Б.
I |
1 |
Я сомневаюсь в том, что смогу справляться с обязанностями матери |
|
|
2 |
Я считаю, что не смогу стать хорошей матерью |
|
|
3 |
Я не задумываюсь о предстоящем материнстве |
|
|
4 |
Я уверена, что стану прекрасной матерью |
|
|
5 |
Я полагаю, что если постараюсь, то смогу стать хорошей матерью |
|
II |
1 |
Я часто с удовольствием представляю себе ребенка, которого вынашиваю, разговариваю с ним |
|
|
2 |
Я понимаю ребенка, которого вынашиваю, восхищаюсь им и считаю, что он знает и понимает все, о чем я думаю |
|
|
3 |
Я постоянно беспокоюсь о состоянии здоровья ребенка, которого вынашиваю, стараюсь его почувствовать |
|
|
4 |
Я не думаю о том, каким будет ребенок, которого вынашиваю |
|
|
5 |
Я часто думаю о том, что ребенок, которого вынашиваю, будет каким-нибудь неполноценным, и очень боюсь этого |
|
III |
1 |
Я не думаю о том, как буду кормить ребенка грудью |
|
|
2 |
Я с восторгом представляю себе, как буду кормить ребенка грудью |
|
|
3 |
Я думаю, что буду кормить ребенка грудью |
|
|
4 |
Я беспокоюсь о том, что у меня будут проблемы с кормлением грудью |
|
|
5 |
Я почти уверена, что вряд ли смогу кормить ребенка грудью |
|
В.
I |
1 |
Считаю, что беременность сделала меня еще прекрасней в глазах отца моего ребенка |
|
|
2 |
Моя беременность никак не изменила отношения ко мне отца моего ребенка |
|
|
3 |
Из-за беременности отец моего ребенка стал внимательнее и теплее относиться ко мне |
|
|
4 |
Из-за беременности я стала некрасивой и отец моего ребенка стал холоднее относиться ко мне |
|
|
5 |
Боюсь, что изменения, связанные с беременностью, могут ухудшить отношение ко мне отца моего ребенка |
|
II |
1 |
Большинство близких мне людей разделяют мою радость по поводу беременности и мне хорошо с ними |
|
|
2 |
Не все близкие мне люди достаточно рады тому, что я беременна, не все понимают, что теперь я нуждаюсь в особом отношении |
|
|
3 |
Большинство близких мне людей не одобряют того, что я беременна, мои отношения с ними ухудшились |
|
|
4 |
Меня мало интересует отношение к моей беременности даже близких мне людей |
|
|
5 |
Некоторые близкие мне люди относятся к моей беременности неоднозначно и это меня тревожит |
|
III |
1 |
Мне всегда мучительно стыдно, когда окружающие замечают, что я «в положении» |
|
|
2 |
Мне немного не по себе, когда окружающие замечают, что я «в положении» |
|
|
3 |
Мне приятно, когда окружающие замечают, что я «в положении» |
|
|
4 |
Мне наплевать, замечают окружающие или нет, что я «в положении» |
|
|
5 |
Я не испытываю особой неловкости, если окружающие замечают, что я «в положении» |
|
После выполнения задания женщине предлагается перенести результаты в следующую таблицу, отметив соответствующую утверждению цифру.
|
О |
Г |
Э |
Т |
Д |
|
А |
I |
4 |
2 |
1 |
3 |
5 |
II |
2 |
3 |
4 |
1 |
5 |
|
III |
3 |
1 |
5 |
2 |
4 |
|
Б |
I |
5 |
3 |
4 |
1 |
2 |
II |
1 |
4 |
2 |
3 |
5 |
|
III |
3 |
1 |
2 |
5 |
4 |
|
В |
I |
3 |
2 |
1 |
5 |
4 |
II |
1 |
4 |
2 |
5 |
3 |
|
III |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
|
Всего: |
|
|
|
|
|
В нижней строке таблицы «всего» выставляется результат подсчета количества отмеченных цифр (баллов, не суммы цифр!) в каждом столбце. Столбец О - отражает утверждения, характеризующие преимущественно оптимальный тип ПКГД, Г - гипогнозический, Э - эйфорический, Т - тревожный, Д - депрессивный.
Тест позволяет не только определить тип ПКГД по преобладанию выбранных утверждений, но и произвести качественный анализ, выявить те отношения, которые нуждаются в коррекции.
Приложение 2.
Методика М. Рокича
Инструкция для ранжирования инструментальных ценностей:
«Перед Вами список, включающий некоторые положительные черты, проявляющиеся в поведении людей. Выберите ту из них, которую Вы считаете наиболее ценной при любых обстоятельствах и в скобках СЛЕВА от нее поставьте цифру 1. Затем выберите следующую по значимости и обозначьте цифрой 2, и так далее. Наименее важная получит номер 18. После этого оцените, насколько каждая из них уже РЕАЛИЗОВАНА в Вашей жизни, и поставьте в скобках СПРАВА от нее соответствующую цифру в процентах».
Список инструментальных ценностей:
[ ] АККУРАТНОСТЬ, ЧИСТОПЛОТНОСТЬ [ %]
(умение содержать в порядке вещи, порядок в делах)
[ ]ВОСПИТАННОСТЬ [ %]
(хорошие манеры)
[ ] ВЫСОКИЕ ЗАПРОСЫ [ %]
(высокие требования к жизни и высокие притязания)
[ ] ЖИЗНЕРАДОСТНОСТЬ [ %]
(чувство юмора)
[ ] ИСПОЛНИТЕЛЬНОСТЬ [ %]
(дисциплинированность)
[ ] НЕЗАВИСИМОСТЬ [ %]
(способность действовать самостоятельно, решительно)
[ ] НЕПРИМИРИМОСТЬ К НЕДОСТАТКАМ В СЕБЕ И ДРУГИХ [ %]
[ ] ОБРАЗОВАННОСТЬ [ %]
(широта знаний, высокая общая культура)
[ ] ОТВЕТСТВЕННОСТЬ [ %]
(чувство долга, умение держать слово)
[ ] РАЦИОНАЛИЗМ [ %]
(умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения)
[ ] САМОКОНТРОЛЬ [ %]
(сдержанность, самодисциплина)
[ ] СМЕЛОСТЬ В ОТСТАИВАНИИ СВОЕГО МНЕНИЯ СВОИХ ВЗГЛЯДОВ [ %]
[ ] ТВЕРДАЯ ВОЛЯ [ %]
(умение настоять на своем, не уступать перед трудностями)
[ ] ТЕРПИМОСТЬ [ %]
(к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения)
[ ] ЧЕСТНОСТЬ [ %]
(правдивость, искренность)
[ ] ЧУТКОСТЬ [ %]
(заботливость)
[ ] ШИРОТА ВЗГЛЯДОВ [ %]
(умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки)
[ ] ЭФФЕКТИВНОСТЬ В ДЕЛАХ [ %]
(трудолюбие, продуктивность в работе)
Инструкция для ранжирования терминальных ценностей:
«Перед Вами список, включающий некоторые цели, к которым могут стремиться люди. Выберите из них наиболее значимую цель с Вашей точки зрения и в скобках СЛЕВА от нее поставьте цифру 1. Затем выберите следующую по значимости цель и обозначьте цифрой 2, и так далее. Наименее важная получит номер 18. После этого оцените, насколько каждая из предложенных целей уже РЕАЛИЗОВАНА в Вашей жизни, и поставьте в скобках СПРАВА от нее соответствующую цифру в процентах».
Список терминальных ценностей:
[ ] АКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНАЯ ЖИЗНЬ [ %]
(полнота и эмоциональная насыщенность жизни)
[ ] ЖИЗНЕННАЯ МУДРОСТЬ [ %]
(зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом)
[ ] ЗДОРОВЬЕ (физическое и психическое) [ %]
[ ] ИНТЕРЕСНАЯ РАБОТА [ %]
[ ] КРАСОТА ПРИРОДЫ И ИСКУССТВА [ %]
(переживание прекрасного в природе и искусстве)
[ ] ЛЮБОВЬ [ %]
(духовная и физическая близость с любимым человеком)
[ ] МАТЕРИАЛЬНО ОБЕСПЕЧЕННАЯ ЖИЗНЬ [ %]
(отсутствие материальных затруднений)
[ ] НАЛИЧИЕ ХОРОШИХ И ВЕРНЫХ ДРУЗЕЙ [ %]
[ ] ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРИЗНАНИЕ [ %]
(уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе)
[ ] ПОЗНАНИЕ [ %]
(возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие)
[ ] ПРОДУКТИВНАЯ ЖИЗНЬ [ %]
(максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей)
[ ] РАЗВИТИЕ [ %]
(работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование
[ ] РАЗВЛЕЧЕНИЯ [ %]
(приятное, необременительное времяпровождение, отсутствие обязанностей)
[ ] СВОБОДА [ %]
(самостоятельность, независимость в суждениях и поступках)
[ ] СЧАСТЛИВАЯ СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ [ %]
[ ] СЧАСТЬЕ ДРУГИХ [ %]
(благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом)
[ ] ТВОРЧЕСТВО [ %]
(возможность творческой деятельности)
[ ] УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ [ %]
(внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений)
Приложение 3.
Социологическая анкета
A.
1. Срок беременности_______________________
2. Акушерско-гинекологический диагноз_________________________
3. Какая по счету беременность_______________________
4. Семейное положение:
а) зарегистрированный брак; б) гражданский брак; в) в разводе; г) не замужем.
5. Возраст._______________________
6. Место работы, учебы.____________
7. Условия работы, учебы:
а) хорошие; а) дневное обучение;
б) удовлетворительные; б) вечернее;
в) неудовлетворительные. в) заочное
8. Образование________________________
9. Условия проживания:
а) свое жилье; б) проживание у родителей; в) аренда жилья.
10. Материальное положение:
а) выше среднего; б) среднее; в) ниже среднего.
Б.
1. Была ли беременность: а) спонтанной; б) планируемой.
2. Если беременность не первая, как протекали предыдущие?
а) нормально; б) с небольшой патологией; в) с серьезной патологией.
3. Ваш муж был согласен с вами по поводу рождения ребенка? а) да; б) скорее да; в) скорее нет; г) нет.
4. Изменилось ли к Вам отношение мужа, когда он узнал о беременности? а) да; б) скорее да, чем нет; в) скорее нет, чем да; г) нет.
5. Ваша беременность помогла решить какие-либо семейные проблемы или усугубила их?
а) да; б) скорее да, чем нет; в) скорее нет, чем да; г) нет;
B.
1. Вы сразу сообщили сослуживцам по работе, что ждете ребенка или когда они сами обратили внимание?
а) сразу сообщили; б) когда они обратили внимание; г) не сообщила.
2. Какова была реакция коллектива на это известие? а) положительное; б) безразличие; в) отрицательное.
3. Имеете ли Вы среди сослуживцев друзей, которым могли бы рассказать о своих переживаниях?
а) да; б) нет.
4. Вы спокойно перенесете то, что долгое время не выйдете на эту работу? а) да; б) скорее да, чем нет; в) скорее нет, чем да ;г) нет.
5. Что для Вас является более значимым - сама работа или коллектив? а) работа; б) коллектив.
6. Вы имеете друзей вне коллектива, с которыми могли бы говорить о самом сокровенном?
а) да, много; б) да, немного; в) нет, хотя испытываете желание иметь таких
друзей; г) никогда ни с кем не разговариваете о таких вещах.
7. У Вас есть друзья, к которым Вы всегда можете обратиться за помощью?
а) да; б) нет; в) всегда рассчитываете только на себя.
Г.
1. Знаете ли Вы, как ваша мама относилась к беременности Вами?
а) да, положительно; б) да, отрицательно; в) не знаю; г) другое_______________
2. Как протекала беременность Вами: а) физиологическая беременность; б)
беременность с незначительной патологией_________________; в) серьезные проблемы с беременностью_______________
3. Ваши родители полностью поддерживают Ваше решение родить ребенка? а) да; б) нет; в) не знают о беременности.
4. Вы советовались с родителями по поводу сроков рождения ребенка: а) да; б) нет.
5. Вы обсуждаете с родителями вопросы, связанные с будущим ребенком? а) да; б) обсуждаем, но поверхностно; в) нет.
6. Для Вас важнее мнение мужа или родителей?
а) мнение мужа; б) мнение родителей; в) не прислушиваюсь ни к каким мнениям.
Д.
1.Есть ли у Вас еще дети: а) да, один; б) да, двое; в) нет; г) другое
2. Планировали ли Вы рождение старших детей: а) да; б) нет.
3. Важна ли для Вас разница в возрасте между детьми и почему______________
4. Сколько детей в семье Вы хотели бы иметь и почему__________________
5. Могли бы Вы взять ребенка из детского дома и при каких условиях_________
6. Перечислите, пожалуйста, основные элементы семейной жизни и материнства (люди; материальные условия - какие; карьера; внешние условия; личные обстоятельства):
№ |
Элементы семейной жизни |
Элементы материнства |
1 |
|
|
2 |
|
|
3 |
|
|
4 |
|
|
5 |
|
|
6 |
|
|
7 |
|
|
8 |
|
|
9 |
|
|
10 |
|
|
11 |
|
|
12 |
|
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10