Таблица 2 - Ключ
№ вопросов |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
0 |
Э+ |
П- |
Н+ |
Л- |
Э+ |
П- |
Н+ |
Н- |
П+ |
Э+ |
10 |
П- |
Н+ |
Л+ |
П+ |
Э+ |
Н+ |
Л- |
Э+ |
П- |
Н+ |
20 |
Л+ |
Э- |
П+ |
Н+ |
Л- |
Э+ |
П+ |
Н+ |
Л- |
Э- |
30 |
П+ |
Н+ |
Л+ |
Э+ |
П+ |
Н+ |
Л+ |
Э+ |
П- |
Н+ |
40 |
Л- |
Э+ |
П- |
Н+ |
Л- |
Э- |
П+ |
Н+ |
Л- |
Э+ |
50 |
П+ |
Н+ |
Л- |
Э+ |
П+ |
Н+ |
Л- |
Э+ |
П- |
Н+ |
60 |
Л+ |
Э+ |
П- |
Н+ |
Л- |
Э+ |
П- |
Н+ |
Л- |
Э+ |
70 |
П+ |
Н+ |
Л+ |
Э+ |
Н+ |
Л- |
Э+ |
П- |
Н+ |
Л- |
80 |
Э+ |
Л- |
Н+ |
Э- |
П+ |
Н+ |
Л+ |
П+ |
Н+ |
Э+ |
90 |
Л- |
Э+ |
П+ |
Н+ |
Л- |
Э+ |
П+ |
Н+ |
Л+ |
П- |
П – психотизм; Э – экстра, интроверсия;
Н – нейротизм; Л – «шкала лжи».
Глава 4. Результаты исследования
4.1 Анализы тестирования
Первый испытуемый 45 лет, женского пола работает не по специальности. На то, чтобы я протестировала её, согласилась сразу, удивление неожиданности не было. Уговаривать или давить на испытуемого. При ответах на вопрос наблюдались такие факторы: вдумывалась в вопросы, рассуждала и давала четкие и точные ответы. Время исследования тестирования было не ограничено.
В приложении 1 видны её ответы. Результаты показали, что Галина Викторовна – человек с чертами меланхолика, она человек с типичной интроверсией – спокойный, застенчивый, интроективный человек: склонный к самоанализу. Сдержанный и отдаленный ото всех, кроме близких и друзей. Планирует и обдумывает свои действия заранее, не доверяет внезапным побуждениям, любит во всем порядок. Контролирует свои чувства, её не легко вывести из себя.
Также выражены черты нейротизма. Нейротизм выражается в чрезвычайной нервности, неустойчивости, плохой адаптации, склонности к быстрой смене настроений (лабильности), чувстве виновности и беспокойства, озабоченности, депрессивных реакциях, рассеянности внимания, неустойчивости в стрессовых ситуациях. Нейротизму соответствует эмоциональность, импульсивность; неровность в контактах с людьми, изменчивость интересов, неуверенность в себе, выраженная чувствительность, впечатлительность, склонность к раздражительности. Нейротическая личность характеризуется неадекватно сильными реакциями по отношению к вызывающим их стимулам. У лиц с высокими показателями по шкале нейротизма в неблагоприятных стрессовых ситуациях может развиться невроз.
По шкале искренности ответы не превышают 10 баллов, что значит испытуемый отвечал честно и протестировать его не было необходимости. По классификации Павлова, выделили показатели темперамента личности испытуемого.
Меланхолик. У него реакция часто не соответствует силе раздражителя, присутствует глубина и устойчивость чувств при слабом их выражении. Ему трудно долго на чем-то сосредоточиться. Сильные воздействия часто вызывают у меланхолика продолжительную тормозную реакцию (опускаются руки). Ему свойственны сдержанность и приглушенность моторики и речи, застенчивость, робость, нерешительность. В нормальных условиях меланхолик - человек глубокий, содержательный, может быть хорошим тружеником, успешно справляться с жизненными задачами. При неблагоприятных условиях может превратиться в замкнутого, боязливого, тревожного, ранимого человека, склонного к тяжелым внутренним переживаниям таких жизненных обстоятельств, которые вовсе этого не заслуживают.
Второй испытуемый 18 лет, мужского пола, не работающий. Сам предложил провести с ним тест, к вопросам относился спокойно, но некоторые были непонятны потому, что их можно было понять по-разному. Его эмоции нормальные, естественные для нормального человека. Время тестирования было неограниченно.
Из приложения 2 видны его ответы. При подсчете результатов выяснилось, что Рожков Михаил также является человеком с типичной интроверсией – спокойный, застенчивый, склонный к самоанализу. Сдержанный и отдаленный ото всех, кроме близких и друзей. По шкале нейротизма: Нейротизм выражается в чрезвычайной нервности, неустойчивости, плохой адаптации, склонности к быстрой смене настроений (лабильности), чувстве виновности и беспокойства, озабоченности, депрессивных реакциях, рассеянности внимания, неустойчивости в стрессовых ситуациях. Нейротизму соответствует эмоциональность, импульсивность; неровность в контактах с людьми, изменчивость интересов, неуверенность в себе, выраженная чувствительность, впечатлительность, склонность к раздражительности. Нейротическая личность характеризуется неадекватно сильными реакциями по отношению к вызывающим их стимулам. У лиц с высокими показателями по шкале нейротизма в неблагоприятных стрессовых ситуациях может развиться невроз.
Испытуемый имеет главные черты своей личности: легко расстраивающийся, тревожный, ригидный, склонный к рассуждениям, пессимистичный, сдержанный, необщительный, тихий. По классификации Павлова испытуемый является также меланхоликом. Меланхолик. У него реакция часто не соответствует силе раздражителя, присутствует глубина и устойчивость чувств при слабом их выражении. Ему трудно долго на чем-то сосредоточиться. Сильные воздействия часто вызывают у меланхолика продолжительную тормозную реакцию (опускаются руки). Ему свойственны сдержанность и приглушенность моторики и речи, застенчивость, робость, нерешительность. В нормальных условиях меланхолик - человек глубокий, содержательный, может быть хорошим тружеником, успешно справляться с жизненными задачами. При неблагоприятных условиях может превратиться в замкнутого, боязливого, тревожного, ранимого человека, склонного к тяжелым внутренним переживаниям таких жизненных обстоятельств, которые вовсе этого не заслуживают.
Вывод по главе: эти два испытуемых оказались со схожими темпераментами личности. Поскольку характеристика темперамента определяет динамику психических процессов, то можно было бы предположить, что темперамент определяет успешность деятельности человека. Бессмысленно стремиться к тому, чтобы изменить темперамент.
Итак, подводя итог вышесказанному хочется еще раз отметить, что изучением темперамента занимались и занимаются психологи разных стран. Методы изучения его достаточно условны и не объективны, но работы в этом направлении ведутся и приносят свои плоды. Выдвинуто множество теории относительно природы темперамента и методов его изучения. К методам как уже говорилось выше относятся лабораторный, комплексный, естественный методы исследования темперамента и метод наблюдения.
О природе темперамента высказывались различные точки зрения начиная с Гиппократа и Галена, которые выделили 4 типа темперамента (эти типы практически неизменно дошли и до наших дней и используются в исследованиях современных психологов); Э. Кречмер связывал природу темперамента с химическим составом крови, его теорию поддержали У. Мак-Дауголл и японский психолог Т. Фурукова; Альбрехт Галлер ввел понятия возбудимости и чувствительности, а его ученик Г. Врисберг связал темперамент с особенностями нервной системы; И.П. Павлов экспериментально подтвердил теорию о физиологической основе темперамента; К. Сиго связал различие темпераментальных особенностей с телосложением, а В. Вундт с силой и скоростью изменения эмоций. На основе этих исследований изучение темперамента продолжается и сегодня.
Не малый вклад в изучение данного вопроса внесли работы Павлова И.П., Теплова Б.М., Мерлина В.С., Палей И.М., Ермолаевой-Томиной Л.Б и многих других.
В своей работе я постаралась освятить физиологическую основу темперамента, дать психологическую характеристику темпераментов, раскрыть связь темперамента с личностью, а так же о достижениях психологов в этой области. На мой взгляд, мне это удалось.
1. Ковалев А.Г. Психология личности, изд. 3. М., "Просвещение", 1970.
2. Краткий словарь системы психологических понятий / К.К. Платонов - М. Высшая школа 1984.
3. Мерлин В.С. Очерк теории темперамента, М., 1964.
4. Павлов И.П. Полн. собр. Соч. Т.3.Кн.2. М.-Л., 1951. С.269.
5. Немов Р.С. Психология (в трех книгах), книга 1, М., 1998.
6. Общая психология / Состав. Е.И. Рогов - М. ВЛАДОС, 1995 .
7. Психология индивидуальных различий ТЕКСТЫ / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтера, В.Я. Романова - М. изд-во МГУ, 1982 .
8. Симонов П.В., Ершов П.М. Темперамент. Характер. Личность, изд. М., "Наука", 1984.
9. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М., 1982.
10. Теоретические проблемы психологии личности, под ред. Е.В. Шорохова, М., 1974.
11. Практическая психология в тестах, или как научиться понимать себя и других, М., изд. «АСТ-Пресс Книга», 2001 г. С. 174-185.
Ф.И.О.
Возраст Специальность _____________________
Бланк для ответов
№ вопросов |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
0 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
20 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
30 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
40 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
50 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
60 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
70 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
80 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
90 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ф.И.О.
Возраст Специальность _____________________
Бланк для ответов
№ вопросов |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
0 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
20 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
30 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
40 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
50 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
60 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
70 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
80 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
90 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|