Характеристика ученика 1 класса образовательного учреждения

       Основные задачи профессиональной ориентации в начальной школе: формирование у детей любви и добросовестного отношения к труду, понимания его роли в жизни человека и общества, развитее интереса к профессиям родителей и наиболее распространенным профессиям ближайшего окружения.

        Е.Н. Землянская (г. Москва) [6] предлагает в структуру уроков начальной школы включать профориентационные игровые процедуры, которые позволят разнообразить уроки и сделать их более эмоционально-насыщенными.

       Например, на уроке природоведения детям предлагается решить кроссворд, у которого по вертикали зашифровано слово, обозначающее профессию, а по горизонтали – предметы труда данного профессионала. 

1. Какой плод до зимы доживет? (Рябина)

2. На тонкой гибкой ветке

Выросли конфетки

Для мальчика и девочки,

И для рыжей белочки. (Орех)

3. Зубастую муравушку всяк сторонится:

И царь и царица,

И думный дьяк,

И Иван-дурак. (Крапива)

4. Был цветок

Как медок молодым.

А когда постарел,

Стал как дым. (Одуванчик)

5. Лекарь вырос у дороги,

Он больные лечит ноги. (Подорожник)

6. Похож на музыкальный инструмент,

Но звука музыкального в нем нет. (Колокольчик)

       Таким образом, отгадав предметы труда данного профессионала, дети по вертикали получают слово, обозначающее его профессию: ботаник.

       На уроках по развитию речи Е.Н. Землянская предлагает давать школьникам игру-сочинение «Начинающий журналист». Готовя материал для сочинения, школьник выступает в роли журналиста, готовит вопросы и интервьюирует взрослого (кого-нибудь из родителей, соседей): чем тот занимается на своей работе, в каких условиях он трудится, что производит, как получил свою профессию.

       Значительным профориентационным потенциалом, по мнению Е.Н. Землянской, обладают ролевые игры, такие как «Магазин» (на уроке математики), «Библиотека» (урок чтения), «Экскурсовод» (урок краеведения). В таких играх, как правило, дидактическая задача урока интегрирована с профориентационной. Например, в игре «Магазин» ученикам предлагается исполнить роли кассира, продавцов различных отделов, администратора, но при этом в процессе игры решается и дидактическая задача (закрепление навыков устного счета), и воспитательная (культура общения).

       К профориентационным играм, которые предлагаются школьникам как во время уроков, так и во внеурочное время, можно отнести целый класс игр, объединенных названием «Угадай профессию». Это: «Профессия на букву...», «Кто использует в работе?» (назвать профессии, которые используют заданный инструмент или материал, например, зеркало или иглу), «Ассоциация» (угадать задуманную профессию с помощью ассоциативных вопросов типа «Какой запах (цвет) у профессии?», «Связана ли работа с общением с людьми?»).

       В игре «Отдел кадров»  учитель объясняет детям, что наилучших результатов добиваются люди (существа), чьи индивидуальные качества наилучшим образом соответствуют требованиям профессии. В этой игре школьникам предлагается подобрать профессию для инопланетян, посетивших нашу планету, а также придумать и рассказать об образе жизни этих существ. (Вариант задания: он выглядит как человек, но может изменять свою форму, почти как пластилин. Он способен читать мысли и любит, когда его хвалят. Варианты ответа: манекен; полицейский; дрессировщик; воспитатель, проходчик в узких тоннелях; разведчик, актер в мультфильма или ужастиках.)

       Профориентационная игра «О, счастливчик!» содержит вопросы относительно содержания профессий, условий и предметов труда, а также о труде и качествах профессионалов.

Пример:

       Какой современный профессионал соответствует старинному названию «ростовщик»?

       а) овощевод, б) банкир, в) воспитатель.

       Дерево ценят по плодам, а человека по ...

       а) деньгам, б) делам, в) глазам.

       Какое профессионально важное качество необходимо бухгалтеру?

       а) музыкальный слух, б) ловкость рук, в) аккуратность [6].

       Анализ данного опыта позволяет сделать вывод о том, что подобные уроки показывают учащимся, какие профессии существуют, какими предметами труда пользуются представители различных профессий, в каких условиях они трудятся. В дальнейшем эти представления учащихся, развиваясь и обогащаясь, закладывают основу выбора своих будущих профессий.

       Немаловажное значение в формировании у учащихся представлений о мире труда и профессий имеет развитие у них таких важных качеств, как самостоятельность, самоанализ, самоконтроль, а также развитие познавательных процессов (памяти, внимания, мышления).

      Т.В. Васильева делится опытом развития у детей таких качеств как самостятельность и самоконтроль, а также развития у детей познавательных процессов. Учитель предлагает использовать профориентационную игру «Путешествие по городу Мастеров» [2], в процессе которой происходит знакомство детей с миром труда и профессий. Игра проводится в виде путешествия по районам вымышленного города. Коллективная форма занятий с элементами соревновательности усиливает обучающий эффект. Игровые упражнения не только способствуют усвоению знаний, но и помогают развивать самостоятельность, произвольность поведения, самоконтроль, элементы самоанализа, познавательные процессы (память, внимание, мышление). Игра носит пролонгированный характер, поэтому возможны различные варианты ее организации: в форме факультативного курса (например, для группы продленного дня); в качестве сквозной процедуры в процессе изучения некоторых учебных предметов (технологии, окружающего мира, экономики); возможно также использование фрагментов игры для проведения утренников и КВН.

       Для систематизации знаний о мире труда и профессий  в данной игре используется игровой сюжет – путешествие по городу, состоящему из шести районов. Каждый район соответствует одной из профессиональных сфер, выделенных на основе классификации Дж. Голланда [19]. В процессе изучения каждого района города детям предлагается задание исследовать жизнь его обитателей:

- составить план района;

- придумать названия улиц и переулков;

- продумать, какие предприятия и учреждения должны находиться в этом районе, разместить их на плане;

- «заселить» дома известными сказочными персонажами;

- рассказать об их образе жизни;

- описать типичный день жителя района.

       Помимо этого, школьники вовлекаются в диагностические и развивающие упражнения, соответствующие логике данного района.

1. Район «Умелые ручки» (практическая профессиональная среда в терминологии Дж. Голланда [19] )

2. Район «Знайки» (исследовательская профессиональная среда).

3. Район «Помогай» (социальная профессиональная среда).

4. Район «Канцелярский» (конвенциональная профессиональная среда).

5. Район «Предприимчивый» (предпринимательская профессиональная среда).

6. Район «Артистический» (артистическая профессиональная среда) [2].

       Особое место в педагогическом опыте занимает работа по формированию представлений младших школьников о мире труда и профессий в процессе обучения.

       С.В. Яковлева (г. Москва) [39] делится опытом формирования представлений младших школьников о мире труда и профессий на уроках чтения. Учитель использует в своей работе неоконченные фразы, которые должны продолжить учащиеся, а в итоге получается стихотворение. Например:

Трактор водит... .

Электричку – ... .

Стены выкрасил ... .

Доску выстругал ... .

В доме свет провел ... .

В шахте трудится ... .

В жаркой кузнице – ... .

Кто все знает – ... .

       На уроках русского языка С.В. Яковлева предлагает детям придумать 10 профессий, например на букву П (плотник, пекарь, продавец, писатель, повар, почтальон и т.д.). Также на уроках русского языка учитель выдает детям карточки с различными названиями профессий, а учащиеся должны написать в своих тетрадях 5-7 предметов труда данного профессионала (например врач: бинт, таблетки, вата, йод, грелка, зеленка и т.д.).

       Т.В. Тамбовкина (г. Калининград) предлагает в начальной школе проводить классные часы, посвященные формированию представлений учащихся о мире труда и профессий, например такие, как «Кем я хочу быть» (цель: формировать у детей первоначальный интерес к какой-либо профессии), «Профессии родителей» (цель: расширить представления детей о профессиях), «Новые профессии» (цель: познакомить детей с новыми профессиями) и другие.

Анализ педагогической литературы показывает, что в формировании представлений о мире труда и профессий у младших школьников в воспитательно-образовательном процессе имеются богатые возможности, которые находят свое воплощение в работе педагогов начальной школы.














1.3. Критерии, показатели и средства диагностики уровня сформированности представлений о мире труда и профессий у  младших школьников.

       В педагогическом процессе  существует необходимость в исследовании достигнутого учащимися уровня сформированности. С этой целью используется диагностика, которая  представляет общий способ получения опережающей информации  об изучаемом объекте или процессе.

       По словарю С.И. Ожегова [13] критерий определяется как мерило оценки, суждения.

       Показатель – то, по чему можно судить о развитии и ходе чего-нибудь.

       Уровень – степень величины развития, значимости чего-нибудь.

       Н.С. Пряжников [17] считает, что ведущими критериями является когнитивный, мотивационно-потребностный и деятельностно-практический. По его мнению проявлениями критериев сформированности представлений о мире труда и профессий у младших школьников являются:

·        когнитивный – наличие знаний учащихся о мире труда и профессий, представление о собственных качествах и возможностях, умение производить самооценку на определенном уровне;

·        мотивационно-потребностный – наличие интереса к области трудовой, учебной и профессиональной деятельности, отношение к труду людей и профессиям, желание овладеть какой-либо профессией;

·        деятельностно-практический – проявление трудолюбия на уроках, дисциплинированности, активности, добросовестности, ответственности в учебном труде.      

       Каждый из критериев включает в себя ряд показателей, конкретизирующих проявление критерия. Измерение уровня сформированности представлений младших школьников о мире труда и профессий осуществляется посредством использования методик диагностики.

       В данном исследовании использовались критерии, показатели и методики диагностики, представленные в таблице 1.

Таблица 1.

Критерии, показатели и средства измерения уровня сформированности представлений о мире труда и профессий у младших школьников


Критерии

Показатели

Методы диагностики

1. Когнитивный

1. Знания о мире труда людей;

2. Знания о мире  профессий людей;

Тестирование.


2. Мотивационно-потребностный

1. Наличие интереса к области трудовой, учебной и профессиональной деятельности;

2. Отношение к труду людей и профессиям;

3. Желание овладеть какой-либо профессией

Наблюдение.

Методика неоконченных предложений.


3. Деятельностно-практический

1. Проявление трудолюбия на уроках;

2. Активность, добросовестность, ответственность в учебном труде.

Наблюдение.

Анализ продуктов трудовой деятельности.


       С.В. Яковлева [39] выделяет следующие средства формирования представлений о мире труда и профессий у младших школьников:

·        Тестирование

Тест «Знаешь ли ты профессии?» включают в себя вопросы и три варианта ответа, из которых учащиеся выбирают один, который более всего соответствует их представлениям. Каждый вариант ответа оценивается определенным количеством баллов. Полученный средний  балл позволяет отнести учащегося по данному критерию к одному  из трех уровней проявления когнитивного критерия (Приложение 1).

·        Беседа

 Проводится индивидуально. Учащемуся предлагается рассказать о том,

какую бы профессию он хотел выбрать, что он знает об этой профессии, каковы ее особенности.

·        Методика неоконченных предложений 

       Учащимся предлагаются незаконченные предложения, которые они должны продолжить. Выявляется отношение учащегося к трудовой деятельности, интерес к той или иной профессии, наличие потребности участвовать в трудовой деятельности (Приложение 2).

·        Анализ продуктов деятельности

 Анализ продуктов деятельности осуществляется на уроках трудового

обучения, в общественно полезном труде и включает в себя оценку следующих трудовых навыков детей:

    -  аккуратность выполнения работы;

    -  соответствие продукта деятельности предложенному образцу;

    -  наличие элементов творчества в продукте деятельности;

    -  проявление трудолюбия в процессе работы.

·        Наблюдение

Наблюдение осуществляется на уроках трудового обучения, в процессе общественно полезного труда. Обращается внимание на активность участия младших школьников в общественно полезном труде, работе на уроках трудового обучения. Отмечается проявление добросовестности, трудолюбия, самостоятельности, инициативы, проявления творческого подхода к работе, ответственности, умения работать в коллективе.

       В процессе исследования нами  были определены три уровня сформированности представлений о мире труда и профессий у  младших школьников: высокий, средний, низкий.

Характеристика уровней сформированности представлений о мире труда и профессий у  младших школьников

1. Высокий уровень.

       У учащихся имеются осознанные знания о трудовой деятельности людей. Учащиеся  знают основные профессии, предлагаемые тестом, их особенности, понимают значимость данной профессии для людей. Учащиеся положительно относятся к трудовой деятельности взрослых людей и к их профессиям, а также у детей выражены  интересы  к учебной и профессиональной деятельности, они мечтают получить в будущем какую-то профессию, могут объяснить свой выбор. Учащиеся активно участвуют в труде, проявляют трудолюбие на уроках. Дети активны, ответственны, помогают одноклассникам в процессе труда.

2. Средний уровень.

       Учащиеся имеют знания о трудовой деятельности людей. Учащиеся  называют профессии, предлагаемые тестом, но не всегда знают основные их особенности, понимают значимость данной профессии для людей. Учащиеся проявляют положительное отношение к трудовой деятельности взрослых людей и к их профессиям, но их интересы к учебной и профессиональной деятельности неустойчивы, неглубоки. Учащиеся мечтают в будущем получить какую-то профессию, но не могут объяснить свой выбор. Учащиеся участвуют в труде, когда этого требует учитель. Добросовестно выполняют поручения, но не проявляют инициативы, активности,  творчества.

3. Низкий уровень.

       Учащиеся имеют незначительные  представления о трудовой деятельности людей. Учащиеся  не могут охарактеризовать основные особенности профессий, предлагаемых тестом, не понимают значимости данной профессии для людей. Учащиеся не проявляют интереса к учебной и профессиональной деятельности, а также к трудовой деятельности взрослых людей и к их профессиям. Учащиеся участвуют в общественно полезном труде при контроле  учителя. Трудятся недостаточно добросовестно, не имеют простейших навыков трудовой деятельности.

Констатирующий эксперимент

Цель: выявить уровень сформированности представлений о мире труда и профессий у  младших школьников.

         Экспериментальная база исследования: средняя школа № 102 города Новокузнецка.

Эксперимент проводился в 3 «Б» классе. В классе обучаются 26 человек. Констатирующий эксперимент проводился в соответствии с критериями, показателями и средствами измерения, представленными в таблице 1. Результаты эксперимента представлены в таблице 2.

Таблица 2

Уровни сформированности представлений младших школьников о мире труда и профессий

Уровни

Когнитивный критерий

Мотивационно-потребностный критерий

Деятельностно-практический

критерий

Высокий

26,9%

38,4%

15,4%

Средний

53,9%

46,2%

57,7%

Низкий

19,2%

15,4%

26,9%

Как показывают результаты констатирующего эксперимента, более половины учащихся обладает средним уровнем сформированности представлений о мире труда и профессий.

Наиболее высокие результаты выявлены по мотивационно-потребностному критерию, наиболее низкие результаты - по деятельностно-практическому критерию, что позволяет сделать вывод, что у учащихся более всего развит интерес к трудовой и профессиональной деятельности, положительное отношение к ней, но недостаточно сформированы трудовые навыки, недостаточно развитое трудолюбие.






Выводы по первой главе

       В ходе теоретического анализа литературы были сделаны следующие выводы:

       1. Формирование представлений младших школьников о мире труда и профессий представляет собой необходимый процесс, которым управляет педагог, используя в своей деятельности все возможности процесса обучения. Формирование представлений о мире труда и профессий у детей осуществляется путем познания учащимися о трудовой жизни людей, о разнообразии мира профессий взрослых, и сопровождается формированием таких качеств личности как трудолюбие, честность, ответственность.    Возрастные особенности младшего школьника, которые состоят в эмоциональности, любознательности, особой восприимчивости, способствуют формированию представлений о мире труда и профессий.

       2. Анализ практического опыта формирования представлений о мире труда и профессий у младших школьников в воспитательно-образовательном процессе, показывает богатые возможности различных учебных предметов в данном направлении.  В работе педагогов начальной школы широко используются проблемные ситуации, игровые формы обучения, развивающие задания и другие.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты