Взаимодействие детского сада и школы в условиях семейной социализации детей младшего школьного возраста
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Соликамский государственный педагогический институт»
Кафедра теории и истории педагогики
Курсовая работа по специальности
«050711 - Социальная педагогика»
Взаимодействие детского сада и школы в условиях семейной социализации детей младшего школьного возраста
Выполнила: студентка IV курса, 341 группы
педагогического факультета,
Перфильева Татьяна Александровна
Научный руководитель: ассистент кафедры
Колосницына Юлия Вечиславовна
Соликамск, 2008.
Оглавление
Введение
Глава I. Семейная социализация в младшем школьном возрасте
1.1 Социализация, её сущность
1.2 Социализация младшего школьника
1.3 Семейная социализация
Глава II. Взаимодействие детского сада и школы в рамках семейной социализации младшего школьника
2.1 Детский сад и школа как важные институты социализации в жизни ребенка
2.2 Совместная деятельность детского сада и школы в работе с младшим школьником в рамках семейной социализации
Программа
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
В настоящее время общество глубоко заинтересовано в том, чтобы школа выпускала готовых к жизни в социуме детей, всесторонне развитую личность. При этом люди не задумываются, что воспитывать ребенка, начинать развивать все стороны его личности необходимо ещё в семье, сразу же после рождения, а затем, уже в детском саду, школе помогать, совместно корректировать появившиеся отклонения.
Проблема эта остро встаёт и в педагогике. Ведь именно ей приходиться решать проблемы детей, у которых нет навыков общения, они не знают, как жить дальше, они дезадаптированы к жизни в обществе, в которое им приходиться вступать по мере своего развития и взросления. Некоторые дети просто не приучены обслуживать себя самих, не могут обойтись без помощи взрослого. Все эти проблемы прямым или косвенным путём касаются педагогики. Она, так или иначе решает эти проблемы, а точнее не она, а её прикладные отрасли: социальная педагогика, коррекционная педагогика и др.
Младший школьный возраст - это вообще сложный возраст в том смысле, что много переживает ребёнок в этот период. Первое - это конечно поступление ребёнка в школу. Как говорила В.И.Максакова: «…Начало систематического образования - трудный, стрессогенный для ребёнка момент, поскольку новая социальная ситуация требует новых психологических установок, иного способа существования. Жизнь младшего школьника коренным образом меняется: с одной стороны, ужесточается, а с другой - расширяется и обогащается». И именно в этом возрасте очень важна социализация, ведь в этом возрасте ребенок остро реагирует на неудачи в любой сфере своей жизнедеятельности. А представьте, какого ему будет, узнав, что он не может того, что могут ребята в его классе, например, общаться, мыть руки с мылом и др.
Многие ученые изучали социализацию, её виды (Мудрик А.В, Мардахаев Л.В, Кон И.С. и др.), младший школьный возраст, его проблемы (Ковинько Л.В., Максакова В.И., Ясницкая В.Р. и др.), но мало кто рассматривает проблемы младшего школьного возраста в семейно-бытовой социализации при взаимодействии детского сада и школы.
В своей работе я хочу раскрыть те проблемы, с которыми сталкивается младший школьник в семейно-бытовой социализации и как помогает с ними справляться школа, и как идет профилактика этих проблем в детском саду.
Также мною будет разработана программа по работе с детьми, имеющими проблемы в семейно-бытовой социализации.
Проблема нашего исследования преемственность социализации в детском саду и школе.
Объектом нашего исследования будут являться дети младшего школьного возраста.
Предметом нашего исследования будет семейная социализация младшего школьника при взаимодействии детского сада и школы.
Цель исследования: помощь в организации совместной деятельности детского сада и школы в рамках семейной социализации, по средством разработанной программы.
Гипотеза: при совместной работе школы с детским садом в рамках семейной социализации, есть возможность избежать многих проблем в социализации младшего школьника в целом.
Задачи:
1.Проанализировать литературу по данной теме.
2.Разобрать такие понятия как «социализация», «младший школьный возраст», «семейная социализация» и их соотношение.
3.Рассмотреть совместную деятельность детского сада и школы в работе с младшим школьником в рамках семейной социализации.
4.Разработать программу по совместной работе школы и детского сада в рамках семейной социализации.
Методы исследования:
Теоретические методы: теоретический анализ проблемы и предмета исследования.
Мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, систематизация.
Эмпирические методы: моделирование, разъяснение.
Глава I. Семейная социализация в младшем школьном возрасте
1.1 Социализация, её сущность
В общем смысле под социализацией понимают развитие и самореализацию человека на протяжении всей жизни, в процессе усвоения социального опыта. Например, у Л.В. Мардахаева [16] понятие социализация трактуется так: социализация (от лат.socialis - общественный) - процесс становления личности. В процессе такого становления происходит усвоение индивидом языка, социальных ценностей и опыта (норм, установок, образцов поведения), культуры, присущих данному обществу, социальной общности, группе, и воспроизводство им социальных связей и социального опыта. Социализация рассматривается и как процесс и как результат.
Социализация как процесс - особенности социального становления личности.
Социализация как результат - характеристика социального становления личности в соответствии с его возрастом или уровнем развития. В этом отношении социализация как результат характеризует ребёнка по отношению к его сверстникам.
Социализация обусловлена, с одной стороны генетически заложенной потребности человека, принадлежности к себе подобным, с другой стороны потребности к самосохранению.
Социализация проходит как бы на нескольких стадиях[]:
1)социализация предварительная - процессы социализации, в которых индивид «репетирует» свои будущие положения в обществе, занятия и социальные отношения; процессы социального обучения, направленные на достижение желаемого положения.
2)социализация первичная - знакомство с ценностями общества, и формами поведения, обеспечиваемое индивиду в семье. Ассоциируется с усвоением базовых социальных навыков, составляющих основу цивилизованной жизни.
3)социализация вторичная - подготовка индивида к вступлению в культуру и окружение, которые стали для него незнакомыми из-за кризиса, травм, изменения жизненных обстоятельств.
4)социализация упреждающая - смена моделей своего поведения, ориентированная на поведение, присущее членам более высокостоящей социальной группы, в расчете на присоединение к ней в будущем.
Этапы социализации.
Стихийная социализация - происходит под влиянием объективных обстоятельств.
Относительно социально-направленная социализация - происходит, когда государство, решая свои задачи, влияет на жизненные цели и задачи конкретного человека.
Относительно социально-контролируемая социализация - осуществляется в коллективах различных видов.
Сознательное самоизменение - когда человек сам принимает решение относительно конкретной ситуации.
Уровни социализации.
Адаптационно-мотивационный уровень (выделяют Э. Эриксон и Л.С. Выготский) - происходит формирование социально открытой активной личности готовой вступать во взаимодействие с окружающим миром.
Идентификация - личность усваивает социальные нормы и стандарты через сравнение себя с другими.
Индивидуализация - обособление собственного «я» на фоне общего «мы».
Персонализация - приобретение особого статуса в коллективе, выработка индивидуальных форм поведения и мышления.
Этапы и уровни социализации не имеют жесткой возрастной привязанности и в определенный момент времени могут сочетаться несколько этапов и уровней. Этапы социализации характеризуют внешние влияния на формирующуюся личность, уровни социализации характеризуют процесс внутреннего преобразования личности.
Факторы социализации.
Объективное обстоятельство жизни, влияющее на процесс протекания и результат социализации, принято условно называть факторами социализации. В психолого-педагогических и социологических исследованиях группы факторов социализации представлены по-разному. Наиболее распространенной является классификация этих факторов А.В. Мудрика [17]:
1.Мегафакторы - космос, планета, мир, которые в той или иной мере прямо, а в основном через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли.
2.Макрофакторы - страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определённых странах.
3.Мезофакторы - условия социализации больших групп людей, выделяемых: по местности и виду поселения, в которых они живут (регион, село, город, посёлок); по принадлежности к тем или иным субкультурам.
4.Микрофакторы - семья, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, религиозные организации, различные общественные, государственные и частные организации, микросоциум.
Агенты социализации.
Микрофакторы влияют на развитие человека через так называемых агентов социализации, т.е. лиц, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. На различных возрастных этапах состав агентов специфичен. Так, по отношению к детям и подросткам американский исследователь Т.Барри и его сотрудники выделили несколько типов агентов социализации. Функционально, по характеру их влияния - это опекуны, т.е. лица, осуществляющие уход за ребенком; авторитеты; дисциплинаторы и учителя-наставники. По семейной принадлежности это могут быть родители, другие члены семьи (дедушки и бабушки, тети и дяди, братья и сёстры, другие родственники и домочадцы), а также неродственники (соседи, товарищи по играм, учителя). По своему возрасту агенты социализации могут быть взрослыми, сверстниками, старшими или младшими партнерами.
В юности или молодости в число агентов входят также супруг или супруг, коллеги по работе и пр. в зрелом возрасте добавляются собственные дети, а в пожилом - и члены их семей.
По своей роли в социализации агенты различаются в зависимости от того, насколько они значимы для человека, как строится взаимодействие с ними, в каком направлении и какими средствами они оказывают своё влияние.
К основным видам социализации относят: поло-ролевая, семейно-бытовая, профессионально-трудовая, субкультурно-групповая.
Социализация человека осуществляется широким универсальным набором средств, содержательно специфических для того или иного общества, социального слоя или возраста социализируемого. К ним можно отнести:
1).способы вскармливания младенца и уход за ним;
2).язык и речь агентов социализации;
3).формируемые бытовые и гигиенические умения и представления;
4).окружающие человека продукты материальной культуры;
5).элементы духовной культуры (колыбельные песни, сказки, приметы, предрассудки, обычаи, произведения литературы и искусства и др.);
6).стиль и содержание общения в семье, в группах сверстников, в воспитательных и иных организациях;
7).методы поощрения и наказания в семье, в группах сверстников, в воспитательных, профессиональных и иных социализирующих организациях;
8).последовательное приобщение человека к многочисленным видам и типам отношений в основных сферах его жизнедеятельности: общение, игре, познании, предметно-практической и духовно-практической деятельности, спорте, а также в семейной, профессиональной, рекреационной, общественной, религиозной и прочих сферах.
Каждое общество, каждое государство, каждая социальная группа вырабатывают в своей истории набор позитивных и негативных формальных и неформальных санкций - способов внушения и убеждения, предписаний и запретов, мер принуждения и давления вплоть до применения физического наказания, системы способов выражения признания, отличия, наград.
С помощью этих способов и мер поведение человека и целых групп людей приводится в соответствие с принятыми в данной культуре образцами, нормами, ценностями.
Таким образом, можно сделать вывод по всему выше сказанному, если социализация - это процесс развития личности, то можно предположить, что результатом социализации будет:
1.Социальная зрелость - совокупность таких характеристик личности, как независимость, инициативность, раскрепащённость, активность и т.д.
2.Социализированная личность - сформированность черт, задаваемых статусом и требуемыми социальными ролями.
3.Социально-компетентная личность - функциональная способность человеческого организма к самостоятельному, независимому функционированию в обществе.
А.Я.Флиеер выделил некоторые показатели социальной компетентности[17]:
1. Компетентность по отношению к институциональным нормам - знание и соблюдение сложившихся в рамках конкретного социального института норм и традиций.
2. Компетентность по отношению к конвенциональным нормам - знание о сложившихся в обществе традициях, обычаях, обрядов и сформированность умений для участия в них.
3. Компетентность по отношению к коммуникационным нормам - владение средствами вербального и невербального общения.
4. Компетентность по отношению к элементам кратковременной престижности - к моде и социальному статусу.
Таким образом, делая вывод по всему параграфу, нужно сказать, что социализация играет важную, я бы сказала ценную роль в жизни каждого человека, на всех периодах его развития. Сущность социализации заключается во взаимосвязи приспособления и обособления человека в условия конкретного общества.
На социализацию личности влияет множество факторов и на саму личность много чего влияет из окружающей среды. Все эти факторы различны по своей силе влияния и именно поэтому существуют такие понятия как «десоциализация» и «ресоциализация».
Десоциализация - утрата человеком по каким-либо причинам или под воздействием неблагоприятных для его жизнедеятельности факторов социального опыта, отражающаяся на его самореализации в среде жизнедеятельности[16]. Это явление очень опасно в раннем возрасте и для взрослого человека. Такой человек не может существовать в обществе, а следовательно, ему нужна помощь. Тогда уместно второе понятие. Ресоциализация - восстановление у человека утраченных социальных ценностей и опыта общения, поведения, жизнедеятельности. Этой работой занимаются специальные службы и учреждения.
Важно вовремя разглядеть десоциализацию и вовремя оказать помощь, а лучше не доводить уже до каких-либо последствий, а сразу обучать, воспитывать, взаимодействовать правильно и планомерно, учитывая возраст и индивидуальные особенности человека.
1.2 Социализация младшего школьника
Рассмотрев понятие «социализация» нам необходимо рассмотреть, как же она протекает в младшем школьном возрасте.
Но сначала обратимся непосредственно к самому младшему школьному возрасту с точки зрения педагогики (В.Р.Ясницкой) и с точки зрения психологии (В.С.Мухиной).
Итак, младший школьный возраст (с 6-7 до 9-10 лет) сточки зрения психологии [18] определяется важным внешним обстоятельством в жизни ребёнка - поступление в школу. В настоящее время школа принимает, а родители отдают ребёнка в 6-7 лет. Школа берёт на себя ответственность через формы различных собеседований определить готовность ребёнка к начальному обучению. Семья принимает решение о том, в какую начальную школу отдать ребёнка: государственную или частную.
Поступивший в школу ребёнок автоматически занимает совершенно новое место в системе отношений людей: у него появляются постоянные обязанности, связанные с учебной деятельностью. Близкие взрослые, учителя, даже посторонние люди общаются с ребёнком не только как с уникальным человеком, но и как с человеком, взявшим на себя обязательства учиться, как все дети в его возрасте.
Ребёнок посещающий начальную школу, психологически переходит в новую жизнь. Семья начинает по-новому контролировать ребёнка в связи с необходимостью учиться в школе. Ужесточение требований, даже в самой доброжелательной форме, возлагает на него ответственность за самого себя. Необходимое воздержание от ситуативных импульсивных желаний и обязательная самоорганизация создают изначально у ребёнка чувство одиночества, отчужденности себя от близких - ведь он должен нести ответственность за свою новую жизнь и сам организовывать её
Самое главное, что может дать семья младшему школьнику - научить его воздерживаться от развлечений в урочное время, прочувствовать, что значит «делу время - потехе час», брать ответственность на себя, тем самым научиться управлять своей волей.
Разумная и любящая семья помогает ребёнку освоить предъявляемые к нему требования учебной деятельности и принять эти требования как неизбежное и необходимое.
Успехи ребёнка в освоении норм жизни в новых условиях формируют у него потребность в познании не только в прежних формах отношений, но и в учебной деятельности. Характер адаптации к условиям жизни в младшем школьном возрасте и отношение к ребёнку со стороны семьи определяют состояние и развитие его чувства личности. В условиях чувствительной к изменению социального статуса ребёнка семьи ребёнок обретает новое место и внутри семейных отношений: он ученик, он ответственный человек, с ним советуются, с ним считаются.
Школа предъявляет к ребёнку новые требования в отношении речевого развития: при ответе на уроке речь должна быть грамотной, краткой, чёткой по мысли, выразительной; при общении речевые построения должны соответствовать сложившимся в культуре ожиданиям. Именно в школе, без эмоциональной поддержки со стороны родителей и без подсказки с их стороны о том, что следует сказать («благодарю», «спасибо», «позвольте задать Вам вопрос» и др.) в той или иной ситуации, ребёнок вынужден брать на себя ответственность за свою речь и правильно её организовывать, чтобы установить отношения с учителями и сверстниками.
Общение становится особой школой социальных отношений. Ребёнок пока бессознательно открывает для себя существование разных стилей общения. Также бессознательно он пробует эти стили, исходя из своих собственных волевых возможностей и определённой социальной смелости. Во многих случаях ребёнок сталкивается с проблемой разрешения ситуации фрустрированного общения.
В младшем школьном возрасте ребёнку придётся пройти все перипетии отношений, прежде всего со сверстниками. Здесь в ситуациях формального равенства (все одноклассники и ровесники) сталкиваются дети с разной природной энергетикой, с разной культурой речевого и эмоционального общения, с разной волей и отличным чувством личности.
В младшем школьном возрасте происходит перестройка отношений ребёнка с людьми.
В сфере «ребёнок - взрослый» помимо отношений «ребёнок - родители» возникают новые отношения «ребёнок - учитель», поднимающие ребёнка на уровень общественных требований к его поведению. В учителе для ребенка воплощаются нормативные требования с большей определенностью, чем в семье, - ведь в первичных условиях общения ребенка трудно выделить себя и достаточно точно оценить характер своего поведения. Только учитель, неукоснительно предъявляющий требования к ребенку, оценивая его поведение, создает условия для социализации поведения ребенка, приведение его к стандартизации в системе социального пространства - обязанностей и прав.