Формирование полоролевых представлений у детей дошкольного возраста

Начиная с 7 лет и до первого периода полового созревания, инфантильная сексуальность вступает в пору спячки или торможения. Этот промежуточный период используется ребенком при распределении его личной энергии в направлении внешних социальных контактов. Эти положения З. Фрейда используются современными исследователями семьи и брака. Так, О. Лосева (18), изучая развитие интимной сферы человека, установила, что особенности личности и поведения, свойственные полу, начинают развиваться с первых месяцев жизни и продолжаются до полного наступления зрелости. Этот процесс она называет психосексуальным развитием, который проходит в три этапа:

1). 5-7 лет. На этом этапе происходит формирование полового самосознания, изменить которое в дальнейшем практически невозможно. О своей половой принадлежности ребенок узнает от окружающих, подтверждающих ее постоянно словами и поведением, различным в отношении мальчиков и девочек. Наблюдение и сравнение себя с другими укрепляет половое самосознание. Примерно с 4-х лет начинается период так называемых «сексуальных игр» - «в доктора», в «маму - папу», в «дочки - матери», во время которых дети рассматривают друг друга и сравнивают себя с другими. О. Лосева считает, что на первом этапе общения с близкими родственниками основная роль принадлежит матери. Теплый контакт с ней, её ласка и внимание, взаимная любовь матери и ребенка создают основу для положительных отношений в дальнейшем с другими людьми.

2). С 5-7 до 12-13 лет. Происходит выбор половой роли, поведения, соответствующего психологическим особенностям ребенка и представлениям окружающих людей о мужественности (маскулинности) и женственности (фемининности). В этом возрасте происходит активное общение со сверстниками, формируется характер. Родители в этот период ещё являются объектом подражания, моделью мужественности и женственности. Правильное поло ролевое поведение родителей определяет формирование половой роли у ребенка. Это возраст обособления мальчиков и девочек в однополые группы, что помогает формированию типично «мужского» или «женского» поведения.

3). 12-18 лет. Формирование психосексуальных ориентации - охватывает период полового созревания. О. Лосева считает, что дети, лишенные теплого отношения с родителями, вырастают неспособными испытать любовь к другим людям, в том числе и половым партнерам, с которыми у них могут закрепляться безразличные, ограниченные только рамками сексуального взаимодействия, отношения. Такие связи не приносят настоящего удовлетворения и легко заменяются другими. Вступая в брак, они не приносят в семью тепла, и это воспроизводят потом их дети. Не получают этого запаса тепла дети, воспитывающиеся в детских домах, отданные в детские сады на пятидневку.

О. Лосева предлагает мальчикам предоставлять мальчикам больше возможностей для инициативы, развивать них чувство ответственности и самостоятельности, ему необходимы физическая закалка, тренировка выносливости и силы. Эти качества нужны будущему мужчине, но при этом важно считаться с индивидуальностью ребенка.

Девочке требуется больше ласки, тепла, заботы, её следует приучать к аккуратности, чистоплотности, научить сугубо женским домашним делам, поощрять знания искусством, музыкой.

Детей обоего пола и любого возраста нужно учить общаться - доброжелательно, уступая друг другу.

Лосева считает, что сведения о половых различиях людей, о ролях мамы и папы в семье, о беременности и развитии ребенка в теле матери должны быть даны в дошкольном возрасте. Желательно, чтобы ребенок увидел телесные различия мальчиков и девочек.

Считает, что «сексуальные игры» с обнажением и взаимным разглядыванием гениталий, представляют нормальное явление и служат для укрепления знаний о половых различиях и утверждения себя самого как существа того или иного пола и выработке «половой роли», т. е. Поведения, свойственного полу.

Этой же точки зрения придерживается и Д. В. Колесов (15), который считает, что эти игры не должны вызывать никакого беспокойства за исключением некоторых случаев: когда они занимают слишком большое место среди других игр, когда в этих играх участвуют дети со значительной разницей в возрасте, или во время игры некоторые дети обнаруживают познания, слишком превосходящие познания других участников игры.

Автор новейших концепций воспитания и обучения детей раннего возраста в Японии Массару Ибука придерживается подобных взглядов. Он считает, что родители должны воспитывать своего ребенка с учетом пола. Если ребенок задает вопрос о своем рождении, то он «должен получить ясный ответ. Не надо отшучиваться или лгать ему. Смущение и недомолвки родителей сделают эту тему запретным плодом и только распалят его любопытство , породят ненужные фантазии». (Массару Ибука, 12, стр. 59)

Кроме того, Д. В.Колесов (16)предлагает не только отвечать на вопросы детей, но и организовывать совместную деятельность мальчиков и девочек, формировать у них способность к разделению обязанностей в интересах общего положительного результата.

Внимательно изучив работы психологов, врачей и педагогов, можно сделать вывод - воспитание у детей черт будущего семьянина необходимо начинать с раннего детства.

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ О РОЛИ МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ В СЕМЬЕ

2.1 Цели, задачи и методы эксперимента


Констатирующий эксперимент был направлен на решение следующих задач:

1). Выяснение понимания детьми своей половой принадлежности.

2). Выявление представлений детей о роли мужчины (отца и мужа) и женщины (матери, жены) в семье.

Эти задачи решались при помощи следующих методов:

Проективная диагностическая методика «Рисунок семьи», с помощью которой можно определить не только тип взаимоотношений в семье, эмоциональное отношения ребенка к родителям, но и сформированность половой идентификации.

Устный опрос детей.

Наблюдение за игрой детей.

2.2 Интерпретация результатов эксперимента

Результаты опроса: для выяснения понимания детьми своей половой принадлежности детям были заданы вопросы:

-     Кто ты, мальчик или девочка?

-     Как определил? Откуда это знаешь?

Большинство детей определили свою половую принадлежность по одежде и прическе характерной для мальчиков или девочек («Я мальчик. Ношу шорты и рубашку», «Девочки в платьях ходят, они заколки и банты носят») – 8 детей из 15-ти.

По биологическому признаку определили свою половую принадлежность 2 ребенка из 15-ти.

Затруднились дать ответ, хотя и назвали свою половую принадлежность - 5 детей из 15-ти.

Вывод: как мы видим, большинство детей правильно отождествляют себя с биологическим полом и пытаются указать на характерные его признаки.

На вопрос «На кого из родителей ты бы хотел походить?» мы получили следующие ответы:


Пол ребенка

Хотел бы походить

Итого


На маму

На папу

На др.родствен.


Мальчики

1

8

-

9

Девочки

4

2

-

6


Вывод: как мы видим, в своем большинстве, девочки хотели бы походить на маму, а мальчики - на папу.

Результаты диагностики:

Рисуночная методика показала достаточно неутешительные результаты – большинство детей из 15-ти, входящих в экспериментальную группу, обнаружили недостаточный уровень сформированности полоролевой идентификации. Подробнее данные можно рассмотреть в таблице:


Имя и пол ребенка

Одежда, внешний вид, фигура, цветовая гамма.

Миша, м

Одинаковая одежда с папой, мама – в юбке, фигуры у разнополых членов семьи ничем не отличаются друг от друга. Цвет одежды у членов семьи мужского пола совпадает. Волосы у мамы и сестры чуть длиннее. Других отличий – не отмечено.

Даша, ж

Папа и брат изображены в брюках, мама и Даша в платьях, волосы у мужчин короткие, у женщин – длинные, женские фигуры – в пышных платьях.

Саша, м

Единственная мужская фигура – Сашина, отличается от фигур мамы и сестры одеждой, наличием сумочек в руках у женщин, цветом – жен. фигуры одинаковы, Сашина – другого цвета.

Саша, ж

Папа изображен в рубашке с пуговицами, брюках, галстуке-бабочке, женские фигуры – мама и Саша – в платьях, с длинными волосами, в туфлях женского типа, тогда как папа – без волос и в ботинках.

Гриша, м

Женская и мужские фигуры на рисунке отличаются одеждой – рубашка – у папы и сына, туфли на каблуках – у мамы и длиной волос, незначительно – цветовой гаммой.

Диана, ж

Обе женские фигуры на рисунке отличаются лишь ростом, в остальном – абсолютно сходны, большинство признаков женского пола учтено – длинные волосы, ресницы, выраженные губы, плечи уже бедер, платья, талия, туфли на каблуках.

Дима, м

Признаки принадлежности к муж. полу у папы и Димы выражены в достаточной степени – широкие плечи, брюки, короткие волосы, цветовая гамма одинакова. Мама - в платье, с длин. волосами, сестра – больше напоминает мальчика, но цветом – одинакова с фигурой мамы (сестре – неск-ко месяцев).

Настя, ж

В платье, с украшениями, прической и короной на голове – на рисунке изображена только мама, остальные фигуры – папа, брат, и сама девочка – обладают признаками мужского пола, как по цвету, так и по внешним признакам – длина волос, брюки, рубашки.

Алексей, м

На рисунке – 4 одинаковые фигуры, одна из них – мама – отличается от других – папа, брат, я – чуть более длинными волосами и красным цветом.

Юлия, ж

Фигуры на рисунке ничем не отличаются друг от друга.

Семен, м

Фигуры на рисунке ничем не отличаются друг от друга.

Миша, м

Фигуры на рисунке ничем не отличаются друг от друга, кроме этого у людей отсутствуют черты лица, цветом все разные.

Дима Ц., м

Женские и мужские фигуры на рисунке слегка отличаются длиной волос, в остальном половые признаки отсутствуют. Себя изображает с предметом в руках – поясняет, что это «дубинка».

Наташа, ж

Фигуры на рисунке ничем не отличаются друг от друга.

Женя, м

Мама отличается от папы и Жени только длиной волос, в целом фигура мамы крупнее, в руках – шарик, у Жени – три шарика. Причем, Женя нарисовал себя с удлиненными волосами, и его фигура скорее похожа на фигуру мамы, чем отца.


Проанализировав ответы детей, результаты диагностики и наблюдая за их играми на семейные сюжеты мы установили, что положительное или отрицательное отношение к детям противоположного пола зависит от сложившихся у детей представлениях об отношениях родителей в семье.

Исходя из этого, мы условно поделили детей на 3 группы, которые показывают степень сформированности полоролевой идентификации у детей.

1 группа: в рисунке семьи эти дети отражают достаточно признаков, характерных для пола, причем, себя изображают с учетом признаков своей половой принадлежности, у детей этой группы отмечается эмоционально-положительное отношение к родителям, они оказывают посильную помощь в домашних делах. В роли семьянина в играх на семейные сюжеты - доброжелательны, стараются помогать «жене», «мужу», «заботятся о детях».

2 группа: у детей проявляется эмоционально-положительное отношение к сверстникам. Родителям они оказывают посильную помощь по их просьбе, но преобладает потребительское отношение к ним, в рисунке семьи – понятно без подписи, к какому полу относится изображенный член семьи, изображение самого ребенка сходно с изображением родителя одного с ним пола.

3 группа: у детей отмечается отрицательное отношение к детям противоположного пола и отрицательное отношение к родителям. Грубое отношение к партнерам по игре на семейную тему, рисунок семьи – вызывает своей цветовой гаммой тягостные ощущения, фигуры не отличаются друг от друга и без подписи – не понятно – кто есть кто, себя ребенок не изображает вовсе, или изображает очень маленьким, с оружием в руках.

Наблюдая за семьями детей, которых мы отнесли к 1 группе, мы отметили, что там преобладают доброжелательные отношения. Родители любят свой дом, детей , друг друга. Они интересуются жизнью детей в детском саду, дома стараются все дела выполнять вместе.

В семьях детей, которых мы условно отнесли ко 2 группе не все благополучно.

Дети, условно отнесенные к третьей группе, в большинстве своем из семей, которые мы называем «неблагополучными».


2.3 Разработка рекомендаций родителям и игровых занятий с детьми на основе результатов эксперимента

Результаты эксперимента показали, что дети правильно отождествляют себя с биологическим полом, но имеют лишь самые общие представления о роли мужчины и женщины в семье. Формирование этих представлений идет стихийно.

За образец семейных отношений детьми берутся отношения их собственных родителей между собой и выполнение ими домашних обязанностей. Степень сформированности представлений о семейных отношениях у детей находится в прямой зависимости от уклада семьи.

Поэтому основными задачами воспитательной образовательной системы и особенно – задачами родителей будут следующие:

Расширять представления детей о роли мужчины (мужа, отца) и женщины (жены, матери) в семье.

Способствовать правильному выбору половой роли детьми, положительному отношению к сверстникам противоположного пола.

Воспитывать у детей качества необходимые для будущей семейной жизни.

Решение этих задач можно осуществлять родителям - в процессе общения с детьми в семье, в повседневной деятельности, педагогам в дошкольных учреждениях - на занятиях, психологами учреждений - через руководство сюжетно - ролевыми играми детей.

В план работы по данному вопросу необходимо включить следующие мероприятия:

На занятиях по родному языку:

рассматривание картин «Семья», «Мамины помощники», «У мамы день рождения» и составление рассказов по ним,

чтение художественных произведений: ненецкой сказки «Кукушка», «Каждый своё получил» (обработка Булатова), П. Ершова «Конёк-Горбунок», А. Пушкина «Сказка о царе Салтане», рассказов Ю. Коваль «Дед, баба и Алёша», В. Осеевой «Волшебное слово», «Печенье», «На катке», «Плохо», «Три товарища», «Навестила», В. Карасевой «Новый товарищ», Э. Шим «Брат и младшая сестра», В. Сухомлинский «У бабушки дрожат руки», Ю. Герман «Отец», Я. Аким «Бабушка болеет», Е. Серовой «Мамин день»;

рассказывание русских народных сказок «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Царевна-лягушка»,

составление рассказов из личного опыта: «Выходной день дома», «На кого я хочу быть похожим», «Моя семья», «Как поздравляем маму», «Как я живу дома»,

беседы: «Как я помогаю дома», «О труде родителей», «О семье», «О внимании и сочувствии к человеку»,

дидактические игры: «Кто больше знает и умеет» ( о профессии родителей, о домашнем труде ), «Поищем и найдём волшебные слова» ( упражнения в применении добрых слов при обращении детей друг к другу, к близким, знакомым ), «Письма доброго сказочника» ( оценка хороших и плохих поступков в общении с близкими ), «Поиски добрых слов» ( упражнения в применении вежливых и ласковых слов при общении с близкими, товарищами), «Встреча с добрыми и хорошими людьми (встреча с родителями, работающими на производстве, где знакомили детей с их трудом), «Позовём сказку» (выбор умных поучениё из сказок: как жить, дружить, умному быть), «Мы друзья товарищи» (обучение способности распознавать состояние человека по внешнему виду, настроению; воспитание отзывчивости, заботливости и внимательного отношения друг к другу), «Путешествие по маршруту добрых чувств, поступков, дел и отношений (упражнять в добрых поступках, чувствах, отношениях), «Какой подарок ты хотел бы подарить маме, папе, другу в зависимости от интересов и вкусов близких, воспитание форм выражения внимательности.

На этих занятиях следует, опираясь на литературные источники и опыт детей, расширить представления детей о формах взаимоотношений между близкими людьми, научить внимательно относится к ним, замечать их состояние. Кроме того, большое внимание следует уделять упражнениям в способах выражения своих чувств при помощи добрых, ласковых слов.

Учитывая интерес детей к тайне своего рождения и появление у некоторых детей интереса к сексуальным играм, необходимо осуществлять мероприятия для решения этих проблем:

Проводить собрание с родителями, которое посвящать вопросам полового развития детей. Познакомить их с этапами сексуального развития детей, возможными формами и содержанием бесед с детьми на каждом этапе, обратить внимание на своеобразие полового воспитания девочек и мальчиков в разные периоды дошкольного детства.

Проводить беседы с детьми о том, что «дети растут у мамы в животике». Рассказывать о том, что для того, чтобы появился ребенок, нужно два семечка - папино и мамино. У взрослых женщин и мужчин есть клеточки - семечки. Чтобы из папиных и маминых клеточек - семечек начал расти ребенок, они должны соединится. Когда мальчики становятся взрослыми мужчинами, а девочки взрослыми женщинами, когда они любят друг друга, женятся и хотят, чтобы у них был ребенок, похожий на них, - тогда папа при помощи своего органа - трубочки закладывает маме в живот свое семечко и мамино с папиным семечки соединяются. Начинает расти ребенок. Сначала он совсем маленький. Но мама отдает ему часть своего питания и он растет. Когда ребенок вырастет еще больше и сможет дышать, он через специальное отверстие внизу маминого живота выходит на свет. Это называется роды. После этого рассказа целесообразно напомнить мальчикам, что девочек надо беречь. Они ведь будущие мамы. Им нельзя падать, ударятся, носить тяжести и делать тяжелую работу, простывать, что может сказаться в будущем на ребенке.

Работу с родителями нужно строить с учетом сложившихся представлений у детей в семье. С родителями детей 1-ой группы цель работы заключается в том, чтобы способствовать дальнейшему обогащению родителей педагогическими знаниями, помогать им избегать ошибок в воспитании или вовремя исправлять их, способствовать изучению семейного опыта других родителей. С родителями детей 2-ой группы работать необходимо в направлении изменения потребительского отношения ребенка в семье, помощи в налаживании семейной атмосферы, нужно обратить внимание родителей на отрицательные стороны проявления жесткого диктата со стороны одного из родителей, пробудить интерес к педагогической литературе, вопросам воспитания. С родителями детей 3-ей группы необходимо проводить всю перечисленную выше работу, плюс - помочь родителям понять причины отрицательного отношения ребенка, устранить в семье конфликтные ситуации.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Из приведенных выше результатов экспериментальной диагностики, бесед с детьми и наблюдения за их игрой, мы сделали соответствующие выводы. Соединив эти выводы и анализ прочитанной в ходе работы литературы, можно заключить, что многие дети не имеют представления об отличительных чертах, свойственных полу, о роли, которую играют в семейной жизни мужчина и женщина – по одной причине: недостаточно полноценные, эмоционально-теплые отношения с родителями.

Поэтому, мы надеемся, что практическая значимость нашей работы будет заключаться в том, что выработанные нами принципы работы по повышению уровня сформированности у дошкольников полоролевой идентификации, послужат основой для построения работы по этой проблеме для родителей, педагогов и психологов дошкольных учреждений.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1.       Агарков С.Т., Дейнега Г.Ф., Малярова Н.В. Азбука для двоих. - М.: Знание, 1991

2.       анзорг Л. Дети и семейный конфликт. - М.: Просвещение, 1988.

3.       Валикова Т.В. Учитель и семья. - М.: Просвещение, 1980.

4.       Воспитатели и родители./ Сост. Л.В.Вачик, В.М.Иванова.- М.: Просвещение, 1983.

5.       Воспитателю о работе с семьей. / Под ред. Н.Ф.Виноградовой - М.: Просвещение, 1989.

6.       Воронова В.Я. Творческие игры старших дошкольников. - М.: Просвещение, 1981.

7.       Гребенщиков М.В. Основы семейной жизни. - М.: Просвещение, 1991.

8.       Дьяченко О.М., Лавреньшьева Т.В. Психическое развитие дошкольников. - М.: Просвещение, 1984.

9.       Дрейкурс Р., Золц В. Счастье вашего ребенка. - М.: Прогресс, 1984.

10.   Жужикова Н.В. Учителю о практике психологической помощи. - М.: Просвещение, 1988.

11.   Иванов М.А. Прежде всего мы родители. - М.: Советсткая Россия, 1986.

12.   Итука М. После трех уже поздно. - М.: Просвещение, 1991.

13.   Кембел Р. Как на самом деле любить своих детей. - М.: Знание, 1990.

14.   Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитание ребенка. - М.: Просвещение, 1985.

15.   Кочубей Б.И. Мужчина и ребенок. - М.: Знание, 1990.

16.   Колесов Д.В. Беседы о половом воспитании. - М.: Педагогика, 1986.

17.   Лаврентьева Г.П. Культура общения дошкольников. - Киев: Радяньска школа, 1988.

18.   Лосева О. Секс … . не только, но и … .// Узы брака, узы свободы. - М.: Молодая гвардия, 1990.

19.   Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей. - М.: Учпедгиз, 1950.

20.   Маринина Е., Воронов Ю. Ребенок в семье. // Узы брака, узы свободы. - М.: Молодая гвардия, 1990.

21.   Островская Л.Ф. Педагогические знания родителям. - М.: Просвещение, 1983.

22.   Островская Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольников. - М.: Просвещение, 1987.

23.   Островская Л.Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников. - М.: Просвещение, 1990.

24.   Панкова Л.М. У порога семейной жизни. - М.: Знание , 1988.

25.   Петрунек В.П., Таран Л.Н. Колыбель неврозов. - М.: Знане, 1988.

26.   Плеханов А., Лигафт П.Ф. Разработка основ семейного воспитания. // Дошкольное воспитание. - 1989. - № 12.

27.   Рутман Э. М., Искольдский Н.В. Истоки радости. - М.: Знание, 1987.

28.   Руссо Ж.Ж. Эмиль, или о воспитании. // История дошк.заруб.педагог. - М.: Просвещение, 1974.

29.   Руководство играми детей в дошкольных учреждениях. - М.: Просвещение, 1986.

30.   Семейное воспитание. - М.: Педагогика, 1972.

31.   Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. // Избранные педагогические сочинения. - М.: 1981. - 3 том.

32.   Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. - Киев, 1975

33.   Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива. - М.:1975

34.   Сталькова И.Л. Материнство. - М.: Знание, 1990.

35.   Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. - М.: Просвещение, 1982.

36.   Спиваковская А.С. Как быть родителями. - М.: Просвещение, 1986.

37.   Субботский Е.В. Ребенок открывает мир. - М.: Просвещение , 1991.

38.   Спок Б. Ребенок и уход за ним. - М.: Знание, 1990.

39.   Токарева Е. Женское одиночество. // Узы брака, узы свободы. - М.: Молодая гвардия, 1990.

40.   Томская Е.И. Растут мальчик и девочка. - Якутск, 1971.

41.   Урбанская О.Н. Воспитателю о работе с семьей. - М.: Просвещение, 1977.

42.   Фром А. Азбука для двоих. - М.: Просвещение, 1990.

43.   Щербакова Е.И. Формирование взаимоотношений детей 3-5 лет в игре. - М.: Просвещение, 1984.

44.   Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Педагогика, 1978.

45.   Эмоциональное развитие дошкольников. / Под ред. А.Д.Кошелевой. - М.: Просвещение, 1985.

46.   Энциклопедия сексуальной жизни. / Сост. Жаклин Кан-Натан, Жан Коэн и др. - // Семья, 1991, №48.


Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты