Человек как личность и индивидуальность

Исследуя развитие личности, Фромм приходит к выводу, что движущими силами этого развития являются 2 врожденные бессознательные потребности, находящиеся в состоянии антагонизма – потребность в укоренении и потребность в индивидуализации. Эти две потребности являются причиной внутренних противоречий, конфликта мотивов у человека. Стремление человека примирить их является, с точки зрения Фромма, двигателем не только индивидуального развития, но и общества в целом. Его попытки показать противоречивость позиции человека в его общении с окружающими, роль общества, социальной формации в развитии личности человека имели огромное значение не только для психологии, но и для смежных наук.

Закономерным итогом исследований Хорни и Фромма стало появление теорий, соединяющих в себе психоаналитические и бихевиоральные подходы к личности. Это, прежде всего, теория Г. Салливена, которую он назвал интерперсональной теорией психиатрии. Он считал, что личность человека является не врожденным качеством, а формируется в процессе общения младенца с окружающими.

Исходя из идеи о приоритетном влиянии общения на развитие личности, Салливен уделял большое внимание изучению характера общения людей, формированию образов окружающих. Теория Салливена явилась одной из первых попыток соединить воедино различные подходы к пониманию закономерностей развития личности.

Работы Салливена оказали большое влияние не только на психологию личности, но и на социальную психологию, положив начало исследованиям особенностей восприятия при общении людей.

Продуктивность такого подхода была продемонстрирована в концепции американского ученого Э. Берна. Его главное достижение разработка концепции трансактного анализа, в основе которого лежит понятие о 3-х Эго – состояниях, в которых может находиться человек: Родитель, Взрослый, Ребенок. В каждый конкретный момент человек может находиться в одном из этих состояний, переключаясь на другое при изменении ситуации.

Одной из наиболее значимых концепций личности в последние годы стала» теория привязанности» английского психолога и психиатра Д. Боулби. Отходя от классического психоанализа, он стремится соединить в своей концепции различные подходы к детскому развитию, объяснить формирование связи между грудным ребенком и матерью, исходя из положений этологии. Его идея состояла в том, что в первые месяцы жизни устанавливается тесная эмоциональная связь между матерью и ребенком. Резкий разрыв этой связи приводит к серьезным нарушениям в психическом развитии ребенка, прежде всего в структуре его личности.

Из всех теорий глубинной психологии, появившихся во второй половине 20 в., наибольшее признание и распространение получила теория Э Эриксона. Это связано с тем, что его мысли о цельности личности, ее тождественности самой себе и обществу, в котором она живет, стали весьма актуальны для большинства современных социумов, в которых одной из проблем является разобщенность и одиночество людей.

Эриксон связал воедино несколько тенденций в развитии психологии личности, соединив психоаналитический подход с важными идеями гуманистической психологии, главным образом мысли о неоднозначной роли адаптации, которая приостанавливает развитие личности, и важности сохранения собственной идентичности и цельности. Пересмотрев позиции Фрейда в отношении иерархии структур личности, он делает специальный акцент на отношениях ребенок-семья, а боле конкретно на отношениях ребенок-мать. Он считал, что «врожденные влечения» человека являются отрывками стремлений, которые должны собираться, приобретать значение и организовываться в периоде затяжного детского возраста.

Главными для Эриксона становятся положения о роли среды, цельности личности и о необходимости постоянного развития и творчества личности в процессе ее жизни. Он считал, что развитие личности продолжается всю жизнь, фактически до самой смерти человека, а не только в первые годы его жизни, как считал Фрейд.

Большое значение придавал Эриксон и внешней стабильности системы, в которой живет человек, так как нарушение этой стабильности, изменение ориентиров, социальных норм и ценностей также нарушает идентичность и обесценивает жизнь человека.

Теория Эриксона демонстрирует продуктивность соединения нескольких подходов, нескольких точек зрения на личность, которые дают возможность увидеть процесс ее развития под разными углами.

Особое место в психологи личности занимает «теория психологического поля» разработанная К. Левиным, не только потому, что он впервые ввел экспериментальные методы исследования структуры и динамики развития личности, но и в связи с его выделением различных уровней в поведении, которое может быть названо субъектным или личным.

Его эксперименты доказали, что личность живет и развивается в психологическом поле окружающих ее предметов, каждый из которых имеет определенный заряд, актуализирующий ту или иную потребность. Левин различал два рода потребностей – биологические и социальные. Одно из наиболее известных уравнений Левина, которыми он описывал поведение человека в психологическом поле под влиянием различных потребностей, доказывает, что поведение является одновременно функцией и личности и психологического поля. Человек не привязан к определенному действию или способу разрешения ситуации, но может менять их, разряжая возникшее у него напряжение, и это расширяет его адаптационные возможности. Он разработал теорию конфликтов и выделил из них три типа: стремление-стремление, избегание-избегание, стремление-избегание. Его эксперименты, направленные на подавление агрессии, доказали, что искусственно созданная ситуация фрустрации способна вызвать конфликт, провоцирующий испытуемого на разные виды агрессии – против себя, других, ситуации.

Все работы Левина дали возможность проанализировать факторы, лежащие в основе волевого личностного поведения человека, показали что люди – целостные, уникальные системы, каждая из которых несет в себе свой внутренний мир.

Именно эти вопросы и стояли в центре внимания гуманистической психологии, «духовным» отцом которой по праву считается А. Маслоу.

В отличие от психоаналитиков, которые исследовали отклоняющееся поведение, Маслоу считал, что исследовать человеческую природу необходимо, изучая ее лучших представителей. Только изучая лучших людей, считал он можно исследовать границы человеческих возможностей и понять истинную природу человека, недостаточно четко представленную в других, менее одаренных людях. Эти исследования привели его к мысли о том, что существует определенная структура потребностей человека: физиологические потребности, потребность в безопасности, в любви и принадлежности, в уважении и самоактуализации.

Но стремление к самоактуализации наталкивается в обществе на различные трудности и препятствия, так как любое общество, считает Маслоу, стремится сделать человека шаблонным представителем своей среды, оно отчуждает личность от ее сути. Цель личностного развития – это стремление к росту, к самоактуализации, в то время как остановка личностного роста – это смерть для человека как личности.

Маслоу был практически первым психологом, обратившим внимание не только на отклонения и негативные стороны личности, но и на позитивные стороны личностного развития, раскрыл пути саморазвития и самосовершенствования для любого человека.

В русле теоретических исследований Маслоу была разработана и психотерапевтическая концепция К. Роджерса, в центре которой находиться идей уникальности человеческой личности. Он считал, что опыт, который возникает у человека в процессе жизни, уникален и индивидуален, но он может совпадать или не совпадать с реальной действительностью. Внутренняя сущность человека, его самость, выражается в самооценке, которая является отражением истинной сути личности, его Я.

Исследования, проводимые Роджерсом, доказывали, что успешная социализация человека, его удовлетворение работой и собой имеют прямую корреляцию с его уровнем самосознания. Эта связь, по его мнению, более значима для нормального развития личности, чем отношение родителей к ребенку, их привязанность или отчуждение его, социальный статус семьи и ее окружение.

В отличие от большинства других концепций, настаивающих на ценности будущего или влияния прошлого, Роджерс подчеркивает значение настоящего, говоря о том, что люди должны научиться жить в настоящем, осознавать и ценить каждый момент своей жизни, находя в нем что-то прекрасное и значительное. Только тогда жизнь раскроется в своем истинном значении т только в этом случае можно говорить о полной реализации или, как говорил Роджерс о полном функционировании личности.

Одним из самых распространенных вариантов психотерапии стала теория В. Франкла. Эта теория состоит из трех частей – учение о стремлении к смыслу, учение о смысле жизни учения о свободе воли. При этом стремление к осознанию смысла жизни он считал врожденным, и именно этот мотив является ведущей силой развития личности. Смыслы не являются универсальными, они уникальны для каждого человека в каждый момент его жизни. Смысл жизни всегда связан с реализацией человеком своих возможностей и в этом плане близок к понятию самоактуализации Маслоу. Однако существенным отличием Франкла является идея о том, что обретение и реализация смысла всегда связана с внешним миром, с творческой активностью человека в нем и его продуктивными достижениями.

В центре концепции Франкла стоит учение о ценностях, т.е. понятиях, несущих в себе обобщенный опыт человечества о смысле типичных ситуаций. Он выделял три класса ценностей, которые позволяют сделать жизнь человека осмысленной: ценности творчества, ценности переживания, и ценности отношения, сознательно принимаемого по отношению к тем критическим жизненным обстоятельствам, которые мы не в состоянии изменить.

Признавая, что наследственность и внешние обстоятельства задают определенные границы возможностей поведения, он подчеркивает наличие трех уровней существования человека: биологического, психологического и духовного. В этом плане понятие Франкла духовный уровень можно рассматривать как более широкое по отношению к тем, что связывают свободу воли с каким-то одним видом духовной жизни.

Несколько особняком от основных концепций личности стоит теория Д. Келли. В основе теории Келли лежит понятие «конструктивный альтернативизм», исходя, из которого он доказывал, что каждое событие осмысливается и интерпретируется людьми по своему пониманию. Каждый человек обладает уникальной системой конструктов. Речь идет о том, что люди постоянно строят свой образ реальности при помощи индивидуальной системы категориальных шкал – личных конструкторов. Исходя из этого образа, выдвигаются гипотезы о будущих событиях. Таким образом, говоря о настоящем, Келли подчеркивал, что наибольшее значение для человека имеет будущее.

Основной постулат теории Келли гласит, что психическая деятельность определяется тем, как человек прогнозирует (конструирует) будущее событие, т.е. его мысли и поступки направлены на прогноз ситуации. При этом Келли подчеркивал, что необходим целостный подход к человеку, а не анализ отдельных действий или переживаний. Из этого постулата им были сделаны выводы, которые объясняют, каким образом функционирует система конструкторов. Как она изменится и изменяет социальную ситуацию вокруг человека.

Говоря об отечественных теориях личности необходимо помнить о том, что эта проблема не занимала ведущее место в исследованиях российских ученых, уделявших большее внимание вопросам индивидуальных особенностей человека.

Одна из первых отечественных концепций личности была разработана В.Н. Мясищевым. Он открыл важнейшие закономерности становления индивидуального стиля деятельности, выделил и описал несколько типов личности, предложил новый подход названный им «психологией отношений». При этом отношения понимались им как сознательные, избирательные связи человека с окружающим миром и с самим собой, которые влияют на его личностные качества и реализуются в деятельности. Такой цельный подход к личности, по мнению Мясищева, обеспечивал динамическое понимание личности как единства субъекта и объекта.

Свое понимание проблемы личности было дано С.Л. Рубинштейном. Путь к исследованию личности Рубинштейн находит в исследовании творческой деятельности личности. Преодолевая разрыв между понятиями субъективным и объективным, он подчеркивает значение активной деятельности человека не столько познающего, сколько творящего этот мир. И чем полнее и совершеннее это творение, тем более оно объективно и тем больше оно влияет на окружающий мир, в том числе и на других людей.

Таким образом, преодолевается противоречие между бытием и сознанием, внешним и внутренним в человеке. Так, постигая себя, человек творит себя и свою жизнь, а сотворенный им жизненный путь определяет и его дальнейшее познание себя, и его дальнейшее бытие. Понимая себя человек, лучше реализует себя в деятельности, в своем бытии, которое полнее отражает его сущность.

Характеристики личности как широта связей с миром, степень структурированности иерархии мотивов и отношение к реальности выделил А.Н Леонтьев. Важным моментом его исследования является анализ образующей личность иерархии мотивов, позволивший показать разницу между человеком, действующим под влиянием разнообразных ситуационных мотивов, и тем, кто всю жизнь посвятил достижении поставленной цели. С этой точки зрения более высокий уровень развития присущ личности человека, обладающего свободой воли, т.е. способного сделать осознанный выбор в ситуации борьбы мотивов. Существенное значение имеет и сама эта цель, реальность ее достижения, так как смыслообразующим может стать и мотив, не относящийся к действительности, являющийся результатом аутистического мышления. Леонтьев доказывал ведущее значение культуры межличностного общения на сложный процесс восхождения от индивида к личности.

Анализ разнообразных теорий личности показывает, что учеными, принадлежавшими к психоаналитическому направлению, были исследованы и описаны структура и этапы становления личности, раскрыты движущие силы и механизмы личностного развития. Не смотря на то, что некоторые факты и положения этой школы устарели, основные открытия этого направления составляют ядро современной концепции личности.

Оценивая гуманистические теории личности, необходимо отметить, что в них впервые было обращено внимание не только на отклонения, трудности и негативные стороны человека, но и на позитивные стороны личностного развития. В работах ученых этой школы исследовались позитивные достижения личного опыта, были раскрыты механизмы формирования личности и пути для ее саморазвития и самосовершенствования.

Появление новых тенденций в развитии психологии в конце 20 века нашли отражение и в содержании теории личности. В современно науке наметилась тенденция к сближению позиций разных ученых в понимании структуры личности, механизмов и движущих сил ее развития.

3. Личность и индивидуальность


Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием психологических черт и особенностей, образующих ее индивидуальность, составляющих своеобразие человека, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения), в способностях, индивидуальном стиле деятельности и т.д. Нет двух людей с одинаковым сочетанием указанных психологических особенностей – личность человека неповторима в своей индивидуальности.

Подобно тому, как понятия «индивид» и «личность» не тождественны, личность и индивидуальность, в свою очередь, образуют единство, но не тождество. Способность очень быстро «в уме» складывать и умножать большие числа, задумчивость, привычка грызть ногти и другие особенности человека выступают как черты его индивидуальности, но не обязательно входят в характеристику его личности. Они могут быть, и не представлены в формах деятельности и общения, важных для группы, в которую включен индивид, обладающий этими чертами. Если черты индивидуальности не представлены в системе межличностных отношений, то они оказываются несущественными для характеристики личности индивида и не получают условий для развития.

Как собственно личностные выступают только те индивидуальные качества, которые в наибольшей степени «втянуты» в ведущую для данной социальной общности деятельность.

Индивидуальные особенности человека до известного времени остаются «немыми», пока они не станут необходимыми в системе меж личностных отношений, субъектом которых выступит данный человек как личность.

Итак, индивидуальность есть только одна из сторон личности человека.

Быт личности в социальном и внешнем мире – это деятельность. В деятельности личность формируется, выражается и осуществляется. Когда мы рассматриваем деятельность со стороны того, какие отношения личности в деятельности реализуются, мы говорим о направленности личности. Когда мы рассматриваем деятельность со стороны способов реализации отношений личности, мы говорим о способностях личности. Когда мы рассматриваем интеграцию, единство и взаимосвязь направленности и способов деятельности, интеграцию социального поведения и предметной деятельности – мы говорим о характере. Таким образом, структура личности в ее отношениях и взаимодействии с миром включает в себя направленность, способности и характер.

Когда мы говорим об отношениях личности человека к миру и связанных с этим переживаниях, то мы обращаемся к следующему миру, в котором живет человек, – это «мой», внутренний мир. Это мир, наполненный переживаниями, личностными смыслами, ощущением личной причастности, личной отнесенности к чему-либо, «событийности» существования с другими людьми. Это мир, в который может войти предметная деятельность как «моя личная» деятельность, как творчество, а не просто утилитарно – полезная деятельность. Обезличенное предметное действие, социальное поведение входит в «мой» мир как межличностное общение, как соприкосновение с внутренними мирами других людей, как способ открыть себя другим людям, как самовыражение. В «моем» мире появляется и специфические для него виды деятельности: игра, искусство, религия, общение как соприкосновение внутренних миров.

Личная отнесенность индивидуума к внешнему и социальному миру проявляются в той мере, в какой они становятся частью мира внутреннего, в той мере, в какой их быт становится для человека «событийным» или событием. В основе этого мира лежат не объект – объектные отношения, как в мире внешнем, не субъект – объектные отношения, как в мире социальном, а субъект – субъектные отношения. Чтобы понять другого человека, мы должны понять этого человека в его субъектных характеристиках (каковы его мотивы, намерения и т.д.). Поэтому главный критерий интерсубъективного поведения, когда завязываются действительно личные, «событийные» отношения между людьми, – не полезность, не правильность, а искренность, правдивость и открытость. Мы верим художнику (актеру, писателю, живописцу), если считаем выраженные им переживания искренними, и в этом случае у нас возникает сопереживание, и «мой» внутренний мир обогащается новым переживанием, новым взглядом на мир, которого не было в личном опыте.

Человек является личностью, лишь, поскольку он выделяет себя из природы, и отношение его к природе и к другим людям дано ему как отношение, т.е. поскольку у него есть сознание. Процесс становления человеческой личности включает в себя, как неотъемлемый компонент, формирование его сознания и самосознания: это есть процесс развития сознательной личности. Если всякая трактовка сознания вне личности может быть только идеалистической, то всякая трактовка личности, не включающая ее сознания и самосознания, может быть только механической. Без сознания и самосознания не существует личности. Личность как сознательный субъект осознает не только окружающее, но и себя в своих отношениях с окружающими. Если нельзя свести личность к ее самосознанию, к «я», то нельзя и отрывать одно от другого. Поэтому последний завершающий вопрос, который встает перед нами в плане психологического изучения личности, – это вопрос о ее самосознании, о личности «я», которое в качестве субъекта сознательно присваивает себе все, что делает человек, относит к себе все исходящие от него дела и поступки. Проблема психологического изучения личности не заканчивается на изучении психических свойств личности – ее способностей, темперамента и характера; она завершается раскрытием самосознания личности.

Единство личности как сознательного субъекта, обладающего самосознанием, не представляет собой изначальной данности. Известно, что ребенок далеко не сразу осознает себя как «я»: в течение первых лет он сам сплошь и рядом называет себя по имени, как называют его окружающие; он существует сначала даже для самого себя скорее как объект для других людей, чем как самостоятельный по отношению к ним субъект. Осознание себя как «я» является, таким образом, результатом развития. При этом развитие у личности самосознания совершается в самом процессе становления и развития самостоятельности индивида как реального субъекта деятельности. Самосознание не надстраивается внешне над личностью, а включается в нее; самосознание не имеет, поэтому самостоятельного пути развития, отдельного от развития личности, оно включается в этот процесс развития личности как реального субъекта в качестве его момента, стороны, компонента.

Единство организма и самостоятельность его органической жизни является первой материальной предпосылкой единства личности, но это только предпосылка. И соответственно этому элементарные психические состояния общей органической чувствительности, связанные с органическими функциями, являются, очевидно, предпосылкой единства самосознания. Элементарные, грубые нарушения единства сознания в патологических случаях так называемого раздвоения личности или распада личности бывают связаны с нарушениями органической чувствительности.

Источник самосознания никак не приходится искать в «соотношениях организма с самим собой. Подлинный источник и движущие силы развития самосознания нужно искать в растущей реальной самостоятельности индивида, выражающейся в изменении его взаимоотношений с окружающими.

Не сознание рождается из самосознания, из «я», а самосознание возникает в ходе развития сознания личности, по мере того как она становится самостоятельным субъектом. Прежде чем стать субъектом практической и теоретической деятельности, «я» само формируется в ней. Реальная история развития самосознания неразрывно связана с реальным развитием личности и основными событиями ее жизненного пути.

В развитии личности и ее самосознания существует ряд ступеней. В ряду внешних событий жизни личности сюда включается все, что делает человека самостоятельным субъектом общественной и личной жизни: от способности к самообслуживанию до начала трудовой деятельности, делающей его материально независимым.

Каждое из этих внешних событий имеет и свою внутреннюю сторону; объективное, внешнее, изменение взаимоотношений человека с окружающими, отражаясь в его сознании, изменяет и внутреннее, психическое состояние человека, перестраивает его сознание, его внутреннее отношение и к другим людям, и к самому себе.

Однако этими внешними событиями и теми внутренними изменениями, которые они вызывают, никак не исчерпывается процесс становления и развития личности. Они закладывают лишь фундамент, создают лишь основу личности, осуществляют лишь первую, грубую ее формовку; дальнейшая достройка и отделка связана с другой, более сложной, внутренней работой, в которой формируется личность.

Самостоятельность субъекта никак не исчерпывается способностью выполнять те или иные задания. Она включает более существенную способность, самостоятельно, сознательно ставить перед собой те или иные задачи, цели, определять направление своей деятельности. Это требует большой внутренней работы, предполагает способность самостоятельно мыслить, и связано с выработкой цельного мировоззрения.

Развитие самосознания проходит при этом ряд ступеней – от наивного неведения в отношении самого себя к более углубленному самопознанию, соединяющемуся затем с более определенной и иногда резко колеблющейся самооценкой. В процессе развития самосознания центр тяжести переносится от внешней стороны личности к ее внутренней стороне, от более или менее случайных черт к характеру в целом. В результате человек самоопределяется как личность на более высоком уровне.

На этих высших ступенях развития личности и ее самосознания особенно значительны, оказываются индивидуальные различия. Всякий человек является личностью, сознательным субъектом, обладающим и известным самосознанием; но не у каждого человека те качества его, в силу которых он признается нами личностью, представлены в равной мере, с той же яркостью и силой. В отношении некоторых людей именно это впечатление, что в данном человеке мы имеем дело с личностью в каком-то особенном смысле этого слова, господствует над всем остальным. Мы не смешаем этого впечатления даже с тем очень близким, казалось бы, к нему чувством, которое мы обычно выражаем, говоря о человеке, что он индивидуальность. «Индивидуальность», – говорим мы о человеке ярком, т.е. выделяющемся известным своеобразием. Но когда мы специально подчеркиваем, что данный человек является личностью, это означает нечто большее и другое. Личностью в специфическом смысле этого слова является человек, у которого есть свои позиции, свое ярко выраженное сознательное отношение к жизни, мировоззрение, к которому он пришел в итоге большой сознательной работы. У личности есть свое лицо. Такой человек не просто выделяется в том впечатлении, которое он производит на другого; он сам сознательно выделяет себя из окружающего. В высших своих проявлениях это предполагает известную самостоятельность мысли, не банальность чувства, силу воли, какую-то собранность и внутреннюю страстность. Глубина и богатство личности предполагают глубину и богатство ее связей с миром, с другими людьми; разрыв этих связей, самоизоляция опустошают ее. Личность – это не существо, которое просто вросло в среду; личностью является лишь человек, способный выделить себя из своего окружения для того, чтобы по-новому, сугубо избирательно связаться с ним. Личностью является лишь человек, который относится определенным образом к окружающему, сознательно устанавливает это свое отношение так, что оно выявляется во всем его существе.

Подлинная личность определенностью своего отношения к основным явлениям жизни заставляет и других самоопределиться. К человеку, в котором чувствуется личность, редко относятся безразлично, так же как сам он не относится безразлично к другим; его любят или ненавидят; у него всегда есть враги и бывают настоящие друзья. Как бы мирно внешне не протекала жизнь такого человека, внутренне в нем всегда есть что-то активное, наступательно – утверждающее.




Заключение


Психология является чем–то большим, чем площадкой для проведения

упражнений ученых. Психология, стоит того, чтобы человек отдал ей все силы, не ограничиваясь абстрактным изучением отдельных функций. Она должна, проходя через изучение функций, процессов, в конечном счете, приводить к действительному познанию реальной жизни, живых людей.

В психологической науке категория личности относится к числу базовых категорий. Она не является сугубо психологической и изучается по существу всеми общественными науками. В этой связи возникает вопрос о специфике исследования личности психологией. Все психические явления формируются и развиваются в деятельности и общении, но принадлежат они не этим процессам, а их субъекту – общественному индивиду – личности.

Проблема личности в психологии выступает и как самостоятельная. При этом в разном плане изучается различными отраслями психологической науки. Важнейшая теоретическая задача состоит в том, чтобы вскрыть объективные основания тех психических свойств, которые характеризуют человека как индивида, индивидуальность, личность.

Понять что такое личность можно только при изучении реальных общественных связей и отношений, в которые вступает человек.

Смысл изложенного заключается в том, что наша цель была последовательно, шаг за шагом проследить путь познавательного проникновения в психическую жизнь личности и на основании этого предположить, что все многообразие психических явлений – функций, процессов, психических свойств деятельности… – принадлежит личности и смыкается в ее единстве.

Существует большое количество понятий, что такое личность в отечественной и зарубежной литературе, но это каждый раз определяется только уровнем развития науки и методологической позицией автора.



Литература


1.      Агеев В.С. «Межгрупповые взаимодействия». – М., 1980

2.      Бороздина Г.В. «Психология делового общения». – М., 1999

3.      Вудлок М., Френсис Д. «Раскрепощенный менеджер (для руководителя практики)». – М., 1991

4.      Гарбузов В.И. «Практическая психотерапия». – СПБ, 1994

5.      Генов Ф. «Психология управления». – М; 1982

6.      Григорович Л.А. «Педагогика и психология». – М., 2005

7.      Дружинин В.Н. «Психология». СПб 2000.

8.      Ильенков Э.В. «Что такое личность?» – М., 1991

9.      Леонтьев А.Н. «Деятельность. Сознание. Личность» – М. 1975.

10. Платонов К.К. «Структура и развитие личности». – М., 1986.

11. Рогов Е.И.» Общая психология. Курс лекций». – М., 1995.

12. Рубинштейн С.Л. «Основы общей психологии». – СПб, 1998.

13. Слободчиков В.И., Исаев В.И. «Психология человека. Ведение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов». – М., 1995.

14. Смирнов С.Д. «Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности». – М., 1995.

15. Хьелл Д. «Теории личности» – М., 1997.


Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты