Взаимосвязь личностных характеристик и представлений о времени в раннем юношеском возрасте

2. Подросток живет в настоящем времени, но для него имеет значение его прошлое и будущее - область предполагаемого;

3. В юности образ "Я" охватывает принадлежащее ему прошлое и устремляется в будущее.

ГЛАВА 3. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК РАННЕЙ ЮНОСТИ И ЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВРЕМЕНИ


3.1 Цели, задачи, гипотеза и методы исследования


Целью исследования является исследование взаимосвязи личностных характеристик и представлений о времени в ранней юности.

Объект исследования - личностные особенности в ранней юности.

Предмет исследования - временные представления в ранней юности; интеллект и самооценка в ранней юности.

Исходя из выше изложенного, была сформулирована гипотеза исследования: в раннем юношеском возрасте развитие субъективных временных представлений взаимосвязано с интеллектом и самооценкой; психологическое содержание временных представлений при стихийном формировании без специального внимания к её развитию в большинстве случаев не выстраивается самостоятельно как целостная структура с полным набором необходимых компонентов и требует специальной психологопедагогической работы.

Нами были выдвинуты частные гипотезы:

- формирование наиболее значимой ретроспективы в ранней юности взаимосвязано с неадекватной самооценкой;

- формирование наиболее значимой будущей перспективы в ранней юности взаимосвязано с адекватной самооценкой;

- формирование временной перспективы со взаимосвязанными ретроспективой, настоящим, и будущей перспективой определяется уровнем развития интеллекта.

Для достижения цели и подтверждения гипотезы поставлены следующие задачи:

1. Провести теоретический анализ существующих в психологии исследований, связанных с временной перспективой.

2. Описать содержание временной перспективы в ранней юности

3. Подобрать комплекс психодиагностических и исследовательских методик, адекватных целям исследования.

4. Исследовать содержание временной перспективы в ранней юности и ее взаимосвязь с интеллектом и самооценкой.

5. Разработать систему формирующих средств, направленных на формирование взаимосвязанной и структурированной временной перспективы в ранней юности.

Процедура исследования включала следующие методики:

1. Диагностика самооценки - по методике Дембо-Рубинштейн.

2. Диагностика интеллектуального уровня при помощи методики - многофакторного исследования личности Р.Кеттелла.

3. Для выяснения содержания прошлого, настоящего и будущего во временной перспективе - методика ситуативной каузометрии А.А. Кроника.

Исследование проведено с учащимися десятых классов средней школы №20 г. Тулы. Средний возраст исследуемых 15,5 лет. Всего в исследовании приняло участие 50 человек. Время проведения исследования октябрь-декабрь 2003 г.

Эмпирическое исследование было разбито на три этапа: предварительная диагностика самооценки и зависимости; диагностика интеллектуального уровня; выявления содержания прошлого, настоящего и будущего во временной перспективе.

Диагностика самооценки проводилась по методике Дембо-Рубинштейн в качестве низкой самооценки рассматривались результаты, выраженные от 0 до 30 баллов, средней - от 31 до 60 баллов, высокой - более 61 балла.

Диагностика зависимости и интеллектуального уровня измерялись при помощи методики многофакторного исследования личности Р.Кеттела (№187).

При диагностике при помощи теста Кеттелла рассматривался фактор В - интеллект, измеряемый в стенах от 0 до 10, был также переведен в проценты, в результате измерений были выделены три группы: в качестве минимальной оценки брались результаты, выраженные от 0 до 30 %; в качестве средней независимости - от 31 до 60 %; в качестве максимальной - более 61 %.

Для выяснения содержания прошлого, настоящего и будущего во временной перспективе использовалась методика ситуативной каузометрии А.А. Кроника, модифицированная для раннего юношеского возраста. Ситуативная каузометрия включает в себя ряд методических процедур, одни из которых общи с традиционной каузометрией, а другие специфичны.

Испытуемым был предложен так называемый «циклический тест времени», предполагающий изображение с помощью трех кругов представления о времени испытуемого. Помимо поверхностного описания структуры временных представлений личности, этот тест выполняет разминочную функцию: вводит человека в ситуацию исследования.

Следующим этапом стало формирование списка событий, которое начинается с детального объяснения значения понятия «событие». В исследовании список состоял из 15 событий, причем опрашиваемому предлагалось сначала 5 пронумерованных карточек (№ 1-5), на которых он пишет названия события в той последовательности, в которой они приходят ему в голову. Затем предлагаются следующие 5 карточек (№ 6-10), а затем еще 5 (№ 11-15).

Следующим этапом опрашиваемому предлагалось указать на карточках реальную или предполагаемую дату каждого события. После датировки событий опрашиваемых упорядочивает их в хронологической последовательности, проставляя соответствующий номер (1 - самое раннее, 15 - самое позднее). Далее предлагалось определить к какому времени относятся события, к прошлому, настоящему или будущему и соответственно отметить на карточке (П, Н, Б).

Личная значимость событий измерялась с помощью их прямой ранжировки опрашиваемым, его просили разложить карточки по мере значимости событий для него и оценить их от 15 до 1 балла (15 - самое значимое, 1 - самое менее значимое).

Был проведен анализ соотношения и взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего по данным «циклического теста» и по интерпретации списка событий, а также хронологической удаленности событий и принадлежности их к различным сферам. В зависимости от целей исследования может быть использована та или иная классификаиия событий. В данном исследовании применялась следующая: СД - события детства, в том числе - событие своего рождения; СО - события образования, в том числе события в школе, события, связанные с учебой в университете (поступление, окончание), СС - события в семье (отношения с родителями, создание семьи, рождение собственных детей), СР - события работы, профессиональный pocr, СД - события, связанные с изменением в сфере досуга (события отдыха, события - путешествия), общения (знакомства, дружба, любовь), интеллектуальных увлечений; СЦ - события, связанные с изменением в мыслях, ценностях; СМ - приобретение материальных благ, переезд на другое место жительство, СУ - события утраты (собственная смерть, смерть близких и т.д.) и события, отнесенные к разным.


3.2 Результаты диагностики личностных особенностей и содержания временной перспективы в раннем юношеском возрасте


У всех испытуемых данного возраста значимость событий из настоящего оказалась самой низкой, значимость событий прошлого и будущего значительно выше с преобладанием предпочтения будущему.

У значительной части испытуемых (40 %) отсутствовали связи между представлениями о времени (круги располагались отдельно друг от друга, занимали небольшую площадь листа). Это - группа, где предпочтение оказывалось событиям прошлого, длительность перспективы прошлого составляет 15 - 17 лет, то есть количественно равна их возрасту, длительность перспективы настоящего - до 3,5 лет месяцев, будущего - до 100 лет. Для этой группы характерно, что в среднем 53 % событий относятся к прошлому, 16 % - К настоящему и 31 % - К будущему. Средняя длительность настоящего составила 11 месяцев, прошлого - 15,8 лет, хронологические рамки будущего - от 1 до 100 лет. У 22 % испытуемых во временной перспективе отсутствует представленность настоящего, длительность будущего - более 100 лет (при средней для этой группы - 55,5 лет). У 44 % значимость событий прошлого составляет в среднем 62 %, при значительной длительности временной ретроспективы настоящее представлено в отрезке времени 1 - 2 месяца, события настоящего и будущего малозначимы, события будущего имеет большую протяженность во времени.

Для значительного большинства испытуемых с преобладанием ретроспективы (68 %) самым значимыми событиями являются рождение (15 баллов), события в семье, в школе. К настоящим событиям в основном отнесены учеба в школе, события в семье («убежал котенок»), встреча с любимым человеком. Будущие события у данной группы менее значимы, чем прошлые, - это поступление в вуз, окончание университета, начало работы («нахождение высокооплачиваемой работы»), супружество, рождение первого ребенка, приобретение собственного дома, события отдыха, путешествия за границу. Можно предположить предрасположенность в прошлом опрашиваемых этой группы к девиантному поведению, среди событий прошлого одна треть указала такие, как угон машины, аварию, «первый раз напился», «начал ругаться матом».

Более многочисленной оказалась группа (60 %) с предпочтением значимости событий будущего, которая, в свою очередь, разделилась на следующие подгруппы: 1) с значительно представленной ретроспективой и отсутствием представленности событий настоящего (36 %), 2) с достаточной представленностью прошлого и настоящего (32 %), 3) с преобладанием будущей перспективы, с незначительной представленностью прошлого и настоящего (32 %). В первой подгруппе значимость прошлого составила около 44 %, протяженность - до 17 лет, значимость будущей перспективы - 56 % (длительность - до 99 лет); во второй подгруппе значимость ретроспективы представлена 34 % (длительность - до 17 лет), событий настоящего - 12 % (от 1 месяца до 1 года 3 месяцев), будущего - 54 % (до 43 лет); в третьей подгруппе прошлое представлено событиями, значимость которых - 18 % (18 лет), значимость событий настоящего - 1 % (до 8 месяцев), события будущей временной перспективы оценивались в среднем 81 % (до 82 лет). Результаты "циклического теста времени" показали наличие взаимосвязи в описании структуре прошлого, настоящего и будущего (один из вариантов - расположение кругов прошлого и настоящего внутри круга, представляющего будущее, пересекающиеся круги, площадь круга, представляющего будущего значительно больше площади прошлого и настоящего). В этой группе формирование списка событий не вызвало значительного затруднения. Среди значимых событий названы "рождение ребенка", "создание семьи", "воплощение творческих замыслов", "первая любовь", "поступление в университет", "получение профессионального образования", "нахождение смысла существования", "интересная, творческая работа".

Анализируя принадлежность событий различным сферам, можно выделить, что большинство респондентов называют как самое значимое в прошлом свое рождение (88 %), для них также большое значение в ретроспективе имеют значения события, связанные со школой, 50 % считают значимыми различные события детства, такое же количество называют среди событий прошлого события, связанные с увлечениями ("хобби").

Среди важных событий 78 % испытуемых называют поступление в университет, причем 60 % относят это событие к будущему, а 40 % - к настоящему.

События в семье значимы для всех респондентов, 44 % называют названные события уже произошедшими, 22 % относят их к настоящему, а 34 % - к будущему. Среди этих событий можно выделить отдельно группу событий, связанных с семейным отдыхом (26%): 58 % - в ретроспективе, 29 % - в настоящем, 13 % - в перспективе.

Значительны события в сфере общения, 96 % называют события "знакомство, дружба", из них 52 % событий относится к прошлому, 19 % - к настоящему и 29 % - к будущему. Часть событий (29 %) - это расставание с близким другом, ссора.

Юности значимы события, обретения любимого человека, почти все испытуемые в той или иной значимости отмечают события, принадлежащие к сфере "любовь" (78 %), для некоторых это уже происшедшее событие (52%), незначительная часть относит это к настоящему (18 %), 30 % ожидает ее в будущем.

Почти все испытуемые называют среди событий окончание университета, как получение профессии (94 %).

В будущем для большинства большое значение имеет создание семьи (86 %), рождение детей (92 %), приобретение собственного дома или квартиры (32 %).

50 % респондентов называют среди событий будущего собственную смерть, причем 10 % считают ее значительным событием, а 24 % самым незначительным из всех перечисленных, для всех характерна большая хронологическая удаленность этого события (от 50 до 100 лет). Также 50 % испытуемых среди событий будущего называют смерть близких. Значимость этого события почти в два раза выше, чем значимость собственной смерти, и также велика удаленность этих событий во временной перспективы.

В юношеском возрасте почти все испытуемые называют в списке событий свою будущую смерть, но это событие не имеет ярко выраженного негативного эмоционального фона (моя смерть, nусть nридет, когда придет; жизнь в бессмертии; сnокойная смерть; далекая смерть ... ).

Интерпретируя диагностику временной перспективы в юношеском возрасте, мы приходим к выводу, что у 50 % испытуемых выстраивается схема жизни субъекта, которую можно представить таким образом: рождение, детский сад, учеба в школе, поступление в институт, его окончание, создание семьи, появление детей, работа, успехи и неуспехи, смерть. У 50 % юношей и девушек формируются изолированные события, временная перспектива продолжает оставаться несогласованной.

Были рассмотрены такие личностные характеристики, как интеллект и уверенность в себе. Затем данные характеристики были сопоставлены устремленностью в будугцее и ориентированностью в прошлое.

Условно контрольная и экспериментальная группы была разделены на две подгруппы, где, в первой подгруппе преооладает устремленность в будущее (64 % и 56 % соответственно), а во второй подгруппе преобладает ориентированность в прошлое (36 % и 44 % соответственно).

Таблица 1. Соотношение ретроспективы и будущей перспективы в контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) группах


кг

ЭГ

Преобладание ретроспективы

36 %

44 %

Преобладание будущей перспективы

64 %

56 %


Диаграмма 1. Соотношение ретроспективы и будущей перспективы в контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) группах

Анализируя результаты проведения методики Кеттела, можно отметить, что в контрольной и экспериментальной групп выделились три подгруппы:

- с низким уровнем интеллекта 36 % и 44 % соответственно;

- со средним уровнем интеллекта 32 % и 28 % соответственно;

- с высоким уровнем интеллекта 32 % и 28 % соответственно.

Для испытуемых подгрупп контрольной и экспериментальной групп с устремленностью в прошлое отмечается низкий и средний уровень интеллекта, для испытуемых подгрупп контрольной и экспериментальной групп с устремленностью в будушее - средний и высокий уровень интеллекта.

Таблица 2. Соотношение ретроспективы и будущей перспективы с интеллектом в контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) группах


КГ (П)

 КГ (Б)

 ЭГ (П)

 ЭГ (Б)

Низкий уровень интеллекта

 32 %

0 %

 36 %

 О%

Средний уровень интеллекта

 4%

 32 %

 8 %

 28 %

Высокий уровень интеллекта

 0%

 32 %

 0 %

 28 %


Диаграмма 2. Соотношение ретроспективы (П) и будущей перспективы (Б) с интеллектом в контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) группах

НИУ- низкий уровень интеллекта

СУИ - средний уровень интеллекта

ВИУ - высокий уровень интеллекта

Таким образом, чем больше устремленность в будущее, тем выше уровень интеллекта. И чем больше ориентированность в прошлое, тем ниже уровень интеллекта.

Рассматривая результаты теста самооценки Дембо-Рубинштейн можно выделить следующие подгруппы в контрольной и экспериментальной группах соответственно:

- с заниженной самооценкой 20% и 24 %;

- с адекватной самооценкой 64 % и 60%;

- с завышенной самооценкой 16 % и 16 %.

В подгруппах этих групп с ориентированностью в прошлое также выделились три подгруппы: с заниженной самооценкой - 16 и 20 %, с завышенной самооценкой - 12 и 12 % и адекватной самооценкой - 8 и 12 %.

В подгруппах этих групп с ориентированностью в будущее также выделились три подгруппы: с заниженной самооценкой - 4 и 4 %, с завышенной самооценкой - 4 и 4 % и адекватной самооценкой - 56 и 48 %.

Таблица 3. Соотношение ретросиективы и будущей перспективы с самооценкой в контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) группах


КГ (П)

КГ (Б)

ЭГ (П)

ЭГ (Б)

Заниженная самооценка

16 %

4 %

20 %

4 %

Адекватная самооценка

8 %

56 %

12 %

48 %

Завышенная самооценка

12 %

4 %

12 %

4 %


Диаграмма 3. Соотношение ретроснективы (П) и будущей перспективы (Б) с самооценкой в контрольной (КГ) и экснериментальной (ЭГ) группах

ЗнС - заниженная самооценка

АС - адекватная самооценка

ЗвС - завышенная самооценка


Таким образом, чем больше устремленность в будущее, тем самооценка адекватней. Чем больше значимость прошлого, тем завышенней или заниженней самооценка.

В итоге проведенного анализа данной работы можно сделать следующие выводы. Анализируя такие личностные характеристики, как интеллект самооценочная уверенность в себе, а затем, сопоставляя их с ориентированностью в прошлое и устремленностью в будущее получены следующие результаты: чем больше устремленность в будущее, тем выше интеллектуальный уровень и адекватней самооценка; чем больше ориентированность в прошлое, тем ниже интеллект и завышенней или заниженней самооценка.


3.3 Формирующий эксперимент


Временная перспектива будущего представляет собой в разной мере осознанные надежды, планы проекты, стремления, опасения, притязания, связанные с более или менее отдаленным будущим. Сформировавшись таким образом, временная перспектива будущего приобретает собственную побудительную силу, оказывая мощное обратное влияние на развитие личности человека. Обычно лишь в юношеском возрасте человек начинает не только задумываться, но и самостоятельно выстраивать свою перспективу будущего, формулировать собственные планы, намерения, выбирать, кем и каким ему быть в будущем. Но и эта чрезвычайно важная работа делается обычно урывками, не систематически, от случая к случаю, становясь часто в результате не только бесполезной, но и вредной, поскольку приобретает форму пустык, бездейственных фантазий.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты