Обучаемость
Креативность
Рефлексивность
Интеллект
/
0,64
0,43
0,39
Обучаемость
/
0,41
0,37
Креативность
/
0,45
Рефлексивность
/
2. С целью более глубокого анализа взаимосвязи интеллекта, обучаемости, креативности и рефлексивности, а также верификации предположения об их определяющей роли в структурной организации иных способностей нами была проведена процедура факторного анализа полученных результатов. Использовался «косоугольный» метод факторизации, который позволяет проводить комплексный анализ взаимосвязей переменных. Кроме того, получаемые в результате анализа факторы располагаются в порядке убывания их значимости. Другими словами, первый фактор включает в себя базовую структуру, которую составляют исследуемые характеристики. В результате процедуры факторного анализа полученных данных было выделено шесть факторов (таблица 2.).
Таблица 2
Результаты «косоугольной факторизации»
Переменная
Фактор 1
Фактор 2
Фактор 3
Фактор 4
Фактор 5
Фактор 6
Теплосердечность
.35
.21
.01
.39
-.24
.13
Интеллект
.70
.18
-.15
.-20
.00
.09
Сила Я
.14
.68
-.02
.-12
.03
-.01
Доминантность
.28
.29
.08
.-23
.33
.01
Импульсивность
.03
.32
.45
.06
-.41
.19
Конформность
.11
-.05
.46
.00
-.03
.04
Социальная смелость
.08
.35
.15
.12
.03
.02
Сензитивность
-.08
-.06
-.03
.03
.60
.08
Подозрительность
-.08
.57
-.26
.05
-.26
-.24
Воображение
.40
-.23
.24
-.09
-.11
-.23
Проницательность
.46
.00
.00
-.06
.11
.11
Чувство вины
.22
.37
-.16
.04
.64
-.08
Радикализм
.21
.00
.06
-.05
-.18
.36
Самоудовлетворение
.34
-.22
.35
-.25
.25
-.17
Способность сдерживать тревогу
.01
-.23
.37
.17
-.16
-.07
Свободно плавающая тревожность
-.03
.66
-.11
-.03
-.01
.16
Экстраверсия
-.02
.37
-.03
.20
-.23
.27
Тревожность (общ.)
.09
.74
.06
-.01
.15
-.11
Общая осведомленность
.66
-.08
.31
.03
.05
-.12
Исключение лишнего
.37
.05
-.02
.29
-.23
.00
Поиск аналогий
.44
-.01
-.32
.18
-.39
.18
Определение общего
.39
-.05
.04
.20
-.04
.03
Арифметический
-.20
.11
-.03
.64
-.09
-.02
Определение закономерностей
.11
-.11
.18
.78
.16
.04
Геометрическое сложение
.24
.10
-.01
-.02
.10
.02
Пространственное воображение
.03
-.04
-.21
.09
.22
.28
Запоминание
.26
-.08
-.08
.41
.09
-.09
Оперативная память
-.32
-.01
.04
-.28
-.11
.34
Актуализация
.70
-.09
-.04
.12
.00
-.29
Креативность
.55
.11
.11
.13
.03
-.02
Рефлексивность
.36
.06
.09
-.04
-.16
-.11
Общая обучаемость
.60
.02
-.55
.06
-.19
-.37
Факторный вес
4.2
2.7
2.3
1.6
1.5
1.2
Как можно видеть из данных, представленных в таблице 2., все рассматриваемые в данном исследовании переменные (интеллект, обучаемость, креативность и рефлексивность) вошли со значимыми нагрузками в первый, «базовый» фактор. Это, на первый взгляд, несколько противоречит нашей гипотезе, согласно которой «идеальным» результатом стало бы выделение четырех факторов, в каждый из которых входили бы с наибольшей нагрузкой соответственно рефлексивность, интеллект, обучаемость и креативность. Однако такой результат был бы и очевидно упрощенным, «механистичным», не отражающим сложных и неоднозначных взаимосвязей между данными способностями.
С нашей точки зрения, включенность исследуемых характеристик в первый, «базовый» и главный фактор не случайна и свидетельствует о структурности организации общих способностей и об их включенности именно как определенной целостности в когнитивную подструктуру личности. Данный вывод подтверждается и наличием значимых интеркорреляций между ними. Структурограммы, отражающие корреляционные взаимосвязи между переменными, входящими в состав первого фактора, имеют следующий вид (см. рисунки 1. и 2.).
Как можно видеть из данных, представленных на структурограммах, переменные, конституирующие первый, то есть «базовый» фактор, тесно взаимосвязаны, что свидетельствует о высокой степени интеграции когнитивной подструктуры психики. Указанные переменные имеют высокие значения веса (см. таблицу 3.).
Таблица 3
Значения структурного «веса» переменных, входящих в первый фактор
Название переменной
Значение веса
Рефлексивность
13
Обучаемость
34
Интеллект
20
Воображение
17
Проницательность
23
Осведомленность
27
Исключение лишнего
12
Поиск аналогий
13
Определение общего
13
Геометрическое сложение
0
Оперативная память
20
Актуализация
34
Креативность
25
Данные, представленные в таблице 3, свидетельствуют о том, что обучаемость, креативность, интеллект и большинство переменных в структуре интеллекта характеризуются высокими показателями факторного веса, что указывает на их базисность для когнитивной подсистемы психики, на их определяющую роль в формировании ее структуры. Вместе с тем вес рефлексивности значительно меньше, чем у остальных общих способностей. Такой результат вполне закономерен и объясняется природой свойства рефлексивности, входящего в качестве регулятивного компонента не только в когнитивную, но и в коммуникативную и регулятивную подсистемы психики. Рефлексивность, входя в структуру общих способностей, наряду с интеллектом, обучаемостью и креативностью, по-видимому, является свойством более высокого порядка, отвечающим за регуляцию других подсистем психики.
Далее нами рассматривался вопрос о самостоятельности статуса не только интеллекта, обучаемости, креативности, но и рефлексивности как общих способностей. В связи с этим была проведена повторная процедура факторного анализа,
которому подвергались 13 переменных, вошедших с наибольшей нагрузкой в первый фактор. Использовался метод «главных компонентов», позволяющий судить о «самостоятельности» каждой исследуемой переменной и о ее «базовости» как «главного компонента» для структуры психики. Результаты факторизации представлены в таблице 4.
Рис. 1. Структурограмма корреляционных взаимосвязей переменных, входящих в первый фактор. Связи значимы при α = 0,01
Рис. 2. Структурограмма корреляционных взаимосвязей переменных, входящих в первый фактор. Связи значимы при α = 0,05[1]
Таблица 4
Результаты факторизации по методу «главных компонентов»