Трансактный анализ
Министерство образования Российской Федерации
Новосибирский Гуманитарный Институт
Психолого - философский факультет
ТЕМА
Трансактный анализ как психотерапевтическое средство в работе с клиентом
Выпускная квалификационная работа студентки 5-го курса заочного обучения
Гринченко Светланы Николаевны
Научный руководитель: врач - психотерапевт
Левченко Иван Иванович
Дата защиты
Оценка
Новосибирск 2001
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение....................................................................
............................................3
Глава I. Психотерапия как универсальное средство формирования
психического здоровья людей................................................................
6
§ 1. Психотерапевтическое воздействие на личность.......................................6
§ 2. Трансактный
анализ......................................................................
..............15
§ 3. Врачебно - психологический центр "Личность",
организация работы и технология..............................................................
23
Глава II. Практика трансактного анализа
Экспериментальное исследование.....................................................26
§ 1. Индивидуальная терапия трансактного анализа........................................26
§ 2. Выявление эго-состояний в групповой терапии ТА,
анализ взаимодействий, анализ игр............................................................35
Заключение..................................................................
..........................................43
Список использованной
литературы..................................................................
..46
Приложение
1...........................................................................
..............................48
Приложение
2...........................................................................
..............................50
Приложение
3...........................................................................
..............................54
Приложение
4...........................................................................
..............................55
Приложение
5...........................................................................
..............................56
Приложение
6...........................................................................
..............................57
Словарь терминологии
ТА..........................................................................
...........60
ВВЕДЕНИЕ
"…у каждого времени свои неврозы
-
и каждому времени требуется своя
психотерапия."
Виктор Франкл
Сегодня в нашей стране попросту трудно встретить человека без проблем
психологической адаптации или же психических расстройств. У кого не
обнаруживается названных нарушений, те часто демонстрируют зависимость от
психически активных веществ.
Жизнь общества сегодня трудно представить без алкоголя, табака. Все более
властно заявляют о себе наркотики. "Когда у человека не выявляется
психологических проблем, психической адаптации или зависимостей от
психически активных веществ, важно измерить его интеллект. И если
результаты измерения интеллекта показывают норму, можно говорить о
человеке, составляющем счастливое исключение из жестких правил нашего
бытия", - так считает профессор, президент психотерапевтической лиги В.В.
Макаров.
В нашей стране, как и других, самым главным национальным богатством и
основными национальными ресурсами являются люди, граждане страны. Несколько
поколений людей в нашей стране были зажаты, зачарованы, заморожены одним,
признанным единственно правильным, взглядом на вещи, на жизнь, на себя и
других людей. И это приводило в тупик.
Три или даже четыре поколения жителей нашей страны жили в советскую
эпоху, время, вполне достаточное для того, чтобы эти люди стали носителями
особого мировоззрения, занявшее прочное место в сознании и бессознательном.
Для формирования жизненного сценария или неосознаваемого плана жизни
нужно три поколения, что убедительно показал Э. Берн (1971). Это открытие
он выразил в краткой фразе: "Для того, чтобы воспитать леди, нужно начать с
бабушки."
По нашим данным, сегодня уже родились эти самые бабушки, внучки которых
смогут стать леди. Сейчас им, этим бабушкам, не более семи-восьми лет.
Теперь мы живем в иной реальности или даже в иных реальностях, резко
отличающихся от советских. Противоречия сложившихся жизненных сценариев и
требований социальной жизни приводят к психологической нестабильности, к
психосоматическим, психическим и наркологическим расстройствам. И даже если
в жизни нашей страны больше не будет столь резких потрясений и поворотов,
то высокая потребность в специалистах в области психического здоровья будет
удерживаться на протяжении жизни не менее чем трех-четырех поколений, то
есть в течении целого века.
Несколько поколений людей в нашей стране жили в одной реальности - в
реальности построения коммунизма… И коммунистическая идеология занималась
индивидуальным воспитанием человека в духе коллективизма.
После разрушения идеологии индивидуальное развитие человека у нас в
стране стало ничьей территорией. А между тем эта территория должна
принадлежать культуре. Психотерапия и составляет значительную часть
культуры.
Психотерапия - это, с одной стороны, мировоззрение и философия жизни, с
другой стороны - набор практических приемов и технологий достижений
поставленных целей. Все это привело к повышенному интересу в нашей стране к
различным психотерапевтическим направлениям, в частности - к разработанному
Э. Берном менее полувека назад трансактному анализу, который сегодня
признан во всем мире и бурно прогрессирует, поэтому выбранную мною тему
квалификационной работы "Трансактный анализ как психотерапевтическое
средство в работе с клиентом" считаю актуальной для нашего времени.
Объектом данной работы является теория и практика современной
психотерапии.
Предметом является трансактный анализ в контексте психотерапевтического
воздействия на личность и межличностные отношения.
Цель работы:
1) теоретическое обоснование методик трансактного анализа разными авторами;
2) экспериментальная проверка на основе работы психологического центра
"Личность" под руководством психотерапевта Левченко И.И.
Задачи:
1) на основе изучения психологической литературы проанализировать эти цели;
2) изучить опыт организации работы и технологии центра "Личность", расположенного по адресу: г. Павлодар, ул. Торайгырова 81;
3) проследить экспериментальную практику работы врача-психотерапевта
Левченко И.И.
Работа в центре "Личность" проводилась в течение шести месяцев. В
процессе сбора информации была сформулирована гипотеза о том, что
трансактный анализ является универсальным средством (открытым и доступным)
в разрешении внутриличностных проблем и межличностных отношений.
ГЛАВА I. ПСИХОТЕРАПИЯ КАК УНИВЕРСАЛЬНОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО
ЗДОРОВЬЯ ЛЮДЕЙ
§ 1. Психотерапевтическое воздействие на личность
Психотерапия как неотъемлемая часть культуры и самостоятельная профессия
в нашей стране только начинает развиваться. До настоящего времени она была
отдана медицине (Вельвовский И.З., 1966; Морозов Г.В., 1977; Кабанов М.М.,
1978; Рожнов В.Е., 1979 и др.), а внутри медицины стала отдельной
специальностью только в 1985 году. И не мудрено, что врачи - хирурги,
акушеры, инфекционисты и другие - не считают психотерапию полностью
медицинской специальностью.
В конце 70-х годов наши замечательные психологи Б.В.Зейгарник и С.Л.
Рубинштейн осторожно подняли вопрос о праве психологов заниматься
психотерапией, но инициатива не прошла. Не то, чтобы все оказалось напрасно
- нет. Психологи перестали быть музейной редкостью, в медицине появилась
специальность - медицинская психология, представителями которой могли стать
и психологи, и врачи. Но львиную долю медицинской психологии составляли
психодиагностика и академические исследования.
В наше время реальная ситуация стала значительно шире и гибче инструкций,
и практически психологи сегодня работают как психотерапевты даже чаще
врачей.
Вот что по этому поводу говорит профессор В.В, Макаров :"Каждый человек,
по роду своей деятельности соприкасающийся с людьми, занимается
психотерапией! И делает это вербально и невербально, осознано или
бессознательно, принося своими действиями облегчение и пользу людям или
усугубляя их проблемы. Каждое взаимодействие между людьми несет в себе и
психотерапевтическое послание. И важно, как донор передает это послание, а
реципиент принимает его" [18, c.8].
Основные цели психотерапии - воспитание гибкости, умения находить новые,
эффективные стратегии поведения; накапливать и рационально использовать
энергетические ресурсы; изыскивать, сохранять и развивать ресурсные
состояния; обеспечивать активность, энтузиазм, оптимизм, сохранять и
развивать здоровье.
В 1966 году в Московском Центральном институте усовершенствования врачей
была открыта кафедра психотерапии. Ее заведующим стал профессор В.Е.
Рожнов.
На базе кафедры в последующем был сформирован Всесоюзный центр
психотерапии. Кафедра и центр занимались в основном гипнозом, аутогенной
тренировкой, рациональной и групповой психотерапией.
Сложившаяся школа психотерапии называлась Московской. Она соответствовала
заказу тоталитарного общества, но, несмотря на это, в ее недрах
складывались новые, авторские направления психотерапии. Например,
развивалась концепция эмоцианально-стрессовой психотерапии, клиническая
терапия духовной культуры.
Иной точки зрения придерживались ученые в Ленинградской школе
психотерапии. Многие из них работали в Научно-исследовательском
психоневрологическом институте им. В.Н. Бехтерева и развивали идеи В.Н.
Мясищева. Здесь избегали гипноза и занимались личностно-ориентированной
психотерапией, причем как индивидуальной, так и групповой.
Кроме двух главных, официальных школ, развивались и другие направления в
психотерапии.
Среди них в первую очередь "Метод интенсивной психотерапии жизни" доктора
А.Е. Алексейчика из Вильнюса и "Спасительный круг" доктора М.Н. Маякина из
Нижнего Новгорода.
Применительно к сегодняшнему дню и в Москве, и в Санкт-Петербурге
существует множество психотерапевтических начинаний, направлений,
концепций, коллективов и групп.
Мы живем в невероятное время, когда история делается каждый день, прямо у
нас на глазах и зачастую с нашим участием. В большей мере это касается и
психотерапии. Из всех медицинских специальностей, занятых психическим
здоровьем, психотерапия претерпела наибольшие изменения.
В нашей официальной, профессиональной литературе наконец-то появились
описания современных западных методов психотерапии. Одна из первых,
вышедших в свет, была книга профессора Б.Д. Карвасарского "Психотерапия". В
книге научно излагались концепции и подходы, приводились факты.
Специалисты и общественность нашей страны начинают с восторгом
знакомиться с западными методами психотерапии.
В последние годы освоением новых методов активно занимались и
государственные, и негосударственные учебные структуры по всей стране. В
числе методов, приобретших стабильную популярность можно назвать: гештальт-
терапию, групп-анализ, нейролингвистическое программирование, психодраму,
психосинтез, телесно ориентированную психотерапию, трансперсональную
психотерапию, трансактный анализ, психоанализ (президент России в 1996 году
издал специальный Указ о развитии психоанализа).
Мир психотерапии не просто разнообразен - он необозрим. Каждый специалист
видит лишь какую-то его часть. И называет только эту часть психотерапией.
Существует великое множество определений психотерапии.
Вот, например, что писал М.С. Лебединский в 1959 году:
"Психотерапией является целенаправленное, планомерное, учитывающее не
только особенности и состояние организма в целом, но и социальную природу,
личность человека, врачебное воздействие на психику в целях лечения его
психики, его нервной системы, в соответствующих случаях и всего организма в
целом."
По мнению А.М. Свядоща, которое он сформулировал в 60-х годах,
психотерапия - это лечение информацией.
П.И. Буль в 1974 году заметил, что "основа психотерапевтического
воздействия - речевое воздействие врача его врачебным словом."
Начиная с 70-х годов у нас в стране было принято определение В.Е.
Рожнова: "Психотерапия есть комплексное лечебное воздействие с помощью
психических средств на психику больного, а через нее и на весь его организм
с целью устранения болезненных симптомов и изменения отношения к себе,
своему состоянию и окружающей среде."
Если вглядеться, вдуматься в эти определения, можно заметить, что все они
так или иначе содержат в себе общие ключевые слова, рисующие психотерапию
как составную часть медицины: больной, врач, лечение.
Но сегодня, когда и железный, и идеологический занавесы с жизни сняты,
когда нам стал доступен весь ранее скрытый или запрещенный опыт мировой
психологии и психотерапии, психиатры - психотерапевты - те, кто, по
выражению М.Е. Бурно, "основательно поварились в котле большой психиатрии",
пришли к заключению, что "высокая психотерапия есть, в сущности, целебное
обучение пациента искусству жизни и лечение средствами души" [9, c.16].
Я полностью согласна с этим определением, а еще мне нравится точка зрения
профессора В.В. Макарова. Он считает, что: "…психотерапия - это процесс
психологического упорядочения прошлого, настоящего и будущего, достижение
гармонии с собой и миром в настоящем."
Гармония с собой и миром в настоящем может быть получена в случае полной
самореализации, покоя, достижения счастья. Ее можно сформулировать и как
высвобождение потенциала человека, самоактуализации и позитивной
саморегуляции, достижения аутентичности, подлинной человечности. Такое
краткое и вместе с тем широкое понимание психотерапии может обеспечить ее
развитие в различных направлениях [18, c.26].
Приведем и более традиционное, детализированное определение. Психотерапия
- система психического (психологического) воздействия словом, мимикой,
молчанием при помощи техник, изменяющих психические процессы и соматическое
состояние, воздействия группы, специально организованной среды, на психику,
а через нее и весь организм человека или группу с целью лечения или
профилактики заболевания и состояний дезадаптации, развития здоровья или
достижения других сформулированных целей.
Это эклектичное определение, сконструированное с учетом представлений
ряда авторитетных исследователей, в частности, В.Е. Рожнова и Б.Д.
Карвасарского, отражает различные аспекты предмета [18, c.27].
Можно выделить шесть моделей терапии: медицинскую, психологическую,
педагогическую, философскую, социальную и недифференцированную [Макаров
В.В., 1999].
Польский психотерапевт Станислав Ледер описал четыре основные модели
психотерапии:
* психотерапия как метод лечения, влияющий на состояние и функционирование организма в сфере психических и соматических функций
(медицинская модель психотерапии);
* психотерапия как метод манипулирования, носящий характер инструмента и служащий целям общественного контроля (социологическая модель);
* психотерапия как комплекс явлений, происходящих в ходе взаимодействия между людьми (философская модель психотерапии);
* психотерапия как метод, который приводит в действие процесс научения
(психологическая модель).
Существование этих моделей, объяснимое воздействием разнообразных
социально-культурных, экономических и других факторов, оказывающих влияние
на развитие психотерапии в современном мире, заостряет вопрос о социальной
релевантности целевых установок в психотерапии, ее нормативном аспекте.
Этот аспект отчетливо выступает в работах К.К. Платонова (1974), Е.В.
Шороховой (1978), А.М. Изуткина (1982), [10, c. 8].
Я остановлюсь только на психологической модели в психотерапии, которая
предназначена для решения проблем, не достигающих уровня патологии, однако
влияющих на развитие психологических функций, личностный рост.
Выделяются четыре варианта психотерапии по продолжительности: терапия
сверхкороткая (сверхбыстрая), короткая (быстрая), длительная (медленная),
сверхдлительная (сверхмедленная), [18, c.33]. сверхкороткая терапия длится минуты и часы, направлена на разрешение
актуальных, изолированных проблем и конфликтов; глубокими личностными
проблемами она не занимается. Ее эффект может отличаться нестойкостью.
Примером может служить нейролингвистическое программирование.
Короткая терапия длится в течение часов и дней. Личностным содержанием
занимается в пределах необходимого минимума для решения актуальной
проблемы. Ее эффективность часто более стойкая. Характерно, что она как бы
запускает процесс изменения, который продолжается и после завершения
терапии. Примером может служить метод кристаллизации проблем.
Медленная терапия длится месяцы. Она занимается личностным содержанием
проблем. Прорабатывает множество деталей. Ее эффект развивается медленно и
носит стойкий характер. Примером является трансактный анализ.
Сверхмедленная терапия длится годы. Она занимается сознательным и
бессознательным клиента. Много времени посвящает достижению понимания сути
переживаний. Обычно большую роль отводит раннему опыту человека. Эффект
сверхмедленной терапии развивается постепенно, носит длительный характер. В
ряде случаев он зависит от сохранения контакта между терапевтом и клиентом.
Примером является классический психоанализ.
У каждого подхода существуют свои базовые техники и приемы.
Существуют также три главных подхода к профессии психотерапевта:
1) приверженность одной теории, одному подходу;
2) эклектизм - приверженность многим подходам;
3) общетеоретическая ориентация.
Приверженность одному подходу дает, с одной стороны, глубокое
проникновение в предмет, исчерпывающие знания теории и практики, а с другой
стороны - ограничения, связанные как раз с возможностями одного подхода,
одного метода.
Эклектизм приводит к тому, что специалист знает кое-что выборочное из
различных теорий и практик. Он может достигать эффективности, особенно на
начальных этапах работы. И все же этот специалист достаточно скоро
столкнется с недостатками своей поверхностной подготовки, с отсутствием
основных, стержневых, базовых представлений.
Общетеоретическая ориентация, или общий континуальный подход, или
систематический эклектизм - это такой профессиональный подход, где вначале
специалист является последователем одной теории, изучает все, что известно
в данной области. А уже затем, приобретая профессиональный фундамент,
начинает выходить за пределы данной, базовой для него теории. Такой
профессионал может использовать концептуальные представления одних теорий,
а технические и практические подходы других. В своем профессиональном
развитии он стремится к созданию метатеории психотерапии. Это во многом
объясняется тем, как замечает З. Скода (1979), что мечтой каждого
честолюбивого психотерапевта является создание нового, необычного приема,
внесение своего оригинального вклада в историю психотерапии [10, c.61].
Эффективность психотерапии связана со специфическим воздействием
конкретных методов психотерапии.
Например, к психотерапевту приходит пациент с остро возникшими страхами и
реакциями паники. Терапевт при помощи техник нейролингвистического
программирования или гештальт-терапии может снять эти реакции, а затем уже
работать с пациентом в одной из личностно-ориентированных концепций.
Или же терапевт предложит пациенту классический психоанализ. И тогда
через полгода терапии они могут подойти к причинам страхов и реакций
паники.
Так можно прокомментировать эффективность психотерапии.
Исследователи называют от 500 до 700 зарегистрированных в мире методов
терапии. В нашей стране их, разумеется, значительно меньше. Так, в
программе "Весеннего декадника" в г. Павлодаре в 2000 году было
представлено всего 24 метода. Это трансактный анализ, экзистенционально-
гумманистическая психотерапия, трансперсональная психотерапия,
эриксоновская терапия, нейролингвистическое программирование, гештальт-
терапия, рационально-эмотивная терапия, голотропное дыхание, свободное
дыхание, телесно-ориентировочная психотерапия, игровая психотерапия, метод
кристаллизации проблем, арт-терапия, терапия творческим самовыражением,
семейная психотерапия, позиционная психотерапия, ребефинг, танцевальная
терапия, экзистенциональная терапия и др.
Декадники - это синтез специализации, повышения квалификации, научно-
практической конференции, семинара по обмену опытом, тренингов.
А для тех, кому это важно - разрешения проблем в терапии. В
информационном потоке ведущих школ, ориентированных как на Запад, так и на
Восток, каждый участник находит свои интересы. Каждый получает возможность
удовлетворить свои самые насущные потребности, увидеть перспективы своего
развития.
Из всех перечисленных психотерапевтических направлений в своей
квалификационной работе я остановлюсь на трансактном анализе как наиболее
интересном для меня анализе взаимодействий и новой возможностью коррекции
психологических проблем. Разработанный Э. Берном менее полувека назад,
трансактный анализ сегодня признан во всем мире и бурно прогрессирует.
§ 2. Трансактный анализ