агрессивного поведения в СМИ на уровень агрессивности подростков


Исследование проводилось по экспериментальному плану Соломона для 4-х групп [5].

1 замер  2-ой замер

RTXT(8 класс) 12 чел

RTT(11 класс) 15 чел

R XT(10 класс) 6 чел

RT(7 класс) 11 чел

где: R – рандомизация

Х – экспериментальное воздействие (демонстрация 12-ой серии аниме-сериала Хелсинг, см. Приложение 3)

Т – проведение диагностики.

Испытуемыми в нашем исследовании явились 18 человек (2 экспериментальные группы) и 26 человек (2 контрольные) учащиеся школы «Диалог». 7-го, 8-го, 10-го и 11-го классов. Результаты диагностики приведены в приложении 4 и 5.

Для диагностики ЛТ и СТ использовался тест «Исследование тревожности» Спилбергера, а выявление форм агрессивных проявлений осуществлялось с помощью опросника Басса-Дарка. [7] см. Приложение 1 и 2.

Для обнаружения отличий между показателями групп использовался U-критерий Манна-Уитни, а для оценки достоверности сдвига в значениях признака использовался Т-критерий Вилкоксона. [9].

В ходе нашего исследования мы проверяли две гипотезы:

1.                Наблюдение насилия и агрессии в СМИ увеличивает агрессивность подростков

2.                Наблюдение насилия и агрессии в СМИ усиливает тревожность подростков.

Результаты проверки гипотез

1-ый замер

8 класс - 11 класс

нет значимых отличий

2-ой замер

8 класс – 7 класс

Индекс враждебности р<0,1 (8-ой более высокие значения)

Индекс агрессии р<0,05 (7-ой более высокие значения)

8 класс – 11 класс

нет значимых отличий

8 класс – 10 класс

нет значимых отличий

10 класс – 11 класс

нет значимых отличий

10 класс – 7 класс

нет значимых отличий

11 класс – 7 класс

нет значимых отличий

Сдвиги

8 класс до – 8 класс после

Произошли статистически достоверные увеличения значений по шкалам

Ситуационная тревожность р<0,05

Личностная тревожность р=0,1

Индекс агрессии р=0,1

11 класс (1 замер) – 11 класс (2 замер)

Статистически достоверных изменений не обнаружено ни по одной шкале

Таким образом, обе наши гипотезы, хотя и не полностью, но подтвердились, т.е. после просмотра мультфильма с агрессивным содержанием у учащихся 8-го класса произошло статистически значимое повышение значений по шкалам СТ и ЛТ и по индексу агрессии.

Однако, поскольку перекрестная проверка по экспериментальному плану не подтвердила статистически значимых отличий между группами вопрос о причинном влиянии агрессии в СМИ на тревожность и агрессию подростков остается открытым. Однако позволим себя высказать предположение, что неполное подтверждение наших гипотез связано с особенностями привлеченных выборок и в частности с небольшим количеством испытуемых в каждой из них, что, безусловно, отразилось на статистической достоверности.


Заключение


Проблема агрессии в современном мире, особенно в российских условиях ломки устоявшихся ценностей и традиций и формировании новых, является чрезвычайно актуальной, как с точки зрения науки, так и с позиции социальной практики.

Важность подросткового возраста определяется тем, что в нем закладываются основы и намечаются общие направления формирования моральных и социальных установок личности.

В подростковом возрасте одним из видов отклоняющегося поведения является агрессивное поведение, нередко принимающее враждебную форму (драки, оскорбления). Для некоторых подростков участие в драках, утверждение себя с помощью кулаков является устоявшейся линией поведения. Суть "подростковой агрессии" составляют свои, свойственные этому возрасту и определенным психологическим особенностям - поведенческие модели, специфические подростковые поведенческие реакции на воздействия окружающей среды. Ситуация усугубляется нестабильностью общества, межличностными и межгрупповыми конфликтами, а так же, немаловажное значения на возникновения агрессии у детей подросткового возраста оказывают средства массовой информации.

Большинство детей в считанные секунды могут скопировать любимого киногероя или ведущего какой-нибудь популярной телепередачи, пропеть рекламную рифмовку или рассказать, что именно они узнали из средств массовой информации.

Средства массовой информации предлагают материалы на любой вкус: развлечения, культура, новости, спорт, образование и т.д. средства массовой информации являются неотъемлемой частью нашей жизни и многому нас учат, в том числе и агрессивным моделям поведения и могут развивать страх и тревогу.



Литература

1.     Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. М, 2000.

2.     Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. — СПб: Питер, 2001. — 352 с:

3.     Введение в психологию: Учеб. для ун-тов /[Под общ. ред. Зинченко В.П. и др.]. - 14-е междунар. изд. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2003.- 672 с.: ил. - ISBN 5-93878-097-7.

4.     Гудвин, Д. Исследование в психологии: Методы и планирование : [Перевод] /Д. Гудвин. - 3-е изд.. - СПб. : Питер, 2004. - 557 с. - ISBN 5-94723-290-1

5.     Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. – СПб.: Соц.-психол. Центр, 1996. – 392 с.

6.     Немов, Р. С. Психология: Учеб. Для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений: В 3 кн.-4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2005.- Кн.1: Общие основы психологии.-688 с.

7.     Практикум по возрастной психологии: учеб.пособие / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2002. – 694 с.

8.     Румянцева Т.Г. Понятие агрессивности в современной психологии.// Вопросы психологии. - №1/ 1991. – с.81-88.

9.     Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко. - СПб. : Речь, 2000. - 349 с

10.           Харрис, Р. Психология массовых коммуникаций : [Перевод] / Р. Харрис. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. – 448 с.


Приложение

Приложение 1

ОПРОСНИК А. Баса – А. Дарки

1.        Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим

да

нет

2.        Иногда сплетничаю о людях, которых не люблю

да

нет

3.        Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь

да

нет

4.        Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню

да

нет

5.        Я не всегда получаю то, что мне положено

да

нет

6.        Я не знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной

да

нет

7.        Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать

да

нет

8.        Когда мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести

да

нет

9.        Мне кажется, что я не способен ударить человека

да

нет

10.     Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами

да

нет

11.     Я всегда снисходителен к чужим недостаткам

да

нет

12.     Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его

да

нет

13.     Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами

да

нет

14.     Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал

да

нет

15.     Я часто бываю не согласен с людьми

да

нет

16.     Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь

да

нет

17.     Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему

да

нет

18.     Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверями

да

нет

19.     Я гораздо более раздражителен, чем кажется

да

нет

20.     Если кто-то воображает себя начальником, я всегда поступаю ему наперекор

да

нет

21.     Меня немного огорчает моя судьба

да

нет

22.     Я думаю, что многие люди не любят меня

да

нет

23.     Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной

да

нет

24.     Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины

да

нет

25.     Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку

да

нет

26.     Я не способен на грубые шутки

да

нет

27.     Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются

да

нет

28.     Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались

да

нет

29.     Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится

да

нет

30.     Довольно многие люди завидуют мне

да

нет

31.     Я требую, чтобы люди уважали меня

да

нет

32.     Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей

да

нет

33.     Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их "щелкнули по носу"

да

нет

34.     Я никогда не бываю мрачен от злости

да

нет

35.     Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь

да

нет

36.     Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю внимания

да

нет

37.     Хотя я и не показываю этого, меня иногда гложет зависть

да

нет

38.     Иногда мне кажется, что надо мной смеются

да

нет

39.     Даже если я злюсь, я не прибегаю к "сильным" выражениям

да

нет

40.     Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены

да

нет

41.     Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня

да

нет

42.     Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь

да

нет

43.     Иногда люди раздражают меня одним своим присутствием

да

нет

44.     Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел

да

нет

45.     Мой принцип: "Никогда не доверять "чужакам"

да

нет

46.     Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать, что я о нем думаю

да

нет

47.     Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею

да

нет

48.     Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь

да

нет

49.     С детства я никогда не проявлял вспышек гнева

да

нет

50.     Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться

да

нет

51.     Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко работать

да

нет

52.     Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня

да

нет

53.     Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ

да

нет

54.     Неудачи огорчают меня

да

нет

55.     Я дерусь не реже и не чаще чем другие

да

нет

56.     Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее

да

нет

57.     Иногда я чувствую, что готов первым начать драку

да

нет

58.     Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо

да

нет

59.     Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но теперь я в это не верю

да

нет

60.     Я ругаюсь только со злости

да

нет

61.     Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть

да

нет

62.     Если для защиты своих прав мне нужно применить физическую силу, я применяю ее

да

нет

63.     Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу

да

нет

64.     Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся

да

нет

65.     У меня нет врагов, которые бы хотели мне навредить

да

нет

66.     Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает

да

нет

67.     Я часто думаю, что жил неправильно

да

нет

68.     Я знаю людей, которые способны довести меня до драки

да

нет

69.     Я не огорчаюсь из-за мелочей

да

нет

70.     Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня

да

нет

71.     Я часто только угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение

да

нет

72.     В последнее время я стал занудой

да

нет

73.     В споре я часто повышаю голос

да

нет

74.     Я стараюсь обычно скрывать свое плохое отношение к людям

да

нет

75.     Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить

да

нет

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты