Характеристика степени выраженности жестокости и агрессивности у современных подростков и юношей

Базой эмпирического исследования явилась школа № 39 г. Воронежа. Выборку исследования составили учащиеся 8-го «А» и 11-го «В» классов в количестве 40 человек.

Для проверки гипотезы и решения поставленных задач был использован следующие психодиагностические методики.

1. Опросник Басса- Дарки.

2. Определение деструктивных установок в межличностных отношениях В.В. Бойко

Полученные в ходе исследования данные обрабатывались в несколько этапов:

-     анализировались данные по методикам направленным на диагностику агрессивности и жестокости, сопоставлялись результаты полученные в группе подростков и в группе юношей;

-     определялись различия по исследуемым критериям у между подростками и старшеклассниками;

-     определялась матиматико- статистическая достоверность выявленных различий; формулировались выводы

Описание методик

1. Опросник Басса- Дарки. Басс разделил понятия агрессии и враждебность и определил последнюю как: "...реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий". Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басса и А. Дарки выделили следующие виды реакций:

1. Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица.

2. Косвенная – агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.

3. Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

4. Негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

5. Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.

6. Подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.

7. Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).

8. Чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает "да" или "нет".

При составлении опросника использовались принципы:

1.  Вопрос может относиться только к одной форме агрессии.

2.  Вопросы формулируются таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить влияние общественного одобрения ответа на вопрос.

Методика также позволяет определить индекс враждебности, который включает в себя 5 и 6 шкалу, и индекс агрессивности (как прямой, так и мотивационной), который включает в себя шкалы 1, 3, 7. Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 плюс-минус 4, а враждебности — 6,5-7 плюс-минус 3.(Приложение 1)

2. Определение деструктивных установок в межличностных отношениях В.В. Бойко

Цель опросника выявление деструктивных установок в межличностных отношения испытуемых.

Опросник состоит из 25 суждений, с которыми испытуемые должны согласиться (ответ «да») или не согласиться (ответ «нет»)

По результатам диагностики определяется степень выраженности следующих негативных тенденций

1.       Завуалированная жестокость в отношении к людям, в суждениях о них

2.       Открытая жестокость в отношении к людям

3.       Обоснованный негативизм в суждениях о людях

4.       Брюзжание

5.       Негативные личный опыт общения с окружающими

А также общий показатель выраженности негативных тенденций.

Текст опросника и ключ приведены в Приложении 2.

Матиматико-статистический метод

Критерий Манна-Уитни.

Критерий предназначен для оценки различий между двумя выборками по уровню какого-либо признака, количественно измеренного. Он позволяет выявлять различия между малыми выборками, когда n1,n2≥3 или n1=2, n2≥5,. Вычисление мы производили с помощью программы Microsoft Excel по формуле:


 


где n1 — количество единиц в первой выборке, а n2 — количество единиц во второй выборке, T x большая из двух ранговых сумм , соответствующей выборке с nx единиц.


2.2 Анализ результатов исследования


Результаты диагностики агрессивности у юношей и подростков представлены в приложении 3 и в таблице 1-2.

Результаты исследования видов агрессивности говорят о том , что 35% подростков и 5% юношей склонны к выраженной физической агрессивности, они могут использовать физическую силу против другого лица. У большинства юношей (55%) и около трети подростков средний уровень выраженности физической агрессии, что может говорить о наличии вероятности использования против другого физическую силу. 40% подростков и 35% юношей имеют малую склонность к применению физической силы в отношении других.

Таблица 1

Результаты исследования показателей агрессивности у подростков

Виды агрессии

Уровень агрессивности у подростков

высокий

средний

низкий

Кол-во чел

%

Кол-во чел

%

Кол-во чел

%

Физическая агрессия

7

35

6

30

7

35

Косвенная агрессия

3

15

17

85

0

0

Склонность к раздражению

1

5

14

80

5

25

Негативизм

3

15

17

85

0

0

Обида

8

40

11

55

1

5

Подозрительность

0

0

15

75

5

25

Вербальная агрессия

8

40

8

40

4

20

Угрызения совести, чувство вины

5

25

15

75

0

0


Косвенная агрессия, которая скрывается или не осознается самим субъектом агрессии, выражена на высоком уровне у 15% подростков, у юношей высоковыраженной косвенной агрессии не отмечено. У большинства юношей (70%) и подростков (85%) косвенная агрессия средневыражена, а у 30% юношей низкий уровень косвенной агрессии.

Склонный к раздражению 5% подростков и 25% юношей, раздражительность в пределах нормы была диагностирована у 80% подростков и 55% юношей. 25% подростков и 20% юношей устойчивы к раздражителям.

15% подростков и 20% юношей высокий уровень негативизма, который вырежется в стремлении к противодействию всякому внешнему влиянию. По сути негативизм - это реакция на какую-то неудовлетворенную потребность. Например, в понимании, одобрении, уважении, самостоятельности. Это один из способов преодоления трудной ситуации

Таблица 2

Результаты исследования показателей агрессивности у юношей

Виды агрессии

Уровень агрессивности у юношей

высокий

средний

низкий

Кол-во чел

%

Кол-во чел

%

Кол-во чел

%

Физическая агрессия

1

5

11

55

8

40

Косвенная агрессия

0

0

14

70

6

30

Склонность к раздражению

5

25

11

55

4

20

Негативизм

4

20

12

60

4

20

Обида

0

0

13

65

7

35

Подозрительность

2

10

15

75

3

15

Вербальная агрессия

0

0

14

70

6

30

Угрызения совести, чувство вины

1

5

11

55

8

40


У 85% подростков и 60% юношей средний уровень негативизма. 20% юношей не склонны к противопоставлению своего мнения окружающим.

Обида высоковыраженной является у 40% подростков среди юношей склонных к сильной обиде нет. Большинство юношей (65%) и подростков на среднем уровне склонны к обидам, не обидчивы 35% юношей и лишь 5 % подростков. Обидчивость как эмоциональное свойство личности определяет легкость возникновения эмоции обиды. У гордых, тщеславных, самолюбивых людей, коими являются многие подростки, отмечается своего рода гиперестезия (повышенная чувствительность) осознания собственного достоинства, поэтому они расценивают самые обычные слова, сказанные в их адрес, как обидные, подозревают окружающих в том, что их намеренно обижают, хотя те даже и не думали об этом. Отдельный человек может быть особенно чувствителен в тех или иных вопросах, провоцирующих его обидчивость, с ними он обычно связывает наибольшую ущемленность собственного достоинства. Когда эти стороны оказываются задетыми, бурного ответного аффекта не избежать.Обидчивость, согласно выводам П. А. Ковалева, связана со склонностью к агрессивному поведению.

Высокая подозрительность наоборот отмечена лишь у юношей (10%), у большинства юношей и подростков подозрительность в пределах нормы (75%). 15% юношей и 25% юношей не подозрительны.

К высокой вербальной агрессии, ругани , оскорблениям склонны 40% подростков. Большинство юношей (70%) и 40% подростков имеют средний уровень выраженности вербальной агрессии, не склонны ругаться , скандалить, 20% подростков и 30% юношей.

Чувство вины не свойственно 40% юношам. 55% юношей и 75% подростков имеют средневыраженным чувством вины, у 25% подростков и 5% юношей большое чувство вины.

Таким образом, анализ результатов исследования видов агрессивности у подростков и юношей показал, что у подростков наиболее выражены физическая и вербальная агрессия и обидчивость, а юноши более склоны к раздражению.

Показатели высокой выраженности видов агрессии представим в виде гистограммы (рис.1)


Рис.1. Показатели высокой выраженности видов агрессии у подростков и юношей

Результаты определения индексов враждебности и агрессивности приведены на рисунке 2-3.


Рис.2. Показатели выраженности враждебности у подростков и юношей


Анализ индексов враждебности у подростков и юношей показал, что среди подростков 65% (13 чел.) подростков и 55% (11 чел.) юношей высокий уровень враждебности. У остальных средний уровень враждебности. Высокая враждебность может быть обусловлена у подростков и юношей отсутствием уверенности в себе и нестабильной самооценкой, а также подозрительностью и ощущением предвзятого к себе отношения.

Показатели выраженности агрессивности представлены на рисунке 3.


Рис.3. Показатели выраженности агрессивности у подростков и юношей

Анализ индекса агрессивности показал, что среди подростков 10% (2 чел.) имеют высокий уровень, половина средний и 40% (8 чел.) низкий. Среди юношей большинство не склонны к агрессий (85%, 17 чел.) и лишь у 15% (3 чел.).

Таким образом, подростки более агрессивны, чем юноши.

Результаты исследования деструктивных установок у подростков и юношей по методике Бойко представлены в Приложении 4.

Анализ результатов исследования представлены в таблице 3 и 4.


Таблица 3

Результаты исследования деструктивных установок у подростков

Показатели

Уровень выраженности деструктивных установок у подростков

высокий

средний

низкий

Кол-во чел

%

Кол-во чел

%

Кол-во чел

%

Завуалированная жестокость в отношении к людям, в суждениях о них

7

35

6

30

7

35

Открытая жестокость в отношении к людям,

3

15

17

85

0

0

Обоснованный негативизм в суждениях о людях

1

5

14

80

5

25

Брюзжание

3

15

17

85

0

0

Негативные личный опыт общения с окружающими

8

40

11

55

1

5


Анализ результатов исследования выраженности завуалированной жестокость в отношении к людям, в суждениях о них показал , что большинство подростков (80) и юношей (65%) имеют не выраженную завуалированную жестокость. У 35% юношей и 10% подростков завуалированная жестокость низкая. Высокую завуалированную жестокость имеют лишь 10% подростков.


Таблица 4

Результаты исследования деструктивных установок у юношей

Показатели

Уровень выраженности деструктивных установок у юношей

высокий

средний

низкий

Кол-во чел

%

Кол-во чел

%

Кол-во чел

%

Завуалированная жестокость в отношении к людям, в суждениях о них

7

35

6

30

7

35

Открытая жестокость в отношении к людям,

3

15

17

85

0

0

Обоснованный негативизм в суждениях о людях

1

5

14

80

5

25

Брюзжание

3

15

17

85

0

0

Негативные личный опыт общения с окружающими

8

40

11

55

1

5


Открытую жестокость в отношениях к людям проявляют 10% подростков, у большинства юношей (55%) и подростков (65%) средний уровень жестокости. Низкая жестокость у 45% юношей и 25% подростков.

Обоснованный негативизм в суждениях о людях выражен так же у большинства юношей (80%) и подростков (85%) на среднем уровне. Эти подростки и юноши склонны не доверять другим и противопоставлять себя им

Низкий негативизм выражен у 20% юношей и 15% подростков.

Брюзжание, то есть склонность делать необоснованные обобщения негативных фактов в области взаимоотношения с партнерами и в наблюдении за социальной действительностью свойственно на среднем уровне 75% юношей и 95% подростков. 5% подросткам и 25% юношам на свойственно брюзжание.

Негативный личный опыт контактов у большинства подростков (90%) и юношей (85%) средний. У 15% юношей и 10% подростков негативный опыт личных контактов бедный, общение часто было для низ приятным и не вызвало стрессов.

Общий показатель деструктивных установок говорит о средней их выраженности у подростков и юношей.


Рис.3. Показатели выраженности деструктивных установок в межличностных отношениях у подростков и юношей.


Анализ показателя жестокости как одной из составляющих деструктивных установок говорит о более высокой жестокости как явной так и маскированной у подростков, среди них у 10% они высокий, среди юношей нет молодых людей с высокой жестокостью.

Таким образом, качественный анализ показал наличие более выраженной агрессивности и жестокости у подростков, по сравнению с юношами.

Для проверки достоверности выявленных различий в агрессивности и деструктивных установок в межличностных отношениях у подростков и юношей мы использовали критерий Манна-Уитни.

Для расчета использовали программу Автоматического расчета критерия U Манна-Уитни [1]. Результаты приведены в таблице 5.

Как мы видим из таблицы 5, достоверные различия между подростками и юношами существуют по уровню физической агрессии (р≤0,05), косвенной агрессии(р≤0,01), обиде(р≤0,01), подозрительности (р≤0,05), вербальной агрессии (р≤0,05), чувству вины (р≤0,01) в целом по агрессивности(р≤0,05), завуалированной (р≤0,01)и открытой жестокости (р≤0,01) и в целом по выраженности деструктивных установок (р≤0,01).


Таблица 5

Показатели статистического сравнения выраженности агрессивности и деструктивных установок

Сравниваемые показатели

Uэмп

Уровень значимости

Сравниваемые показатели

Uэмп

Уровень значимости

Физическая агрессия

116

 значимо

Индекс враждебности

194

незначимо

Косвенная агрессия

75,5

значимо

Индекс агрессивности

121

значимо

Склонность к раздражению

163

незначимо

Завуалированная жестокость в отношении к людям, в суждениях о них

83

значимо

Негативизм

186

незначимо

Открытая жестокость в отношении к людям,

105

значимо

Обида

69

значимо

Обоснованный негативизм в суждениях о людях

150

незначимо

Подозрительность

119

значимо

Брюзжание

143

не значимо

Вербальная агрессия

127

значимо

Негативные личный опыт общения с окружающими

153

не значимо

Угрызения совести, чувство вины

98

значимо

Общий уровень деструктивных установок

73,5

значимо


р≤ 0,05 Uкр =114; р≤0,01 U Кр =138


Таким образом, в ходе исследования мы установили, сто подростки более агрессивны, обидчивы, более ощущают чувство вины и более жестоки, а юноши свою очередь более подозрительны.

Наши денные подтвердила данные других исследователей о том, что уровень агрессивности у подростков ниже чем у юношей, это может быть обусловлено стабилизацией нервных процессов и эмоциональности у юношей, снижением стремления доказать окружающим, что они взрослые и с ними нужно считаться. Более высокая подозрительность у юношей по сравнению с подростками может быть связана нестабильной самооценкой, ростом самосознания и рефлексии.

Результаты полученные нами в ходе исследования позволяют нам сделать вывод о том , что выдвинутая нами гипотеза подтвердилась.


Выводы

1.       Анализ результатов исследования видов агрессивности у подростков и юношей показал, что у подростков наиболее выражены физическая и вербальная агрессия и обидчивость, а юноши более склоны к раздражению.

2.       У большинства подростков и юношей высокий уровень враждебности. Высокая враждебность может быть обусловлена у подростков и юношей отсутствием уверенности в себе и нестабильной самооценкой, а также подозрительностью и ощущением предвзятого к себе отношения.

3.       Среди подростков 10% имеют высокий уровень, половина средний и 40% - низкий. Среди юношей большинство не склонны к агрессий и лишь у 15% низкий уровень агрессивности.

4.       Общий показатель деструктивных установок говорит о средней их выраженности у подростков и юношей.

5.       Результаты изучения жестокости как одной из составляющих деструктивных установок говорит о более высокой жестокости, как явной , так и маскированной у подростков, среди них у 10% они высокий, среди юношей нет молодых людей с высокой жестокостью.

6.       Существуют достоверные различия между юношами и подростками по уровню физической агрессии (р≤0,05), косвенной агрессии(р≤0,01), обиде(р≤0,01), подозрительности (р≤0,05), вербальной агрессии (р≤0,05), чувству вины (р≤0,01) в целом по агрессивности(р≤0,05), завуалированной (р≤0,01)и открытой жестокости (р≤0,01) и в целом по выраженности деструктивных установок (р≤0,01)

7.       Уровень агрессивности у подростков ниже чем у юношей, это может быть обусловлено стабилизацией нервных процессов и эмоциональности у юношей, снижением стремления доказать окружающим, что они взрослые и с ними нужно считаться. Более высокая подозрительность у юношей по сравнению с подростками может быть связана нестабильной самооценкой, ростом самосознания и рефлексии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Повышенная агрессивность подрастающего поколения является одной из наиболее острых проблем не только педагогов и психологов, но и общества в целом.

Нарастающая волна подростковой и юношеской преступности и увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, выдвигают на первый план задачу изучения психологических условий, вызывающих эти опасные явления.

Ситуацию усугубляют социальные кризисные процессы, происходящие в современном обществе, отрицательно влияют на психологию людей, порождая тревожность и напряжённость, озлобленность, жестокость и насилие.

И вместе с тем, проведенные иследования говорят о большей агрессивности подростков по сравнению с юношами , что связано возрастными особенностями.

В данном исследовании мы проверяли эти даны на выборке современных подростков и юношей.

В ходе исследования было установлено, что у подростков наиболее выражены физическая и вербальная агрессия и обидчивость, а юноши более склоны к раздражению. В целом у большинства подростков и юношей высокий уровень враждебности. Высокая враждебность у подростков и юношей мы объяснили отсутствием уверенности в себе и нестабильной самооценкой, а также подозрительностью и ощущением предвзятого к себе отношения.

Изучение индекса агрессивности показало, что среди подростков больше детей с высокой агрессивностью, чем среди юношей.

Исследованные нами деструктивные установки у подростков и юношей показали, что и у подростков и у юношей средний уровень выраженности деструктивных установок.

Анализ результатов изучения жестокости, как одной из составляющих деструктивных установок, показал о более высокой жестокости, как явной , так и маскированной у подростков, среди них у 10% они высокий, среди юношей нет молодых людей с высокой жестокостью.

Проведя статистический анализ данных мы установили, что существуют достоверные различия между юношами и подростками по уровню физической агрессии (р≤0,05), косвенной агрессии(р≤0,01), обиде(р≤0,01), подозрительности (р≤0,05), вербальной агрессии (р≤0,05), чувству вины (р≤0,01) в целом по агрессивности(р≤0,05), завуалированной (р≤0,01)и открытой жестокости (р≤0,01) и в целом по выраженности деструктивных установок (р≤0,01).

Таким образом, в ходе иследования мы установили, что уровень агрессивности и жестокости у подростков ниже чем у юношей, это может быть обусловлено стабилизацией нервных процессов и эмоциональности у юношей, снижением стремления доказать окружающим, что они взрослые и с ними нужно считаться. Более высокая подозрительность у юношей по сравнению с подростками может быть связана нестабильной самооценкой, ростом самосознания и рефлексии.

Полученные в ходе исследования данные могут представлять интерес для психолого и педагогов и быть использованы для разработки программ коррекции поведения и личностного развития у подростков и юношей.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1.       Автоматический расчет U-критерия Манна-Уитни// http://www.psychol-ok.ru/statistics/mann-whitney/

2.       Берковиц, Л. Агрессия. Причины, последствия и контроль[Текст] / Л. Берковиц. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2001. - 510 с

3.       Ениколопов, С.Н. Понятие агрессии в современной психологии [Текст]/ С.Н. Ениколопов // Прикладная психология. - 2001. - № 1. - С. 60-71

4.       Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 288 с

5.       Кле, М. Психология подростка / М. Кле; [под ред. М. Кона]. – М. : Изд-во Просвещение, 1991.– С. 122-153.

6.       Кобзева О.В. Динамика агрессивности в подростковом возрасте//Научное обозрение, 2006. - № 2. – с. 196 – 201.

7.       Кобзева О.В. Динамика агрессивности и её взаимодействия с личностными особенностями в подростковом и юношеском возрастах//Журнал прикладной психологии, 2006. - № 5. – с. 66 – 70.

8.       Кон, И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон. М. : Изд-во Просвещение, 1989. – 234 с.

9.       Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг; перевод с англ. Е. Мальчиной; [под ред. А.А. Алексеева]. – СПб. : Изд-во Питер, 2000. – С. 141-148.

10.  Мухина, В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. – М. : Изд-кий центр Академия, 2000. – 456 с.

11.  Ожегов, С.И. Словарь русского языка [Текст]/ С.И.Ожегов . —М: Оникс, 2008.- 1200 с.

12.  Паренс, Г. Агрессия наших детей [Текст]/ Г.Паренс. - М.: Форум, 1997. - 160 с.

13.  Психологический словарь. /Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. [Текст]- М.: АСТ,2007- 480

14.  Психология подростка / [под ред. А.А. Реана]. – СПб. : Изд-во ПРАЙМ – ЕВРОЗНАК, 2003. – С. 195 – 199.

15.  Реан, А.А. Агрессия и агрессивность личности [Текст]/ / А.А. Реан. - СПб, 1995. - С.303-347.

16.  Ремшмидт, Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности / Х. Ремшмидт; [под ред. Т.А. Гудковой]. – М. : Мир, 1994. – С. 118 - 127.

17.  Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. М., 1996. –254с

18.  Фельдштейн, Д.И. Психологические аспекты изучения современного подростка / Д.И. Фельдштейн // Вопросы психологии. – 1985. – №1. 98-112.

19.  Формирование личности в переходный период: от подросткового к юношескому возрасту / [под ред. И.В. Дубровиной]. – М. : Изд-во Педагогика, 1987. – С. 130 -146

20.  Формы и методы профилактики детской и подростковой агрессии. Научно-методические рекомендации [Текст] / Под ред. Н.М. Платоновой. - СПб., 2003. - 320 с Реан, А.А. Агрессия и агрессивность личности [Текст]/ / А.А. Реан. - СПб, 1995. - С.303-347.

21.  Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности [Текст]/ Э. Фромм.– М., 1994.– 447 с.

22.  Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция / И.А. Фурманов. - Минск: Ильин В.П., 1996. - 192 с.

23.  Шляхтина О.И. Взаимосвязь агрессивности с личностными особенностями и социальным статусом // Ананьевские чтения-97. - СПб., 1997.

24.  Щеглов А.В. Анатомия терроризма: проблемно-психологический анализ // http://www.gilbo.ru/index.php?page=psy&art=3241

 


Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты