Базой эмпирического исследования явилась школа № 39 г. Воронежа. Выборку исследования составили учащиеся 8-го «А» и 11-го «В» классов в количестве 40 человек.
Для проверки гипотезы и решения поставленных задач был использован следующие психодиагностические методики.
1. Опросник Басса- Дарки.
2. Определение деструктивных установок в межличностных отношениях В.В. Бойко
Полученные в ходе исследования данные обрабатывались в несколько этапов:
- анализировались данные по методикам направленным на диагностику агрессивности и жестокости, сопоставлялись результаты полученные в группе подростков и в группе юношей;
- определялись различия по исследуемым критериям у между подростками и старшеклассниками;
- определялась матиматико- статистическая достоверность выявленных различий; формулировались выводы
Описание методик
1. Опросник Басса- Дарки. Басс разделил понятия агрессии и враждебность и определил последнюю как: "...реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий". Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басса и А. Дарки выделили следующие виды реакций:
1. Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица.
2. Косвенная – агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.
3. Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
4. Негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
5. Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.
6. Подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.
7. Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).
8. Чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.
Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает "да" или "нет".
При составлении опросника использовались принципы:
1. Вопрос может относиться только к одной форме агрессии.
2. Вопросы формулируются таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить влияние общественного одобрения ответа на вопрос.
Методика также позволяет определить индекс враждебности, который включает в себя 5 и 6 шкалу, и индекс агрессивности (как прямой, так и мотивационной), который включает в себя шкалы 1, 3, 7. Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 плюс-минус 4, а враждебности — 6,5-7 плюс-минус 3.(Приложение 1)
2. Определение деструктивных установок в межличностных отношениях В.В. Бойко
Цель опросника выявление деструктивных установок в межличностных отношения испытуемых.
Опросник состоит из 25 суждений, с которыми испытуемые должны согласиться (ответ «да») или не согласиться (ответ «нет»)
По результатам диагностики определяется степень выраженности следующих негативных тенденций
1. Завуалированная жестокость в отношении к людям, в суждениях о них
2. Открытая жестокость в отношении к людям
3. Обоснованный негативизм в суждениях о людях
4. Брюзжание
5. Негативные личный опыт общения с окружающими
А также общий показатель выраженности негативных тенденций.
Текст опросника и ключ приведены в Приложении 2.
Матиматико-статистический метод
Критерий Манна-Уитни.
Критерий предназначен для оценки различий между двумя выборками по уровню какого-либо признака, количественно измеренного. Он позволяет выявлять различия между малыми выборками, когда n1,n2≥3 или n1=2, n2≥5,. Вычисление мы производили с помощью программы Microsoft Excel по формуле:
где n1 — количество единиц в первой выборке, а n2 — количество единиц во второй выборке, T x большая из двух ранговых сумм , соответствующей выборке с nx единиц.
2.2 Анализ результатов исследования
Результаты диагностики агрессивности у юношей и подростков представлены в приложении 3 и в таблице 1-2.
Результаты исследования видов агрессивности говорят о том , что 35% подростков и 5% юношей склонны к выраженной физической агрессивности, они могут использовать физическую силу против другого лица. У большинства юношей (55%) и около трети подростков средний уровень выраженности физической агрессии, что может говорить о наличии вероятности использования против другого физическую силу. 40% подростков и 35% юношей имеют малую склонность к применению физической силы в отношении других.
Таблица 1
Результаты исследования показателей агрессивности у подростков
Виды агрессии |
Уровень агрессивности у подростков |
|||||
высокий |
средний |
низкий |
||||
Кол-во чел |
% |
Кол-во чел |
% |
Кол-во чел |
% |
|
Физическая агрессия |
7 |
35 |
6 |
30 |
7 |
35 |
Косвенная агрессия |
3 |
15 |
17 |
85 |
0 |
0 |
Склонность к раздражению |
1 |
5 |
14 |
80 |
5 |
25 |
Негативизм |
3 |
15 |
17 |
85 |
0 |
0 |
Обида |
8 |
40 |
11 |
55 |
1 |
5 |
Подозрительность |
0 |
0 |
15 |
75 |
5 |
25 |
Вербальная агрессия |
8 |
40 |
8 |
40 |
4 |
20 |
Угрызения совести, чувство вины |
5 |
25 |
15 |
75 |
0 |
0 |
Косвенная агрессия, которая скрывается или не осознается самим субъектом агрессии, выражена на высоком уровне у 15% подростков, у юношей высоковыраженной косвенной агрессии не отмечено. У большинства юношей (70%) и подростков (85%) косвенная агрессия средневыражена, а у 30% юношей низкий уровень косвенной агрессии.
Склонный к раздражению 5% подростков и 25% юношей, раздражительность в пределах нормы была диагностирована у 80% подростков и 55% юношей. 25% подростков и 20% юношей устойчивы к раздражителям.
15% подростков и 20% юношей высокий уровень негативизма, который вырежется в стремлении к противодействию всякому внешнему влиянию. По сути негативизм - это реакция на какую-то неудовлетворенную потребность. Например, в понимании, одобрении, уважении, самостоятельности. Это один из способов преодоления трудной ситуации
Таблица 2
Результаты исследования показателей агрессивности у юношей
Виды агрессии |
Уровень агрессивности у юношей |
|||||
высокий |
средний |
низкий |
||||
Кол-во чел |
% |
Кол-во чел |
% |
Кол-во чел |
% |
|
Физическая агрессия |
1 |
5 |
11 |
55 |
8 |
40 |
Косвенная агрессия |
0 |
0 |
14 |
70 |
6 |
30 |
Склонность к раздражению |
5 |
25 |
11 |
55 |
4 |
20 |
Негативизм |
4 |
20 |
12 |
60 |
4 |
20 |
Обида |
0 |
0 |
13 |
65 |
7 |
35 |
Подозрительность |
2 |
10 |
15 |
75 |
3 |
15 |
Вербальная агрессия |
0 |
0 |
14 |
70 |
6 |
30 |
Угрызения совести, чувство вины |
1 |
5 |
11 |
55 |
8 |
40 |
У 85% подростков и 60% юношей средний уровень негативизма. 20% юношей не склонны к противопоставлению своего мнения окружающим.
Обида высоковыраженной является у 40% подростков среди юношей склонных к сильной обиде нет. Большинство юношей (65%) и подростков на среднем уровне склонны к обидам, не обидчивы 35% юношей и лишь 5 % подростков. Обидчивость как эмоциональное свойство личности определяет легкость возникновения эмоции обиды. У гордых, тщеславных, самолюбивых людей, коими являются многие подростки, отмечается своего рода гиперестезия (повышенная чувствительность) осознания собственного достоинства, поэтому они расценивают самые обычные слова, сказанные в их адрес, как обидные, подозревают окружающих в том, что их намеренно обижают, хотя те даже и не думали об этом. Отдельный человек может быть особенно чувствителен в тех или иных вопросах, провоцирующих его обидчивость, с ними он обычно связывает наибольшую ущемленность собственного достоинства. Когда эти стороны оказываются задетыми, бурного ответного аффекта не избежать.Обидчивость, согласно выводам П. А. Ковалева, связана со склонностью к агрессивному поведению.
Высокая подозрительность наоборот отмечена лишь у юношей (10%), у большинства юношей и подростков подозрительность в пределах нормы (75%). 15% юношей и 25% юношей не подозрительны.
К высокой вербальной агрессии, ругани , оскорблениям склонны 40% подростков. Большинство юношей (70%) и 40% подростков имеют средний уровень выраженности вербальной агрессии, не склонны ругаться , скандалить, 20% подростков и 30% юношей.
Чувство вины не свойственно 40% юношам. 55% юношей и 75% подростков имеют средневыраженным чувством вины, у 25% подростков и 5% юношей большое чувство вины.
Таким образом, анализ результатов исследования видов агрессивности у подростков и юношей показал, что у подростков наиболее выражены физическая и вербальная агрессия и обидчивость, а юноши более склоны к раздражению.
Показатели высокой выраженности видов агрессии представим в виде гистограммы (рис.1)
Рис.1. Показатели высокой выраженности видов агрессии у подростков и юношей
Результаты определения индексов враждебности и агрессивности приведены на рисунке 2-3.
Рис.2. Показатели выраженности враждебности у подростков и юношей
Анализ индексов враждебности у подростков и юношей показал, что среди подростков 65% (13 чел.) подростков и 55% (11 чел.) юношей высокий уровень враждебности. У остальных средний уровень враждебности. Высокая враждебность может быть обусловлена у подростков и юношей отсутствием уверенности в себе и нестабильной самооценкой, а также подозрительностью и ощущением предвзятого к себе отношения.
Показатели выраженности агрессивности представлены на рисунке 3.
Рис.3. Показатели выраженности агрессивности у подростков и юношей
Анализ индекса агрессивности показал, что среди подростков 10% (2 чел.) имеют высокий уровень, половина средний и 40% (8 чел.) низкий. Среди юношей большинство не склонны к агрессий (85%, 17 чел.) и лишь у 15% (3 чел.).
Таким образом, подростки более агрессивны, чем юноши.
Результаты исследования деструктивных установок у подростков и юношей по методике Бойко представлены в Приложении 4.
Анализ результатов исследования представлены в таблице 3 и 4.
Таблица 3
Результаты исследования деструктивных установок у подростков
Показатели |
Уровень выраженности деструктивных установок у подростков |
|||||
высокий |
средний |
низкий |
||||
Кол-во чел |
% |
Кол-во чел |
% |
Кол-во чел |
% |
|
Завуалированная жестокость в отношении к людям, в суждениях о них |
7 |
35 |
6 |
30 |
7 |
35 |
Открытая жестокость в отношении к людям, |
3 |
15 |
17 |
85 |
0 |
0 |
Обоснованный негативизм в суждениях о людях |
1 |
5 |
14 |
80 |
5 |
25 |
Брюзжание |
3 |
15 |
17 |
85 |
0 |
0 |
Негативные личный опыт общения с окружающими |
8 |
40 |
11 |
55 |
1 |
5 |
Анализ результатов исследования выраженности завуалированной жестокость в отношении к людям, в суждениях о них показал , что большинство подростков (80) и юношей (65%) имеют не выраженную завуалированную жестокость. У 35% юношей и 10% подростков завуалированная жестокость низкая. Высокую завуалированную жестокость имеют лишь 10% подростков.
Таблица 4
Результаты исследования деструктивных установок у юношей
Показатели |
Уровень выраженности деструктивных установок у юношей |
|||||
высокий |
средний |
низкий |
||||
Кол-во чел |
% |
Кол-во чел |
% |
Кол-во чел |
% |
|
Завуалированная жестокость в отношении к людям, в суждениях о них |
7 |
35 |
6 |
30 |
7 |
35 |
Открытая жестокость в отношении к людям, |
3 |
15 |
17 |
85 |
0 |
0 |
Обоснованный негативизм в суждениях о людях |
1 |
5 |
14 |
80 |
5 |
25 |
Брюзжание |
3 |
15 |
17 |
85 |
0 |
0 |
Негативные личный опыт общения с окружающими |
8 |
40 |
11 |
55 |
1 |
5 |
Открытую жестокость в отношениях к людям проявляют 10% подростков, у большинства юношей (55%) и подростков (65%) средний уровень жестокости. Низкая жестокость у 45% юношей и 25% подростков.
Обоснованный негативизм в суждениях о людях выражен так же у большинства юношей (80%) и подростков (85%) на среднем уровне. Эти подростки и юноши склонны не доверять другим и противопоставлять себя им
Низкий негативизм выражен у 20% юношей и 15% подростков.
Брюзжание, то есть склонность делать необоснованные обобщения негативных фактов в области взаимоотношения с партнерами и в наблюдении за социальной действительностью свойственно на среднем уровне 75% юношей и 95% подростков. 5% подросткам и 25% юношам на свойственно брюзжание.
Негативный личный опыт контактов у большинства подростков (90%) и юношей (85%) средний. У 15% юношей и 10% подростков негативный опыт личных контактов бедный, общение часто было для низ приятным и не вызвало стрессов.
Общий показатель деструктивных установок говорит о средней их выраженности у подростков и юношей.
Рис.3. Показатели выраженности деструктивных установок в межличностных отношениях у подростков и юношей.
Анализ показателя жестокости как одной из составляющих деструктивных установок говорит о более высокой жестокости как явной так и маскированной у подростков, среди них у 10% они высокий, среди юношей нет молодых людей с высокой жестокостью.
Таким образом, качественный анализ показал наличие более выраженной агрессивности и жестокости у подростков, по сравнению с юношами.
Для проверки достоверности выявленных различий в агрессивности и деструктивных установок в межличностных отношениях у подростков и юношей мы использовали критерий Манна-Уитни.
Для расчета использовали программу Автоматического расчета критерия U Манна-Уитни [1]. Результаты приведены в таблице 5.
Как мы видим из таблицы 5, достоверные различия между подростками и юношами существуют по уровню физической агрессии (р≤0,05), косвенной агрессии(р≤0,01), обиде(р≤0,01), подозрительности (р≤0,05), вербальной агрессии (р≤0,05), чувству вины (р≤0,01) в целом по агрессивности(р≤0,05), завуалированной (р≤0,01)и открытой жестокости (р≤0,01) и в целом по выраженности деструктивных установок (р≤0,01).
Таблица 5
Показатели статистического сравнения выраженности агрессивности и деструктивных установок
Сравниваемые показатели |
Uэмп |
Уровень значимости |
Сравниваемые показатели |
Uэмп |
Уровень значимости |
Физическая агрессия |
116 |
значимо |
Индекс враждебности |
194 |
незначимо |
Косвенная агрессия |
75,5 |
значимо |
Индекс агрессивности |
121 |
значимо |
Склонность к раздражению |
163 |
незначимо |
Завуалированная жестокость в отношении к людям, в суждениях о них |
83 |
значимо |
Негативизм |
186 |
незначимо |
Открытая жестокость в отношении к людям, |
105 |
значимо |
Обида |
69 |
значимо |
Обоснованный негативизм в суждениях о людях |
150 |
незначимо |
Подозрительность |
119 |
значимо |
Брюзжание |
143 |
не значимо |
Вербальная агрессия |
127 |
значимо |
Негативные личный опыт общения с окружающими |
153 |
не значимо |
Угрызения совести, чувство вины |
98 |
значимо |
Общий уровень деструктивных установок |
73,5 |
значимо |
р≤ 0,05 Uкр =114; р≤0,01 U Кр =138
Таким образом, в ходе исследования мы установили, сто подростки более агрессивны, обидчивы, более ощущают чувство вины и более жестоки, а юноши свою очередь более подозрительны.
Наши денные подтвердила данные других исследователей о том, что уровень агрессивности у подростков ниже чем у юношей, это может быть обусловлено стабилизацией нервных процессов и эмоциональности у юношей, снижением стремления доказать окружающим, что они взрослые и с ними нужно считаться. Более высокая подозрительность у юношей по сравнению с подростками может быть связана нестабильной самооценкой, ростом самосознания и рефлексии.
Результаты полученные нами в ходе исследования позволяют нам сделать вывод о том , что выдвинутая нами гипотеза подтвердилась.
Выводы
1. Анализ результатов исследования видов агрессивности у подростков и юношей показал, что у подростков наиболее выражены физическая и вербальная агрессия и обидчивость, а юноши более склоны к раздражению.
2. У большинства подростков и юношей высокий уровень враждебности. Высокая враждебность может быть обусловлена у подростков и юношей отсутствием уверенности в себе и нестабильной самооценкой, а также подозрительностью и ощущением предвзятого к себе отношения.
3. Среди подростков 10% имеют высокий уровень, половина средний и 40% - низкий. Среди юношей большинство не склонны к агрессий и лишь у 15% низкий уровень агрессивности.
4. Общий показатель деструктивных установок говорит о средней их выраженности у подростков и юношей.
5. Результаты изучения жестокости как одной из составляющих деструктивных установок говорит о более высокой жестокости, как явной , так и маскированной у подростков, среди них у 10% они высокий, среди юношей нет молодых людей с высокой жестокостью.
6. Существуют достоверные различия между юношами и подростками по уровню физической агрессии (р≤0,05), косвенной агрессии(р≤0,01), обиде(р≤0,01), подозрительности (р≤0,05), вербальной агрессии (р≤0,05), чувству вины (р≤0,01) в целом по агрессивности(р≤0,05), завуалированной (р≤0,01)и открытой жестокости (р≤0,01) и в целом по выраженности деструктивных установок (р≤0,01)
7. Уровень агрессивности у подростков ниже чем у юношей, это может быть обусловлено стабилизацией нервных процессов и эмоциональности у юношей, снижением стремления доказать окружающим, что они взрослые и с ними нужно считаться. Более высокая подозрительность у юношей по сравнению с подростками может быть связана нестабильной самооценкой, ростом самосознания и рефлексии.
Повышенная агрессивность подрастающего поколения является одной из наиболее острых проблем не только педагогов и психологов, но и общества в целом.
Нарастающая волна подростковой и юношеской преступности и увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, выдвигают на первый план задачу изучения психологических условий, вызывающих эти опасные явления.
Ситуацию усугубляют социальные кризисные процессы, происходящие в современном обществе, отрицательно влияют на психологию людей, порождая тревожность и напряжённость, озлобленность, жестокость и насилие.
И вместе с тем, проведенные иследования говорят о большей агрессивности подростков по сравнению с юношами , что связано возрастными особенностями.
В данном исследовании мы проверяли эти даны на выборке современных подростков и юношей.
В ходе исследования было установлено, что у подростков наиболее выражены физическая и вербальная агрессия и обидчивость, а юноши более склоны к раздражению. В целом у большинства подростков и юношей высокий уровень враждебности. Высокая враждебность у подростков и юношей мы объяснили отсутствием уверенности в себе и нестабильной самооценкой, а также подозрительностью и ощущением предвзятого к себе отношения.
Изучение индекса агрессивности показало, что среди подростков больше детей с высокой агрессивностью, чем среди юношей.
Исследованные нами деструктивные установки у подростков и юношей показали, что и у подростков и у юношей средний уровень выраженности деструктивных установок.
Анализ результатов изучения жестокости, как одной из составляющих деструктивных установок, показал о более высокой жестокости, как явной , так и маскированной у подростков, среди них у 10% они высокий, среди юношей нет молодых людей с высокой жестокостью.
Проведя статистический анализ данных мы установили, что существуют достоверные различия между юношами и подростками по уровню физической агрессии (р≤0,05), косвенной агрессии(р≤0,01), обиде(р≤0,01), подозрительности (р≤0,05), вербальной агрессии (р≤0,05), чувству вины (р≤0,01) в целом по агрессивности(р≤0,05), завуалированной (р≤0,01)и открытой жестокости (р≤0,01) и в целом по выраженности деструктивных установок (р≤0,01).
Таким образом, в ходе иследования мы установили, что уровень агрессивности и жестокости у подростков ниже чем у юношей, это может быть обусловлено стабилизацией нервных процессов и эмоциональности у юношей, снижением стремления доказать окружающим, что они взрослые и с ними нужно считаться. Более высокая подозрительность у юношей по сравнению с подростками может быть связана нестабильной самооценкой, ростом самосознания и рефлексии.
Полученные в ходе исследования данные могут представлять интерес для психолого и педагогов и быть использованы для разработки программ коррекции поведения и личностного развития у подростков и юношей.
1. Автоматический расчет U-критерия Манна-Уитни// http://www.psychol-ok.ru/statistics/mann-whitney/
2. Берковиц, Л. Агрессия. Причины, последствия и контроль[Текст] / Л. Берковиц. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2001. - 510 с
3. Ениколопов, С.Н. Понятие агрессии в современной психологии [Текст]/ С.Н. Ениколопов // Прикладная психология. - 2001. - № 1. - С. 60-71
4. Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 288 с
5. Кле, М. Психология подростка / М. Кле; [под ред. М. Кона]. – М. : Изд-во Просвещение, 1991.– С. 122-153.
6. Кобзева О.В. Динамика агрессивности в подростковом возрасте//Научное обозрение, 2006. - № 2. – с. 196 – 201.
7. Кобзева О.В. Динамика агрессивности и её взаимодействия с личностными особенностями в подростковом и юношеском возрастах//Журнал прикладной психологии, 2006. - № 5. – с. 66 – 70.
8. Кон, И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон. М. : Изд-во Просвещение, 1989. – 234 с.
9. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг; перевод с англ. Е. Мальчиной; [под ред. А.А. Алексеева]. – СПб. : Изд-во Питер, 2000. – С. 141-148.
10. Мухина, В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. – М. : Изд-кий центр Академия, 2000. – 456 с.
11. Ожегов, С.И. Словарь русского языка [Текст]/ С.И.Ожегов . —М: Оникс, 2008.- 1200 с.
12. Паренс, Г. Агрессия наших детей [Текст]/ Г.Паренс. - М.: Форум, 1997. - 160 с.
13. Психологический словарь. /Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. [Текст]- М.: АСТ,2007- 480
14. Психология подростка / [под ред. А.А. Реана]. – СПб. : Изд-во ПРАЙМ – ЕВРОЗНАК, 2003. – С. 195 – 199.
15. Реан, А.А. Агрессия и агрессивность личности [Текст]/ / А.А. Реан. - СПб, 1995. - С.303-347.
16. Ремшмидт, Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности / Х. Ремшмидт; [под ред. Т.А. Гудковой]. – М. : Мир, 1994. – С. 118 - 127.
17. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. М., 1996. –254с
18. Фельдштейн, Д.И. Психологические аспекты изучения современного подростка / Д.И. Фельдштейн // Вопросы психологии. – 1985. – №1. 98-112.
19. Формирование личности в переходный период: от подросткового к юношескому возрасту / [под ред. И.В. Дубровиной]. – М. : Изд-во Педагогика, 1987. – С. 130 -146
20. Формы и методы профилактики детской и подростковой агрессии. Научно-методические рекомендации [Текст] / Под ред. Н.М. Платоновой. - СПб., 2003. - 320 с Реан, А.А. Агрессия и агрессивность личности [Текст]/ / А.А. Реан. - СПб, 1995. - С.303-347.
21. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности [Текст]/ Э. Фромм.– М., 1994.– 447 с.
22. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция / И.А. Фурманов. - Минск: Ильин В.П., 1996. - 192 с.
23. Шляхтина О.И. Взаимосвязь агрессивности с личностными особенностями и социальным статусом // Ананьевские чтения-97. - СПб., 1997.
24. Щеглов А.В. Анатомия терроризма: проблемно-психологический анализ // http://www.gilbo.ru/index.php?page=psy&art=3241