- Чувство невостребованности;
- Легко возникающее чувство гнева;
- Раздражительность;
- Обращает внимание на детали;
- Подозрительность;
- Чувство всемогущества (власть над судьбой пациента);
- Ригидность;
- Неспособность принимать решения;
- Дистанцирование от пациентов и стремление к дистанцированию от коллег;
- Повышенное чувство ответственности за пациентов;
- Растущее избегание;
- Общая негативная установка на жизненные перспективы;
- Увеличение объема психостимуляторов (табак, кофе, алкоголь, лекарства);
3.5.Экзистенциальные аспекты выгорания.
По мнению некоторых специалистов, выгорание не ограничивается профессиональной сферой и рабочими стрессами. Его последствия могут ощутимо проявляться в личной жизни человека, вообще в различных аспектах его бытия, а не только в профессиональном общении. Полемизируя с К. Маслач, Н. В. Гришина считает, что выгорание — плата не за сочувствие людям, а за свои нереализованные жизненные ожидания.
3.5.1.Неудовлетворённость жизнью и выгорание.
Действительно, лица с высокой степенью выгорания имеют негативные переживания, связанные с утратой ощущения смысла своей профессиональной деятельности. Например, «отчаяние из-за отсутствия результата», «работа впустую», равнодушие и непонимание окружающих приводят к обесцениванию усилий и потере веры в смысл жизни. Возникновение подобных переживаний бесцельности и бессмысленности начинает определять общую жизненную ситуацию человека, вызывая в особо тяжелых случаях экзистенциальный невроз. При изучении специалистов помогающих профессий автор получила разнообразные свидетельства того, что трактовка выгорания только как разновидности профессионального стресса недостаточна. Существуют весомые аргументы в пользу экзистенциальной интерпретации выгорания, поскольку «болезненное разочарование в работе как способе обретения смысла окрашивает всю жизненную ситуацию». Рассмотрим некоторые экзистенциальные аспекты выгорания.
В зарубежной психологии для определения субъективной составляющей удовлетворенности персональной жизнью широко используется понятие качество жизни (КЖ). Оно соотносится с удовлетворенностью самореализацией личности, душевным благополучием. Джонсен с соавторами рассматривают качество жизни как субъективное удовлетворение, выражаемое или испытываемое индивидуумом в физических, ментальных и социальных ситуациях даже при наличии каких-либо дефицитов. Авторы включают в данное понятие также объективные достижения и умения, которые высоко ценятся в обществе: интеллектуальные способности, физические возможности, эмоциональную стабильность, артистические и технические умения, а также способность формировать социальные отношения и получать от этого удовольствие. Низкое качество жизни отмечается при тяжелом дефиците физического, умственного здоровья и при дефиците или деформации социальных отношений. Определенный уровень физического и материального благополучия, безопасности и здоровья служит базисом для полного удовлетворения жизнью. Тогда человек строит разумные отношения, социальные контакты, духовный мир, выдвигает личные инициативы, которые обеспечивают ощущение завершенности и смысла бытия, что и есть квинтэссенция качества жизни.
Обращаясь к феномену выгорания, который проявляется в эмоциональном истощении и снижении способности радоваться жизни, неадекватной самооценке, утрате ощущения смысла своей профессиональной деятельности и обезличенном отношении к субъектам профессионального взаимодействия, можно предположить, что «выгорающий» человек утрачивает ощущение смысла жизни, перестает чувствовать себя счастливым, теряет способность к «своевременности», личную перспективу и способность к эффективной самореализации.
Смысл жизни может быть утрачен «в силу непропорциональности тех психических и личностных затрат, той цены, которую личность платит за свои реальные достижения... Слишком высокая психологическая цена, затраченная на жизненные достижения, понижает мотивацию, притязания и подрывает смысл жизни... Когда цена бывает слишком малой, когда успех приходит без всяких усилий со стороны личности, личность также перестает испытывать удовлетворение, а это, в свою очередь, разрушает смысл ее жизни».
Феномен выгорания представляет собой сложную, многоуровневую симптоматику душевных потерь вследствие длительного психического напряжения в эмоционально или когнитивно сложных ситуациях профессионального взаимодействия с другими людьми. В результате возникает психическое (субъективное), а в некоторых случаях и физическое неблагополучие, снижается или утрачивается трудовая активность и работоспособность, исчезает удовлетворенность качеством и осуществлением смысла жизни.[14стр.170-187]
3.5.2.Переживание одиночества и выгорание.
Одиночество — переживание, вызывающее комплексное и острое чувство, которое выражает определенную форму самосознания и показывает раскол основной сети отношений и связей внутреннего мира личности (Сандлер, Джонсон). Одна из самых ярких характеристик одиночества — специфическое чувство полной погруженности в самого себя. Одиночество — особая форма самовосприятия, острая форма самосознания. В повседневной жизни человек воспринимает себя в определенном отношении к окружающему миру, переживает свое состояние в контексте сложной и обширной сети взаимосвязей. Возникновение одиночества свидетельствует о нарушениях в этой сети. Основополагающим моментом тогда выступает осознание отсутствия чего-либо, чувство потери и крушения. Одиночество представляет собой комплексное чувство, которое связывает воедино нечто утраченное внутренним миром личности.
Есть основание полагать, что высокая степень выгорания снижает чувствительность не только по отношению к другим людям, но и к себе. Это ослабляет переживание одиночества как защиты от страдания. Особым признаком одиночества, обусловленного эмоциональной изоляцией, становится тревожное беспокойство, а порожденного социальной изоляцией — ощущение намеренного отторжения. Социальная изоляция, которая бывает результатом не только иитерперсональных отношений, но и выгорания личности, например гипертрофированной деперсонализации, вызывает у человека ощущение бессмысленности социальных контактов и переживание одиночества. В таком случае человек ограничен в ориентирах и внешней оценке своих результатов. Отсутствие обратной связи и поддержки от значимых других (к ним относятся семья, трудовой коллектив, друзья, церковь, религиозные общины и пр.) неизбежно ведет к одиночеству и потере значимости личных достижений, а в особо тяжелых случаях — к утрате смысла деятельности, личной перспективы, потере наполненности жизни смыслом. Фактически это две функции, которые относятся к функциям первичной группы: оказание моральной поддержки и наделение смыслом.
Дефицит межличностного или социального общения у переживающих одиночество создает определенный «вакуум» и не позволяет им получать своевременную и конструктивную поддержку, необходимую для позитивного подкрепления значимости личных усилий и их результатов. Выгорание может нагнетать такой социальный «вакуум» и усиливать негативизм по отношению к своим достижениям. Ограничение в доверительном и полном смысла общении связано у «выгоревших» с неспособностью к эмоциональному «резонансу» в межличностных контактах и эмоциональной отдаче себя другим. В этом смысле трагедия одиночества в сочетании с выгоранием и состоит именно в невозможности таких сопричастности и отдачи. Следует признать, что между одиночеством и выгоранием имеется сложное и динамическое взаимодействие.
Выгорание притупляет чувствительность к состоянию не только других людей, но и к своим эмоциям. Это приводит к регрессии переживания одиночества как защите от страданий. Одинокие чаше стремятся избегать трудностей, «уходить от решения проблем», предпочитают осторожные стратегии поведения. Не одинокие отдают предпочтение проблемно-ориентированным и уверенным стратегиям. По мере выгорания одиночество все меньше причиняет страданий и перестаёт быть проблемой для личности. Трагедия одиночества в сочетании с выгоранием состоит в невозможности эмоциональной сопричастности и отдачи. [14стр.180-187]
3.6. Профилактика и устранение выгорания.
Определение краткосрочных и долгосрочных целей. Первое не только обеспечивает обратную связь, свидетельствующую о том, что лидер находится на правильном пути, но и повышает долгосрочную мотивацию. Достижение краткосрочных целей - успех, который повышает степень самовоспитания. К концу очередного рабочего года очень важно включить цели, доставляющие удовольствие.
Общение. Когда руководители
анализируют свои чувства и ощущения и делятся ими с другими, вероятность
выгорания значительно снижается или этот процесс менее выражен. Поэтому
рекомендуется, чтобы лидеры делились своими чувствами с коллегами и искали у
них социальной поддержки. Если вы делитесь своими отрицательными эмоциями с
коллегами, те могут помочь найти вам разумное решение возникшей у вас проблемы.
Использование «тайм-аутов». Для обеспечения психического и
физического благополучия очень важны «тайм-ауты», т.е. отдых от работы и других
нагрузок. Работники любой сферы имеют отпуск, отдыхают во время праздников и в
выходные дни. В наше сложное время, когда темп жизни все ускоряется, новые
украинские лидеры работают практически без перерывов круглый год, находясь
постоянно под действием стресса.
Овладение умениями и навыками саморегуляции. Овладение такими психологическими умениями и навыками, как релаксация, идеомоторные акты, определение целей и положительная внутренняя речь, способствует снижению уровня стресса, ведущего к «выгоранию». Например, определение реальных целей помогает сбалансировать профессиональную деятельность и личную жизнь. Определяя реальные цели, следует находить время и для работы, и для личной жизни, что будет способствовать предотвращению «выгорания».
Сохранение положительной точки зрения. Найдите людей, которые обеспечат социальную поддержку и, следовательно, помогут сохранить положительную точку зрения в отношении ваших действий.
Контроль эмоций, возникающих после завершения намеченной работы.
Большинство
лидеров знают, как важно уметь контролировать чувство тревожности и
напряженности при решении профессиональных задач. Но завершение работы не
всегда устраняет сильные психологические чувства, особенно если работа не
принесла нужных результатов. Эмоции часто усиливаются и проявляются в ссорах с
коллегами и подчиненными или, наоборот, в депрессии, которая приводит к
выгоранию.
Поддержание хорошей спортивной формы. Между телом и разумом
существует тесная взаимосвязь. Хронический стресс воздействует на организм
человека, поэтому очень важно поддерживать хорошую спортивную форму с помощью
физических упражнений и рациональной диеты. Неправильное питание, увеличение
или снижение массы тела отрицательно влияют на уровень самооценки и способствуют
развитию синдрома выгорания. Когда вы испытываете определенный стресс,
попытайтесь сохранить хорошую спортивную форму, что поможет вам остаться
устойчивым и психически.
В ходе нашего исследования было протестировано 30 человек в возрастной группе от 17 до 57 лет. По методики профессионального выгорания.
Методика имеет три шкалы:
- психоэмоционального истощения (ПИ)
- личностного отдаления (ЛО)
- профессиональной мотивации (ПМ)
Количественная оценка «профессионального выгорания» по каждой из шкал осуществляется путем подсчета общего количества баллов по каждой из шкал и суммарного подсчета баллов по всем шкалам.
Психоэмоционального истощения (ПИ) – процесс исчерпывания эмоциональных, физических, энергетических ресурсов профессионала, который работает с людьми. Истощение проявляется в виде хронической физической и эмоциональной усталости, равнодушия, холодности по отношению к людям, в виде депрессии, раздражения.
Личностного отдаления (ЛО) –
Таблица 1.
Представленность фаз и выраженность симптомов СЭВ у испытуемых.
Фаза |
|
|
1 группа |
2 группа |
3 группа |
всего |
||||
|
|
чел. |
% |
чел. |
% |
чел. |
% |
чел. |
% |
|
симптомы |
|
|
|
|
|
|
||||
"Напряжения" |
1 |
"переживания психотравмирующих обстоятельств" |
|
|
|
|
|
|
|
|
сложившийся |
15 |
37,5 |
6 |
15,0 |
|
|
21 |
52,5 |
||
складывающийся |
|
|
3 |
7,5 |
|
|
3 |
7,5 |
||
2 |
"неудовлетворенности собой": |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
сложившийся |
2 |
5,0 |
1 |
2,5 |
|
|
3 |
7,5 |
||
складывающийся |
11 |
27,5 |
6 |
15,0 |
1 |
2,5 |
18 |
45,0 |
||
3 |
"загнанности в клетку": |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
сложившийся |
6 |
15,0 |
4 |
10,0 |
|
|
10 |
25,0 |
||
складывающийся |
6 |
15,0 |
4 |
10,0 |
|
|
10 |
25,0 |
||
4 |
"тревоги и депрессии": |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
сложившийся |
9 |
22,5 |
1 |
2,5 |
|
|
10 |
25,0 |
||
складывающийся |
2 |
5,0 |
3 |
7,5 |
2 |
5,0 |
7 |
17,5 |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
"Резистенции" |
1 |
"неадекватного эмоционального реагирования" |
|
|
|
|
|
|
|
|
сложившийся |
12 |
30,0 |
1 |
2,5 |
|
|
13 |
32,5 |
||
складывающийся |
4 |
10 |
7 |
17,5 |
|
|
11 |
27,5 |
||
2 |
"эмоционально-нравственной дезориентации" |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
сложившийся |
7 |
17,5 |
|
0,0 |
|
|
7 |
17,5 |
||
складывающийся |
4 |
10,0 |
4 |
10,0 |
1 |
2,5 |
9 |
22,5 |
||
3 |
"расширение сферы экономии эмоций" |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
сложившийся |
13 |
32,5 |
5 |
12,5 |
1 |
2,5 |
19 |
47,5 |
||
складывающийся |
4 |
10,0 |
3 |
7,5 |
|
|
7 |
17,5 |
||
4 |
"редукции профессиональных обязанностей": |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
сложившийся |
9 |
22,5 |
1 |
2,5 |
|
|
10 |
25,0 |
||
складывающийся |
2 |
5,0 |
3 |
7,5 |
2 |
5,0 |
7 |
17,5 |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
"Истощения" |
1 |
"эмоционального дефицита" |
|
|
|
|
|
|
|
|
сложившийся |
8 |
20,0 |
1 |
2,5 |
|
|
9 |
22,5 |
||
складывающийся |
3 |
8 |
4 |
10 |
1 |
2,5 |
8 |
20,5 |
||
2 |
"эмоциональной отстраненности" |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
сложившийся |
7 |
17,5 |
|
|
|
|
7 |
17,5 |
||
складывающийся |
7 |
17,5 |
4 |
10,0 |
1 |
2,5 |
12 |
30,0 |
||
3 |
"личностной отстраненности": |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
сложившийся |
11 |
27,5 |
|
|
|
|
11 |
27,5 |
||
складывающийся |
3 |
7,5 |
5 |
12,5 |
2 |
5,0 |
10 |
25,0 |
||
4 |
"психосоматических и психовегетативных нарушений": |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
сложившийся |
9 |
22,5 |
1 |
2,5 |
|
|
10 |
25,0 |
||
складывающийся |
5 |
12,5 |
7 |
17,5 |
|
|
12 |
30,0 |