Отсюда можно сделать вывод, что активное введение в традиционный учебный процесс разнообразных развивающих занятий и систем творческих заданий, специфически направленных на развитие творческой деятельности, личностно-мотивационной и аналитико-синтаксической сфер ребенка, памяти, внимания, воображения и ряда других важных психических функций, является в этой связи одной из важнейших задач деятельности современного педагога.
Список литературы
1. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. — М.: Академия, 2000.
2. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2000.
3. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – С-Пб.: Союз, 1997.
4. Гафитулин М.С. Развитие творческого воображения: Из опыта работы со школьниками начальных классов: Метод. разработка по использованию элементов теории решения изобретательских задач в работе с детьми. — Фрунзе, 1990.
5. Гин С.И. О проведении анкетирования в экспериментальном классе // Развитие творческих способностей детей с использованием элементов ТРИЗ: Тез. докл. III регион. науч.-практ. конф. — Челябинск: ИИЦ «ТРИЗ-инфо», 2000.
6. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. – М., 1972.
7. Доналдсон М. Мыслительная деятельность детей: Пер. с англ. / Под ред. В.И.Лубовского. – М.: Педагогика, 1985
8. Зеньковский В.В., проф. прот. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. – Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2002.
9. Концепция структуры и содержания общего среднего образования (12-летняя школа) // На пути к 12-летней школе: Сб. науч. тр. / Под ред. Ю.И. Дика, А.В. Хуторского. — М.: ИОСО РАО, 2000.
10. Кузнецова Л. В. Гармоничное развитие личности младшего школьника: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1988.
11. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 4-е изд. – М.: Изд-во Ун-та Российской академии образования, 1998.
12. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. – Москва – Воронеж, 1997.
13. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность. // Семья и школа, 1990, №9. – С.31.
14. Лук А.Н. Психология творчества. — М.: Наука, 1988.
15. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. - М.: Педагогика, 1991.
16. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. — М., 1972.
17. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. Кн. 1. Общие основы. Процесс обучения. — М.: ВЛАДОС, 2000.
18. Российская педагогическая энциклопедия. / Под ред. В.В. Давыдова. – М., 1993.
19. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.
20. Словарь-справочник педагогических инноваций в образовательном процессе. / Сост. Л.В. Трубайчук. — М.: Изд. дом «Восток», 2001.
21. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. — М.: Педагогика, 1990
22. Ушачев В.П. Обучение основам творческой деятельности: Учеб. пособие. — Магнитогорск, 1991.
23. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. — М.: Изд-во «Совершенство», 1998.
24. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2001.
25. Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. — М.: Центр "Педагогический поиск", 2001.
26. Якобсон П.М.Эмоциональная жизнь школьника // Якобсон П.М. Психология мотивации. – М. – Воронеж, 1998.
Приложения
Приложение 1
Тематические серии групп творческих заданий
Тематические серии |
Содержание творческих заданий |
Типы заданий |
Возможности учебных предметов |
“Театральная” |
Создание театральных эффектов, разработка костюмов, декораций, постановочные находки |
Познание Создание Преобразование Использование в новом качестве |
Художественный труд Литературное чтение |
“Бионика” |
Нахождение соответствий природных и технических объектов, изучение возможностей природных аналогов для развития техники |
Создание Преобразование |
Окружающий мир |
“Винни-Пух решает вслух” |
Решение проблем в сказочных ситуациях из произведений Дж. Рода-ри, Л. Кэррола, А.А. Милна, Дж. Толкиена, А.Линдгрен, Н.А. Некрасова, русских народных сказок, мифов древней Греции; сочинение сказок, историй |
Создание Преобразование Использование в новом качестве |
Обучение грамоте Литературное чтение |
“Технический мир” |
Изучение и создание различных технических объектов |
Познание Создание Преобразование Использование в новом качестве |
Обучение грамоте Художественный труд ОБЖ |
“Природный мир” |
Изучение животных, формирование гуманного отношения человека к природе, выращивание культурных растений |
Познание Преобразование |
Обучение грамоте Окружающий мир ОБЖ Литературное чтение Русский язык |
“Организм человека” |
Изучение органов чувств, памяти, мышления, внимания, природных и социальных особенностей человека; изучение проблем людей с ограниченными возможностями |
Познание Создание Преобразование Использование в новом качестве |
Окружающий мир ОБЖ |
“Головоломки” |
Решение и составление задач на внимание, головоломок, шифровок, задач со спичками, шарад, кроссвордов |
Создание Преобразование |
Математика Окружающий мир Обучение грамоте Литературное чтение Русский язык |
“Признаки” |
Изучение признаков объектов (цвета, формы, размера, материала, назначений, расположения в пространстве и др.), природных явлений; составление загадок, метафор, сравнений |
Познание Создание Преобразование Использование в новом качестве |
Математика Окружающий мир ОБЖ Обучение грамоте Литературное чтение Русский язык |
“Космос” |
Изучение проблем, связанных с полетами человека в космос: устранение неисправностей, обеспечение водой, работа техники в условиях других планет; работоспособность в состоянии невесомости |
Создание Преобразование Использование в новом качестве |
Обучение грамоте Художественный труд Окружающий мир |
“Страна несделанных дел” |
Рассмотрение выделенных учащимися проблем из различных областей знаний |
Преобразование Использование в новом качестве |
Окружающий мир ОБЖ |
“Бесприродный технический мир” |
Изучение проблем, связанных с заменой природных материалов искусственными |
Преобразование Использование в новом качестве |
Художественный труд |
“Фантастические сюжеты” |
Решение проблем героев фантастических произведений Г. Альтова, Р. Бредбери, А. Орлова, составление фантастических сюжетов |
Познание Создание Преобразование |
Обучение грамоте Литературное чтение |
“Да-Нетки” |
Изучение и объяснение явлений, ситуаций; изучение признаков объектов через постановку вопросов |
Познание |
Математика Окружающий мир ОБЖ Обучение грамоте Литературное чтение Русский язык Художественный труд |
“Безопасность” |
Рассмотрение вопросов безопасности человека в различных сферах жизнедеятельности, поведение человека в экстремальных условиях (безопасные тренировки спортсменов, защита человека при аварии; защита от отравлений, сохранение зрения) |
Создание Преобразование Использование в новом качестве |
Окружающий мир ОБЖ Художественный труд |
“Проблемы третьего тысячелетия” |
Изучение экологических проблем (сбор нефти с поверхности воды, по-строение мусоросжигающего завода, переработка отходов, долгожительство) |
Создание Преобразование Использование в новом качестве |
Окружающий мир ОБЖ |
“Гениальные” задачи” |
Переоткрытие эффектов, созданных “Битлз”, М.И. Глинкой, Гомером, А.Дюма, Микеланджело, Н.А. Римским-Корсаковым, Состратосом |
Создание Преобразование Использование в новом качестве |
Дополнительная учебная программа |
“Достойный ответ” |
Анализ поведения людей в стрессовых ситуациях, при нарушении норм и правил общения |
Познание Использование в новом качестве |
Обучение грамоте Литературное чтение Окружающий мир |
“Что такое хорошо?” |
Анализ норм нравственного поведения (ответственность за свои поступки, доброта, справедливость, честность, трудолюбие, совестливость, эмпатия ) |
Познание |
Математика Окружающий мир ОБЖ Обучение грамоте Литературное чтение Русский язык Художественный труд |
Приложение 2
Функции методов творчества на различных уровнях системы творческих заданий
Уровень системы творческих заданий |
Методы выполнения творческих заданий |
Функции метода |
III уровень |
Перебор вариантов |
Наиболее примитивный метод решения творческих задач, не входящий в число методов развития творческого воображения (РТВ). Его использование на начальном уровне обучения способствует развитию умений организации поисковой деятельности, накоплению опыта организации собственной творческой деятельности учащихся, актуализирует накопленный опыт учащихся |
Метод фокальных объектов |
Развивает умения подбирать нетипичные свойства к объекту, представлять и объяснять практическое назначение необычных свойств, используя элементы фантазирования, преодолевать психологическую инерцию в процессе преобразования свойств объектов |
|
Морфологический анализ |
Развивает умение генерировать большое количество вариантов ответов в рамках заданной темы. Развивает комбинаторные умения. Производит оценку идей и детализирует наиболее удачные |
|
|
Способствует развитию умения генерации идей в рамках заданной темы. Развивает умения планирования творческой деятельности. Способствует организации поисковой деятельности |
|
|
Дихотомия |
Развивает умения выделять различные признаки объектов, производить группировку объектов ситуаций, явлений по выявленным характеристикам, осуществлять классификации объектов по различным основаниям, выбирать основания для классификации в зависимости от цели и конкретной ситуации Позволяет сужать поле поиска Развивает умения ориентироваться в пространстве, анализировать ситуации |
|
Синектика |
Развивает умения рассматривать объекты, ситуации, явления с различных точек зрения, менять точку зрения на обычные объекты с помощью заданных педагогом условий |
II уровень |
Типовые приемы фантазирования |
Развивают умения качественно, системно генерировать идеи; делать фантастические преобразования как самого объекта, так и его свойств, составляющих (подсистемы), либо места функционирования, обитания (надсистемы) с помощью приема, заданного педагогом или выбранного самим учащимся |
Моделирование |
Развивает умения школьников рассматривать объект “изнутри”. Расширяет возможности учащихся в управлении поисковой деятельностью. Способствует стремлению самостоятельно объяснять ситуации, явления |
|
Группа методов “Преодоление психологической инерции” |
Развивает умения учащихся быстро находить оригинальные решения. Позволяет учащимся изменять точку зрения на объекты, ситуации, явления в зависимости от условий. Развивает умения рассматривать объекты средствами изменения его количественных и качественных характеристик |
|
Системный оператор |
Развивает умения учащихся рассматривать объекты, ситуации, явления помощью алгоритма системного мышления. Позволяет учащимся рассматривать объекты как системы. Развивает умения устанавливать причинно-следственные связи. Побуждает учащихся прогнозировать развитие объекта и его функции |
|
Ресурсный подход |
Побуждает учащихся совершенствовать системы с помощью внутренних и внешних ресурсов, получать оригинальные решения, близкие к идеальности |
|
I уровень |
Закономерности развития систем |
Развивает умение учащихся целенаправленно совершенствовать системы по направлению к идеальному конечному результату. Позволяет управлять творческими процессами. Развивает умение рассматривать системы в развитии. Повышает эффективность прогнозирования |
Адаптированный алгоритм решения изобретательских задач |
Развивает умение выделять противоречивые свойства. Развивает умение планировать творческую деятельность. Позволяет организовать эффективный поиск решения. Способствует выполнению задания на качественно новом уровне |
|
Приемы разрешения противоречия |
Способствуют развитию умений выделять противоречивые свойства. Развивают умение рассматривать объекты в противоречиях. Развивают умения разделять противоречивые свойства в пространстве и во времени |
|
Типовые приемы устранения противоречий |
Повышают эффективность поисковой деятельности. Развивают умение качественной генерации идей. Развивают умение разрешать противоречия |
Приложение 3
Сочетание форм организации при выполнении творческого задания
Этапы выполнения задания |
Формы организации |
Возможности форм организации при выполнении творческих заданий |
1 |
2 |
3 |
1. Постановка задачи |
Индивидуальная |
Позволяет активизировать личный опыт учащегося, развивает умение самостоятельно выделить конкретную задачу для решения. |
Групповая |
Представляет совместный взгляд членов группы на поставленную ситуацию. Развивает умение согласовывать свою точку зрения с мнением товарищей. Развивает умение выслушивать и анализировать предлагаемые участниками группы направления поиска. |
|
Коллективная |
Позволяет обмениваться опытом определения направления поиска. Расширяет возможности учащихся анализировать сложившуюся ситуацию. Представляет различные точки зрения на уровень представленной ситуации. |
|
2. Сбор необходимой информации |
Индивидуальная |
Развивает исследовательские умения учащихся по организации поиска необходимой информации (классификационные умения, умение сужать поле поиска, выделять существенные признаки) |
Групповая |
Развивает умения распределять функции и роли между участниками группы, планировать деятельность, определять меру ответственности участников группы. |
|
Коллективная |
Расширяет индивидуальный опыт по рассматриваемой проблеме через обмен необходимой информацией между учащимися. Развивает умение совместной организации поисковой деятельности учащихся. Выявляет собственные организационные возможности учеников. |
|
3. Решение |
Индивидуальная |
Позволяет самостоятельно использовать освоенные методы, реализовать опыт творческой деятельности, предложить собственную версию решения задачи. |
Групповая |
Позволяет освоить способ выполнения задания в совместной деятельности. Развивает умения планировать решение задачи в соответствии с выбранным методом, распределять функции между участниками группы, совместно обсуждать ход решения задачи, отстаивать личную позицию. |
|
Коллективная |
Позволяет обмениваться опытом применения методов творчества при выполнении задания. Расширяет возможности учащихся в выборе оптимального из множества предложенных способов решения задачи. |
|
4. Анализ творческого продукта |
Индивидуальная |
Вырабатывает умение самоанализа. Позволяет демонстрировать и защищать полученный творческий продукт. |
Групповая |
Позволяет демонстрировать совместный продукт, полученный группой. Развивает умения оценивать уровень выполнения творческого задания, сопоставлять собственные результаты с результатами работы других групп. |
|
Коллективная |
Позволяет сопоставить субъективные результаты выполнения задания учащимися и определить объективный уровень полученного результата (на фоне класса). |