Взаимосвязь между депрессивностью, агрессивностью и склонностью к суициду у несовершеннолетних с девиантным поведением

- Межличностные Проблемы. Находясь в депрессии, люди бывают особенно чувствительны к критике, им не хочется общаться с кем бы то ни было. Они чувствуют себя неуютно среди других людей; иногда при этом усиливается чувство одиночества. Страдающие депрессией не уверены в себе - им трудно выступить в свою защиту, высказать собственное мнение, выразить свои чувства или мысли, попросить о помощи, поддержке.

- Ощущение Вины. Если вы чувствуете сожаление или раскаяние, сделав ошибку или неумышленно обидев кого-то, это нормально. Однако и в данном случае чувство вины может быть чрезмерно обострено. Вы уже убеждены: «Я плохой человек». Это убеждение превращает естественное раскаяние в болезненную и разрушительную для психики эмоцию.

- Негативные Мысли. Искажения и ошибки в мышлении и восприятии - часто встречающиеся признаки депрессии. Человек в состоянии депрессии все воспринимает чрезвычайно пессимистически. Его мысли сконцентрированы на негативном. Такие искажения - не только симптом, но и мощный фактор усиления депрессии.

- Мысли о Самоубийстве. Мысли о суициде очень часто возникают при депрессии. Хотя большинство людей, думающих о самоубийстве, в реальности воздерживаются от рокового шага, к таким мыслям всегда нужно относиться серьезно. Чаще всего мысли о самоубийстве приходят в голову людям, у которых представление о собственном будущем окрашено в мрачные краски. В самоубийстве видится избавление от страданий.

2. Биологические симптомы депрессии

- Нарушения Сна. Ряд изменений может произойти в естественном цикле сна. Депрессия часто сопровождается бессонницей. Бывает однако, и прямо противоположная ситуация: кого-то одолевает патологическая сонливость.

- Нарушение Аппетита. Наиболее часто встречающимся при клинической депрессии нарушением является потеря аппетита - не хочется есть, пропадает интерес к пище, иногда даже исчезает ощущение вкуса. Обычно это приводит к резкому похудению. Иногда, несмотря на ухудшение аппетита люди по привычке стараются не снижать потребления пищи, что требует усилий. Такое бывает при сильном постоянном стрессе. Вместе с тем, нередко у страдающих от депрессии людей отмечается увеличение аппетита (гинерфагия) и, как следствие, склонность к полноте. Повышенный аппетит также может быть психологической реакцией на неблагоприятные обстоятельства.

- Потеря Сексуального Влечения. Связанное с биологическими факторами снижение сексуального влечения или интереса. Безусловно, имеется много психологических причин возникновения сексуальных проблем. Уменьшение сексуального влечения, наблюдаемое при депрессии, происходит на чисто физиологическом уровне.

- Усталость и Уменьшение Энергии. Многие люди, страдающие депрессией, чувствуют себя крайне утомленными. Любое усилие дается им с большим трудом. Подобное состояние - весьма характерно для депрессии.

- Ангедония (неспособность получать удовольствие). Ангедонию часто определяют как потерю вкуса к жизни. Это один из наиболее верных признаков клинической депрессии. По всей видимости, он связан с химической дисфункцией тех частей нервной системы, которые действуют как центры удовольствия. Степень тяжести ангедонии бывает разной. Наиболее яркие события - общение со своим ребенком, смена карьеры, влюбленность - могут привести к возврату чувства удовольствия и к временному улучшению настроения. Однако события повседневной жизни могут потерять всякую привлекательность для человека. В некоторых случаях тяга к азартным играм, постоянное искушение транжирить деньги или заводить романы на стороне свидетельствуют об отчаянных попытках стимулировать вкус к жизни, избежать чувства пустоты, возникающего при ангедонии.

- Приступы Паники. Внезапно наступающие сильные физические и эмоциональные расстройства. Они характеризуются следующими признаками, которые могут проявляться по отдельности или в комбинации: учащенное сердцебиение, одышка, обмороки, головокружение, покалывание в пальцах рук и ног, иногда боль в груди, предчувствие опасности или надвигающейся беды (часто совершенно безосновательное), панический страх сойти с ума или потерять контроль над собой. Такие приступы обычно длятся 10-15 минут. В большинстве случаев они не вызваны конкретной стрессовой ситуацией. Все происходит неожиданно.

2.2 Причины и типы депрессии


Существует много типологий депрессии. Вот одна из них: [32]

1. Реактивная депрессия. Это самая простая для понимания депрессия, потому что она появляется после какой-либо серьезной потери чего-то, что жизненно важно для человека: смерть близких, развод, разорение, увольнение - все зависит от системы ценностей данного человека. Отличительная черта этой формы депрессии - чувство потери, психические свойства и чувство реальности остаются нетронутыми, чувство потери может быть связано с чувством гнева по поводу этой потери. Самое сильное чувство потери может быть связано со смертью любимого человека. Симптомы депрессии и траура аналогичны, но при этом известно, что психически и физически здоровый человек испытывает чувство потери в связи с трауром в течение около девяти месяцев. Если оно продолжается значительно дольше, то дело не только в чувстве траура, в каждом обществе существуют принятые нормы поведения и длительности траура. Более длительная депрессия может указывать на психиатрические осложнения, менее длительная может вызвать подозрительность других членов семьи. Часто истинные причины, вызывающие депрессию, могут быть совершенно непонятны непосвященным (например, скрытые конфликты в семье, неудачи в реализации своих творческих планов, потеря самоуважения), но даже если есть реальная потеря, пациент осознает потерю или страшится ее.

2. Маниакально-депрессивный психоз. Этот диагноз характеризуется чередованием состояний депрессии и возбуждения. У депрессии нет других отличительных черт, кроме того, что она возвращается. Во время маниакальной стадии для человека характерны всплески дикой возбужденности, бессонница, грандиозные планы переустройства своих дел или мирового масштаба. Иногда период депрессии начинается резко, иногда - постепенно.

3. Послеродовая депрессия. Часто депрессия наступает после родов, и мать не только не может как следует заботиться о ребенке, но даже и за собой следить. Причины могут быть самые разные: нежелательный ребенок, материальные или семейные трудности, биохимические сдвиги и т.д. Симптомы могут варьироваться от пониженного настроения, когда мать с трудом заставляет себя выполнять обязанности по уходу за ребенком, до полной апатии и ухода в себя.

4. Климактерическая и старческая депрессия. В определенное время в течение человеческой жизни могут возникать депрессивные состояния: примером могут служить климактерическая и старческая формы депрессии. У женщин климактерическая депрессия может наступать в период от 45 до 55 лет, у мужчин - несколько позже. Обычно у такого человека никогда в прошлом депрессии не было.

5. Депрессия, связанная с шизофренией. С шизофренией связаны два основных типа депрессии. Одна - это форма депрессии, которая является главным симптомом шизофрении. Другая - это депрессия, которая следует за улучшением некоторых, более ярких симптомов шизофрении. Если в первом случае депрессия носит биохимический или физический характер, то во втором - психологический.

Причины депрессии [50]

1. Наследственность. Генетика может играть определенную роль. Если у кого-то из членов семьи уже наблюдались суицидальные наклонности или депрессия, то это может увеличить шансы заболеть. Недавно ученые установили генетические признаки, указывающие на предрасположенность к маниакально-депрессивному психозу. Кроме того, исследование показали, что если один из однояйцовых близнецов страдает депрессией, то в 70% случаев у второго близнеца также возникает депрессия.

2. Психологические факторы. Чувства одиночества, отвергнутости или оставленности являются как причинами, так и признаками, которые могут предрасполагать человека к депрессии. Многие специалисты указывают на раннюю потерю родителей или на их неприятие по отношению к ребенку как на фактор, влияющий на развитие депрессии. Неврологи рассматривают воздействие на мозг ранних эмоционально пережитых потерь, таких, как смерть родителей, оставление ребенка или жестокое обращение с ним.

3. Экзогенные стрессовые факторы. Потерю работы, конфликтные взаимоотношение, выход на пенсию, стихийные бедствия, проблемы с законом, а также смерть в семье должны рассматриваться как факторы, приводящие к депрессии. Кроме того, экзогенным стрессовым фактором может стать физическое состояние человека. Переизбыток определенных гормонов, таких, как кортизол, которые выбрасываются как реакция на стрессовые ситуации, может создать в мозге дисбаланс, приводящий к депрессии.

4. Нарушение химического равновесия в мозге. Симптомы некоторых физических болезней, таких, как болезнь Паркинсона, гипогликемия, синдром хронической усталости, диабет, болезни почек и других заболеваний, могут включать в себя депрессивные чувства. У некоторых людей депрессия бывает вызвана приемом ряда препаратов, таких, как: противозачаточные таблетки, сердечные препараты и лекарства, понижающие давление (например, бета-блокаторы и кальциевые блокаторы канала), халкион, ативан и другие снотворные, кортизон и другие стероиды, антибиотики. Кроме того, депрессии способствует алкоголь и другие вещества, если ими злоупотребляют. Например, люди, страдающие легкой формой депрессии, через 20-30 минут после принятия алкоголя могут почувствовать себя лучше. Однако депрессия впоследствии усиливается. Нарушение баланса гормонов, выделяемых эндокринными железами (такими, как щитовидная железа, паращитовидная железа и надпочечные железы), также может вызывать симптомы депрессии. В этих случаях, если человек корректирует гормональный дисбаланс - например, если человек, у которого щитовидная железа вырабатывает недостаточно тироксина, станет принимать синтетический гормон, - то симптомы обычно исчезают.

В отличие от взрослых подростки скрывают свое состояние даже от самых близких людей. Основные признаки депрессии - в первую очередь нарушение сна и тоскливое настроение. Синяки под глазами, нервозность, потеря аппетита или наоборот переедание. В это же время у подростка портятся отношения со старыми друзьями, одноклассниками, он закрывается от всех. Возможны мысли и вопросы о смерти, о неудачах. Употребление алкоголя и наркотиков воспринимается в это время как выход из положения. В период депрессии ребенок перестает следить за своим внешним видом. Возможны внезапные необоснованные вспышки гнева, вымещение злобы на младших членах семьи, животных, просто на предметах. Иногда депрессивные состояния влияют на перемену вкусов, подростка начинает тянуть ко всему мрачному, связанному с культом смерти. Утрата вкуса к реальной жизни тоже свидетельствует о депрессивном состоянии. В подростков возрасте человек очень чувствителен к любой критике, непониманию, стрессам, поэтому он нуждается в большем внимании к себе.

2.3 Агрессия. Типы агрессии

Агрессия (по Р. Бэрону)- любая форма поведения, направленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.

Классификация агрессии (по А. Бассу):

1)      враждебная (главная цель - причинение страданий жертве);

2)      инструментальная (агрессор нападает на жертву, цель не связана с нанесением вреда)

Цели агрессора могут быть разными - повышение самооценки, стремление оказать воздействие на другого человека.

В психологии принято различать враждебность и агрессивность. Враждебность - негативная установка к другому человеку, выражающаяся в неблагоприятной оценке своей жертвы.

Агрессивность - стабильная готовность к агрессивным действиям в разных ситуациях.

Агрессивным присуща враждебность, а вот враждебным не всегда свойственна агрессивность.

Теория социального научения Бандуры

Агрессия приобретается посредством биологических факторов (гормоны, НС) или научения (наблюдение, непосредственный опыт).

Агрессия провоцируется неприемлемым обращением (нападки), побудительными мотивами (деньги), инструкциями(приказы).

Агрессия регулируется внешними поощрениями и наказаниями, викарным подкреплением (наблюдение за тем как поощряют или наказывают других), механизмами саморегуляции ( гордость, вина).

Типы агрессии

Э. Фромм [37 стр. 162-170] выделяет пять основных типов человеческой агрессии: доброкачественную, злокачественную, инструментальную, псевдоагрессию (непреднамеренная, игровая, самоутверждение), оборонительную (нападение, бегство, сопротивление, конформизм). Он различает агрессию биологически адаптативную, способствующую поддержанию жизни, доброкачественную, и злокачественную агрессию, не связанную с сохранением жизни. Биологически адаптативная агрессивность - это реакция на угрозу витальным интересам индивида; она заложена в филогенезе и свойственна как животным, так и людям. Она носит взрывной характер и возникает спонтанно как реакция на угрозу. Ее следствие - устранение либо самой угрозы, либо ее причины. Биологическая не адаптативная агрессия - это злокачественная агрессивность, то есть деструктивность и жестокость. Она вовсе не является защитой от нападения или угрозы; она заложена в филогенезе и является специфически человеческим феноменом; она приносит биологический вред и социальное разрушение. Главные ее проявления - жестокое истязание или убийство - не имеют никакой иной цели, кроме получения удовольствия, причем они вредны и жертве и агрессору. В основе ее лежит некий человеческий потенциал, уходящий корнями в условия самого существования человека.

Действие, в результате которого может быть нанесен ущерб, но которым не предшествовали злые намерения, Э. Фромм относит к псевдоагрессии.

Он различает следующие подвиды псевдоагрессии:

- непреднамеренная псевдоагрессия (в качестве примера он рассматривает случайный выстрел с ранением человека);

- игровая псевдоагрессия (обнаруживается в учебных тренингах на мастерство, ловкость, быстроту реакций);

- псевдоагрессия как самоутверждение.


2.4 Причины и специфика проявления агрессивности подростков

Современный подросток живет в мире, сложном по своему содержанию и тенденциям социализации. Это связано с темпом технико-технологических преобразований, предъявляющих к растущим людям новые требования, а так же насыщенным характером информации, глубинно воздействующим на подростка, у которого еще не выработано четкой жизненной позиции. Подростки больше других возрастных групп, страдают от нестабильности социальной, экономической и моральной обстановки в стране, потеряв сегодня необходимую ориентацию в ценностях и идеалах, - старые разрушены, новые - не созданы. Подростки теперь не только не знают, во что верить, но и считают, что большинство взрослых обычно говорят неправду, что «сейчас каждый живем для себя, старается как-то извернуться, обмануть другого». Данной убежденности способствует безответственная деятельность некоторых средств массовой информации, а также поток кино- и телефильмов, заполненных сценами обмана, насилия, научающих подростка агрессивности.

В целом сегодня в нашем обществе имеется серьезный дефицит позитивного воздействия на растущих детей. Тем более, что качественные изменения макросреды сопровождаются и деформацией семьи, которая не выполняет таких важнейших функций, как формирование у детей чувства психологического комфорта, защищенности. Здесь нередко имеет место жестокое обращение с подростками, связанное с различным и видами наказаний, в том числе физическими. Часть родителей принуждают детей к послушанию: другая часть не интересуется потребностями ребенка; третья - переоценивает ребенка и недостаточно его контролирует.

В результате для многих подростков характерна неразвитость нравственных представлений, потребительная ориентация, эмоциональная грубость, агрессивный способ самоутверждения, что связано, в частности, с повышенной внушаемостью, подражательностью. Следует отметить, что для многих подростков типично умышленное подражание определенным манерам, как конкретных людей, так и тех стереотипов, которые предлагаются различными средствами информации. Отсюда обилие «боевиков», «детективов» и т.п. провоцирует агрессивные формы поведения подростка, делая его взрослым в собственных глазах и являясь средством демонстрации своей значимости. Это проявляется и в желании занять определенное место в референтной группе, добиться самоутверждения, осознания себя человеком, которого нельзя унижать, подавлять. При этом референтными группами для части подростков становятся различные компании с асоциальной направленностью, где задиристость, агрессивность довольно часто рассматриваются как доказательства «мужественности».

Отрицательный микроклимат во многих семьях, как и в системе формальных и неформальных отношений с миром взрослых, обусловливает возникновение отчужденности, грубости, неприязни определенной части подростков, стремления делать все назло, что создает объективные предпосылки для появления агрессивности. Расхождение между стремлениями подростка, связанными с осознанием своих возможностей и положением ребенка, зависимого от воля взрослого, вызывает существенное углубление кризиса самооценки, интенсифицируя квазипотребности, квазиинтересы растущего человека. По мере его взросления изменяется характер и особенности виденья себя, восприятие окружающих, изменяются мотивы и степень их адекватности общественным потребностям.


Глава 3. Девиантное поведение

3.1 Понятие и виды девиантного поведения

Девиантное поведение - совершение поступков, которые противоречат нормам социального поведения в том или ином сообществе. К основным видам девиантного поведения относятся прежде всего преступность, алкоголизм и наркомания, а также самоубийства, проституция.

Процесс социализации (процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе) достигает определенной степени завершенности при достижении личностью социальной зрелости, которая характеризуется обретением личностью интегрального социального статуса (статус, определяющий положение человека в обществе). Однако в процессе социализации возможны сбои, неудачи. Проявлением недостатков социализации является отклоняющееся (девиантное) поведение.

Многочисленные формы отклоняющегося поведения свидетельствуют о состоянии конфликта между личностными и общественными интересами. Отклоняющееся поведение - это чаще всего попытка уйти из общества, убежать от повседневных жизненных проблем и невзгод, преодолеть состояние неуверенности и напряжения через определенные компенсаторные формы. Однако отклоняющееся поведение не всегда носит негативный характер. Оно может быть связано со стремлением личности к новому, попыткой преодолеть консервативное, мешающее двигаться вперед. К отклоняющемуся поведению могут быть отнесены различные виды научного, технического и художественного творчества.

Рассмотрим различные виды социальных отклонений.

1        Культурные и психические отклонения. Люди часто пытаются связывать культурные отклонения с психическими. Например, сексуальные отклонения, алкоголизм, наркомания и многие другие отклонения в социальном поведении связывают с личностной дезорганизацией, иначе говоря с психическими отклонениями. Однако личностная дезорганизация далеко не единственная причина отклоняющегося поведения. Обычно психически ненормальные личности полностью выполняют все правила и нормы, принятые в обществе, и, наоборот, для личностей, психически вполне нормальных, бывают характерны весьма серьезные отклонения. Вопрос о том, почему это происходит, интересует как социологов, так и психологов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты