Взаимосвязь толерантности к неопределенности и авторитарного типа в межличностных отношениях

Взаимосвязь толерантности к неопределенности и авторитарного типа в межличностных отношениях

Министерство образования Российской Федерации

САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Психологический факультет




Кафедра: психологии

Специальность: социальная психология


Курсовая работа

Взаимосвязь толерантности к неопределенности и авторитарного типа в межличностных отношениях


Выполнила студентка

4 курса, 14401 группа

Еремеева Регина Петровна

__________

Научный руководитель

Кандидат психологических наук

Доцент кафедры социальной психологии

Зорина Светлана Валерьевна

работа защищена «____ » _________ 2009 г.

оценка _____________________

зав. кафедрой ___________________________

______________________________

________________



Самара 2009

Содержание


Введение

Глава 1. Сущность понятий толерантности к неопределенности, авторитаризма, авторитарной личности, авторитарности и характеристика авторитарного типа поведения в межличностных отношения.

1.1 Понятие толерантности к неопределенности.

1.2 Авторитаризм, авторитарная личность, авторитарность и характеристика авторитарного типа поведения в межличностных отношениях

1.3 Взаимосвязь толерантности к неопределенности и авторитарного типа.

Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи толерантности к неопределенности и авторитарного типа поведения

2. Описание выборки и методик исследования.

2.2 Анализ результатов

Выводы

Заключение

Список литературы

Введение


В последние годы в нашу жизнь прочно вошел термин «толерантность». Этот термин появился и активно обсуждается одновременно в культурологии, социологии, политологии, экономике, психологии, истории, педагогике. Повышенный интерес к толерантности обусловлен не только ее научной междисциплинарностью, но и потребностями социальной практики, с одной стороны, активно развивающейся в условиях политической модернизации, с другой – порождающей новые социальные процессы и события, которые как способствуют возрастанию толерантности, так и одновременно провоцируют различные по своему характеру проявления интолерантности. Однако о феномене «толерантности к неопределенности» мало что известно, а он тесно связан с актуальными проблемами современности. Всевозрастающие потоки необходимой информации и стремительное увеличение темпа жизни породили проблему глобальной неопределенности человеческого существования. С одной стороны, как бы не старался современный человек угнаться за требованиями времени, он, даже вооружившись самым современным компьютером, вынужден действовать в ситуации внешней информационной неопределенности. С другой стороны, стремление мчаться «в ногу со временем» неумолимо наталкивается на физиологические барьеры предельных возможностей человеческого организма, порождая аддикции и зависимости как реакцию на внутреннюю смысловую неопределенность идентичности личности. В этих условиях возрастает интерес к описанным еще в середине прошлого столетия феноменам толерантности/ интолерантности к неопределенности.

Еще один феномен требующий рассмотрения - это феномен «авторитарности личности». В настоящее время во многих современных странах мира установились авторитарные политические порядки. Авторитарные режимы формируются, как правило, в результате государственных переворотов или «ползучей» концентрации власти в руках лидеров или отдельных внутриэлитарных группировок. Складывающийся таким образом тип формирования и отправления власти показывает, что реально правящими силами в обществе являются небольшие элитарные группировки, которые осуществляют власть либо в форме коллективного господства либо в форме режима единовластия того или иного, в том числе харизматического, лидера. Причем персонализация правящего режима в облике того или иного правителя выступает наиболее часто встречающейся формой организации авторитарных порядков. Под авторитаризмом, который привычно ассоциируется с политикой, социальными структурами или же с личностями отдельных диктаторов, скрывается авторитаризм более глубокий, всепроникающий и тщательно завуалированный. Он глубоко укоренен в нашей культуре, религии, морали, в общественных ценностях и межличностных отношениях.

Поэтому, исследуя тему авторитарного типа поведения в межличностных отношениях можно вычислить и недопустить проявления негативных тенденций в будущем. В данной работе мы хотим рассмотреть взаимосвязь авторитарного типа в межличностных отношениях и толерантности к неопределенности.

Проблема: Существует ли взаимосвязь толерантности к неопределенности и авторитарного типа поведения в межличностных отношениях?

Объект: Авторитарный тип поведения в межличностных отношениях.

Предмет: Взаимосвязь толерантности к неопределенности и авторитарного типа поведения в межличностных отношениях.

Цель: Изучить взаимосвязь толерантности к неопределенности и авторитарного стиля поведения в межличностных отношениях.

Гипотеза: С увеличением выраженности авторитарного типа поведения в межличностных отношениях будет уменьшаться толерантность к неопределенности.

Задачи:

·     Проанализировать литературу по данной теме,

·     Провести исследование по двум методикам.

·     Сопоставить результаты исследований.

·     Выявить связь между толерантностью к неопределенности и авторитарным типом поведения в межличностных отношениях.

Глава 1. Сущность понятий: толерантности к неопределенности, авторитаризма, авторитарной личности, авторитарности и характеристики авторитарного типа поведения в межличностных отношениях

1.1 Понятие толерантности к неопределенности


В современной российской реальности человек постоянно сталкивается с теми или иными моделями поведения. К сожалению, в последнее время, доминирует агрессивность как форма достижения целей. Противостоять этому может поведение, основанное на толерантности. В этой связи, немаловажное значение имеют принципы толерантности, их содержание и формы реализации в повседневной жизни каждого человека, который уважает себя и других, является законопослушным и выступает против применения силовых методов в разрешении конфликтных ситуаций.

Без формирования стереотипов толерантного поведения в обществе сталкивающиеся цивилизации, культуры, религии, нации, социальные группы, отдельные люди могут истребить друг друга. Повсеместно, толерантность становится не только популярным термином, философским идеалом, но и условием выживания. И проблема толерантности, и ее понимания сложнее, чем кажется на первый взгляд. На данный момент отсутствует единый взгляд на семантическое определение данного социально важного понятия.

Существуют культурно-исторические и семантические различия в подходах к толерантности. В частности, в русском языке толерантность (в некоторых словарях дается как «устаревшее понятие») представлена как терпимость (противоположность нетерпимости) к различным точкам зрения, несовпадающим с позицией субъекта. Характерными специфическими чертами толерантности в отечественном культурном контексте являются «милосердие» и «снисхождение» (см. толковые словари В.Даля и С.Ожегова). В латинских этимологических словарях (например, в классическом оксфордском словаре Lewis&Short), а также словарях европейских языков представлены две точки зрения на толерантность – как на «терпимость» и как на «поддержку».

Имеется несколько подходов к пониманию понятия толера́нтность (от лат. tolerantia – терпение). С одной стороны, этот популярный в последнее время термин трактуется в дословном контексте, с другой же имеется в виду его переносное значение, сформировавшееся в последнее время под влиянием социума и тех позитивных тенденций, которые происходят в настоящее время в обществе. Кроме этого, существуют специфические для многих областей знаний и даже специальностей понятия толерантности.

Под экологической толерантностью понимают способность организмов выносить отклонения факторов среды от оптимальных для них параметров, переносить неблагоприятное влияние того или иного фактора окружающей среды. Иммунологическая толерантность – это состояние организма, при котором он не способен синтезировать антитела в ответ на введение определенного антигена при сохранении иммунной реактивности к другим антигенам. Толерантность к наркотическим средствам и психоактивным веществам в наркологии и токсикологии определяется как снижение реакции на введение вещества, привыкание. Прямое же социологическое значение толерантности заключается в следующим: терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.

В психологии, как и в других областях научного знания, следует различать обыденные и собственно научные определения толерантности. Однако в современной психологической литературе провести данное различение крайне затруднительно, достаточно привести лишь некоторые определения толерантности: «ценность взаимодействия в условиях противоречия»; «принятие иных, отличающихся от твоих собственных, интересов и целей»; «дружелюбие, спокойствие, мирная настроенность, антипод агрессивности, злобности и раздражительности»; «способность выслушивать, пытаться вынести из полученной информации зерна разума и уживаться с различными точками зрения, как бы выслушанное ни противоречило собственным воззрениям»; «стремление к согласию, бесконфликтность». Все эти определения могут служить в равной степени как обыденными, так и научными дефинициями психологического феномена толерантности.

В переходные периоды, когда возрастает неопределенность жизни в обществе, человеку требуются дополнительные внутренние силы для преодоления разнообразных сложностей и проблем. Непредсказуемость, связанная с безработицей, невозможностью получить хорошее образование, неспособностью найти достойную работу, перейти из одной сферы деятельности в другую и т.д. мешает людям полноценно жить. Большинство людей, по данным зарубежных авторов (Бруннер Дж., Бартлет Ф.), испытывая страх и даже «отвращение» перед неизведанным, неясным, новым, стремятся уйти от таких ситуаций, лишь некоторым – это может даже доставлять удовольствие (люди искусства, творческие). При этом они явно обладают каким-то преимуществом. Считается, например, что те, кто стремится к определенности, обладают стереотипностью мышления, преувеличенным уважением к власти, неумением понимать людей и анализировать их поступки, а также наличием серьезных личностных проблем.

Толерантность как качество личности, которое противопоставляется стереотипности и авторитаризму, считается необходимым для успешной адаптации к новым неожиданным условиям (Brislin R.W., 1981). Излишне упрощая явления окружающего мира, люди, не обладающие толерантностью, проявляют категоричность, оказываются неспособными к изменениям. В связи с этим выделяются два аспекта толерантности:

- внешняя толерантность (к другим) - убеждение, что они могут иметь свою позицию, способны видеть вещи с иных (разных) точек зрения, с учетом разных факторов;

- внутренняя толерантность (к неопределенности) – способность к принятию решений и размышления над проблемой, даже если не известны все факты и возможные последствия.

Для проникновения в сущность явления толерантности необходимо представление о наличии устойчивых свойств и отношений системы при изменениях внешних. Устойчивость живых систем, существенно отличающаяся от других систем, способностью в одно и то же время к активному самосохранению своей организации и к самодвижению, к саморазвитию.

Понимание личности как системы означает признание существования ее различных характеристик: психических свойств, состояний, процессов, а также и психических отношений, причем последние являются одной из важнейших характеристик личности, так как представляют субъективную сторону ее связи с предметами, явлениями, ее внутреннее ядро.

Устойчивость личности определяется именно особенностями связей между этими характеристиками, особенностями связей между разными уровнями ее структуры. Можно говорить о психологической устойчивости во внешнем плане – сохранение организованности личностной системы – и во внутреннем – адекватное соподчинение психических свойств, состояний и процессов (собственно уровень устойчивости личности).

Рассмотрение устойчивости как характеристики личности с позиций системного подхода определяет устойчивость как относительно независимую от внешних воздействий и перемен, что не исключает развития личности. Устойчивость выражает активность системы, подразумевая поддержание достигнутых ею состояний в ходе развития и сохранения самого процесса развития, то есть активный характер устойчивости раскрывает ее как результат и как процесс.

С другой стороны, мы видим устойчивость как степень, уровень организованности, как личностное качество. Люди различаются по уровню устойчивости своего поведения и реакций. Этот уровень более четко связан и зависит от внутренних и внешних воздействий. Он поддается внешнему и внутреннему самоуправлению. Устойчивость следует рассматривать как функцию двух переменных: окружающей среды и внутренней структуры системы.

Толерантность – это фактор, стабилизирующий систему (личность) изнутри, а также и извне, фактор, направляющий межличностные отношения в обществе в мирное русло и связывающий индивидов с традициями, нормами, культурой и т.д., сегодня очень важен. Однако, в столь бурный и непредсказуемый период нашего развития, когда надо готовить подрастающее поколение к жизни в быстро и резко меняющихся условиях, необходима толерантность к неопределенности, необходима готовность к изменениям, что еще более важно. Поэтому, занимаясь изучением феномена толерантности, необходимо не выпускать из вида оба аспекта толерантности и работать с ними параллельно.

Толкования термина "неопределенная ситуация"

Неопределенность — недостаточность сведений об условиях, в которых будет протекать деятельность, низкая степень предсказуемости, предвидения этих условий. Неопределенность сопряжена с риском планирования, принятия решений, осуществления действий на всех уровнях какой либо системы. Неопределенная ситуация имеет множество толкований:

1. Как ситуация с неизвестными переменными (Леонтьев Д. А.). Относительная неизвестность того, что будет происходить.

2. Как ситуация характеризующаяся наличием неполной информации относительно происходящего здесь и сейчас в условиях необходимости принятия решения. Ситуации непредсказуемости наступления ожидаемого события во времени, и связанной с ним технологии поведения. Ситуации предполагающие неопределенность стимула, и необходимость его вычленения из множества подобных (Кринчик Е. П.).

3. Как ситуация которая в субъективном осознании индивида строго не детерминирована ни в способах решения, ни в искомом результате (Лустина Е. А.).

4. Как ситуации смыслового абсурда, предполагающие вовлечение испытуемых в деятельность цель которой им не известна (Зоткин Н. В.).

5. Как ситуация принципиальной неизвестности будущего (Льдокова Г. М.).

6. Как ситуации двойственности, противоречивости и бессвязности поступающей информации (Hallman).

Очевидно, что существующие на сегодня понимания "неопределенной ситуации", обнаруживают проблему происхождения неопределенности. Однако большинство исследователей полагают, что неопределенные ситуации объективно детерминированы характером внешней информации, степенью ее связанности, понятности и согласованности. А значит ее можно экспериментально смоделировать, что часто и делается в исследованиях. Например, предложить заниматься деятельностью не зная ее настоящей цели, или выбрать между известным способом проведения времени и неизвестным и т. д., однако, интересно, что несмотря на это, реакция на эту созданную неопределенность возможна диаметрально противоположная, - от полного принятия и включения в деятельность, до ее избегания. Традиционно в психологической науке она интерпретируется как толерантность/интолерантность к неопределенности. В этом отношении, закономерен вопрос, - где гарантии того, что созданная исследователями ситуация действительно воспринята испытуемым как неопределенная. В этом отношении как раз интересным становится вопрос о необходимых внутриличностных условиях восприятие типа ситуаций как неопределенных, а также включение этого класса неопределенных ситуаций в систему индивидуального опыта. Собственно установка именно по отношению к этому классу ситуаций и будет считаться толерантностью к неопределенностью

С момента описания феномена ТН Frenkel-Brunswik (1949), предпринималось множество попыток создания валидной и надежной методики для измерения ТН и ИНТ. Первоначально, толерантность к неопределенности являлась составляющей шкалы предубеждений (H.G. Gough, 1951). Позднее, было создано ряд специализированных шкал: Budner (1962), Ehrlich (1965), Rydell & Rosen (1966), MacDonald (1970), Norton (1976), Vigano La Rosa (1986), Nutt (1988), McLain (1993).

В большинстве своем описанный выше измерительный инструментарий представляет собой личностные опросники, возникшие на основании понимания их авторами сути конструкта ТН. Таким образом, содержание измерительных методик отображает все многообразие подходов к изучению ТН. Так, Frenkel-Brunswik (1949) определяла ТН через связь с особенностями восприятия, Budner (1962) и MacDonald (1970) по результатам созданных ими опросников ТН; Norton​‌ (1975) как «тенденцию воспринимать неопределенную информацию как разновидность психологического дискомфорта или угрозы»; Hofstede (1984) как культуральную составляющую, определяющую отношение к риску и неоднозначности; Mclain D.L. (1993) описывает ТН как разброс реакций, от отвержения до привлекательности, при восприятии неизвестных, сложных, динамически неопределенных или имеющих противоречивые интерпретации стимулов.

К сожалению, отсутствие четких представлений о сути измеряемого феномена и, как следствие, - стандартизированного измерительного инструментария, создает ряд проблем как методологического, так и прикладного характера.

Размытость теоретических представлений об объекте измерения (ТН) породила традицию создания измерительной методики под конкретное авторское понимания сути измеряемого феномена, что минимизирует возможность сопоставления результатов, полученных при измерении ТН различным инструментарием.

Интерес к исследованию ТН у отдельных представителей отечественной научной школы возник не более 10 лет тому назад. К сожалению, это обстоятельство существенно сказывается как на объеме, так и на качестве доступной украино - и русскоязычной информации по вопросам ТН. Однако, не смотря на разрозненность усилий, в настоящий момент существуют русскоязычные адаптации как минимум трех измерительных шкал.

В 1998 году Е.Г.Луковицкой в рамках выполнения диссертационного исследования, произведена адаптация шкалы MSTAT-I Маклейна (McLain, 1993). Она осуществила перевод пунктов опросника на русский язык, а также его психометрическую проверку на выборке из 130 респондентов.

Есть сведения об успешном применении MSTAT-I московскими исследователями в рамках эмпирическое исследование личностного выбора (Леонтьев Д. А., Мандрикова Е.Ю., 2005).

В 2003 году шкала Баднера (Budner, 1962) была переведена и адаптирована

Г.У. Солдатовой и ее сотрудниками. Данные получены Г.У. Солдатовой в ходе исследования, в котором принимали участие психологи, врачи и инженеры г. Москвы.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты