Формирование познавательной деятельности младших школьников

Более точно и строго, чем это сделано выше, память челове­ка можно определить как психофизиологический и культурный процессы, выполняющие в жизни функции запоминания, сохра­нения и воспроизведения информации. Эти функции являются для памяти основными. Они различны не только по своей струк­туре, исходным данным и результатам, но и по тому, что у раз­ных людей развиты неодинаково. Есть люди, которые, напри­мер, с трудом запоминают, но зато неплохо воспроизводят и довольно долге хранят в памяти запомненный ими материал. Это индивиды с развитой долговременной памятью. Есть такие люди, которые, напротив, быстро запоминают, но зато и быст­ро забывают то, что когда-то запомнили. У них более сильны кратковременный и оперативный виды памяти.

Образы тех предметов и явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но которые были восприняты ранее, называются  представлениями памяти.

Представление – итог всех прошлых восприятий данного предмета или явления. Образ вашей матери – итог всех пошлых восприятий её. Представление может быть обобщенным образом не только единичного предмета, но и целого класса аналогичных предметов.

Можно представить пирамиду, треугольник, кокой-то вид животного. Это будет обобщенный образ целой группы однородных предметов. Обобщенные представления играют чрезвычайно важную роль в формировании понятий – важных элементов мыслительной деятельности.

Представления могут быть зрительными, слуховыми, двигательными, осязательными и др.

На основе разных представлений, накапливаемых опытом человеческой деятельности, у человека формируется воображение.


                                                 

Воображение

Воображение — особая форма человеческой психики, сто­ящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприяти­ем, мышлением и памятью. Специфика этой формы психиче­ского процесса состоит в том, что воображение, вероятно, ха­рактерно только для человека и странным образом связано с деятельностью организма, будучи в то же самое время самым «психическим» из всех психических процессов и состояний. По­следнее означает, что ни в чем другом, кроме воображения, не проявляется идеальный и загадочный характер психики. Мож­но предполагать, что именно воображение, желание его понять и объяснить привлекло внимание к психическим явлениям в древности, поддерживало и продолжает его стимулировать в на­ши дни.[14]

Что же касается загадочности этого феномена, то она состо­ит в том, что до сих пор нам почти ничего не известно именно о механизме воображения, в том числе о его анатомо-физиологической основе.

Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая ма­териальная и духовная культура является продуктом воображе­ния и творчества людей, а какое значение эта культура имеет для психического развития и совершенствования вида «гомо сапиенс», мы уже достаточно хорошо знаем. Воображение выво­дит человека за пределы его сиюминутного существования, на­поминает ему о прошлом, открывает будущее. Обладая богатым воображением, человек может «жить» в разном времени, что не может себе позволить никакое другое живое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, произвольно воск­решаемых усилием воли, будущее представлено в мечтах и фан­тазиях.

Воображение является основой наглядно-образного мышле­ния, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и ре­шать задачи без непосредственного вмешательства практиче­ских действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затрудне­ны, или просто нецелесообразны (нежелательны).

От восприятия воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них есть элементы фан­тазии, вымысла.[14]



                                                  Внимание

Внимание — один из тех познавательных процессов челове­ка, в отношении сущности и права на самостоятельное рас­смотрение которых среди психологов до сих пор нет согласия, несмотря на то, что его исследования ведутся уже много веков. Одни ученые утверждают, что как особого, независимого про­цесса внимания не существует, что оно выступает лишь как сторона или момент любого другого психологического процес­са или деятельности человека. Другие полагают, что внимание представляет собой вполне независимое психическое состоя­ние человека, специфический внутренний процесс, имеющий свои особенности, несводимые к характеристикам других по­знавательных процессов. В качестве обоснования своей точки зрения сторонники последнего мнения указывают на то, что в мозге человека можно обнаружить и выделить особого рода структуры, связанные именно с вниманием, анатомически и физиологически относительно автономные от тех, которые обес­печивают функционирование остальных познавательных про­цессов.

Действительно, в системе психологических феноменов вни­мание занимает особое положение. Оно включено во все ос­тальные психические процессы, выступает как их необходимый момент, и отделить его от них, выделить и изучать в «чистом» виде не представляется возможным. С явлениями внимания мы имеем дело лишь тогда, когда рассматривается динамика по­знавательных процессов и особенности различных психических состояний человека. Всякий раз, когда мы пытаемся выделить «материю» внимания, отвлекаясь от всего остального содержа­ния психических феноменов, она как бы исчезает.

Однако нельзя не видеть и особенностей внимания, красной нитью проходящих через все другие психические явления, где оно проявляется, не сводимых к моментам различных видов деятельности, в которые включен человек. Это — наличие в нем некоторых динамических, наблюдаемых и измеримых харак­теристик, таких как объем, концентрация, переключаемость и ряд других, непосредственно к познавательным процессам типа ощущений, восприятия, памяти и мышления не относящихся.

Одной из характернейших особенностей нашей духовной жиз­ни, писал известный американский психолог Э. Титченер, явля­ется тот факт, что, находясь под постоянным наплывом все но­вых и новых впечатлений, мы отмечаем и замечаем лишь самую малую, ничтожную их часть. Только эта часть внешних впечат­лений и внутренних ощущений выделяется нашим вниманием, выступает в виде образов, фиксируется памятью, становится со­держанием размышлений. [14]

Внимание можно определить как психофизиологический про­цесс, состояние, характеризующее динамические особенности познавательной деятельности. Они выражаются в ее сосредото­ченности на сравнительно узком участке внешней или внут­ренней действительности, которые на данный момент времени становятся осознаваемыми и концентрируют на себе психиче­ские и физические силы человека в течение определенного пе­риода времени.

Внимание – сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте – предмете, событии, образе, рассуждении. [19]

Внимание — это процесс сознательного или бес­сознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой.[14]

Внимание человека обладает пятью основными свойствами: устойчивостью, сосредоточенностью, переключаемостью, рас­пределением и объемом. Рассмотрим каждое из них.

Устойчивость внимания проявляется в способности в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослаб­ляя внимание. Устойчивость внимания может определяться раз­ными причинами. Одни из них связаны с индивидуальными фи­зиологическими особенностями человека, в частности со свойст­вами его нервной системы, общим состоянием организма в данный момент времени; другие характеризуют психические состояния (возбужденность, заторможенность и т.п.), третьи соотносятся с мотивацией (наличием или отсутствием интереса к предмету дея­тельности, его значимостью для личности), четвертые — с внеш­ними обстоятельствами осуществления деятельности.

Люди со слабой нервной системой или перевозбужденные могут довольно быстро утомляться, становиться импульсивны­ми. Человек, который не очень хорошо чувствует себя физиче­ски, также, как правило, характеризуется неустойчивым вни­манием. Отсутствие интереса к предмету способствует частому отвлечению внимания от него, и, напротив, наличие интереса сохраняет внимание в повышенном состоянии в течение дли­тельного периода времени. При обстановке, которая характе­ризуется отсутствием внешне отвлекающих моментов, внима­ние бывает достаточно устойчивым. При наличии множества сильно отвлекающих раздражителей оно колеблется, становит­ся недостаточно устойчивым. В жизни характеристика общей устойчивости внимания чаще всего определяется сочетанием всех этих факторов, вместе взятых.

Сосредоточенность внимания (противоположное качество — рассеянность) проявляется в различиях, которые имеются в сте­пени концентрированности внимания на одних объектах и его отвлечении от других. Человек, к примеру, может сосредото­чить свое внимание на чтении какой-нибудь интересной книги, на занятии каким-либо увлекательным делом и не замечать ничего, что происходит вокруг. При этом его внимание может быть сконцентрировано на определенной части читаемого тек­ста, даже на отдельном предложении или слове, а также более или менее распределено по всему тексту. Сосредоточенность внимания иногда называют концентрацией, и эти понятия рас­сматриваются как синонимы.[14]

Переключаемость внимания понимается как его перевод с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной. Данная характеристика человеческого внимания проявляется в скорости, с которой он может переводить свое внимание с од­ного объекта на другой, причем такой перевод может быть как непроизвольным, так и произвольным. В первом случае инди­вид невольно переводит свое внимание на что-либо такое, что его случайно заинтересовало, а во втором — сознательно, уси­лием воли заставляет себя сосредоточиться на каком-нибудь, даже не очень интересном самом по себе объекте. Переключаемость внимания, если она происходит на непроизвольной ос­нове, может свидетельствовать о его неустойчивости, но такую неустойчивость не всегда есть основание рассматривать как от­рицательное качество. Она нередко способствует временному отдыху организма, анализатора, сохранению и восстановлению работоспособности нервной системы и организма в целом.[14]

С переключаемостью внимания функционально связаны два разнонаправленных процесса: включение и отвлечение внима­ния. Первый характеризуется тем, как человек переключает внимание на нечто и полностью сосредоточивается на нем; вто­рой — тем, как осуществляется процесс отвлечения внимания.

Все три обсуждаемые характеристики внимания связаны, по­мимо прочего, со специальными свойствами нервной системы человека, такими, как лабильность, возбудимость и торможе­ние. Соответствующие свойства нервной системы непосредст­венно определяют качества внимания, особенно непроизволь­ного, и поэтому их следует рассматривать в основном как природно обусловленные.

Распределение внимания — его следующая характеристика. Она состоит в способности рассредоточить внимание на значитель­ном пространстве, параллельно выполнять несколько видов де­ятельности или совершать несколько различных действий. За­метим, что, когда речь идет о распределении внимания между разными видами деятельности, это не всегда означает, что они в буквальном смысле слова выполняются параллельно. Такое бывает редко, и подобное впечатление создается за счет спо­собности человека быстро переключаться с одного вида дея­тельности на другой, успевая возвращаться к продолжению пре­рванного до того, как наступит забывание.[14]

Известно, что память на прерванные, действия способна со­храняться в течение определенного времени. В течение этого периода человек может без труда возвратиться к продолжению прерванной деятельности. Так именно и происходит чаще все­го в случаях распределения внимания между несколькими од­новременно выполняемыми делами.

Распределение внимания зависит от психологического и фи­зиологического состояния человека. При утомлении, в процес­се выполнения сложных видов деятельности, требующих повы­шенной концентрации внимания, область его распределения обычно сужается.[14]

Объем внимания — это такая его характеристика, которая оп­ределяется количеством информации, одновременно способной сохраняться в сфере повышенного внимания (сознания) чело­века. Численная характеристика среднего объема внимания лю­дей — 5—7 единиц информации. Она обычно устанавливается посредством опыта, в ходе которого человеку на очень корот­кое время предъявляется большое количество информации. То, что он за это время успевает заметить, и характеризует его объем внимания. Поскольку экспериментальное определение объема внимания связано с кратковременным запоминанием, то его нередко отождествляют с объемом кратковременной памяти.[14]


Мышление


 «У здравого смысла прекрасный нюх, но зато старчески ту­пые зубы» — так охарактеризовал значение мышления один из его наиболее интересных исследователей К.Дункер, очевидным образом противопоставляя его здравому смыслу. С этим трудно не согласиться, имея в виду, что мышление в его высших твор­ческих человеческих формах не сводится ни к интуиции, ни к жизненному опыту, составляющим основу так называемого «здравого смысла». Что же такое мышление? Каковы его отли­чия от других способов познания человеком действительности?

Прежде всего мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Мышление порождает такой ре­зультат, какого ни в самой действительности, ни у субъекта на данный момент времени не существует. Мышление (в элемен­тарных формах оно имеется и у животных) также можно пони­мать как получение новых знаний, творческое преобразование имеющихся представлений.

Отличие мышления от других психологических процессов со­стоит также в том, что оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решить, и актив­ным изменением условий, в которых эта задача задана. Мыш­ление в отличие от восприятия выходит за пределы чувственно данного, расширяет границы познания. В мышлении на основе сенсорной информации делаются определенные теоретические и практические выводы. Оно отражает бытие не только в виде отдельных вещей, явлений и их свойств, но и определяет связи, существующие между ними, которые чаще всего непосредст­венно, в самом восприятии человеку не даны. Свойства вещей и явлений, связи между ними отражаются в мышлении в обоб­щенной форме, в виде законов, сущностей.

На практике мышление как отдельный психический процесс не существует, оно незримо присутствует во всех других позна­вательных процессах: в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи. Высшие формы этих процессов обязательно свя­заны с мышлением, и степень его участия в этих познаватель­ных процессах определяет их уровень развития.

Мышление — это движение идей, раскрывающее суть ве­щей. Его итогом является не образ, а некоторая мысль, идея. Специфическим результатом мышления может выступить поня­тие — обобщенное отражение класса предметов в их наиболее общих и существенных особенностях.

Мышление — это особого рода теоретическая и практиче­ская деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций ориентировочно-исследовательского, пре­образовательного и познавательного характера.

Теоретическое понятийное мышление — это такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обра­щается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредствен­но не имея дела с опытом, получаемым при помощи органов чувств. Он обсуждает и ищет решение задачи с начала и до конца в уме, пользуясь готовыми знаниями, полученными другими людьми, выраженными в понятийной форме, суждениях, умозаключениях. Теоретическое понятийное мышление харак­терно для научных теоретических исследований.

Теоретическое образное мышление отличается от понятийного тем, что материалом, который здесь использует человек для ре­шения задачи, являются не понятия, суждения или умозаключе­ния, а образы. Они или непосредственно извлекаются из памяти, или творчески воссоздаются воображением. Таким мышлением пользуются работники литературы, искусства, вообще люди твор­ческого труда, имеющие дело с образами. В ходе решения мысли­тельных задач соответствующие образы мысленно преобразуются так, чтобы человек в результате манипулирования ими смог не­посредственно усмотреть решение интересующей его задачи.

Оба рассмотренных вида мышления — теоретическое поня­тийное и теоретическое образное — в действительности, как правило, сосуществуют. Они неплохо дополняют друг друга, рас­крывают человеку разные, но взаимосвязанные стороны бытия. Теоретическое понятийное мышление дает хотя и абстрактное, но вместе с тем наиболее точное, обобщенное отражение дей­ствительности. Теоретическое образное мышление позволяет по­лучить конкретное субъективное ее восприятие, которое не ме­нее реально, чем объективно-понятийное. Без того или другого вида мышления наше восприятие действительности не было бы столь глубоким и разносторонним, точным и богатым разнооб­разными оттенками, каким оно является на деле.

Отличительная особенность следующего вида мышления — наглядно-образного — состоит в том, что мыслительный процесс непосредственно связан с восприятием мыслящим чело­веком окружающей действительности и без него совершаться не может. Мысля наглядно-образно, человек привязан к дейст­вительности, а сами необходимые для мышления образы пред­ставлены в его кратковременной и оперативной памяти (в отли­чие от этого образы для теоретического образного мышления извлекаются из долговременной памяти и затем преобразуются).

Данная форма мышления наиболее полно и развернуто пред­ставлена у детей дошкольного и младшего школьного возраста, а у взрослых — среди людей, занятых практической работой. Этот вид мышления достаточно развит у всех людей, кому час­то приходится принимать решение о предметах своей деятель­ности, только наблюдая за ними, но непосредственно их не касаясь.

Последний из обозначенных на схеме видов мышления — это наглядно-действенное. Его особенность заключается в том, что сам процесс мышления представляет собой практическую преобразовательную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами. Основным условием решения задачи в данном случае являются правильные действия с соответству­ющими предметами. Этот вид мышления широко представлен у людей, занятых реальным производственным трудом, резуль­татом которого является создание какого-либо конкретного ма­териального продукта.[14]





Глава 3.

Развитие познавательных процессов в младшем школьном возрасте


                                                        Восприятие

Быстрое сенсорное развитие ребенка в дошколь­ном возрасте приводит к тому, что младший школьник обладает достаточным уровнем развития восприятия: у него высокий уро­вень остроты зрения, слуха, ориентировки на форму и цвет пред­мета. Процесс обучения предъявляет новые требования к его вос­приятию. В процессе восприятия учебной информации нужна про­извольность и осмысленность деятельности учащихся, они вос­принимают различные образцы (эталоны), в соответствии с кото­рыми должны действовать. Произвольность и осмысленность дей­ствий тесно взаимосвязаны и развиваются одновременно. Сначала ребенка привлекает сам предмет, и в первую очередь его внешние яркие признаки. Сосредоточиться и тщательно рассмотреть все особенности предмета и выделить в нем главное, существенное дети еще не могут. Эта особенность проявляется и в процессе учеб­ной деятельности. Обучаясь математике, ученики не могут про­анализировать и правильно воспринять цифры 6 и 9, в русском алфавите - буквы Э и 3 и т.п. Работа учителя должна быть постоян­но направлена на обучение учащегося анализу, сравнению свойств предметов, выделению существенного и выражению его в слове. Необходимо учить сосредоточивать свое внимание на предметах учебной деятельности независимо от их внешней привлекательно­сти. Все это ведет к развитию произвольности, осмысленности, а вместе с этим и к иной избирательности восприятия: избиратель­ности по содержанию, а не по внешней привлекательности. Уже к концу 1 класса ученик умеет воспринимать предметы в соответ­ствии с потребностями и интересами, возникающими в процессе обучения, и своим прошлым опытом. Учитель продолжает учить его технике восприятия, показывает приемы осмотра или прослу­шивания, порядок выявления свойств.[4]

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты