Формирование ценностных ориентаций в младшем школьном возрасте

33.            Зотов, Н.Д. Нравственная активность личности: сущность и этапы становления / Н.Д. Зотов. – М., 2004. – 430 с.

34.            Ильин, Е.П. Теория функциональной системы и психофизиологические состояния / Е.П. Ильин //Теория функциональных систем в физиологии и психологии. М., 2003.- 320 с.

35.            Каплунович, И.Я., Аверкин, В.Н. Чему учить? — Образному мышлению! / И.Я. Каплунович, В.Н. Аверкин // Лицейское и гимназическое образование. 2003. № 1. – С. 56.

36.            Каплунович, И.Я. Измерение и конструирование обучения в зоне ближайшего развития / И.Я. Каплунович // Педагогика 2005. № 10. - С.37 – 44.

37.            Каплунович, И.Я. О различиях в мышлении мальчиков и девочек / И.Я. Каплунович // Педагогика. 2007. - С.10.

38.            Каплунович, И.Я. Психологические закономерности развития пространственного мышления / И.Я. Каплунович // Вопросы психологии. 2004. - С.12.

39.            Краткий психологический словарь / Сост. Л.А. Карпенко; Под общей ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 2005. – 442 с.

40.            Крутецкий, В.А. Психология: Учеб. для учащихся пед. Училищ / В.А. Крутецкий. – М.: Просвещение, 2006. – 352 с.

41.            Крылов, А.А. Психологический учебник /А.А. Крылов. - Москва. Издательство Проспект. 2005. - 218 с.

42.            Кудрявцев, И.А., Ерохина, М.Б., Лавринович, А.Н., Сафуанов, Ф.С. Некоторые психологические механизмы / И.А. Кудрявцев, М.Б. Ерохина, А.Н. Лавринович, Ф.С. Сафуанов // Психические расстройства. М.: ВНИИОСП им. В.П. Сербского, 2004.- С. 99-102.

43.            Леонова, А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека / А.Б. Леонова. - М., 2004. – 125 с.

44.            Меерович, М., Шрагина, Л. Управляемое воображение / М. Меерович, Л. Шрагина //Народное образование. 2005. № 9. - С. 141-142.

45.            Немов, Р.С. Психология: Учебник для студентов ВПУЗ: Кн.1: Общие основы психологии / Р.С. Немов. – 2006. - 688с.

46.            Немов, Р.С. Психология. В 3 кн. Кн. 3 Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика / Р.С. Немов. - М.: Просвещение: Владос, 2005. - 512 с.

47.            Немов, Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. 4-е изд. / Р.С. Немов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2006. – Кн. 1: Общие основы психологии. – 688 с.

48.            Несменов Р.С. Психология: учебник для студентов высшей педагогических учебных заведений: ВЗКН: Кн.3; Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика / Р.С. Немов. – М: Просвещение: ВЛАДОС,2005. – 512с.

49.            Общая психология: Курс лекций для первой степени педагогического образования / Сост. Е.И.Рогов – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 448 с.

50.            Панферов, В.Н. Психология человека / В.Н. Панферов – СПб: Издательство В. А. Михайлова, 2006. – 159с.

51.            Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / В.Д. Балин, В.К. Гайда, В.Г. Гербачевский и др. Под общей ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – 2-е изд., доп. и перераб. – СПб.: Питер, 2005. – 500 с.

52.            «Проблема описания психических состояний» //Психические состояния /Сост. и общая редакция Л.В.Куликова. СПб., Питер. 2005. - 142 с.

53.            Психические состояния / Сост. И общая редакция Л.В. Куликова, - СПб: изд-во «Питер», 2004 - 512с.

54.            Психологические тесты /Под. Ред. А.А. Карелина: в 2т.-М: Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС, 2004.Т1. – 230 с.

55.            Психология психических состояний /под. Ред. Прохорова А.О., Казань, 2004. – 230 с.

56.            Психология. Учебник. – М.: «ПРОСПЕКТ», 2006. – 584 с.

57.            Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб: Питерком, 2005 - 720с.

58.            Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. – СПб., 2006. – 900 с.

59.            Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко – Санкт-Петербург: Социально-психологический центр, 2006.-347с.

60.            Симановский, А.Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов / А.Э. Симановский– Ярославль: «Академия развития», 2006. – 192 с.

61.            Симонов, П.В. Теория отражения и психофизиология эмоций / П.В. Симонов. - М: Наука, 2004.-141с.

62.            Соколов, Э.В. Культура и личность / Э.В. Соколов – М., 2005. – 230 с.

63.            Способности и склонности: Комплексные исследования. - М.; Изд. Центр ВЛАДОС, 2005. – 734 с.

64.            Узнадзе, Д.Н. Психологические исследования / Д.Н. Узнадзе. – М., 2005. – 120 с.

65.            Фельдштейн, Д.И. Психология становления Личности / Д.И. Фельдштейн. - М., 1994. – 124 с.

66.            Фельдштейн, Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии / Д.И. Фельдштейн. - М.: Международная педагогическая академия, 2005. - 368 с.

67.            Франселла, Ф., Баннистер, Д. Новый метод исследования личности / Ф.Франселла, Д. Баннистер. - М.: Прогресс, 2007. – 340 с.

68.            Шевандрин, Н.И. Социальная психология в образовании: Учебное пособие. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии / Н.И. Шевандрин. – М.; Издательство ВЛАДОС, 2005. – 544с.

69.            Чудновский, В.Э. Воспитание способностей и формирование личностей / В.Э. Чудновский. – М.; Изд. Центр ВЛАДОС, 2006. - 324 с.

70.            Эльконин, Д.Б. Введение в психологию развития / Д.Б. Эльконин. - М., 1994. – 230 с.



Глоссарий


Адаптивность - способность человека к приспособлению как личности к существованию в обществе в соответствии с требованиями этого общества и с собственными потребностями, мотивами и интересами.

Инструментальные ценности — убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в ой ситуации.

Интернальность - умение контролировать свои поступки, поведение, т. е. самоконтроль

Младший школьный возраст — это особый период в жизни ребенка, который выделился исторически сравнительно недавно. Младший школьный возраст — возраст интенсивного интеллектуального развития.

Потребность - это состояние рассогласования между наличным и необходимым для человека.

Приятие других - умение принимать других такими, какими они есть, терпимость к другим людям; тенденция принимать себя благосклонно.

Самоприятие - позитивное отношение к самому себе, своим мыслям и поступкам.

Система ценностей - основа отношений личности к окружающему миру, к другим людям, к себе самой.

Система ценностных ориентаций - важнейшая характеристика личности и показатель ее сформированности.

Совместная деятельность — необходимый этап и внутренний механизм деятельности индивидуальной.

Стремление к доминированию - желание, стремление главенствовать в обществе, быть лидером в группе.

Терминальные ценности — убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;

Ценное - это положительно оцениваемое человеком, который исходит из своих осознанных потребностей.

Ценности - это ядро структуры личности, определяющее ее направленность, высший уровень регуляции социальным поведением личности.

Ценностные ориентации личности - важнейшие регуляторы поведения человека, во многом зависят от характера деятельности, в которую включен человек и изменяются в процессе его жизни.

Ценностные ориентации – одно из основных понятий, используемых при построении психологических концепций личностной регуляции поведения. В современных исследованиях они рассматриваются в контексте проблем психологической адаптации личности и процессов ее саморегуляции.

Ценность — понятие, используемое в философии и социологии для обозначения объектов, явлений, их свойств, а также абстрактных идей, воплощающих в себе общественные идеалы и выступающих благодаря этому как эталон должного.

Ценность - оценка субъекта свойств объекта.

Эмоциональная комфортность - умение открыто выражать свои эмоции, при проявлении эмоций чувствовать себя удобно, комфортно, нет чувствовать внутренней скованности, зажатости.



Приложение 1

ТЕСТ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ (СЖО)

(Автор Д.А. Леонтьев), [1, с. 90-91]


Тест смысложизненных ориентаций. Является адаптированной версией теста «Цель в жизни» Джеймса Крамбо и Леонарда Махолика.

Методика была разработана авторами на основе теории стремления к смыслу и логотерапии Виктора Франкла (см. Франкл, 1990) и преследовала цель эмпирической валидизации ряда представлений по этой теории, в частности, представлений об экзистенциальном вакууме и ноогенных неврозах. Суть этих представлении заключается в том, что неудача в поиске человеком смысла своей жизни (экзистенциальная фрустрация) и вытекающее из нее ощущение утраты смысла (экзистенциальный вакуум) являются причиной особого класса душевных заболеваний - ноогенных неврозов, которые отличаются от ранее описанных видов неврозов.

Первоначально авторы стремились показать:

а) что методика измеряет именно степень «экзистенциального вакуума» в терминах Франкла;

б) что последний характерен для психически больных и

в) что он не тождествен просто психической патологии.

«Цель в жизни», которую диагностирует методика, авторы определяют как переживание индивидом онтологической значимости жизни.

Оригинальная методика в ее окончательном варианте представляет собой набор из 20 шкал, каждая из которых представляет собой утверждение с раздваивающимся окончанием: два противоположных варианта окончания задают . полюса оценочной шкалы, между которыми возможны семь градаций предпочтения. Вот пример одной из шкал:

Обычно я

1 2 3 4 5 6 7

не знаю, чем ни то, ни другое полон энтузиазма заняться.

Испытуемым предлагается выбрать наиболее подходящую из семи градаций и подчеркнуть или обвести соответствующую цифру. Обработка результатов сводится к суммированию числовых значений для всех 20 шкал и переводу суммарного бала в стандартные значения. Восходящая последовательность градаций (от 1 до 7) чередуется в случайном порядке с нисходящей (от 7 до 1), причем максимальный балл (7) всегда соответствует полюсу наличия цели в жизни, а минимальный балл (1) - полюсу ее отсутствия.

Наряду с описанной выше формальной частью А тест Крамбо и Махолика содержит также части В и С. Часть В состоит из 13 неоконченных предложений, затрагивающих темы смысла и бесконечности жизни, а в части С испытуемому предлагается изложить кратко, но конкретно его устремления и цели в жизни. а также рассказать, насколько успешно эти устремления и цели реализуются. Авторы теста подчёркивают, что части В и С не нужны для большинства исследований, однако очень полезны при индивидуальной работе в клинике при условии, что их оценивает психиатр, клинический или консультирующий психолог.

Интерпретация субшкал:

1. Цели в жизни. Баллы по этой шкале характеризуют наличие или отсутствие в жизни испытуемого целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу. Низкие баллы по этой шкале даже при общем высоком уровне ОЖ будут присущи человеку, живущему сегодняшним или вчерашним днем. Вместе с тем высокие баллы по этой шкале могут характеризовать не только целеустремленного человека, но и прожектера, планы которого не имеют реальной опоры в настоящем и не подкрепляются личной ответственностью за их реализацию. Эти два случая несложно различить, учитывая показатели по другим шкалам СЖО.

2. Процесс жизни или интерес и эмоциональная насыщенность жизни. Содержание этой шкалы совпадает с известной теорией о том, что единственный смысл жизни состоит в том, чтобы жить.

Этот показатель говорит о том, воспринимает ли испытуемый сам процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом. Высокие баллы по этой шкале и низкие по остальным будут характеризовать гедониста, живущего сегодняшним днем. Низкие баллы, по этой шкале - признак неудовлетворенности своей жизнью в настоящем; при этом, однако, ей могут придавать полноценный смысл воспоминания о прошлом или нацеленность в будущее.

3. Результативность жизни или удовлетворенность самореализацией. Баллы по этой шкале отражают оценку пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько продуктивна и осмысленна была прожигая ее часть. Высокие баллы по этой шкале и низкие по остальным будут характеризовать человека, который доживает свою жизнь, у которого все в прошлом, но прошлое способно придать смысл остатку жизни. Низкие баллы - неудовлетворенность прожитой частью жизни.

4. Локус контроля-Я (Я - хозяин жизни). Высокие баллы соответствуют представлению о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь.

5. Локус контроля - жизнь или управляемость жизни. При высоких баллах - убеждение в том, что человеку дано контролировать свою жизнь- свободно принимать решения и воплощать их в жизнь. Низкие баллы - фатализм, убежденность в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, что свобода выбора иллюзорна, и бессмысленно что-либо загадывать на будущее.

КЛЮЧИ ШКАЛ ТЕСТА СЖО

Для подсчета баллов необходимо перевести отмеченные испытуемым позиции на симметричной шкале 3210123 в оценки по восходящей или нисходящей асимметричной шкале по следующему правилу:

В восходящую шкалу 1234567 переводятся пункты 1,3,4,8, 9, 11.12.16,17.

В нисходящую шкалу 7654321 переводятся пункты

1 2, 3, б, 7. 10, 13, 14, 15, 18, 19, 20

Вот пример перевода ответов на первые пять пунктов теста в оценки по асимметричным шкалам:

1. 3 2 1 0 1 2 3 -> 3

2. 3 2 1 0 1 2 3 -> 1

3. 3 2 1 0 1 2 3 -> 4

4. 3 2 1 0 1 2 3 --> 5

5. 3 2 1 0 1 2 3 -> 2

После этого суммируются баллы асимметричных шкал, соответствующие позициям, отмеченным испытуемым.


Шкала

Мужской пол

Женский пол

Х

Х

1 – Цели

32,90

5,92

29,38

6,24

2 – Процесс

31,09

4,44

28,80

6,14

3 – Результат

25,46

4,30

23,30

4,95

4 – ЛК – Я

21,13

3,85

18,58

4,30

5 – ЛК - жизнь

30,14

5,80

28,70

6,10

Общий показатель ОЖ

103,10

15,03

95,76

16,54


I Общий показатель ОЖ - все 20 пунктов теста;

Субшкала 1 (Цели) - пп. 3, 4, 10, 16, 17, 18.

Субшкала 2 (Процесс) - пп. 1,2, 4, 5, 7, 9.

Субшкала 3 (Результат) - пп. 8, 9, 10, 12, 20.

Субшкала 4 (Локус контроля - Я) - пп. 1., 15, 16, 19.

Субшкала 5 (Локус контроля - жизнь) - пп.7, 10, 11, 14, 18,19.

Нормы, необходимые для оценки результатов. - приведены в таблице:

Средними стандартные отклонения субшкал и общего показателя ОЖ (N -200 чел).

Шкала ответов:

- «0» - это ко мне совершенно не относится;

- «2» - сомневаюсь, что это можно отнести ко мне;

- «3»- не решаюсь отнести это к себе;

- «4» - это похоже на меня, но нет уверенности;

- «5» - это на меня похоже;

- «6» - это точно про меня.

Ответы подсчитываются по шкалам:

Эскапизм - уход от проблем.

Адаптивность - способность человека к приспособлению как личности к существованию в обществе в соответствии с требованиями этого общества и с собственными потребностями, мотивами и интересами.

Самоприятие - позитивное отношение к самому себе, своим мыслям и поступкам.

Приятие других - умение принимать других такими, какими они есть, терпимость к другим людям; тенденция принимать себя благосклонно. Эмоциональная комфортность - умение открыто выражать свои эмоции, при проявление эмоций чувствовать себя удобно, комфортно, нет чувствовать внутренней скованности, зажатости.

Продолжение

приложения 1

Интернальность - умение контролировать свои поступки, поведение, т. е. самоконтроль

Стремление к доминированию - желание, стремление главенствовать в обществе, быть лидером в группе.


Приложение 2

МЕТОДИКА «ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ»

(Автор: М. Рокич), [40, с. 34]


Система ценностных ориентации определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и "философии жизни".

Наиболее распространенной в настоящее время является методика изучения ценностных ориентаций М. Рокича, основанная на прямом ранжировании списка ценностей.

М. Рокич различает два класса ценностей:

терминальные — убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;

инструментальные — убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в ой ситуации.

Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.

Респонденту предъявлены два списка ценностей (по 18 в каждом), либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на очках. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Последняя форма подачи материала дает более надежные результаты. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.

Инструкция: «Сейчас Вам будет предъявлен набор из 18 карточек с обозначением ценностей. Ваша задача — разложить их по порядку значимости для Вас как Принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни.

Каждая ценность написана на отдельной карточке. Внимательно изучите карточки и, выбрав ту, которая для Вас наиболее значима, поместите ее на первое место.

Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися карточками. Наименее важная останется последней и займет 18 место.

Разработайте не спеша, вдумчиво. Если в процессе работы Вы измените свое мнение, то можете исправить свои ответы, поменяв карточки местами. Конечный результат должен отражать Валу истинную позицию».

Стимульный материал

Список А (терминальные ценности):

— активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);

— жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);

— здоровье (физическое и психическое);

— интересная работа;

— красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве);

— любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);

— материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);

— наличие хороших и верных друзей;

— общественное призвание (уважение окружающих, коллектив товарищей по работе);

— познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);

— продуктивная жизнь (максимально полное использование возможностей, сил и способностей);

— развитие (работа над собой, постоянное физическое совершенствование);

Продолжение

приложения 2

— развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);

— свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);

— счастливая семейная жизнь;

— счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом);

— творчество (возможность творческой деятельности);

— уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).

Список Б (инструментальные ценности):

Аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;

воспитанность (хорошие манеры);

высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);

жизнерадостность (чувство юмора);

исполнительность (дисциплинированность);

независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);

непримиримость к недостаткам в себе и других;

образованность (широта знаний, высокая общая культура);

— ответственность (чувство долга, умение держать свое слово);

— рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);

— самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);

—смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов;

— твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);

— терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения);

— широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки);

— честность (правдивость, искренность);

— эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);

— чуткость (заботливость).

Достоинством методики является универсальность, удобство и экономичность в проведении обследования и обработке результатов, гибкость — возможность варьировать как стимульный материал (списки ценностей), так и инструкции. Существенным ее недостатком является влияние социальной желательности, возможность неискренности. Поэтому особую роль в данном случае играет мотивация диагностики, добровольный характер тестирования и наличие контакта между психологом и испытуемым. Методику не рекомендуется применять в целях отбора экспертизы.

Анализируя иерархию ценностей, следует обратить внимание на их группировку испытуемым в содержательные блоки по разным основаниям. Так, например, выделяются «конкретные» и «абстрактные» ценности, ценности профессиональной самореализации и личной жизни и т.д. Инструментальные ценности могут группироваться в этические ценности, ценности общения, ценности дела; индивидуалистические и конформистские ценности, альтруистические ценности; ценности самоутверждения и ценности принятия других и т.д. Это далеко не все возможности субъективного структурирования системы целостных ориентации. Психолог должен попытаться уловить индивидуальную закономерность. Если не удается выявить ни какой закономерности, можно предположить несформированность у респондента системы ценностей или даже неискренность ответов.

Обследование лучше проводить индивидуально, но возможно групповое тестирование.

Наиболее распространенной в настоящее время является методика изучения ценностных ориентаций М. Рокича, основанная на прямом ранжировании списка ценностей.

М. Рокич различает два класса ценностей:

1.                терминальные — убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;

2.                инструментальные — убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в ой ситуации.

Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства


Приложение 3

Тема: «Формирование личностной ориентации, идеалов детей» (Лекция (с элементами дискуссии) рассчитана на 30 минут, предназначена для родительской аудитории)

1. Вступление.

Приветствие, обозначение темы лекции и рассматриваемых вопросов (На данной лекции рассматриваются вопросы: а) специфика младшего школьного возраста, б) личностная направленность, идеалы детей.

Данная проблема может показаться кому-то неактуальной. Но важно отметить, что в последнее время отмечается низкая нравственная ориентированность детей, общая ценностная дезориентированность. Дети много времени проводят за телевизором, компьютером, перенимая ту информацию и те смыслы, предназначенные для старшего возраста. Отсюда, мы имеем непонятных кумиров, идеалов, далеко не всегда положительных, если не наоборот, псевдоценности, или вообще отсутствие четкого представления о таких основных ценностях, как семья, любовь, мир, духовность, Родина, красота и другие, а вместо них – мир ребенка занимают материальные ценности и, прежде всего, это деньги. Очень важным является влияние семьи на формирование ценностей как таковых именно в данном возрасте. И пока вы, родители, имеете силу, играете очень важную роль в развитии личности своего ребенка, я обращаюсь к вам с той целью, чтобы ваше внимание привлекали не только успешность или неуспешность вашего ребенка в школе, или же, как обстоят его дела с друзьями, но и очень важный аспект его ценностно-нравственного развития как личности. Каковы идеалы наших детей? Разумеется, они в большей мере индивидуальны, но есть и общие моменты, иногда проблемные и имеют они разные причины. На доске вывешены работы детей на тему: «Мой идеал», с которыми некоторые из вас уже познакомились, а кто – нет, возможность ещё будет.

Мне бы очень хотелось, чтобы вы смогли вынести с сегодняшней лекции что- то, что поможет вам в воспитании и общении с вашим ребенком сейчас и в будущем.

2. Основная часть

Как вам кажется, что влияет на формирование идеалов ребенка, какие основные причины, факторы? Желающие высказываются. Подведение к тому, что на каждом возрастном этапе – разные причины. Необходимо определиться с тем, что влияет на формирование идеалов в младшем школьном возрасте. Разумеется, это особенности самого возраста. Остановимся на них.

1. Склонность к игре. В условиях игровых отношений ребенок добровольно упражняется, осваивает нормативное поведение. В играх, более чем где-либо, требуется от ребенка умение соблюдать правила. Нарушение их дети с особой остротой подмечают и бескомпромиссно выражают свое осуждение нарушителю. Если ребенок не подчинится мнению большинства, то ему придется выслушать много неприятных слов, а может, и выйти из игры.

Так ребенок учится считаться с другими, получает уроки справедливости, честности, правдивости. Игра требует от ее участников умения действовать по правилам. «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет» - говорил известный педагог А.С.Макаренко.

2. Недостаточная четкость нравственных представлений в связи с небольшим опытом.

Учитывая возраст детей, нормы нравственного поведения можно разбить на 2 уровня. Ребенок до 5 лет усваивает примитивный уровень правил поведения, основанный на запрете или отрицании чего-либо. Например: «Не разговаривай громко», «Не перебивай беседующих», «Не трогай чужую вещь», «Не бросай мусор» и т.д.

Если ребенка приучили к выполнению данных элементарных норм, то окружающие считают его воспитанным ребенком. К 10-11-ти годам необходимо, чтобы ребенок умел учитывать также состояние окружающих людей, и его присутствие не только не мешало им, но и было бы приятным.

3. Учась способам письма, счета, чтения и т.д., ребенок ориентирует себя на самоизменение - он овладевает необходимыми, присущими окружающей его культуре способами служебных и умственных действий. Рефлексируя, он сравнивает себя прежнего и себя нынешнего. Собственное изменение прослеживается и выявляется на уровне достижений.

Младшему школьнику свойственно стремиться быть похожим на родителей. Поэтому мальчик в этом возрасте в своем развитии, в своих поступках ориентируется больше на отца, сравнивает себя и его, стремится быть похожим на папу в поступках и поведении сравнивая не только себя прошлого и себя нынешнего, но и соотношение качеств себя прошлого с отцом и качеств себя настоящего с качествами семьи. Аналогично девочка сравнивает себя с матерью. Именно поэтому очень важно, чтобы образ родителя был позитивным, выступал образцовым.

С поступлением ребенка в школу происходят изменения в его взаимоотношениях с окружающими людьми. В первых классах школы дети больше общаются с учителем, проявляя к нему больший интерес, чем к своим одноклассникам, так как авторитет учителя является для них очень высоким. Но уже к 3-4 классам положение дел меняется. Учитель уже не авторитет, наблюдается рост интереса к общению со сверстниками, который далее постепенно возрастает к среднему и старшему школьному возрасту. Меняются темы и причины общения. Возникает новый уровень самосознания детей, наиболее точно выражаемый словосочетанием «внутренняя позиция». Эта позиция представляет собой осознанное отношение ребенка к себе, к окружающим людям, событиям и делам.

Факт становления такой позиции внутренне проявляется в том, что в сознании ребенка выделяется система нравственных норм, которым он следует или старается следовать всегда и везде, независимо от складывающихся обстоятельств.

В период жизни от пяти до двенадцати лет представления ребенка о нравственности меняются от нравственного реализма к нравственному релятивизму. Нравственный реализм - это твердое, непоколебимое и весьма однозначное понимание добра и зла, разделяющее все существующее на две категории – хорошее и плохое – и не усматривающее никаких полутеней в нравственных оценках. Нравственный релятивизм основан на убеждении, что каждый человек имеет право на справедливое и уважительное отношение к себе и в каждом его поступке можно усмотреть оправданное и осуждаемое.

Реалист мыслит категориями авторитета и полагает, что законы нравственности установлены властью и незыблемы, что они абсолютны и не имеют исключений. Ребенок – нравственный реалист – моральную дилемму обычно решает в пользу бездумного послушания и беспрекословного подчинения взрослому. Более старшие по возрасту дети, поднявшиеся в своем развитии до уровня нравственного релятивизма, полагают, что иногда можно пренебречь мнением взрослого и поступить в соответствии с иными нормами морали. Младшие, например, считают, что говорить неправду никогда нельзя; старшие полагают, что в некоторых случаях она допустима. Очень важным является наличие системы убеждений, принципов, незыблемых и непоколебимых никакими внешними факторами, такими как СМИ, неблагополучная ситуация общения с взрослыми, сверстниками, более старшими детьми вне дома и школы. Никогда нельзя застраховать ребенка от «дурного» влияния всего того, что не находится в поле зрения родителей.

Но создать условия для формирования твердой точки зрения, стойкого мировоззрения, на самом деле в наших силах. Дети в данном возрасте в любом случае очень зависимы от родителей и находятся под их несоизмеримым влиянием. Родители – авторитеты для своих детей. Важно, чтобы этот авторитет не исчез со временем, не сошел на нет, а для этого необходимо не только давать пример для подражания в своем поведении, но и, прежде всего, посвящать своё свободное время вопросам нравственного развития (от совместного чтения книг, развивающих духовный личностный стержень, просмотра грамотно снятых и глубоких по смыслу фильмов, посещения музеев, выставок до обсуждения жизненно важных вопросов). Чем больше родитель вкладывает в воспитание ребенка, тем больше будет отдача потом, тем сильнее будет этот ребенок как личность.

3. В заключение можно сказать следующее «на заметку».

Несомненно, большинство родителей по-настоящему любит своих детей. И это прекрасно, ведь потребность в любви - одна из основных человеческих потребностей. Ее удовлетворение - необходимое условие нормального развития ребенка. Детям на их пути к взрослой жизни необходимо знать, что их любят и принимают такими, какие они есть, что о них заботятся, что они кому-то небезразличны. Именно семья может создать для ребенка атмосферу душевного комфорта, помочь почувствовать свою защищенность, уверенность в себе, помочь ему определится с тем, что на самом деле для него представляется важным, ценным, кто и что для него модель, образец для подражания, идеал. Если ребенок осознает свою ценность как личности, как уникального и неповторимого человека, он стремиться быть лучше и в результате становится способным выявить лучшие свои качества. Именно осознание своей ценности, важности, "любимости" помогает ему психологически развиваться.

Любите своих детей и принимайте их такими, какие они есть!

Если у кого-нибудь есть вопросы, я с радостью постараюсь на них ответить.

Спасибо за внимание, до встречи. Удачи вам и гармонии в ваших семьях.

Приложение 4

Классный час

Время: 30-40 минут.

Тема: Идеалы в жизни человека

1. Вступительное слово учителя: В своей жизни любой человек к чему-либо стремится, у него есть мечты, желания, он ставит перед собой цели. Он желает добиться лучшего, чтобы быть в своих глазах и глазах окружающих образцом для подражания. Каждый из нас, когда что-либо делает, ориентируется на то, как бы другой человек сделал эту работу, сравнивает себя с этим человеком. Этот другой человек, который отличается своими хорошими, ценными качествами, становится для него своего рода идеалом. Мне бы хотелось поговорить с вами сегодня на тему идеалов. Но для начала, подумайте и скажите, какие мысли, слова у вас возникают, когда вы слышите слово «идеал». Ассоциации выписываются на доску или лист ватмана. Предлагается обсуждение по вопросу: разнообразие идеалов, в чем причина?

2. Проведение методики «Незаконченные предложения»

3. Предлагается обсуждение. В чем была сложность (какие предложения было трудно дописывать, а какие – нет?)? О чем вас заставило задуматься выполнение этого задания?

Высказываются все желающие. Учитель мотивирует всех учащихся поделиться своим мнением (без назидания и принуждения).

4. Домашнее задание на выбор:

1) написание мини-сочинения «Мой идеал»

2) «игра в журналиста». Проведение опроса (на основе методики «Незаконченные предложения», можно взять несколько предложений на выбор) с кем-нибудь из своего окружения (друзья, родственники) и составления портрета идеала опрашиваемого в письменном виде. Лучшие работы вывешиваются (по согласованию с автором) на стену.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты