Удовлетворенность жизнью в старости

Удовлетворенность жизнью в старости

ВВЕДЕНИЕ


Старение – неизбежный процесс, сопровождающийся определенными возрастными изменениями.

В современном мире наблюдается рост средней продолжительности жизни, что приводит к усилению роли пожилых и старческих людей во всех сферах жизни общества, что и определяет актуальность данного исследования.

Проблеме психосоциального развития лиц пожилого возраста посвящены исследования И.И. Мечникова [23], П.А. Богомольца [6], В.В. Болтенко [], А.Г. Нагорного [25], Э. Эриксона [46], Г. Крайга [16], В.Д. Шапиро [43].

Однако данная область проблемы психологии развития и возрастной психологии изучена недостаточно, что требует более глубокого анализа сущностных характеристик, особенно в переходный период.

Методологической основой исследования является философское положение о роли социальных условий в формировании социального статуса и его изменение.

Научная новизна исследования заключается в определении условий удовлетворенности жизнью в пожилом возрасте.

Практическая значимость заключается в возможности применять материал исследования в самостоятельной деятельности.

Объект исследования – удовлетворенность жизнью в пожилом возрасте как психосоциальное явление.

Предмет исследования – условия удовлетворенности жизнью в пожилом возрасте.

Цель исследования – изучить особенности удовлетворенности жизнью лиц пожилого возраста.

Задачи исследования:

1.     Изучить теоретические источники по проблеме исследования.

2.     Раскрыть сущность условий удовлетворенности жизнью в период поздней взрослости.

3.     Разработать методические рекомендации, позволяющие адаптироваться людям к меняющимся условиям в период геронтогенеза.

Методы исследования:

1.     Анализ литературы.

2.     Опросник «Удовлетворены ли вы жизнью».

3.     Количественная и качественная интерпретация результатов.

Структура работы: введение, основная часть (3 главы), психологические рекомендации, заключение, приложения, список используемой литературы.

Объем курсовой работы – страниц.


1. Личность и старение в современном мире


Период поздней взрослости часто называют геронтогенезом или периодом старения и старости, который связан с целым комплексом биологических, социально–экономических, психологических причин, поэтому данный возраст изучается различными дисциплинами – биологией, нейрофизиологией, демографией, психологией и т.д. Большинство исследователей подразделяют людей, достигших данного возраста на три группы: пожилой возраст (для мужчин – 60-74 года, для женщин – 55-74 года), старческий возраст (75-90 лет) и долгожители (90 лет и старше). Однако данная классификация является не единственной. Например, Бернсайд с соавторами разбили этот возраст на четыре периода: предстарческий (60 – 69 лет), старческий (70 – 79 лет), позднестарческий (80 -89 лет), дряхлость (90 -99 лет) [33, с 547].

Во всем мире наблюдается увеличение средней продолжительности жизни. Это означает, что пожилой и старческий возраст превращается в самостоятельный и продолжительный период жизни со своими социальными и психологическими особенностями. Общее постарение населения является современным демографическим феноменом: доля групп людей старше 60-65 лет составляет 1/6 или 1/8 всей мировой популяции.

Эти демографические тенденции приводят к усилению роли пожилых и старческих людей во всех сферах жизни общества, и требует анализа сущностных характеристик развития человека в этот период жизни.

1.1 Чувство удовлетворенности жизнью


Чувство удовлетворенности жизнью в старости является важным показателем психологического здоровья человека, которое проявляется в наличии у него интереса к жизни и потребности жить дальше.

Как показали психологические исследования, удовлетворенность человека жизнью в пожилом возрасте и успешность приспособления к ней зависят от множества факторов. К ним относятся: здоровье, экономическое и семейное положение, позитивное функционирование, уровень общения с окружающими и даже возможность пользоваться транспортными средствами (см. приложение 1).

Среди всех факторов, влияющих на удовлетворенность человека жизнью и успешность приспособления к ней, самым важным считается здоровье.

Огромное количество пожилых людей, независимо от собственного желания, оставляют работу из-за проблем со здоровьем. Внезапное ухудшение здоровья не позволяет человеку реализовывать свои планы, вынуждает ограничить сферы своей деятельности. Часто это приводит пожилого человека к ощущению своей беспомощности и бесполезности дальнейшей жизни, особенно если проблемы со здоровьем оказались глобальными, и привели к инвалидности. В этом случае человек испытывает резкое ослабление силы потребностей, отсутствие желания не только что-либо делать, но и жить дальше.

По результатам психологических исследований удовлетворенность собственным здоровьем в очень слабой степени зависит от возраста. И в 60, и в 80 лет пожилые люди могут испытывать удовлетворение просто от того, что их организм продолжает исправно функционировать. Желание как можно дольше сохранить полноценное здоровье является мощным стимулом, побуждающим человека пожилого возраста вести здоровый образ жизни (заниматься физкультурой, культурой питания, увлекаться разнообразными теориями питания и т.д.).

Другим важным фактором, влияющим на степень удовлетворенности пенсионера своей жизнью является экономическое положение.

Под экономическим положением понимается удовлетворительное материальное состояние (достаточное количество денег для удовлетворения человеком основных потребностей), наличие социальных и жилищных условий, которые подготавливаются человеком заранее. Человек в преклонном возрасте рассчитывает на внимание и заботу со стороны государства. Возможность льготного пользования транспортными средствами, выплата социальных пособий, помощь в социальном обслуживании и т.д. – все эти факторы создают определенную атмосферу в обществе, позволяющую людям чувствовать себя нужными и продолжать позитивно функционировать.

Позитивное функционирование в период поздней взрослости определяет удовлетворенность человека своей жизнью с той точки зрения, что старые люди во многом разделяют свою жизнь на время до пенсии и после нее. Пользуясь механизмом социального сравнения, старики сравнивают свое положение в эти два периода, а также с тем, как жили пенсионеры тогда, когда человек еще работал, или с тем, на что он рассчитывал, готовясь выйти на пенсию. Степень удовлетворенности зависит от результата этого сравнения.

Негативный сравнительный результат отражает невозможность в полной мере удовлетворить имеющиеся в пожилом возрасте потребности. Возникший диссонанс побуждает человека к его устранению за счет изменения собственного поведения, пересмотра потребностей, модификации своих целей, сравнения своего положения с положением других пожилых людей (всегда найдется тот человек, который живет или чувствует себя хуже).

Психологические исследования показывают, что такой механизм психологической защиты как социальное сравнение своего положения с положением других пожилых людей позволяет человеку сохранить оптимизм во взглядах на будущее и лучше адаптироваться к болезням. Более того, социальное сравнение в сочетании с социальной интегрированностью (сохранение человеком значимых ролей, социальных ориентиров и референтных групп) смягчает негативный эффект слабого физического здоровья и оказывает позитивное воздействие на чувство удовлетворенности жизнью, уменьшая психологические страдания, связанные со старением и способствуя достижению целей дальнейшего развития.


1.2 Стабильность, перемены и этапы жизни в пожилом возрасте


Большинство современных ученых считают, что развитие личности продолжается всю жизнь, и потому рассматривают приспособление к старению как развитие более ранних стилей жизни. Сторонники стадиального развития считают, что в этом возрасте появляются новые структуры или образования, которые основываются на структурах и образованиях предыдущих стадий.

Левинсон рассматривает наступление старости по аналогии с наступлением ранней взрослости и среднего возраста, так как в этом случае имеет место период от 60 до 65 лет, который связывает структуру предыдущей жизни (в средней взрослости) с начальной стадией организации жизни в поздней взрослости [, с. ].

Э. Эриксон рассматривает период старения личности в контексте его целостного жизненного пути, на котором выстраивается последовательность стадий развития личности, характеризующихся особым новообразованием. Каждое из них формируется в процессе разрешения личностью психосоциального конфликта между двумя противоположными тенденциями (целостность эго против отчаяния), одна из которых способствует поступательному развитию личности, другая – тормозит его. Эти тенденции в определенной форме включают и черту личности, и отношения человека к миру, к своей жизни, к себе.

У личности, благополучно разрешающей нормативные кризисы, баланс нарушается в сторону положительных качеств. При неблагополучном исходе кризисов у человека происходит перевес негативных свойств [46, с. 201].

Эпигенетические образования каждой стадии Э. Эриксон называет Надеждой, Волей, Намерением, Компетентностью, Верностью, Любовью, Заботой и Мудростью. Каждое из них включает два противоположных качества. Противоположности качества в структуре «Я» обозначают характеристики идеального и реального «Я» (см. приложение 2).

Как отмечает Л.И. Анциферова, задача стадии интегративности мудрости состоит в отыскании человеком смысла своей жизни, в интеграции всех пройденных стадий и в обретении целостности своего «Я». Решение этой задачи должно опираться на способность человека быть компетентным в построении собственной жизни, в выработке осуществимых жизненных программ, организации своего будущего времени, адекватной оценке социальной действительности и т.д. стержнем мудрости является духовно-нравственное отношение человека к миру и жизни [3, с. 83].

Я-концепцией в старости движет стремление человека интегрировать свое прошлое, настоящее и будущее, понять связи между событиями собственной жизни. К условиям, способствующим личности эффективно интегрировать свою жизнь относятся: успешное разрешение индивидом нормативных кризисов и конфликтов, выработка им адаптивных личностных свойств, умение извлекать полезные уроки из прошлых неудач, способность аккумулировать энергетический потенциал всех пройденных стадий [4, с. 591].

Как отмечают Дотченко Е.А., Титаренко Т.М. работа над своим прошлым развивает внутреннюю стабильность, гармоничность, целостность личности [, с. 62].

Пекк, развивая идеи Э. Эриксона, рассматривает старость с точки зрения разрешения таких конфликтов как: дифференциация эго против поглощенности ролями, транцеденции тела против поглощенности телом, транцеденции эго против поглощенности эго (см. приложение 3).

Ш. Бюлер в теории развития человека выделяет пять фаз развития. Последняя фаза начинается в 60-65 лет. В этот период многие люди перестают преследовать цели, которые они поставили перед собой в юности. Оставшиеся силы они тратят на досуг, спокойно проживая последние годы. Люди обозревают прожитую жизнь, испытывая удовлетворение или разочарование. Невротическая личность обычно испытывает разочарование, так как невротик вообще не умеет радоваться успехам, он никогда не бывает доволен своими достижениями, ему всегда кажется, что он что-то недополучил, что ему что-то недодали. К старости эти сомнения усиливаются [, с. ].

В.В. Болтенко выделяет пять этапов психологического старения, независящие от паспортного возраста (см. приложение 4):

1.   Сохранение связи с тем видом деятельности, который был ведущим для человека до выхода на пенсию. Этот вид деятельности был непосредственно связан с профессией пенсионера. Эта связь может быть либо непосредственной, в форме эпизодического участия в выполнении прежней работы, либо опосредованной, через чтение специальной литературы, написание статей на профессиональные темы. Если же эта связь обрывается сразу же после выхода на пенсию, то, минуя первый этап, человек попадает во второй.

2.   Сужение круга интересов за счет выпадения профессиональных привязанностей. В общении с окружающими уже преобладают разговоры на бытовые темы, обсуждение телевизионных новостей, семейных событий, успехов или неудач детей и внуков. В группах таких людей уже трудно различить, кто был инженером, а кто врачом, кто был счетоводом, а кто был профессором философии.

3.   Главным становится забота о личном здоровье. Оно становится любимой темой для разговора: о лекарствах, о способах лечения, о травах… Наиболее значимым в жизни человеком становится участковый врач, его профессиональные и личные качества.

4.   Смыслом жизни становится сохранение самой жизни. Круг общения сужен до предела: лечащий врач, социальный работник, те из членов семьи, которые поддерживают личный комфорт пенсионера, соседи самого ближнего расстояния. Для приличия или по привычке – редкие телефонные разговоры со старыми знакомыми – ровесниками.

5.   Обнажение потребностей чисто витального характера (еда, покой, сон…). Эмоциональность и общение почти отсутствуют [, с. ].

Эта схема, как и всяка другая, достаточно условна: на первом этапе присутствуют потребности всех пяти этапов, на втором – четырех, на третьем – трех, на четвертом – двух и только на пятом остаются одни витальные потребности.

Схема В.В. Болтенко является зеркальным отражением теории иерархии потребностей и самореализации А. Маслоу (см. приложение 5).

По А. Маслоу человек как бы поднимается по ступеням вверх, от физиологических потребностей к потребностям в безопасности и самосохранении, отсюда – к потребностям в любви и признании, выше – в самоуважении, и, наконец, вершина – потребность в самоактуализации. Каждая эпоха задает свою высоту для такой вершины. У различных людей в жизни свой выбор вершин. Но за восхождением неизбежно следует спуск – не менее трудная задача, провести его достойно, в этом и есть прелесть старости [22, с. 180].

Таким образом. Чувство удовлетворенности жизнью человека в пожилом возрасте зависит от ряда факторов. К ним относятся: здоровье, экономическое положение, семейные отношения, уровень общения с окружающими, позитивное функционирование.

К условиям, способствующим личности эффективно интегрировать свою жизнь относятся: успешное разрешение индивидом нормативных кризисов и конфликтов, выработка им адаптивных личностных свойств, умение работать со своим прошлым, способность аккумулировать энергетический потенциал всех пройденных стадий.


2. ВЫХОД НА ПЕНСИЮ И СМЕНА СТАТУСА


Многие люди, приближаясь к этапу поздней зрелости, неявно предполагают, что отрезок их жизни после выхода на пенсию не так велик, чтобы заранее и серьезно готовиться к новым для себя условиям жизни. Это совершенно неверное предположение: период после выхода на пенсию составляет в среднем 16 лет у мужчин и 24 года у женщин – срок, сопоставимый как с периодом молодости, так и с продолжительностью трудовой деятельности [43, с. 181]. Приведенные цифры показывают, что это достаточно длинный этап и не стоит жалеть усилий на фундаментальную подготовку к нему.

Томпсон считает, что подготовка к выходу на пенсию состоит из трех частей (см. приложение 6):

1.        Сбрасывание оборотов. Этот этап характеризуется желанием человека освободиться от ряда трудовых обязанностей и стремлением сузить сферу ответственности, чтобы избежать внезапного спада активности при выходе на пенсию.

2.        Перспективное планирование. Человек старается представить свою жизнь на пенсии, наметить некоторые планы тех действий или занятий, которыми он будет заниматься в этот период времени.

3.        Жизнь в ожидании пенсии. Людьми овладевают заботы о завершении работы и оформлении пенсии. Они практически уже живут теми целями и потребностями, которые будут побуждать их к действиям в оставшийся период жизни [, с. ].

С выходом на пенсию положение и роль людей изменяется. Они приобретают новый статус. Теперь из группы «поколение руководителей» они переходят в группу людей «на заслуженном отдыхе», предполагающую снижение социальной активности. Для большинства пожилых людей такое изменение общественной роли оказывается одним из самых значительных событий в этот период.

В связи с выходом на пенсию и появлением большого количества свободного времени у пожилых людей возникает вопрос о его рациональном использовании. Оказалось, что отношение к использованию свободного времени – это не только вопрос здравого смысла и пользы для окружающих, но и вопрос, имеющий отношение к личному здоровью: среди пенсионеров, рационально использующих свободное время, хронических больных только 7,26 %., среди же ведущих нездоровый образ жизни (пассивность, вредные привычки и т.д.) – тяжелобольных 97 % [23, с. 43].

Каждый человек, вышедший на пенсию, по-разному переживает это событие. В связи с тем, какое отношение формируется у него в процессе осознания данного факта, происходят соответствующие изменения в его мотивационно-потребностной сфере.

Одни воспринимают свой выход на пенсию как сигнал конца своей полезности. Поэтому такие люди изо всех сил стараются остаться на рабочем месте и работать до тех пор, пока хватит сил. Для таких людей работа – это стремление к определенным целям: от обычно поддержания материального благополучия до сохранения и приумножении карьерных достижений, а также возможность перспективного планирования, во многом определяющего их желания и потребности [32, с. 573].

Отсутствие работы приводит человека к осознанию ослабления своей роли в обществе, а иногда и к ощущению ненужности и бесполезности. Иными словами, переход к жизни пенсионера служит для него сигналом «утраты власти, беспомощности и автономии» [16, с. 865]. В этом случае человек сосредотачивает свои усилия на поддержании социального интереса, выражающегося в целенаправленном поиске тех видов деятельности, которые дают ему ощущение своей полезности и сопричастности с жизнью общества. Это может быть участие в акциях и организациях, ведение общественной работы и обычная трудовая деятельность.

По результатам многих социологических исследований, большинство людей, чей возраст приближается к пенсионному, предпочитают продолжать трудиться хотя бы неполный рабочий день.

Для других людей, которые воспринимали свою работу как обязанность или вынужденную необходимость, выход на пенсию означает освобождение от скучной, утомительной, рутинной работы, необходимости подчинения начальству и т.д. Теперь они имеют много свободного времени, которое могут посвятить своим увлечениям или заботе о близких, помощи детям, внукам, правнукам.

К сожалению, российская действительность не позволяет пожилым людям в полной мере реализовать свои потребности в самоуважении и самореализации. Низкая социальная защищенность, общественная нестабильность, трудные материальные условия побуждают человека пожилого возраста сосредоточиться на удовлетворении своих физиологических потребностей, на создании для себя приемлемых бытовых условий [29, с. 73].

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты