Взаимосвязь эмоциональной компетентности родителей с эмоционально-поведенческими особенностями детей дошкольного возраста

Проверим достоверность различия по уровню самооценки показателя «Умение многое делать своими руками»


T = =2,38


t =2,38, р< 0,05; достоверно.


Вывод: уровень самооценки по показателю «Умение многое делать своими руками» также выше в группе дошкольников, имеющих родителей с высоким уровнем эмоциональной компетентности

Проверим достоверность различия по уровню притязаний показателя «Уверенность в себе»


T = =5,4


t =5,4, р< 0,05; достоверно.


Вывод: очевидно, в группе дошкольников, имеющих родителей с высоким уровнем эмоциональной компетентности уровень притязания по показателю «Уверенность в себе» выше, чем в группе дошкольников, имеющих родителей с низким уровнем эмоциональной компетентности.

Проверим достоверность различия по уровню самооценки показателя «Умение многое делать своими руками»

T = =4,4


t =4,4, р< 0,05; достоверно.


Вывод: уровень самооценки по показателю «Уверенность в себе» также выше в группе дошкольников, имеющих родителей с высоким уровнем эмоциональной компетентности.


Диаграмма№4

Среднеарифметические показатели уровня притязаний дошкольников


Если посмотреть на диаграмму, то можно увидеть, что уровень притязаний в группе дошкольников, имеющих родителей с низким уровнем эмоциональной компетентности выше по показателю «Ум, способности», а в группе дошкольников, имеющих родителей с высоким уровнем эмоциональной компетентности уровень притязаний выше по показателю «Уверенность в себе».

Диаграмма №5

Среднеарифметические показатели уровня самооценки дошкольников


Посмотрев на диаграмму №3 можно увидеть, что в группе дошкольников, имеющих родителей с высоким уровнем эмоциональной компетентности уровень самооценки выше по показателям «Ум, способности», «Авторитет у сверстников», «Уверенность в себе», чем в группе дошкольников, имеющих родителей с низким уровнем эмоциональной компетентности.

Вывод: исследование самооценки дошкольников показало, что уровень притязаний и самооценки взаимосвязан с уровнем эмоциональной компетентности родителей. Высокий уровень эмоциональной компетентности родителей способствует формированию более адекватной самооценке и уровню притязания у детей дошкольного возраста.


5.      Исследование уровня творческого воображения и эмпатии у дошкольников методиками авторов Г.А. Урунтасовой, Ю.А. Афонькиной (1995 г.), Л.Ю. Субботиной(1996 г).

Результаты обследования представлены в таблицах№5,6,7

Таблица№5

Субтест№1Определение творческого воображения


Дошкольники, имеющие родителей с высоким уровнем эмоциональной компетентности

Дошкольники, имеющие родителей с низким уровнем эмоциональной компетентности

Уровень творческого воображения

8,13**

5,25**


Примечание: Примечание: знаком * отмечены показатели, достоверно значимо различающиеся, уровень статистической значимости ρ≤0,05; знаком ** отмечены показатели, различающиеся с уровнем достоверности ρ≤0,01

Проверим достоверность различия по уровню творческого воображения (субтест№1)


T = =3,7


t =3,7, р< 0,05; достоверно.


Полученное эмпирическое значение t (3.7) находится в зоне значимости.

Вывод: творческое воображение лучше развито в группе дошкольником, имеющих родителей с высоким уровнем эмоциональной компетентности

Таблица№6

Субтест№2 Определение творческого воображения


Дошкольники, имеющие родителей с высоким уровнем эмоциональной компетентности

Дошкольники, имеющие родителей с низким уровнем эмоциональной компетентности

Уровень творческого воображения

17,13**

8,25**


Примечание: Примечание: знаком * отмечены показатели, достоверно значимо различающиеся, уровень статистической значимости ρ≤0,05; знаком ** отмечены показатели, различающиеся с уровнем достоверности ρ≤0,01


Проверим достоверность различия по уровню творческого воображения (субтест№1)


T = =3,8


t =3,8;р< 0,05; достоверно.


Вывод: субтест№2 подтвердил, что творческое воображение лучше развито в группе дошкольником, имеющих родителей с высоким уровнем эмоциональной компетентности

Таблица№7

Субтест№3 Определение эмпатии


Дошкольники, имеющие родителей с высоким уровнем эмоциональной компетентности

Дошкольники, имеющие родителей с низким уровнем эмоциональной компетентности

Общая эмоциональная восприимчивость

8,13**

5,25**


Примечание: Примечание: знаком * отмечены показатели, достоверно значимо различающиеся, уровень статистической значимости ρ≤0,05; знаком ** отмечены показатели, различающиеся с уровнем достоверности ρ≤0,01


Проверим достоверность различия по уровню эмпатии


T = =3,7


t =3,7, р< 0,05; достоверно.


Полученное эмпирическое значение t (3.7) находится в зоне значимости.

Вывод: эмпатия лучше развита в группе дошкольником, имеющих родителей с высоким уровнем эмоциональной компетентности

Диаграмма№6

Среднеарифметические показатели уровня творческого воображения и эмпатии у дошкольников


Вывод: результаты исследования позволили констатировать более высокое развитие творческого воображения и эмпатии у дошкольников, чьи родители проявляют высокий уровень эмоциональной компетентности. Более высокий уровень творческого воображения у дошкольников, родители которых имеют высокий уровень эмоциональной компетентности диагностируемой по 2 субтестам, позволяющим определить развитие творческого воображения


§3 Выводы:

Исследование эмоциональной компетентности родителей

1.       Диагностика эмоциональной компетентности родителей детей дошкольного возраста в исследуемой нами группе позволила выделить подгруппы родителей с высоким уровнем эмоциональной компетентности и с низким уровнем эмоциональной компетентности.

2.       Диагностика уровня эмпатии родителей позволила подтвердить полученые результаты при помощи методики диагностики эмоционального интеллекта. В частности было установлено, что высокий уровень эмоциональной компетентности родителей коррелирует с высоким уровнем развития рационального и эмоционального каналов эмпатии, а также со способностью к идентификации и сопереживанию.

3.       Анализ результатов исследования особенностей отношений к ребенку у родителей с различным уровнем эмоциональной компетентности показал, что родители с высоким уровнем эмоциональной компетентности проявляют достоверно более высокие способности к пониманию состояния ребенка. Эмоционально компетентные родители более способны к сопереживанию своим детям по сравнению с родителями с низкой эмоциональной компетентностью. Эмоционально компетентные родители достоверно чаще оказывают реальную эмоциональную поддержку своему ребенку. В целом можно заключить, что эмоциональная сторона детско-родительского взаимодействия гораздо благополучнее в семьях, в которых родители обладают высоким уровнем эмоциональной компетентности.

Исследование эмоционально-поведенческих особенностей дошкольников в зависимости от уровня эмоциональной компетентности их родителей

4.       Экспериментально- психологическое изучение фрустрационных реакций дошкольников в зависимости от уровня эмоциональной компетентности их родителей позволило установить следующее:

v  Дети родителей с высоким уровнем эмоциональной компетентности достоверно чаще прибегают к интропунитивным реакциям и реакциям на удовлетворение потребностей в ситуации фрустрации

v  У детей данной группы реже чем у остальных наблюдаются экстрапутивные реакции и реакции с фиксацией на самозащите. Можно констатировать более высокую психологическую зрелость детей, имеющих родителей с высоким уровнем эмоциональной компетентности

v  Эмоциональная компетентность родителей может являться удачной поведенческой моделью для ребенка, а также способствует созданию более благоприятной атмосферы для для психического роста ребенка. Наиболее явным свидетельством чего является доминирующая реакция в ситуации фрустрации у детей - поиск способов ее разрешения и фиксации на удовлетворение потребностей.

5.       Исследование самооценки дошкольников показало, что уровень притязаний и самооценки взаимосвязан с уровнем эмоциональной компетентности родителей. Высокий уровень эмоциональной компетентности родителей способствует формированию более адекватной самооценке и уровню притязания у детей дошкольного возраста.

6.       результаты исследования позволили констатировать более высокое развитие творческого воображения и эмпатии у дошкольников, чьи родители проявляют высокий уровень эмоциональной компетентности. Более высокий уровень творческого воображения у дошкольников, родители которых имеют высокий уровень эмоциональной компетентности диагностируемой по 2 субтестам, позволяющим определить развитие творческого воображения.

7.       Таким образом, основная гипотеза нашего исследования подтвердилась. Эмоционально компетентные родители способствуют более благоприятному эмоционально-психическому развитию ребенка.

В частности:

§  Высокий уровень эмоциональной компетентности родителей коррелирует с более психологической зрелостью ребенка в ситуации фрустрации.

§  Эмоциональная компетентность родителей взаимосвязана с более адекватной самооценкой и уровнем притязания их детей.

§  Наиболее высокий уровень развития творческого воображения и эмпатии проявляют дошкольники, имеющие родителей с высоким уровнем эмоциональной компетентности.

Заключение

В современном обществе проблема понимания и выражения эмоций стоит достаточно остро. В последнее время в обществе искусственно насаждается культ рационального отношения к жизни, воплощенный в образе некоего эталона - несгибаемого и как бы лишенного эмоций человека.

Но люди обладающие способностью к разрушению общепринятого, обычного порядка, т.е. обладающие креативностью (Симпсон), осознают собственные эмоции и эмоции других людей, различают их и используют эту информацию для управления мышлением и действиями. Данное осознание эмоций можно определить как эмоциональную компетентность (эмоциональный интеллект).

 Эмоциональный интеллект не содержит в себе общие представления о себе и оценку других. Он фокусирует внимание на познании и использовании собственных и эмоциональных состояний (внутриличностный аспект) и эмоций окружающих (межличностный или социальный аспект) для решения проблем и регуляции поведения.

Понятие «эмоциональный интеллект» определяется, как:

• способность действовать с внутренней средой своих чувств и желаний;

• способность понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях, и управлять эмоциональной сферой на основе интеллектуального анализа и синтеза;

• способность эффективно контролировать эмоции и использовать их для улучшения мышления;

• совокупность эмоциональных, личных и социальных способностей, которые оказывают влияние на общую способность эффективно справляться с требованиями и давлением окружающей среды;

•эмоционально-интеллектуальная деятельность;

Можно отметить, что индивиды с высоким уровнем развития эмоционального интеллекта обладают выраженными способностями к пониманию собственных эмоций и эмоций других людей, а также к управлению эмоциональной сферой, что обусловливает более высокую адаптивность и эффективность в общении [6].

Изучение влияния эмоционального компонента детско-родительского взаимодействия на психическое развитие ребенка представлено в работах Е.И. Захаровой. Автором выделены качественные и количественные критерии полноценного эмоционального общения родителей с дошкольником. При дефиците эмоциональных контактов процесс психического личностного развития затрудняется и искажается [2], а недооценка развития эмпатии у детей дошкольного возраста в практическом плане приводит сегодня к тому, что возникают затруднения во взаимоотношениях детей со сверстниками.

Литература


1.       Андреева И. Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта//Вопросы психологии. 2007. № 5. С. 57 - 65.

2.       Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект: исследование феномена // Вопросы психологии. 2006. № 3. С. 187

3.       Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы. М.: Просвещение, 1968.

4.       Баркан А.И. Практическая психология для родителей, или Как научиться понимать своего ребенка. - М.. Аст-Пресс, 1999.

5.       Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного детства: учебное пособие / Ярославль, 1998.

6.       Би Х. Развитие ребенка. СПб.: Питер, 2003

7.       Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М.-Воронеж: Ин-т практической психологии, НПО «МОДЭК», 1995.

8.       Борисова А.А. Эмоциональный облик человека и психологическая проницательность// Особенности познания и общения в процессе обучения.- Ярославль 1982

9.       Былкина Н.Д., Люсин Д.В. Развитие представлений детей об эмоциях в онтогенезе // Вопросы психологии. 2000, №5

10.     Возрастная и педагогическая психология. / Сост. Дубровина И.В., Прихожан

11.     Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. М., Союз, 1997.

12.     Выготский Л.С. Детская психология. Избранные психологические труды в 6-ти тт. Т. 4. М.: Педагогика, 1984.

13.     Выготский Л.С. Учение об эмоциях // Собр. Соч. Т.4. М.,1984.

14.     Гаврилова Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии // Вопросы психологии. 1975. № 2. С. 147-156.

15.     Гаврилова Т.П. Эмпатия и ее особенности у детей младшего и среднего школьного возраста: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 1997.

16.     Гоулман Д, Р. Бояцис, Энни Макки. Эмоциональное лидерство. Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. М, Альпина Бизнес Букс, 2005. С.266-269

17.     Гоулман Д. С чего начинается лидер: С чего начинается лидер. - М. Альпина Бизнес Букс, 2006

18.     Дружинин В.Н. Психология семьи. - Екатеринбург, 2000.

19.     Изотова Е.И, Никифорова Е.В.Эмоциональная сфера ребенка М.: Академия, 2004

20.     Изотова Е.И. Эмоциональные представления как фактор психического развития детей дошкольного возраста: автореферат. Дисс. канд психол. наук. М.,1994

21.     Запорожец А.В. Психическое развитие ребенка. Избранные психологические труды в 2-х тт. Т. 1. М.: Педагогика, 1986.

22.     Захарова Е.И. Развитие личности в ходе освоения родительской позиции // Культурно-историческая психология. -2008. -№2. -C. 24-29

23.     Зубова Л.В. Роль семейной педагогики в становлении личности ребенка // Вестник ОГУ. 2002. № 7. С. 54-65.

24.     Кабатченко Т. С. Психология управления: - М.,: Педагогическое общество России, 2000

25.     Карпова С.Н., Лысюк Л.Г. Игра и нравственное развитие дошкольника / М., 1986.

26.     Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика / М.,2002.

27.     Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста / М., 1988.

28.     Кон И.С. Ребенок и общество / М., Наука, 1988.

29.     Коноваленко С.В. Коммуникативные способности и социализация детей 5 - 9 лет / М., 2001.

30.     Корчак Я. Педагогическое наследие. М.: Педагогика, 1990.

31.     Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок: психологическая готовность к школе / М.,1987.

32.     Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей / Ярославль, 1994.

33.     Кузьмина В.П. Формирование эмпатии у младших школьников к сверстникам в зависимости от детско-родительских отношений в семье. Автореф. дис... канд. психол. наук. - Нижний Новгород, 1999.

34.     Кулагина И.Ю, Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека / М.: ТЦ «Сфера», 2001.

35.     Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. / М.,1977.

36.     Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики / М., 1981.

37.     Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. М.-Воронеж: Ин-т практической психологии, НПО «МОДЭК», 1997.

38.     Першина Л.А. Возрастная психология. М., Академический проспект, 2004.

39.     Поддьяков Н.Н., Говоркова А.Ф. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника / М., 1985.

40.     Психология: Словарь/ под ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского М.,1990.

41.     Практикум по возрастной психологии/под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. Спб, Речь, 2001

42.     Проблема общения ребенка и взрослого в работах Л.С.Выготского и М.И.Лисиной Вопросы психологии, 1996, №6, с.76.

43.     Размыслов П.И. Эмоции младших школьников //Психология младшего школьника М.,1960

44.     Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. М.: Мир, 1994.

45.     Робертс Р.Д., Меттоюс Дж, Зайднер М. Эмоциональный интеллект: проблемы теории, измерения и применения на практике// Психология. Т 1, №4.стр 3-26 2005

46.     Руководство для воспитателя дет. сада / В.А. Петровский, А.М. Виноградова, Л.М. Кларина и др. - М.: Просвещение, 1993. С. 42-44

47.     Сапогова Е.Е. Культурный социогенез и мир детства. М., Академический проспект, 2004.

48.     Семья в психологической консультации / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. - М., 1989)

49.     Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии / Спб.: ООО «Речь», 2004.

50.     Славина Л.С. Трудные дети. М.-Воронеж, 1998.

51.     Сорокин П.А. Главные тенденции нашего времени. - М., 1997.

52.     Столяренко Л.Д. Основы психологии / Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001.

53.     Страунинг А.М. Методы активизации мышления дошкольников, Обнинск, 1997 г.

54.     Стрелкова Л.И. Творческое воображение: эмоции и ребенок: Методические рекомендации // Обруч. 1996. № 4. С. 24-27.

55.     Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. М.-Воронеж, 1995.

56.     Эриксон Э. Детство и общество. СПб.: Летний сад, 2000.

57.     <http://www.betapress.ru/library/recruiting-156.html>

58.     <http://yanalan.com/22/>

59.     http://www.psychology-online.net/articles/doc-709.html

60.     www.voppsy.ru <http://www.voppsy.ru>

61.     Ильин. Психология индивидуальных различий. 498-501

62.     (Практикум по возрастной психологии/под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. Спб, Речь, 2001)

Зайцев С.В. Ситуация выбора как средство диагностики учебной мотивации и самооценки у младших школьников// Вопросы психологии. - 2009. - №5. - 182с.

63.     Кузьмишина Т. Л. : Поведение дошкольников в ситуациях детско-родительского конфликта 07'1 с.38

64.     Эмоциональная идентификация. Диагностическая методика для детей дошкольного и младшего школьного возраста. (Изотова Е.И, Никифорова Е.В.Эмоциональная сфера ребенка М.: Академия, 2004)


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты