Взаимосвязь склонности к депрессии с типологическими особенностями субъектной регуляции









Анализируя полученные данные обнаружена существующая взаимосвязь между показателями:

1 (смешанный тип) и 3 (состояние легкой депрессии ситуативного или невротического генеза);

1 (смешанный тип) и 4 (субдепрессивное состояние или маскированная депрессия);

1 (смешанный тип) и 5 (глубоким снижением настроения).

Все выявленные взаимосвязи положительные, что говорит о количественной, прямо пропорциональной зависимости, т.е. увеличение (или уменьшение) одного показателя будет обязательно приводить к увеличению (или уменьшению) с ним связанного.

Полученный результаты подтверждают гипотезу: тип субъектной регуляции деятельности связан с переживанием депрессии таким образом, что с уменьшением степени автономности увеличивается степень переживания депрессии; и с увеличением степени зависимости увеличивается уровень депрессии.

Заключение


В ходе данного исследования были получены следующие выводы:

1. Проведен теоретический анализ феномена депрессии в научной литературе. Выявлено определение депрессии: Депрессия (в психологии) (от лат. depression - подавление) - аффективное (сильное, ярко выраженное и относительно кратковременное) состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном, изменением мотивационной сферы, когнитивных (связанных с познанием) представлений и общей пассивностью поведения. Различают эндогенную (то есть обусловленную преимущественно генетическими причинами) и психогенную (обусловленную в первую очередь конкретным стрессовым событием) депрессию. С психоаналитической точки зрения, частым, если не универсальным, признаком депрессии является нарушение регуляции самооценки. Депрессия развивается у лиц с неустойчивой самооценкой, теряющих внешнюю опору, необходимую для поддержания стабильного образа себя. Нарушения регуляции самооценки и последующая депрессия могут быть вызваны утратой объекта (значимого человека) — его смертью, отвержением или разочарованием в нем.

Среди других причин отмечается крушение иллюзий и идеалов, невозможность жить сообразно Я-идеалам, чувство беспомощности и бессилия перед непреодолимыми трудностями.

В работе выделены основные идеи концепции типологических особенностей саморегуляции (Г.С. Прыгин):

1.       В основе разнообразных индивидуальных различий осуществления деятельности лежат те или иные особенности функционирования контура осознанной саморегуляции.

2.       Указанные устойчивые различия могут быть основой для типологизации людей по признаку "эффективной самостоятельности" в осуществлении им деятельности: лица, обладающие необходимыми умениями самоорганизации деятельности и которые при выполнении её опираются, главным образом, на собственные знания, суждения, личные качества и т. д. - могут быть выделены как типологическая группа "автономные". Другой, полярный, тип личностной регуляции в основном опирается на "внешнюю стимуляцию", на внешние условия и требования. Личность с таким типом регуляции оказывается полностью зависимой от внешних обстоятельств, подстраиваясь под окружение.

2. Эмпирически выявлены особенности переживания депрессии студентами, имеющими разные типы субъектной регуляции. Полученные в результате эксперимента данные подтвердили выдвинутую гипотезу исследования: тип субъектной регуляции деятельности связан с переживанием депрессии таким образом, что с уменьшением степени автономности увеличивается степень переживания депрессии; и с увеличением степени зависимости увеличивается уровень депрессии.

Список использованной литературы


1.                 Абульханова К.А. Российская проблема свободы, одиночества и смирения // Психологический журнал. 1999. Т.20. №5. С.5-14.

2.                 Аргайл М. Психология счастья. М.: "ПРОГРЕСС", 1990.

3.                 Ахмеров Р.А. Биографические кризисы личности. Дисс… на соиск. уч. степени канд. психол. наук. Москва, Институт психологии РАН, 1994.

4.                 Ахмеров Р.А. Насыщенность, продуктивность, счастливость жизни./ Проблемы психологии управления в современных условиях. / Тезисы докладов Всеросс. науч. конференции. Набережные Челны.2003.С.35-40

5.                 Ахмеров Р.А., Прыгин Г.С. Психобиографические характеристики субъекта с автономным типом саморегуляции деятельности. // Психологический журнал. Т. 26. №6. 2005. Нояб-дек. С. 25-34

6.                 Бек А., Фримен А. Когнитивная психотерапия расстройств личности.- СПб.: Питер, 2002. – 544 с.

7.                 Вейс Р. Вопросы изучения одиночества. // Лабиринты одиночества / под ред. Н.Е. Покровского. М.:, 1989

8.                 Воронов М., Гримблат С. Групповой портрет депрессии//М:, Ника-Центр, 2005.-400с.

9.                  

10.            Изард К. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2000. – 464 с.

11.            Карсон Р., Батчер Дж., Минека С. Анормальная психология. – 11-е изд. – СПб.: Питер, 2004. – 1167 с.

12.            Клиническая психология: учебник. 2-е изд. / под ред. Б.Д. Карвасарского.- СПб.: Питер, 2006. – 960 с.

13.            Кроник А.А., Ахмеров Р.А. Каузометрия: методы самопознания, психодиагностики и психотерапии в психологии жизненного пути. М.: Смысл, 2003

14.            Kondrashev A.V., Kronik A.A. Psycho-biographical Analysis with APL // Quote Quad. 1991. Volum 21. N4. P.244-288.

15.            Конопкин О.А. Психологическая саморегуляция произвольной активности человека. М.: 1980.

16.            Крайг Г. Психология развития.- СПб.: Питер, 2000. – 992 с.

17.            Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А.В Петровского, М.Г. Ярошевского. - Ростов н/Д.: Феникс, 1999. - C.84

18.            Курпатов А. Средство от депрессии. – М.:Олма-пресс, 2003. – 256 с.

19.            Лабиринты одиночества / под ред. Н.Е.Покровского. М.: Прогресс, 1989.

20.            Леви Владимир "Не только депрессия - охота за настроением"/Справ.пособ./http://www.koob.ru/levi/ne_tolko_depressiya_ohota_za_nastroeniem.

21.            Личность и проблемы развития. / под ред. Е.Чудиной. Изд. "Институт психологии РАН". М. 2003.

22.            Лоуэн А. Депрессия и тело. – М.:ЭКСМО-Пресс, 2002. – 384 с.

23.            Майерс д. Социальная психология. 5-е изд., СПб.2000.

24.            Моросанова В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции. М.: Наука, 2001. С.35-37.

25.            Моросанова В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции: феномен, структура и функции в произвольной активности человека. – М.: Наука,1998. – 192 с.

26.            Моросанова В.И. Стилевые особенности саморегуляции личности // Вопросы психологии. 1991. №1. С.121-127.

27.            Павликов С.В. Статистические методы в психологии. – Набережные Челны: изд-во. ИУ. – 2000

28.            Прыгин Г.С. Индивидуально-типологические особенности субъектной саморегуляции: Монография. – Ижевск, Набережные Челны: Изд-во Института управления, 2005. – 348 с.

29.            Прыгин Г.С. Проявление "автономности" и "зависимости" в осознанной саморегуляции деятельности: Автореф…дисс. …канд. психол. наук. М.1983.

30.            Психическая саморегуляция произвольной активности человека (структурно-функциональный аспект) // Вопросы психологии. 1995. №1. С.5-12.

31.            Репина Н.В., Воронцов Д.В., Юматова И.И. Основы клинической психологии / серия "Учебники, учебные пособия". – Ростов н/Д: Феникс, 2003. - 480 с.

32.            Садлер У., Джонсон Т. От одиночества к аномии. // Лабиринты одиночества / под ред. Н. Е. Покровского.М.1989.

33.            Салманс С. Депрессия: вопросы и ответы: Пер. с англ. - М.: Крон-пресс, 1997. - 192 с.

34.            Самоукина Н. Психология оптимизма. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. – 240 с.

35.            Смирнова В.Е. Феномен одиночества – особенности его проявления в юношеском возрасте (в аспекте индивидуально-типологических особенностей саморегуляции): выпускная квалификационная работа. Набережные Челны. 2005.

36.            Студенты в научном поиске: Тезисы докладов 2-й Всеросс. студ. научно-практ. конференции (г. Наб. Челны, 26 марта 2005 г.) / Под ред. Р.А. Ахмерова, Е.Д. Дорофеева, С.П. Дырина. – Наб. Челны: Изд-во Института управления, 2005. – 352 с.

37.            Фром-Рейхман Ф. Одиночество как устойчивое явление нашего общества. Нью-Йорк: А-Пресс. 1984.

38.            Швалб Ю.М., Данчева О.В. Одиночество. Социально-психологические проблемы / Киев. Изд-во "Украина", 1991.

39.            Шагивалеева Г. Одиночество и проблемы социальной адаптации студентов // Наука и школа. 2003. №4. С. 8-9.

40.            Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности – СПб.: Питер, 2002. – 608 с.

41.            Холл Д. Ландшафт депрессии. - М.: Алетейя, 1999. - 280 с.


Приложение 1


Опросник «Автономность - зависимость»

(Автор –Прыгин Г.С.)

«Уважаемый респондент! Если Вы согласны с утверждением, то поставьте знак «+» в графе «Да» или «Пожалуй да», если же не согласны, поставьте знак «+» в графе «Нет» или «Пожалуй нет», в зависимости от того, какой ответ больше подходит к Вам. Заполняя опросник, имейте в виду, что утверждения слишком короткие, чтобы в них содержались все необходимые подробности. Представляйте себе наиболее типичные ситуации и не задумывайтесь над деталями.

Не тратьте времени на раздумывания, отвечайте быстро и давайте первый естественный ответ, который приходит Вам в голову. Не опускайте ничего, отвечайте по порядку и обязательно на каждый вопрос. Никаких дополнительных пометок и надписей делать не следует. Возможно, что некоторые высказывания будет трудно отнести к самому себе, в этом случае все равно постарайтесь дать ответ.

При ответах не стремитесь к тому, чтобы произвести заведомо благоприятное впечатление – для нас не существует ни «хороших», ни «плохих» ответов. Свободно выражайте свое мнение. Заранее благодарим Вас за помощь в проведении исследовательской работы».


№ п/п

Содержание утверждения

Ключ

1

Окружающие люди считают меня уверенным в себе человеке

да

2

Я обязательно возвращаюсь к начатому делу даже тогда, когда меня никто не контролирует

да

3

Мои планы никогда не расходятся с моими возможностями

да

4

При выполнении любой работы я привык оценивать не только ее конечный результат, но и те результаты, которые получаются в процессе работы

нет

5

Даже при выполнении ответственной работы мне не нужен контроль со стороны

да

6

Я с одинаковым старанием выполняю как неинтересную, так и интересную для меня работу

нет

7

Для успешного выполнения ответственной работы необходимо, чтобы меня контролировали

нет

8

Обычно мой рабочий день проходит бессистемно (не по заранее заготовленному плану)

нет

9

При возможности выбора, я предпочитаю делать работу менее ответственную, но и менее интересную

нет

10

После того, как я завершил какую-нибудь работу, я привык обязательно проверить, правильно ли я ее сделал

нет

11

Сомнения в успехе часто заставляют меня отказаться от намеченного дела

нет

12

Перед началом работы я привык анализировать условия, в которых мне необходимо будет работать

нет

13

Мне часто не хватает упорства для достижения поставленной цели

нет

14

Я склонен отказываться от задуманного, если другим кажется, что я начал не так

нет

15

Как правило, любые решения я принимаю, советуясь с кем-нибудь

нет

16

Мне часто бывает трудно заставить себя сосредоточиться на какой-нибудь задаче или работе

нет

17

Когда я поглощен какой-нибудь работой, мне трудно бывает переключиться на выполнение другой работы

нет

18

Я склонен отказываться от работы, которая «не клеится» (не идет)

нет


От 18 до 12 – автономные

От 11 до 8 - смешанные

От 8 до 0 - зависимые.


Приложение 2


Измерение степени выраженности сниженного настроения — субдепрессии


Для проведения исследования можно использовать шкалу сниженного настроения — субдепрессии (ШСНС), основанную на опроснике В.Зунга и адаптированную Т.Н.Балашовой. Шкала включает в себя 20 утверждений, характеризующих проявления сниженного настроения — субдепрессии.

Инструкция испытуемому: «Внимательно прочитайте каждое из приведенных ниже предложений и поставьте знак плюс в одну из четырех граф справа, в зависимости от того, как Вы чувствуете себя в настоящее время».


ШКАЛА СНИЖЕННОГО НАСТРОЕНИЯ - СУБДЕПРЕССИИ

(ШСНС) Варианты ответов:

1   — нет, неверно;

2   — пожалуй, так;

3   — верно;

4   — совершенно верно.


1.  Я чувствую подавленность, тоску                                   1  2  3  4

2.  Утром я чувствую себя лучше всего                               1  2  3  4

3.  У меня близко слезы                                                        1  2  3  4

4.  У меня плохой ночной сон                                              1  2  3  4

5.  У меня аппетит не хуже обычного                                   1  2  3  4

6.  Мне приятно общаться с привлекательными

женщинами (мужчинами)                                                      1 2 3 4

7.  Я теряю в весе.                                                                  1 2 3 4

8.  Меня беспокоят запоры                                                    1 2 3 4

9.  Мое сердце бьется быстрее, чем обычно                         1 2 3 4

10.  Я устаю без всяких причин.                                           1  2 3 4

11.  Я» мыслю так же ясно, как и всегда.                             1  2 3 4

12.  Мне легко делать то, что я умею.                                   1  2 3 4

13.  Я чувствую беспокойство и не могу усидеть на месте 1  2 3 4

14.  Я надеюсь на будущее.                                                   1  2 3 4

15.  Я более раздражителен, чем обычно.                            1  2 3 4

16.  Мне легко принимать решения.                                       1 2 3 4

17.  Я чувствую, что полезен и необходим                            1 2 3 4

18.  Я живу достаточно полной жизнью                                1 2 3 4

19.  Я чувствую, что другим людям станет лучше,

если меня не будет.                                                               1 2 3 4

20.Меня и сейчас радует то, что радовало всегда                1 2 3 4


Полное тестирование с обработкой занимает 20-30 минут. Испытуемый отмечает ответы на бланке.

Уровень депрессии (УД) рассчитывается по формуле

УД = Σпр + Σобр

где Σпр - сумма зачеркнутых цифр к "прямым" высказываниям № 1,3,4,7,8,9,10,13,15,19;

Σобр - сумма цифр, "обратных" зачеркнутым, к высказываниям № 2, 5, 6, 11, 12,14,16,17, 18,20.

Например: у высказывания № 2 зачеркнута цифра 1, мы ставим в сумму 4 балла; у высказывания № 5 зачеркнут ответ 2 - ставим в сумму 3 балла; у высказывания № 6 зачеркнут ответ 3 - ставим в сумму 2 балла; у высказывания № 11 зачеркнут ответ 4 -ставим в сумму один балл и т.д.

В результате получаем УД, который колеблется от 20 до 80 баллов. Если УД не более 50 баллов, то диагностируется состояние без депрессии. Если УД более 50 и менее 59 баллов, то делается вывод о легкой депрессии ситуативного или невротического генеза. Показатель УД от 60 до 69 баллов - субдепрессивное состояние или маскированная депрессия. Истинное депрессивное состояние диагностируется при УД более 70 баллов.


БЛАНК ДЛЯ ОТВЕТОВ

Фамилия________________Дата_______

Инструкция: "Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как Вы себя чувствуете в последнее время. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет".

А - никогда или изредка

В - иногда

С - часто

D - почти всегда или постоянно


А

В

С

D

1. Я чувствую подавленность

1

2

3

4

2. Утром я чувствую себя лучше всего

1

2

3

4

3. У меня бывают периоды плача или близости к слезам

1

2

3

4

4. У меня плохой ночной сон

1

2

3

4

5. Аппетит у меня не хуже обычного

1

2

3

4

6. Мне приятно смотреть на привлекательных женщин, разговаривать с ними, находиться рядом

1

2

3

4

7. Я замечаю, что теряю вес

1

2

3

4

8. Меня беспокоят запоры

1

2

3

4

9. Сердце бьется быстрее, чем обычно

1

2

3

4

10. Я устаю без всяких причин

1

2

3

4

11. Я мыслю так же ясно, как всегда

1

2

3

4

12. Мне легко делать то, что я умею

1

2

3

4

13. Чувствую беспокойство и не могу усидеть на месте

1

2

3

4

14. У меня есть надежды на будущее

1

2

3

4

15. Я более раздражителен, чем обычно

1

2

3

4

16. Мне легко принимать решения

1

2

3

4

17. Я чувствую, что полезен и необходим

1

2

3

4

18. Я живу достаточно полной жизнью

1

2

3

4

19. Я чувствую, что другим людям станет лучше, если я умру

1

2

3

4

20. Меня до сих пор радует то, что радовало всегда

1

2

3

4



Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты