Виды толкования


2.3. Аутентическое толкование


            Внутри группы актов официального толкования, имеющих нормативный характер, следует выделить группу актов аутентического толкования (аутентическое, те ос­нованное на первоисточнике).  Они издаются органами, установившими разъясняемые нормы. Такие акты обладают повышенной степенью обязательности. Их можно рассмат­ривать как акты правотворчества,  которым придана об­ратная сила. Но в противоположность этому утверждению следует отметить то обстоятельство, что толкуемая нор­ма права и после этого акта существует как основная, а разъяснение носит вспомогательный характер.



2.4. Акты казуального толкования


Акты казуального толкования это разъяснения смыс­ла правовой нормы, осуществляемые компетентными орга­нами  (судебными)  применительно к конкретным обстоя­тельствам, рассматриваемого дела. Они имеют обязатель­ное значение только для данного случая, те имеют разо­вое  значение.  Не  сделанные по принципиальным делам (особенно в условиях пробела в праве) приобретают зна­чение прецедента толкования.  Прецедент  толкования - это выработанный правоприменительной практикой образец требуемого понимания и применения правовых норм, сфор­мулированный при рассмотрении конкретного юридического дела и признанный в юридической практике (публикуется в специальных юридических журналах).[8]  Казуальное тол­кование используется в правоприменительной деятельно­сти,  способствует правильности и законности решения дела. Оно служит обстоятельством, обосновывающим спра­ведливость решения.  Существует два вида казуального толкования:

·        интеллектуально-волевой процесс познания реали­зуемой нормы;

·        составная часть содержания правоприменительного акта (мотивировочная часть приговора);

Внутреннее содержание казуальных актов - это ин­дивидуализированные право положения, элементы обосно­вания принимаемого решения. Поэтому можно сказать, что это правообосновывающий правовой акт.  Правообосновывающие положения необходимы, так как существует высо­кая степень обобщённости,  абстрактности норм права, которое порождает конкретизацию, как способ реализации права.  Поэтому  казуальные  акты  отличаются  разовым, конкретным значением.

Значением актов официального казуального характе­ра состоит в том, что они являются образцами наиболее правильного применения  правовых норм. Повторяясь,  они создают устойчивые правила и служат прообразом будущих нормативных предписаний.



2.5. Неофициальное толкование


Под  неофициальным  толкованием  подразумевается разъяснение смысла права,  осуществляемое неуполномо­ченными на это органами и лицами. Неофициальное толко­вание не имеет обязательного характера и не порождает юридических последствий. Такое толкование даётся адво­катами,  учёными,  отдельными  гражданами.  Не  обладая юридической силой, этот вид- толкования оказывает боль­шое влияние на формирование общественного и индивидуального правосознания, на поведение конкретных субъек­тов (комментарии к кодексам учёных-юристов).

Неофициальное толкование является доктринальным, когда оно осуществляется специалистами в области пра­ва, имеет научный характер (статьи, монографии). Осо­бенность заключается в их убедительности,  основанной на авторитете и научном подходе лица, дающего толкова­ние.  Доктринальное  толкование играет  важную роль  в единстве понимания правовых норм.

Обыденное неофициальное толкование осуществляется при разъяснении права гражданами, не являющимися спе­циалистами в юриспруденции.




















3. Виды актов официального толкования и основания для их классификации

 

Классификация актов толкования норм права пред­ставляет собой распределения их по группам с учётом их юридических свойств. Классификация проводится по раз­личным основаниям: по форме, по наименованию, по юри­дической силе,  по  времени действия,  по  структурным элементам разъясняемых норм,  по  сфере действия,  по объёму толкования, по субъектам толкования.

Существует  два  вида  актов  толкования:  акты-действия и акты-документы. Под актом-действием понима­ется уяснение и разъяснение права. Акты-документы - это источники, которые содержат результаты интеллектуально-волевой деятельности по разъяснению и уяснению смысла правовых норм. Не всякое письменное толкование является нормативным документом, это могут быть пись­ма, мемуары, научная литература на правовые темы.

Юридическим документом является такой акт толко­вания, который издан уполномоченным на это органом и имеет значение для юридической практики. Отсюда и про­исходит деление актов на разъяснения и юридические до­кументы.  Существуют ещё .устные акты толкования.  Это могут быть ответы на вопросы граждан, даваемые на лич­ных приёмах,  проводимых представителями органов вла­сти. Их преимуществом является оперативность и свобод­ная форма изложения.

1. Классификация по наименованию.

Классифицируя акты официального толкования по на­именованию,  следует  выделить  указы,  постановления, распоряжения, инструкции, письма. Одни из них закреп­лены в положениях, уставах и др. актах, определяющих компетенцию органов, другие - нет, что создаёт трудно­сти в систематизации правовых актов.

2. Классификация по юридической силе.

По юридической силе на верху стоят высшие органы государственной власти, ниже центральные органы госу­дарственного управления, затем идут органы отраслевого управления суда,  прокуратуры,  МВД.  Поэтому мы имеем следующий ряд документов в порядке снижения юридиче­ской силы: разъяснения конституционных законов, обык­новенных текущих законов, подзаконные нормативные ак­ты.

3. Классификация по времени действия.

Классифицируя  акты  официального  толкования  по времени действия можно сказать, что большинство актов рассчитано на неопределённый срок, который определяет­ся периодом действия разъясняемой нормы, также сущест­вуют акты, рассчитанные на определённый период дейст­вия. Есть акты, которые могут изменяться в течении оп­ределённого  времени,  например,  разъяснения  пленума Верховного Суда РФ.

4. Классификация по структурным элементам правовых норм.

По структурным элементам разъясняемых норм акты делятся на:

·        акты толкования гипотезы нормы права;

·        акты толкования диспозиции нормы права;

·        акты толкования санкции нормы права;

комплексные акты толкования, в которых разъяс­няется смысл нескольких структурных элементов;

5. Классификация по сфере действия.

По сфере действия акты толкования подразделяются на:

·        разъяснения,  действующие  на  территории  всего государства (разъяснения Верховного Суда);

·        разъяснения,  имеющие локальную сферу действия (аналогичный орган субъекта федерации);  сфера действия также зависит от компетенции органа, уполномоченного на дачу разъяснения смысла;

·        разъяснения  ведомственного  характера  (тресты, управления), те ведомственная подчинённость.

6. Толкование права в зависимости от объёма.

Толкование норм права преследует цель точно по­знать подлинный смысл, вложенный законодателем. Суще­ствуют ситуации, когда смысл нормы права следует уже или шире, чем это усматривается из текста закона. По­этому существует буквальное (распространённое), расши­рительное  и  ограничительное  (исключение)  толкование норм права. Большинство правовых норм толкуются бук­вально с целью предотвратить намеренное искажение го­сударственной воли.  Поводом для отступления от бук­вального  толкования  являются:  просчёт  законодателя, нечёткость формулировок, специфика языка права.

Толкование является буквальным,  когда понимание смысла толкуемой нормы права совпадает с текстом ис­точника права, т.е. на лицо совпадение "духа" и "бук­вы" законодательства.

Толкование является расширительным, когда действитель­ный смысл нормы права выходит за рамки её текстуальной формы. Примером может служить статья 120 Конституции РФ,  согласно которой "судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону". По буквальному содержанию этой статьи они не подчиняются подзаконным нормативно-правовым актам. Но ее надо толковать шире: судьи подчиняются всей системе нормативно-правовых актов, действующих в государстве.

Ограничительное толкование нормы права получается в результате интерпретации,  когда подлинный   смысл нормы права следует понимать ограниченно, уже чем это выражено в словесном тексте.

Расширительное и ограничительное толкования опас­ны нарушением законности, поэтому законодатель в неко­торых нормах права не допускает их расширительного толкования. Например, ст.63 УК РФ устанавливает пере­чень обстоятельств, отягчающих ответственность, не мо­жет быть истолкована расширительно  и наоборот ст. 61 УК РФ, устанавливающая обстоятельства, смягчающие от­ветственность.[9]






4. место и роль актов официального толкования в системе правовых актов

 

Акты официального толкования издаются уполномо­ченными органами государства. Схожесть интерпретацион­ных актов с другими правовыми актами заключается в том, что они:

·        являются продуктом волевой сознательной дея­тельности, охраняемой государством;

·        имеют целевой характер;

·        существуют в строго определённой правовой фор­ме;

·        служат юридической основой и гарантией осущест­вления законности.

В юридической практике правовые акты подразделяются на нормативные (источники права) и индивидуальные. Норма­тивные правовые акты в свою очередь делятся на основ­ные и вспомогательные.

К основным относятся законы,  указы,  постановле­ния, приказы и др., те первоначальные нормы права.

Вспомогательные правовые акты имеют целью уточне­ние, изменение, утверждение, и разъяснение смысла пра­вовых норм. К ним относятся:

·        Акты - поручения другим органам об издании право­вых норм;

·        акты, в которых излагаются нормы, установленные вышестоящими органами;

·        акты, в которых сообщается о частичном или пол­ном изменении отдельных правовых актов;

·        акты конкретизации и разъяснения того, как сле­дует понимать и применять ранее изданные право­вые нормы;

·        акты контроля и надзора,  которые обеспечивают эффективную  реализацию  права  (те  соблюдение норм права, исполнение норм права, использова­ние норм права и применение норм права).

Действие вспомогательных правовых  актов постоянно, а субъект их применения индивидуально не определён.

Индивидуальные правовые акты, основанные на пер­сонификации и отношении к конкретной ситуации, делятся на акты применения,  соблюдения и использования казу­ального толкования права.

П.Е.Нетбайло отмечает,  что  кроме  нормативных и индивидуальных актов толкования, есть ещё интерпрета­ционные акты толкования. Они конкретных правоотношений не вызывают, но и новых правовых норм в себе не содер­жат.[10]

И.С.Самощенко  считает, что интерпретационные ак­ты не содержат новых правовых положений, но сами за­ключённые в них разъяснения законов могут быть как об­щими (нормативными), так и конкретными (индивидуальны­ми), так как разъяснения облекаются в ту же форму, что и другие акты.[11]

По мнению С.С.Алексеева  по содержанию интерпре­тационные акты являются особым видом правовых актов.[12] Акты толкования осуществляют функцию контроля и надзо­ра, а значение актов официального толкования в общест­венной жизни обусловлено многогранностью выполняемых ими функций. Основная функция заключается в том, что интерпретационный акт является разновидностью вспомо­гательных правовых актов, обеспечивающих единство пра­вового регулирования, те единство процесса воздействия государства на общественные отношения с помощью юриди­ческих норм (норм права).

Акты толкования подключаются  к разным звеньям механизма правового регулирования и выполняют функции обслуживания, влияя на эффективность действующих пра­вовых норм. Интерпретационные акты могут быть рассмот­рены с разных сторон:

·        как одна из правовых форм осуществления госу­дарством своих функций;

·        как средстве укрепления законности в деятельно­сти правоприменительных органов;

·        как форма правовой пропаганды;

·        как метод повышения эффективности правового ре­гулирования.

Формулируясь в общедоступной форме акты официального толкования способствуют выработке у граждан устойчиво­го правосознания, что служит укреплению законности и правопорядка.


























5.     Необходимость актов толкования


Необходимость актов толкования заключается в об­щих условиях необходимости толкования норм права и конкретными  обстоятельствами,  вызывающими  появление актов толкования.

К общим условиям относятся:

1.  относительная самостоятельность права,  что может оказывать влияние на базис общества. Самостоятель­ность выражается в конкретной форме. Относительность заключается в том, что право может отставать от раз­вития общественных отношений, или опережать ход раз­вития.  В общественной практике противоречия между юридическим и фактическим незначительные либо кажу­щиеся. Они могут быть устранены средствами официаль­ного толкования компетентными органами.

2.  Наличие общественных противоречий, создающих труд­ности реализации права. Они могут быть устранены с помощью актов толкования (история практики регулиро­вания брачно-семейных отношений;  судебная практика по трудовым делам). Например, затруднённое примене­ние норм КЗОТа без знания актов официального толко­вания.

3. Общие условия обосновываются потребностями юридиче­ской практики. Юридическая практика - это деятель­ность по внедрению права в общественную жизнь. Со­держанием юридической практики является создание и реализация правовых норм, исходя из требования еди­нообразного понимания и применения законодательства.

Частные  случаи  необходимости  актов  толкования многочисленны:

·        недостаточная чёткость выражения мысли законо­дателя;

·        несовершенство правовых норм из-за несовершен­ства законодательной техники;

·        специфика юридической терминологии.

­         Проанализировав деятельность Президиума Верховного Со­вета А.В.Мицкевич выделил следующие случаи возникнове­ния необходимости актов толкования:

·        стыковка межведомственной  практики  применения одних правовых норм (например, при рассмотрении трудовых споров);

·        неясность смысла закона;

·        возникновение конкуренции сопоставляемых зако­нов.

Н.Н.Вопленко выделяет ещё несколько случаев возникно­вения необходимости в издании актов толкования:

1.  Неверный путь практики реализации некоторых право­вых норм (те исправление ошибок юридической прак­тики). Здесь можно выделить:

·        неприменение закона,  подлежащего применению в данных обстоятельствах;

·        применение закона, который не должен быть при­менён к указанным общественным отношениям;

·        неправильное  истолкование  смысла  закона;

·        противопоставление законности и целесообразно­сти при реализации права;

·        нарушение установленных процессуальным законом порядка  реализации  правовых  норм.  Например, ст. 345 УПК РФ  "...Приговор подлежит  отмене  во всяком случае, если:

1)судом при наличии оснований,  предусмотренных статьей 259 настоящего Кодекса, уголовное дело не было прекращено;

2) приговор вынесен незаконным составом суда;

3) дело рассмотрено в отсутствие подсудимого в тех случаях,  когда по закону его присутствие обязательно;

4) дело рассмотрено без участия защитника в тех случаях, когда по закону его участие обязатель­но;

5) нарушена тайна совещания судей при постанов­лении приговора;

6) приговор не подписан кем-либо из судей;

7) в деле отсутствует протокол судебного заседа­ния"

ст. 308 ГПК РФ "...Решение подлежит отмене в случае:

1) если дело рассмотрено судом в незаконном со­ставе;

2) если дело рассмотрено судом в отсутствие ко­го-либо  из лиц, участвующих в деле, не извещен­ных о времени  и месте судебного заседания;

3) если при рассмотрении дела были нарушены пра­вила о языке, на котором ведется судопроизводст­во;

4) если суд разрешил вопрос о правах и обязанно­стях лиц, не привлеченных к участию в деле;

5)  если   при вынесении решения были нарушены правила о тайне совещания судей;

6) если решение не подписано кем-либо из судей или если решение подписано не теми судьями, ко­торые указаны в решении;

7) если решение вынесено не теми судьями, кото­рые входили в состав суда, рассматривавшего де­ло;

8)  если в деле отсутствует протокол судебного заседания"

2.  Требования мотивированного  разрешения юридических дел.  Субъекты  правоприменительной  деятельности, осуществляя применение правовых норм к конкретным фактам, производят и толкование норм права (объек­тивизация в правоприменительном акте). Это прояв­ляется  в  деятельности  судебных  органов.  Особую роль акты толкования норм права играют в деятель­ности кассационных и надзорных инстанций  (своей деятельностью  они  показывают  нижестоящим  судам, как правильно применять правовые нормы).

Необходимость  издания  актов  официального  толкования обусловлена совокупностью объективных и субъективных факторов.   В юридической практике это способствует осуществлению руководства процессами реализации права в общественной жизни.


Заключение


Из сказанного в данной курсовой работе можно сделать вывод о том, что теория толкования права, как совокупность научных знаний о технике (способах), видах и юридических свойствах интерпретационных актов, составляет сферу профессионально необходимой для юриста информации. Полученные сведения  толкования права являются базой для приобретения навыков и умений, эти сведения составляют своеобразное искусство профессионально, грамотно умело познавать, использовать действующее законодательство для осуществления задач юридической деятельности. Рассмотренные вопросы теории толкования права помогают в некоторой степени понять и осмыслить всю значимость общей теории права. Являясь маленькой частью этой теории, теория толкования права призвана служить для систематизации и упорядочивания нормативно правовых актов.

















Библиография

1.     Общая теория права. Курс лекций /Под ред. Профессора В.К. Бабаева – Н. Новгород, 1993г.

2.     Общая теория права и государства /Под ред. В.В. Лазарева – М.: Юрист, 1994г.

3.     Вопленко Н.Н. Официальное толкование норм права. -  М.: Юридическая литература, 1976г.

4.     Пиголкин А.С. Нормы Советского права и их толкования. – Л. 1962г.

5.     Черданцев А.Ф. Вопросы толкования советского права. – Свердловск, 1979г.

6.     Эбзеев Б.С. Толкование Конституции Конституционным судом РФ. Государство и право №5, 1998.

7.     В.В. Суслов Герменевтика и юридическое толкование. Государство и право №6, 1997г.

8.     Уголовное право России. Учебник /Под общей ред. Профессора Ревина В.П. – М.: «Брандес», «Альянс», 1998г.

9.     Законодательство России и Москвы №8, 1997 /ЗАО «Информационные системы и технологии».

10. Теория права и государства. Курс лекций /Под ред. Манова Г.Н., 1995г.

11. Общая теория права. Курс лекций /Под ред. Пиголкина А.С., 1995г.

12. Энциклопедия права: Учебное пособие. М., Хутыз М.Х., Серженко П.Н., 1995г.

13. Теория государства и права. Вып. 1 /Под ред. А.Б. Венгерова. М., 1993г.

14. Теория государства и права Матузов Н.И., Малько А.В. М., 1997г.

15. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. В 2 т. – М.: Юрист, 1996г.



Приложение 1.


Понятие и виды толкования права



Приложение 2.

 


























[1] Словарь русского языка М.: Гос. Издательство иностранных и национальных словарей 1953г. с. 740.

[2] Пиголкин А.С. Нормы советского права и их толкование. - Л, 1962, с.11

[3] Черданцев А.Ф. Вопросы толкования советского права. – Свердловск, 1927г.

[4] УК РФ ст.105

[5] И. Сабо Социалистическое право. – М.: Прогресс, 1964, с. 261

[6] Нетбайло П.Е. Применение советских правовых норм. – М.: Госюриздат, 1960, с.488 – 493.

[7] П.Е. Недбайло Указанное сочинение, с. 355

[8] Общая теория права. Курс лекций. / Под общей редакцией проф. В.К. Бабаева. – Н.Новгород, 1993г.

[9] ж-л Налоги и платежи №9, 1997г.

[10] П.Е. Недбайло Указанное сочинение, с.488

[11] Теоретические вопросы систематизации советского законодательства. /Под редакцией С.Н. Братуся, И.С. Самощенко, с.82-83

[12] С.С. Алексеев Механизм правового регулирования в социалистическом государстве, с. 130.


Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты