Тенденции развития направлений психологии и психологической практики

Было бы неверным полагать, что онтопсихология, изучая наиболее фундаментальные пласты человеческой психики, может сообщать лишь данные общего порядка и не в состоянии решать насущные задачи, сопровождающие жизнь каждого человека. Наоборот, онтотерапевтические методики исключительно эффективны в области практической психологии. Более глубинный по сравнению с другими направлениями психологии анализ способен устранить причины неблагополучия в корне и соответственно вызвать тотальное оздоровление всей вышестоящей психологической структуры в целом. Как и другие школы онтопсихология работает с неблагополучными клиентами, страдающими зависимостями (в широком смысле), психологически дезориентированными, ослабленными, ошибающимися. Кроме того, онтопсихология в отличие от других школ обладает необходимым знанием для работы с благополучными клиентами – бизнесменами, политиками, людьми искусства и науки в плане вывода их на более высокие уровни успешности за счет открытия резервов интуиции и креативности.

Онтопсихология заполнила последнюю неисследованную область - сущностную субъективность Души и безусловно стала фундаментом для всей психологической науки в целом.

Отличие онтопсихологии от всех предшествующих школ состоит в открытии и детальном исследовании трех изначальных аспектов человеческой психики:       

1. Онто Ин-се. (в русском переводе равнозначно понятию Душа). Онтопсихология впервые вводит понятие экзистенциальная шизофрения – раскол между рациональным сознанием и Онто Ин-се (Душой). Подобная форма раскола закладывается в возрасте 2-3 лет и в большей или меньшей степени присутствует в каждом современном человеке. Раскол может быть и должен быть ликвидирован. (Если, конечно, человек всерьез настроен быть счастливым и успешным).

2. Семантическое поле. Особый (полевой) вид материи – главная коммуникативная составляющая для переноса информации между индивидами, индивидом и природой, индивидом и вселенной.      

Онтопсихология впервые исследует и вводит понятие негативной психологии. Семантическое поле может нести как позитивный код так и деструктивный в зависимости от своего «индивида-транслятора». Негативность семантического кода всегда зарождается там, где есть «предательство» своего естества, забвение своих сокровенных интересов. Негативный код частично или полностью (в виде болезней или психологического неблагополучия) может компенсироваться на самом индивиде, в таком случае трансляция на окружающих слабо выражена или отсутствует.

3. Монитор отклонения. (от лат. Moneo – то, что подсказывает, исправляет, цензурирует. Deflecto – сбивает с пути, поворачивает в другое направление). Программа, которая конденсируется в клетках головного мозга, искажая аутентичные (соответствующие личному проекту) мысле-образы и заменяя их на чужие. Задача онтопсихологического консультирования и терапии состоит в ликвидации монитора отклонения и возвращении человеку его ума в полном объеме. Ликвидация монитора отклонения восстанавливает утраченную интуицию, устраняет деструктивные психологические стереотипы.

В рамках известных понятий онтопсихолог может быть позиционирован, как человек высшего духовного состояния. Номинально онтопсихолог - профессия, но фактически образ жизни, когда индивидуальность, раскрывая себя во всей возможной полноте интегрируется в прогрессивные проекты созидания общества, биосферы и космосоциума. Все это делает освоение данной профессии весьма и весьма сложным делом.


3.12 ПСИХОСИНТЕЗ


Психосинтез - как направление трансперсональной психологии существует с 1910 года. Именно в то время начал свои исследования итальянский ученый, психиатр Роберто Ассаджиоли [2]. Процесс синтеза - повсеместное явление: клетки объединяются в организм, из букв складывается слово, звуки музыки образуют мелодию и т.д. Эмпирический опыт показывает, что синтез происходит и в человеческой психике и что отсутствие его порождает серьезные проблемы. Р. Ассаджиоли заметил, что утрата внутреннего равновесия, ошущение бессмысленности и другие душевные страдания возникают часто тогда, когда различные элементы психики разобщены или вступают в противоречие друг с другом. Когда же они объединяются во все большие и большие целостности, человек испытывает прилив сил, находит в своей жизни больше смысла. По словам Ассаджоли, "основная цель психосинтеза состоит в том, чтобы высвободить, точнее, помочь высвобождению энергий высшего Я. Для этого нужно прежде всего способствовать интеграции, объединению индивида вокруг личного я, а затем осуществлению синтеза личного и высшего Я. Следовательно, все рассматриваемые методики должны служить этой основной цели; они не являются неизменным набором средств, но могут применяться в произвольном порядке, а также видоизменяться психотерапевтами и воспитателями при условии, что последние помнят об основной цели терапии". Для человека процесс постепенной интеграции структур психики является естественным и необходимым, но зачастую он бывает заблокирован. Р.Ассаджиоли приступил к разработке методов снятия подобных блоков. Разработанную систему методов и приемов для высвобождения процесса объединения психических структур он назвал психосинтезом.

В зависимости от цели применения, психосинтез может служить:

1. Способом психического развития и самопостижения, для тех, кто не хочет оставаться рабом внутренних противоречий, комплексов, страхов и внешних..влияний.

2. Методом лечения психических и психосоматических расстройств, обусловленных либо острым запутанным конфликтом между различными группами сознательных и бессознательных сил, либо теми мучительными глубинными кризисами, которые часто предшествуют фазе самопостижения, но значение которых сам пациент не вполне понимает.

3. Методом интегрального воспитания, которое служит не только развитию различных способностей ребенка, подростка, или зрелого человека, но помогает ему обнаружить и осознать свою истинную духовную природу.

В настоящее время многие последователи этого направления склонны принимать трехуровневую модель, предложенную Т. Романсом [22]. Он делит процесс психосинтеза не на два, а на три этапа: Личностный, Трансперсональный и Духовный.

3.13 ИНТЕГРАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ


Интегральная психология — это общий подход к психологии, который стремится объединять в себе истины различных психологических теорий на том основании, что большинство из них прекрасно объясняют свою специфическую сферу и ни одна из таких теорий не может претендовать на истину, если не будет обращать внимания на открытия из других областей. Согласно Кену Уилберу [44], одному из основных разработчиков и сторонников интегральной психологии, для подлинной интегральной теории в психологии неприемлем редукционизм в какой-либо форме (то есть упрощение какого-то феномена до одного лишь своего аспекта: например, при рассмотрении мистических переживаний сосредотачиваться только на нейрофизиологических механизмах, а остальные аспекты отвергать, или же, наоборот, говорить, что важна только одна интерпретация самого опыта и т. д.). При этом в интегральной психологии рассматриваются не только западные психологические модели, затрагивающие доличностные и личностные стороны психологии, но и восточные, которые имеют многовековую методологию интерпретации, классификации и достижения так называемых надличностных уровней развития. Интегральная психология, среди прочего, включает в себя открытия психологии развития (в частности, важную роль на развитие области оказали работы Жана Пиаже) и эволюционной психологии, глубинной психологии и когнитивных наук, трансперсональной психологии и мистических учений Востока и Запада. Концепция интегральной психологии развилась из работ различных мыслителей Запада и Востока. Термин «интегральная психология» впервые был описан в 1940-х годах Индрой Сеном, учеником индийского мистика Шри Ауробиндо[55], основавшего школу интегральной йоги. По мысли Сена, этот термин предназначался для описания психологических наблюдений Ауробиндо. Однако книга с соответствующим названием («Интегральная психология: психологическая система Шри Ауробиндо», Integral Psychology: The Psychological System of Sri Aurobindo) была опубликована Международным центром образования Шри Ауробиндо только в 1986 году.    В 1970-х годах дальнейшему развитию интегральной психологии начал способствовать Харидас Чаудхури [Чаудхури], постулировавший в качестве её основы триаду принципов уникальности, взаимосвязанности и трансценденции, соответствующих личностной, межличностной и надличностной сферам человеческого опыта. Наиболее современные работы, посвящённые интегральной психологии, разрабатываются в основном в рамках интегрального подхода Кена Уилбера [44], основанного на методологии «всесекторной, всеуровневой» модели (AQAL). В 1977 издаётся его первая работа под названием «Спектр сознания», в которой предпринимается попытка представить интегральный подход к психологии. В 1997 году в журнале «Journal of Consciousness Studies» была опубликована статья Кена Уилбера «Интегральная теория сознания»; в ней Уилбер перечисляет двенадцать областей психологии, которые способны внести вклад в создание интегральной модели сознания, а в 1999 году увидела свет его монография «Интегральная психология», являющаяся сжатым изложением планирующегося в будущем объёмного труда по интегральной психологии, над которым Уилбер работает с 1992 года. В 2010 году А. В. Уит была разработана Новая интегральная картография сознания, которая вмещала в себя исследования З. Фрейда, К. Г. Юнга, К. Уилбера, С. Грофа и д.р. Подобие топографии в психологии человека существовало и раньше, но все предшествующие модели представляли собой хотя и сложно-разветвленные, но плоскостные структуры. Интегральная психология ни в коем случае не является простой суммой достижений ведущих психологических школ. Так же не ставится задача формирования универсального психологического знания, созданного по принципу квинтэссенции существующих теорий. Задача интегральной психологии ставит две основных цели. Первая – создание всеобъемлющей топографии психологического в человеке, некой концептуальной схемы, разработанной настолько детально, что бы в нее могли быть интегрированы все прогрессивные достижения психологии настоящего и будущего. Вторая – создание ясной концептуальной картины панпсихического в котором Эго совершает свой путь. Первая цель условно обращена к внутреннему в человеке, вторая к внешнему. При этом Интегральная психология не ограничивается дидактикой структурного для других психологических школ, а предлагает ясные векторы и горизонты смыслов для построения терапевтических конструкций. Интегральная психология предлагает объемную многосекторную, многоуровневую модель психологии. Данная модель, основана на результатах чрезвычайно масштабных исследований Западной и Восточной (которая до сих пор не принималась во внимание) психологии. Лидером Интегральной психологии сегодня, бесспорно, является К. Уилбер.


3.14 НЛП (Нейро-лингвистическое программирование)


Нейро-лингвистическое программирование – направление психологии, оформившееся в 70-х годах XX века в Соединенных Штатах Америки. Основателями НЛП являются две харизматические личности - лингвист Д. Гриндер и психолог Р. Бэндлер [14]. НЛП - исключительно практическое направление, которое ставит основным критерием результат. Школа НЛП представляет собой скорее набор многочисленных техник, чем концепцию о человеке и его психологической реальности. Основой для разработки техники явилось изучение ряда высокоуспешных исторических личностей и выявление моделей их поведения коммуникации с окружающими. На основе этих моделей были разработаны техники, позволяющие клиенту быстро и эффективно изменить мысли, поведение и убеждения, которые мешают развитию, достижению целей и пониманию окружающего мира. Ряд техник направлен на достижение нужного результата при взаимодействии с другими людьми и успешную коммуникацию. Техник НЛП существует множество: шестишаговый рефрейминг, генератор нового поведения, модельный взмах, музей новых убеждений, якорение ресурсных состояний и многие другие, все они весьма эффективны в определенных случаях и работают по принципу «Делаешь так, получаешь результат».


3.15 КОУЧИНГ

Коучинг - сформировался в 80-е годы XX столетия [45]. Тренинговая концепция на стыке психологии, философии, спорта и менеджмента. Изначально коучинг был ориентирован только на пространство бизнеса, однако сейчас с успехом применяется практически для всех социальных групп. Коучинг – причисляется к тренинговым направлениям, однако в действительности является неформальным обучением. Методология коучинга строится на разблокировке изначально существующего внутреннего потенциала человека в результате психологического (до конца не изученного) взаимодействия коуча и клиента-игрока. Существует множество определений коучинга, из наиболее известных:    1.Коучинг — это искусство создания, с помощью беседы и поведения, среды, которая облегчает движение человека к желаемым целям, так, чтобы оно приносило удовлетворение. 2.Коучинг — это процесс создания коучером условий для всестороннего развития личности клиента. 3.Коучинг — это искусство содействовать повышению результативности, обучению и развитию другого человека. (Майлз Дауни (англ. Myles Downey), «Эффективный Коучинг»).     4.Коучинг — это длящиеся отношения, которые помогают людям получить исключительные результаты в их жизни, карьере, бизнесе или в общественных делах. Посредством коучинга клиенты расширяют область познания, повышают эффективность и качество своей жизни. 5.Коучинг — это система реализации совместного социального, личностного и творческого потенциала участников процесса развития с целью получения максимально возможного эффективного результата.

Четыре базовых этапа коучинга: постановка цели, проверка реальности, выстраивание путей достижения и, собственно, достижение (он ещё именуется этапом воли). Отличие коучинга от всех видов консультирования — ставка на реализацию потенциала самого клиента.

Коучинг – это высокоэффективный тренинг, в результате которого клиент приобретает способность к эффективному действию в меняющихся условиях. Однако следует учитывать, что разблокировка сознания клиента-игрока происходит в достаточно ограниченной зоне из всей сложной и многомерной структуры мышления и принятия решений. В основе всего коучинга лежит следующий принцип: клиент сам знает ответы или может их найти. С позиций коучинга в клиенте нет никаких изъянов, которые требуют исправления. У коуча нет ответов; у него есть вопросы. коучинг утверждает, что человек на самом деле знает ответ. Заглядывая в себя с помощью коуча, человек обнаруживает, что он знает себя, свои сильные стороны и свои недостатки. Он начинает понимать, чего хочет, чего боится, что его мотивирует и что сдерживает, каковы его цели и взгляды и где он упускает свои возможности.


3.16 Духовные технологии Живорада Славинского


Более 25 лет Живорад Славински [39] посвятил поискам работающих методик для успешного и быстрого решения проблем человеческой психики и для перехода на новый уровень духовного развития. В процессе своих поисков, Живорад Славинский обращался к очень многим традициям и школам, как психологического плана, так и более «мистического». Живорад Славинский практиковал многие методы саморазвития такие как: йога, дзен, различные виды медитаций, гностицизм и мистический фольклор, в результате чего смог, используя полученные знания, создать свои уникальные процессы, которым на сегодняшний день практически нет равных. Этот набор процессов Живорад Славинский назвал «Духовными технологиями», так как коррекция нежелательных психических состояний наступает путем работы по духовному развитию – то есть, работа с проблемами происходит на гораздо более высоких планах, чем в случае «классической» психологии.

Используя, духовные технологии можно в сжатые сроки не только привести в порядок собственные мозги (а мозги подавляющего большинства населения совершенно нельзя отнести к находящимся в «нормальном состоянии» - скорее, к находящимся с перманентном состоянии серьезных проблем), но и получить мощнейший импульс в духовном развитии. Духовное развитие в системах Живорада Славинского подразумевает уменьшение ментального мусора, исключение из сознания иллюзий дуальности окружающего мира, уменьшение оценочности восприятия, возвращение к непосредственности самого процесса жизни,без омраченности ума. Вот как описывает Живорад Славинский духовные трансформации в своей книге «Возвращение к единству» [39]: «Духовное преобразование дает нам лучшее понимание, лучшую осознанность и возможность двигаться с потоком жизни как ее часть. Она освобождает нас от оков опыта прошлого и патологического состояния тревоги за свое будущее. Очищенное, незамутненное сознание, прямо направленное на выбранные цели - это наилучшая вещь которую мы можем иметь в этой жизни. Оно дает нам необходимую силу сохранять эффективность перед лицом жизненных трудностей, значительно отличающуюся от той что была в прошлом, когда мы корчились в темной аллее от безнадежности, позволяя нам затем двигаться к этой цели снова которую мы считали ценной.
Во время Духовного развития, личность которая интегрирует и нейтрализует все полярности внутри себя - мужское/женское, добро/зло, активность/пассивность, Я/другие, - становиться отражением целой вселенной. "Я" исчезает, и существует только лишь чистая и бесконечная Пустота с освобожденным сознанием Бытия. Пробуждение освобожденного сознания это свобода от ожиданий, побед и потерь и противоположных эмоций. Это означает пробуждение и открытие заново потерянного ранее Единства, в котором Бытие является вечным/божественным самоосознанием. Духовная технология уникальный путь освобождения от ненужного груза, своего рода психологическая липосакция в которой мы освобождаем себя от нездорового жира того мира где мы живем. Мы не привносим в себя ничего нового, мы только освобождаем себя от старого, пока мы не станем жить в полной осознанности Единства. Мы назвали такой вид работы Духовной Технологией потому что она содержит принципы, системы и техники психологического, эмоционального и духовного, примирение и объединение противоположностей. Главный принцип таков: интегрировав (соединив) все противоположности в нашем сознании, мы вернемся в наше естественное состояние Единства.» Не смотря на то, что Живорад Славинский наиболее известен в своей стране, он проводит семинары по Духовной технологии в Хорватии, Словении, Италии, Англии, Турции, США, Канаде, Австрии, Венгрии и Украине.

 

3.17 Нетрадиционный психоанализ

 

В психологии появилось новое научное направление, которое называется нетрадиционный психоанализ. Представитель данного направления Скорбатюк О.[38] утверждает, что нашли ответ на вопрос: «Что такое душа человека? Где она находится? Из чего состоит?». Учёными открыт Каталог человеческой популяции. Им оказался древнекитайский трактат "SHAN HAI TSYN" "Шань Хай Цзин" ("Книга гор и морей"), где содержится описание около 300-т индивидуальных моделей психики вида хомо.

Кем же оказался хомо сапиенс? Вывод однозначен: HOMO SAPIENS – БИОРОБОТ! Человек, оказалось, это биоробот с программой и режимами управления. В «Каталоге человеческой популяции» [The Catalog of Human Population. Каталог человеческой популяции"- #"#" title="Английский язык">англ. Integral yoga) — один из современных видов йоги, основанный на учении Шри Ауробиндо [55]. Интегральной йогой называют комплексный подход к духовному совершенствованию духа и тела. В настоящее время существуют несколько направлений интегральной йоги и разных направлений йоги, использующих это наименование. Впервые интегральной йогой в современной истории назвал свою систему Шри Ауробиндо, — индийский философ, поэт, революционер и организатор национально-освободительного движения Индии, йогин, гуру и основоположник Интегральной йоги, подчеркнув этим всеобъемлющий подход к системе совершенствования своего сознания, духа и тела.

Принципом интегральной йоги является преобразование человеческого сознания в божественное, Шри Ауробиндо утверждал, что эта йога идет от Божественного и направлена на преобразование самой материи и материального мира в божественное творение. Именно поэтому эта йога называется интегральной, то есть полной, всеобъемлющей, так как для достижения конечного результата необходима полная трансформация сознания и тела, чтобы само человеческое воплощение в этом мире могло вместить Божественный дух, силу и знание.

 

3.18.2 Кундалини йога

Где пределы человека? Как можно вас ограничить? Никто на свете не может ограничить вас. Если вы сами захотите ограничить себя – вы сможете. А иначе – все источники Вселенной в вашем распоряжении. – Йоги Бхаджан [3]

В 1995 году в Венском Институте Прикладной Биокибернетики и Обратной Связи (ИПБОС) удалось измерить и, тем самым, доказать существование энергии Кундалини. Автор метода измерения уровня энергии Кундалини Герхард Эггетсбергер [60] пишет: «... я обратил внимание на связь между расположенной в основании таза мышцей. Pubococcygeus (далее РСЕ-мышца) и головным мозгом. Когда эта мышца напрягается в определённом положении тела, жизненная энергия начинает перетекать через спинной мозг и далее распространяться через нервную систему. Я установил, что при многократном повторении этого упражнения происходит усиливающаяся энергетическая подпитка головного мозга.» Кундалини йога - это йога осознания. Кундалини йога работает через тело, но не с телом, т.е. основным предметом для воздействия является наш ум, подсознание и сознание. Кундалини йога - это соединение динамических упражнений с определенными видами дыхания, или удержание статических поз, но это не те асаны которые используются в классической хатха йоге. Медитации, которые использует Кундалини йога весьма разнообразны. С помощью крий (комплексы динамических и статических упражнений) и медитаций Кундалини йоги можна работать с различными паттернами поведения которые хочется исправить, с проблемами со здоровьем, настроением, личной жизнью и даже бизнесом. Ну и главной задачей Кундалини йоги является активизация (в плоть до полного подъема) энергии Кундалини (энергии атома), т.е. пробуждение в каждом из нас того самого потенциального творческого человека, которым каждый из нас может быть используя все свои внутренние энергетические ресурсы.


Вывод

Основной целью данной работы являлось раскрытие темы - новые тенденции и направления в развитии современной психологии, а также рассмотрение и раскрытие вопросов о состоянии современной психологии с ее новыми направлениями и задачами, новыми тенденциями развития направлений психологии и психологической практики. Таким образом в ходе изучения большого количества источников и литературы по данным вопросам были выявлены и определены в этом очень небольшом обзоре, в рамках данной работы, и обозначены основные направления современной психологии и практики. И этих направлений не малое количество и все эти направления достаточно разнообразные, в которых испульзуется как классические методы, так новые направления и разработки, и новые направления для нашей так называемой западной культуры, поскольку в данном случае речь шла о психо-практических напрвлениях востока: интегральная йога, кундалини йога. И конечно цель, суть, идея и направленность всех методов современной психологии – это изучение психологических, психофизических, психоэмоциональных состояний человека и помощь человеку в нормализации всех этих жизненоважных процессах. Если сказать это одним словом, создание гармоничной личности, личности в гармонии с собой и окружающим миром (средой). Была внесена ясность в общепринятые и всем известные термины – психолог и псисихология, а также такое объемное понятие как тема данной курсовой работы, а именно - Новые тенеденции и направления в развитии психологической науки. Также хочется еще раз повторить слова, сказанные ранее о том, что действительно было бы идеальным, если бы каждый психолог интегрировал в себе знания всех школ и владел многими методами практической психологии, чтобы достичь успеха с каждым клиентом.


Список литературы

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания : 3-е из. СПб, 2001. – 282с.

2. Ассаджиоли Р. «Психосинтез. Принципы и техники» М., 2002 – 416с.

3. Баджан Йоги

4. Берн Эрик «Трансакционный анализ и психотерапия» Перевод с англ. СПб., изд. «Братство, 1992 - 224 с. #"#">http://en.wikipedia.org/wiki/Haridas_Chaudhuri http://ru.wikipedia.org/wiki/интегральная_психология

51. Шульц Й. Г. «Аутогенный тренинг» http://psiholog.donetsk.kiev.ua/autogennaya-trenirovka-metod-shulca

52. Шульц Д.П., Шульц С.Э. История современной психологии / Пер. с англ. А.В. Говорунов, В.И. Кузин, Л.Л.Царук / Под ред. А.Д. Наследова. – СПб.: Изд-во «Евразия», 2002.- 532с.,ил.

53. Шри Ауробиндо Гхош «Интегральная йога», М.,Никос,1992 http://www.aurobindo.ru/

54. Шри Ауробиндо Гхош «Духовное возраждение» т.7, СПб., 2001-434с.

55. Шри Чимной «Кундалини. Мать-сила» http://www.srichinmoy.org/

56. Шри Чимной «Ум-путаница и сердце-просветление»

57. Эггетсбергер Герхард Сексуальная энергия. Ключ к здоровью и процветанию: Ид «Весь» 2000

58. Эггетсбергер Герхард X. Секс - сила: РСЕ-тренинг. Что такое кундалини

59. Яценко Т.С. Теория и практика групповой психокоррекции, -К. Вс.шк. 2004-679, ил. http://sites.google.com/site/psychoanalysisbiography/Home/ja/jacenko

60. Сайт психосинтез Ассаджиоли http://www.sunhome.ru/psychology/1373

61. Медард Босс К 100-летию со дня рождения http://hpsy.ru/public/x748.htm


Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты