Ценностно-смысловая саморегуляция поведения в юношеском возрасте

2.2.3 Возрастные особенности ценностно-смысловой сферы личности в юношеском возрасте

К концу юности, в возрасте 15-18 лет, складываются основные компоненты личности – характер, общие и специальные способности, мировоззрение. Эти сложные компоненты формирующейся личности являются психологическими предпосылками вступления в самостоятельную, взрослую жизнь. В ряде исследований отмечается, что юношеский возраст сензитивен, очень благоприятен для формирования ценностно-смысловых ориентаций как устойчивого свойства личности, способствующего становлению мировоззрения [21; 31]. Отличительной особенностью возраста становится резкое усиление саморефлексии, т.е. стремления к самопознанию своей личности, к оценке е е возможностей и способностей.

По мнению В. Франкла, вопросы о смысле жизни наиболее часты и особенно насущны в юности, при этом они никак не являются болезненным симптомом [14;12]. Умение определить свои цели, найти сво е место в жизни – важный показатель личностной зрелости в юношеском возрасте. Однако данного уровня развития достигает небольшой процент юношей.

Период 18-23 лет И.С. Кон называет поздней юностью или началом взрослости [9;59]. В этом возрасте большинство людей включаются в процесс трудовой деятельности. По мнению американских психологов П. Массена, Дж. Конгера, Дж. Кагана и Дж. Гивитца, в этом возрасте большинство людей имеют дело с выбором карьеры и супруга, намечают жизненные цели и начинают их осуществлять [3;174].

Ценностно-смысловые ориентации, как устойчивые свойства личности, формулируются и развиваются в процессе трудовой деятельности. По словам Б.Г. Ананьева, с началом самостоятельной общественно-трудовой деятельности строится общественный статус человека [3;73]. Этот статус преемственно связан самооценка статусом семьи, из которой человек вышел. В частности, это касается ценностей профессионального самоопределения. Так, ряд исследователей этой проблемы подтверждают, что характер связанных с выбором профессии ценностно-смысловых ориентаций и предпочтений детерминирован социальным и профессиональным статусом семьи. Однако под влиянием обстоятельств жизни и исторического времени, ценностные ориентации и смысловые представления могут все более отдаляются от прежнего статуса и преодолевать старый уклад жизни, сохраняя, тем не менее, наиболее ценные традиции.

Ценностно-смысловые ориентации личности проявляются, закрепляются и корректируются в профессиональной деятельности индивида. Необходимо отметить, что процесс формирования ценностно-смысловых ориентаций и профессиональная деятельность взаимодетерминированы. С одной стороны, отношение к профессионально-трудовой среде формируется на основе системы личностных смыслов человека, обусловленных прошлым опытом, осознаваемая часть этой системы существует в виде ценностей и ценностных ориентаций; с другой стороны, профессиональная деятельность оказывает воздействие на систему ценностных ориентаций личности [27;39].

В процессе профессиональной деятельности юноша неизбежно вступает в определенные общественные отношения с другими людьми. Профессиональная деятельность стимулирует развитие личности и ее ценностных ориентаций через новые связи, сосредоточением которых является, прежде всего, коллектив. Индивидуальные ценностные ориентации взаимодействуют и воздействуют на коллективные в основном через межличностные взаимоотношения. В процессе профессиональной деятельности, при положительной мотивации, формируется профессиональная пригодность, которая накладывает заметный отпечаток на весь облик человека, его психомоторику, на образование стереотипов речи и мышления, на его установки и ценностные ориентации [23, 98]. По мнению Е.А. Климова, для каждой определенной профессиональной группы характерен свой смысл деятельности, своя система ценностей [12;74]. Если избранная профессия и реализуемый жизненный смысл, достигаемая жизненная ценность составляют ценностно-смысловое единство для субъекта, то профессиональная деятельность приобретает сущностный, смысложизненный характер. Однако если основные жизненные ценности субъекта лежат вне профессии, то она является лишь средством реализации этих ценностей [34;56].

Ценности и смыслы непостоянны: они изменяются во времени в результате деятельности людей, как изменяются и сами люди. Вследствие накопленного жизненного опыта то, что было для индивида центральной ценностью, может превратиться в периферийную или даже изменить свою полярность. Одним из факторов изменения системы ценностей являются социально-исторические условия, на фоне которых развивается личность. Социально-экономические, политические, идеологические изменения в обществе влекут за собой изменения системы ценностей общества, социальных групп, отдельной личности. Изменчивость субъективных ценностей и смысловых предпочтений связана с объективностью реального процесса жизни индивида и общества, в котором система ценностей проявляется, и который является их отражением [27;15].

Переоценка ценностей и переориентировка смыслов – закономерный процесс развития личности. Приобретение новых жизненных и социальных ролей заставляет человека по-новому смотреть на многие вещи. В этом, по мнению Р.С. Немова, заключается основной момент личностного развития в старшем возрасте следующим за юностью [22;43].

Таким образом, можно сделать выводы, что ценностно-смысловая сфера – это функциональная система, формирующая смыслы и цели жизнедеятельности юноши и регулирующая способы их достижения. С одной стороны, ценностно-смысловые ориентации прививаются юноше социумом, но, с другой стороны, и сам юноша активно формулирует и конкретизирует их, принимая, изменяя или отвергая ценности и смыслы, предлагаемые социумом. На каждом этапе жизни у человека, исходя из социальных ценностей или биологических потребностей, должны появиться некие цели жизнедеятельности, для реализации которых необходимо понимание (или даже ощущение) их смысла. Именно такая осмысленность цели дает человеку энергию для ее реализации, делая ее приоритетной.

Отсутствие осмысленности целей дезорганизует всю систему ценностей, делая поведение юноши или «автоматизированным», основанным на ожиданиях окружающих, или нецеленаправленным, зачастую противоречивым, девиантным. Неопределенность личностных смыслов мешает юноше занять свое место в социальной системе, что, в свою очередь, еще более дезорганизует их.

Соответственно, нарушения развития ценностно-смысловой сферы человека влекут некий субъективный дискомфорт, который Франкл называет «экзистенциальной фрустрацией», в ответ на которую должна появляться какая-либо реакция компенсации, защиты. [14;54]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Теоретический анализ литературы по проблеме поиска смысла жизни в юношеском возрасте позволяет сделать следующие выводы: юность – это возраст от 16-17 лет (ранняя) до 22-23 лет (поздняя). Юность – решающий этап становления Я-концепции, идентичности, самосознания, мировоззрения и самоопределения. Именно в юности происходит становление человека как личности.

Характерные черты этого возраста - чувствительность, частая резкая смена настроения, боязнь насмешек, снижение самооценки. Гормональные всплески, резкое ускорение темпа роста, качественные изменения организма. Подросток не всегда способен совладать со своим быстро растущим телом и его метаморфозами, не говоря уж о внутреннем состоянии. Однако все проявления этого стресса обусловлены, либо специфическим физиологическим состоянием, либо особенностями личностного развития. У большинства детей со временем это проходит само собой, некоторым же нужна помощь психолога. В целом, подростковые проблемы принято называть кризисом юношеского возраста. В 16-18 лет происходит ценностно-смысловая саморегуляция поведения. Подростку в этом возрасте необходимо придти на помощь, подвигнуть его на литературное творчество, предложить игровую структуру самовыражения и т.д. Если человек научится объяснять, а следовательно, регулировать свои действия, то потребность объяснить свое поведение волей-неволей приводит к подчинению этих действий новым законодательным схемам. Расстройства бывают поведенческие и эмоциональные. Эмоциональные расстройства преобладают у девочек. Это депрессия, страхи и тревожные состояния. Причины обычно социальные, на фоне перехода в новое состояние, новую возрастную группу. Нарушения же в поведении в четыре раза чаще бывают у мальчиков. Выбросы эндокринной системы, заставляют мальчиков крайне активизировать физическую деятельность. В таких ситуациях осознание происходящего может сильно запаздывать.

Необходимо помнить, что в этом возрасте подростки переживают философскую интоксикацию сознания, они оказываются поверженными в сомнения, раздумья, мешающие их активной деятельной позиции. Иногда состояние переходит в ценностный релятивизм (относительность всех ценностей). Необходимо предпринять бесконечное множество различных шагов по структуризации этого релятивизма, помогая своему ребенку обрести позитивное мировоззрение. Поиск путей гармоничного развития личности не может быть очерчен жесткими рамками, это творческая работа. Совместная. Родителей вместе со своим ребенком. Аналитические диспуты и доклады, поиск творческих способов самовыражения, активизация жизненной позиции, формализация претензий, уроки аутотренинга, – любые способы должны быть опробованы, если вы хотите помочь своему ребенку преодолеть этот кризис.

На основе выработанной системы ценностей происходит определение смысла жизни. В поиске смысла жизни вырабатывается мировоззрение, расширяется система ценностей, формируется тот нравственный стержень, который помогает справиться с первыми житейскими неурядицами, юноша начинает лучше понимать окружающий мир и самого себя, становится в действительности самим собой.

Для девушек наиболее значимыми ценностями являются «любовь», «счастливая семейная жизнь», «здоровье», также «воспитанность», «чуткость», «аккуратность». Для юношей выше значение «независимости» (самостоятельности), «наличия хороших друзей», «материально обеспеченной жизни» (финансовой независимости). Таким образом, можно сказать, что различия в ценностных ориентациях юношей и девушек являются следствием усвоения поведенческих норм в процессе полоролевой социализации.

Трансформация ценностно-смысловой сферы, обусловленная социокультурными условиями современного российского общества, проявляется в деформациях правового сознания молодежи на уровне когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов. Это обнаруживается в невысоком уровне правовой информированности, непонимании ценности и функции закона, неверии в авторитет власти и правоохранительных органов, восприятии закона как аппарата репрессии; в негативной оценке права и практики его применения, пренебрежительном отношении к представителям правоохранительных органов, ориентации на нормы морали, а не права; в выраженной потенциальной готовности к нарушению закона.

Особенностями ценностно-смысловой сферы личности правопослушной молодежи, объясняющими обнаруженные деформации правосознания, являются:

·                   Трансформация системы личностных ценностей, в которой отмечается преобладающее значение ценностей, связанных с достижением благополучия и спокойствия, что приводит к сужению жизненной перспективы личности.

Ценности межличностных отношений более значимы, чем индивидуальные ценности, связанные с самореализацией и активной жизненной позицией. Социальные ценности, связанные с гражданской позицией личности (патриотизм, справедливость), остаются на уровне «знаемых», «декларируемых», не являются присвоенными, не имеют правового содержания.

·                   Наличие внутреннего конфликта, связанного с реализацией такой смысложизненной цели, как «материально обеспеченная жизнь», который сочетается у правопослушной молодежи, не имеющей специального правового образования, с «невостребованностью» инструментальных ценностей, посредством которых она может быть реализована.

·                   Неразвитость такого механизма присвоения ценностей, как интернализация, что обнаруживается в низких показателях общей интернальности у молодежи, не имеющей специального правового образования, и свидетельствует о преобладании внешних факторов в регуляции правопослушного поведения: страх наказания, общественное мнение, порицание и другие.

·                   Склонность проявлять в ситуации фрустрации враждебность, порицание, направленные вовне, что обнаруживается в сочетании выраженных экстрапунитивных реакций с фиксацией на самозащите.

Уровень образования, в отличие от его специфики, не является определяющим для формирования законопослушного поведения в юношеском возрасте. Принятие правопослушного поведения не только на уровне социальных норм и правил, но и на уровне ценностно-смысловом, способствует формированию субъективной ответственности и принципиальности стабильного правового поведения. Получение юридического образования или введение дополнительных правовых дисциплин следует рассматривать в качестве одного из условий, способствующих формированию правопослушного поведения.

Таким образом, можно сказать, что юношеский возраст, как и другие возрастные периоды, также несвободен от кризисных периодов, в юношеском возрасте преобладает стремление к общению со сверстниками, происходит ценностно-смысловая саморегуляция поведения. Существенные преобразования происходят в характере мотивации учебно-познавательной деятельности подростков и профессионального, и в целом личностного самоопределения.

Личностное самоопределение как психологическое явление возникает на границе старшего подросткового и раннего юношеского возраста; потребность в личностном самоопределении представляет собой потребность в формировании смысловой системы, в которой слиты представления о себе и о мире; личностное самоопределение имеет ценностно-смысловую природу. активное определение своей позиции относительно общественно выработанной системы ценностей, определение на этой основе смысла своего собственного существования; обретение человеком своего ценностно-смыслового единства и его реализация есть определение себя в мире – самоопределение; существенной особенностью личностного самоопределения является его ориентированность в будущее, причем различаются два вида будущего: смысловое и временное будущее; личностное самоопределение лежит в основе процесса самоопределения в старшем подростковом и юношеском возрастах, оно определяет развитие всех других видов самоопределения (социального и профессионального).

Так как наиболее емким определением личностного самоопределения будет процесс формирования единой смысловой системы, в которой слиты обобщенные представления о себе и обобщенные представления о мире, то мы можем говорить о том, что Я-концепция (как динамическая система представлений о самом себе, сопряженная с их оценкой) является фактором процесса личностного самоопределения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.                Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов.- М.: Издательский центр «Академия»; Раритет.-1997.-704с.

2.                Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.- М.: ТЦ Сфера, 2004.- 464с.

3.                Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1989.- 255с.: пл.- (Психол. наука - школе).

4.                Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов.- 9-е изд. стереотип.- М.: Издательский центр «Академия», 2004.-456с.

5.                Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие.- М.: Аспект Пресс, 2001.-461с.

6.                Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М.,1989.

7.                Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.,1986.

8.                Бодалев А.А Восприятие и понимание человека человеком. М.,1982.

9.                Кон И.С. Открытие «Я». М.,1978.

10.           Трусов В.П. Социально-психологические исследования когнитивных процессов. Л.,1980.

11.           Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту/ под ред. И.В.Дубровиной. М.,1983.

12.           Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М.,1977.

13.           Зейгарник Б.В., Братусь Б.С. Очерки по психологии аномального развития личности. М.,1980.

14.           Франкл В. Человек в поисках смысла. М.,1990.

15.           Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис/ под. ред. Толстых А.В. М., 1996.

16.           Алексеев В.А. Самосознание и мотивация деятельности на рубеже подросткового и старшего школьного возраста// Проблемы мотивации общественно-полезной деятельности школьников. М.,1984. С.103-107.

17.           Асмолов А.Г., Братусь Б.С., Зейгарник Б.В., Петровский В.А. и др. О некоторых перспективных исследованиях смысловых образований личности // Вопросы психологии. — 1979. — № 4. — С. 35–47.

18.           Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения// Вопросы психологии, 1994, №3.

19.           Гульдан В.В. Мотивация преступного поведения психопатической личности // Криминальная мотивация. — М.: Наука, 1986. — С. 189–251.

20.           Додонов Б.И. О некоторых перспективах исследования смысловых образований личности // Вопросы психологии. — 1973. — № 5. — С. 18–28.

21.           Дубровина И.В. Школьная психологическая служба. М., 1991.

22.           Забродин Ю.М., Сосновский Б.А. Мотивационно-смысловые связи в структуре направленности человека // Вопросы психологии. — 1989. — № 6. — С. 100–108.

23.           Зейгарник Б.В., Холмогорова А.Б., Мазур Е.С. и др. Саморегуляция поведения в норме и патологии // Психологический журнал. — 1989. — Т. 10, № 2. — С. 121–133.

24.           Зотова О.И. Направленность личности и социальная регуляция поведения молодёжи // Психология личности и образ жизни. — М.: Наука, 1987. — С. 30–33.

25.           Круглов Б.С. Роль ценностных ориентаций в формировании личности школьника. М.,1993. С.4-15.

26.           Сафин В.Ф. Динамика оценочных эталонов в подростковом и юношеском возрасте// Вопросы психологии,1982, №1 с.69.

27.           Шибаева М.М. Самоопределение личности в культуре как мировоззренческая проблема// Культура и мировоззрение. Вып.11. М.,1981.

28.           Шостакович Б.В. Классификация психопатий // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. — 1988. — Т. 88, вып. 11. — С. 1875–1884.

29.           Выготский Л.С. Педология подростка: проблема возраста// собр. Соч.: в 6 т. Т.А.С. 5-220; С.т.,1983, 244-269.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Рис.1. Структурно-функциональные компоненты системы саморегуляции личности. [3]

Ценности


Цели

скучный –

ненавистный –

ничтожный –

интересный

любимый

значительный

тормозящий –

удерживающий–

сбивающий –

устремляющий

побуждающий

направляющий

 

 







 

Идеалы



Образ «Я»

отвергаемый –

как образец –

принимаемый

как образец



отрицательный–

чужой –

признаваемый

свой

отвратительный –

прекрасный



далекий –


близкий

достойный порицания –

достойный подражания









 

Уровень притязаний



Компонент самооценивания

ограничивающий–

недооценивющий-

принижающий –

поощряющий

переоценивающий

возвышающий

осуждающий –

бранящий –

отрицающий –

одобряющий

хвалящий

признающий

 

 



Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты