Взаимосвязь черт личности с отношением к своей и чужой лжи

Статистически достоверны прямо пропорциональные связи между ложью-самопрезентацией и ложью-умолчанием / r = 0,262/, а также ложью-фантазией / r = 0,274/. Таким образом, самопрезентация может преследовать много целей и мотивов, на основе которых респондентами используются различные стратегии поведения: так "повышение самооценки", приукрашивание своего образа достигается при помощи лжи-фантазии, а "избегание противоречий между реальным и идеальным Я", например, возможно при умолчании некоторой информации о себе.

Обнаружена статистическая зависимость между ложью во благо и ложью-умолчанием / r = 0,374/. То есть, в ситуации, когда необходимо солгать во благо, чтоб не причинить страданий, респонденты чаще всего часть информации предпочитают умолчать.

Ложь-сплетня прямо пропорционально связана с ложью-фантазией / r = 0,478/. Таким образом, при сплетне респонденты прибегают к фантазии, тем самым передают неверную информацию о ком-то.

Других статистически значимых различий по указанным факторам обнаружить не удалось.


2.3 Анализ степени выраженности отношения юношей и девушек к разным видам чужой лжи

При решении данной задачи использовались результаты опросника «Отношение ко лжи», которые представлены в таблицах (См. Приложение 3).

Для определения отношения курсантов к чужой лжи нами вычислялись суммарные показатели величины отношения к различным видам лжи. Полученные данные отражены в Таблице 3, в которой отношения к различным видам лжи расположены по убыванию их степени выраженности.

Таблица 3 Степень выраженности отношения к разным видам чужой лжи

Отношение ко лжи

∑ ср.

юноши

девушки




среднее

среднее

1

ложь-сплетня

6,9

6,2

7,56

2

ложь-оправдание

5,68

5,63

5,73

3

ложь-умолчание

5,23

4,96

5,5

4

ложь-фантазия

4,1

3,96

4,26

5

ложь во благо

3,93

3,7

4,16

6

ложь-самопрезентация

3,73

3,7

3,76

7

этикетная ложь

3,45

3,26

3,6


Сравнение выраженности отношений юношей и девушек к разным видам чужой лжи показало, что у них нет значительных различий (См. Рисунок 3):


Рис. 3 Степень выраженности отношения к разным видам чужой лжи у юношей и девушек 1- этикетная ложь, 2- ложь во благо, 3- ложь-фантазия, 4- ложь-оправдание, 5- ложь-умолчание, 6- ложь-сплетня, 7- ложь-самопрезентация.

На диаграмме видно, что к социально приемлемым видам лжи юноши и девушки относятся более снисходительно (этикетная ложь, ложь во благо, ложь-фантазия, ложь-самопрезентация, как разновидность лжи фантазии, при которой объектом фантазии является личность самого сочинителя). Возможно, респонденты мирятся с этими видами лжи в чужом поведении, поскольку они не приводят к моральному ущербу обманываемого.

Наблюдается, что как юноши, так и девушки наиболее негативно относятся: к чужой лжи-сплетне, ко лжи оправданию, лжи-умолчанию.

У женской выборки в большей степени выражено негативное отношение к чужой лжи (в частности ко лжи-сплетне), что прослеживается в анализе реакций респондентов на чужую ложь: девушки предпочитают способ словесного воздействия на лгунов. (Это также подтверждено исследованиями Е.А.Душиной, А.В.Павлюк) (См. Таблицу 4)

Таблица 4 Виды реакций юношей и девушек на чужие виды лжи.

Шкалы лжи

Виды реакций на чужую ложь


Юноши

Девушки


А

Б

В

А

Б

В

Этикетная л.

39

61

20

32

70

18

Л. во благо

45

40

35

42

31

47

Л. фантазия

39

41

20

33

35

52

Л. оправдание

17

36

67

15

37

68

Л. умолчание

20

51

49

11

53

56

Л. сплетня

11

32

77

1

11

108

Л. самопрезент.

36

59

25

35

59

26

Σ

207

320

293

169

296

375


А - я сделаю вид, что ничего не заметил, и буду вести себя обычным образом.

Б - я сделаю вид, что ничего не заметил, но изменю свое поведение под влиянием услышанного.

В - я прямо скажу человеку, что он говорит неправду.

Женщинам присуща наибольшая эмоциональность, вероятно, которая побуждает их к вербализации своего недовольства. Мужчины предпочитают умолчать, не акцентировать внимания на проявление лжи в чужом поведении, но, вследствие своей рационализации, могут изменить свое поведение, отношение в адрес лгущего.

Для решения задачи выявления связи между отношениями к различным видам чужой лжи приводился корреляционный анализ между величинами отношений к разным видам лжи, определяемых с помощью опросника «Отношение ко лжи». Полученные результаты отражены в Таблице 5:


Таблица 5 Значимые корреляционные связи между показателями опросника «Отношение ко лжи»

юноши девушки

ЭЛ

ЛБ

ЛФ

ЛО

ЛУ

ЛСп

ЛС

ЭЛ








ЛБ








ЛФ








ЛО








ЛУ


0,384**

0,298*

0,371**




ЛСп








ЛС



0,456**


0,347**




Условные обозначения:

ЭЛ - этикетная ложь; ЛУ - ложь-умолчание;

ЛБ - ложь во благо; ЛСп - ложь-сплетня;

ЛФ - ложь-фантазия; ЛС - ложь-самопрезентация.

ЛО - ложь-оправдание;

Статистический анализ полученных результатов осуществлялся с помощью корреляционного анализа (коэффициент корреляции r при уровне достоверности p < 0,05), который позволил посчитать статистические зависимости между видами лжи (См. Рисунок 4)


Этикетная ложь

Ложь-оправдание

Ложь во благо

Ложь-умолчание

Ложь-фантазия

Ложь-самопрезент.

 

Ложь-сплетня

 

Рис. 4 Значимые корреляционные связи между отношением к различным видами чужой лжи


Статистически достоверны прямо пропорциональные связи между негативным отношением к чужой лжи-умолчанию и отношением к чужой ложи во благо / r = 0,384/, лжи-оправданию / r = 0,371/, лжи-фантазии / r = 0,298/. То есть, респонденты проявляют негативное отношение к чужой лжи во благо, связанной с умолчанием, вероятно считая, что человек должен знать хоть «горькую», но правду. Также не приемлют в чужом поведении ложь-оправдание, в ходе которой происходит обеления себя, а также умалчивание некой информации для смягчения наказания. К безобидным видам лжи (ложь-умолчание, ложь-фантазия) респонденты относятся снисходительно, но в совокупности эти виды лжи несут негативную окраску в поведении окружающих (правде не остаётся места).

Обнаружена статистическая зависимость между отношением к чужой лжи-самопрезентации и отношением к чужой лжи-фантазии / r = 0,456/, лжи-умолчанию / r = 0,347/. То есть, курсанты негативно относятся к чужой лжи-самопрезентации, к которой человек прибегает, фантазируя о себе или умалчивая часть информации.

Также была выявлена прямо пропорциональная связь межу отношением к своей лжи-самопрезентации и отношение к чужой лжи-сплетне /r =0,367/. Это может свидетельствовать о том, что чем более представлена ложь-самопрезентация в поведении индивида, тем более негативно он будет относиться к чужой лжи-сплетне (вероятно, думая, что сплетня может испортить его репутацию, созданный им образ).

2.4 Анализ мотивов лжи, которые курсанты приписывают себе и окружающим

При реализации данной задачи нами был проведен сопоставительный анализ шкал мотивов из опросников «Виды лжи» и «Отношение ко лжи» (См.Таблица 6)


Таблица 6 Представления курсантов о мотивах собственной и чужой лжи

Мотивы №

Мотивы своей лжи

Мотивы чужой лжи


Юноши

Девушки

Юноши

Девушки

1 чтобы не испортить впечатление о себе

0,7

0,9

1,1

1

2 чтобы окружающие не контролировали

1,3

1,2

0,8

0,8

3 чтобы не огорчать близких

1,4

1,5

1,2

1,8

4 чтобы не испортить отношений с окруж-ми

1

0,96

0,7

0,9

5 боязнь упрёков со стороны окружающих

0,7

0,7

0,9

0,7

6 чтобы создать хорошее впечатление о себе

0,96

0,96

1,3

1,1


Из приведённой таблицы видно, что практически нет различий в мотивации собственной лжи юношей и девушек. Они чаще руководствуются следующими мотивами: «чтобы не огорчать близких», «чтобы не испортить отношений с окружающими». Меньше прибегают к мотиву «чтобы не испортить впечатление о себе». Другим людям респонденты чаще приписывают мотивы: «чтобы не огорчать близких», «чтобы создать хорошее впечатление о себе». Чем больше осознаются мотивы искажения информации, тем более разнообразным будет и само искажение информации о себе.

При проведении статистического анализа мотивации, были обнаружены следующие прямо пропорциональные корреляционные связи: межу собственной мотивацией и ложью-фантазией /r = 0,326/, ложью-оправданием /r = 0,698/, ложью-умолчанием /r = 0,328/, ложью- самопрезентацией / r = 0,259/. Таким образом, респонденты прибегают ко лжи в основном из положительных побуждений: желание пофантазировать, получить удовольствие от придуманного; стремление не огорчить и защитить окружающих. Мотивами лжи также служат: страх наказания, произведение впечатления о себе.

2.5 Исследование взаимосвязи между чертами личности курсантов и их отношением к разным видам своей и чужой лжи


На основе теоретической базы, нами было предположено, что черты личности влияют на проявление различных видов лжи в собственном поведении. Что подтвердилось статистически значимыми корреляционными зависимостями.

Была обнаружена обратная статистическая зависимость между ложью-фантазией и интеллектом / r = -0,337/. То есть, ко лжи-фантазии чаще прибегают респонденты с наименьшим коэффициентом интеллекта. Вероятно, более интеллектуальные предпочитают конкретные точные факты, не связанные с выдумкой. Возможно, менее интеллектуальные фантазируют из-за незнания). Также в исследовании М.В. Николаевой была выявлена ложь из-за отсутствия полного знания [45].

Обнаружены обратные статистические зависимости между ложью-оправданием и дисциплинированностью / r = -0,366/, смелостью / r = -0,276/, высоким самоконтролем / r = -0,290/. Ко лжи-оправданию чаще прибегают респонденты с низкими показателями дисциплинированности, смелости, самоконтроля. То есть, безответственные, непостоянные, с низким самоконтролем, а также застенчивые, робкие предпочитают в ситуациях разоблачения неблаговидного поступка ложь-оправдание. Так безответственные, непостоянные при оправдании могут применять атакующую тактику поведения, а робкие респонденты, например, - слёзы.

Ложь-умолчание прямо пропорционально связана с устойчивостью / r = 0,283/ и радикализмом /r = 0,277/, а также имеется обратно пропорциональная связь с тревожностью / r = - 0,265/. Ложь-умолчание чаще предпочитают личности с высокими показателями эмоциональной устойчивости, радикализма и низким показателем тревожности. То есть, выдержанные, эмоционально зрелые; критически настроенные, либеральные; уверенные в себе, спокойные респонденты часто умалчивают информацию, не договаривая всей правды. Это, может быть, связано с их волевыми особенностями.

Ложь-самопрезентация прямо пропорционально связана с доминантностью /r = 0,303/, радикализмом /r = 0,361/, а также имеется обратно пропорциональная связь с мягкостью / r = - 0,294/. Ложь-самопрезентация ярко выражена в поведении у лиц с высокими показателями доминантности, радикализма и низким показателем мягкости. То есть, властные, самоуверенные; критически настроенные; жёсткие натуры чаще прибегают ко лжи-самопрезентации, стремятся приукрасить свой образ, нередко преувеличивая свои способности, влияние.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты