Типы личности и их особенности поведения в конфликте

11. Интровертированный. Люди этого типа акцентуации характеризуются малой общительностью, замкнутостью. Они находятся в стороне от всех и вступают в общение с другими людьми по необходимости, чаще всего погружены в себя, свои мысли. Им свойственна повышенная ранимость, но они ничего о себе не рассказывают и не делятся своими переживаниями. Даже к своим близким людям они относятся холодно и сдержано. Окружающие часто их не понимают.

Конфликтуют  редко, только при попытке вторгнутся в их внутренний мир. Упорное отстаивание своих нереальных интересов, взглядов, и наличие своей точки зрения отличающейся от мнения большинства, отталкивают от них людей. Одиночество, навязчивость, бесцеремонность, и грубость окружающих усиливают замкнутость. 

12. Конформный.

Люди этого типа акцентуации  обладают высокой общительностью, словоохотливостью. Обычно не имеют своего мнения, несамостоятельны, стремятся быть как все и не выделяться из толпы. Эти люди неорганизованны и предпочитают подчиняться, в общении с друзьями и в семье уступают лидерство другим. Очень подвержены чужому влиянию. Конфликты возможны в ситуации вынужденного одиночества, бесконтрольности. Люди этого типа не обдумывают свои поступки и слова.

3.2 Конфликтные личности11.


Несомненно, существуют «трудные» люди, тесть такие, общение  с которыми оказывается сложным и чревато конфликтами для большинства сталкивающихся с ними. Психологическая литература, в том числе популярная, изобилует описаниями различных «вредных» типов личности.

Наиболее явными из трудных личностей являются грубые, резкие, открыто агрессивные люди. Важно понимать причины грубого и агрессивного поведения. Ели человек демонстрирует нетипичную для него агрессивную реакцию, эмоциональный взрыв, то часто достаточно бывает сделать перерыв ми дать ему прийти в себя. Но есть некоторые типы личностей, для которых  агрессия является привычным типом поведения.  Для выбора адекватного способа обращения с ними необходимо учитывать различия между этими типами.

Грубиян -  «танк» идет напролом, необращая внимания на попадающихся на его пути. Он часто даже не видит вас и не слышит, что вы говорите. Наилучшее, что можно сделать – это уклониться от встречи с ним. Если же это невозможно, то следует заранее подготовиться к этой встрече, прежде всего, эмоционально. Важно заранее  установить пределы, за которые вы не пойдете, несмотря на его давление. Во время общения с таким человеком следует сохранять эмоциональную сдержанность. Полезно его выслушать, хоть это и непросто, дать спустить пар и стараться, так или иначе, привлечь внимание «танка». Хорошо использовать для этого повторение его имени. Как только внимание у вас - торопитесь высказать то, что вам необходимо, так как это не надолго. Говорите коротко и ясно. Признайте справедливость тех претензий, которые, действительно, таковы. Стремитесь к возможно более быстрому завершению разговора. Не давайте волю эмоциям и после его завершения.

Существует тип «грубияна - крикуна», который немедленно повышает голос, когда разозлен, испуган или расстроен. Важно не перейти на его стиль разговора. Лучше всего проявить понимание и сочувствие, хотя это и непросто, так как это единственный способ утихомирить «крикуна».

К этому типу примыкает «граната»- тип довольно мирного человека, который, тем не менее, совершенно неожиданно может взорваться. Как правило, это является результатом его чувства беспомощности, ощущения контроля за ситуацией. Можно «разрядить гранату», дав такому человеку возможность контроля за ситуацией, и успокоить его.

 «Привычный крикун» просто не умеет решать проблемы иначе и переходит на крик при первой же возможности. На самом деле, он совершенно безопасен. Самое простое - зная, с кем вы имеете дело, не обращать внимания на его манеры и спокойно достигать своей цели.

Менее агрессивный но не менее нервирующий тип – «всезнайка» ,который постоянно перебивает, принижает значимость сказанного вами и всячески выпячивает свое превосходство  в компетентности и свою занятость. Наилучший способ справиться с ним - считаться с его мнением (нередко он и в правду бывает компетентен). Лучше не спорить с ним и не настаивать на продолжение встречи, если уж он  утверждает что ему некогда.

«Пессимист» тоже может создать немалые трудности. Стоит внимательно отнестись к его критическим замечаниям, т.к. нередко в них есть рациональное звено Пессимисту необходимо дать время подумать, согласиться с его опасениями и даже утрировать те трудности, которые он видит. Полезно опередить пессимиста в негативных высказывания, найти полезное в его позиции. Скорее всего, тогда он станет вашим союзником.

Один из наиболее сложных типов – это «пассивно-агрессивный». Он не возражает и не сопротивляется, открыто, но старается достичь своих целей за счет других. Его враждебное отношение то и дело в чем-то проявляется, но вывести его на чистую воду довольно трудно. Например, он может сделать работу только наполовину, не так, не вовремя или небрежно. Этому у него всегда найдутся вполне логичные, псевдоразумные объяснения типа: «Я не знал», «Я забыл». Пассивно – агрессивный человек внешне часто демонстрирует готовность к сотрудничеству и даже предлагает свою помощь. Однако на деле все кончается невыполнением работы.  По возможности лучше не связываться с подобными людьми, или, по крайней мере, не рассчитывать на них при выполнении каких-то важных задач. Важно не принимать близко к сердцу их проделки, не проявлять внешне гнев и разочарование - это как раз и есть тот выигрыш, которого они добиваются.

Если же вы вынуждены иметь дело с «пассивно-агрессивным» человеком, добейтесь, чтобы он точно записал, что от него ожидается. Идеально, если вы сохраните копию обязательства для себя, чтоб потом предъявить ему. Чутко обрисуйте ему значимые для него последствия не выполнения данной задачи. Контролируйте ход невыполнения обещанного. Очень важно держать себя в руках и не предъявлять претензий до того пока человек такого типа еще не сделал нечего плохого, не «программировать»  его на невыполнение. Если вы сталкиваетесь с пассивно-агрессивным типом. Который практикует перешептывание за вашей спиной, то важнее всего обнаружить, «обнародовать» его, сохраняя при этом хладнокровие. Он силен только сидя в «кустах». Задайте ему на прямую, возможно, в  присутствии других, вопросы о том, чем он недоволен, чего хочет. Скорее всего, он стушуется и растеряется.

«Сверх покладистый» тип может выглядеть очень похоже на пассивно-агрессивного тем, что со всем соглашается. Более того, он настойчиво предлагает свою помощь, но почти нечего не выполняет. Ссылаясь на перегруженность т другие обстоятельства. При этом он склонен обижаться в ответ на высказанное ему по этому поводу замечание, т.к. думает, что хотел помочь от чистого сердца, а его чистый порыв не оценили. Чаще всего это человек, который хочет всем нравиться, и не видит другого способа, кроме как быть полезным. Он панически боится отказывать, и, действительно, набирает такое количество обязательств, что при всем своем старании большую часть из них выполнить не может. Имея дело с таким человеком, важно проверять его обещания на реальность, уточнять сроки, поощрять его искренность в  высказывании сомнений по поводу возможности реализации тех или других планов с учетом всех обстоятельств. Необходимо выразить ему симпатию. Создать для него обстановку эмоционального принятия вне зависимости  от того, что он делает. Это даст ему возможность взять передышку и не добиваться важного расположения столь непродуктивным способом, какой он практикует.

Глава 4.

Психологический практикум.


В практической части своей работы я представляю три вида тестов. Ответив на вопросы этих тестирований, каждый человек сможет определить к какому типологическому типу он относится,  определить особенности своего характера, а так же выявить степень своей агрессивности и враждебности.

  

4.1  Определение типа личности по к. Юнгу12.

 

Инструкция.

В представленных ниже утверждениях выразите свое отношение к позициям а и б. Ответьте, с какой из этих позиций вы более всего согласны. Если в вашем представлении вам присуще нечто среднее. То и тогда вам все-таки следует склониться к одной из представленных альтернатив

 Вопросы.

1. Что вы предпочитаете?

    а)  немногих близких друзей;

    б)  большую товарищескую компанию.

2. Какие книги вы любите читать больше?

    а)  с занимательным сюжетом;

    б)  с раскрытием переживаний героев.

3. Что вы скорее можете допустить в работе?

   а) опоздание;

   б) ошибки.

4. Как вы относитесь к своему дурному поступку? 

  а) остро переживаете;

  б) острых переживаний нет.

5. Как вы сходитесь с людьми? 

   а) быстро и легко;

   б) медленно и осторожно.

6. Считаете вы себя обидчивым? 

   а) да;

   б) нет.

7. Склонны ли вы смеяться от души? 

    а) да.

    б) нет.

8. Каким вы себя считаете? 

    а) молчаливым;

    б) разговорчивым.

9. Откровенны вы или скрытны? 

   а) откровенен;

   б) скрытен.

10. Любите ли вы заниматься анализом своих переживаний? 

      а) да;

      б) нет.

11. Находясь в обществе, что вы предпочитайте? 

     а) говорить;

     б) слушать.

12. Часто ли вы испытываете недовольство собой? 

    б) часто;

    а) редко.

13.  Любите ли вы что-нибудь организовывать? 

      а) да;

      б) нет.

14. Хотелось бы вам вести интимный дневник? 

     а) да;

     б) нет.

15. Быстро ли вы переходите  от решения к выполнению? 

      а) быстро;

      б) медленно.

16. Часто ли меняется ваше настроение? 

      а) часто;

       б)  нет.

17. Любите ли вы убеждать других,  навязывать свои взгляды? 

      а) да;

      б) нет.

18. Каковы ваши движения? 

     а) быстрые;

     б) медленные.

19. Вы беспокоитесь о возможных неприятностях? 

     а) часто;

     б) редко.

20. Как вы поступите в затруднительных случаях?

      а) спешите обратиться за помощью;

      б) решаете свои проблемы сами, не обращаясь за помощью.


Анализ данных тестирования.


1. Подсчитайте количество ответов, совпадающих с ключом к опроснику.

2. Для того чтобы определить место индивида по шкале «интроверсия – экстраверсия «, необходимо количество ответов, совпадающих с ключом к опроснику, умножить на 5.

3. Сумма баллов определит принадлежность индивида к тому или иному типу( интроверт, экстраверт, амбиверт).

             0-35  баллов-интроверсия.

           36-65  баллов-амбиверсия

         66-100  баллов- экстраверсия


Интроверсия               Амбиверсия                                        Экстраверсия

0                         35                                       65                                           100


    Ключ к опроснику.

О вашем месте по шкале «интроверсия-экстраверсия» свидетельствуют следующие варианты альтернатив, совпадающие с вашими ответами на вопросы: 1б, 2а, 3б, 4б, 5а, 6б, 7а, 8б, 9а, 10б, 11а, 12б, 13а, 14б, 15а, 16а, 17а, 18а, 19б, 20б.

Общая сумма ваших ответов, совпадающих с обозначенными в ключе, умножается на 5.


4.2 Сокращенный вариант личностного опросника Р. Кэттела 13


Состоит из 79 вопросов. С их помощью определяются особенности характера индивида – эмоциональная стабильность, уровень доменантности, комформности, тревожности, уверенности и т.п.

Инструкция.

Вам предлагается ответить на все вопросы, не пропуская ни одного из них.

Ваш ответ заключается в выборе одной из трех альтернатив. Зафиксируйте свой выбор в бланке ответов, который приведен в конце опросника: соответствующую альтернативу по тому или иному вопросу обведите, например, кружком. При выборе ответов долго не задумывайтесь. Желательно, чтобы неопределенных ответов (альтернатив б) у вас было как можно меньше. Это позволит точней определить особенности вашего характера.

Вопросы:

1.Если бы я сказал, чтобы небо находится «внизу», а «зимой» жарко, я должен был бы назвать преступника:

а) бандитом, б) святым, в) тучей

2.Когда я ложусь спать, то:

а) засыпаю быстро, б) нечто среднее, в) засыпаю  с трудом.

3. Если бы я вел машину по дороге ,где много других машин ,я бы предпочел:

а.) пропустить вперед большинство машин б) не знаю.

в) Обогнать идущие впереди машины.

4. Мне важно чтобы во всем, что меня окружает, не было беспорядка:

а) верно, б) трудно сказать, в) неверно.

5. Большинство людей, с которыми я бываю в компании, рады меня видеть: 

а) верно, б) трудно сказать, в) неверно.

6. Я скорее бы занимался:

а) фехтованием, танцами;

б) затрудняюсь сказать;

в) борьбой и баскетболом.

7.Меня забавляет когда люди рассказывают о своих делах, поступках совсем не так как было на самом деле:

а) да, б) не знаю, в) нет.

8.Когда друзья подшучивают надо мной, я обычно смеюсь со всеми и вовсе не обижаюсь:

а) да, б) не знаю, в) нет.

9. Если мне кто – нибудь нагрубит, я могу быстро забыть об этом:

а) да, б) не знаю, в) нет.

10. Мне больше нравятся новые способы выполнения работы, чем старые, испытанные приемы:

а) да, б) не знаю, в) нет.

11. Когда я планирую что-либо, я предпочитаю делать это самостоятельно, без чьей-либо помощи:

а) да, б) не знаю, в) нет.

12. Думаю что я менее чувствительный и менее возбудимый ,чем большинство людей:

а) да, б) не знаю, в) нет.

13.Меня раздражают люди, которые не могут быстро принимать решения:

а) да, б) не знаю, в) нет.

14. Я думаю, что слово противоположное слову «неточный», - это:

а) небрежный, б) приблизительный, в) тщательный.

15.У меня всегда хватает энергии, когда мне это необходимо:

а) да, б) не знаю, в) нет.

16.Меня больше всего раздражают люди, которые:

а) своими грубыми шутками вгоняют людей в краску;

б) затрудняюсь ответить;

в) создают мне неудобства, опаздывая на встречу со мной.

17. Я думаю, что:

а) не все надо делать одинаково тщательно,

б) затрудняюсь ответить,

в) любую работу надо выполнять тщательно, если вы за нее взялись.

18. Мне всегда приходится преодолевать смущение.

а) да, б) не знаю, в) нет.

19.Мои друзья чаще:

а) советуются со мной,

б) советуются со мной и дают мне советы в равной мере,

в) дают не советы.

20. Если приятель обманывает по мелочам, я скорее предпочту сделать вид, что не заметил этого, чем разоблачить его:

а) да, б) не знаю, в) нет

21.Я не могу равнодушно слушать, когда другие люди  высказывают идеи, противоположные тем, в которые я твердо верю:

 а) да, б) не знаю, в) нет.

22. Меня волнуют мои прошлые проступки и ошибки:

 а) да, б) не знаю, в) нет.

23.Если бы я одинаково умел и то и другое, то я бы предпочел:

а) играть в шахматы,

б) трудно сказать,

в) играть в городки.

24. Мне нравятся общительные, компанейские люди:

а) да, б) не знаю, в) нет.

25.Я настолько осторожен и практичен, что со мной случается меньше неприятных неожиданностей, чем с другими людьми:

а) да, б) не знаю, в) нет.

26. Я могу забыть о своих заботах и обязанностях, когда мне необходимо:

а) да, б) не знаю, в) нет.

27. Какое из этих слов не связано с другими словами?

а) кошка, б) близко, в) солнце.

28. То, что в некоторой  степени отвлекает мое внимание:

а) раздражает, б) нечто среднее, в) не беспокоит меня совершенно.

29. Если бы у меня было много денег, то я:

а) позаботился бы о том чтоб не вызывать к себе зависти,

б) не знаю,

 в) жил бы, не стесняя себя.

30. Люди должны больше, чем они это делают сейчас, требовать соблюдения законов морали:

а) да, б) не знаю, в) нет.

31.Мне говорили, что ребенком я был:

а) спокойным  и мог оставаться один,

б) не знаю,

в) живым и подвижным.

32. Мне нравилась бы повседневная работа с различными установками и машинами:

а) да, б) не знаю, в) нет.

33. Я думаю, большинство свидетелей говорят правду, даже если им это нелегко:

а) да, б) не знаю, в) нет.

34. Я стараюсь смеяться над шутками не так громко, как это делают остальные:

а) да, б) не знаю, в) нет.

35. Я никогда не чувствую себя настолько несчастным, что хочется плакать:

а) да, б) не знаю, в) нет.

36. В музыке я наслаждаюсь:

а) маршами в исполнении оркестра,

б) не знаю,

в) соло на скрипке.

37. Я бы предпочел провести летний месяц:

а) в саду с несколькими друзьями.

б) затрудняюсь сказать,

в) возглавлять группу в летнем лагере.

38. Усилия, затраченные на составление планов:

а) никогда не лишние,

б) трудно сказать,

в) не стоят того.

39. Необдуманные поступки и высказывания моих приятелей в мой адрес не огорчают       меня:

а) да, б) не знаю, в) нет

40. Дом так относится к комнате как дерево к:

а) лесу, б) растению, в) листу.

41.То, что я делаю, у меня не получается:

а) да, б) не знаю, в) нет.

42. В большинстве дел я:

а) предпочитаю рискнуть,

б) не знаю,

в) предпочитаю действовать наверняка.

43.Мне больше нравится человек:

а) большого ума, пусть он даже не надежен и непостоянен,

б) трудно сказать,

в) со средними способностями, но зато умеющий противостоять всяким соблазнам.

44. Я принимаю решения:

а) быстрее, чем большинство людей,

б)  не знаю,

в) медленнее, чем другие люди.

45. На меня большое впечатление производят:

а) мастерство и изящество,

б) трудно сказать,

в) сила и мощь.

46. Считаю что я человек склонный к сотрудничеству:

а) да, б) не знаю, в) нет.

47. Если вопросы касаются лично меня, я предпочитаю:

а) решать их сам,

б) затрудняюсь ответить.

в) советоваться с другими.

48. Если человек не отвечает мне сразу же после того, как я что-нибудь сказал, то я чувствую что, должно быть я сморозил глупость:

а) да, б) не знаю, в) нет.

49. В школьные годы я получил знаний больше всего:

а) на уроках, б) не знаю, в) читая книги.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты