Типы темперамента и их психологическая характеристика

Трудно понять особенности сангвиника без учета указаний И.П.Павлова о некоторой двойственности этого темперамента. Если раздражители быстро меняются, все время поддерживается новизна и интерес впечатлений – у сангвиника создается состояние активного возбуждения,  и он проявляет себя как человек деятельный, активный, энергичный. Если же воздействия длительны и однообразны, не поддерживают его состояния активности, возбуждения, тогда сангвиник теряет интерес к делу, у него появляется безразличие, скука, вялость.

Повышенная реактивность. По незначительному поводу громко хохочет. Несущественный факт может сильно рассердить. Живо и с большим возбуждением откликается на все, привлекающее его внимание. Живая мимика и выразительные движения. По его лицу легко угадать, каково его настроение, каково его отношение к предмету или человеку. Быстро сосредотачивает внимание.

Пониженная сензитивность. Высокий порог чувствительности. Очень слабые звуки и световые раздражители не замечает.

Повышенная активность. Очень энергичный и работоспособный, часто тянет руку на уроке, может долго работать, не утомляясь, энергично принимается за новое дело.

Активность и реактивность уравновешены.  Его  легко дисциплинировать. Он хорошо сдерживает проявления своих чувств и непроизвольные реакции. Быстрые движения, быстрый темп речи, быстро включается в новую работу. Быстрота ума, находчивость.

Высокая пластичность. Чувства, настроения, интересы и стремления очень изменчивы. Он легко сходится с новыми людьми. Легко привыкает к новым требованиям и обстановке. Быстро переключается с одной работы на другую. Быстрое усвоение и перестройка навыков. Гибкость ума.

Экстравертирован. В большей степени откликается на внешние впечатления, чем на образы и представления о прошлом и будущем

Большая подвижность нервных процессов, наблюдаемая у сангвиников, способствует быстрому протеканию процесса возбуждения, быстрой сменяемости процессов возбуждения  и торможения. Отсюда становится понятным, почему у людей сангвинического темперамента ярко проявляется эмоциональная живость, быстрая смена чувств.

У сангвиника быстро возникают чувства радости, горя, симпатии и антипатии, привязанности и ненависти – но все эти проявления его чувств неустойчивы, они быстро возникают, исчезают, замедляются противоположными, не отличаясь длительностью и глубиной.

У людей сангвинического темперамента чувства обычно ярко выражены внешне: живая мимика, резкая жестикуляция, быстрые движения, быстрая речь, непоседливость, подвижность, живость. Все это проявляется, когда сангвиник деятелен, активен. Настроение сангвиника быстро меняется: то он радостен, беззаботен, то печален и озабочен, но, как правило, преобладает хорошее настроение; от всего гнетущего и неприятного сангвиник освобождается быстро.

Легкий и быстрый отклик на окружающие раздражения и воздействия объясняет активность сангвиника и легкое приспособление его к изменяющимся условиям жизни. Сангвиник общителен, быстро сходится с людьми, легко налаживает хорошие отношения, в коллективе всегда жизнерадостен, общителен.

Особенности сангвинического темперамента заметно проявляются в учебной работе учащихся, принадлежащих к этому типу нервной деятельности. Подвижность и уравновешенность нервных процессов сангвиника способствуют быстрому возникновению новых условных связей, актуализации старых и образованию новых условных связей, актуализации старых и образованию подвижных и гибких динамических стереотипов.

Если учебный материал интересен, доступен школьнику сангвинического темперамента, вызывает у него эмоциональный отклик, то он быстро усваивает новый материал, быстро соображает, запоминает, легко переключает внимание. Если же учебный материал неинтересен и для его изучения требуется длительная, напряженная, однообразная работа, не вызывающая эмоционального отклика, то он пассивен и плохо усваивает новый материал, не проявляет активности и желания усваивать объясняемый учителем новый материал.

У сангвиника легко воспитать и поддерживать живность, отзывчивость, активное отношение к учебной работе, активность в труде и общественной жизни. На такой основе следует вырабатывать и закреплять у детей этого темперамента привычные формы поведения, для чего нужно создавать им определенные условия: задания, уроки должны быть интересными, вызывать эмоциональный подъем.

При неблагоприятных условиях у сангвиника могут проявляться неустойчивость чувств, легкомысленное отношение к делу, переоценка себя и своих возможностей, несерьезное (подчас легкомысленное) отношение к учению, к людям, к труду.

Учащегося сангвинического темперамента нужно всегда держать в поле зрения, не разрешать им отвлекаться, нагружать их посильной работой и требовать от них активности в учении и труде.


3.3 Флегматический темперамент


Флегматический темперамент присущ гораздо больше северным народам, например голландцам. Посетите Роттердам, и вы их увидите. Вот вам на встречу идёт толстый, рослый блондин с необыкновенно широкой грудью. Вы можете заключить, что у него сильные легкие, большое сердце, хорошее кровообращение. Нет, эти объемистые легкие сдавлены излишками жира. Они получают и перерабатывают лишь небольшое количество воздуха. Движения флегматика вялы и медлительны. В результате маленький и подвижный гасконец побивает огромного грендера-голландца.

Душевные свойства: флегматику совершенно чужда тревога, из которой возникают великие дела, манящие холерика. Его обычное состояние - спокойное, тихое благополучие. Ему свойственна мягкость, медлительность, лень, тусклость существования.

Человек этого темперамента медлителен, спокоен, нетороплив, уравновешен. В деятельности проявляет основательность, продуманность, упорство. Он как правило, доводит начатое дело до конца. Все психические процессы у флегматика протекают как бы замедленно. И.П. Павлов назвал людей этого темперамента «спокойными, ровными тружениками жизни».

Чувства флегматика внешне выражаются слабо, невыразительны. Причина этого – уравновешенность и слабая подвижность нервных процессов.

Малая сензитивность. Мало эмоционален. Трудно рассмешить, разгневать или опечалить. Когда в классе громко смеются по какому-либо поводу, остается невозмутимым. При больших неприятностях остается спокойным. Мимика бедная. Движения невыразительны. Энергичен,  отличается работоспособностью. Высокая активность значительно преобладает над малой реактивностью. Отличается терпеливостью, выдержкой, самообладанием. Медленный темп движений и речи, находчив. Медленно сосредотачивает внимание. Ригиден. С трудом переключает внимание, с трудом приспосабливается к новой обстановке и перестраивает навыки и привычки. Интровертирован. С трудом сходится с  новыми людьми, с трудом откликается на внешние впечатления.

В отношениях с людьми флегматик всегда ровен, спокоен, в меру общителен, настроение устойчивое. Спокойствие человека флегматического темперамента проявляется и в отношении его к событиям и явлениям жизни – флегматика нелегко вывести из себя и задеть эмоционально.

У человека флегматического темперамента легко выработать выдержку, хладнокровие, спокойствие. У флегматика следует развивать недостающие ему качества – большую подвижность, активность, не допускать в деятельности проявления безразличия, вялости, инертности, которые очень легко могут воспитываться в определенных условиях. Иногда у человека этого темперамента может развиться безразличное отношение к труду, к окружающей жизни, к людям и даже самому себе.

В учебной деятельности учащемуся флегматического темперамента может мешать его медлительность, особенно в тех случаях, где требуется быстро запомнить, быстро понять, сообразить, быстро сделать; в подобных случаях флегматик может проявить полную беспомощность, но зато запомнить все надолго, основательно и прочно.

В своих работах по изучению психологических особенностей нервной деятельности человека Б.М. Теплов неоднократно указывал, что если бы нервные клетки не обладали инертностью, мы жили бы секундами, моментами, у нас не было бы ни какой памяти, не было бы ни какой выучки, не существовало бы никаких привычек.

Поэтому инертность надо считать самым основным свойством нервной клетки. Прочность условных связей и образование стереотипа, (т.е. системность) является выражением инертности.

Учителю необходимо больше активизировать деятельность учеников-флегматиков, изживать равнодушие, безразличие, которое может возникнуть у них, чаще заставлять таких учащихся не только работать на уроке в определенном темпе; но и вызывать у них эмоциональное отношение к тому, что делают они сами и их товарищи.


3.4 Меланхолический темперамент


Меланхолический темперамент. Меланхолика отличают стеснительность в движениях, колебания и осторожность в решениях. Чувства его лишены непосредственности. Когда он входит в гостиную то пробирается вдоль стен. Самую простую веешь, эти люди умудряются высказать с затаенной и мрачной страстностью. Любовь для них дело серьезное. Один юноша – меланхолик пустил себе пулю в лоб из-за любви, но не потому, что она была несчастной а потому, что он не нашёл в себе сил признаться предмету своего чувства. И смерть показалась ему менее тягостной, чем это  объяснение.

У представителей этого типа нервной деятельности отмечается медленное течение психических процессов, они с затруднением (усилием) реагируют на сильные раздражители; длительное и сильное напряжение вызывает у людей этого темперамента замедленную деятельность, а затем и прекращение ее.

Высокая сензитивность. Повышенная чувствительность (невысокие пороги ощущений). Незначительный повод может вызвать слезы на глазах. Чрезмерно обидчив. Болезненно чувствителен. Малая реактивность. Мимика и движения невыразительны. Голос тихий. Движения бедны. Плачет тихо. Редко смеется во весь голос. Пониженная активность. Очень редко поднимает руку на уроке, неуверен в себе, робок, малейшая трудность заставляет опускать руки, неэнергичен, ненастойчив, легко утомляется и малоработоспособен. Легко отвлекаемое и неустойчивое внимание. Медленный психический темп. Ригиден. Интровертирован.

Чувства и эмоциональное состояние у людей меланхолического темперамента возникают медленно, но отличаются глубиной, большой силой и длительностью; меланхолики легко уязвимы, тяжело переносят обиды, огорчения, хотя внешне все эти переживания выражаются у них слабо.

Люди меланхолического темперамента склонны к замкнутости и одиночеству, избегают общения с малознакомыми, новыми людьми, часто смущаются, проявляют большую неловкость в новой обстановке. Все новое, необычное вызывает у меланхоликов тормозное состояние. Но в привычной и спокойной обстановке люди с таким темпераментом чувствуют себя спокойно и работают очень продуктивно.

В основе меланхолического темперамента  лежит слабый тип нервной деятельности и сильных воздействий люди с такой нервной системой не переносят.

В учебной работе школьники – меланхолики не в состоянии переносить сильные и длительные напряжения, так как клетки их мозга быстро переходят в состояние охранительного торможения. При частом повторении сильных воздействий, при утомлении охранительное торможение может стать у таких учащихся привычной формой поведения.

Важно не допускать проявления у таких учащихся тормозного состояния, а постепенно приучать учащихся-меланхоликов к более напряженной работе и к умению делать усилия, преодолевая состояние торможения.

У меланхоликов легко развивать и совершенствовать свойственную им глубину и устойчивость чувств, повышенную восприимчивость к внешним воздействиям, поэтому нередко люди этого темперамента склонны к работе в области искусства.

У учащихся меланхолического темперамента необходимо развивать общительность, через общественную деятельность постепенно вводить их в коллектив, в совместной коллективной работе воспитывать коллективистические чувства, чувства дружбы и товарищества. Если школьник меланхолического темперамента чуждается детского коллектива, уклоняется от общественного труда, он легко может замкнуться и погрузиться в собственные переживания, ил, отойдя от коллектива, может попасть под отрицательное влияние.

Б.М.Теплов на основе своих исследований утверждал, что понятие слабой нервной системы не является отрицательным. Сильная нервная система лучше справляется с одними жизненными задачами, а слабая – с другими. Слабая нервная система – это нервная система высокой чувствительности и в этом заключается ее известное преимущество.

Приложение

Опросник Б.Н. Смирнова


1.                 Вы любите часто бывать в компании?

2.                 Вы избегаете иметь вещи, которые ненадёжны, непрочны, хотя и красивы?

3.                 Часто ли у вас бывает подъём и спад настроения?

4.                 Во время беседы вы очень быстро говорите?

5.                 Вам нравится работа, требующая полного напряжения сил и способностей?

6.                 Бывает ли, что вы передаёте слухи?

7.                 Считаете ли вы себя человеком весёлым и жизнерадостным?

8.                 Вы очень привыкаете к определённой одежде, ее цвету и покрою, так что неохотно менять её на что-нибудь другое?

9.                 Часто ли вы чувствуете, что нуждаетесь в людях, которые вас понимают, могут ободрить или утешить?

10.            У вас очень быстрый подчерк?

11.            Ищите ли вы сами себе работу, занятие, хотя можно было бы отдохнуть?

12.            Бывает ли так, что вы не выполняете своих обещаний?

13.            У вас очень много хороших друзей?

14.            Трудно ли вам оторваться от дела, которым вы поглощены, и переключиться на другое?

15.            Часто ли вас терзает чувство вины?

16.            Обычно вы ходите очень быстро, независимо спешите или нет?

17.            В школе вы бились над трудными заданиями до тех пор, пока не решите их?

18.            Бывает ли что, иногда вы соображаете хуже, чем обычно?

19.            Вам легко  найти общий язык с незнакомым человеком?

20.            Часто ли вы планируете, как вы будите вести себя при встречи, беседе и т.д.?

21.            Вы вспыльчивы и легко ранимы намекам и шуткам над вами?

22.            Во время беседы вы обычно быстро жестикулируете?

23.            Часто всего вы просыпаетесь  утром свежим и хорошо выспавшимся?

24.            Бывает ли у вас такие мысли, что вы не хотели бы, чтобы о них знали другие?

25.            Вы любите подшучивать над другими?

26.            Склонны ли вы к тому, чтобы основательно подумать ,прежде чем сообщить свои мысли кому-либо?

27.            Часто ли вам сняться кошмары?

28.            Обычно вы легко запоминаете и усваиваете новый учебный материал?

29.            Вы настолько активны, что вам трудно даже несколько часов быть без дела?

30.            Бывало ли, что, разозлившись, вы выходили из себя?

31.            Вам не трудно внести оживление  в довольно скучную кампанию?

32.            Вы обычно довольно мало раздумываете, принимая какое-то даже важное решение?

33.            Вам говорили, что вы принимаете всё слишком близко к сердцу?

34.            Вам нравится играть в игры, требующие быстроты и хорошей реакции?

35.            Если у вас что-то долго не получается, то обычно вы всё же пытаетесь сделать это?

36.            Возникало ли у вас, хотя и кратковременное, чувство раздражения к родителям?

37.            Считаете ли вы себя открытым и общительным человеком?

38.            Обычно вам трудно взяться за новое дело?

39.            Беспокоит ли вас чувство, что вы чем-то хуже других?

40.            Обычно вам трудно что - то делать с  медлительными и неторопливыми людьми?

41.            В течение дня вы можете долго и продуктивно заниматься, чем - либо, не чувствуя усталости?

42.            У вас есть привычки, от которых следовало бы избавиться?

43.            Вас принимают иногда за беззаботного человека?

44.            Считаете ли вы хорошим другом того, чья симпатия к вам надёжна и проверена?

45.            Вас можно быстро рассердить?

46.            Во время дискуссий вы быстро находите подходящий ответ?

47.            Вы можете заставить себя долго и продуктивно, не отвлекаясь, заниматься чем-либо?

48.            Бывает, что вы говорите о вещах, в которых совсем не разбираетесь?


Обработка и интерпретация результатов тестирования


Проверка результатов тестирования начинается с определения достоверности ответов испытуемого по показателю искренности. Для этой цели по данному показателю на поставленные вопросы подсчитываются ответы «Да» и «Нет», совпадающих с ключом к опроснику. Подсчет этих чисел производится построчно, числа умножаются нВ соответствующие коэффициенты (1 ,2 или3),после чего подсчитывается общая сумма баллов по показателю искренности. К примеру, испытуемый ответил « Да» на следующие вопросы, совпадающие с ключом: 30, 42, 48, 6, 12, 18.Отает  «Нет « дал на вопрос 23.В первой строке 3 ответа «Да»  совпали с ключом (3 х 3=9) .Во второй строке 2 ответа совпало с ключом  (2 х 2=4).В 3-й строке - один ответ совпал с ключом (1 х 1=1).Общая сумма баллов по показателю искренности будет: 9+4+!+1=15.

Если общая сумма составит 13-23 баллов, то это означает, что ответы вполне достоверны. При  8-12 баллах ответы считаются сомнительными, при 0-7 баллов ответы – недостоверны.


Ключ к опроснику Б.Н.Смирнова


Свойства темперамента

«Да»

№ вопроса

Коэффициент

«Нет»

№ вопроса

Коэффициент

1.Экстраверсия

1,7, 13,19, 25,31,37

4,43

3

2

2

1

2.Регидность*

8, 26, 32

2, 14, 20, 38, 44

3

2

37

19,46

2

1

3.Эмоциональная возбудимость

15 , 21, 33, 39, 45

3, 9

27

3

2

1

4.Темп реакции

4, 16, 28

10, 22, 34, 40, 46

17, 29, 37

3

2

1

5.Активность

5,11,17,23,29,35,41 47

10

3

1

38

1

6.Искренность

30, 36, 42, 48

6, 12

18, 24, 25

3

2

1

23

1

 

*Ригидность означает состояние, при котором наблюдается снижение приспособляемости, переключаемости психических процессов к меняющимся условиям среды.

В последнем случае дальнейшая обработка результатов тестирования не производится.

Аналогично описанному выше производится подсчет общих сумм баллов по остальным показателям (свойствам темперамента).

Затем руководствуясь табл. 2, определяют степень  выраженности каждого из свойства темперамента испытуемого.

Экстраверсия

Ригидность

Эмоциональная возбудимость

Темп реакций

Активность

22-26

(Очень высокая)

16-20

(Очень высокая)

18-20

(Очень

высокая)

20-22

(Очень

быстрый)

24-26

(Очень

высокая)

17-21

(высокая)

12-15

(высокая)

14-17

(высокая)

14-19

21-23

(высокая)

12-16

(средняя)

7-11

(средняя)

8-13

(средняя)

9-13

(средний)

14-20

(средняя)

7-11

(высокая интроверсия)

3-6

(высокая пластичность)

4-7

(высокая эмоц. уравновешенность)

5-8

(медленный)

9-13

(низкая)

0-6

(очень высокая интроверсия)

0-2

(очень высокая пластичность)

0-3

(очень высокая эмоц. уравновешенность)

0-4

(очень медленный)

0-8

(очень низкая.)

Таблица 2

 /

Нельзя сказать, что тип темперамента даётся человеку от рождения и не меняется в процессе жизнедеятельности. Большинство психологов придерживаются того мнения, что темперамент относительно устойчив у взрослого индивида и мало изменяется под влиянием среды и воспитания. Однако он изменяется в процессе онтогенеза, когда формируются основные структуры психики индивида в течение его детства. Например, экстравертом и интровертом человек становится в детстве. То же самое можно сказать о людях с устойчивой и неустойчивой эмоциональностью. Более всего адаптированы и легко достигают своих целей те, у кого низкие показатели по шкале нейротизма. Они обладают высокой степенью эмоциональной устойчивости. Это конечно, что люди с высокими показателями  по шкале нейротизма хуже или менее развиты, чем первые. А просто им трудно идти по жизни. Невозможно определить, кто из них принесёт  больше пользы обществу.

Следует иметь в виду, что в чистом виде типы темперамента не существуют. Между 4 типами темперамента располагается до 16 промежуточных форм, как вариации основных типов.


Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты