Человек как субъект и объект деятельности следователя

Человек как субъект и объект деятельности следователя

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

БЕЛГОРОДСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

 

Кафедра организации раскрытия и расследования преступлений

 

Юридическая психология

 

 

РЕФЕРАТ

 

по теме: «Человек как субъект и объект деятельности следователя»

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор:

профессор

Артемов А.Ю.

 

 

 

 

 

 

Белгород – 2008

План

Введение

1. Понятие личности и ее психологическая структура

2. Психологическая характеристика мотивационной и индивидуальной сфер.

3. Психологическая структура личности юриста.

Заключительная часть (подведение итогов)


ЛИТЕРАТУРА

Основная

1.                 Васильев В.Л. Юридическая психология. - СПБ., 2001.

2.                 Еникеев М.И. Юридическая психология. - М., 2002.

3.                 Немов Р.С. Психология. - В 2-х т. - М., 1994.

4.                 Романов В.В. Юридическая психология. - М., 2001.

5.                 Столяренко А.М. Прикладная юридическая психология. – М., 2001.

6.                 Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. - М., 1999.

Дополнительная

1.                  Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. - М.,1976.

2.                  Бодалев А.А. Психология личности. - М., 1990.

3.                  Грановская Р.М. Элементы практической психологии. - Л., 1988.

4.                  Леонгард К. Акцентуированные личности. - Киев, 1981.

5.                  Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. - М., 1961.

Введение

 

Личность - фундаментальное понятие, одна из центральных проблем в психологии, имеющая ярко выраженный междисциплинарный характер.

Понятие личности нередко заимствуется из психологии, трансформируется представителями различных, в том числе и правовых, наук (уголовное, гражданское право, криминология, криминалистика и др.), широко использующих их применительно к субъектам различных правоотношений.

Характерной чертой употребления данного понятия в юридической литературе является более расширительное толкование его содержания (по сравнению с тем, как оно трактуется в психологии), некоторое его смещение к таким понятиям, как субъект, лицо, человек.

Неоднозначность данной проблемы усугубляется еще и тем, что в психологической науке до сих пор не создано единой общепризнанной теории личности, отсутствует и общий взгляд на ее определение, распространены различные, порой противоположные подходы к раскрытию ее структуры и содержания.

Одним из важнейших вопросов в рамках данной темы является вопрос о роли и месте личности в деятельности органов внутренних дел – выступает ли она в качестве объекта или субъекта взаимодействия и взаимоотношений.

 Целью данной лекции является рассмотрение основных понятий, связанных с проблемой личности, факторами ее формирования. В ходе лекции будут также раскрыты вопросы, имеющие важнейшее значение для процесса профессионального становления – это вопросы профессионально важных качеств следователя, необходимых для эффективного решения служебных задач.

Вопрос 1. Понятие личности и ее психологическая структура.

Психология, изучая человека, называет его по разному: индивид, индивидуальность, субъект, личность. Каждое из этих понятий имеет свое содержание. Термин «индивид» используется, если человек рассматривается как представитель человеческого рода, который имеет обусловленные природой особенности или присущий ему генотип в последующем его индивидные, генотипические свойства получают дальней шее развитие.

Каждый индивид, человек обладает неповторимыми особенностями, отличающими его от других. Нет двух людей с одинаковым сочетанием психологических особенностей - каждый человек уникален, своеобразен, неповторим в своей индивидуальности. Кстати, индивидуальностью обладают не только люди, но и животные.

Постепенно включаясь в систему существующих в обществе отношений (сначала в семье, потом в школе и т.д.), человек подвергается неизбежному воздействию окружающей его социальной среды, в той или иной мере адаптируется к ней, к социальным условием своего бытия. То есть происходит посте­пенный процесс его социализации, формирования его личности. Вот почему считается, что человек не рождается личностью, а ею становится, и о человеке как о личности можно говорить, лишь начиная с некоторого этапа его жизнедеятельности. Таким образом, если понятие «индивид» указывает на связь человека с природой, то понятие «личность» - на связь человека с обществом, с социальной средой. Когда индивид

Сознательно и целенаправленно выполняет определенную деятельность, познает и преобразует в процессе этой деятельности окружающий мир, то его называют субъектом.

В психологии нет единого определения личности. Существуют различные подходы к ее характеристики:

• личность - субъект и объект общественных отношений (Г.А. Ковалев)

• субъект деятельности (А.Н. Леонтьев) в дееспособный член общества, осознающий свою роль в нем (К.К. Платонов)

• совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия (С.Л. Рубинштейн)

Именно определение Рубинштейна отражает понимание личности как единого целого (биологического, психического и социального), когда внешние причины, социальный опыт человека, действуют, преломляясь через внутренние условия, его психику, сознание.

Что же является источниками развития личности? В истории психологии существовали различные подходы к решению этого вопроса. Основными являлись биогенетическая теория, согласно которой источники развития человека заложены в нем самом наследственностью, процесс развития происходит спонтанно, а обучение, воспитание, социальная среда могут лишь несколько ускорить или замедлить этот процесс биологического созревания; и ооциологизаторская теория, по которой источники развития человека находятся в окружающих социальных условиях и становление человека происходит под их влиянием.

Обе эти крайние точки зрения на процесс развития чело­века абсолютизируют один из факторов, исключая собственную активность человека. В действительности личность - не просто результат биологического созревания или отпечаток условий жизни, но и субъект активного взаимодействия со средой, в процессе которого преобразуется и окружающая действительность, и он сам.

Основу личности составляет ее структура - относительно устойчивая связь и взаимодействие всех сторон личности как целостного образования. Психологи включают разные компоненты в структуру личности. Рассмотрим одну из структур личности - структуру личности К.К. Платонова. Он включает следующие компоненты:

• направленность

• социальный опыт (знание, умение, навыки)

• психические процессы (познавательные, эмоционально-волевые)

• психические свойства (темперамент, характер)

• половые различия

• возрастные особенности.

В личности выделяют следующие сферы: потребностно-мотивационную, познавательную, эмоционально-волевую, индивидуальных особенностей. Изучению познавательной, эмоционально-волевой сфер буду посвящены специальные лекции. В рамках данной темы мы рассмотрим потребностно-мотивационную сферу и сферу индивидуальных особенностей.

Вопрос 2. Психологическая характеристика потребностно-мотивационной и индивидуальной сфер.

Источником активности личности являются потребности. Потребности - это нужда в чем-то или ком-то. Выделяют различные виды потребностей:

• по происхождению: естественные и культурные и по предмету: материальные и идеальные. Потребности характеризуются следующими особенностями:

1. предметность (потребность - это всегда нужда в чем-то, ком-то)

2. конкретное содержание потребность приобретает в зависимости от условий и способов ее удовлетворения

3.воспроизведение потребности (после удовлетворения потребность возникает вновь)

4. развиваются потребности через их удовлетворение

5. индивидуальные особенности определяются тремя параметрами:

• сила - значимость данной потребности для человека, ее актуальность, чистота возникновения (более сильные потребности - более значимы, чаще возникают, доминируют над другими, их удовлетворение необходимо в первую очередь)

• количество - число разнообразных потребностей, имеющихся у человека

• качество (своеобразие) - предметы, с помощью которых можно удовлетворить данную потребность и предпочитаемый способ удовлетворения.

Потребности могут проявляться в различных формах:

• интерес (направленность личности на предметы и явле­ния действительности, получение знаний о них)

• склонность (стремление заниматься определенной деятельностью, сочетание устойчивого интереса со стремлением самому действовать в этом направлении)

• убеждение (сочетание интереса, склонности, чувств и высокой степени осознания, система убеждений образует мировоззрение)

• идеал (образ, которым руководствуется человек в своих действиях и который определяет план самовоспитания)

Однако в самой потребности жестко не зафиксирован предмет ее удовлетворения, т.е. потребность может быть удовлетворена с помощью разных предметов и различными способами. Непосредственными побудителями деятельности являются мотивы, выступающие формой проявления потребности.

Как правило, деятельность человека является полимотивированной, т.е. вызванной несколькими мотивами - причинами. Поскольку мотивы являются формой проявления потребности, то интересы, склонности, убеждения, идеалы, влечения, желания выступают различными видами мотивов, т.е. являются причинами действий и поведения человека. Мотивы классифицируются по разным основаниям:

1.по степени осознанности: осознаваемые человеком и неосознаваемые

2. по степени действенности: знаемые и реально действующие

3. по отношению к деятельности: внешние (побуждают деятельность, но не связаны с ней) и внутренние (непосредственно связанные с деятельностью); в свою очередь внешние мотивы делятся на: общественные (альтруистические, долга, обязанности) и личные (оценки, успеха, самоутверждения, благополучия), а внутренние на: процессуальные, результатные, саморазвития.

Совокупность взаимосвязанных потребностей, проявляющихся в определенных мотивах, образует направленность, которая главным образом и определяет отношение личности к окружающему миру и ее поведение. Кроме содержания, т.е. того, какие именно потребности образуют направленность, она имеет определенную широту, интенсивность, устойчивость, действенность. Следовательно, направленности разных личностей различаются не только по содержанию, но и поданным качествам,

Обобщим, что же входит в направленность: интересы, склонности, убеждения, идеалы, в которых выражается мировоззрение. Все они являются опредмеченными потребностями, т.е. мотивами. Поэтому направленность можно определить как совокупность соподчиненных устойчивых мотивов, ориенти­рующих деятельность личности и относительно независимых от конкретных ситуаций.

Преобладание тех или иных мотивов определяет различ­ные; виды направленности: общественную, индивидуалистиче­скую, деловую.

Направленность является основным компонентом структуры личности, ее ядром. И хотя, как уже говорилось, психологи включают различные компоненты в структуру личности, но направленность как ведущий компонент выделяют все.

Важнейшим структурным компонентом, определяющим личностные особенности каждого человека, его неповторимость, является темперамент. Темперамент - это совокупность индивидуальных особенностей, характеризующих динамическую сторону человека и проявляющихся в его поведении и деятельности. Подчеркиваем, темперамент характеризует только динамическую сторону и не определяет ее содержательной стороны: интересов, взглядов, убеждений.

Особенности темперамента определяются свойствами основных нервных процессов (возбуждения и торможения):

• силой нервных процессов (способность нервной систе­мы выдерживать большие нагрузки, работоспособность и выносливость сильных раздражителей)

• уравновешенностью (соотношение между возбуждением и торможением, преобладание одного из них)

• подвижностью (быстрота смены процессов)

Как мы уже отмечали, темперамент отвечает за динамическую сторону личности. Свойства, определяющие сущность личности, заложены в другой индивидуальной особенности - характере. Характер - это совокупность устойчивых качеств личности, выражающих ее отношение к действительности и проявляющихся в поведении. Характер и темперамент тесно связаны: темперамент влияет на форму проявления характера, окрашивая те или иные его черты, и, в свою очередь, особенности темперамента перестраиваются под воздействием характера.

Условия жизни и деятельности каждого человека своеобразны и неповторимы. В результате этого существует бесконечное разнообразие индивидуальных характеров. Наряду с этим в жизни и деятельности людей, живущих в одинаковых условиях, имеется много общего следовательно, и в характере их будут некоторые общие черты, отражающие общие, типичные обстоятельства их жизни. Таким образом, характер каждого человека представляет собой единство индивидуального и типичного.

В противоположность темпераменту характер является результатом взаимодействия человека со средой, процессов воспитания и самовоспитания.

В структуре характера выделяется несколько групп, черт:

• черты, выражающие отношение человека к труду, деятельности

• черты, выражающие отношение к другим людям, обществу

• черты, выражающие отношение человека к самому себе

• черты, выражающие отношение к вещам.

Количество разнообразных черт, особенностей, свойств характера у людей достаточно велико. Причем, вариативность их проявляется не только в качественном многообразии, но и в количественной выраженности. Когда количественная выраженность той или иной черты характера достигает предельных величин и оказывается у крайней границы нормы, возникает так называемая акцентуация характера. Акцентуация характера - это крайние варианты его нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены. Это усиление определенной черты обычно обнаруживается только под воздействием каких-либо факторов и в определенных условиях.

Проблема акцентуированных свойств характера представ­ляет профессиональный интерес для сотрудников ОВД, поскольку достаточно много правовых норм имеет отношение к рассматриваемой проблеме.

В качестве иллюстрации приведем некоторые из таких формулировок Уголовного кодекса РФ:

психическое расстройство, не исключающее вменяемости (ч.2 ст.22);

• деяние, совершенное по легкомыслию (ч.1,2 ст.26);

• несоответствие психофизиологических качеств требованиям экстремальных условий или нервно-психическим перегрузкам (ч.2 ст.28);

• лишение права заниматься определенной деятельностью, ...если с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления и личности виновного суд признает невозможным сохранение за ним права... заниматься определенной деятельностью (ч. З ст.47);

• при назначении наказания учитываются характер и степень общественной опасности преступления и личности виновного... (ч.Зст.60);

• совершение преступления с особой жестокостью... (п. «и» ч.1 ст.63, п. «д» ч.2 ст.105, п. «в» ч.2.ст.131).

Очевидно также то, что установление экстремальных состояний психики участников как уголовного, так и гражданского процесса в ряде случаев также невозможно без изучения индивидуально-психологических, в том числе, разумеется, и харак­терологических, особенностей личности правоотношений, а именно:

аффекта у виновного при совершении убийства (ч.1 и 2 ст. 107), при причинении тяжкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего (ст. 113);

беспомощного состояния потерпевшей (потерпевшего) по делам об изнасилованиях (ч.1 ст. 131), о насильственных действиях сексуального характера (ч.1 ст. 132);

такого состояния гражданина, участника сделки, когда он не был способен понимать значения своих действий или руководить ими (ч.1 ст. 177 ГК РФ).

Рассмотрим наиболее распространенные акцентуированные свойства характера, представляющие интерес для профессиональной деятельности сотрудников ОВД.

Так, для субъектов, имеющих крайне возбудимый - гипертимный тип характера с присущими ему чертами (большая подвижность, активность, избыточная общительность, повышенная речевая продуктивность, стремление к лидерству), отрицательными обстоятельствами, провоцирующими, по существу, проявление негативных форм поведения, являются отсутствие неформальных контактов и строгая регламентация образа жизни. При наличии неблагоприятного социального влияния, серьезных дефектов воспитания такие «возбудимые» личности легче вовлекаются в групповые формы развлечений, сопровождающиеся употреблением спиртных напитков, азартными играми, с последующей трансформацией этих развлечений в групповые преступления против общественного порядка, против жизни и здоровья граждан.

Лица с подобными чертами характера более других склонны к групповым формам противо­правного поведения и нередко сами становятся вдохновителями правонарушений не только ради развлечений, из корыстных побуждений, но и ради желания самоутвердиться среди своих сверстников, из желания пережить ощущения, связанные с риском.

Помимо «чистого» гипертимного типа характера встречаются и различные смешанные с ним типы. Наиболее распространенным из них является гипертимно-неустойчивый тип характера. Кроме него известны: гипертимно-истероидный (демонстративный) тип личности, для которой склонность к демонстративному поведению, стремление произвести впечатление на других являются ведущими; гипертимно-эксплозивный тип личности, в структуре характера которой доминируют раздражительность, гневливость, агрессивность, вспыльчивость, аффективная окрашенность эмоций. Однако, их агрессивные, импульсивные, эмоционально насыщенные реакции, внешне напоминающие взрывчатость эпилептоидов, о которых речь пойдет впереди, не носят такого глубокого, застойного характера, как у последних. Поэтому лица, наделенные чертами характера по гипертимному типу, весьма отходчивы, не злопамятны, легко прощают причиненные им обиды.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты