Современные психолого-педагогические исследования свидетельствуют о больших возможностях ребёнка раннего возраста [6]. При целенаправленном обучении двухнедельный ребёнок следит за перемещающимися предметами, в 3 недели он внимательно рассматривает предметы окружающей обстановки, различает даже близкие цветовые тона: красный и оранжевый; оранжевый и жёлтый и т.д. Очень важно то обстоятельство, что малыши, с которыми систематически проводят игры с предметами, подолгу спокойно бодрствуют, не просясь на руки, так как они умеют сами найти для себя интересное занятие, конечно, если взрослые предоставят соответствующие игрушки [30].
Дети второго года жизни продолжают знакомиться с величиной, формой, цветом предметов, выполняя разнообразные практические действия. Это ещё примитивное манипулирование, но очень быстро при целенаправленном обучении и воспитании действия ребёнка начинают носить более осмысленный характер [52].
Задача педагогов в детских учреждениях заключается в организации игрового места малыша, насыщении его такими предметами, игрушками, играя с которыми малыш учится понимать их свойства – величину, форму, а затем цвет, так как правильно подобранный дидактический материал, игрушки привлекают внимание малыша к свойствам предметов [29]. Умелое, ненавязчивое руководство педагога действиями малыша позволяет ребёнку перейти от примитивного манипулирования к выполнению разнообразных практических действий с учётом величины и формы предметов [6]. В большинстве случаев первоначально ребёнок выполняет задание случайно, срабатывает автодидактизм. Шарик можно протолкнуть только в круглое отверстие, кубик в квадратное и т.п. Ребёнка интересует момент исчезновения предмета, и он многократно повторяет эти действия.
На втором этапе путём проб и ошибок дети размещают вкладыши разной величины или разной формы в соответствующие гнёзда. Здесь тоже существенную роль играет автодидактизм. Постепенно от многократных хаотических действий он переходит к предварительному примериванию вкладышей. Малыш сравнивает величину или форму вкладыша с разными гнёздами, отыскивая идентичное. Предварительное примеривание свидетельствует о новом этапе в сенсорном развитии ребёнка [32]. В конечном счете, дети начинают сопоставлять предметы зрительно: многократно переводят взгляд с одного предмета на другой, старательно подбирая вкладыши необходимой величины или формы [13]. Вершиной достижений детей является выполнение заданий на соотнесение разнородных предметов по цвету. Здесь уже нет того автодидактизма, который имел место при соотнесении предметов по величине и форме. Только многократное чисто зрительное сравнение позволяет ребёнку выполнять задание правильно. Более сложными становятся движения рук детей. Чтобы "посадить" в маленькое отверстие грибок, необходимы тонкие движения руки под контролем зрения и осязания [44].
Задания на группировку предметов по величине, форме, цвету становятся доступны детям, когда они могут удерживать в памяти условия выполнения действия. Дети запоминают, что они должны не только брать предметы двух типов и раскладывать их в разные места, но при этом учитывать их величину, форму, цвет [1]. Первоначально детям предлагаются дополнительные ориентиры: на узкой дорожке раскладывать маленькие кружки, на большой – большие и т.д. Малыши довольно быстро привыкают к заданиям с двумя условиями и в дальнейшем переходят к группировке предметов без дополнительных ориентиров.
В процессе игр-занятий по сенсорному воспитанию у детей оказываются сформированными приёмы прикладывания, сравнения, сопоставления цвета, формы, величины. К 2-м годам эти процессы осуществляются без предварительных примериваний, переходя из внешнего плана во внутренний [47].
Следует согласиться с мнением С.А. Козловой, что для детей третьего года жизни – при создании необходимых для этого условий – характерен ускоренный темп сенсорного развития [21]. Накопленный сенсорный опыт, т.е. представления о величине, цвете, форме, фактуре и т.п., связывается с конкретными предметами и явлениями. Сенсорное развитие ребёнка происходит, как и ранее в ходе специальных игр-занятий, но в значительно большей степени, чем раньше, в повседневной жизни: игре, на прогулке, в быту, в процессе практических действий с предметами и наблюдений [46].
Действуя с предметами, он учитывает их свойства, положение в пространстве, пытаясь изобразить это доступными ему средствами.
На третьем году задачи сенсорного развития существенно усложняются, что связано с общим психофизическим развитием. В связи с этим необходимо создавать условия для интенсивного накопления разнообразных представлений о цвете, форме, величине и т.д. [28].
Необходимо также совершенствовать действия, направленные на углубление восприятия: учитывая различные свойства и качества предметов, разбирать и собирать кубы – вкладыши, пирамиды, матрёшки; проталкивать предметы в соответствующие отверстия коробок; подбирать к коробкам разной величины, формы, цвета соответствующие крышки; заполнять вкладышами гнёзда соответствующей величины и формы – первоначально при выборе из двух разновидностей, а затем – из четырёх [34].
Подводя итог вышеизложенному, можно заключить, что в результате систематической работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста у них оказываются сформированными умения и навыки, свидетельствующие о соответствующем уровне развития:
- дети успешно выделяют и учитывают цвет, форму, величину и другие признаки предмета;
- группируют в соответствии с образцом предметы по форме, цвету, величине при выборе из 4-х;
- соотносят разнородные предметы по цвету, форме, величине при выборе из 4-х разновидностей (либо 4 разновидности цвета, либо формы и т.п.);
- узнают в разнообразных цветовых пятнах предметы или явления, имеющие характерный цветовой признак (снег, трава, апельсин и т.д.);
- активно используют "опредмеченные" слова-названия для обозначения формы (крыша, мяч);
- начинают активно пользоваться общепринятыми словами-названиями цвета.
Глава 2. Методы и организация исследования
2.1 Методы исследования
При выполнении выпускной квалификационной работы был использован комплексный подход, включающий в себя взаимосвязанные методы исследования:
1. Теоретический анализ и обобщение данных психолого-педагогической литературы.
2. Психологические методы.
3. Педагогический эксперимент.
4. Методы математической статистики.
Теоретический анализ и общение данных научно-методической литературы.
Изучение и анализ литературных источников, опыта практики проводился с целью определения актуальности темы выпускной квалификационной работы, тенденций и перспектив решения проблем сенсорного развития детей раннего возраста.
Изучение и обобщение литературы по теме выпускной квалификационной работы проводилось по журнальным статьям, учебникам и учебным пособиям отечественных и зарубежных авторов.
Анализировалась научно-методическая литература по педагогике, психологии другим направлениям. В них рассматривались особенности сенсорного развития детей раннего возраста. Особое внимание уделялось вопросам формирования у детей восприятия цвета, формы, величины предметов.
Психологические методы
Для решения указанных задач применяли следующие методы:
Наблюдение и эксперимент.
Наблюдение – это систематическое и длительное фиксирование и анализ особенностей поведения ребёнка или протекания его психических процессов и свойств личности.
Использовалось наблюдение за деятельность детей в свободное время и на занятиях, цель которых была фиксация особенностей формирования сенсорного восприятия у детей раннего возраста.
Из всех общепринятых видов наблюдения мы использовали следующие:
· по цели и программе проведения: целенаправленное, стандартизированное наблюдение, которое было заранее определено и чётко ограничено в плане того, что наблюдалось;
· по времени протекания: кратковременное (эпизодическое) наблюдение за сенсорным развитием ребёнка в течение незначительного отрезка времени;
· по охвату детей: широкое наблюдение за возрастной группой детского сада в целом; узкое клиническое наблюдение за отдельным ребёнком;
· по характеру контакта: непосредственное наблюдение, когда исследователь и испытуемый находились в одном помещении;
· по характеру взаимодействия с испытуемым: невключённое, то есть стороннее наблюдение – исследователь не вмешивается в деятельность наблюдаемых;
· по условиям осуществления наблюдения: полевое, которое происходило в условиях повседневной жизни;
· по характеру фиксации: констатирующее – наблюдатель фиксировал факты так, как они есть, наблюдая их непосредственно; оценивающее, когда наблюдатель не только фиксировал, но и оценивал факты относительной степени их выраженности по заданному критерию.
Ведущее место в исследовании было отведено эксперименту.
Эксперимент – это один из основных методов психологии, предоставляющий возможность активного вмешательства исследователя в деятельность испытуемого.
Организовывались следующие его виды:
· в зависимости от места проведения: естественный эксперимент – проводился в привычных условиях, то есть в реальных для испытуемого;
· в зависимости от последовательности проведения: констатирующий эксперимент – выявил уровень сформированности сенсорного восприятия до специального экспериментального обучения;
· формирующий эксперимент – выявил сформированность сенсорного восприятия после специально организованной обучающей работы;
· в зависимости от научных дисциплин, по которым проводился эксперимент – психолого-педагогический;
· по количеству испытуемых, участвовавших в исследовании: индивидуальный, групповой.
Педагогический эксперимент
С целью подтверждения гипотезы нами был проведён педагогический эксперимент, в котором приняло участие 40 детей 2-3 лет. Срок проведения данного эксперимента декабрь 2004 – июнь 2005 года. Суть его заключалась в том, что на примере экспериментальной группы определялась эффективность занятий по сенсорному воспитанию по методике Венгера, а также игр и упражнений по развитию сенсорного восприятия у детей раннего возраста.
Методы математической статистики
Обработка и анализ результатов проводился при помощи следующих математико-статистических методов. При этом вычислялись: М – среднее арифметическое; ±δ – среднее квадратичное отклонение; ± m – ошибка средней арифметической; t – критерий Стьюдента; P – уровень достоверности, определяемый по критическому значению t.
Достоверность различия между отдельными средними величинами определялась с помощью параметрического критерия Стьюдента (Б.А. Ашмарин, 1978).
2.2 Организация исследования
Исследование проводилось на базе муниципального дошкольного учреждения – детского сада №6 станицы Старощербиновской Краснодарского края.
Экспериментальная работа проводилась в соответствии с общепринятыми этапами научного исследования.
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение
Перед проведением формирующего эксперимента нами был проведён констатирующий эксперимент.
Констатирующий эксперимент в нашем исследовании состоял из 6 заданий, составленных на основании показателей познавательного развития, предложенных Е.Б. Волосовой.
При составлении этих показателей автор книги "Развитие ребёнка раннего возраста" Е. Волосова использовала собственные научно-методические исследования, многолетние наблюдения за детьми раннего возраста, а так же материалы из работы "Диагностика нервно-психического развития детей первых трёх жизни" и программы развития ребёнка – дошкольника центра "Дошкольное детство" им. А.В. Запорожца. Поэтому данному изданию можно доверять.
Опираясь на основные показатели мы подобрали ряд игр для определения уровня развития сенсорного восприятия.
1. Для называния цвета – игра "Назови какого цвета"
2. Для различения цвета – игра "Найди такой же"
3. Для восприятия объёмных фигур "Занимательная коробка"
4. Для восприятия плоских геометрических фигур – игра "Разложи фигуры"
5. Для называния размера – игра "Большой и маленький"
6. Для учёта величины – игра "Сложи пирамидку"
Задание первое: "Назови какого цвета"
Цель: выявить уровень овладения называнием четырёх основных цветов (красный, жёлтый, зелёный, синий).
Материал: набор игрушек с соответствующей окраской.
Проведение: педагог показывает игрушку и спрашивает: "Скажи, какого она цвета?". Задание выявляет правильность называния ребёнком четырёх основных цветов.
Задание второе: "Найди такой же"
Цель: выявление степени ориентировки ребёнка в семи цветах спектра, нахождения по образцу, по просьбе взрослого.
Материал: кубики, окрашенные в семь цветов спектра.
Проведение: педагог предлагает ребёнку построить башню из кубиков. Он берёт один кубик определённого цвета и предлагает ребёнку найти такой же. Ребёнок из множества кубиков должен найти и дать педагогу кубик заданного цвета.
В процессе игры выявляется понимание и ориентировка ребёнка в семи цветах спектра.
Задание третье: игра с "Занимательной коробкой"
Цель: выявление ориентировки ребёнка в конфигурации объёмных геометрических фигур (подбор к соответствующим по форме отверстиям).
Материал: коробка с отверстиями и набор объёмных геометрических фигур.
Проведение: педагог обращает внимание ребёнка на коробку и говорит: "Посмотри, какой у меня есть домик. В нём живут разные фигурки, вот они вышли погулять" (высыпает фигуры из коробки и закрывает крышку). Ребёнку предоставляется возможность потрогать фигуры руками, посмотреть на них. Затем педагог предлагает вернуть фигурки в домик, и обращает внимание на то, что у каждой фигуры своя дверь и что в домик он может попасть только через свою дверь.
В процессе игры выявляется умение ребёнка ориентироваться в конфигурации объёмных фигур.
Задание четвёртое: игра "Разложи фигуры"
Цель: определение умений ребёнка подбирать плоские геометрические фигуры по образцу.
Материал: набор плоских геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник), листы с изображением этих фигур – "домики".
Проведение: педагог предлагает ребёнку разложить фигуры по своим "домикам".
Задание пятое: игра "Большой и маленький"
Цель: выявление умений ребёнка находить и называть большой, маленький предмет.
Материал: парные картинки с изображением одного предмета, но разные по величине, 2 коробки: большая и маленькая.
Проведение: педагог предлагает разложить картинки по коробкам, при этом задаёт ребёнку вопрос о величине предмета.
Задание шестое: игра "Сложи пирамидку"
Цель: определение умения ребёнка собирать пирамидку из 4-5 колец по рисунку (по убыванию размера).
Материал: карточка, поделённая пополам, в одном конце образец пирамидки, другая сторона пустая. Кольца такие же как на образце.
Проведение: педагог показывает ребёнку карточку, рассматривает пирамидку и предлагает на пустой стороне выложить такую же.
В процессе выполнения определяется умение ребёнка выкладывать по образцу с учётом убывания размера.
Результаты констатирующего эксперимента отражены в таблице и графиках.
Рис. 1 - Показатели уровня развития восприятия детей в контрольной и экспериментальной группах до эксперимента (%)
Рис. 2 - Показатели уровня развития восприятия детей в контрольной и экспериментальной группах после эксперимента (%)
Рис. 3 - Показатели уровня развития восприятия детей в контрольной группе в ходе эксперимента (%)
Рис. 4 - Показатели уровня развития восприятия детей в экспериментальной группе в ходе эксперимента (%)
После проведения констатирующего эксперимента мы получили следующие результаты:
В контрольной группе:
Низкий уровень – 16 человек – 80%
Средний уровень – 4 человека – 20%
В экспериментальной группе:
Низкий уровень – 12 человек – 60%
Средний уровень – 7 человек – 35%
Выше среднего - 1 человек – 5%
Результаты констатирующего эксперимента представлены в таблице № 1.
Из таблицы №1 видно, что группы однородны по составу (Р > 0,05), что даёт нам право на проведение формирующего эксперимента.
Таблица 1 - Показатели развития восприятия в экспериментальной и контрольной группах до эксперимента (в баллах)
№ |
Показатели восприятия |
Экспериментальная (М1 + m1) |
Контрольная (М2 + m2) |
t |
Р |
1 |
Называние цвета |
3,20 ±0,18 |
3,09±0,18 |
0,4 |
>0,05 |
2 |
Различение цвета |
3,35±0,18 |
3,05±0,18 |
1,2 |
>0,05 |
3 |
Восприятие объёмных фигур |
3,15±0,18 |
3,00±0,18 |
0,6 |
>0,05 |
4 |
Восприятие плоских фигур |
3,40±0,06 |
3,30±0,06 |
1,25 |
>0,05 |
5 |
Называние размера |
3,75±0,06 |
3,65±0,06 |
1,25 |
>0,05 |
6 |
Учёт величины |
3,40±0,06 |
3,25±0,06 |
1,8 |
>0,05 |