Шпора по личностным патологиям

Шпора по личностным патологиям

Классифик-я расстройств личности по МКБ-10

В МКБ-10 личностная патология рассматривается в первую очередь в рубриках под названием «Специфические, смешанные и другие личностные расстройства, а также продолжительные изменения личности». Здесь,   как  видно,  обозначается   два  типа  отклонений:  расстройства и изменения.

«Специфические личностные расстройства» представляют собою «онтогенетические состояния, которые появляются в детстве или подростковом возрасте и сохраняются в периоде зрелости.

Специфические личностные расстройства соответствуют ранее распространенному в нашей психиатрии понятию психопатий. Наряду со «специфическими» в МКБ-10 выделяются также «органические расстройства личности» (расстройства личности и поведения, обусловленные болезнью, повреждениям или дисфункцией головного мозга), характеризующиеся такими понятиями, как «псевдопсихопатия» и «псевдоолигофрения». Они включают в себя сочетание психопатоподобных проявлений со снижением познавательной (когнитивной) деятельности.

Что касается «продолжительных (хронических) изменений личности», то подчеркивается, что они не связаны с повреждением или заболеванием мозга, а являются результатом травмирующих переживаний,  (катастрофы, пленение, терроризм, пытки, длительная угроза жизни и т.п.).

С учетом данных указаний представляется возможным следующим образом представить патологию личности в рубриках МКБ-10.

1.                                F0 - Органические, включая симптоматические психические расстройства: F07.0 - Органическое расстройство личности.

2.                                F1 - Психические и поведенческие расстройства вследствие употребления психоактивных веществ: Flx.71 - Расстройство личности или поведения (описание и критерии диагностики те же, что и для F07.0). Отсутствует обозначение личностного аспекта зависимости индивида от психоактивных веществ.

3.               F2 — Шизофрения, гиизотипические и бредовые расстройства: F20 - Шизофрения. F21 - Шизотипическое расстройство (так же само не содержит специальной личностной рубрики; отмечается, что сюда следует включать шизотипическое личностное расстройство, псевдопсихопатическую шизофрению, пограничную, псевдоневротическую шизофрению и т.п.).

4.             F3 - Аффективные расстройства настроения: F34.0 - Циклотимия. Включаются «циклотимная личность», «циклоидная личность», «аффективное расстройство личности». F34.1 - Дистимия. Сюда включается «депрессивное расстройство личности».

5.             F4 — Невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства: F44.81 - Расстройство множественной личности.

6.             F5 - Поведенческие синдромы, связанные с физиологическими нарушениями и физическими факторами.

7.             F6 - Расстройства зрелой личности и поведения у взрослых: F60 - Специфические расстройства личности. F61 - Смешанные расстройства  личности. F62 - Хронические изменения личности, куда следует относить хронические изменения личности после переживания катастроф, после  перенесенной психической болезни,  после утраты близких, и т.д. F63 - Расстройства привычек и влечений. F64 - Расстройства половой идентификации. F65 - Расстройства полового предпочтения. F66 - Расстройства,    связанные   с   сексуальным    развитием   и ориентацией.

8.             F7 - Умственная отсталость 9.       

F8 - Нарушения психологического развития: F84   -   Общие   расстройства   развития   (включает   в   себя   аутистическое расстройство детского возраста, шизоидное расстройство детского возраста и другие варианты общих расстройств детского возраста). F9 - Поведенческие и эмоциональные расстройства, начинающиеся обычно в детском возрасте: F91 - Расстройства поведения (сами по себе они не относятся к патологии личности, но могут перейти в одну из ее разновидностей, например, - в F60.2 - диссоциальное личностное расстройство). Здесь уместно заметить, что в соответствии с рекомендациями МКБ-10 диагноз личностного расстройства не является адекватным до наступления 16-17 - летнего возраста, поскольку в детско-подростковом периоде можно говорить лишь об отклонении в формировании личности.



Псих-ая харак-ка взаимосвязи нарушений в когнитивной и поведенческой сферах личности.

Латинское слово cognitio обозначает знание. Когнитивная деятельность - деятельность познавательная. Ее расстройства в широком понятии охватывают чувственно - образное и абстрактное познание, сферу памяти и интеллекта. В более узком смысле когнитивные нарушения касаются, прежде всего, сферы разума, способности к размышлениям, рассуждениям, умозаключениям, выделению главного из второстепенного; о способностях к учёбе, о способноапях к творчеству. Сюда также относятся способности понимать юмор и переносный смысл. Очень важным проявлением разума является способность к предвидению и прогнозированию.

Расстройства в когнитивной сфере сказываются в первую очередь на наиважнейшие предпосылки интеллекта - мышление и память: снижается способность к запоминанию и утрачиваются многие мыслительные операции. Одновременно скудеют эмоции, снижается объем внимания.

Расстройства интеллекта в целом нарушают познавательную (когнитивную) деятельность, снижают компетентность личности и могут сделать невозможным повседневное умственное функционирование даже в таких делах, как уход за собою, умывание, одевание, еда, личная гигиена, отправления физиологических потребностей, не говоря уже об учёбе и работе. К отдельным симптомам умственной недостаточности следует отнести следующие проявления.

Неразумность - неспособность, выбрать адекватный и эффективный способ поведения. Неразумный поведенческий опыт может накапливаться и фиксироваться, закрепляя неэффективные стратегии поведения, даже в повседневной жизни.

Нарушение общей осведомлённости. Выражается отсутствием информированности о важнейших текущих событиях в жизни страны и мира, касающихся либо всех, либо непосредственно больного.

Отсутствие чувства ситуации и дистанции. Характеризуется неспособностью улавливать тонкости, нюансы и специфику обстоятельств и выбирать адекватный стиль поведения. Больные могут проявить развязность, аморальность, неприличность, стремление удовлетворять свои потребности, не взирая на ситуацию и лица.

Деменщш - синдром приобретенного слабоумия. Крайняя степень деменции - маразм - характеризуется полным распадом психики, утратой речи, навыков самообслуживания. Этиология деменции связана с грубым органическим поражением головного мозга. В зависимости от ведущей причины выделяют деменции атеросклеротические, посттравматические, деменции при болезнях Альцгеймера, Пика, Паркинсона, Гентингтона, Крейцфельдта - Якоба; при заболеваниях, обусловленных ВИЧ; сифилитические; токсические и др. Такие больные могут быть агрессивны или наоборот, могут выйти на улицу голыми т.е. неподконтрольное разуму поведение.

Психолог-я харак-ка взаимосвязи нарушений в смысловой и когнитивной сферах личности

Латинское слово cognitio обозначает знание. Когнитивная деятельность - деятельность познавательная. Ее расстройства в широком понятии охватывают чувственно - образное и абстрактное познание, сферу памяти и интеллекта. В более узком смысле когнитивные нарушения касаются, прежде всего, сферы разума, способности к размышлениям, рассуждениям, умозаключениям, выделению главного из второстепенного; о способностях к учёбе, о способноапях к творчеству. Сюда также относятся способности понимать юмор и переносный смысл. Очень важным проявлением разума является способность к предвидению и прогнозированию.

Разумная деятельность основывается на способностях к рассуждениям и образованию смыслов, как результата размышлений. В ее основе лежит одна из главных ценностей личности и важнейшее ее достоинство - ум.

Расстройства в когнитивной сфере сказываются в первую очередь на наиважнейшие предпосылки интеллекта - мышление и память: снижается способность к запоминанию и утрачиваются многие мыслительные операции. Одновременно скудеют эмоции, снижается объем внимания.

Расстройства интеллекта в целом нарушают познавательную (когнитивную) деятельность, снижают компетентность личности и могут сделать невозможным повседневное умственное функционирование даже в таких делах, как уход за собою, умывание, одевание, еда, личная гигиена, отправления физиологических потребностей, не говоря уже об учёбе и работе.

Смысл — мнимое или реальное предназначение каких-либо вещей, слов, понятий или действий с точки зрения конкретного человека или группы. Противоположностью является бессмысленность, т.е. отсутствие конкретного предназначения.

При расстройстве смысловой и когнитивной сферы личности нарушается понимания переносного смысла. Проявляется неспособностью обнаружить прямой и дополнительный смыслы, например, в двузначных ситуациях или в иносказаниях. В отличие от нормальных людей, способных выявить и объяснить переносный смысл, больные либо буквально и конкретно трактуют сказанное, либо не понимают о чем с ними говорят.

При просмотре фильма, прочтения рассказа такие больные не улавливают смысл только что прочитанного (просмотренного), не могут пересказать о чем идет речь.

Нарушения в смысловой сфере напрямую завясят от нарушений в сфере когнитивной. Деменщш - синдром приобретенного слабоумия. Крайняя степень деменции - маразм - характеризуется полным распадом психики, утратой речи, навыков самообслуживания. Этиология деменции связана с грубым органическим поражением головного мозга. В зависимости от ведущей причины выделяют деменции атеросклеротические, посттравматические, деменции при болезнях Альцгеймера, Пика, Паркинсона, Гентингтона, Крейцфельдта - Якоба; при заболеваниях, обусловленных ВИЧ; сифилитические; токсические и др. Утрачивается чувство ситуации (больные могут ходить совершенно голыми).    Полностью    распадаются    знания,    навыки,    способность    к самообслуживанию.



Органическое снижение личности

В МКБ - 10 подчеркивается, что «органические расстройства личности» включают в себя «псевдопсихопатические» и «псевдоолигофпенические» стойкие состояния с таким уровнем когнитивных нарушений, который не достигает степени слабоумия как такового (т.е. деменции).

Органическое снижение личности проявляется прежде всего нарушением познавательной деятельности - особенно в сфере планирования и предвидения последствий для себя и общества. Считалось, что эти расстройства связаны с поражением лобных отделов коры головного мозга («лобный синдром»), однако сейчас установлено, что они возникают и при поражении других окружающих областей мозга, что определяется с помощью таких обязательных в этих случаях исследований, как КТ (компьютерная томография), МРТ (магнитно-резонансная томография), ЭЭГ (электро-энцефалография), РЭГ (реоэнцефалография) и др.

В   психиатрической      практике   данные   состояния   -   это   либо последствия          чего-то    уже    прошедшего    (черепно-мозговая    травма, кров-яние в головной мозг, токсическое или инфекционное его поражение). Во всех подобного рода случаях речь идет об органической церебральной недостаточности, получившей название «энцефалопатии», «хронического мозгового синдрома».

.Диагностическими    критериями    органического   расстройства личности (F07.0.) являются следующие признаки:

1.       Значительно сниженная способность справляться с целенаправленной деятельностью, особенно требующей длительных усилий и небыстро приводящей к успеху.

2.   Измененное эмоциональное поведение, характеризующееся эмоциональной лабильностью, поверхностным необоснованным весельем (эйфория, неадекватная шутливость), которое легко сменяется раздражительностью, вспышками злобы и агрессии. У отдельных больных наиболее яркой чертой может быть апатия.

3.   Выражения потребностей и влечений возникают без учета последствий и (или) социальных условностей, без чувства ситуации (сексуальные притязания, неприличные поступки, прожорливость и т.п.)вплоть до антисоциальных деяний (воровство, поджоги и др.),

4.    Познавательные отклонения в форме подозрительности, параноидальных мыслей.

5.   Выраженные изменения в темпе мышления и потоке речевой продукции с чертами случайных ассоциаций, сверхвключений, сверхдетализации, вязкости и гиперграфии.

6. Измененное сексуальное поведение (гипосексуальность, гиперсексуальность, изменения сексуального предпочтения).

Выделяют 5 стадий органич-го снижен. лич-ти.

1. Интеллектаально- нравствен. снижение личности. Страдают чувство совести, стыда, вины. Поведение становтся развязным, безответственным, аморальным, циничным.

2. Интеллектуально-волевая слабость личности. Начинающееся ослабление ума затрудняет критическое к себе отношение, блокирует
рефлексию (самообращение) и самоанализ.

3. Интеллектуально-мыслительная                недостаточность свидетельствует уже о более глубоких органических изменениях личности.   Мышление становится тугоподвижным, вязким, Скудеет также словарный запас, страдает речь, теряется способность к сложным грамматическим построениям.

4. Интеллектуально-мнестическая недостаточность - умственная слабость личности в сочетании с нарушениями памяти. Сначала они проявляются «обычной» забывчивостью, трудностями избирательного (нужного) воспоминания - особенно названий, чисел, имен, фамилий. В дальнейшем амнезия распространяется на знания, опыт, навыки, события. В тяжелых случаях может иметь место корсаковский синдром: утрачивается способность фиксировать и запоминать все происходящее здесь и сейчас (фиксационная амнезия).

5. Слабоумие (деменцчя) - в легкой, умеренной и глубокой степенях выраженности.

Первые три проявления дементирующего процесса укладываются в критерии органического снижения личности, ведущего к нарастающей утрате позитивной активности, продуктивности, профессионального уровня, социальной компетентности личности. При этом могут быть также нарушения со стороны характера в любых их вариантах, описанных выше. 4 и 5 стадии ослабоумливания личности соответствуют более глубоким её расстройствам с амнезиями и деменцией как таковой

Про самосознание и самооценку

Цель развития самосознания состоит в осознании личностью своего «Я», своей отдельности от других людей, что находит свое выражение в растущей самостоятельности и независимости субъекта.

Самосознание личности–это совокупность ее представлений о себе, выражающейся в «концепции –«Я» и оценка личностью этих представлений –самооценка.

Основным механизмом формирования «Я»-концепции, т. е. собственно самосознания личности являются феномены субъективного уподобления и дифференциации. В. В. Столин выделяет следующие феномены:

1) принятие точки зрения другого на себя (прямое усвоение или опосредованное, другой точки зрения);

в процессе межличностного взаимодействия ребенок усваивает значимые для него точки зрения других людей и, присваивая их себе, формирует самосознание. В процессе принятия точки зрения других важно и оценить себя, опираясь на отношение других людей. Что же усваивается ребенком?

Это – а) ценности, параметры оценок и самооценок, нормы; б) образ самого себя, как носителя определенных способностей и качеств; в) отношение к себе родителей, выражаемое ими посредством эмоциональных и когнитивных оценок; г) самооценки самих родителей, т. е. самооценка родителей или одного из них может стать самооценкой ребенка; д) способ регуляции поведения ребенка родителями и другими взрослыми, который становится способом саморегуляции.

2) прямое и косвенное внушение ребенку со стороны родителей, как способы усвоения ребенком, транслируемых ему оценок, норм, стандартов, способов поведения и т. д.;

3) трансляция ребенку со стороны родителей конкретных оценок, стандартов, что формирует у ребенка уровень ожиданий и уровень притязаний;

4) система контроля за ребенком;

Контроль над поведением ребенка может осуществляться либо по линии предоставления автономии ребенку, либо по линии жесткого контроля. Кроме того, сам контроль может осуществляться двумя способами: либо поддержанием страха перед наказанием, либо вызыванием чувства вины или стыда. Наконец, контроль может быть абсолютно последовательным, либо случайным и непредсказуемым. С точки зрения формирующегося самосознания важно отдавать себе отчет, как система контроля, используемая родителями, трансформируется в систему самоконтроля за поведением у самого ребенка.

Например, жесткая дисциплина преобразуется в самодисциплину, а контроль с помощью страха превращается в самоконтроль с постоянной оглядкой на мнение других и избегания негативных о себе мнений. Предсказуемый либо непредсказуемый характер родительского контроля может трансформироваться в такое личностное качество как интернальность-экстернальность поведения.

5) система межкомплиментарных отношений (система трансакций по Э. Берну);

6) семейная идентичность, т. е. вовлечение ребенка в реальные взаимоотношения в семье.

Речь идет о роли семьи в формировании самосознания ребенка. В первую очередь следует охарактеризовать так называемую семейную идентичность, т. е. совокупность представлений, планов, взаимообязанностей, намерений и проч., которые создают семейное «МЫ». Именно оно, это семейное «МЫ» входит в содержание индивидуального «Я» ребенка.

7) механизм идентификации.

Из психич сферы человек относит к своему «Я» преимущественно свои способности и особенно свой характер и темперамент – те свойства личности, которые определяют его поведение, придавая ему своеобразие.

В структуре самосознания принято выделять: «Я»-реальное, т. е. совокупность представлений о себе в настоящем, «Я»-идеальное – т. е. то, каким бы хотел быть вообще, «Я»-прошлое, т. е. совокупность представлений о своем прошлом «Я», «Я»-будущее, т. е. совокупность о себе в будущем.

Действительно, в современной психологии самосознание определяется как высший уровень сознательной психической активности, создающей образ себя (Я-концепцию), отношение к себе и пытающейся определить смысл собственной деятельности, что переходит иногда в поиск смысла жизни (С.Ю.Головин, 1997).

Самосознание проявляется:

-чувством обособленности Я, отграничения его от окружающего мира (при расстройствах встречается чувство открытости Я, доступности для других, вторжения из вне во внутренний мир Я, зависимости и подчиненности Я);

-чувством собственной активности, действий по своей воле и своим желаниям (однако может быть чувство отчуждения своей активности, вызванности и сделанности движений, поступков и всего поведения);

-чувством принадлежности себе всего самого: тела, мыслей, чувств, потребностей и т.д. (вместе с тем, и в этом плане встречаются отклонения с чувством отчуждения всего своего - частично или тотально - и даже принадлежности себя кому-то, каким-то иным силам);

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты