Формирование самооценки детей в неблагополучных семьях

Став родителями, они тоже будет жестоки к своим детям. Насилие напрямую связано с уровнем правонарушений в детской среде. Это подтверждает увеличение числа преступлений, спряженных с насилием, совершаемых подростками. Специальная же статистика случаев насилия в семье не ведется. О них становится известно тогда, когда ребенок попадает в больницу с тяжелыми травмами или совершает правонарушения.

3) Сексуальное - это использование детей для удовлетворения сексуальных потребностей взрослых. Применение угроз, силы, хитрости для вовлечения ребенка в сексуальную деятельность. Использование детей для изготовления порнографической продукции, вовлечение их в занятия проституцией. Результатом этого являются беспорядочные половые связи подростков, венерические заболевания, нежелательная беременность, либо глубокая депрессия с частыми суицидальными мыслями и попытками.

Мальчики, получившие "мужское" воспитание, принимают за норму физическое насилие по отношению к женщине, а девочка, подвергшаяся сексуальному насилию, будет вести себя как жертва, беспомощная и беззащитная.

4) Пренебрежительное отношение к ребенку - не удовлетворяются жизненные потребности ребенка в жилье, пище, одежде, лечении. Детей оставляют без присмотра, они часто ходят голодными, грязными. Они отстают в физическом развитии. Психологические проявления: пассивность, подавленность, чувство ненужности и покинутости, низкая самооценка.

Общие признаки любого вида насилия над детьми:

· неумение сосредоточиться;

· проблемы с памятью;

· низкая самооценка, отсутствие самоуважения, ненависть к себе, что способствует формированию комплекса неполноценности;

· недоверие к взрослым;

· плохое настроение;

· необъяснимые приступы гнева, агрессии, импульсивное поведение;

· постоянно испытываемое чувство стыда, страха, вины;

· депрессия;

· неспособность испытывать удовольствие от чего-либо;

· одиночество, отчужденность и др [2, c.15].

Яркими примерами являются бегство детей из дома, детская и подростковая преступность, алкоголизм, наркомания, самоубийства детей и подростков. Не зная, как справиться с реальностью, ребенок может искать различные способы ухода от суровой действительности. Выбор у таких детей невелик: алкоголь, наркотики, проституция и т.д. Нередко уход в "одурманивание" становится единственным способом избавления от ежедневных скандалов, обид и унижений. "На практике" наблюдая наркогенные традиции, подросток знакомится с технологией одурманивания. Дети наркозависимых родителей не только очень рано приобщаются к одурманиванию, но и начинают свою наркогенную карьеру с одной из наиболее жестоких форм наркотизации - бытовой химии.

Исследователи считают, что сегодня каждому второму школьнику в возрасте от 13 до 15 лет хотя бы раз был предложен одурманивающий препарат. Приблизительно треть из них воспользовалась таким предложением. Многочисленные социологические исследования показывают, что значительная часть подростков-наркоманов живут в полной семье (с обоими родителями). Главное здесь - не состав семьи, а атмосфера, складывающаяся в ней, эмоциональная близость и доверие домочадцев друг к другу [12, c.18].

Гораздо более распространен в нашей культуре уход в алкоголизм. И последствия могут быть не менее плачевными, чем при употреблении наркотиков. Ребенком алкоголика быть очень обидно. Дети стараются никому не говорить о проблеме в семье, даже самим себе. Папа слишком занят вином. Мама расстроена и занята папой. Обычно алкоголик - более любимый ее ребенок. Роли, которые могут принимать на себя дети в таких семьях: бунтарь, ответственный ребенок, потерянный ребенок.

Бунтарь выполняет в семье роль "козла отпущения", тем самым, отвлекая внимание от пьющего алкоголика. Его "бунт" дает повод родителю напиться. Такие дети постоянно нарушают правила, часто бросают школу, рано женятся или заводят незаконного ребенка. Ответственный - это обычно старший из детей, который принимает на себя многие обязанности по дому. Его роль - предотвращать конфликты. Название этой игры - "мир любой ценой". Потерянный ребенок научился сбегать от реальных событий в мир фантазий. Становясь взрослым, он редко знает о направленности и цели в жизни, продолжает чувствовать себя человеком бессильным, не имеющим выбора.

Таким образом, неблагополучие в семье в том или иной степени практически всегда ведет к неблагополучию психического развития ребенка. Агрессивность, лень, девиантное поведение, запаздывание социальной зрелости, неуверенность, низкая самооценка, неспособность устанавливать прочные эмоциональные контакты и т.д. - все это как черты личности ребенка формируется вследствие деструктивных стилей поведения родителей в отношении своих детей.

Итак, семья является значимым фактором формирования личности подростка. В детстве, как известно, формируется представление об образе жизни. Усвоенная модель семейного воспитания переносится людьми переноситься из поколения в поколение.

Самооценка подростка формируется в процессе его равнения на те моральные ценности и требования, которые приняты в кругу сверстников. Устойчивость самооценки достигается поиском одобрения себя и своего поведения со стороны окружающих людей.

Неблагополучие в семье в том или иной степени практически всегда ведет к неблагополучию психического развития ребенка. Агрессивность, лень, девиантное поведение, запаздывание социальной зрелости, неуверенность, низкая самооценка, неспособность устанавливать прочные эмоциональные контакты и т.д. - все это как черты личности ребенка формируется вследствие деструктивных стилей поведения родителей в отношении своих детей.


2. Исследование особенностей самооценки у подростков в неблагополучных семьях


2.1.Организация исследования


Исследование проводилось среди семиклассников в школе № 23 г.Йошкар-Ола. В соответствии с целью и задачами исследования было проведено экспериментальное исследование самооценки подростков из неблагополучных семей.

Было обследовано 30 человек, из них: 10 человек - подростки, живущие в неблагополучных семьях, 20 человек - подростки, живущие в благополучных семьях. Возрастной диапазон - 13-14 лет.

Критериями неблагополучия семей в нашем исследовании явились:

- конфликты в семье;

- педагогическая несостоятельность родителей (ребенок учится плохо, плохое взаимоотношение со сверстниками и педагогами);

- потеря работы одним из родителей;

- низкий культурный уровень родителей, игнорирование проблем воспитания;

- ребенок воспитывается родственниками;

- бытовое пьянство, не носящее систематический затяжной характер.

Критерии неблагополучия были взяты из положения «О порядке взаимодействия органов местного самоуправления, социальной защиты, других субъектов системы профилактики и общественности по выявлению семей на ранней стадии семейного неблагополучия и проведения с ними профилактической работы» [17, c.245].


2.2 Методы и методики


Психодиагностические метод - тестирование. Методики:

1) Методика самооценки Дембо-Рубинштейн.

2) Дифференциально-диагностический опросник Кейрси

Методика самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан. Данная методика основана на непосредственном оценивании (шкалировании) школьниками ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т. д. Обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки). Каждому испытуемому предлагается бланк методики, содержащий инструкцию и задание (см. приложение 1).

Дифференциально-диагностический опросник Кейрси. Методика выявления самооценки. Самооценка (СО) - это способность оценивать себя, свои достоинства и недостатки, свое место среди других людей. Благодаря самооценке определяется полноценность человека, чувство собственного достоинства.   Самооценка бывает адекватная (реалистичная) - это более точное представление о себе, объективная оценка своих возможностей, личностных качеств - и неадекватная - которая не соответствует реальным способностям человека.  Последняя делится на заниженную самооценку и завышенную.

Заниженная: человек выбирает задачи более легкие, чем он способен решить. Он не уверен в себе и поэтому слишком скромен и застенчив в тех ситуациях, в которых он реально мог вести себя более активно. Характеризуется робостью, молчаливостью, все время оправдывается, извиняется или становится слишком "хорошим". У таких людей слабая речь, часто подавленное настроение, они склонны к самообвинению. Часто употребляют слова: "не могу", "не знаю".

Завышенная самооценка: человек выбирает более сложные задачи, чем те, которые он мог бы решить. В результате неуспеха появляются бурные эмоциональные реакции (аффекты). Он излишне самоуверен, высокомерен, самолюбив, агрессивен, проявляет неадекватную активность, которая не требуется ситуацией. В речи такого человека присутствует указующий тон, взгляд сверху вниз, гордая осанка, чувство превосходства над другими людьми.

Предлагается ряд суждений. По ним возможны пять вариантов ответов. Необходимо выбрать один по каждому суждению и в нужной графе отметь его (см. приложение 1).


2.3 Результаты исследования и их интерпретация


Мы провели анкетирование, результаты которого представлены в Приложении 2.

По данным методики самооценки Дембо-Рубинштейн, у подростков из неблагополучных семей наблюдается низкая самооценка (таб.1).


Таблица 1. Уровень самооценки у подростков из неблагополучных семей по методике Дембо-Рубинштейн

№№

Уровень самооценки подростков из неблагополучных семей

Здоровье

Ум, способности

Характер

Авторитет у сверстников

Умелые руки

Внешность

Уверенность в себе

Средний балл самооценки

1

47

45

47

51

50

46

42

47

2

47

51

50

46

42

51

54

48

3

45

38

35

42

35

39

40

39

4

47

45

47

51

50

46

42

46

5

43

45

46

40

40

35

40

45

6

45

38

35

42

35

39

40

38

7

47

45

47

51

50

46

42

47

8

43

45

44

40

40

35

40

44

9

40

45

40

35

30

35

35

37

10

38

35

35

35

35

30

35

35

Показатели меньше 45 баллов говорят о низкой самооценке. В целом мы можем сделать вывод о том, что у подростков из неблагополучных семей самооценка находится ниже среднего уровня.

В диаграмме на рис.1 представлено соотношение показателей самооценки по данной методике у всех подростков, участвующих в исследовании.

Мы видим, что треть наших подростков имеют среднюю самооценку. Но у большинства подростков из неблагополучных семей отмечается низкая самооценка, а у большинства подростков из обычных семей – самооценка позиционируется как высокая (см. рис.1).


Рис. 1. Уровни самооценки подростков по методике Дембо-Рубинштейн


В результате анкетирования по методике Опрсник Кейрси у всех подростков из неблагополучных семей выявлен низкий уровень самооценки (рис. 2). По данной методике самооценка считается низкой, если ее показатели находятся в диапазоне от 46 до 128 баллов.


Рис. 2. Уровни самооценки подростков по методике Опросник Кейрси


Средний показатель самооценки у подростков из неблагополучных семей по данной методике составляет 88,6 баллов. У подростков из обычных семей средний показатель самооценки составил 30,25 баллов (см. рис. 3).


Рис. 3. Среднийй балл самооценки подростков по методике Опросник Кейрси


Итак, мы видим, что подростки из неблагополучных семей отличаются более низким уровнем самооценки. Подростки с заниженной самооценкой выбирают задачи более легкие, чем они способны решить. Они не уверены в себе и поэтому, слишком скромны и застенчивы в тех ситуациях, в которых они реально могли вести себя более активно. Характеризуется робостью, молчаливостью, все время оправдываются, извиняются или становятся слишком "хорошими". У таких подростков слабая речь, часто подавленное настроение, они склонны к самообвинению. Часто употребляют слова: "не могу", "не знаю".

Итак, семейное неблагополучие отрицательно влияет на формирование самооценки подростков.


Заключение


Теоретический анализ литературы, посвященной проблемам формирования самооценки у подростков из неблагополучных семей, показал следующее. Семья - главный источник всех правильных поступков на жизненном пути подростка и является значимым фактором формирования его личности. Усвоенная модель семейного воспитания переносится переноситься из поколения в поколение.

Неблагополучие в семье в том или иной степени практически всегда ведет к неблагополучию психического развития ребенка. Агрессивность, лень, девиантное поведение, запаздывание социальной зрелости, неуверенность, низкая самооценка, неспособность устанавливать прочные эмоциональные контакты и т.д. - все это как черты личности ребенка формируется вследствие деструктивных стилей поведения родителей в отношении своих детей.

Некоторые авторы отмечают, что подросткам с нездоровой, нефункциональной индивидуацией свойственны обособленность, уход в себя, импульсивное поведение, отторжение от семьи и общественных норм и потенциальная склонность к суициду. Также установлено, что чем меньше в семье происходит конфликтов, тем больше подростки продвигаются по направлению к психологической зрелости, т.е. развитию автономии и индивидуации. Семья - главный источник всех правильных поступков на жизненном пути подростка и искоренение ошибок в воспитании является возможным.

Самооценка подростка формируется в процессе его равнения на те моральные ценности и требования, которые приняты в кругу сверстников. Устойчивость самооценки достигается поиском одобрения себя и своего поведения со стороны окружающих людей.

Эмпирическое исследование показало, что подростки из неблагополучных семей, отличаются более низким уровнем самооценки.

По методике Дембо-Рубинштейн 60% подростков из неблагополучных семей имеют низкую самооценку. По методике Кейрси все подростки из неблагополучных семей имеют заниженную самооценку.

Подростки с заниженной самооценкой выбирают задачи более легкие, чем они способны решить. Они не уверены в себе и поэтому, слишком скромны и застенчивы в тех ситуациях, в которых они реально могли вести себя более активно. Характеризуется робостью, молчаливостью, все время оправдываются, извиняются или становятся слишком "хорошими". У таких подростков слабая речь, часто подавленное настроение, они склонны к самообвинению. Часто употребляют слова: "не могу", "не знаю".

Итак, семейное неблагополучие отрицательно влияет на формирование самооценки подростков, что подтверждает гипотезу нашего исследования.

Цель работы достигнута. Задачи, стоящие в начале исследования, выполнены.


Список литературы


1.                 Асмолов А.Г. Психология личности. — М., 2000. —С. 8—25,132—173.

2.                 Белинская Е.П. Я - концепция и ценностные ориентации старших подростков в условиях быстрых социальных изменений / Вестник МГУ, серия №14, №4, 2007.С.15-18.

3.                 Битянова М.Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей. Уч. Пос. /М.: Изд-во Эксмо-Пресс, 2004 – 576с.

4.                 Вайзер ГЛ. Смысл жизни и двойной кризис в жизни человека // Психол. журн. 1998. № 5. С. 3-14.

5.                 Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л., 2004-354с.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты