Взаимосвязь почерка и темперамента
До следующей попытки определения характера человека по почерку прошли столетия: громадным тормозом для развития графологии явилось переселение народов и средние века, бедные письменностью.

В эпоху Возрождения, когда письменность сильно развилась и стала почти всеобщим достоянием, графология впервые явилась предметом серьезного обсуждения и исследования. В 1622 г. было издано первое сочинение о почерке: трактат итальянца Бальдо «Trattato come da una lettera missiva si conoscano la natura e qualita dello scrittore» («О том, как по письму можно узнать характер и свойства пишущего»), переведенный спустя сорок лет Петром Веллием на латинский язык. За основу своего сочинения Бальдо взял пословицу «по когтям узнают льва». Но несмотря на множество справедливых, заслуживающих полного одобрения мыслей, книга Бальдо не получила распространения. Это объясняется тем, что писали тогда очень мало и даже самые высокопоставленные лица бывали подчас совершенно безграмотны; переписчики же книг с их казенным почерком, конечно, в счет идти не могли.

В 1722 г. немец Иоганн Христиан Громан попытался дать физиологическое объяснение соответствия между почерком и характером пишущего. Громан утверждал, что может определить по почерку рост, фигуру, голос, цвет глаз и волос и даже румянец щек [5]. Лафатер видит ясную связь между речью, почерком и походкой. Он ввел в это изучение некоторую систематичность. Но все-таки Лафатеру не удалось выработать прочных оснований, непреложных законов новой науки.

В XIX в. графологией начали интересоваться во Франции. Жорж Санд достигла поразительных результатов: по верности и точности ее определения равнялись определениям Лафатера, если не превосходили их. Одновременно с ней графологией занимался аббат Фландрен. Он первым начинает научным образом систематизировать графологию.

Но творцом графологии считается аббат Мишон (родился в 1806 г., умер в 1881 г.), который строго систематизировал графологию. Метод Мишона стал популярен вследствие его относительной простоты. Он изучал и сравнивал отдельные элементы письма: штрихи, буквы, слова, свободные движения, строки и пр. Его метод предполагал, что наличие одного графологического признака означает одну определенную черту характера, а его отсутствие - противоположную черту [11].

Крепье-Жамен определил различные элементы почерка, которые сегодня являются основополагающими для Французской школы графологии, и разделил эти элементы на семь категорий: размер, форма, нажим, скорость, направление, расположение и непрерывность. Каждому элементу в почерке Крепье-Жамен приписывал диапазон возможных значений. Он последовательно утверждал, что ценность любого данного признака в отдельности  не установлена и что его значение и интерпретация может измениться в зависимости от других особенностей письма. Эта теория теперь поддержана всем профессиональным графологами [9].

Приблизительно в то же самое время в Германии Вильям Т. Прайер признал тот факт, что "написанное рукой" является фактически "написанным умом". Он указал, что если автор потерял правую руку и вынужден использовать левую, основные признаки почерка сохраняться, хотя письмо и не будет столь беглым, как было ранее.[2]

Макс Пульвер предложил разделение почерка на три вертикальные зоны и сформулировал "три измерения" - вертикальное движение, горизонтальное движение, и глубину.

Альфред О. Мендель издал книгу "Личность и почерк", которая включает в себя объемное изучение почерка, где автор раскрывает различные аспекты направления нажима в зависимости от особенностей личности писавшего.

В России в 1903 г. был издан труд известного в конце 19-го - начале 20-го века графолога Ильи Федоровича Моргенштерна «Психографология» [1]. Он стремился установить и сохранить глубокую психическую связь с теми тончайшими штрихами, которые писали при нем его клиенты.

Указ о «педологических извращениях» в 1936 г. наложил запрет также на любые психологические исследования почерка. Последний официально известный русский графолог Д. Зуев-Инсаров канул в лету в 1935 г. [4].

Графология, так и не будучи ни официально признанной, ни реабилитированной на бывшем постсоветском пространстве, тем не менее уже в 90-е гг. прошлого века начала завоевывать всё больший интерес исследователей [12].

В 90-х годах несколько крупных европейских ученых подошли к проверке графологических данных со стороны экспериментальной психопатологии. Были проведены опыты с изменением личности, а в связи с этим, и почерка под влиянием гипнотического внушения. В этих опытах были проверены многие графологические законы, например, избранное для этого лицо приводилось в гипнотическое состояние, и ему последовательно внушалось, что он хитрый, скрытный человек и т.п., и в то же время его заставляли писать под диктовку. Результаты оказались следующие: почерки в каждом случае получались разные и совсем не похожие на почерк данного субъекта в нормальном его положении, соответствующие существующим графологическим признакам [8].

Эти опыты заставили ученых прийти к заключению, что графология имеет реальное основание и что главных элементах почерка исследуемые рукописи подтверждают установленные графологами признаки [14].

 

1.3 Графологические признаки письма

 

И. Моргенштейн в своей работе «Психографология» выделил несколько свойств букв:

1)   Сила.

Твердые, дрожащие, выдержанные, сильные, слабые, густые, отчетливые, резкие.

2)   Форма.

Остроконечные, конусообразные, округленные, треугольные, дугообразные, угловатые, клинообразные, каллиграфические, типографские, квадратные, плоские, архитектурные, разорванные, ровные, пышные, аффектированные, разветвляющиеся, размашистые, грациозные, изящные, замкнутые, сжатые, отдельные, неоконченные, с оборотным нажимом, тонкие.

3)  Размер.

Низкие, высокие, длинные, короткие, крупные, мелкие, широкие, узкие.

4)  Направление.

Опускающиеся, извилистые, поднимающиеся, кривые, изогнутые, перекрещивающиеся, скачущие, танцующие, быстрые.

5)  Порядок.

Ясные, ловкие, неровные, аккуратные, беспорядочные,

размазанные, положительные, опрокинутые, переплетенные, обрывистые, отчетливые, неоконченные.

6)  Последовательность.

" Ровные,   скученные,   вытесанные,   свободные.

7)  Выдержанность.

Наклоненные  справа   налево,   замедленные, вертикальные; период примыкает к периоду.

8)  Мягкость.

Бледные, дрожащие, мелкие, неразборчивые, опускающиеся ниже строки.

9)  Выпуклость.

Круглые, кольцеобразные (при этом обыкновенно соблюдены точки и запятые), конусообразные.

10)  Вычурность.

Надавленные, наклоненные влево, свободные, непринужденные, росчерк дугообразный, с сильным нажимом, ретушированные, украшенные.

11)  Элегантность.

Заостренные, прямолинейные, наклон вправо.

12)  Равномерность.

С обратным нажимом, искусственные, замедленные в закруглениях.

13)  Красота.

Стройные, связанные, с красивыми очертаниями, упрощенные, изящные; встречаются пропуски букв [16].

Д. Зуев-Инсаров в работе «Почерк и личность»  выделяет три основных графологических критерия оценки почерка: гармоничность, геометрическая выдержанность и графологичность письма.

Степень гармоничности письма определяется гармонией в сочетаниях составных элементов письма (рисунки отдельных букв могут казаться иногда в таких почерках и некрасивыми; в них могут наблюдаться неправильности, изломы, но они образуют одно гармоничное целое); степень гармоничности письма определяет собою степень одаренности личности, развитие умственных способностей, присутствие вкуса, степень внутренней культурности человека.

Степень геометрической выдержанности письма определяется: ровностью линий строк и полей, равномерностью интервалов между словами и строками (междустрочным пространством), равномерностью нажима и общей выдержанностью письма.

Степень геометрической выдержанности письма определяет собою степень волевого развития человека, запаса нервно-психической энергии, работоспособности; тут можно говорить об обдуманности (или необдуманности) волевых актов, устойчивости или неустойчивости чувствований, определенности и неизменности отношений как к отдельным явлениям, так и ко всей окружающей жизни, степени общей уравновешенности психических проявлений, способности (или неспособности) к систематическому труду, развитии задерживающих импульсов, состоянии нервной системы.

Так же Д. Зуев-Инсаров выделил несколько дополнительных критериев, для более детальной оценки подчерка, такие как: нажим почерка, направление строк, наклон, построение связи, штрихообразования, преобладание дуговых или угловых линий в письме, характер фигурации слов и отдельных букв и исследование рисунка подписи. Некоторые из этих критериев мы будем использовать в дальнейшем исследовании.

ГЛАВА 2.

2.1 Исследование взаимосвязи особенностей почерка и темперамента

 

Целью работы стало изучение влияния свойств темперамента на особенности почерка. В качестве испытуемых выступили студенты факультета психологии (20 человек) 17-23 лет.  Для определения уровня выраженности свойств темперамента был использован тест «ОСТ» Русалова. В.М.Русалов выделил 2 аспекта темперамента: предметный и коммуникативный. В структуре темперамента выделил 4 компонента:

1.                Эргичность – характеризует уровень стремления к предметной деятельности и умственному труду.

Социальная Эргичность – потребность в общении, стремление к лидерству.

2.                Пластичность – характеризует степень легкости переключения с одного предмета на другой.

Социальная пластичность – легкость переключения в процессе общения от одного человека к другому.

3.                Темп (скорость) – обозначает быстроту двигательных и умственных актов при выполнении действий.

Социальный темп – скорость речи в процессе общения.

4.                Эмоциональность – характеризует чувствительность к неудачам в предметной и умственной деятельности.

Социальная эмоциональность – чувствительность к неудачам в общении.

 

А так же испытуемым предлагалось написать текст под диктовку. Текст должен был быть написан на неразлинованной бумаге шариковой ручкой на ровной поверхности.

Далее почерк оценивался по следующим параметрам, которым присваивалось значение от одного до трёх в зависимости от их выраженности:

·                  Нажим (ровному нажиму присваивался один балл, неровному присваивалось три балла)

·                  Направление строк (прямым строкам присваивался один балл, центробежным два балла и волнистым – три балла)

·                  Наклон (левонаклонному, «опрокинутому» почерку присваивался один балл, прямому почерку два балла, правонаклонному – три балла)

·                  Связь (письму с сплошной связью присваивался один балл, с равным числом перерывов и связей присваивалось два балла, и письму с изолированностью связей – три балла)

·                  Размер букв (мелкому письму присваивался один балл, крупному – три балла)

·                  Форма почерка (угловатому почерку присваивался один балл, округлому – три балла)

С помощью r-критерия Пирсона по формуле:

Была просчитана корреляция по этим шкалам, которая выявила взаимосвязь темперамента и особенностей почерка, следовательно, гипотеза подтверждается.

Описание результатов

После подсчёта эмпирических данных была выявлена статистически значимая взаимосвязь почерка и темперамента по шкалам формы почерка и эргичности. Таким образом людям с угловатым, резким почерком свойственно стремление к предметной деятельности и умственному труду в большей степени, чем людям с округлым почерком.

По другим шкалам статистически значимых связей не выявлено.

Заключение

 

В почерке больше, в чем в любой другой двигательной активности человека проявляется его психическая сущность. Дело в том, что неосознанное напряжение определенных групп мышц сопровождает формально-динамические свойства психики. Так, если человек находится в каком-то стойком эмоциональном состоянии или есть стойкая тенденция в поведении, то это проявится в стойком напряжении отдельных мышечных групп. Различия же в тонусе разных мышечных групп будут источником различий и в расположении линий на бумаге, что проявится в своеобразии почерка [10].

В ходе работы была изучена связь темперамента и почерка, в результате чего гипотеза подтвердилась. Предположение о том, что почерк и темперамент взаимосвязаны, верно, но все же существуют сомнения в связи с сильно выделяющимся коэффициентом корреляции по шкалам эргичности и формы почерка. Высокий коэффициент корреляции по этим шкалам можно объяснить спецификой выборки. Основной вид деятельности испытуемых данной выборки является умственный труд, что позволило наиболее сильно выразиться особенностям почерка именно по этим шкалам. Для более достоверных данных, в дальнейшем исследовании можно увеличить численность выборки, в которую в равной степени включить испытуемых, чей основной вид деятельности связан с физическим трудом. А также при выборке состоящей из студентов можно найти связь шкал эргичности и формы почерка с показателем релевантной мотивации к обучению.

 

Выводы:

1.    большинство авторов связывают особенности почерка с личностными характеристиками;

2.    в результате проведенного исследования было установлено, что эргичность влияет на округлость почерка.

Список литературы:

1.    www.beon.ru/psychology-nlp/27-019-gpafologija-read.shtml      

2.    www.edit.muh.ru/newspaper/st_2004/09/st4.htm     

3.    www.galaxy.com.ua/publications/history/grafologia.html   

4.    www.grafologia.co.il/ru/index.php?option=com_content&task=view&id=26&Itemid=30         

5.    www.graphology.boom.ru/history.html          

6.    www.ido.edu.ru/psychology/psychology_of_person/8.html        

7.    www.ido.edu.ru/psychology/psychology_of_person/ch8_2.html          

8.    www.old.kv.com.ua/index.php?article=18223&number_old=3021       

9.     www.pedsovet.org/mtree/task,viewlink/link_id,2876/Itemid,118           

10.  www.rabotaplus.com.ua/terms/5/195/1263.html  

11. www.slovopedia.com/14/195/1012702.html   

12.  www.varvar.ru/arhiv/texts/taranenko3_1.html         

13.  www.web.vrn.ru/grafolog/istoria.htm            

14.  Зуев-Инсаров Д.М. «Почерк и личность» www.koob.ru

15.  Мерлин В.С. Взаимоотношение иерархических уровней в системе взаимосвязей "человек - общество". - Вопрос психологии. – 1975. - № 5.

16.  Моргенштейн И.Г. «Психографология» www.koob.ru          

17.  Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий., 1979.    

18.  Русалов В.М. О природе темперамента и его месте в структуре индивидуальный; свойств человека. - Вопрос психологии. – 1985. - № 1.  

19.  Русалов В.М. Психофизиологическая основа взаимодействия темперамента и способностей человека // В кн.: Проблемы психологии личности. М., 1982.

20.  Симонов П.В. Высшая нервная деятельность человека: Мотивационно-эмоциональные аспекты. М., 1975.         


Приложения

Приложение 1. Выраженность свойств темперамента


#исп

свойства темперамента

Эр

Сэр

П

СП

Т

СТ

Эм

Сэм

1

3

6

4

3

1

4

7

4

2

3

9

2

6

3

6

11

11

3

11

12

10

8

9

12

4

3

4

10

4

7

4

8

4

1

4

5

2

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты