Тест восьми влечений Сонди и его модификация

Нулевая реакция - та, при которой испытуемый не выбирает ни одного или выбирает как симпатичный ( или несимпатичный) только один портрет из соответствующего фактора, представляет крайнюю степень выраженности раскрываемого данным фактором влечения, но в состоянии разряженности, отреагирования, удовлетворения данной потребности. Напрашивается аналогия с интерпретацией цветового выбора, в котором тот или иной цветовой эталон, отражающий ведущую потребность, расположен на первых позициях, что означает: потребность актуальна, но не фрустрирована, или с цветами индифферентной зоны выбора, когда потребность не актуальна, находится в состоянии полного удовлетворения.

Полная реакция - так обозначается выбор, при котором 6, 5 или самое меньшее 4 портрета одного и того же фактора отобраны все равно, как: предпочитаемые или отвергаемые. Согласно опыту, такой выбор выявляет то влечение или личностную тенденцию, которая оказывает наибольшее динамическое воздействие, т.е. требует разрешения. При этом реакция может быть позитивной, если все (или почти все) выборы выявлены как симпатичные, и негативной, если все (или почти все) выборы расцениваются как несимпатичные.- При комбинированном выборе речь пойдет об амбивалентной реакции. Полная реакция имеет двоякое значение: она может выявлять наиболее динамически сильный фактор, который не проявляется в спонтанном отреагировании, но сублимируется в профессиональном выборе, в дружеских отношениях, в любви и увлечениях, или трансформируется в болезненные проявления. Она также может обозначать состояние, которое предшествует проявлению какого-либо нереализованного, но актуального влечения, в то время как нулевая реакция указывает на влечение или склонность, которая себя уже проявила.

Таким образом, Сонди считает, что между полной и нулевой реакциями нет качественной разницы. Разница только динамическая: речь идет о двух последовательных состояниях одной и той же склонности, сменяющих друг друга - состояние максимального напряжения и состояние разрядки. Отсюда, нулевую реакцию следует понимать не как отсутствие данной склонности, а как спад напряженной потребности после разрядки. Этим следует объяснить изменчивость профиля влечений при повторных исследованиях, когда полная реакция в одном выборе сменяется нулевой реакцией в другом, и наоборот. Такая подвижность показателей по тому или иному фактору имеет важное диагностическое значение. В связи с этим Сонди рекомендует большое количество повторных исследований с помощью теста 8-ми влечений на протяжении любого отрезка времени (от нескольких в течение одного дня до многократных в течение месяца, года или нескольких лет).

Состояние напряженной потребности, выявляемое полной реакцией по какому-либо фактору, может проявиться двояко: отреагирование вовне, т.е. реакция, предшествующая удовлетворению влечения и вытеснение неотреагированного влечения в подсознание, сублимация его в профессиональной деятельности, межличностных отношениях, интересах и увлечениях. В любом случае динамическое накопление влечения (склонности) определяет состояние готовности к разрядке. При генотипической полной реакции происходит прямое отреагирование, при генотропической - путем трансформации в иной, социально приемлемый, сублимированный вариант реализации влечения. В связи с вышесказанным полные реакции подразделяются следующим образом: максимальный выбор симпатичных портретов в рамках определенного фактора выявляет напряженность влечения, готового к разрядке вовне. Испытуемый не пытается сдерживать это влечение и ждет лишь удобного момента к его реализации.

Максимальное количество отвергаемых портретов того же фактора определяет то переполняющее его влечение, которое он отвергает, неосознанно вытесняет или подавляет из-за невозможности реализации этого влечения в конкретной обстановке, что влечет за собой сублимацию нереализованного влечения через генотропические тенденции, проявляющиеся в профессиональном выборе, в сфере интересов, в межличностных контактах, словом - в социализированной форме, в качестве компенсаторных реакций.

Основные принципы интерпретации. Судьбоанализ.

Согласно теории влечений Сонди, факторы влечений - это ведущие жизненные радикалы. Они обладают способностью к превращению в разные формы проявления, т.е. имеют несколько вариаций, проявляющихся в "возможностях судьбы". Благодаря их способности к метаморфозе человек имеет перспективу множества возможных судеб, а не одной единственной предначертанной наперед. Для понимания множества возможностей реализации в жизни восьми влечений, Сонди утверждает следующее:

1. Каждому фактору влечения соответствует филогенетическая, родовая, историческая первичная форма проявления, которая корнями уходит в реакции представителей животного мира, особенно сообщества приматов. Только так называемые Я факторы (k и р) не имеют первичной формы в царстве животных, они свойственны только человеку.

2. Каждый фактор влечения имеет особую форму проявления в раннем детстве, которая полностью совпадает с прегенитальными парциальными влечениями по Фрейду.

3. Биполярная природа каждого фактора влечения может манифестироваться уже в первом пубертате (от 3 до 6 лет). Двухполюсные факторы влечений, такие как любовь к личности - любовь к человечеству (h), активность - пассивность (s), Авель - Каин (е), тщеславие - стыдливость (hy), аутизм - отказ от собственного Я (k), инфляция - проекция (р), поиск - прилипание (d), судорожное цепляние - отрыв (m), обуславливает те противоположности, которые обнаруживаются уже в раннем детстве при обследовании данным тестом.

4. Каждый из восьми факторов влечений обусловливает определенный набор характерологических черт, позволяющих понять типологическую принадлежность обследуемого человека, относимого к норме.

5. Каждый фактор влечения обусловливает определенный круг профессий. а также и определенный круг общения и интересов

6. Каждый фактор влечения обусловливает и определенный тип духовной жизни человека и его деятельности в этой сфере. Отсюда способность методики выявлять глубоко спрятанные пружины в выборе направления социально-культурной жизни человека. Именно эти факторы изначально предопределяют, как считает Сонди, применит ли обследуемый свои духовные способности в сфере культуры и гуманизма (h), техники и цивилизации (s), религии и этики (е), театрального искусства (hy), философии, психологии, математики, филологии (k), поэзии, научных исследований (р), национальной экономики, хозяйства, коллекционирования произведений искусств (d), речевых видов деятельности (оратор, певец)(m). При этом Сонди подчеркивает, что имеет в виду не сублимацию как смещение угрожаемых сексуальных влечений (т.е. по Фрейду), а самостоятельно существующие изначально априорные духовные ценности, которые являются контрастными по отношению к низменным (первичным, примитивным) тенденциям и присущи каждому человеку как возможный вариант его судьбы.

7. Восемь факторов влечений обусловливают именно те совершенно особые болезненные симптомы, которые не выводимы из других факторов или симптомов и могут выступать в виде клинических проявлений при психических расстройствах и нарушении влечений.

Формулы влечений (ключ к пониманию значений количественных показателей теста)

Психодиагностические признаки делятся на две основные группы: заостренные личностные черты или симптомы и - общая картина характера или болезни. Факторы-черты (или факторы-симптомы) - это те признаки, которые выявляются амбивалентными или нулевыми реакциями. Устойчивая амбивалентная реакция (т.е. повторяющаяся при многократных исследованиях) говорит о существующей тенденции, которая осознана индивидом, но еще не реализована. Внешняя реализованность тенденции (потребности) проявляется в нулевых реакциях, а амбивалентные реакции свидетельствуют о напряженности тенденции при склонности к саморегуляции. Устойчивые нулевые и амбивалентные реакции, таким образом, определяют побудительные (мотивационные) факторы, дающие объективную и субъективную картину болезненных симптомов и дезадаптирующих свойств личности.

Однако эти симптоматические факторы ничего не говорят о причине возникновения симптомов или о побудительных силах, которые привели личность к тем или иным проблемам. Факторы, определяющие характер или болезненные проявления, т.е. так называемые коренные факторы, диагностируются постоянно повторяющимися положительными и отрицательными реакциями при повторных обследованиях.

Постоянно положительные реакции выявляют неудовлетворенные потребности в связи с неблагоприятными внешними обстоятельствами, а постоянно отрицательные - напряженность в связи с наличием внутриличностных запретов, т.е. при отказе собственного "Я" от реализации этой потребности, а также при избыточной (болезненной) выраженности данной потребности. Так, при мании как правило встречается постоянно положительная реакция по фактору s. Постоянно отрицательная реакция не всегда служит показателем отказа индивида от реализации потребности: она также может свидетельствовать о приспособлении к окружающей среде,

Если после проведенного ряда исследований для каждого фактора определить сумму нулевых и амбивалентных наклонностей, то получится величина, с помощью которой легко отличить симптоматические факторы от коренных. Сумма амбивалентных и нулевых реакций дает степень напряжения тенденции данного фактора. Под напряжением тенденции понимается то импульсивное влечение, которое проявляется через генетически обусловленные склонности. Симптоматические факторы имеют самую высокую степень напряженности тенденции, а коренные (основные, базисные) факторы, наоборот, самую низкую.

В своем подходе к пониманию структуры влечений Сонди делит потребности на две основные группы стремлений - материнских и отцовских. Они действуют в противоположных направлениях. Отцовское - в направлении "садизм - агрессия - активность", материнское, напротив, в направлении "мазохизм - интровертность - пассивность". Эти направления аналогичны нашему делению на стеничный (гипертимный) тип реагирования и гипостеничный (гипотимный), т.е. двум полюсам типологического круга, разделяющим человечество на сильный и слабый типы, на интровертов и экстравертов, на активных и пассивных, на агрессивных и тревожных. Из них слабый, более конформный и тонко нюансированный в сфере межличностных отношений, миротворческий и любвеобильный - ближе к женственному типу реагирования, а сильный, независимый и авторитарный, более решительный и агрессивный - к мужскому. Так же, как в приведенной в индивидуально-личностной типологии, сензитивность, сочетающаяся с пассивностью и тревожностью, противопоставляется спонтанности, сочетающейся с активностью и неконформностью, Сонди противопоставляет s- и s+. Он считает также, что амбивалентная форма реакции является исходной формой всех побудительных потребностей. Это предположение подтверждается экспериментально тем, что и при положительных избирательных реакциях очень часто встречается по крайней мере одна отрицательная.

Противоположные стремления парализуют друг друга и тогда происходит разрядка потребности, а в эксперименте появляется нулевая реакция по данному фактору. Такая нулевая реакция называется постамбивалентной. Пост-амбивалентная природа нулевых реакций часто проявляется в форме + (перевернутый восклицательный знак). В связи с этим целесообразно измерять степень напряжения потребности не просто суммой амбивалентных реакций, а суммой амбивалентных и пост-амбивалентных, т.е. нулевых реакций. Определив степень напряжения влечений для отдельных побудительных факторов, следует расположить в ряд все восемь степеней напряженности по их силе. Это позволит отличить симптоматические факторы от коренных. Последовательное расположение степеней напряженности тенденций (СНТ) дает возможность установить действительную формулу наклонностей для конкретного испытуемого.

Классы влечений.

Анализ формулы склонностей удобен для определения естественных или болезненных тенденций. Для изучения характерологических свойств следует определить тот класс склонностей, к которому данный индивид принадлежит. При определении класса влечений принимаются во внимание те разности внутривекторного напряжения, которые можно установить между двумя факторами внутри единого вектора. По каждому вектору могут просчитываться два варианта РВН, Всего могут быть выявлены 8 вариантов РВН: Sh Ss, Ре, Р hy, Sch k, Schр, Сd, С m. Эти 8 вариантов РВН, т.е. всех возможных разниц внутривекторной напряженности, показывают тот класс влечений, к которому в момент исследования может быть отнесен обследуемый индивид. При этом рассматриваются 4 основных варианта внутривекторных разниц напряжения. Одна из них - самая большая, и другая - самая маленькая, отделяются от других и сравниваются между собой. Индивид относится к тому классу влечений, который выявляется как наиболее динамичным. Критической, скрытой и неудовлетворенной является именно та потребность, которая составляет специфическую основу характера и соответствует болезненной склонности. Если в векторе ведущего влечения, отраженного парой внутривекторных Факторов, одна из потребностей удовлетворяется, а вторая - нет. то этот вектор выявляет насущную проблему данного индивида. Именно эта склонность становится опасной. разрушительной для личностной гармонии. Поэтому вектор, показывающий самую высокую РВН, выявляет наиболее опасное влечение. На основании самых высоких РВН различаются 8 классов, классы влечений строятся на основании выявленных критических влечений, обнаруживающих самую высокую разницу внутривекторного напряжения между входящими в нее факторами.

Для определения класса влечений следует выделить следующие моменты:

1. Тот вектор, который показывает самую большую РВН, а следовательно и самую большую латентность, указывает на источник опасности, угрозу стабильности.

2. Вектор, обнаруживающий самую малую РВН и самую низкую степень латентности, должен ориентировать на привычные механизмы защиты и ухода от фрустрации.

3. Векторы влечений, обнаруживающие среднюю степень латентности могут играть прогрессивную или регрессивную роль в зависимости от того, как велика разница напряжения по сравнению с самой высокой и самой низкой степенью латентности всего ряда.

Латентность может быть следствием: во-первых, чрезмерно большой величины потребности, причем потребность остается неудовлетворенной и тогда, когда "Я" осознается как удовлетворенное. Это тот случай, когда серия исследований дает постоянно или почти постоянно положительные реакции. Во-вторых, неудовлетворенное состояние какой-либо потребности может наступить через ее вытеснение. Если вытеснение происходит под давлением внешних сил, то мы говорим о приспособлении индивида к среде. Если же под влиянием собственного "Я" или "сверх-Я", то речь идет о защите. И то и другое обнаруживается через отрицательные реакции.

Но не только постоянно отрицательные, но и постоянно положительные реакции могут манифестировать угрозу для индивида, особенно когда парное влечение в рамках определенного вектора удовлетворено, и, следовательно, разница напряжения достигла максимальной величины. На основании этого подхода каждый из 8 классов влечений можно разделить на 2 подкласса, из которых один подкласс является показателем латентности положительной реакции, а другой - показателей отрицательной. Причем эти данные мы можем получить только как результат многократных исследований или, по крайней мере, двух-трех выборов, проведенных в течение одного, но лучше - нескольких дней. Особенно информативно исследование, которое проводится при разных состояниях обследуемого лица: в норме - в состоянии спокойствия и при эмоциональной напряженности, в периоды переживания позитивных и негативных событий его жизни, а у больных - в состоянии обострения болезненных проявлений и в период хорошего самочувствия.

Ориентация на напряженность, отражающуюся в выделении того вектора влечений, внутри которого выявлена противоположная направленность входящих в него факторов, привела к более углубленному толкованию профиля выборов на базе сочетания (равнозначности) тех векторов влечений, которые оказались напряженными. Таким образом образовались целостные типы личности (у Сонди - классы) с интегративной оценкой ведущих личностных особенностей, структуры акцентированных влечений или патологией влечений в рамках клинического синдрома. При этом выделены инэквальные (неравные) классы, биэквальные, триэквальные и квадрэквальные классы. Это оказалось необходимым в связи с тем, что в практике часто встречаются случаи, когда разница напряжений, соответственно - латентности - у двух, трех или всех четырех векторов равны или почти равны. Дальнейший анализ показал, что эти дважды, трижды или четырежды равные варианты как по своей внутренней структуре, так и по внешним проявлениям составляют одну гомогенную группу индивидуальностей.

Для быстрой диагностики оказалось выгодным рядом с уже упомянутыми инэквальными классами установить би-, три- и квадр-эквальные классы влечений.

Если следовать процедуре выделения классов влечений, то каждый из трех эквальных классов был поделен на подклассы, Биэквальный класс подразделен на подклассы по его двум векторам, степени латентности которых оказались равными, например, Sh+ Cm+ или Ss- Cm+и т.д.

Варианты с триэквальными классами влечений анализируются на основании оставшегося (неэквального) четвертого класса, у которого разница напряжений не равна степени латентности этих трех равных классов. Например, если испытуемый дал последовательность разниц внутривекторного напряжения: Sh-10, Phy-2 Sch k-2 Cd+1 то ключ к анализу данного случая следует искать в показателе подкласса Ss. Так как каждая РВН из 16 возможных вариантов в определенных случаях будет выделяться как неравная разница напряжения, то следует различать в триэквальных классах влечений 16 подклассов, а именно: Sh+, Sh-, Ss -, Ss +, Pe-, Pe+, Sch k-, Sch k +, Sch p -, Sch p+,С d+, С d-, С m+, С m-.

Случаи с квадрэквальными классами влечений анализируются по самой высокой степени латентности равных РВН. Например, в случае Сm+2, Ss-1, Рhy-1 Sch0 вариант рассматривается как квадрэквальный, но анализ базируется на высоком показателе латентного вектора Ст+. В квадрэквальном классе влечений, как и в триэквальном, различаются 16 подклассов. Анализ крайне редких случаев, когда все четыре РВН совершенно равны (2222 или 1 1 1 1 или 0000 или 5555), проводится во всех 4-х векторах отдельно, затем все данные согласуются друг с другом. 16 подклассов инэквальных, триэквальных и квадрэквальных основных классов анализируются на основании самой высокой степени латентности.

Интерпретация факторов МПВ с позиций индивидуально-личностного подхода.

При всем вышесказанном на лицо явная типизация личностных предпочтений и выбора как при положительных, так и при отрицательных реакциях фактора. Несомненную необходимость в таком случае представляет собой переработка теста, представленная в

Такими оказались сводные характеристики, базирующиеся на сопоставлении данных, полученных при обследовании репрезентативных групп комплексом психодиагностических методик и методом объективного наблюдения. Не следует ни удивляться, ни пугаться, если в целостном портрете личности обнаруживаются несовпадения и противоречия: человек соткан из противоречий. Сбалансированная (гармоничная, конкордантная) личность уравновешивается именно за счет этого противопоставления умеренно выраженных разнонаправленных свойств, в то время как акцентуация характера проявляется перевесом какой-либо заостренной черты.

На основании проведенного исследования выявлено не только феноменологическое сходство показателей методики Сонди с данными других методик и позитивные стороны концептуального подхода автора теста, но обнаружены и некоторые разночтения. Они носят достаточно серьезный и принципиальный характер, поэтому на них следует остановиться подробнее. Основное, что бросается в глаза при сопоставлении толкования факторов по Сонди и по модифицированному варианту, это "корни" выявляемых свойств. Сонди расценивает каждый вектор как противоречиво-двойственное проявление одного влечения. Так, вектор S, на его взгляд, включает в себя два разнонаправленных "коренных" показателя: нежность и жесткость, душевную и эротическую тягу к людям с одной стороны и сексуальную агрессивность или мазохизм - с другой. В исследовании же корреляционные связи этих факторов с показателями других методик и с данными объективного наблюдения позволили разделить эти свойства следующим образом: показатели фактора h (как +, так и -) оказались сопряженными со слабым типом высшей нервной деятельности и сензитивным (тревожным, впечатлительным) типом реагирования, с конституционально хрупким, инфантильным вариантом телосложения и с показателями других методик, выявляющими меланхолические черты характера. Различия между h + и h- заключаются в основном в немного большей или меньшей общительности и в конкретно-личностном или абстрактно-человеческом адресе их привязанности.

В тоже время факторы s+ и s- обнаруживают противоположные свойства: выбор s+ характерен для лиц атлетической конституции, сильного типа ВНД, стенического типа реагирования с преобладанием агрессивно-наступательного поведения, а лица, отвергающие портреты серии s, характеризуются преимущественно лептосомным телосложением, слабым типом ВНД, тормозимыми чертами характера, пассивно-зависимыми особенностями поведения. Кроме того, первые чаще обнаруживают экстравертные, а вторые - интровертные свойства личности. Да и во многом другом они прямо противоположны друг другу как полярные типы личности. Отсюда напрашивается вывод о том, что показатели теста Сонди весьма неравномерно делятся на 1) соседствующие, близкие по общему "корню" факторы, и 2) полярные, ортогональные признаки, каждый из которых имеет свою самостоятельную базовую почву.

В приведенной на рис .16 схеме близкие, "однокорневые" факторы проставлены на разных концах той или иной хорды окружности, отражающей континуум личностных свойств и полярные соотношения между ними. Ортогональные характеристики, отражающие полярные типы реагирования и противоположные личностные свойства, располагаются на разных концах диаметров и разных полюсах окружности. В частности, следует обратить внимание на размещение показателей фактора d: вопреки утверждениям Сонди именно d- (то есть выбор, в котором отвергаемы портреты депрессивных больных) в процессе проведенного исследования оказался типичным пля пессимистичности и депрессии. Напротив, выбор d+ оказался характерным для состояний экзальтации.

Второе принципиальное различие в концептуальном подходе Сонди и автора модифицированного метода заключается в том, что считать первичным в сложной модели личностной структуры. Опыт показал, что некоторые фрейдовские постулаты, лежащие в основе интерпретационного подхода, оказались опровергнутыми последующими исследованиями.

Так, на основании полученных автором модификации данных, характерологические черты и проблемы личности, лежащие в основе большинства невротических механизмов, теснейшим образом связаны с типологией высшей нервной деятельности и особенностями протекания нервных процессов. В связи с этим все более поздние напластования при развитии психики человека преломляются через призму индивидуального стиля восприятия, переработки и воспроизведения полученной из внешней среды информации. Например, так.ярко описанный Фрейдом анально-эротический характер в первую очередь уходит корнями в смешанный инертный тип ВНД и ригидность как ведущее свойство нервной системы, с преобладанием формально-логического мышления, базирующимся на левополушарной асимметрии. А уже во вторую очередь на этот тип реагирования накладываются ситуативно обусловленные особенности раннего либидинозного опыта с болезненно-ревнивой привязанностью к матери и неосознанно-враждебным отношением к отцу. Но, независимо от того, будет ли в его жизни такая ситуация или нет, индивид данного типа является обладателем набора присущих данному темпераменту эмоционально-динамических характеристик, на базе которых формируется жадность, ревность, завистливость, аккуратность, расчетливость, изобретательность, упорство в достижении цели и пр.

Одним словом, не ранний сексуальный опыт ребенка, а генетически обусловленные свойства нервной системы составляют основу для формирования личности. Индивидуальный стиль трансформации ранних эротических ощущений и либидинозных переживаний является вторичным феноменом по отношению к базисным условиям. Особенности семейной модели отношений и экспектации социального окружения могут лишь усугублять . или нивелировать индивидные черты, формируя при этом определенный идеал собственного "Я" человека, что и способствует развитию контроля высших уровней личности над непосредственными проявлениями характера.

Еще одно противоречие Л. Сонди как самому себе, так и очевидности, заключается в следующем. Сонди утверждает, что между полным и нулевым выбором по какому-либо фактору нет качественной разницы: напряженная потребность сменяется состоянием разрядки. В то же время он допускает конституционально ослабленное влечение, проявляющееся нулевыми реакциями (с чем автору книги также достаточно часто приходится встречаться). При трактовке заднепланового захода Сонди утверждает, что при рождении индивид обладает амбитендентными реакциями по всем факторам влечений, хотя ранее весьма аргументированно провозглашал наличие у каждого индивида корневых (врожденных) особенностей, на которых строится судьбоанализ каждого человека и благодаря которым проявляется его индивидуальность или склонность к серьезным психическим отклонениям.

В связи с вышесказанным, автор модифицированного метода портретных выборов, относясь с бесконечным уважением к фрейдовскому учению и опыту Сонди, предоставляет изучающему методику читателю свободный выбор: воспользоваться традиционным вариантом обследования и толкования полученных данных или прибегнуть с экспериментально обоснованному и разработанному специально для современного психолога модифицированному тесту МПВ; кроме того, можно ассимилировать лучшее из каждого подхода.

Схема интерпретации факторов при разных количественных показателях и в сочетании с другими факторами не входит в противоречие с таблицей психоаналитического толкования факторов по Сонди, однако в ней используется более близкий современному психологу тезаурус, т.е. понятийный и словарный запас. Кроме того, несколько нивелирована избыточно ориентированная на сексуальные аспекты трактовка психологических проблем и больше звучат индивидуально-личностные свойства. Смягчены излишне категоричные психиатрические оценки состояния, так как некоторые толкования Сонди грешат гипердиагностикой. В то же время глубинная судьбоаналитическая интерпретация по Сонди (как это вскоре станет ясно работающему с методикой психологу) является достаточно близкой и понятной для тех, кто хорошо знаком с учением Зигмунда Фрейда и ориентируется в вопросах психоанализа, используя эти знания в психотерапевтическом подходе.

Вывод


На основе тестирования группы ИСТ-212 не удалось выявить некую закономерность в реакциях и проявлении личностных качеств (кроме самых общих, как например: отсутствие полной реакции при выборе 5 или более портретов данного типа с однотипным знаком (лишь «+» или лишь «-»)), что говорит о предполагаемом отсутствии корреляции в настоящий момент получения профессионального навыка и выработки соответственной структуры поведения и мышления. Тенденция на увеличение факторов «е» и «р» служит не проявлением начальных этапов профессионального становления, но субъективными особенностями из числа опрошенных группы «ИСТ». Следует также отметить излишнюю категоричность некоторых клинических оценок, склонность к гипердиагностике. Так, опыт показывает, что амбивалентные ответы в норме встречаются у хорошо сбалансированных спокойных людей как признак отсутствия неудовлетворенных влечений и патологического напряжения при некоторой гипоэмоциональности. У Сонди в ряде случаев такие показатели трактуются как симптоматические проявления выраженной патологии; при этом у него же можно встретить и такой комментарий, который позволяет отнести полученные данные к нормальным реакциям. Это лишний раз должно напомнить о необходимости дополнения данных одного психодиагностического метода другим, причем они должны отличаться по типу предъявляемого стимульного материал: вербальные тесты лучше дополнять невербальными, проективные тесты - опросниками. Вслед за этим расхождением с классическими психоаналитическими постулатами следует другое, связанное с вышесказанным: психоанализ как способ коррекции невротических отклонений не может формировать новые защитные механизмы взамен разрушаемых в процессе психотерапии порочных форм защиты без учета базисных личностных свойств. Если в арсенале личности какие-либо формы защиты не имеют базисной основы, то они не могут быть сформированы, и в этом случае руинизированная психотерапевтом личность окажется еще более дезадаптированной, чем до психоаналитического лечения: старые механизмы защиты порушены, а новые, искусственно прививаемые, не формируются, т.к. не являются органичными для данного индивида. Отсюда вывод: любой вид психологической коррекции должен опираться на психодиагностическое исследование. Лишь оно дает четкое представление не только о тех формах защиты личности, которые очевидны при внимательном наблюдении и углубленной беседе с индивидом, но позволяет также судить о наличии других, латентных свойств, являющихся базой для формирования более конструктивных защитных механизмов, обеспечивающих адаптацию личности к сложным условиям. Наилучшим выходом из сложившейся ситуации считаю повторное тестирование группы на третьем, четвертом и пятом курсах обучения для дальнейшего сравнения и обработки материала с целью установки периода и степени силы поступающего воздействия профессиональных черт на психологический портрет индивида.

Список используемой литературы

1.     Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1969.

2.     Бодалев А.А. Формирование понятия о другом человеке как личности. М.: МГУ, 1982.

3.     Веккер Л.М. Психологические процессы. Т.1,2. Л., 1976.

4.     Клар Г. Тест Люшера. Психология цвета/ Пер. с нем. N У-36043. М., 1975.

5.     Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Л,: 1960.

6.     Собчик Л.Н. Психология индивидуальности. Теория и практика Психодиагностики – СПб.: «Речь», 2003.


Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты