Семья как источник психической травмы у ребенка

Семья играет важнейшую роль в формировании представления ее членов о самых различных сторонах действительности. В соответствии с этим могут складываться ситуации, когда представление человека о них, сформированное под преимущественным воздействием членов семьи, объективно оказывается травматизирующим. Так, для подростка с пограничной умственной отсталостью неудачи в учебе сами по себе не являются патогенной ситуацией. Однако они становятся таковыми в силу определенного отношения к этим неудачам всей семьи и особенно родителей, возлагавших на него какие-то надежды. Подросток принимает точку зрения семьи, и в силу этого ситуация приобретает психотравмирующие свойства.

2. Семья как фактор, закрепляющий действие психической травмы («хронифицирующее», «аккумулирующее» действие семьи). Психическая травма может вызвать различные реакции как самого человека, так и семьи. В одних случаях это реакции противодействия. Они направлены на скорейшую ликвидацию психической травмы и ее последствий. В других случаях реакция может быть прямо противоположной. Она так или иначе стимулирует травму, утяжеляет ее, затрудняет ее ликвидацию. В результате действия таких реакций травма «хронифицируется», «закрепляется»; неблагоприятные ее последствия аккумулируются. Это проявляется в том, что при повторяющихся травмах новая возникает раньше, чем психика успевает ликвидировать последствия предыдущей. Поэтому каждая новая травма «накладывается» на все предшествующие.

3. Роль семьи в формировании индивидуальных способов противодействия травме. Психическая травма ставит человека перед необходимостью как-то противодействовать ей. Индивид может избрать рациональные методы противодействия, защитные (вытеснение, проекция), деструктивные (инфантилизация, фиксация). Семья, как правило, играет большую роль в «выборе» способов реакции на травму:

через представления членов семьи о трудностях и «правильных», «достойных», «наиболее простых» путях их преодоления. Так, воспитание по типу «потворствующая гиперпротекция» (кумир семьи) в семье, которая к тому же поощряет демонстративное поведение, предопределяет во многом способ реакции подростка на психическую травму. Это будет демонстративная реакция.

Таким образом, семья выступает в качестве важного источника психической травматизации. Это прежде всего непосредственное участие. Семья – один из наиболее значимых источников психогенных переживаний личности. Кроме того, существуют различные способы косвенного участия семьи в процессе травматизации, в силу которых она определяет уязвимость своих членов по отношению к травме, длительность последствий травмы, ее устойчивость к терапевтическим воздействиям.


1.3           Воздействие психологического климата семьи на психику ребенка


В семейном окружении, в общении, в диалоге разных поколений происходит реальное становление психики детей и одновременно существенно изменяется психическая жизнь родителей. В современном мире семья часто оказывается на перекрестье социальных и экономических проблем общества; она – главный защитник личности, убежище и фундамент, хотя сама при этом испытывает внутренние болезненные противоречия. Связи «родитель–ребенок» имеют важнейшее значение для понимания сложившейся структуры семьи, ее актуального состояния и направлений будущего развития.

Родительские отношения, внутренний климат семьи, социальный статус, экономическое состояние семьи накладывает свой отпечаток на психику ребенка живущего в ней, формирует его характер, мировоззрение, жизненную позицию и т.д.

Рождаясь ребенок попадает в новый мир и приспосабливается к его условиям чтобы выжить. И от того какая атмосфера его окружает зависит его дальнейшее развитие. Будет ли он все время тратить силы на собственную защиту или на развитие – это будет зависеть от того что происходит вокруг него.

Как мы видим травматизация ребенка может начаться уже с его рождения. С.А. Черняева выделила основные типы травмирующих обстоятельств, связанные с онтогенетическим развитием:

1. Детство – образ мира и родительские фигуры.

Отсутствие семейного воспитания или патологические формы этого воспитания, вызванные конфликтами в семье, непоследовательностью в воспитании, неуважением к ребенку, развод родителей, воспитание без отца (по каким-либо причинам) или другими проблемами, могут привести к психологической травме.

Основные проявления:

– Комплекс сиротства. (Ощущение, что можно надеяться только на себя, переживания одиночества, слабая способность к близким отношениям, незащищенность и др.).

– Трудности в создании семьи, построении гармоничных семейных отношений.

– Трудности в религиозной жизни – неспособность принять Бога, как Отца, испытывать к Нему доверие, отношения «бунта».

2. Подростково-юношеский возраст. Травма, связанная с процессом принятием себя и развитием идентичности.

Основные проявления:

– Неприятие своего физического облика, неверие в свои силы и возможности.

– Нежелание и неумения контактировать с людьми, одиночество как результат этого – и новый источник неверия в себя.

– Неприятие своего пола; неадекватные полу сексуальные влечения.

– В религиозной жизни – уныние, отсутствие радости, «скрупулезная совесть» сочетающаяся с неумением видеть свои грехи.

3. Взрослость. Травма, связанная с принятием реальности.

Основные проявления:

– Уход в грезы, ложные представления о жизни, которые человек не хочет пересматривать.

– В религиозной жизни неприятие реальности может проявляться, например, как «крушение веры», если отсутствует желаемый результат в ответ на молитву.

Так же можно выделить некоторые типы индивидуальных травмирующих обстоятельств.

1. Развод родителей.

Основные проявления:

– Неконструктивное чувство вины.

– Чувство разрушения мира, обесцененность детских воспоминаний.

– Трудности в создании семьи, слабая ценность семейных отношений.

2. Сексуальное (в меньшей степени – физическое) насилие.

Основные проявления.

– Неконструктивное чувство вины.

– Отождествление с насильником людей, соответствующих по полу и возрасту, затрудненность контактов с ними.

– Конфликтность, аффективность.

– Иррациональные страхи.

3. Аборт; постабортный синдром. (Проявляется не только у родителей, но и у всех лиц, участвовавших в принятии или исполнении решения, а также у детей, имеющихся в семье и даже рожденных позже).

Основные проявления.

– Депрессия, иногда- в годовщины аборта.

– Нарушение семейных отношений.

– Неприязнь к многодетным женщинам, иногда – к детям вообще.

– Повышенная требовательность к детям, чувство «собственности».

– У детей, особенно, если они знают или думают, что их «не хотели» – переживания бессмысленности или случайности жизни.

4. Школьная травма.

Основные проявления.

– Неприязнь к любому обучению, иногда, к образованным людям.

– Неверие в свои силы.

– Психологические барьеры по отношению к какому-либо виду знаний, области образования, учебной дисциплине, и т.п.

– Из описания основных проявлений, выделенных эмпирически, можно выдвинуть предположение о большой распространенности людей. Переживших психологические травмы, и не преодолевших их последствия в течение длительного времени.

Стоит так же отметить тот факт, что психологи и психиатры выявили наличие еще одного существенного фактора–качества эмоциональной связи, существующей между матерью и ребенком. Любовь, с которой она вынашивает ребенка; мысли, связанные с его появлением; богатство общения, которое мать делит с ним, оказывают влияние на развивающуюся психику плода и его клеточную память, формируя основные качества личности, сохраняющиеся на протяжении всей последующей жизни. Однако ребенок подвержен воздействию только сильного стресса, глубоких и длительных переживаний матери. К ним можно отнести плохие отношения между супругами, которые, повторяясь, превращаются в застывшую модель общения. Таким образом становится понятно, что климат семьи оказывает серьезное воздействие на ребенка начиная уже с внутриутробного развития.

На основе изученных теоретических источников было выяснено как психологической климат в семье может повлиять на образование психологической травмы у ребенка. Так же было рассмотрено само понятие психологической травмы, основные причины её возникновения и влияния на жизнь человека в дальнейшем.

Так же было рассмотрено влияние психологического климата на членов семьи, его негативного воздействия и дальнейшего влияния на формирование неврозов, отклонения в поведении, деленквентного поведения и так далее.

В третьей части главы представлено влияние внутрисемейного климата на ребенка и доказано влияние семейных отношений на психику ребенка в период внутриутробного развития, что было необходимо для организации практического исследования.

По мнению ряда авторов, таких как В.С. Торохтий, Вирджиния Сатир, Е.Г. Силяева и других, именно нарушение взаимоотношений между супругами характеризует семьи с неблагоприятным психологическим климатом, и являются его основной причиной. Исходя из этого мнения, можно предположить, что неблагоприятный психологический климат в семье и нарушение межличностного взаимодействия между ее членами – явления, напрямую зависящие друг от друга, то есть неудовлетворение членами семьи потребностей друг друга, непонимание внутренних переживаний супруга или супруги, эмоциональная отрешенность, частые конфликты, бескомпромиссное различие интересов и так деле, приводит к образованию психологически нездоровой семьи.




2. Исследование влияния семейных отношений на развитие психической травмы у ребенка

 

2.1 Описание исследования


При анализе литературы нам удалось выяснить, что внутрисемейный климат, отношения между супругами, уровень их удовлетворенности семейной жизнью может положительно или отрицательно сказаться на формировании и развитии психической травмы у ребенка, проживающего в этой семье. Как известно формирование психики ребенка начинается уже в период внутриутробного его развития. Следовательно можно предположить, что неблагоприятный психологический климат в семье и нарушение межличностного взаимодействия между ее членами могут негативно сказаться на психике новорожденного ребенка. То есть конфликтные ситуации между супругами, низкий уровень эмпатии, неудовлетворенность интересов и т.д. негативно сказываются на психическом состоянии будущей матери, а следовательно и ребенка.

Цель данного исследования состоит в следующем: выявить насколько межличностное общение между супругами способствует созданию комфортной атмосферы в семье, выявить уровень тревожности членов семьи, пронаблюдать уровень сплоченности семьи и её адаптивность. Так же по итогам полученных данных предполагается составление необходимых рекомендаций для данной семьи с целью улучшения психологического климата данной семьи.

Для успешной реализации цели были поставлены следующие задачи:

1.     Исследовать уровень общения семьи.

2.                 Исследовать сплоченность и адаптивность семьи, как показатель уровня психологического климата.

3.     исследовать уровень тревожности семьи.

4.                 По итогам полученных данных разработать рекомендации по улучшению психологического климата данной семьи.

Объектом исследования является психологический климат в семье.

Предмет исследования: влияние психологического климата на психику ребенка.

Исследование проводилось в период с 10 мая по 15 мая 2009 года в молодой семье проживающей в п. Гидростроитель города Братска.

Состав семьи – 2 человека

Возраст супругов:

Супруга

Супруг

Семейный стаж 3 года

Общий стаж совместного проживания 6 лет

Образование:

супруга:

супруги:

Место работы:

супруга:

супруги:

Условия проживания: съемная квартира

Средний ежемесячный доход 20000 рублей.


2.2 Обоснование выбора методов и методик исследования


Методологической основой данной работы стали разработки в области семейной психологии и психологии развития таких авторов как А.Д. Андреева, М.И. Лисина, Г. Крайк, которые изучали критерии психического здоровья и нездоровья детей.

Исследование было реализовано с помощью следующих методов: метод организации – сравнительный, эмпирический метод – психодиагностический метод – тестирование, так как тест – это стандартизированное задание или особым образом связанные между собой задания, которые позволяют исследователю диагностировать меру выраженности исследуемого свойства у испытуемого, его психологические характеристики. В результате тестирования обычно получают некоторую количественную характеристику, показывающую меру выраженности исследуемой особенности у личности. С помощью тестирования можно определить имеющийся уровень некоторого свойства в объекте исследования и сравнить с эталоном, либо сравнить с другими показателями и выявить их взаимосвязь с помощью выделения закономерностей. Поэтому данный метод наиболее актуален и удобен для проведения данного исследования. Обработка данных происходила на основе количественного анализа собранных ранее данных с помощью методов описательной статистики.

Исследование было проведено путем диагностирования семьи и обработки полученных данных. Для проведения диагностики использовались эмпирические психодиагностические методы, такие как, метод тестирования. При итерпритировании данные полученные в ходе тестирования семьи сравнивались с данными нормы предлагаемые в методиках. Результатом стала общая картина психологического климата изучаемой семьи.

Для исследования уровня взаимоотношений между супругами, а также психологического климата данной семьи использовался метод тестирования, так как тест – это стандартизированное задание или особым образом связанные между собой задания, которые позволяют исследователю диагностировать меру выраженности исследуемого свойства у испытуемого, его психологические характеристики, а также отношение к тем или иным объектам. В результате тестирования обычно получают некоторую количественную характеристику, показывающую меру выраженности исследуемой особенности у личности. С помощью тестирования можно определить имеющийся уровень развития некоторого свойства в объекте исследования и сравнить с эталоном, либо сравнить с другими показателями и выявить их взаимосвязь с помощью выделения закономерностей. Поэтому данный метод наиболее актуален и удобен для проведения данного исследования.

Для исследования использовался рад методик:

1.                 Висбаденский опросник к методу позитивной психотерапии и семейной психотерапии (WIPPF) Н. Пезешкиана, X. Дайденбаха.

2.                 Опросник «Особенности общения между супругами.» Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, Е.М. Дубовская.

3.                 Опросник «Анализ семейной тревоги» Эйдемиллера Э.Г., Юстицкиса В.

4.                 Опросник «Шкала семейной адаптации и сплоченности» (FACES‑3) Д.Х. Олсон, Дж. Портнер, И. Лави.


2.3 Исследование влияния семейных отношений на развитие психической травмы у ребенка


Результаты исследований семьи представлены ниже в таблицах 1, 2 и 3.


Таблица 1. Результаты опросника «Особенности общения между супругами»


Доверительность общения

Взаимопонимание

Сходство во взглядах

Символы семьи

Легкость общения

Психотерапевтичность общения

супруг

Себе 3

Себе 3

2,3

3,3

3,5

3,1

Партнеру 2,5

Партнеру 1,8

супруга

Себе3,6

Себе 2,6

2,3

3,1

3,1

3,1

Партнеру 2,6

Партнеру 2,3


Оценка баллов:

1. Низкий 1 – 1,9

2. Средний 2 – 2,9

3. Высокий 3 – 3,9

4. Очень высокий 4

Средний общий балл семьи составил 2,8. Что может говорить об уровне общения чуть выше среднего.


Таблица 2. Результаты опросника «Анализ семейной тревоги»


чувство вины в семье

тревога

нервно-психическое напряжение

супруг

2

4

4

супруга

2

5

5

Диагностическое значение

5

5

6


Как можно увидеть из результатов опросника в семье повышены уровни тревоги и нервно-психического напряжения, что может говорить о неспокойной обстановке в данной семье.

По результатом опросника «Шкала семейной адаптации и сплоченности» (FACES‑3) можно сделать вывод, что семья имеет хороший уровень сплоченности 73 балла и средний уровень адаптации 51 балл.

Оценка среднего балла с точки зрения уровня сплоченности и адаптации в семье:

0–19 – очень низкий

20–39 – низкий

40–59 – средний

60–79 – высокий

80–100 – очень высокий

Результаты исследования представлены в приложении.


2.4 Анализ результатов исследования


В результате полученных данных можно говорить о достаточно благоприятном психологическом климате в данной семье.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты