Функциии и виды воображения

Функциии и виды воображения

    Министерство образования и науки Республики Казахстан

 

Павлодарский государственный университет им. С. Торайгырова

 

Факультет филологии, журналистики и искусства.

 

Кафедра психологии.

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

КР. 050503.

 

 

 

По дисциплине: Общая психология 2.

 

Тема: Функции и виды воображения.

 

__________

   (оценка)                                                           Руководитель:

                                                                          ________________________

                                                                         (должность, учёная степень)

 

                                                                            __________________    

                                                                            (фамилия, инициалы)

                                                                            ______________     _______

                                                                            (подпись)                     (дата)


                                                                             Студент:

                                                                            Лепехов Александр

                                                                            (инициалы, фамилия)

                                                                            ______________     _______

                                                                              (подпись)                   (дата)


                                                                             ЗП – 12

                                                                             (группа)


2005


План:



1.      Функции воображения. Роль воображения в построении образа и программа поведения в проблемной ситуации.

2.      Воображение как деятельность синтеза. Способы синтезирования в создании образов воображения.

3.      Виды воображения. Творческое и репродуктивное воображение. Воображение и создание художественных ценностей.













































Введение.


Воображение – особый процесс человеческой психики, стоящий отдельно от остальных психических процессов и занимающий вместе с тем промежуточное положение между восприятием, памятью и мышлением. Специфика этого процесса состоит в том, что воображение как идеальный процесс рождает идеальное – образ, представляющий собой нечто такое, чего в реальной действительности не существует. Воображение, по – видимому, характерно только для человека, во всяком случае, нет убедительных доказательств его наличия у животных.

     Воображение связанно с активностью организма, с происходящими в нём физиологическими процессами и с этой точки зрения мало, чем отличается от других психических процессов. В то же самое время воображение является самым “психическим” из всех психических процессов человека. Это, означает, что ни в чём другом, кроме воображения, столь ярко не проявляется чисто идеальный, загадочный характер человеческой психики. Можно предположить, что именно воображение, желание его понять и объяснить (хотя бы в форме сновидений или галлюцинаций) привлекло внимание учёных к душевным явлениям в древности, поддерживало и продолжает поддерживать интерес к психологии человека в наши дни. Что же касается тайн данного феномена, то они, в частности, состоят в том, что воображение человека может возникать неожиданно, спонтанно, рождать в виде образов нечто такое, аналогов чему в мире не существует.

     Теперь можно дать и формальное определение воображению. Под ним мы будем понимать психический процесс, порождающий образы в условиях, когда ничто соответствующее им не воздействует на органы чувств.

    

Функции воображения. Роль воображения в построении образа и программа поведения в проблемной ситуации.

     В жизни человека воображение выполняет несколько различных функций.

Первая из них состоит в том, чтобы, представляя несуществующее в реальной действительности, творчески преобразовывать окружающий мир, творя нечто новое по продуктам воображения. Так, инженер придумывая новую машину, сначала создаёт её в своём воображении и только затем строит её, дополняя ею соответственно мир существующих материальных вещей. Художник, задумывая картину и воплощая её в своём рисунке или на полотне, также дополняет представление людей о мире том, что придумано им и изображено на картине. То же самое делают представители творческих профессий. Благодаря их воображению за тысячелетия существования людей совершенно был создан новый мир – мир человеческой материальной и духовной культуры.

     Вторая функция воображения связана с саморегуляцией поведения, психических процессов и состояний человека. Для того чтобы повлиять на своё поведение в будущем, человек планирует его, проигрывает в своём воображении. Так поступает каждый человек, озабоченный тем, чтобы, ведя себя определённым образом, достичь в будущем поставленной цели. Если нам предстоит какая – либо важная встреча с кем – либо, то мы обязательно продумываем её в деталях и представляем своё поведение во время этой встречи; если спортсмену нужно выступить на соревнованиях и выполнить какое – либо сложное упражнение, он непременно перед этим проигрывает данное упражнение, то есть выполняет его в своём воображении. Так всегда делают гимнасты, фигуристы, штангисты, прыгуны в воду и представители других видов спорта. Эта же функция воображения широко используется во многих современных методах психотерапии, где через произвольное воображение человека на него же оказывается определённое психотерапевтическое влияние. Наконец, через своё воображение человек может повлиять на собственное восприятие, память, мышление, речь и другие психические процессы.

     Третья функция воображения состоит в формировании с его помощью внутреннего плана действий, то есть способности выполнять действия в уме, манипулируя при этом образами. Например, ребёнок, который научился решать задачи с помощью действий с реальными материальными предметами, на следующем этапе развития своего мышления может научиться решать задачи, действуя в уме только с образами соответствующих предметов. Данная функция воображения наиболее полно реализуется в наглядно – образном мышлении человека и в его развитии. В элементарной форме этот вид мышления встречается у детей дошкольного возраста, а в более сложных формах – у взрослых людей, которым по роду своей профессиональной деятельности приходится решать довольно сложные задачи с помощью образного мышления. Это, например, дизайнеры и художники, писатели и актёры, политики и инженеры.

     Четвёртая функция воображения – это программирование будущего поведения человека. Она реализуется в мысленном составлении человеком планов и программ своего будущего  поведения, в образном их представлении.

     Пятую функцию воображения можно обозначить как психодиагностическую. Она заключается в том, что по продуктам воображения человека можно делать определённые выводы  о его собственной психологии. Эта функция широко используется, например, во многих современных психодиагностических тестах, где в результате анализа продуктов воображения человека судят о его психологии. Такие тесты носят название проективных. Той же самой функцией мы пользуемся повседневно, когда судим о психологии другого человека по продуктам его фантазий. Эту функцию иногда используют врачи – психиатры для заочной постановке диагноза по продуктам воображения человека. Известен, например, случай постановки З. Фрейдом такого диагноза писателю Ф.М. Достоевскому по его литературным произведениям.

     Однако главная функция воображения – это его участие в творческом процессе. Рассмотрим некоторые примеры проявления данной функции, связанные как с репродуктивным, так и с продуктивным воображением.

     Репродуктивное воображения художников наиболее полно реализовано в том направлении искусства, которое получило название “реализм”. Известно, например, что по картинам И. И. Шишкина, которые представлял данное направление в изобразительном искусстве, можно изучить флору русского леса, так как все растения на его полотнах выписаны с документальной точностью. Работы художников – демократов второй половины XIX в. Также являли собой поиски формы, максимально приближённой к действительности, то есть в основном копировали эту действительность.

     Продуктивное воображения стало проявляться в работах художников ХХ столетия. Такие направления в искусстве, как абстракционизм, импрессионизм и экспрессионизм, и многие другие, возникшие ещё в прошлом веке, по содержанию изображаемого уже были далеки от реальной действительности. Абстракционизм в образной форме  пытался представить идею, или мысль, импрессионизм – впечатление, производимое на художника окружающим миром, а экспрессионизм – его собственные эмоциональные переживания. Каждый из новых видов искусства представлял уже не столько то, что имеется в психике творящего своё произведение человек, в частности в его воображении. Например, знаменитое полуабстрактное полотно П. Пикассо “Герника” – это отнюдь не хаотическое нагромождение геометризированных фигур, тел людей или их частей, а прежде всего образное отражение в сознании художника известных трагических событий, предшествовавших началу Второй мировой войны в Испании 1936 – 1939 гг. Если, следуя ассоцианистическому принципу анализа продуктов воображения, рассматривать и пытаться трактовать каждую отдельную деталь этой картины, то за её абстрактной формой утратиться её же реальное содержание. Если смотреть на картину в целом как воплощение идеи, то за абстрактной формой каждой отдельной детали откроется глубокий смысл и, вероятнее всего, какой – то конкретный образ, связанный с соответствующими событиями.

     С использованием продуктивного воображения в искусстве мы встречаемся в тех случаях, когда воссоздание действительности реалистическим, натуралистическим методом, основанном на репродуктивном воображении, художника не устраивает. Его мир – это часто фантасмагория, иррационалистическая образность, за которой лежат вполне очевидные, легко узнаваемые реалии, не существующие, однако, в мире в виде простых материальных, воспринимаемых органами чувств предметов. Плодом такого воображения в литературе является, например, роман  М. Булгакова “Мастер и Маргарита”, множество самых разнообразных сюжетов, характерных для современной “карманной” литературы, читаемой на досуге массами людей. Популярность подобной литературы и соответствующих произведений художников среди населения можно, наверное, объяснить потребностью хотя бы на время отвлечься от реальной действительности, которая людей не вполне устраивает, и окунуться в мир фантазий и грёз.

     Существуют индивидуальные и типологические особенности воображения, связанные со спецификой восприятия, внимания, памяти и мышления. У одних людей преобладает конкретное, образное восприятие мира, которое внутренне проявляется в богатстве и разнообразии их фантазии. Про таких людей говорят, что они обладают художественным типом мышления. Этот тип мышления, по предположению, связан с доминированием правого полушария мозга. У других отмечается большая склонность к мысленным фантазиям, оперированию абстракциями, символами, несущие в себе определённую идею, понятиями. Об этих людях говорят как об обладающих абстрактным воображением, и предполагается, что в их психике доминирует левое полушарие мозга.

     Воображение выступает как своеобразное отражение свойств личности, психологического состояния или настроя человека. Этот факт, реализуя психодиагностическую функцию воображения, активно используется при создании проективных личностных тестах. Такими, например, являются Тематический апперцептивный тест (ТАТ) г. Мюррея, Тест чернильных пятен Г. Роршаха и ряд др. В ТАТ испытуемый сочиняет рассказы по сюжетно – неопределённым картинкам, а в Тесте чернильных пятен – интерпретирует симметричные бесформенные чернильные пятна, пытаясь “увидеть” в них что-либо осмысленное.       

     Возникновении образов фантазии – это результат деятельности мозга человека. Воображение, как и все другие психические процессы, является функцией коры больших полушарий.

     Физиологическую основу памяти составляет замыкание временных нервных связей и их последующая актуализация (возобновление, растормаживание). Если в процессе памяти замкнувшаяся связь в дальнейшем возобновляется, то в процессе воображения образовавшиеся в течении жизни человека системы связей как бы распадаются (диссоциируются) и объединяются в новые системы.

     Это объединение становится возможным в результате возникновения в коре мозга достаточно сильного очага возбуждения, вызванного пробуждением потребности или каким-либо непосредственным впечатлением. Таким образом, у фантазирующего человека, говоря упрощённо, группы нервных клеток связываются по – новому. От этого зависит характерная новизна образов фантазии по сравнению с образами памяти и ВТО же время частичное совпадение их.

     Воображение, как сказано, является функцией коры головного больших полушарий. Вместе с тем сложность структуры воображения и его связь с эмоциями даёт основания предполагать, что физиологические механизмы воображения расположены не только в коре, но и более глубоко залегающих отделах мозга. Исследования последних лет подтверждают это предположение. Такими глубинными отделами мозга, принимающими участие, вместе с корой больших полушарий, в формировании образов фантазии и их включении в процессы деятельности, является гипоталамо-лимбическая система (гипоталамус в его связях с древней корой и подкорковыми областями, образующими лимб, или границу, вокруг передней части ствола мозга у входа в полушарии головного мозга).

     Экспериментально выяснено: при повреждении гипоталамбической системы у человека могут происходить характерные расстройства психики: возникает впечатление, что его поведение не регулируется определённой программой и состоит из серии отдельных, изолированных актов, впрочем, самих по себе достаточно сложных и целостных. Если такого больного послать в магазин и дать ему список покупок, то он выполнит задание достаточно аккуратно. Но, закончив покупки, он уже не сможет понять, что с ними делать, и станет бесцельно бродить, пока не получит новую инструкцию о необходимых действиях или пока не наткнётся на какой-либо предмет, который воззовет у него привычные реакции, например на зеленый свет светофора. Такие больные в состоянии повторить ряд цифр, прочитанных им, или отрывок из книги, но они не в состоянии наметить даже простой план действий и предвидеть их последствия. Таким образом, предполагается, что в подобном случае повреждение затронуло структуры. Которые ответственны за планирования поведения, составление программы будущих действий, а, как было уже отмечено, наиболее обычная, но , может быть, вместе с тем и наиболее важная роль воображения как раз и состоит в выработке плана, программы поведения.

    






















Воображение как деятельность синтеза. Способы синтезирования в создании образов воображения.

      Известно, что наиболее полное  раскрытие способностей человека возможно лишь в общественно значимой деятельности. Причём важно, чтобы осуществление этой деятельности детерминировалось не только извне (обществом), но и внутренней потребностью самой личности. Деятельность личности в этом случае становится самодеятельностью, а реализация её способностей в данной деятельности приобретает характер самореализации.

     З. Фрейд был одним из первых, кто попытался увидеть в доминантных инстинктах человека потребность в самореализации. Самореализация, по З. Фрейду, локализуется в бессознательном слое человеческой психики и проявляется в «стремлении к удовольствию», присущем человеку с рождения. Этой инстинктивной потребности в самореализации противостоят навязанные обществом императивные требования культуры (нормы, традиции, правила и т.д.), основная функция которых состоит в цензуре за бессознательным, в подавлении инстинктоподобных потребностей.

     Немало страниц посвящает характеристике потребности в самореализации Э. Фромм. Он связывает её с потребностями человека в идентизации и целостности. Человек, отмечает Фрейд, отличается от животного тем, что он стремится выйти за пределы непосредственных утилитарных запросов, хочет знать не только то, что необходимо ему для выживания, но и стремится познать смысл жизни и сущность своего «Я». Эта самореализация достигается индивидом с помощью вырабатываемой им системы ориентаций в общении с другими людьми. Идентизация и есть то «ощущение», которое позволяет индивиду с полным основанием сказать о себе как о «Я», и социальная среда активно влияет на эту потребность. Потребность в самореализации, по Фромму, есть экзистенциальная потребность – психическое состояние, вечное и неизменное в своей основе. Социальные условия способны изменить лишь способы её удовлетворения: она может найти выход в творчестве и в разрушении, в любви и в преступлении и т.д.

     Для мыслителей материалистов, не подлежит сомнению, что стремление человека к самореализации имеет не инстинктивное, а филогенетическое происхождение и, обязано своим существованием «второй человеческой природе», которая включает в себя: а) трудовой способ существования; б) наличие сознания; в) специфический человеческий вид взаимоотношений между людьми – общение с помощью второй сигнальной системы. Благодаря этому человек стал «общественным животным». Но социальное становление человека сопровождалось формированием и такой фундаментальной, сугубо человеческой потребности, каковой явилось стремление к обособлению. Именно стремление к обособлению, ставшее возможным на определенной исторической ступени развития общества, явилось предпосылкой развития человеческой индивидуальности, а, следовательно, и потребности в самореализации. Таким образом, отсюда следует, что потребность, стремление к самореализации – родовая потребность человека.

     Особенность потребности в самореализации состоит в том, что, удовлетворяя её в единичных актах деятельности (например, написание романа, создание художественного произведения) личность никогда не может удовлетворить её полностью.

     Удовлетворяя базовую потребность в самореализации в различных видах деятельности, личность преследует свои жизненные цели, находит свое место в системе общественных связей и отношений. Было бы грубой утопией конструировать единую модель самореализации «вообще». Самореализации «вообще» не существует. Конкретные формы, способы, виды самореализации у разных людей различны. В поливалентности потребности в самореализации выявляется и получает развитие богатая человеческая индивидуальность.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты