Техники семейной психотерапии в концепции Девида Фримена

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ОБЩЕСТВА

 

ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙНОЙ

СИСТЕМЫ

 

 

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ  (теории личности)

 

(СЕМЕЙНЫЕ СИСТЕМНЫЕ

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ)

(СОЦИАЛЬНЫЕ СТРУКТУРНЫЕ ТЕОРИИ)


Если психотерапевт имеет хорошее представление обо всех этих аспектах диагностики и тех теоретических подхо­дах, которые можно при этом использовать, он достаточно свободно переходит с одного уровня оценки на другой, чтобы добиться необходимых изменений. Иногда он может уделить особое внимание индивидуальной работе, особенно в тех ситуациях, когда у него нет возможности работать преимуще­ственно на уровне семейной системы в целом, для того чтобы добиться изменений во взаимоотношениях ее членов. И, на­конец, в некоторых случаях он может работать с социальным окружением семьи.

При работе на каждом из этих уровней психотерапевт должен опираться на определенный набор представлений, по­зволяющих ему описывать наблюдаемые феномены и строить стратегию психотерапевтических воздействий.






§ 3. СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ  И  РАЗВИТИЕ  СЕМЬИ

(а)  Структура

Семейную систему можно рассматривать как единое об­разование, обладающее определенными особенностями структуры, функционирования и развития. В структурном отношении всякая нуклеарная семья включает в себя четыре основные группы подсистем. Первая состоит из отдельных людей — членов семьи; вторая образована диадой муж—жена; третья — сиблингами, четвертая — диадами родитель—ребе­нок. Подсистемы каждой группы имеют определенные грани­цы, потребности и ожидания. Хорошо сбалансированная се­мейная система способна обеспечить удовлетворение потреб­ностей всех входящих в нее подсистем. Кроме того, семья должна взаимодействовать с различными элементами супер­системы — значимыми для нее другими лицами: друзьями, соседями, представителями социума. На рисунке ниже показано вза­имодействие между различными системными элементами семьи и ее внешнего окружения.

Семейные психотерапевты, работающие с нуклеарной се­мьей, должны уметь оценивать особенности ее структурной организации. Семья, как правило, образуется в тот момент, когда два человека образуют брачный союз (хотя возможны его разные варианты). Каждый человек, вступая в брак, при­вносит в него свои собственные представления и ожидания относительно того, каким образом должны строиться семей­ные отношения.

Поначалу основными причинами сближения супругов являются чувство комфорта и удовлетворения, которое они испытывают в обществе друг друга. Постепенно супружеская пара формирует определенную систему отношений с уникаль­ными стилевыми особенностями, которые дают ей ощущение эмоционального и социального благополучия. Еще до появле­ния в семье детей супруги, как правило, успевают осознать потребности, которые их объединяют, а также разобраться в требованиях, которые предъявляет к ним социальное окруже­ние.

С появлением в семье нового члена, то есть ребенка, внутрисемейные отношения, формы коммуникации и поведение супругов должны в определенной мере измениться. Диадический союз превращается в триадический, предполагающий общение между тремя людьми. Ребенок обладает присущими ему потребностями и стилем поведения. Гибкость, характе­ризующая отношения супругов, определяет их возможность адаптироваться к ребенку. Если его темперамент и стиль по­ведения совместимы с соответствующими особенностями родителей, их адаптация к ребенку протекает успешно. Если же между темпераментом и стилем поведения ребенка и соот­ветствующими характеристиками и ожиданиями родителей имеются выраженные различия, мать и отец переживают пси­хический дискомфорт, а в их отношениях с ребенком возни­кают проблемы. Такая вероятность более высока в случаях, когда отношения супругов отличаются нестабильностью и если муж с женой неспособны самостоятельно решать пробле­мы своих взаимоотношений. Тогда зачастую эти нерешенные проблемы отражаются на отношениях с ребенком.

Супруги должны для себя решить, сколько времени они хотели бы уделять друг другу, а сколько — ребенку. При по­пытке оценить подсистему ребенок-родитель психотерапевту следует принимать во внимание отношения ребенка и отца, ребенка и матери, а также отношения обоих супругов с ребен­ком (детьми). При этом отношения между подсистемами дол­жны быть сбалансированными, то есть ни один из членов се­мьи не может быть исключен из отношений с другими. Дис­баланс возникает, когда, например, родители придают слишком большое значение собственным взаимоотношениям и уделяют ребенку недостаточно внимания, воспринимая его как помеху. В иных случаях мать может слишком много сил и времени уделять ребенку. При этом муж начинает испыты­вать от них отчуждение. Единственной формой сохранения его отношений с супругой, как правило, является участие в уходе за ребенком; при этом родители по-прежнему уделяют друг другу мало внимания.

Если в семье появляется еще один ребенок, формируется еще одна подсистема — сиблингов. Взаимоотношения сиблингов не похожи ни на какие другие взаимоотношения, ха-рактеризующие иные подсистемы. Иногда, когда сиблинги конкурируют друг с другом или находятся в очень близких отношениях, родители могут переживать сложные чувства. Тем не-менее, если семья отличается сбалансированностью взаимоотношений между всеми ее членами, родители обыч­но достаточно легко адаптируются к подсистеме сиблингов. Кроме того, такие семьи используют подсистему сиблингов в качестве одного из своих ресурсов. В отличие от вариантов, когда родители пытаются вмешиваться во взаимоотношения сиблингов, это, как правило, нарушает баланс данной подсис­темы. Если родители не предоставляют сиблингам возмож­ность самостоятельно разрешать возникающие между ними конфликты или, пытаясь повлиять на их отношения, отдают предпочтение одному из них, когда они не учитывают стар­шинство одного ребенка над другим и перекладывают ответ­ственность со старшего ребенка на младшего, — все это приво­дит к усилению внутрисемейной дисгармонии. Девид Фримен в одной из своих работ описывает следующую ситуацию:

Подобная дисгармония была характерна для одной из семей, с которой мне пришлось в свое время работать. В этой семье было четверо детей — три дочери 20, 18 и 14 лет и пят­надцатилетний сын. Родители обратились за психотерапев­тической помощью, поскольку у них вызывало озабоченность поведение 18-летней Сьюзан. Они не могли справиться с доче­рью и считали, что та плохо влияет на остальных. В ходе пер­вых нескольких сессий родители признались, что привыкли считать сына старшим, из-за чего 20-летняя Джуди и 18-лет­няя Сьюзан не могли терпеть брата. Кроме того, родители от­водили сыну роль защитника 14-летней Джой. На третьей сес­сии Сьюзан и Джуди пожаловались, что всякий раз, когда они пытаются разрешить конфликт, возникающий между ними и младшей сестрой, брат вмешивается и защищает Джой, слов­но является в семье старшим. Когда они жаловались родите­лям, те обычно занимали сторону сына. По этому поводу Сьюзи, отличавшаяся от других сестер более живым темперамен­том, всегда пыталась протестовать. Родители старались смягчить конфликт между детьми, не понимая, что их поведе­ние лишь усиливает трения. По мере того как в соответствии с рекомендациями психотерапевта родители учились не вмешиваться в конфликты между детьми, те сами находили возможность их разрешения, что постепенно привело к, стабилизации обстановки в семье.

Обычно, если конфликты между сиблингами имеют регулярный характер, родители склонны считать, что поведение одного ребенка имеет нормальный, а другого — патологиче­ский характер. Когда такие родители обращаются к специалисту с просьбой, чтобы он начал лечение того ребенка, кото­рого они находят «ненормальным», психотерапевт должен четко оценить структуру семьи. Ему необходимо разобраться в особенностях взаимоотношений представителей каждой се­мейной подсистемы, а также между представителями разных подсистем.

Благодаря этому, как правило, удается определить дис­баланс внутрисемейных отношений. Для того чтобы лучше оценить многообразие реакций всех членов семьи друг на дру­га, психотерапевту очень важно иметь возможность общения с ними. Невозможно понять причины эмоциональных и пове­денческих нарушений у ребенка, не оценив давления, которое он испытывает со стороны своих братьев, сестер и родителей. Если психотерапевт, пытаясь воздействовать на проблемного ребенка, вступит с родителями в альянс и не учтет при этом влияние и роль других сиблингов, высока вероятность того, что те сделают напрасными все усилия психотерапевта и ро­дителей.

Необходимость учета структурных особенностей семьи тесно связана с оценкой семейных ролей, норм и ценностей. Структурная организация семьи такова, что распределение ролей между ее членами обеспечивает им наилучшее функ­ционирование. На характер распределения ролей большое влияние оказывают семейные ценности и нормы.

Распределение ролей во многом зависит от взаимоотно­шений между представителями различных подсистем. Так, например, старшему сыну отводится роль, существенно отли­чающаяся от роли младшего сына или дочери. Роль же отца отличается от роли матери. В своей работе с семьями психоте­рапевт должен хорошо понимать характер разделения ролей.

Распределение ролей всегда связано с ценностями и ве­рованиями относительно того, как члены семьи должны себя вести. Оно во многом определяется условиями воспитания самих родителей. Мы все с детства усваиваем, что поведение членов семьи должно быть определенным образом организо­вано и что каждый из них должен себя вести тем или иным образом. Эти усвоенные родителями в детстве представле­ния определяют те ожидания, которые они имеют относитель­но своих детей и друг друга.

Существуют два способа распределения ролей. В одних случаях роль приписывается человеку автоматически, с уче­том его пола и возраста; это может быть роль матери, отца, сына или дочери. В других случаях роли выбираются, исходя из социального положения и личных особенностей человека. Это относится к ролям лидера, ведомого, «козла отпущения» и другим. Сочетание предписанных и выбранных ролей в той или иной семье формирует их определенный набор и отража­ет семейную структуру.

Каждый член семьи ведет себя в соответствии с опре­деленной системой ролей и может одновременно играть не­сколько ролей. Роли могут как ограничивать человека, так и способствовать его личностному росту и развитию. Роли чле­нов семьи относятся к трем основным уровням:

·        индивидуальные роли на уровне семьи;

·         роли на уровне подсистем, например, на уровне подсис­темы родитель-ребенок, подсистемы сиблингов и т. д.;

·        роли, которые семья в целом играет в обществе.

Члены семьи формируют определенные нормы, касаю­щиеся того, как они должны себя вести вместе и по отдельно­сти в отношениях друг с другом и обществом. Эти нормы во многом определяются детским опытом самих родителей и усвоенными ими культурными ценностями.

Заключение брачного союза дает начало процессу социа­лизации, результатом которого является выработка определенной системы разделяемых обоими супругами норм и  ценностей. Этот процесс также сопровождается формирова­нием набора установок и ожиданий, регулирующих их пове­дение. В своей совокупности они называются семейными нормами и существенно влияют на поведение отдельных чле­нов семьи и всей семейной системы. Эти нормы в значитель­ной мере определяют и характер культуры семьи, а также то, какое поведение ее члены считают правильным или непра­вильным, выполняя тем самым функцию социального конт­роля.

Система ценностей семьи влияет на нормы, правила по­ведения и роли ее членов. На структуру семьи влияют ценности разного порядка, в том числе социальные, семейные и индивидуальные ценно­сти. Общество диктует семье, что она должна делать, какую - структуру должна иметь, как должны себя вести ее члены. Система ценностей семьи является результатом ее культур­ной идентификации и объединения систем ценностей ее чле­нов. Они, в свою очередь, характеризуются индивидуаль­ным набором ценностей, определяющимися их жизненным опытом.

Семейные подсистемы, суперсистемы, роли, нормы и ценности являются теми характеристиками семьи, которые помогают разобраться в особенностях семейной структуры. Все они позволяют специалисту нарисовать портрет семьи. Благодаря этому психотерапевт определяет стратегию лече­ния и способы повышения функциональных возможностей семьи.



(б)   Функции

Функции семьи тесно связаны с развитием ее структур­ной организации. Особенности семейного уклада влияют на характер взаимоотношений ее членов друг с другом и с внеш­ним окружением.

Разделяют два основных аспекта семейного функциони­рования:

1)            актуальные функциональные обязанности, деле­гируемые членам семьи ее социальным окружением;

2)             поведенческие феномены и процессы, проявляющиеся в семье.

Основными функциями, делегируемыми членам семьи ее социальным окружением являются: обеспечение выжива­ния, защита семьи от внешних повреждающих факторов, за­бота членов семьи друг о друге, воспитание детей, создание физических, эмоциональных, социальных и экономических предпосылок для индивидуального развития членов семьи, поддержание их тесных эмоциональных связей друг с другом, а также социальный контроль за поведением друг друга.

 За последние 100 лет функции семьи в нашем обществе сильно изменились. В свое время основной являлась эконо­мическая функция, тесно связанная с физическим выжива­нием членов семьи. Благодаря промышленной революции, развитию технологий и системы социальной защиты эконо­мическая функция семьи утратила свою значимость, а роль социально-психологической функции заметно повысилась. В настоящее время своей основной обязанностью многие семьи считают не столько создание условий для своего эконо­мического выживания, сколько обеспечение членами семьи взаимной психологической поддержки друг друга.

Общаясь с родителями и друг с другом, дети готовятся к встрече с социумом. Семья, таким образом, создает для них определенные модели социального поведения и учит спосо­бам социального взаимодействия. В настоящее время призна­ется также, что в социализации ребенка большую роль играет его общение со сверстниками и представителями школьного окружения. Тем не менее, оценивая происходящее в социаль­ной жизни, ребенок опирается прежде всего, на опыт своего общения с близкими родственниками. Таким образом, усво­енные ребенком в семье модели поведения в значительной степени определяют его последующий социальный опыт.




(в)  Развитие

Системный подход, используемый в семейной психоте­рапии, предполагает учет того, на какой стадии развития на­ходятся как отдельные члены семьи, так и вся семья в целом. В идеале развитие членов семьи и семейной системы должно быть взаимосвязано. Однако во многих случаях оно приобре­тает патологический характер. Представим себе, например, что у 15-летней девочки-подростка появляется ребенок. Мы знаем, что этот возраст является временем активного освое­ния подростком социального опыта и формирования его са­мосознания. Если же на подростка ложится бремя ответствен­ности за другого человека, он должен отодвинуть свои лич­ные потребности на второй план. Кроме того, побуждения и взгляды подростка характеризуются амбивалентностью. Он остро нуждается в заботе со стороны других людей и в то же время стремится к независимости. Таким образом, необхо­димость в уходе подростка за другим человеком существенно осложнит его развитие.

В процессе своего развития семья как единая система проходит ряд стадий. Развитие семьи начинается с создания брачного союза, переходя на новый уровень при появлении в семье первенца, а затем и новых детей. В первые годы суще­ствования семьи ее развитие тесно связано с необходимостью ухода за маленькими детьми. С поступлением детей в школу дистанция между ними и родителями начинает быстро уве­личиваться. В процессе обретения детьми независимости от родителей те вынуждены пересматривать смысл и задачи сво­его существования. Когда дети покидают семью, супруги ос­таются в одиночестве и бремя забот с них спадает. В идеале этот процесс должен протекать постепенно, что предоставляет родителям и детям — по мере взросления последних — воз­можность подготовиться к принятию новой системы потреб­ностей и ожиданий. Наделе, однако, многие родители оказы­ваются не готовыми к этому, поскольку в течение первых 15 лет совместной жизни посвящали себя, в основном, заботе о детях и часто игнорировали иные, не связанные с ними, по­требности и роли.




§ 4.  ОСНОВНЫЕ  КОНЦЕПЦИИ,  ОРЕДЕЛЯЮЩИЕ  ПОДХОДЫ  К  ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ  РАБОТЕ  С  СЕМЬЯМИ

 

Для успешного проведения семейной психотерапии не­обходимо, чтобы специалист решил собственные проблемы в семейных и профессиональных отношениях. Понимание того, что происходит в семьях клиентов, с сохранением при этом достаточной дистанции и трезвости в оценках, облегчается, если личная жизнь психотерапевта стабильна. Если же специ­алист несет на себе груз незавершенных дел, связанных с его прошлыми и настоящими семейными взаимоотношениями, он должен понимать, что это может существенно влиять на восприятие ситуации в семьях его клиентов и определять его поведение в ходе психотерапии.

Кроме того, психотерапевт должен иметь стабильные от­ношения с коллегами. При этом можно говорить о двух аспек­тах этой проблемы: его отношениях с непосредственным про­фессиональным окружением и более широким кругом лиц — представителей профессионального сообщества. Первый ас­пект касается взаимоотношений с теми специалистами, с ко­торыми психотерапевт вместе работает и находится в повсед­невном контакте. Это могут быть люди, работающие с ним в одном учреждении. Если же психотерапевт занимается част­ной практикой, то это могут быть консультанты, супервизоры и просто его знакомые. Более широкий круг коллег включает специалистов, которые также занимаются консультировани­ем или лечат семьи его клиентов.

Занимаясь клинической работой и консультированием, Фримен заметил, что взаимоотношения с коллегами отражаются способности специалиста сохранять объективность оценнок в  процессе работы с семьями. Далее все эти влияния на работе семейного психотерапевта рассматриваются более обстоятельно. На рисунке показана взаимосвязь различных систем, связанных с взаимоотношениями специалиста с его профессиональным и семейным окружением.

(а) Собственная семья психотерапевта

Всякий человек рождается и воспитывается в семье. Работая с семьями, мы во многом исходим из собственного понимания того, какой должна быть семья, и в тоже время учитываем то, как это понимают члены семьи клиента, каковы их ожидания относительно совместной жизни. Каждый имеет определенное мнение о том, как должны строиться взаимоотношения членов семьи и как они должны себя вести. Наши представления о семье позволяют нам обсуждать с другим  различные темы, связанные с семейной жизнью. В то же время эти представления нередко бывают препятствием для адекватной оценки внутрисемейной ситуации.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты