Феноменология лидерства и особенности процесса выгорания

- Чувство невостребованности;

- Легко возникающее чувство гнева;

- Раздражительность;

- Обращает внимание на детали;

                   - Подозрительность;

- Чувство всемогущества (власть над судьбой пациента);

- Ригидность;

- Неспособность принимать решения;

- Дистанцирование от пациентов и стремление к дистанцированию от коллег;

- Повышенное чувство ответственности за пациентов;

- Растущее избегание;

- Общая негативная установка на жизненные перспективы;

- Увеличение объема психостимуляторов (табак, кофе, алкоголь, лекарства);

3.5.Экзистенциальные аспекты выгорания.

По мнению некоторых специалистов, выгорание не ограничива­ется профессиональной сферой и рабочими стрессами. Его последст­вия могут ощутимо проявляться в личной жизни человека, вообще в различных аспектах его бытия, а не только в профессиональном об­щении. Полемизируя с К. Маслач, Н. В. Гришина считает, что выго­рание — плата не за сочувствие людям, а за свои нереализованные жизненные ожидания.

3.5.1.Неудовлетворённость жизнью и выгорание.

Действительно, лица с высокой степенью выгорания имеют нега­тивные переживания, связанные с утратой ощущения смысла своей профессиональной деятельности. Например, «отчаяние из-за отсут­ствия результата», «работа впустую», равнодушие и непонимание окружающих приводят к обесцениванию усилий и потере веры в смысл жизни. Возникновение подобных переживаний бесцельности и бес­смысленности начинает определять общую жизненную ситуацию че­ловека, вызывая в особо тяжелых случаях экзистенциальный невроз. При изучении специалистов помогающих профес­сий автор получила разнообразные свидетельства того, что трактов­ка выгорания только как разновидности профессионального стресса недостаточна. Существуют весомые аргументы в пользу экзистенци­альной интерпретации выгорания, поскольку «болезненное разочаро­вание в работе как способе обретения смысла окрашивает всю жизнен­ную ситуацию». Рассмотрим некоторые экзистенциальные аспекты выгорания.

В зарубежной психологии для определения субъективной состав­ляющей удовлетворенности персональной жизнью широко исполь­зуется понятие качество жизни (КЖ). Оно соотносится с удовлетво­ренностью самореализацией личности, душевным благополучием. Джонсен с соавторами рассматривают качество жизни как субъ­ективное удовлетворение, выражаемое или испытываемое индивиду­умом в физических, ментальных и социальных ситуациях даже при наличии каких-либо дефицитов. Авторы включают в данное понятие также объективные достижения и умения, которые высоко ценятся в обществе: интеллектуальные способности, физические возможности, эмоциональную стабильность, артистические и технические умения, а также способность формировать социальные отношения и получать от этого удовольствие. Низкое качество жизни отмечается при тяжелом дефиците физи­ческого, умственного здоровья и при дефиците или деформации со­циальных отношений. Определенный уровень физического и материального благополу­чия, безопасности и здоровья служит базисом для полного удовлетво­рения жизнью. Тогда человек строит разумные отношения, социальные контакты, духовный мир, выдвигает личные инициативы, которые обеспечивают ощущение завершенности и смысла бытия, что и есть квинтэссенция качества жизни.

Обращаясь к феномену выгорания, который проявляется в эмо­циональном истощении и снижении способности радоваться жизни, неадекватной самооценке, утрате ощущения смысла своей профес­сиональной деятельности и обезличенном отношении к субъектам профессионального взаимодействия, можно предположить, что «вы­горающий» человек утрачивает ощущение смысла жизни, перестает чувствовать себя счастливым, теряет способность к «своевременно­сти», личную перспективу и способность к эффективной самореали­зации.

Смысл жизни может быть утрачен «в силу непропорциональности тех психических и личностных затрат, той цены, которую личность платит за свои реальные достижения... Слишком высокая психоло­гическая цена, затраченная на жизненные достижения, понижает мо­тивацию, притязания и подрывает смысл жизни... Когда цена бывает слишком малой, когда успех приходит без всяких усилий со стороны личности, личность также перестает испытывать удовлетворение, а это, в свою очередь, разрушает смысл ее жизни».

Феномен выгорания представляет собой сложную, многоуровневую симптоматику душевных потерь вследствие длительного психического напряжения в эмоционально или когнитивно сложных ситуациях профессионального взаимодействия с другими людьми. В результате возникает психическое (субъективное), а в некоторых случаях и фи­зическое неблагополучие, снижается или утрачивается трудовая ак­тивность и работоспособность, исчезает удовлетворенность качест­вом и осуществлением смысла жизни.[14стр.170-187]

3.5.2.Переживание одиночества и выгорание.

Одиночество — переживание, вызывающее комплексное и острое чувство, которое выражает определенную форму самосознания и по­казывает раскол основной сети отношений и связей внутреннего ми­ра личности (Сандлер, Джонсон). Одна из самых ярких характеристик одиночества — специфиче­ское чувство полной погруженности в самого себя. Одиночество — особая форма самовосприятия, острая форма самосознания. В повсе­дневной жизни человек воспринимает себя в определенном отноше­нии к окружающему миру, переживает свое состояние в контексте сложной и обширной сети взаимосвязей. Возникновение одиночест­ва свидетельствует о нарушениях в этой сети. Основополагающим моментом тогда выступает осознание отсутствия чего-либо, чувство потери и крушения. Одиночество представляет собой комплексное чувство, которое связывает воедино нечто утраченное внутренним ми­ром личности.

Есть основание полагать, что высокая степень выгорания снижает чувствительность не только по отношению к другим людям, но и к себе. Это ослабляет переживание одиночества как защиты от страдания. Особым признаком одиночества, обусловленного эмоциональной изоляцией, становится тревожное беспокойство, а порожденного соци­альной изоляцией — ощущение намеренного отторжения. Социальная изоляция, которая бывает результатом не только иитерперсональных отношений, но и выгорания личности, например гипертрофирован­ной деперсонализации, вызывает у человека ощущение бессмыслен­ности социальных контактов и переживание одиночества. В таком случае человек ограничен в ориентирах и внешней оценке своих результатов. Отсутствие обратной связи и поддержки от зна­чимых других (к ним относятся семья, трудовой коллектив, друзья, церковь, религиозные общины и пр.) неизбежно ведет к одиночеству и потере значимости личных достижений, а в особо тяжелых случаях — к утрате смысла деятельности, личной перспективы, потере на­полненности жизни смыслом. Фактически это две функции, которые относятся к функциям первичной группы: оказание моральной под­держки и наделение смыслом.

Дефицит межличностного или социального общения у пережива­ющих одиночество создает определенный «вакуум» и не позволяет им получать своевременную и конструктивную поддержку, необходи­мую для позитивного подкрепления значимости личных усилий и их результатов. Выгорание может нагнетать такой социальный «ваку­ум» и усиливать негативизм по отношению к своим достижениям. Ограничение в доверительном и полном смысла общении связано у «выгоревших» с неспособностью к эмоциональному «резонансу» в межличностных контактах и эмоциональной отдаче себя другим. В этом смысле трагедия одиночества в сочетании с выгоранием и со­стоит именно в невозможности таких сопричастности и отдачи. Следует признать, что между одиночеством и выгоранием имеет­ся сложное и динамическое взаимодействие.

Выгорание притупляет чувствительность к состоянию не только других людей, но и к своим эмоциям. Это приводит к регрессии пе­реживания одиночества как защите от страданий. Одинокие чаше стремятся избегать трудностей, «уходить от решения проблем», предпочитают осторожные стратегии поведения. Не одинокие отдают предпочтение проблемно-ориентированным и уверенным стратегиям. По мере выгорания одиночество все меньше причиняет страданий и перестаёт быть проблемой для личности. Трагедия одиночества в сочетании с выгоранием состоит в невозможности эмоциональной сопричастности и отдачи. [14стр.180-187]

3.6. Профилактика и устранение выгорания.

Определение краткосрочных и долгосрочных целей. Первое не только обеспечивает обратную связь, свидетельствующую о том, что лидер находится на правильном пути, но и повышает долгосрочную мотивацию. Достижение краткосрочных целей - успех, который повышает степень самовоспитания. К концу очередного рабочего года очень важно включить цели, доставляющие удовольствие.

Общение. Когда руководители анализируют свои чувства и ощущения и делятся ими с другими, вероятность выгорания значительно снижается или этот процесс менее выражен. Поэтому рекомендуется, чтобы лидеры делились своими чувствами с коллегами и искали у них социальной поддержки. Если вы делитесь своими отрицательными эмоциями с коллегами, те могут помочь найти вам разумное решение возникшей у вас проблемы.
        Использование «тайм-аутов». Для обеспечения психического и физического благополучия очень важны «тайм-ауты», т.е. отдых от работы и других нагрузок. Работники любой сферы имеют отпуск, отдыхают во время праздников и в выходные дни. В наше сложное время, когда темп жизни все ускоряется, новые украинские лидеры работают практически без перерывов круглый год, находясь постоянно под действием стресса.

Овладение умениями и навыками саморегуляции. Овладение такими психологическими умениями и навыками, как релаксация, идеомоторные акты, определение целей и положительная внутренняя речь, способствует снижению уровня стресса, ведущего к «выгоранию». Например, определение реальных целей помогает сбалансировать профессиональную деятельность и личную жизнь. Определяя реальные цели, следует находить время и для работы, и для личной жизни, что будет способствовать предотвращению «выгорания».

Сохранение положительной точки зрения. Найдите людей, которые обеспечат социальную поддержку и, следовательно, помогут сохранить положительную точку зрения в отношении ваших действий.

 

Контроль эмоций, возникающих после завершения намеченной работы.

Большинство лидеров знают, как важно уметь контролировать чувство тревожности и напряженности при решении профессиональных задач. Но завершение работы не всегда устраняет сильные психологические чувства, особенно если работа не принесла нужных результатов. Эмоции часто усиливаются и проявляются в ссорах с коллегами и подчиненными или, наоборот, в депрессии, которая приводит к выгоранию.
         Поддержание хорошей спортивной формы. Между телом и разумом существует тесная взаимосвязь. Хронический стресс воздействует на организм человека, поэтому очень важно поддерживать хорошую спортивную форму с помощью физических упражнений и рациональной диеты. Неправильное питание, увеличение или снижение массы тела отрицательно влияют на уровень самооценки и способствуют развитию синдрома выгорания. Когда вы испытываете определенный стресс, попытайтесь сохранить хорошую спортивную форму, что поможет вам остаться устойчивым и психически.



         В ходе нашего исследования было протестировано 30 человек в возрастной группе от 17 до 57 лет. По методики профессионального выгорания.

         Методика имеет три шкалы:

- психоэмоционального истощения (ПИ)

- личностного отдаления (ЛО)

- профессиональной мотивации (ПМ)

         Количественная оценка «профессионального выгорания» по каждой из шкал осуществляется путем подсчета общего количества баллов по каждой из шкал и суммарного подсчета баллов по всем шкалам.

          

Психоэмоционального истощения (ПИ) – процесс исчерпывания эмоциональных, физических, энергетических ресурсов профессионала, который работает с людьми. Истощение проявляется в виде хронической физической и эмоциональной усталости, равнодушия, холодности по отношению к людям, в виде депрессии, раздражения.


Личностного отдаления (ЛО) –










Таблица 1.

Представленность фаз и выраженность симптомов СЭВ у испытуемых.

Фаза



1 группа

2 группа

3 группа

всего



чел.

%

чел.

%

чел.

%

чел.

%

симптомы







"Напряжения"

1

"переживания психотравмирующих обстоятельств"









сложившийся

15

37,5

6

15,0



21

52,5

складывающийся



3

7,5



3

7,5

2

 "неудовлетворенности собой":









сложившийся

2

5,0

1

2,5



3

7,5

складывающийся

11

27,5

6

15,0

1

2,5

18

45,0

3

"загнанности в клетку":









сложившийся

6

15,0

4

10,0



10

25,0

складывающийся

6

15,0

4

10,0



10

25,0

4

"тревоги и депрессии":









сложившийся

9

22,5

1

2,5



10

25,0

складывающийся

2

5,0

3

7,5

2

5,0

7

17,5










"Резистенции"

1

"неадекватного эмоционального реагирования"









сложившийся

12

30,0

1

2,5



13

32,5

складывающийся

4

10

7

17,5



11

27,5

2

"эмоционально-нравственной дезориентации"









сложившийся

7

17,5


0,0



7

17,5

складывающийся

4

10,0

4

10,0

1

2,5

9

22,5

3

"расширение сферы экономии эмоций"









сложившийся

13

32,5

5

12,5

1

2,5

19

47,5

складывающийся

4

10,0

3

7,5



7

17,5

4

"редукции профессиональных обязанностей":









сложившийся

9

22,5

1

2,5



10

25,0

складывающийся

2

5,0

3

7,5

2

5,0

7

17,5










"Истощения"

1

"эмоционального дефицита"









сложившийся

8

20,0

1

2,5



9

22,5

складывающийся

3

8

4

10

1

2,5

8

20,5

2

"эмоциональной отстраненности"









сложившийся

7

17,5





7

17,5

складывающийся

7

17,5

4

10,0

1

2,5

12

30,0

3

"личностной отстраненности":









сложившийся

11

27,5





11

27,5

складывающийся

3

7,5

5

12,5

2

5,0

10

25,0

4

"психосоматических и психовегетативных нарушений":









сложившийся

9

22,5

1

2,5



10

25,0

складывающийся

5

12,5

7

17,5



12

30,0

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты