Шпаргалки по общей психологии















11. Память и ее виды Взаимосвязь различных видов памяти. 12. Процессы памяти. Память и научение. Методы изучения и  развития памяти.     Память - это способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения.    Память — процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. Функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Память является жизненно важнейшей основополагающей способностью человека.    Кроме генетической и механической памяти, присущей животным, человек обладает видами памяти, как произвольная, логическая и опосредствованная. Виды памяти и их особенности.  Отдельные виды памяти выделяются в соответствии с 3-мя основными критериями: По характеру психической активности (1 критерий): а) Двигательная память – запоминание сохранение и воспроизведение различных движений. б) эмоциональная память – память о чувствах. Эмоции сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности, как существляются отношения с окружающим миром. Пережитые и сохраненные чувства выступают сигналом или побуждающим к деятельности, или удерживающим от деятельности (если сигнал отрицательный). в) Образная память – память на представление картин природы, жизни, звуки, запахи и т.д. Соответственно может быть  зрительной, слуховой, обонятельной. г) Словесно – логическая память – содержанием является мысль. Мысли могут быть обличены в различную языковую форму, тогда воспроизведение их возможно ориентировать на передачу основного смысла материала, либо буквального словесного оформления. Если же материал не подкрепляется смысловой работой, то это уже процесс не логический, а механический. Характер цели деятельности (2 критерий): - произвольная память присутствует цель запоминания и последующего воспроизведения. непроизвольная память  – отсутствие цели запоминания и воспроизведения. По  продолжительности сохранения материала память делится на (3 критерий): - кратковременную долговременную . – оперативную. Долговременная память характеризуется многократным повторением и воспроизведением (домашний адрес). Кратковременная память характеризуется очень кратким сохранением материала, после однократного, очень непродолжительного восприятия. Оперативная память – это процессы, обслуживающие непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия и операции (выполнение сложного арифметического действия – 12 пишем – 3 запоминаем). Удержание в памяти промежуточных результатов, пока мы имеем с ними дело. По мере продвижения к конечному результату, отработанный результат забывается. III. Общая характеристика процессов памяти. 1) Забывание и сохранение. То, что включается в деятельность личности и остается значимым для нее, не забывается. Включение в непосредственную деятельность является одним из наиболее надежных средств связи материала с потребностями человека. Приемом такого включения является систематическое повторение того, что должно быть сохранено.  Забывание не является только лишь функцией времени. Подобно запоминанию и воспроизведению оно также имеет избирательный характер. Наиболее значимый материал, связанный содержанием с потребностями человека, его деятельностью, интересами, забывается медленнее. Сохранение материала определяется степенью его участия в деятельности личности. 2)  Запоминание – его можно определить как процесс памяти, в результате которого, происходит закрепление нового материала путем связывания его с приобретенным ранее знанием. Экспериментально  доказано, что всякое запоминание – это закономерный продукт действия субъекта с объектом. Запоминается то, с чем человек непосредственно действует. Существует кратко- и долговременное запоминание. В долговременную память поступает информация, имеющая стратегическое значение. Кратковременное запоминание осуществляется в таких временных рамках деятельности человека и с таким материалом, в котором возможно применение лишь автоматизированных способов его обработки.  Непроизвольное запоминание. Для его продуктивности важно знать то место, которое занимает в  деятельности конкретный материал. Если материал входит в содержание основной цели деятельности, он запоминается лучше, чем когда он включен в условия достижения. Непроизвольно запоминается лучше тот материал, который вызывает активную умственную работу. Произвольное запоминание – это продукт специальных мнемонических действий, основной целью которого и будет само запоминание. 3) Воспроизведение – это процесс памяти, в результате которого происходит активизация закрепленного ранее материала (содержания психики), путем извлечения материала из долговременной памяти в оперативную. Узнавание – воспроизведение какого – либо объекта в условиях повторного восприятия.   Непроизвольное воспроизведение – может быть направленным и организованным тогда, когда оно вызвано содержанием и определенной деятельностью, которая выполняется человеком в данный момент.

Произвольное воспроизведение – вызывается конкретной задачей, которую человек ставит перед собой. В тех случаях, когда материал закреплен точно, воспроизведение происходит очень легко . .Припоминание – это ситуация, когда не удается вспомнить то, что необходимо, и тогда приходится делать активные поиски, преодолевая определенные трудности.  Воспоминание – это воспроизведение образов нашего прошлого, локализованное во времени и пространстве.  Индивидуальные различия процессов памяти выражены: 1) В скорости запоминания – определяется числом необходимого для запоминания объема материала. 2) прочность запоминания – выражается в сохранении заученного материала и в скорости его забывания. 3) Готовность к воспроизведению – насколько легко и быстро человек может припомнить то, что ему необходимо. Психодиагностика памяти Тесты для диагностики: - Тест «Непроизвольная память». - Тест «Объем кратковременной памяти». - Методика «Память на числа». - Методика «Память на образы».  - Методика «Оперативная память». Тест «Объем кратковременной памяти» - вариант А (цифровой материал), вариант Б  (словесный материал) - максимальное количество элементов, которые могут быть воспроизведены сразу или через несколько секунд после их предъявления без ошибок. В исследовании используется вариант теста, в котором необходимо не только правильно запомнить и воспроизвести слово, но воспроизвести слова в предъявленном порядке.







13. Мышление. Физиологические механизмы мышления. Виды и формы мышления.Мышление -  это высший познавательный процесс. Это движение идей, раскрывающее суть вещей. Его итогом является не образ, а некоторая мысль, идея. (понятие - обобщенное отражение класса предметов в их наиболее общих и существенных особенностях) - это особого рода теоретическая и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций ориентировочно - исследовательского, преобразовательного и познавательного характера. Физиологическая основа процесса мышления процесс мышления представляет собой сложную аналитико-синтетическую деятельность коры больших полушарий головного мозга. Для процесса мышления, прежде всего, имеют значение те сложные временные связи, которые образуются между мозговыми концами анализаторов. Мышление это ассоциации, сперва элементарные, стоящие в связи с внешними предметами, а потом цепи ассоциаций. Каждая маленькая, первая ассоциация -  момент рождения мысли. Эти закономерно вызываемые внешними раздражителями связи (ассоциации) и составляют физиологическую основу процесса мышления.В психологии принята  условная классификация видов мышления по  различным основаниям, как: 1) генезис развития; 2) характер решаемых задач; 3) степень развернутости; 4) степени новизны и оригинальности; 5) средства мышления; 6) функции мышления . 1. По генезису развития различают мышление: наглядно-действенное; наглядно-образное; словесно-логическое; абстрактно-логическое. Наглядно-действенное мышление - вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними. Это мышление есть наиболее элементарный вид мышления, возникающий в практической деятельности и являющийся основой для формирования более сложных видов мышления.       Наглядно-образное мышление - вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы. При наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется в плане образа или представления.   Словесно-логическое мышление - вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. При словесно-логическом мышлении, оперируя логическими понятиями, субъект может познавать существенные закономерности и ненаблюдаемые взаимосвязи исследуемой реальности.   Абстрактно-логическое (отвлеченное) мышление - вид мышления, основанный на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных.
     Наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое и абстрактно-логическое мышление являются последовательными этапами развития мышления в филогенезе и в онтогенезе.  2. По характеру решаемых задач различают мышление: теоретическое; практическое. Теоретическое мышление - мышление на основе теоретических рассуждений и умозаключений. Практическое мышление - мышление на основе суждений и умозаключений, основанных на решении практических задач.     Теоретическое мышление - это познание законов и правил. Основная задача практического мышления - разработка средств практического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы.      3. По степени развернутости различают мышление: дискурсивное; интуитивное. Дискурсивное (аналитическое) мышление - мышление, опосредованное логикой рассуждений, а не восприятия. Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, представлено в сознании самого мыслящего человека. Интуитивное мышление - мышление на основе непосредственных чувственных восприятий и непосредственного отражения воздействий предметов и явлений объективного мира. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным.  4. По степени новизны и оригинальности различают мышление: репродуктивное; продуктивное (творческое). Репродуктивное мышление - мышление на основе образов и представлений, почерпнутых из каких-то определенных источников. Продуктивное мышление - мышление на основе творческого воображения. 

5. По средствам мышления различают мышление: вербальное; наглядное. Наглядное мышление - мышление на основе образов и представлений предметов. Вербальное мышление - мышление, оперирующее отвлеченными знаковыми структурами.     Установлено, что для полноценной мыслительной работы одним людям необходимо видеть или представлять предметы, другие предпочитают оперировать отвлеченными знаковыми структурами.  6. По функциям различают мышление: критическое; творческое. Критическое мышление направлено на выявление недостатков в суждениях других людей. Творческое мышление связано с открытием принципиально нового знания, с генерацией собственных идей, а не с оцениванием чужих мыслей.






































10. Свойства и функции внимания. Экспериментальные исследования внимания. Развитие внимания. Внимание и деятельность.     Внимание - это  сосредоточенность и направленность психической деятельности на определенный объект. Различают внимание непроизвольное (пассивное) и произвольное (активное) , когда выбор объекта внимания производится сознательно, преднамеренно. Характеристики внимания: устойчивость, объем (количество объектов, которое может быть воспринято и запечатлено человеком в относительно короткий момент времени) , распределенность (способность одновременно удерживать в поле сознания объекты различных деятельностей) , возможность переключения. Внимание – это направленность, сосредоточие сознания человека на определенных объектах при одновременном отвлечении от других. Различают: - непроизвольное внимание;- произвольное внимание;- послепроизвольное внимание.   Качество внимания. - концентрация – степень сосредоточенности внимания на объекте. - объем внимания – количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием одновременно. - переключение внимания – намеренный перенос внимания с одного объекта на другой. - распределение внимания – возможность удерживать в сфере внимания одновременно несколько объектов. - устойчивость внимания – длительность сосредоточия внимания на объекте. Факторы, способствующие привлечению внимания. 1) Характер раздражения (сила, новизна, контраст и т.д.) 2) Структурная организация деятельности (объединенные объекты воспринимаются легче, чем беспорядочно разбросанные). 3) Отношение раздражения к потребностям ( то, что соответствует потребностям, привлечет внимание прежде всего). Сущность внимания – это избирательный направленный характер психической деятельности человека.

Виды внимания

Условия возникновения

Основные характеристики

Механизмы

Непроизвольное внимание

Действие сильного, контрастного или значимого и вызывающего эмоциональный отклик, раздражителя

Непроизвольность возникновения и переключения

Ориентировочный рефлекс или доминанта, характеризующая более или менее устойчивый интерес личности

Произвольное внимание

Установка (принятие) задачи

Направленность в соответствии с задачей ( требует волевых усилий) – УТОМЛЯЕТ.

Ведущая роль второй сигнальной системы

Послепроизвольное внимание

Вхождение в деятельность и, возникающий в связи с этим интерес

Сохраняется целенаправленность, снимается напряжение.

Доминанта, характерная возникшему в процессе данной деятельности, интересу

Качество внимания:Активность – произвольная – непроизвольная. Интенсивность – высокая – низкая. Устойчивость – устойчивое – неустойчивое. Переключение – легкое – трудное. Широта – объем – распределение. Направленность – внешнее – внутреннее. Психодиагностика внимания Тесты для диагностики: - Тест «Корректурная проба», используется таблица А.Г. Иванова - Смоленского. - Тест «Таблицы Шульте», исследование переключения внимания в условиях активного выбора полезной информации. - Тест «Распределение и переключение внимания». - Методика «Красно – черные таблицы».. Тест «Таблицы Шульте» - исследование переключения внимания в условиях активного выбора полезной информации. Исследуется скорость переключения внимания, работоспособность и упражняемость в условиях активного выбора полезной информации









































14. Мышление и речь. Мыслительные процессы и операции. Опора на эти культурные средства, орудия познания характеризует такую особенность мышления, как его опосредствованность. Важным средством опосредования мышления является речь и язык. Человеческое мышление - это речевое мышление, т.е. неразрывно связанное с речью. Его становление происходит в процессе общения людей. формирование человеческого мышления в онтогенезе возможно лишь в совместной деятельности взрослого и ребенка.   В психологической науке речь понимается как система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи информации; процесс материализации мысли. Важно отличать речь от языка.  Язык - это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющие для людей определенные значения и смысл. Речь является психологическим процессом формирования и передачи мысли средствами языка. Как психологический процесс речь является предметом раздела психологии, называемым "психолингвистикой".  Речь без усвоения языка невозможна При решении сложной проблемы обычно намечается путь решения -  гипотеза. Осознание гипотезы порождает потребность в проверке. Когда заканчивается проверка, мыслительный процесс переходит к окончательной фазе – суждению . Мыслительный процесс – это процесс, которому предшествует осознание исходной ситуации (условия задачи), который является сознательным и целенаправленным, оперирует понятиями и образами и который завершается каким-либо результатом (переосмысление ситуации, нахождение решения, формирование суждения). Выделяют 4 стадии решения проблемы: подготовка; созревание решения; вдохновение; проверка найденного решения. К разрешению задачи мышление идет с помощью многообразных операций - сравнение, анализ, синтез, абстракция и обобщение. Сравнение – мышление сопоставляет вещи, явления и их свойства, выявляя сходства и различия, что приводит к классификации. Анализ – мысленное расчленение предмета, явления пли ситуации для выделения составляющих элементов. Таким образом, мы отделяем несущественные связи, которые даны в восприятии. Синтез – обратный анализу процесс, который восстанавливает целое, находя существенные связи и отношения. Абстракция – выделение одной какой-либо стороны, свойства и отвлечение от остальных. Так, рассматривая предмет, можно выделить его цвет, не замечая формы, либо наоборот, выделить только форму. Начиная с выделения отдельных чувственных свойств, абстракция затем переходит к выделению нечувственных свойств, выраженных в абстрактных понятиях. Обобщение (или генерализация) – отбрасывание единичных признаков при сохранении общих, с раскрытием существенных связей. Обобщение может совершиться путем сравнения, при котором выделяются общие качества. Так, совершается обобщение в элементарных формах мышления. В более высших формах обобщение совершается через раскрытие отношений, связей и закономерностей. Абстракция и обобщение являются двумя взаимосвязанными сторонами единого мыслительного процесса, при помощи которого мысль идет к познанию. Познание совершается в понятиях, суждениях и умозаключениях. Суждение является основной формой результата мыслительного процесса. Надо сказать, что суждение реального субъекта редко представляет собой интеллектуальный акт в чистом виде. Чаше оно насыщено эмоциональностью. Суждение является также и волевым актом, так как в нем объект нечто утверждает или опровергает. РАССУЖДЕНИЕ – это работа мысли над суждением. Рассуждение является обоснованием, если исходя из суждения оно вскрывает посылки, которые обусловливают его истинность. Рассуждение является умозаключением, если исходя из посылок оно раскрывает систему суждений, следующую из них. К операциям мышления относят сравнение, анализ, синтез, абстракцию и обобщение. Мышление осуществляется в понятиях и представлениях, и главной формой протекания мышления является рассуждение, как работа над суждением. Дедуктивное рассуждение называется обоснованием, индуктивное – умозаключением. Личностный аспект мышления составляют прежде всего мотивация и способности человека. Не операции порождают мышление, а процесс мышления порождает операции, которые затем в него включаются.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты