Как мы видим из таблицы 1, в группе учащихся преобладает средний уровень мотивации, что соответствует среднему показателю адаптации. Лишь двое учащихся имеют проявления школьной дезадаптации (Кирилл А., Андрей Д.). Примечательно то, что в группе испытуемых у двух учащихся (Насти О. и Алексея Т.) ярко выражена внешняя школьная мотивация, т.е. данная категория учащихся ориентируется на авторитет взрослых, и ходят в школу исключительно, чтобы угодить им.
Результаты данной методики также представлены нами графически в виде диаграммы 1.
Диаграмма 1
Для решения третьей задачи мы применили методику ранжирования признаков средовой адаптации (дезадаптации) ребенка, предложенной Р.В.Овчаровой. Результаты данной методики также заносились испытуемыми в индивидуальные протоколы, результаты которых были представлены нами в виде графиков (приложение 2). В результате диагностики по данной методике было выявлено, что в группе испытуемых имеются учащиеся, у которых ярко выражена школьная дезадаптация (Кирилл А., Андрей Д.). Причем в случае с Андреем Д. можно однозначно сказать, что причины дезадаптивного поведения учащегося связаны с семейной обстановкой, его полным неприятием, отвержением родителями, что подтверждается результатами следующей методики.
Результаты индивидуальных протоколов представлены нами в виде таблицы 2.
Таблица 2 Сводная таблица результатов диагностики средовой адаптации
№ п/п |
Ф., имя учащегося |
Уровень средовой адаптации |
||||
Высокий |
Норма |
Дезадаптация |
||||
Имеются незначительные нарушения |
Школьная дезадаптация |
Ярко выраженная дезадаптация |
||||
1. |
Руслан А. |
|
+ |
|
|
|
2. |
Кирилл А. |
|
|
|
|
+ |
3. |
Катя Б. |
+ |
|
|
|
|
4. |
Света В. |
|
|
+ |
|
|
5. |
Наташа Г. |
+ |
|
|
|
|
6. |
Андрей Д. |
|
|
|
+ |
|
7. |
Алексей Е. |
|
|
+ |
|
|
8. |
Александр З. |
+ |
|
|
|
|
9. |
Дмитрий И. |
+ |
|
|
|
|
10. |
Наташа К. |
|
+ |
|
|
|
11. |
Лилия К. |
+ |
|
|
|
|
12. |
Ирина Н. |
+ |
|
|
|
|
13. |
Настя О. |
|
+ |
|
|
|
14. |
Костя Р. |
|
+ |
|
|
|
15. |
Дмитрий С. |
|
+ |
|
|
|
16. |
Алексей Т. |
|
+ |
|
|
|
17. |
Татьяна Ф. |
|
+ |
|
|
|
18. |
Владимир Я. |
+ |
|
|
|
|
Всего |
7 |
7 |
2 |
1 |
1 |
Как мы видим из таблицы, в группе преобладает количество детей с адаптивным поведением. Результаты данной методики представлены нами графически в виде диаграммы 2.
Диаграмма 2
Диагностика родителей учащихся с целью определения проблем испытуемых в обучении проводилась индивидуально. Результаты заносились родителями в протоколы (приложение 3). Сведения из индивидуальных протоколов представлены нами в виде таблиц 3-4.
Таблица 3 Сводная таблица определения уровня преобладания мотивации
№ п/п |
Ф., имя учащегося |
Мотивация |
||
Игровая |
Познавательная |
Общение со сверстниками |
||
1. |
Руслан А. |
|
+ |
+ |
2. |
Кирилл А. |
+ |
|
|
3. |
Катя Б. |
|
+ |
+ |
4. |
Света В. |
|
+ |
+ |
5. |
Наташа Г. |
|
+ |
+ |
6. |
Андрей Д. |
|
+ |
+ |
7. |
Алексей Е. |
|
|
+ |
8. |
Александр З. |
|
+ |
+ |
9. |
Дмитрий И. |
|
+ |
+ |
10. |
Наташа К. |
|
+ |
+ |
11. |
Лилия К. |
|
+ |
+ |
12. |
Ирина Н. |
|
+ |
+ |
13. |
Настя О. |
|
+ |
+ |
14. |
Костя Р. |
|
|
+ |
15. |
Дмитрий С. |
|
+ |
+ |
16. |
Алексей Т. |
+ |
+ |
+ |
17. |
Татьяна Ф. |
|
+ |
+ |
18. |
Владимир Я. |
|
|
+ |
Всего |
2 |
14 |
17 |
Как мы видим из таблицы 3, большинство родителей учащихся считают, что у детей преобладает познавательная мотивация и мотив общения со сверстниками. Лишь только у 2 учащихся еще высоко развита игровая мотивация (Кирилл А., Алексей Т.).
Результаты определения преобладания мотивации представлены нами в виде диаграммы 3.
Диаграмма 3
Результаты третьей методики, как и двух предыдущих были обработаны нами и представлены в виде таблицы 4.
Таблица 4 Сводная таблица результатов по методике «Проблемная карта готовности учащегося к обучению в средней школе»
№ п/п |
Ф., имя учащегося |
Мотивация |
Интеллектуальная готовность |
|||||||
< нормы |
норма |
>нормы |
< нормы |
норма |
>нормы |
|||||
1. |
Руслан А. |
|
+ |
|
|
+ |
|
|||
2. |
Кирилл А. |
+ |
|
|
+ |
|
|
|||
3. |
Катя Б. |
|
|
+ |
|
+ |
|
|||
4. |
Света В. |
|
+ |
|
|
+ |
|
|||
5. |
Наташа Г. |
|
|
+ |
|
+ |
|
|||
6. |
Андрей Д. |
+ |
|
|
+ |
|
|
|||
7. |
Алексей Е. |
+ |
|
|
|
+ |
|
|||
8. |
Александр З. |
|
|
+ |
|
|
+ |
|||
9. |
Дмитрий И. |
|
+ |
|
|
+ |
|
|||
10. |
Наташа К. |
|
+ |
|
|
+ |
|
|||
11. |
Лилия К. |
|
+ |
|
|
|
+ |
|||
12. |
Ирина Н. |
|
|
+ |
|
|
+ |
|||
13. |
Настя О. |
|
+ |
|
|
+ |
|
|||
14. |
Костя Р. |
+ |
|
|
|
+ |
|
|||
15. |
Дмитрий С. |
|
+ |
|
+ |
|
|
|||
16. |
Алексей Т. |
|
+ |
|
|
+ |
|
|||
17. |
Татьяна Ф. |
|
+ |
|
|
+ |
|
|||
18. |
Владимир Я. |
+ |
|
|
|
+ |
|
|||
Всего |
5 |
9 |
4 |
3 |
12 |
3 |
||||
№ п/п |
Ф., имя учащегося |
Социальная готовность |
Речевая культура |
|||||||
< нормы |
норма |
>нормы |
< нормы |
норма |
>нормы |
|||||
1. |
Руслан А. |
|
+ |
|
|
|
+ |
|||
2. |
Кирилл А. |
+ |
|
|
|
|
+ |
|||
3. |
Катя Б. |
|
|
+ |
|
+ |
|
|||
4. |
Света В. |
|
+ |
|
|
+ |
|
|||
5. |
Наташа Г. |
|
+ |
|
|
+ |
|
|||
6. |
Андрей Д. |
+ |
|
|
|
+ |
|
|||
7. |
Алексей Е. |
|
+ |
|
|
+ |
|
|||
8. |
Александр З. |
|
+ |
|
|
|
+ |
|||
9. |
Дмитрий И. |
+ |
|
|
|
+ |
|
|||
10. |
Наташа К. |
+ |
|
|
+ |
|
|
|||
11. |
Лилия К. |
|
+ |
|
|
+ |
|
|||
12. |
Ирина Н. |
|
+ |
|
|
|
+ |
|||
13. |
Настя О. |
|
+ |
|
|
+ |
|
|||
14. |
Костя Р. |
|
+ |
|
|
+ |
|
|||
15. |
Дмитрий С. |
+ |
|
|
+ |
|
|
|||
16. |
Алексей Т. |
|
|
+ |
|
+ |
|
|||
17. |
Татьяна Ф. |
|
+ |
|
|
+ |
|
|||
18. |
Владимир Я. |
|
+ |
|
|
+ |
|
|||
Всего |
5 |
11 |
2 |
2 |
12 |
4 |
||||
№ п/п |
Ф., имя учащегося |
Система ценностей |
||||||||
< нормы |
норма |
>нормы |
||||||||
1. |
Руслан А. |
|
|
+ |
||||||
2. |
Кирилл А. |
+ |
|
|
||||||
3. |
Катя Б. |
|
|
+ |
||||||
4. |
Света В. |
|
+ |
|
||||||
5. |
Наташа Г. |
|
+ |
|
||||||
6. |
Андрей Д. |
|
+ |
|
||||||
7. |
Алексей Е. |
|
+ |
|
||||||
8. |
Александр З. |
|
|
+ |
||||||
9. |
Дмитрий И. |
|
+ |
|
||||||
10. |
Наташа К. |
|
+ |
|
||||||
11. |
Лилия К. |
|
+ |
|
||||||
12. |
Ирина Н. |
|
|
+ |
||||||
13. |
Настя О. |
|
+ |
|
||||||
14. |
Костя Р. |
+ |
|
|
||||||
15. |
Дмитрий С. |
|
+ |
|
||||||
16. |
Алексей Т. |
|
+ |
|
||||||
17. |
Татьяна Ф. |
|
+ |
|
||||||
18. |
Владимир Я. |
|
+ |
|
||||||
Всего |
2 |
12 |
4 |
|||||||
Из таблицы 4 мы можем видеть, что в группе испытуемых нет определенной группы учащихся, у которых по всем пяти сферам преобладают низкие показатели. Преобладают низкие оценки по трем – четырем сферам у следующих учащихся – Кирилл А., Андрей Д. Сопоставив данные по всем методикам можно констатировать, что существует взаимосвязь между адаптацией и мотивацией. Так, если преобладает познавательная мотивация и мотивация, направленная на общение со сверстниками, то уровень адаптированности таких детей выше, чем у учащихся, у которых преобладает игровая мотивация. Общую картину проблем готовности учащихся к обучению в средней школе мы представили в виде диаграммы 4.
Диаграмма 4
Подводя итоги экспериментального исследования можно сделать следующие выводы: группа учащихся, которые принимали участие в эксперименте, нормально адаптировалась к средней школе, т.к. преобладает количество учащихся с высоким и средним уровнем адаптации. В группе также имеются учащиеся, у которых ярко выражена школьная дезадаптация. С такими учащимися необходимо проводить психолого-педагогическую работу по устранению причин дезадаптивного поведения. Таким образом, можно считать, что существует взаимосвязь между психическим и физическим здоровьем, средой и мотивацией с адаптацией младшего школьника к обучению в средней школе, т.е. гипотеза, поставленная нами в начале написания работы, подтверждена. Рекомендации и пути психолого-педагогической работы по устранению причин дезадаптивного поведения учащихся представлены нами в п. 3.3.
3.3 Пути коррекционной психолого-педагогической работы по устранению причин дезадаптивного поведения учащихся
Главная причина школьной дезадаптации в младших классах при переходе их из начальной школы в среднюю связана с характером семейного воспитания. Если ребенок приходит в школу из семьи, где он не чувствовал переживание «мы», он и в среднюю школу входит с трудом. Бессознательное стремление к отчуждению, неприятие норм и правил любой общности во имя сохранения неизменного «я» лежит в основе школьной дезадаптации детей, воспитанных в семьях с несформированным чувством «мы» или в семьях, где родителей от детей отделяет стена отвержения, безразличия.
Другая причина школьной дезадаптации младших школьников заключается в том, что трудности в учебе и поведении осознаются детьми в основном через отношение к ним учителя, а причины возникновения дезадаптации часто связаны с отношением к ребенку и его учебе в семье.
Обобщенно картину школьной дезадаптации и основные пути психолого-педагогической коррекции можно представить следующим образом:
Таблица 5 Проявление школьной дезадаптации у младших школьников
Форма дезадаптации |
Причины |
Коррекционные мероприятия |
Неприспособленность к предметной стороне учебной деятельности |
Недостаточное интеллектуальное и психомоторное развитие ребенка, отсутствие помощи и внимания со стороны родителей и учителей |
Специальные беседы с ребенком, в ходе которых надо установить причины нарушений учебных навыков и дать рекомендации родителям |
Неспособность произвольно управлять своим поведением |
Неправильное воспитание в семье (отсутствие внешних норм, ограничений) |
Работа с семьей; анализ собственного поведения учителем с целью предотвратить возможное неправильное поведение |
Неспособность принять темп школьной жизни (чаще встречается у соматически ослабленных детей, детей с задержками развития, слабым типом нервной системы) |
Неправильное воспитание в семье или игнорирование взрослыми индивидуальных особенностей детей |
Работа с семьей, определение оптимального режима нагрузки ученика |
Школьный невроз, или «фобия школы», — неумение разрешить противоречие между семейными и школьными «мы» |
Ребенок не может выйти за границы семейной общности — семья не выпускает его (чаще это у детей, родители которых бессознательно используют их для решения своих проблем) |
Необходимо подключение школьного психолога — семейная терапия или групповые занятия для детей в сочетании с групповыми занятиями для их родителей |
Как мы видим из таблицы 5, на каждую форму дезадаптивного поведения существуют коррекционные мероприятия, направленные на решение проблем учащихся.
К условиям, способствующим ломке отрицательных стереотипов поведения трудных в обучении и воспитании учащихся, нами отнесены следующие:
— создание благоприятной обстановки, щадящего режима;
— обучающая, коррекционно-воспитательная направленность всей педагогической работы; использование приемов и методов обучения, адекватных возможностям учащихся, обеспечивающих успешность учебной деятельности;
— дифференциация требований и индивидуализация обучения, модификация учебной программы — сокращение ее объема за счет второстепенного материала и высвобождение времени на ликвидацию пробелов в знаниях и умениях учащихся;
— организация системы внеклассной, факультативной, кружковой работы, повышающей уровень развития учащихся, пробуждающей их интерес к знаниям;
— учет особенностей психического развития, причин трудностей поведения и обучения при организации обучения и коррекционной воспитательной работы с данной категорией детей.
Недостаточность внимания, плохая организация своей деятельности, медленная «врабатываемость», широко распространенные у таких детей, имеют разные причины (о чем свидетельствуют результаты психодиагностических и клинико-логопедических обследований) и требуют, соответственно, разных приемов коррекции (см. табл. 5).
Итак, психолог, работающий в общеобразовательном учреждении, должен внимательно разобраться в причинах дезадаптивного поведения и составить план коррекционных мероприятий, по которому он в дальнейшем будет работать.
Заключение
Теоретический анализ психолого-педагогической литературы и проведенное нами экспериментальное исследование позволяет сделать следующие выводы.
Результирующей составляющей общения младшего школьника с социальным миром являются его адаптация, индивидуализация и интеграция во все новые и новые общности (А.В. Петровский). Социальная адаптация не является только приспособлением человека к социальной среде. Такое понимание адаптации педагогами и родителями часто приводит к нарушению личностной идентичности и ее кризису. Скорее речь идет об активном взаимодействии с окружающими и проявлении субъектных свойств личности, творческом освоении социокультурных норм и образцов.
Адаптация — это состояние, противоположное дезадаптации. На основе рассмотрения потребностей человека как источника активности исследователи обосновывают проявления дезадаптации и дезадаптированности личности при условии, если устойчиво и постоянно не выполняется комплекс потребностей человека от физиологических потребностей в безопасности, принадлежности к желаемой группе, в компетентности в деятельности и в отношениях с другими людьми до потребности в самоактуализации (А. Маслоу).
Дезадаптация личности рассматривается как система, охватывающая ее биологическую, психологическую и социальную стороны. На уровне субъекта проявляется психологическая дезадаптация, предопределяемая деформациями в психическом развитии человека. На уровне личности социальная дезадаптация выражается в несоответствии поведения личности требованиям норм, правилам поведения в обществе при взаимодействии с другими людьми в процессах деятельности, общения и познания.
С точки зрения субъект-субъектного подхода адаптация - это способность человека активно взаимодействовать с социальной средой и использовать ее потенциал для собственного развития. Для этого необходимо развитие социально значимых способностей или, как говорил А.Адлер, «центрация на полезной стороне жизни», что ведет к формированию чувства собственной ценности.
В связи с этим необходима специальная работа по переориентации отношения человека к своей судьбе. Это становится реальным, если у него формируются определенные социальные установки на себя, свое настоящее и возможное будущее, на окружающих, на различные сферы жизнедеятельности и отношений как на потенциальные сферы самореализации. Большую роль может сыграть обучение целеполаганию, раскрытие перед человеком спектра позитивных, реальных конкретно для него жизненных целей. Очень важным аспектом коррекционного воспитания становится работа с семьей и ближайшим окружением, ибо от них зависит, получат ли подкрепление усилия, прилагаемые воспитателями или, наоборот, они будут блокироваться.
Библиография
1. Александровская Е.М. Личностные особенности младших школьников в норме и при пограничных нервно-психических расстройствах: Диссертация кандидата психологических наук. - М., 1985. – 121 с.
2. Александровская Э.М. Социально-психологические критерии адаптации детей к школе //Школа и психическое здоровье детей.- М.: Медицина,1988.
3. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. - М., 1977.
4. Анохин П.К. Философские аспекты теории функциональной системы // Избранные труды. - М.: Наука, 1978.
5. Бельский П.Г. Исследование эмоциональной сферы несовершеннолетних, отклоняющихся от нормы в своём поведении. - М., 1984.
6. Бельский П.Г., Мясищев В.Н. К вопросу о типе трудных детей в массовой школе // Трудные дети в массовой школе. - Л.: Наука, 1983.
7. Березовин Н.А., Коломенский Я.Л. Учитель и детский коллектив. – М.: Педагогика, 1988. – 120 с.
8. Битянова М.Р. и др. Работа психолога в начальной школе. - М.: Совершенство, 1998. – 352 с.
9. Блонский П.П. Психология младшего школьника. - М.: Просвещение, 1989. – 324 с.
10. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968.
11. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности // Вопросы психологии, 1989. - № 4.
12. Брудный В.И. Адаптация студентов младших курсов вуза: из опыта работы технических вузов Украины. - М., 1975.
13. Венгер А.Л., Десятникова Ю.М. Групповая работа со старшеклассниками, направленная на их адаптацию к новым социальным условиям //Вопросы психологии, 1995. - № 1.
14. Войнов В.Б. Проблемы школьной адаптации //Мир психологии, 2002. - № 1. – С. 134-142.
15. Выготский Л.С. Психология. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. - 1008 с.
16. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т.1. – М.: Мир, 1996. – 496 с.
17. Громбах С.М. Актуальные вопросы изучения состояния здоровья детей и подростков //Проблемы охраны здоровья детей и подростков. – М., 1981.
18. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М.: Наука, 1993. – 140 с.
19. Драгунова Т.В. Подросток. - Ярославль, 1996.
20. Дубровина В.И. и др. Психология. - М.: Академия, 2001. – 464 с.
21. Дубровина И.В. Практическая психология образования. - М.: ТЦ «Сфера», 2000.
22. Емельянов В.В. Студенты об адаптации к вузовской жизни //Социс, 2001. - № 9. – С. 77-87.
23. Зотова О.И., Кряжева И.К. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности //Психологические механизмы регуляции социального поведения, 1979.
24. Комплексная психолого-педагогическая работа по предупреждению и коррекции школьной дезадаптации /Под общ. ред. Е.М.Мастюковой. – М.: АРКТИ, 2002. – 72 с.
25. Крутецкий В.А. Психология. – М.: Просвещение, 1986. – 336 с.
26. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х т. - М., 1983.
27. Лозовцева В.Н. и др. Развитие ребёнка при переходе от младшего школьного возраста к подростковому / Психология современного подростка. - М., 1997.
28. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте - М., 1983.
29. Матвеева О.А. Развивающая и коррекционная работа с детьми. – М.: Пед. общество России, 2002. – 160 с.
30. Новикова В.И. Психологическая коррекция школьной дезадаптации - Л; М., 1985. - Вып. 3.
31. Новикова Е.В. Особенности общения и проявления школьной дезадаптации у младших школьников и подростков// Общение и формирование личности школьника. - М., 1987.
32. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: Сфера, 1998. – 240 с.
33. Прихожан А.М. Основные проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. - М.: НИИ общей педагогики, 1978.
34. Психологический словарь /Под ред. В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова. – М.: Педагогика - Пресс, 1998. – 440 с.
35. Психология: Учебник для экономических вузов /Под общ. ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2000. – 672 с.
36. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В Дубровиной. - М.: Просвещение, 1991. - 303 с.
37. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2002. - 720 с.
38. Цукерман Г.А. Адаптация к школьному обучению //Вопросы психологии, 1998. - № 3. – С. 19-34.
39. Цукерман Г.А. Переход из начальной школы в среднюю как психологическая проблема //Вопросы психологии, 2001. - № 5. – С. 19-34.
40. Шилова Т.А. Психологическая типология школьников с отставанием в учении и отклонениями в поведении. – М., 1995.
41. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 1989.
42. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. - М., 1974.
43. Ямбург Е.А. Школа для всех. - М.: Новая школа, 1966.