Статистически достоверны прямо пропорциональные связи между ложью-самопрезентацией и ложью-умолчанием / r = 0,262/, а также ложью-фантазией / r = 0,274/. Таким образом, самопрезентация может преследовать много целей и мотивов, на основе которых респондентами используются различные стратегии поведения: так "повышение самооценки", приукрашивание своего образа достигается при помощи лжи-фантазии, а "избегание противоречий между реальным и идеальным Я", например, возможно при умолчании некоторой информации о себе.
Обнаружена статистическая зависимость между ложью во благо и ложью-умолчанием / r = 0,374/. То есть, в ситуации, когда необходимо солгать во благо, чтоб не причинить страданий, респонденты чаще всего часть информации предпочитают умолчать.
Ложь-сплетня прямо пропорционально связана с ложью-фантазией / r = 0,478/. Таким образом, при сплетне респонденты прибегают к фантазии, тем самым передают неверную информацию о ком-то.
Других статистически значимых различий по указанным факторам обнаружить не удалось.
2.3 Анализ степени выраженности отношения юношей и девушек к разным видам чужой лжи
При решении данной задачи использовались результаты опросника «Отношение ко лжи», которые представлены в таблицах (См. Приложение 3).
Для определения отношения курсантов к чужой лжи нами вычислялись суммарные показатели величины отношения к различным видам лжи. Полученные данные отражены в Таблице 3, в которой отношения к различным видам лжи расположены по убыванию их степени выраженности.
Таблица 3 Степень выраженности отношения к разным видам чужой лжи
№ |
Отношение ко лжи |
∑ ср. |
юноши |
девушки |
|
|
|
среднее |
среднее |
1 |
ложь-сплетня |
6,9 |
6,2 |
7,56 |
2 |
ложь-оправдание |
5,68 |
5,63 |
5,73 |
3 |
ложь-умолчание |
5,23 |
4,96 |
5,5 |
4 |
ложь-фантазия |
4,1 |
3,96 |
4,26 |
5 |
ложь во благо |
3,93 |
3,7 |
4,16 |
6 |
ложь-самопрезентация |
3,73 |
3,7 |
3,76 |
7 |
этикетная ложь |
3,45 |
3,26 |
3,6 |
Сравнение выраженности отношений юношей и девушек к разным видам чужой лжи показало, что у них нет значительных различий (См. Рисунок 3):
Рис. 3 Степень выраженности отношения к разным видам чужой лжи у юношей и девушек 1- этикетная ложь, 2- ложь во благо, 3- ложь-фантазия, 4- ложь-оправдание, 5- ложь-умолчание, 6- ложь-сплетня, 7- ложь-самопрезентация.
На диаграмме видно, что к социально приемлемым видам лжи юноши и девушки относятся более снисходительно (этикетная ложь, ложь во благо, ложь-фантазия, ложь-самопрезентация, как разновидность лжи фантазии, при которой объектом фантазии является личность самого сочинителя). Возможно, респонденты мирятся с этими видами лжи в чужом поведении, поскольку они не приводят к моральному ущербу обманываемого.
Наблюдается, что как юноши, так и девушки наиболее негативно относятся: к чужой лжи-сплетне, ко лжи оправданию, лжи-умолчанию.
У женской выборки в большей степени выражено негативное отношение к чужой лжи (в частности ко лжи-сплетне), что прослеживается в анализе реакций респондентов на чужую ложь: девушки предпочитают способ словесного воздействия на лгунов. (Это также подтверждено исследованиями Е.А.Душиной, А.В.Павлюк) (См. Таблицу 4)
Таблица 4 Виды реакций юношей и девушек на чужие виды лжи.
Шкалы лжи |
Виды реакций на чужую ложь |
|||||
|
Юноши |
Девушки |
||||
|
А |
Б |
В |
А |
Б |
В |
Этикетная л. |
39 |
61 |
20 |
32 |
70 |
18 |
Л. во благо |
45 |
40 |
35 |
42 |
31 |
47 |
Л. фантазия |
39 |
41 |
20 |
33 |
35 |
52 |
Л. оправдание |
17 |
36 |
67 |
15 |
37 |
68 |
Л. умолчание |
20 |
51 |
49 |
11 |
53 |
56 |
Л. сплетня |
11 |
32 |
77 |
1 |
11 |
108 |
Л. самопрезент. |
36 |
59 |
25 |
35 |
59 |
26 |
Σ |
207 |
320 |
293 |
169 |
296 |
375 |
А - я сделаю вид, что ничего не заметил, и буду вести себя обычным образом.
Б - я сделаю вид, что ничего не заметил, но изменю свое поведение под влиянием услышанного.
В - я прямо скажу человеку, что он говорит неправду.
Женщинам присуща наибольшая эмоциональность, вероятно, которая побуждает их к вербализации своего недовольства. Мужчины предпочитают умолчать, не акцентировать внимания на проявление лжи в чужом поведении, но, вследствие своей рационализации, могут изменить свое поведение, отношение в адрес лгущего.
Для решения задачи выявления связи между отношениями к различным видам чужой лжи приводился корреляционный анализ между величинами отношений к разным видам лжи, определяемых с помощью опросника «Отношение ко лжи». Полученные результаты отражены в Таблице 5:
Таблица 5 Значимые корреляционные связи между показателями опросника «Отношение ко лжи»
юноши девушки |
ЭЛ |
ЛБ |
ЛФ |
ЛО |
ЛУ |
ЛСп |
ЛС |
ЭЛ |
|
|
|
|
|
|
|
ЛБ |
|
|
|
|
|
|
|
ЛФ |
|
|
|
|
|
|
|
ЛО |
|
|
|
|
|
|
|
ЛУ |
|
0,384** |
0,298* |
0,371** |
|
|
|
ЛСп |
|
|
|
|
|
|
|
ЛС |
|
|
0,456** |
|
0,347** |
|
|
Условные обозначения:
ЭЛ - этикетная ложь; ЛУ - ложь-умолчание;
ЛБ - ложь во благо; ЛСп - ложь-сплетня;
ЛФ - ложь-фантазия; ЛС - ложь-самопрезентация.
ЛО - ложь-оправдание;
Статистический анализ полученных результатов осуществлялся с помощью корреляционного анализа (коэффициент корреляции r при уровне достоверности p < 0,05), который позволил посчитать статистические зависимости между видами лжи (См. Рисунок 4)
Этикетная ложь |
Ложь-оправдание |
|
Ложь во благо |
Ложь-умолчание |
|
Ложь-фантазия |
Ложь-самопрезент. |
|
|
Ложь-сплетня |
|
Рис. 4 Значимые корреляционные связи между отношением к различным видами чужой лжи
Статистически достоверны прямо пропорциональные связи между негативным отношением к чужой лжи-умолчанию и отношением к чужой ложи во благо / r = 0,384/, лжи-оправданию / r = 0,371/, лжи-фантазии / r = 0,298/. То есть, респонденты проявляют негативное отношение к чужой лжи во благо, связанной с умолчанием, вероятно считая, что человек должен знать хоть «горькую», но правду. Также не приемлют в чужом поведении ложь-оправдание, в ходе которой происходит обеления себя, а также умалчивание некой информации для смягчения наказания. К безобидным видам лжи (ложь-умолчание, ложь-фантазия) респонденты относятся снисходительно, но в совокупности эти виды лжи несут негативную окраску в поведении окружающих (правде не остаётся места).
Обнаружена статистическая зависимость между отношением к чужой лжи-самопрезентации и отношением к чужой лжи-фантазии / r = 0,456/, лжи-умолчанию / r = 0,347/. То есть, курсанты негативно относятся к чужой лжи-самопрезентации, к которой человек прибегает, фантазируя о себе или умалчивая часть информации.
Также была выявлена прямо пропорциональная связь межу отношением к своей лжи-самопрезентации и отношение к чужой лжи-сплетне /r =0,367/. Это может свидетельствовать о том, что чем более представлена ложь-самопрезентация в поведении индивида, тем более негативно он будет относиться к чужой лжи-сплетне (вероятно, думая, что сплетня может испортить его репутацию, созданный им образ).
2.4 Анализ мотивов лжи, которые курсанты приписывают себе и окружающим
При реализации данной задачи нами был проведен сопоставительный анализ шкал мотивов из опросников «Виды лжи» и «Отношение ко лжи» (См.Таблица 6)
Таблица 6 Представления курсантов о мотивах собственной и чужой лжи
Мотивы № |
Мотивы своей лжи |
Мотивы чужой лжи |
||
|
Юноши |
Девушки |
Юноши |
Девушки |
1 чтобы не испортить впечатление о себе |
0,7 |
0,9 |
1,1 |
1 |
2 чтобы окружающие не контролировали |
1,3 |
1,2 |
0,8 |
0,8 |
3 чтобы не огорчать близких |
1,4 |
1,5 |
1,2 |
1,8 |
4 чтобы не испортить отношений с окруж-ми |
1 |
0,96 |
0,7 |
0,9 |
5 боязнь упрёков со стороны окружающих |
0,7 |
0,7 |
0,9 |
0,7 |
6 чтобы создать хорошее впечатление о себе |
0,96 |
0,96 |
1,3 |
1,1 |
Из приведённой таблицы видно, что практически нет различий в мотивации собственной лжи юношей и девушек. Они чаще руководствуются следующими мотивами: «чтобы не огорчать близких», «чтобы не испортить отношений с окружающими». Меньше прибегают к мотиву «чтобы не испортить впечатление о себе». Другим людям респонденты чаще приписывают мотивы: «чтобы не огорчать близких», «чтобы создать хорошее впечатление о себе». Чем больше осознаются мотивы искажения информации, тем более разнообразным будет и само искажение информации о себе.
При проведении статистического анализа мотивации, были обнаружены следующие прямо пропорциональные корреляционные связи: межу собственной мотивацией и ложью-фантазией /r = 0,326/, ложью-оправданием /r = 0,698/, ложью-умолчанием /r = 0,328/, ложью- самопрезентацией / r = 0,259/. Таким образом, респонденты прибегают ко лжи в основном из положительных побуждений: желание пофантазировать, получить удовольствие от придуманного; стремление не огорчить и защитить окружающих. Мотивами лжи также служат: страх наказания, произведение впечатления о себе.
2.5 Исследование взаимосвязи между чертами личности курсантов и их отношением к разным видам своей и чужой лжи
На основе теоретической базы, нами было предположено, что черты личности влияют на проявление различных видов лжи в собственном поведении. Что подтвердилось статистически значимыми корреляционными зависимостями.
Была обнаружена обратная статистическая зависимость между ложью-фантазией и интеллектом / r = -0,337/. То есть, ко лжи-фантазии чаще прибегают респонденты с наименьшим коэффициентом интеллекта. Вероятно, более интеллектуальные предпочитают конкретные точные факты, не связанные с выдумкой. Возможно, менее интеллектуальные фантазируют из-за незнания). Также в исследовании М.В. Николаевой была выявлена ложь из-за отсутствия полного знания [45].
Обнаружены обратные статистические зависимости между ложью-оправданием и дисциплинированностью / r = -0,366/, смелостью / r = -0,276/, высоким самоконтролем / r = -0,290/. Ко лжи-оправданию чаще прибегают респонденты с низкими показателями дисциплинированности, смелости, самоконтроля. То есть, безответственные, непостоянные, с низким самоконтролем, а также застенчивые, робкие предпочитают в ситуациях разоблачения неблаговидного поступка ложь-оправдание. Так безответственные, непостоянные при оправдании могут применять атакующую тактику поведения, а робкие респонденты, например, - слёзы.
Ложь-умолчание прямо пропорционально связана с устойчивостью / r = 0,283/ и радикализмом /r = 0,277/, а также имеется обратно пропорциональная связь с тревожностью / r = - 0,265/. Ложь-умолчание чаще предпочитают личности с высокими показателями эмоциональной устойчивости, радикализма и низким показателем тревожности. То есть, выдержанные, эмоционально зрелые; критически настроенные, либеральные; уверенные в себе, спокойные респонденты часто умалчивают информацию, не договаривая всей правды. Это, может быть, связано с их волевыми особенностями.
Ложь-самопрезентация прямо пропорционально связана с доминантностью /r = 0,303/, радикализмом /r = 0,361/, а также имеется обратно пропорциональная связь с мягкостью / r = - 0,294/. Ложь-самопрезентация ярко выражена в поведении у лиц с высокими показателями доминантности, радикализма и низким показателем мягкости. То есть, властные, самоуверенные; критически настроенные; жёсткие натуры чаще прибегают ко лжи-самопрезентации, стремятся приукрасить свой образ, нередко преувеличивая свои способности, влияние.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9