Взаимопонимание в межличностном общении

Взаимопонимание в межличностном общении

Введение


Все мы постоянно находимся в ситуациях общения – дома, на работе, на улице, в транспорте; с близкими и совсем незнакомыми людьми. Необходимость и потребность в общении определены совместной жизнедеятельностью людей. Чтобы жить, люди вынуждены взаимодействовать. Именно в процессе общения и только через общение может проявиться сущность человека.

Развитие человека, его социализация начинается именно с общения. Благодаря общению личность усваивает общечеловеческий опыт, накапливает знания, овладевает умениями и навыками, формирует свои убеждения, принципы, идеалы. Проблема в том, что в настоящее время построения системы межличностного взаимопонимания затруднена из-за разрушения традиционных ценностных основ общества, смешением представлений о добре и зле, утратой нравственности и искажением ее роли в современном обществе. Неограниченный рост материальных ценностей общества приводит к обесцениванию духовных ценностей, уменьшению их роли в общественно-историческом процессе, а соответственно и к примитивазации межличностного общения, что нарушает внутреннюю духовную взаимосвязь индивидов, препятствуя возникновению глубокого взаимопонимания, что порождает бесчисленные конфликты во всех сферах общества. В связи с этим можно говорить о высокой значимости общения в жизни современного человека. При этом качество межличностного общения напрямую зависит от уровня достигнутого взаимопонимания. Примитивизация межличностного общения, сведение его к простой передаче информации ведет к обеднению духовного мира человека, к его обесцениванию как личности. Отсутствие взаимопонимания в процессе общении приводит к усложнению, а часто и разрушению взаимоотношений между людьми, или даже к глубокому нравственному конфликту внутри самой личности. Именно поэтому в настоящее время проблема взаимопонимания в межличностном общении является актуальной.

О взаимопонимании людьми друг друга можно говорить в различных смыслах, имея в виду совпадение, сходство или просто созвучие их взглядов на мир, их ценностных ориентаций, понимание индивидуальных особенностей друг друга, понимание или даже угадывание мотивов поведения и возможности вести себя так или иначе в какой-то конкретной ситуации, взаимопонимание как принятие исполняемых по отношению друг к другу ролей и т.д. Этим не исчерпывается всё многообразие смысловых значений, характеризующих сам термин «взаимопонимание». Если исходить из этимологического значения самого понятия взаимопонимания, то можно утверждать, что взаимопонимание – это такой случай понимания одного человека другим, когда оно носит взаимный, обоюдный характер.

Условием же такого взаимопонимания, видимо, является не только понимание другого человека, но и понимание его отношения к себе или к другим людям как к партнёрам по общению и, наконец, понимание самих отношений, складывающихся и развивающихся между общающимися людьми.

Не менее важным условием взаимопонимания является принятие способов понимания партнёрами друг друга, их согласие во взглядах на их отношение друг к другу. Без выполнения названных условий вряд ли взаимопонимание будет достаточно глубоким и устойчивым. На то обстоятельство обращает внимание А.А. Бодалев: «Построив образ познаваемого человека на основе фиксирования характеристик его внешности, взаимодействующий с этим человеком субъект обычно не ограничивается таким знанием, он немедленно создаёт систему заключений об этом человеке, содержанием которых является констатация качеств, свидетельствующих о способностях человека или выражающих его отношение к различным сторонам действительности, а также говорящих об его определённой социально-групповой принадлежности».

Целью данной работы является: теоретический анализ взаимопонимания в процессе межличностного общения.

В соответствии с поставленной целью выделены следующие задачи:

1. Рассмотреть общение в системе межличностных отношений.

2. Провести теоретический анализ структуры общения.

3. Раскрыть на теоретическом уровне механизмы взаимопонимания в общении.

4. Изучить коммуникативные барьеры в общении.

5. Систематизировать основные правила предотвращения конфликтов и некоторых барьеров общения.

Объектом исследования: является межличностное общение.

Предмет исследования: взаимопонимание в межличностном общении.

Методы исследования: теоретико-методологический анализ, метод теоретической обработки литературы.

Гипотеза: уровень развития механизмов понимания и способность преодоления коммуникативных барьеров оказывают влияние на взаимопонимание в межличностном общении.

Практическая значимость исследования состоит в том, что ее основные положения и выводы могут быть использованы: для составления рекомендаций по повышению уровня понимания в межличностном общении, преодолевать коммуникативные барьеры взаимопонимания, возникающие в различных ситуациях общения. На мой взгляд, человеку необходимо знать психологические правила общения, и прежде всего научиться управлять своими эмоциями, которые чаще всего становятся источником межличностных конфликтов.


1. Предмет теории межличностного общения

1.1 Определение межличностного общения

Межличностное общение выступает необходимым условием бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом.

Взаимодействие между людьми может быть охарактеризовано, как межличностное, если оно удовлетворяет следующим критериям:

в нём участвует небольшое количество людей, чаще всего группа из 2–3 человек;

это непосредственное взаимодействие: его участники находятся в непосредственной близости, имеют возможность видеть, слышать, касаться друг друга, легко осуществлять обратную связь;

это так называемое личностное ориентированное общение; предполагается, что каждый из его участников признает незаменимость, уникальность своего партнёра, принимает во внимание особенности его эмоционального состояния, самооценки, личностных характеристик.

Основной структурной единицей анализа межличностного общения является не отдельный человек, а взаимосвязь, взаимодействие вступивших в общение людей. Это означает, что каждый из участников общения существенным образом влияет на поведение другого, между их высказываниями и поступками возникают причинные зависимости. Обмениваясь сообщениями, собеседники приспосабливают их к конкретной ситуации общения; содержание полученной информации в значительной мере перерабатывается, деструктурируется в зависимости от неизбежно возникающей оценки самих себя, друг друга, окружающей обстановки.

Определить предметную область межличностного общения помогает семантика слова «общение». Как показывают исследования [Бессонова, Доценко, 1999], в обыденном сознании с этим словом связываются три группы значений:

1) объединение, создание общности, целостности («хорошая компания, друзья»);

2) передача сообщений, обмен информацией («разговаривать, беседовать»);

3) встречное движение, взаимопроникновение, нередко носящее тайный или интимный характер («глубоко понимать друг друга»).

Фиксация выделенных значений посредством особых терминов (например, «межличностный контакт», «межличностная коммуникация», «межличностное взаимодействие», «межличностные отношения») задает систему базовых понятий теории межличностного общения.

Так, понятие «межличностный контакт» – становится одним из инструментов исследования проблемы возникновения условий общения, поскольку обозначает то, что люди находятся в пределах доступности для восприятия друг друга, при этом направлены (физически и психологически) друг на друга. Тем самым они не только признают сам факт существования друг друга, но и вступают во взаимодействие, создавая условия для передачи информации по каналам связи. В соответствии с видом контакта (деловой, душевный) складываются отношения между людьми.

Понятие «межличностная коммуникация» направлено на анализ способов обмена сообщениями между партнерами, их приема и переработки.

Понятие «межличностное взаимодействие» подчеркивает активность общающихся, позволяя более пристально исследовать формы и виды индивидуальных действий, приводящих к взаимным изменениям поведения, деятельности, отношений и установок.

Понятие «межличностные отношения» акцентирует внимание на эмоционально-чувственном аспекте взаимодействия между людьми и вводит фактор времени в анализ общения, поскольку только при условии постоянной межличностной связи путем непрерывного обмена личностно значимой информацией возникают интимная зависимость вступивших в контакт людей друг от друга и взаимная ответственность за сохранение сложившихся отношений. Легко заметить, что за каждым из выделенных понятий обнаруживается относительно самостоятельное проблемное поле, отражающее разнообразие целей и задач, которые стоят перед людьми в процессе общения. Для упорядочения этого разнообразия полезными оказываются различные виды классификации. [12]


1.2 Виды, уровни, функции межличностного общения

Характер цели и, как следствие, возникающая между партнерами психологическая дистанция позволяют выделить различные уровни общения. Среди них:

• ритуальный, или социально-ролевой уровень; целью общения на этом уровне является выполнение ожидаемой от человека роли, демонстрация знания норм социальной среды. Общение при этом носит, как правило, анонимный характер, независимо от того, происходит оно между незнакомыми, знакомыми или близкими людьми;

• деловой, или манипулятивный, уровень; целью такого общения является организация совместной деятельности, поиск средств повышения эффективности сотрудничества. Партнеры при этом оцениваются не как уникальные, неповторимые личности, а с точки зрения того, насколько хорошо они могут выполнить поставленные перед ними задачи, то есть оцениваются их функциональные качества. Соответственно, общение является психологически отстраненным – доминирует Я-Вы контакт;

• интимно-личностный уровень; цель – удовлетворение потребности в понимании, сочувствии, сопереживании. Для общения на этом уровне характерны психологическая близость, эмпатия, доверительность – доминирует Я-Ты контакт.

Общение различается по видам:

– Опосредованное общение – предполагает не полный психологический контакт – по телефону, через Интернет, в письменной форме и т.д.

– Непосредственное – общение «лицом к лицу», при контакте визуальном. Формальное общение – деловое, ролевое, функциональное. Это общение всегда предполагает исполнение определенной социальной роли, например, общение по типу «эксперт – аттестуемый»,

– Неформальное общение – доверительное, товарищеское, интимное.

– Диалогическое общение – общение между двумя людьми.

– Групповое – общение в группе людей

– Массовое общение.

В соответствии с целями можно выделить функции межличностного общения. Приведем одну из наиболее полных классификаций функций общения, выделяемых по критерию цели:

1) контактная функцияустановление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче сообщений и поддержанию взаимосвязи в виде постоянной взаимоориентированности;

2) информационная функцияобмен сообщениями, мнениями, замыслами, решениями;

3) побудительная функция стимуляция активности партнера для направления его на выполнение определенных действий;

4) координационная функциявзаимное ориентирование и согласование действий при организации совместной деятельности;

5) функция пониманияадекватное восприятие и понимание смысла сообщения и взаимное понимание – намерений, установок, переживаний, состояний;

6) эмотивная функция возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний, а также изменение с его помощью своих переживаний и состояний;

7) функция установления отношенийосознание и фиксация своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и прочих связей сообщества, в котором действует индивид;

8) функция оказания влияния – изменение состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера [12,15].

1.3 Структурный анализ общения


Получившая широкое признание аналитическая модель, в соответствии с которой структура любого акта общения включает перцептивную, коммуникативную и интерактивную стороны, по существу направлена на конкретизацию области межличностного общения в соответствии с функциональным разнообразием протекающих в его рамках процессов.

Перцептивная сторонапроцесс восприятия партнерами друг друга, их взаимного познания как основа для взаимопонимания. Перцептивные навыки проявляются в умениях определять контекст встречи; понимать настроение партнера по его вербальному и невербальному поведению; учитывать «психологические эффекты» восприятия при анализе коммуникативной ситуации.

Коммуникативная сторона – использование средств общения, подразделяемых на вербальные и невербальные.

Интерактивная сторонавзаимодействие людей, предполагающее определенную форму организации совместной деятельности (согласие, приспособление или конкуренция, конфликт). Среди возможных позиций, которые занимают партнеры при организации и осуществлении общения, можно отметить «пристройку» к партнеру «свысока», «на равных», «снизу» либо отстраненную позицию. Ни одна из них не является однозначно хорошей или плохой. О продуктивности пристройки можно судить лишь в контексте конкретной ситуации. Так, «пристройка снизу», уместная в некоторых случаях (например, при необходимости извиниться перед партнером), может трансформироваться в неискреннюю угодливость; отстраненная позиция, невмешательство, может в крайнем своем выражении стать отчуждением. Умение человека использовать всю палитру возможных позиций в общении – один из возможных показателей психологической зрелости личности.

Количественная характеристика межличностного общения получила развитие в понятии «круг общения». Последнее обозначает число людей, общение с которыми осуществляется на том или ином уровне. Большинству из нас по личному опыту хорошо известно, что глубоко знать и понимать можно в лучшем случае двух-трех человек, более или менее успешно ориентироваться в поведении – примерно десяти; по отношению к другим в действие вступают эталоны и стереотипы. [12, 17]



2. Механизмы взаимопонимания в общении

Взаимопонимание имеет место, когда двое или больше людей согласовывают свои реальности. Они в чем-то близки друг к другу, они согласны взаимодействовать, они договорились о способах общения, и они более или менее понимают друг друга.

Взаимопонимание обычно больше подсознательно, чем сознательно. Если вы посмотрите на двух людей, которые глубоко вовлечены в разговор, то вы заметите определенное сходство между ними, которого они скорее всего не осознают. Они, возможно, похоже сидят, делают похожие жесты в похожем ритме, говорят с похожими интонациями и темпом, дышат с похожей скоростью. Это самые заметные признаки взаимопонимания. Когда есть взаимопонимание, есть копирование. Язык тела в чем-то согласован. Собеседники чувствуют, что понимают друг друга, но не всегда могут объяснить почему, кроме того что второй собеседник «дельно говорит». Еще вы заметите, что два человека, которые не понимают друг друга или не ладят, не особенно копируют друг друга физически. Один из них наклонен вперед, другой назад, один говорит высоким голосом, другой низким, один делает жесты, а другой нет. И опять же, они скорее всего совсем не осознают этих различий. [8]

В психолгии выделяют следующие механизмы взаимопонимания в процессе общения:

идентификация

эмпатия

рефлексия

аттракция

казуальная атрибуция.


2.1 Идентификация

Понятие идентификации имеет достаточно долгую историю своего существования в социальной психологии. Это, однако, не свидетельствует о высокой степени проработанности проблемы. Несмотря на многочисленные попытки осмысления данного феномена, на сегодняшний день не существует единой концепции идентификации, равно как четкого и однозначного определения рассматриваемого понятия. Разногласия исследователей по поводу смысловой наполненности термина привели к тому, что его содержание понимается очень многозначно и неопределенно.
Обратимся к понятию «идентификация», берущий название от средневекового латинского identifico (отождествляю), термин в социальной психологии традиционно обозначает процесс эмоционального и иного самоотождествления, установления связи личности с другим человеком, группой. Этимологически корень iden обозначает что-то, что достаточно долгий промежуток времени остается тем же. Обзор существующих исследований идентификации показал, что чаще всего она рассматривается как:

– эмоциональный феномен: уподобление (нередко неосознанное) значимому другому как образцу на основании эмоциональной связи с ним [1];

– феномен межличностных отношений в группе: сопоставление одного объекта с другим на основании какого-либо признака, в результате чего происходит установление сходства или различия; [17]

– один из механизмов познания и понимания людьми друг друга [17];

– как универсальный механизм понимания личности другого [15];

– механизм формирования смысловой сферы личности [8]

Как правило, исследователи идентификации в той или иной мере затрагивают эмоциональный, когнитивный и поведенческий аспекты данного явления. В то же время эти составляющие, традиционно выделяемые авторами при описании Я – концепции, в исследованиях идентификации не описываются как компоненты единого целого [12]. Идентификация рассматривается как механизм познания и понимания людьми друг друга.

Идентификация – это генетически исходное понятие при изучении процессов взаимопонимания, механизм феномена сопереживания» [1]. Б.Д. Парыгин подчеркивает глубинный характер рассматриваемого феномена и определяет идентификацию как основу взаимопонимания: «Если внешними проявлениями взаимопонимания являются способность к сочувствию и соучастию, к сопереживанию и симпатии, к согласию и согласованности в совместных действиях, то внутренней, глубинной основой всех этих явлений оказывается способность к взаимному уподоблению, к идентификации». Автор считает, что в возможности идентификации заложена и возможность самосознания индивидуальности, подчеркивая, что идентификация представляет собой процесс уподобления значимому другому, сопровождающийся усвоением его ценностей, взглядов, установок, специфических форм поведения.

Морозов А.В. описывает идентификацию как следствие потребности индивида в общении, отмечая при этом, что развитие личности обусловлено присвоением структуры самосознания, которое складывается через механизм идентификации. Следует отметить, что идентификацию с образом «Я» автор рассматривает во всех временах (в прошлом, настоящем, будущем). Действительно, идентификация выступает обязательным моментом функционирования индивида, находящегося в обществе; смысл идентификации – обнаружение себя в социальном мире во всей сложности его структурно-содержательной организации. Но нельзя не принимать во внимание, что главным и обязательным моментом любых форм, уровней, содержательных вариантов идентификации остается субъектная представленность индивида в этом процессе [1].

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты