Характер как интегративное свойство личности

3 - г) Персептивная сторона общения – это процесс восприятия и понимания людьми друг друга. Все три стороны общения тесно переплетаются между собой, органически дополняют друг друга и составляют процесс общения в целом.

2.3 Стили общения


Существует четыре основных стиля взаимодействий: ритуальный, императивный, манипулятивный и гуманистический.

Ритуальный стиль

Этот стиль обычно задается культурой, в которой живет человек. Ритуальным, например, может быть стиль приветствий и вопросов, задаваемых при встрече, и ответов. Так, в американской культуре принято на вопрос: «Как дела?» отвечать: «Прекрасно», как бы дела ни обстояли в действительности. Для нашей культуры свойственно отвечать «по существу», не стесняясь отвешивать негативные характеристики собственному существованию. Человек, привыкший к другому ритуалу, будет озадачен, получив подобный ответ.

Императивный стиль

Это авторитарная, директивная форма взаимодействия. Цель императивного стиля – достижение контроля над поведением другого, над его установками или принуждение к определенным действиям и решениям. В качестве средств оказания влияния используются приказы, предписания и требования. Сферы, где достаточно эффективно используется императивное общение – это отношения «начальник – подчиненный», воинские уставные отношения, работа в экстремальных условиях.

Манипулятивный стиль

Если цель императивного общения никак не завуалирована, то при использовании манипулятивного стиля влияние на собеседника осуществляется скрытно. Цель остается той же: добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. При манипулятивном общении собеседник воспринимается не как целостная личность, а как носитель определенных нужных манипулятору качеств. Поэтому человек, выбравший в качестве основного стиля общения манипулятивный, со временем начинает воспринимать фрагментарно и себя самого, переходя на стереотипные формы поведения. При этом использование манипулятивных навыков в одной сфере (например, в деловой) обычно заканчивается переносом этих навыков на все остальные сферу жизни человека.

Гуманистический стиль

К этому стилю относятся все разновидности диалогического общения: это равноправное взаимодействие, цель которого – взаимное познание, самопознание. Гуманистический стиль общения лишен императива и позволяет достичь глубокого взаимопонимания. Настоятельная необходимость общения с другими людьми определяется, в первую очередь, совместной трудовой деятельностью, в процессе которой люди должны понимать друг друга, устанавливать нужные для успеха дела контакты, учитывать зависимость этого успеха от возможностей каждого ее участника и т. д. Именно в процессе общественно–трудовой деятельности происходит формирование человека как члена общества, как личности. Человек в подлинном смысле слова есть продукт общества, и вне общества он перестает быть человеком. Не только длительное выключение человека из общества оказывает на него отрицательное воздействие. Даже сравнительно кратковременное одиночество переживается обычно весьма тягостно, что убедительно свидетельствует о важности, необходимости меж людских контактов, о той роли, которую играет потребность общения в системе всех потребностей человеческого духа. Потребность общения при ее ущемлении вызывает лавинно - нарастающее чувство утраты чего-то очень нужного, очень дорогого, без чего жизнь теряет смысл. Об этом постоянно говорят те, кому по тем или иным причинам довелось испытать такое переживание. Только в общении с другими людьми человек обретает, познает свое собственное «я». «В некоторых отношениях»,- писал К. Маркс, - «человек напоминает товар. Т.к. он родился без зеркала в руках и не фихтеанским философом: «я есмь я», то человек сначала смотрится, как в зеркало, в другого человека». Поведение в целом и отдельные поступки другого человека играют роль своего рода образцов, эталонов, сверяясь с которыми строится оценка собственного поведения, своих поступков. Хорошая оценка во всех случаях означает прежде всего, что человек занимает в данном конкретном коллективе (группе, компании, команде, и т.д.) «подобающее ему место», которое он стремится занять, которое отвечает самооценке, собственному представлению о своих достоинствах. Место в коллективе, роль в коллективе - это жизненная проблема, волнующая каждого, особенно молодого человека, направляющегося в плавание по социальному океану человеческих взаимоотношений. Естественно, что в начале такого плавания перед каждым его участником встают многочисленные вопросы, ответ на которые имеет для них очень большое значение. Это, в первую очередь, вопросы о правилах, принципах, законах человеческого общежития, о средствах, способах и содержании, как любого отдельного акта общения, так и всего процесса общения в целом.

Манера общения определяется:

- тоном общения (спокойным, властным, вкрадчивым, взволнованным);

- поведением в общении (сдержанностью, беспокойством, неуверенностью,

скованностью);

- дистанцией в общении (интимной, личной, социальной, публичной).

Дистанция в общении определяет характер отношения партнёров. Интимная и личная дистанции свидетельствуют о том, что общающиеся являются близкими людьми или друзьями. Социальная дистанция указывает на официальный, а публичная – на интеллектуально-демонстрационный характер общения. Манер общения много. Общение может быть уважительным или пренебрежительным, протекать в шутливой или серьёзной, озлобленной или доброжелательной манере.

Стиль общения - это индивидуально-типологические особенности взаимодействия между людьми.

В стиле общения находят выражение:

- особенности коммуникативных возможностей человека;

- сложившийся характер отношений с конкретными людьми или коллективами;

- психологическая или социальная индивидуальность человека;

- особенности партнёра по общению.

Фундамент стиля общения личности составляет её нравственно-этические

установки и оценки социально-этических установок общества.

Наиболее распространены следующие стили общения:

творчески-продуктивный,

дружеский,

дистанционный,

подавляющий,

популистский,

заигрывающий,

требовательный,

деловой,

позиционный.

Стиль общения непосредственно влияет на эмоциональную атмосферу

взаимодействия и выбор его средств.

2.4 Общение как восприятие людьми друг друга


Процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения и составляет то, что называют перцепцией. Поскольку человек вступает в общение всегда как личность, постольку он воспринимается и другим человеком – партнером по общению также, как личность. На основе внешней стороны поведения мы, по словам С.Л. Рубинштейна, как бы "читаем" другого человека, расшифровываем значение его внешних данных. Впечатления, которые возникают при этом, играют важную регулятивную роль в процессе общения. Во-первых, потому, что познавая другого, формируется сам познающий индивид. Во-вторых, потому, что от меры точности "прочтения" другого человека зависит успех организации с ним согласованных действий. Однако в процессы общения включены как минимум два человека, и каждый из них является активным субъектом. Следовательно, сопоставление себя с другим осуществляется как бы с двух сторон: каждый из партнеров уподобляет себя другому. Значит, при построении стратегии взаимодействия каждому приходится принимать в расчет не только потребности, мотивы, установки другого, но и то, как этот другой понимает мои потребности, мотивы, установки. Все это приводит к тому, что анализ осознания себя через другого включает две стороны: идентификацию и рефлексию. Одним из самых простых способов понимания другого человека является уподобление (идентификация) себя ему. Это, разумеется, не единственный способ, но в реальных ситуациях взаимодействия люди пользуются таким примером, когда предположение о внутреннем состоянии партнера строится на основе попытки поставить себя на его место. Установлена тесная связь между идентификацией и другим, близким по содержанию явлением – эмпатией. Эмпатия также определяется как особый способ восприятия другого человека. Только здесь имеется в виду не рациональное осмысление проблем другого человека, как это имеет место при взаимопонимании, а стремление эмоционально откликнуться на его проблемы. Процесс понимания друг друга "осложняется" явлением рефлексии. Под рефлексией здесь понимается осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это уже не просто знание или понимание другого, но знание того, как другой понимает меня, своеобразно удвоенный процесс зеркальных отражений друг друга, глубокое, последовательное взаимоотражение, содержанием которого является воспроизведение внутреннего мира партнера, причем в этом внутреннем мире в свою очередь отражается мой внутренний мир. Есть некоторые факторы, которые мешают правильно воспринимать и оценивать людей.

Основные из них таковы:

Наличие заранее заданных установок, оценок убеждений, которые имеются у наблюдателя задолго до того, как реально начался процесс восприятия и оценивания другого человека. Наличие уже сформированных стереотипов, в соответствии с которыми наблюдаемые люди заранее относятся к определенной категории и формируется установка, направляющая внимание на поиск связанных с ней черт. Стремление сделать преждевременные заключения о личности оцениваемого человека до того, как о нем получена исчерпывающая и достоверная информация. Некоторые люди, например, имеют "готовое" суждение о человеке сразу же после того, как в первый раз повстречали или увидели его. Отсутствие желания и привычки прислушиваться к мнению других людей, стремление полагаться на собственное впечатление о человеке, отстаивать его. Отсутствие изменений в восприятии и оценках людей, происходящих со временем по естественным причинам. Имеется в виду тот случай, когда однажды высказанные суждения и мнение о человеке не меняются, несмотря на то, что накапливается новая информация о нем.

Выводы по второй главе

Общение – специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества; в общении реализуются социальные отношения людей. Существуют различные стили общения личности, характерные для определенного типа темперамента. Так же существуют стили присущие непосредственно ситуации общения. Структура общения так же трактуется по-разному разными психологами и специалистами. Но одно остается неизменным – любой человек нуждается в общении. Без общения обыкновенному человеку жить не представляется реальным. И деловое и духовное, и светское, и другие виды общения это неотъемлемые части нашей жизни. Люди часто судят друг о друге по стилю и средствам общения. Например языку, интонации, жестам и мимике.

Глава 3 Анализ влияния социально-психологических особенностей личности на стиль общения

3.1 Методы и организация исследования


В исследовании влияния социально-психологических особенностей характера на стиль общения приняло участие 10 человек. Все они учащиеся 10 класса общеобразовательной школы №19. Класс лингвистический, что значит что все учащиеся обладают более гуманитарными способностями и, можно предположить, что тип характера у этих учащихся будет совпадать. Для нашего исследования мы не случайно выбрали тестируемых одной возрастной категории ведь подросткам свойственен особый стиль общения – молодежный, неформальный. Они не на столько обременены проблемами, как взрослые люди, но, тем не мене к возрасту 15 лет уже четко выстраивается и формируется определенный тип характера и, чаще всего стиль общения. Для проведения нашего исследования, мы воспользовались двумя тестами Касьянова на определение типа характера и стиля общения.

Ваш стиль общения

Нам редко удается взглянуть на себя "со стороны", а ведь у каждого существует излюбленная манера общения - то, что обычно называют стилем. Ваш стиль общения поможет определить данный тест.

На каждый из 20 вопросов даны три варианта ответов. Подчеркните тот, который вас устраивает. Если ни один ответ вам не подходит, переходите к следующему вопросу.

1. Склонны ли вы искать пути примирения после очередного конфликта? а) Всегда. б) Иногда. в) Никогда.

2. Как вы ведете себя в критической ситуации?

а) Внутренне "кипите". б) Сохраняете полное спокойствие. в) Теряете самообладание.

3. Каким считают вас коллеги?

а) Самоуверенным и завистливым. б) Дружелюбным. в) Спокойным и независимым.

4. Как вы отреагируете, если вам поручат очень ответственное дело?

а) Примете с некоторыми опасениями. б) Согласитесь без колебаний.

в) Откажетесь ради собственного спокойствия.

5. Как вы будете себя вести, если кто-то из коллег без разрешения возьмет с вашего стола бумагу? а) Выдадите ему "по первое число". б) Заставите вернуть. в) Спросите, не нужно ли ему еще что-нибудь.

6. Какими вы считаете свои взгляды на жизнь?

а) Сбалансированными.б) Легкомысленными. в) Крайне "жесткими".

7. Что вы предпринимаете, если не все удается?

а) Пытаетесь свалить вину на другого. б) Смиряетесь. в) Становитесь впредь осторожнее.

8. Как вы реагируете на заметку о распущенности современных тинейджеров?

а) Пора бы уже запретить молодежи такие развлечения. б) Надо создать ей возможность организованно и культурно отдыхать. в) И чего мы с ней возимся?

9. Какие чувства вы испытываете, когда смотрите страшный фильм?

а) Чувство страха. б) Скучаете. в) Получаете искреннее удовольствие.

10. Как вы относитесь к своим спортивным успехам?

а) Обязательно стараетесь выиграть. б) Цените удовольствие почувствовать себя вновь молодым. в) Очень сердитесь, если проигрываете.

11. Как вы поступите, если вас плохо обслужили в ресторане?

а) Стерпите, избегая скандала. б) Вызовете метрдотеля и сделаете ему замечание. в) Отправитесь с жалобой к директору ресторана.

12. Какой вы человек?

а) Средний. б) Самоуверенный. в) Пробивной.

13. Ваша реакция на статью в газете о хулиганстве в среде молодежи?

а) Когда же, наконец, будут приняты конкретные меры? б) Надо бы ввести суровые наказания! в) Нельзя же все валить на молодежь, виноваты и воспитатели!

14. Какое животное больше вам нравится?

а) Тигр. б) Домашняя кошка. в) Медведь.

15. Что вы скажете подчиненному, с которым столкнулись в дверях?

а) Простите, это моя вина. б) Ничего, пустяки .в) А повнимательнее вы не можете быть?

Результат

Под номером вопроса в вертикальной колонке указаны баллы, соответствующие вариантам ответа. Баллы просуммируйте.

Если вы не выбрали ответ из предложенных вариантов, то по данному вопросу вы набрали 0 баллов.

15-34 балла. Вы умеренно агрессивны, вам сопутствует успех в жизни, поскольку у вас достаточно здорового честолюбия. К критике относитесь доброжелательно, если она деловая и без претензий.

35 баллов и более. Вы излишне агрессивны и неуравновешенны, нередко бываете чрезмерно жестким по отношению к другим людям. Надеетесь дойти до управленческих "верхов", рассчитывая на свои силы. Добиваясь успеха в какой-либо области, можете пожертвовать интересами окружающих. К критике относитесь двойственно: критику "сверху" принимаете, а критику "снизу" воспринимаете болезненно, порой небрежно. Можете преследовать критиков "снизу".

15 балла и менее. Вы чрезмерно миролюбивы, что обусловлено недостаточной уверенностью в собственных силах и возможностях. Это, конечно, не значит, что вы греетесь под любым ветерком. И все же побольше решительности вам не помешает! К критике "снизу" относитесь доброжелательно, но побаиваетесь критики "сверху".

Если по семи и более вопросам вы набрали по три балла и менее чем по семи вопросам - по одному баллу, то ваша агрессивность носит скорее разрушительный, чем конструктивный характер. Вы склонны к непродуманным поступкам и ожесточенным дискуссиям. Относитесь к людям пренебрежительно и своим поведением провоцируете конфликтные ситуации, которых вполне могли бы избежать. Если по семи и более вопросам вы получили по одному баллу и менее чем по семи вопросам - по три балла, то вы чрезмерно замкнуты. Это не значит, что вам не присущи вспышки агрессивности, просто вы их тщательно подавляете.

Для подсчета баллов мы воспользовались следующей предложеннотй таблицей.

Подсчет баллов

 


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

а)

1

2

3

2

3

2

2

2

3

3

1

3

1

2

1

б)

2

1

2

3

2

3

1

1

2

1

2

2

3

3

3

в)

3

3

1

1

1

1

3

3

1

2

3

1

2

1

2

Тест. Ваш тип характера


Тест "Ваш стиль общения"

1. Вас раздражает, когда вам указывают,

что и как делать.

Точно нет

Скорее нет

Скорее да

Именно так

2. Вы испытываете неловкость, когда кто-то

вмешивается в ваш разговор.

Точно нет

Скорее нет

Скорее да

Именно так

3. Вас смущают вопросы, касающиеся чувств и личной жизни

Точно нет

Скорее нет

Скорее да

Именно так

4. Когда вам приходится выступать публично, вы  неплохо с этим справляетесь

Точно нет

Скорее нет

Скорее да

Именно так

5. Чаще вы соглашаетесь со своим супругом, даже  если считаете, что он не прав

Точно нет

Скорее нет

Скорее да

Именно так

6. Вас подавляют сильные личности

Точно нет

Скорее нет

Скорее да

Именно так

7. В конфликтных ситуациях вы порой чувствуете себя неуверенно

Точно нет

Скорее нет

Скорее да

Именно так

8. Если вы приняли решение, то не любите, чтобы  дело затягивалось

Точно нет

Скорее нет

Скорее да

Именно так

9. Вы более чувствительны, чем думают окружающие

Точно нет

Скорее нет

Скорее да

Именно так

10. Вы не очень хорошо переносите критику

Точно нет

Скорее нет

Скорее да

Именно так


В результате обработки двух тестов, мы пришли к нижеследующим результатам:

Участники теста

Тип характера

Стиль общения

Белова Ксения

холерик

манипулятивный

Портнягин Антон

сангвиник

гуманистический

Андрюшкова Ира

сангвиник

императивный

Рыков Саша

холерик

гуманистический

Архипов Артем

сангвиник

гуманистический

Помогаева Оля

холерик

императивный

Скоморовская Неля

флегматик

гуманистический

Бузиной Настя

сангвиник

гуманистический

Майдонюк Тим

меланхолик

ритуальный

Румянцева Даша

сангвиник

гуманистический

3.2 Результаты исследования и их обсуждение


По результатам теста большинство ребят – сангвиники. При анализе полученных результатов была выявлена зависимость стиля общения от типа характера. Цель исследования была достигнута, а рабочая гипотеза подтверждена. Чтобы более конкретно обозначить результат нашего исследования мы сформулировали следующее утверждение, основанное на результатах обработки тестов:

Типы характера личности очень тесно и напрямую связаны со стилем общения, а значит влияют на него.

Холерический темперамент: у такого человека громкая речь, резкие движения. Холерики редко бывают спокойными и своей возбужденностью «заводят» остальных. Понятно, что с Холериком общение будет сложнее, чем с Сангвиником по причине его неуравновешенности. Те люди, чей тип характера по результатам теста был определен, как холеричный отличаются высокой активностью, темпом движений, быстрой реакцией и повышенной эмоциональностью. Преобладает дружеский и творческо-продуктивные стили общения.

Флегматик-человек с сильной, уравновешенной, но малоподвижной и слабо переключаемой нервной системой. От Сангвиника он отличается замедленностью реакций. Внешне такой человек обычно выглядит очень спокойным, невозмутимым, и его очень трудно вывести из себя. Казалось бы, тоже уравновешенный человек, но общение с ним может быть затруднено по причине замедленности его реакций. Флегматики приверженцы дистанционного типа общения, однако, и дружеский и деловой стили общения так же присущи данному типу характера.

Меланхолик. Внешне меланхолик кажется подавленным, заторможенным человеком, у которого почти всегда плохое настроение. От любых достаточно сильных эмоциональных воздействий способен впасть в состояние депрессии. Как общаться с меланхоликом вообще непонятно.

Выводы по третьей главе

Типы характера личности очень тесно и напрямую связаны со стилем общения, а значит, влияют на него. При анализе полученных результатов была выявлена зависимость стиля общения от типа характера. Полученные данные позволяют нас сделать вывод, что наше исследование было успешно и рабочая гипотеза подтверждена. Можно прийти к выводу, что с любым проявлением темперамента общаться проблематично, так как у каждого существуют свои особенности, но, к счастью, описанные типы темперамента человека в чистом виде в жизни встречаются не часто. Обычно темперамент человека это комбинация нескольких, со своими неповторимыми вариациями и особенностями. Так же не существует и определенного стиля общения. Наше исследование было успешным за счет того, что была выбрана определенная классификация как типа характера так и стиля общения, в противном случае из всего многообразия предлагаемых вариантов и классификаций очень сложно было бы выбрать один единственный тип характера или стиль общения, присущий индивиду.

Заключение


Поведение человека, обладающего культурой общения, отличается тактом и чувством меры, умением учитывать настроение и чувства других людей. Его характеризуют благожелательность, приветливость, участие и т.п. Противоположностью общительности является замкнутость. Замкнутый человек, как правило, не делится с окружающими своими мыслями и чувствами, хотя ему есть что сказать. В общении с другими замкнутость не порок, и ее причина может лежать не в отсутствии доверия, уважения и нежелании поделиться с близкими людьми своими переживаниями, а в том, что человек в силу склада своего характера и темперамента не склонен делиться своими мыслями, не вырабатывая у себя привычки межличностного общения. К счастью, описанные типы темперамента человека в чистом виде в жизни встречаются не часто. Чаще всего они сочетаются друг с другом так, что у одного и того же человека обнаруживаются признаки разных типов темперамента. К тому или иному типу человека относят на основании того, что в его психологии и поведении доминируют черты какого-либо одного из описанных типов. Встречается немало людей, которых вообще нельзя отнести ни к одному из представленных типов темперамента, так как у них свойства нервной системы, характерные для каждого типа «перемешаны».

Список литературы


1) Аверин В.А. Психология человека от рождения до смерти : [текст]: Учеб. пособие / В.А. Аверин и др.; под ред. А.А. Реана. 1999. – 180 с.

2) Берн Эрик Игры, в которые играют люди [текст] / Эрик Берн. – М.: Просвящение, 1998. – 145 с.

3) Волков А.А.. Психология и мистика жизни [текст]: учеб. пособие / А.А. Волков. – М : ТЕРА 1994. – 256 с.

4) Добрович А.Б. О психологии и психогигиене общения [текст]: учеб. пособие /

А.Б. Добрович – М.: Логос, 1987. – 233

5) Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития [текст]: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки бакалавра и магистра "Психология" и психол. специальностям / Э. Ф. Зеер. -М.: Академия, 2006. – 440 с.

6) Иванова Е.Н. Эффективное общение [текст]: учеб. пособие / - Воронеж : Совершенство, 1997. – 300 с.

7) Левитов Н.Д. Психология характера [текст]: учебное пособие / Н.Д. Левитов. – М.: ВЛАДОС, 1997. – 345 с.

8) Личко,А.Е. Подростковая психиатрия: Медицина [текст]: учебное пособие / А.Е. Личко. – М.: Логос, 1999. – 440 с.

9) Немов Р.С. Психология [текст]: учебное пособие / Р.С. Немов. - М.: ВЛАДОС, 1997. – 246 с.

10) Никандров В.В. Экспериментальная психология. [текст]: Учеб. пособие/ В.В. Никандров. – СПб.: Речь, 2003. – 156 с.

11) Ночевник М.Н. Человеческое общение [текст]: учеб. пособие / М.Н. Ночевник М.: ТЕРА, 1988. – 300 с.

12) Рогов Е.И. Общая психология [текст]: учебное пособие / Е.И. Рогов. – М.: ВЛАДОС, 1998. – 300 с.

13) Романова В.Я. Психология индивидуальных различий [текст]: / В.Я. Романова. – М.: МГУ, 1982 г. – 330 с.

14) Сизанов А.Н. Психологические игры [текст]: Учеб. Пособие / А.Н. Сизанов. – М.: Прогресс, 1995. – 260 с.

15) Соломин А.Д. Среда и поведение [текст]: учеб. пособие А.Д. Соломин. – М.: ТЕРА, 1997. – 200 с.

16) Климов Е.А. Психология профессионала: избранные психологические труды/ Е.А. Климов – М.: МПСИ. 2003. – 456 с .


Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты